Логопедические занятия для детей

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут

Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы и , и .
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

Как составить конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия составляется в несколько этапов.

Первый этап можно назвать подготовительным. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Определение темы, программного содержания с опорой на программу, перспективное планирование, план индивидуальной работы.
  2. Формулировка программного содержания. На этом этапе определяется цель занятия. Это может быть автоматизация какого-то звука, нормализация мышечного тонуса, закрепление знаний, развитие фонематического слуха.

В соответствии с целью определяются задачи. Они обычно делятся на коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные.

  • Образовательные или обучающие предполагают перечисление того, чему ребенок будет учиться на этом занятии.
  • Развивающие связаны с психическими процессами, закреплением изученного.
  • Воспитательные задачи направлены на морально-волевые качества.

Задач не должно быть много. Каждую из них маркируют отдельно, не совмещая в одном пункте. При формулировке слова «учить», «формировать» следует заменять более конкретными «упражнять», «знакомить», «расширить», «уточнить», «систематизировать».

Подбор игр, упражнений.

Каждое из заданий должно решать одну из поставленных задач.

Подбор материала.

Выбирают материалы, которые пригодятся для проведения игр, заданий, упражнений. Их перечисляют в начале конспекта после целей и задач.

Второй этап предусматривает непосредственно описание хода образовательной деятельности.

  1. Оргмомент. Привлечение внимания ребят, напоминание правил поведения. Можно использовать сюрпризный момент. Приветствуется, когда образовательная деятельность имеет сюжетно-игровую форму.
  2. Основная часть включает игры, задания, упражнения, связанные общим сюжетом, одной целью. Необходимо просчитать время. Перед выполнением упражнения следует мотивировать детей. Например, расскажем кукле Даше, поможем медвежонку.

Задания располагают так, чтобы присутствовала смена деятельности. Они должны быть разными по степени активности.

Рекомендуется анализировать деятельность. Например, слушайте, как произносите, контролируйте силу вдоха.

В ход образовательной деятельности включается минимум одна физминутка.

Оформить конспект можно в виде таблицы.

Содержание основной частиЦель
1.Ребята, к нам сегодня прилетела бабочка. Она совсем без сил.

Как вы это поняли? (повисли крылышки). Она рассказала, что у них на лугу повяли все цветочки, бабачки не могут собирать нектар.

Почему цветы вянут? (нет воды). Как можно помочь бабочке? (посадить новые цветы).

У нас есть много цветочков, но чтобы они выросли на лугу, нужно выполнить задания, которые на них написаны.

2.Чтобы расцвел первый цветок, нужно сделать артикуляционную гимнастику «Хоботок».Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
  1. Подведение итогов. Следует вспомнить, чем занимались, похвалить ребят, указать на недостатки и сказать, как их исправить.

Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?

Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.

Поводов для беспокойства нет, если ребенок:

  • активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
  • занимается словотворчеством;
  • составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
  • пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
  • может говорить о себе в третьем лице;
  • с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
  • выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с , , и ;
  • переставляет местами буквы и слоги в словах;
  • сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
  • знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.

Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Диагностический подход

Во время логопедического обследования младших дошкольников специалист использует наглядный материал (картинки, игрушки) и дидактические игры. Речевой материал для диагностики подбирают в соответствии с возрастом. Инструкции должны быть простыми и понятными, не содержать слишком сложных конструкций.

Логопед, по возможности, проводит беседу с родителями, чтобы точнее установить причину речевого нарушения. Диагностика проводится по следующим направлениям:

  • обследование состояния моторной сферы (общая, пальчиковая, артикуляционная моторика);
  • сила и длительность выдоха;
  • звукопроизношение (проверка звука изолированно, в слогах, словах);
  • фонетико-фонематические процессы (различение звуков в речевом потоке, навыки звуко-буквенного анализа);
  • слоговая структура;
  • импрессивный и экспрессивный словарь;
  • грамматическое построение речи (умение согласовывать слова во фразах и предложениях, навыки словоизменения и словообразования);
  • сформированность самостоятельной связной речи.

Логопед обращает внимание на понимание и выполнение ребенком инструкций; насколько развернуто он отвечает; дополняет ли предложения предлогами, союзами и местоимениями. Предлагают рассказать, что изображено на картинке, про свою семью, любимую игрушку и т

д.

До 3-х лет логопед ставит ЗРР – задержку речевого развития, а уже после – одно из вышеперечисленных речевых нарушений. Это связано с тем, что происходит интенсивное усвоение ребенком языка.

Особенности упражнений со специалистами

Прежде чем специалист начинает занятия, выявляется характер дефекта в нарушении речи. Для этого собирается анамнез, рассматривается состояние прикуса, зубов, нёба и прочих речевых органов. Также изучается моторика ребенка, способность к изучению, активность словарного запаса, уровень дикции, выразительность речи, скорость разговора и т. д.

На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальная схема тренировок. Продолжительность занятий зависит от степени запущенности. В некоторых случаях достаточно провести 3 занятия для постановки звука, в других ситуациях необходимы долгие месяцы.

В основе тренировок лежат следующие методы:

  1. Игры пальчиковые способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и внимания, улучшению речи, ускорению реакций. Дополнительно согласовываются действия правой и левой руки.
  2. Гимнастика артикуляционная укрепляет мышцы аппарата, корректирует звуки.
  3. Звукоподражание, слуховое развитие.
  4. Использование постановочного зонда – специализированного устройства, которое воздействует на артикуляционные органы, корректирует степень произношения слов.

Логопедические упражнения для постановки звуков

Звуковые постановочные упражнения условно подразделяются на два вида – для согласных и шипящих. То есть тех звуков, которые произносить тяжелее всего.

Шипящие. При разработке шипящих звуков необходимо произносить их протяжно – «ж-ж-ж-ж», «ш-ш-ш», «с-с-с-с», «ч-ч-ч-ч», «з-з-з-з». Взрослый человек может делать это самостоятельно, а вот детей нужно заинтересовывать. В этом помогут картинки и игры. Учитель подбирает изображение насекомого, которое жужжит, пищит и т. д. Это может быть комар, оса, пчела, жук. Ребенок должен при виде картинки произнести соответствующий звук. Для разнообразия можно изобразить того, кто на картинке.

Согласные. С согласными буквами сложней, так как их произносить ребенку труднее. Чаще всего это буква «р» и «л».

Для их разработки придуманы специальные упражнения:

  1. Чтобы правильно произносить «р», можно представить, что вместо языка кисточка, которой можно покрасить нёбо. Для этого ребенку нужно водить языком от верхних зубов до горла.
  2. Для этих же целей нужно прижать язык к верхней части нёба, после чего резко опустить вниз вместе с челюстью.
  3. Имитация чистки зубов. Водить языком по внутренней стороне, захватывая каждый зубик.
  4. Для этой же буквы нужно приоткрыть рот и слегка высунуть язык, который придерживается зубами. Произнести: «з-з-з-з-з-з-з-з», после чего переставить язык к верхним зубам, не переставая издавать звук.
  5. Открыть рот, язык упереть о верхние зубы, произносить «д-д-д-д-д-д», не переставая. Взрослый человек должен дотронуться до языковой уздечки обратной стороной чайной ложки, создавая вибрацию влево/вправо. Это позволит преобразовать «д» в «р».
  6. Чтобы разработать «л», нужно имитировать звуки индюка. Для этого открыть рот и очень быстро двигать в разные стороны языком. При этом пытаться произнести «бл».
  7. Упираться сначала в верхние, потом в нижние зубы. Зафиксироваться в таком положении на минуту.
  8. Отлично для буквы «л» помогает цоканье языком по типу лошади.
  9. Для растягивания уздечки нужно максимально вниз опустить челюсть, а язык упереть в верхнее нёбо.
  10. Длительное время произносить «ы-ы-ы-ы», после чего переместить язык в область между зубами, что приведет к произношению буквы «л».

Упражнения при заикании

Если человек хочет избавиться от заикания, необходимо добиться максимальной плавности речи, которая формируется путем применения различных методик, но также важен и прием определенных таблеток.

Что касается постановки речи, то одним из лучшим способов работы в этом направлении является пение, однако есть и специальные упражнения:

  1. Читать стихи под спокойную мелодию, подстраиваясь под музыкальный такт.
  2. Произносить фразы/слова под ритмичные взмахи руками по типу дирижера.
  3. Взяться за руки и идти по кругу. При каждом очередном шаге произносить: «Опа-опа-опа-па, та-та-ти-та-ти-та».
  4. Предложить ребенку поиграть в прыгающих цыплят. Для этого попеременно прыгать на разных ногах и проговаривать: «Хлоп-топ-хлоп, уф-ив-аф, ап-цап-тап, тап-тип-рап, роп-цып-цып».
  5. Чередовать произношение разных гласных звуков. На один хлопок руками сказать «а», на второй – «о», на третий – «е» и т. д. После освоения этой программы упражнение усложняется. Нужно чередовать хлопки с притопами ногами.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы и , если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня:
    • 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
    • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
    • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

Развитие общего подражания

Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.

Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.

Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.

Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е

лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.

Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).

Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.

Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).

Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.

Игры с общим подражанием

  • Делаем зарядку. Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
  • Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
  • Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:

«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!

Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!

А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!

И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»

Сначала движения выполняются медленно, далее быстрее и без участия взрослого.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Советы родителям

Приступать к домашним логопедическим занятиям следует только после того, как ребенка осмотрели специалисты — ЛОР, невролог и логопед. Они помогут найти истинные причины дефекта речи и подскажут некоторые приемы, которые будут направлены на устранение конкретного дефекта у данного ребенка, учитывая его анатомические и другие особенности. Логопедическое обследование поможет установить, в какой части речевого аппарата возникает зажим или другое препятствие.

Заниматься с ребенком следует ежедневно. У малыша должна быть возможность постоянно практиковать новые движения и произношение. Поначалу дошкольник может жаловаться на усталость, ведь правильная постановка речевого аппарата для него вновь. Однако постепенно она станет естественной, все будет получаться без особых усилий, нормальная постановка губ и языка станут нормой.

Родителям следует инициировать начало занятия только тогда, когда чадо хорошо отдохнуло, поело, находится в хорошем настроении, готово к игре и занятиям. Через силу, через принуждение логопедические занятия не проводят, поскольку пользы от них будет немного, если ребенок будет относиться к ним как к повинности.

Маме и папе нужно набраться терпения, ведь процесс коррекции дефектов речи достаточно длительный и кропотливый.

Не стоит стесняться спрашивать у специалистов совета. Также желательно ознакомиться с литературой по логопедии. Для данного возраста можно порекомендовать книгу Н. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет», «Уроки логопеда — для развития речи» Е. Косиновой и «Веселую логоритмику» Е. Железновой. Если есть желание помочь ребенку справиться с дефектом речи, начинать стоит именно с прочтения этих книг.

В следующем видео вас ждет еще больше информации о развитии речи у ребенка 5-6 лет.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми

С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно

Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Делаем зарядку!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие понимания речи.

Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии. Педагог становится напротив детей. Он предлагает детям поиграть в игру. Педагог выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

  • Руки вверх!
  • Руки в стороны!
  • Теперь походим – топ-топ-топ!
  • Руки вперед!
  • Похлопаем в ладошки!
  • Руки на пояс!
  • Присели!
  • Стоим!
  • Попрыгаем – прыг-скок!

Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей. Если игра проводится индивидуально с ребенком, можно предложить ему поменяться ролями:А теперь давай меняться – ты показывай, а я буду повторять.Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий