Что такое вегетососудистая дистония и минимальная мозговая дисфункция
Вегетососудистая дистония или ВСД– это состояние, которое включает в себя нарушение тонуса сосудов (дистония) ввиду нарушения вегетативной иннервации стенки сосудов (вегетососудистая). ВСД приводит к ухудшению питания тканей мозга и отклонению функции мозга (минимальная мозговая дисфункция).
Например, нарушение поведенческих реакций у детей, расстройства поведения, повышенная возбудимость, задержка физического и психического развития и др. – это все минимальная дисфункция мозга.
Что же в таком случае максимальная мозговая дисфункция? Нет такого понятия. Есть выпадение функции мозга, например, при инсульте или его инфаркте, когда полностью прекращается кровоток (например, тромбоз) или кровоток снижается до критических значений (например, стенозирующий атеросклероз).
Вегетососудистая дистония — это одно из самых распространенных состояний, которые нарушают качество жизни и вызывают большой спектр заболеваний. Таких, как головные боли, несистемное головокружение, шум в ушах, боли в области сердца, гипоталамические расстройства и многое другое.
Как? Измененные параметры кровотока заставляют мозг не только менять свою функцию, но и стареть раньше. Этот процесс называется ДЭП (дисциркуляторная энцеалопатия).
Теперь почему поднят этот вопрос?
Потому, что у человека имеется нередко несколько заболеваний сосуществуют одновременно. Например, стенозирующий атеросклероз и ВСД. Что из них важнее? Что нужно лечить первым?
Проблема в том, что при поверхностном обследовании, первым в глаза бросается, конечно, атеросклероз. Он нередко побуждает доктора списывать всю симптоматику на сужение сосудов.
Как это описано e нашего 70-летнего пациента в статье «Старение начинается с сосудов». Он полностью компенсирован благодаря лечению вегетососудистой дистонии. Да, нам удалось уменьшить атерсклеротическое сужение сосудов. Но, это было потом. Сначала мы ему не дали умереть от спазма коронарных сосудов (ВСД) и критического замедления скорости кровотока как в мозге, так и в сердце.
Подбор схемы лечения
Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями
Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день
Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.
Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.
Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.
Как помочь здоровому развитию ребенка?
Многие современные родители, которые хорошо понимают, что ММД – не особенность характера, а проблема, которую можно устранить или уменьшить, уделяют большое внимание правильному выбору безопасных и эффективных препаратов. Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами
Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров
Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами . Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров.
Научно доказано, что «Семакс 0,1%» является одним из наиболее эффективных препаратов для улучшения памяти у детей. Серьезный положительный эффект препарата в развитии нервной системы ребенка подтверждается тем, что его успешно применяют не только для лечения ММД, но и для развития детей с нарушением интеллекта.
Многочисленные исследования препарата «Семакс 0,1%» подтвердили его способность повышать концентрацию внимания, которая очень важна для занятий в школе, а также сопротивляемость стрессам, усидчивость и усвоение информации. При минимальных мозговых дисфункциях лечение с применением «Семакса 0,1%» способствует развитию речевых, коммуникативных и прочих навыков, важных для хорошей социальной адаптации и успехов в учебе.
Правила приема «Семакса 0,1%»
Прием 20 дней
По 2 капли в каждый носовой ход 2 раза в день последнее закапывание до 17:00
Курс 3 флакона 2-4 курса в год
- во флаконе содержится 60 капель
- закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку
Синдром «нехочухи»
Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).
Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:
- Проблемами с чтением (дислексией)
- Нарушением письма (дисграфией)
- Нарушениями речевых функций
- Проблемами со счетом (дискалькулией)
- Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
- Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.
Характер не исправишь?
Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).
Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.
Причины синдрома вегетативной дистонии
Синдром вегетативной дистонии классифицируют как следствие разнообразных патологий центральной и периферической нервной системы. СВД не является самостоятельным заболеванием и редко приходит в одночасье. Причины синдрома вегетативной дистонии следующие:
- Проблемы дома, в школе, которые приводят к систематическим постоянным стрессам;
- Поражение головного мозга вследствие проблем протекания беременности;
- Гормональная перестройка в подростковом возрасте (переходный возраст);
- Наследственность, выраженная плохой переносимостью труда, высокой метеотропностью и так далее;
- Заболевания эндокринной системы (сахарный диабет и так далее);
- Бронхиальная астма, язва желудка, гипертония и другие соматические патологии;
- Пассивный образ жизни;
- Систематические заболевания нервной системы;
- Кариозные зубы, гайморит, отит и другие постоянные очаги инфицирования;
- Умственная и физическая перегрузка;
- Постоянные заболевания аутоиммунного типа.
Лечение минимальной мозговой дисфункции в клинике «Остмед»
В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.
Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию. Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.
Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.
Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.
Остеопатическое лечение безболезненно, прикосновения доктора — легкие, мягкие, нежные. При лечении детишек процедуры длятся 20-25 минут и назначаются один раз в неделю. Обычно за 4-5 процедур удается значительно оптимизировать кровоснабжение, хотя, конечно, необходимое количество процедур всегда определяется индивидуально для каждого ребенка.
Проявления моторной алалии
Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.
Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.
В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.
У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.
У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.
Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.
Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности
У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление
Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.
Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.
Симптомы синдрома вегетативной дистонии
Симптомы СВД напрямую зависят от того, какая система или какой орган были поражены. Заболевание приводит к дисфункции систем организма. По характеру течения у детей выделяют следующие отклонения:
Ваготония – нарушение нервной системы, которое проявляется акроцианозом стоп и кистей. Данная патология проявляется посинением конечностей. Причиной тому является чрезвычайно медленное поступление крови к конечностям через маленькие сосуды. Также симптомами СВД являются угревая сыпь, гипергидроз, а также аллергии и отеки под глазами. В случае депрессивного нарушения нервной системы кожа становится холодной, сухой и достаточно бледной, сосудистая сетка становится невыраженной. В некоторых случаях могут быть замечены экзематозное высыпание, зуд.
Характерным нарушением является отчетливое нарушение терморегуляции: плохая переносимость морозов, сырой погоды, сквозняков, а также постоянный озноб и зябкость.
Дети с синдромом вегетативной дистонии часто жалуются на плохую работу желудочно-кишечного тракта. Тошнота, боль в животе, рвота, изжога, понос или, наоборот, длительные запоры, боль за грудиной, ком в горле – привычное дело при СВД. Причиной этих нарушений является сокращение мышц пищевода и глотки. В зависимости от возраста ребенка самыми популярными симптомами синдрома вегетативной дистонии являются: боль в области живота – 6-12 лет; периодическая рвота – 3-8 лет; поносы и запоры – 1-3 года; колики и срыгивания – до 1 года.
Наиболее отчетливо СВД представлен нарушениями функции сердечно-сосудистой системы. Это состояние называется нейроциркуляторная дистония. При данном заболевании может быть огромное количество нарушений работы сердца, самые популярные из которых связаны с нарушением проводимости и сердечного ритма. Традиционно к дисфункции сердца относят:
Экстрасистолия – сокращение сердца раньше установленного времени. Среди всех аритмий детская экстрасистолия заметно лидирует: порядка 75% случаев приходятся именно на это нарушение. При экстрасистолии пациенты жалуются на головную боль, раздражительность, головокружение, чрезмерную утомляемость и так далее. Параллельно с этим возникают и другие заболевания и отклонения: высокая метеотропность, метеозависимость, а также вестибулопатия. Пациенты быстро утомляются при нагрузках, их работоспособность находится на очень низком уровне.
Пароксизмальная тахикардия – крайне внезапный симптом. Без адекватных на то причин сердце ребенка начинает стучать намного быстрее. Это может длиться как несколько часов, так и пару секунд. Чаще всего жертвами пароксизмальной тахикардии как следствия синдрома вегетативной дистонии становятся дети с высоким исходным тонусом и легкой либо острой недостаточностью симпатического отдела.
Пролапс митрального клапана часто сочетается со стигмами дизэмбриогенеза (незначительные аномалии развития). Чаще всего это указывает на некую неполноценность вегетативной дистонии, а также соединительной ткани.
Вегетативная дистония в сочетании с артериальной гипертензией характеризуется увеличением артериального давления. Это достаточно популярное отклонение, которое нередко перерастает в гипертонию различных степеней. Симптоматика данного отклонения следующая: ухудшение памяти, кардиалгия, раздражительность, чрезмерная утомляемость, головокружения и частые головные боли. Что касается головной боли, она одолевает затылочно-теменную или затылочную зону и имеет монотонный давящий характер. Она появляется после пробуждения или днем и способна усиливаться после определенных нагрузок. Зачастую к головным болям добавляется еще один симптом – тошнота, но до рвоты дело не доходит.
Вегетативная дистония, сочетающаяся с артериальной гипертензией проявляется уже в 7-9 лет. Как правило, она влияет на пульсовое давление, которое опускается до отметки в 30-35 мм ртутного столба. Головные боли при данном заболевании можно легко притупить при помощи перерыва в учебе или отдыхе от физических нагрузок, полноценного здорового сна, пеших прогулок на свежем воздухе.
При данном заболевании отмечается ухудшенное физическое развитие детей. Степень этого отставания зависит исключительно от степени самого заболевания. Чаще всего дети, страдающие вегетативной дистонией с артериальной гипертензией, имеют бледную кожу, красный дермографизм и ярко выраженную сосудистую сетку.
Проявления и симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей
Педагоги и родители могут отмечать у ребенка с минимальными мозговыми дисфункциями нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность; при этом, сила проявления эмоций высока, ребенок трудно успокаивается). Данные проявления ММД связаны с нарушением регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаваться впечатление, что такие дети плохо слышат: их приходится окрикивать по несколько раз, повышать на них голос. Однако причина таких особенностей в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей в обучении: невыдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.
Двигательная сфера детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), начиная с раннего возраста, характеризуется повышенной моторной активностью. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии. Кроме того, характерны многочисленные двигательные нарушения: такие дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п. Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.
Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий
Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.
После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:
- нейропсихолог;
- логопед-дефектолог;
- детский психолог.
Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.
Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).
Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:
- здоровый сон – не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
- режим дня;
- правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
- отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
- не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
- ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.
Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка
Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку
Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома
Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.
Какие расстройства можно отнести к минимальной мозговой дисфункции у детей?
Разнообразие факторов, которые лежат в основе ММД, неоднородные клинические проявления приводят к тому, что необходимо дифференцировать целый ряд состояний, объединявшихся ранее в диагноз «Минимальные мозговые дисфункции». Последняя редакция международной классификации болезней МКБ-10 выделяет следующие состояния, обусловленные ММД:
- Нарушения психологического развития:
- расстройства развития речи;
- расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия;
- расстройства развития двигательных функций: диспраксия.
- Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
- поведенческие нарушения.
Кроме того, в ряде случаев, ММД является причиной различных речевых расстройств (задержки речевого развития, общего недоразвития речи).
С точки зрения нейропсихологии основой различных клинических форм нарушений развития и поведения служат различные сочетания пострадавших зон мозга или минимальных мозговых дисфункций. Клиническая практика показывает, что у детей нередко наблюдаются сочетания симптомов, характерных не для одной, а для нескольких диагностических рубрик по классификации МКБ-10. При этом, с целью выявления рациональной тактики диагностики и лечения, специалисты выделяют ведущий симптомокомплекс.
Диагностика и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
Родителям нужно знать, что дети с ММД нуждаются в комплексном подходе и, кроме медикаментозных препаратов, в процесс лечения следует включать психотерапию, нейропсихологическую коррекцию и модификацию поведения.
Психоневролог назначит необходимые аппаратные объективные исследования и, при необходимости, медикаментозную терапию.
Нейропсихолог с помощью специальной диагностики выявит, какие именно отделы головного мозга ребёнка недостаточно зрелы, работают дефицитарно или компенсаторно; разработает индивидуальную коррекционную программу для их развития. Психотерапевт поможет наладить отношения в семье, ребенку адаптироваться в социуме, справиться с тревогой, агрессией и т.д.
Рекомендации и советы родителям
В процессе лечения минимальной мозговой дисфункции должны принимать участие не только родители и сам ребенок, но и остальные члены семьи и, безусловно, педагоги. Близкое к ребенку окружение должно понимать, что действия ребенка с ММД часто неосознанные; со многими сложными ситуациями он не может справиться самостоятельно в силу особенностей своей личности
Очень важно с пониманием относится к ребенку, чтобы вокруг него не возникало излишнее напряжение. Спокойное и последовательное отношение к малышу имеет такое же значение, как и специально назначенное лечение
Воспитание ребенка с диагнозом ММД — задача непростая, но вполне выполнимая, если обратиться за помощью к специалистам: в первую очередь, неврологу и нейропсихологу.
Коррекция ММД
Важную роль в лечении и социальной адаптации ребенка играет своевременная коррекция ММД. Наибольшую эффективность показывает комплексная работа с применением:
- психолого-педагогических мероприятий;
- медикаментозной терапии.
Работа с маленьким пациентом одновременно ведется по разным направлениям:
педагог или психолог стремится свести к минимуму проявления социальной запущенности, объясняют родителям, как правильно общаться с ребенком, поощрять его успехи;
важно ограничить просмотр телевизора, отдавать предпочтение спокойным играм, которые задействуют внимание;
физиотерапевтические процедуры помогают улучшить функционирование ЦНС, используются массажи, ЛФК.
В настоящее время для лечения ММД у детей применяются ноотропные препараты и стимуляторы ЦНС, которые показали высокую клиническую эффективность. При ММД специалисты дают положительный прогноз: примерно половина детей «перерастают» заболевание, другим нужна помощь.