Помощь в том, как выбрать профессию ребенку

Если увлекается «бесперспективным» хобби

С «взрослой» точки зрения изготовление украшений из бисера или рисование комиксов не похоже на серьёзную профессию

Если подросток имеет подобные увлечения, не торопитесь переключать его внимание на что-то более перспективное. Творчество имеет накопительный эффект: когда придёт время, ребёнок сам направит энергию в новое русло или добьётся успеха в этой деятельности

С подростком, который нашёл занятие по душе, нужно быть деликатными: предлагать попробовать что-то ещё, но не настаивать. Специалистов в каждой профессии много, но настоящими профессионалами становятся лишь единицы. Посмотрите на сайты вакансий: требуются не только рядовые сотрудники, но и главные бухгалтеры, руководители предприятий и люди творческих профессий. Если ваш ребёнок знает, что ему нравится, он сможет добиться успеха, стать лучшим в своей области.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

“На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться”.

Кто может помочь с выбором профессии?

Если вы хотите, чтобы ребёнок научился принимать важные осознанные решения, обратите внимание на программу профориентации «Система-выбор». Наши профессионалы полностью сопроводят вас по нелёгкому пути выбора: с подростком будет общаться наставник, а с вами, родителем — тренер потока

Он поможет правильно говорить с ребёнком, направлять его и поддерживать.

После прохождения программы подросток лучше узнает себя, научится принимать самостоятельные решения, сможет направлять свою жизнь в правильное русло. Наставник поможет ребёнку исследовать современные и востребованные профессии, провести интервью с профессионалами интересующей подростка сферы, примерить профессию на себя.

Помогите ребёнку сделать важный выбор!

Выбор учебного заведения

Второй, немало важный момент – выбор учебного заведения. Нужно изучить рейтинг вузов, отзывы и тому подобное. Насколько конкурентным на рынке труда будет полученный со временем диплом.

Значительное количество будущих студентов проживает в небольших городах или селах. Поэтому, выбирая ВУЗ, в котором будет учиться ребенок, мы выбираем тот город, который станет для него на какое-то время домом. Насколько готовы дети и родители к такому шагу? Ведь это серьезная перемена в жизни ребенка: новая обстановка, новые люди, другие ценности.

Так же следует подумать и о самом месте проживания: общежитии, или квартире. В данном случае важны условия и цена. Кроме того, насколько далеко от дома находится город, в котором ребенок планирует учиться, как часто у него будет возможность приезжать домой?

Все эти, казалось бы, мелочи, на самом деле существенно влияют на внутренне состояние ребенка и на его жизненный успех. Психологи говорят, что такие перемены в жизни ребенка – это стресс для него. И не стоит говорить о том, что они уже достаточно взрослые в таком возрасте и самостоятельные. Лишь небольшой процент детей безболезненно переживает момент таких серьезных изменений в их жизни.

Важный стимулирующий фактор – это стипендия. Ее получение повышает ответственность, интерес к учебе, в крайнем случае, к конечному результату – сдаче сессии

У ребенка появляются собственные деньги, заработанные интеллектуальным трудом, повышается, что немало важно, самооценка. Отсюда вывод – нужно стремиться поступить на бюджет

Кроме того, бесплатное обучение даст возможность сэкономить приличные деньги, родителям не придется платить за учебу, они не будут «отдавать последнее», дабы дать образование своему чаду. И в принципе, любой ответственный ребенок, который понимает, насколько сложно будет родителям дать ему платное образование, будет сам стремиться поступить на обучение на бесплатной основе.

Поймите, что невозможно в 16-18 лет выбрать себе профессию на всю жизнь

Это понимание даёт нам, родителям, не так сурово и жёстко смотреть на процесс выбора профессии. Этот возраст очень непостоянный. Сегодня нравится одно, а завтра — другое. И это нормально.

Мы живём в 21 веке, когда нас окружает много информации и большие возможности. Сейчас каждый может зарабатывать и с образованием, и без него. Каждый может получить абсолютно любое дополнительное образование.

Даже если ребенок поступит в вуз на специальность, которая ему потом разонравится, это не приговор. Он все равно сможет найти свое место в мире — перевестись в другой вуз, окончить дополнительные курсы, пойти на стажировку. Вариантов много.

Важно понять, что даже если ваш ребёнок выберет профессию и будет утверждать, что в будущем он точно пойдёт по ней работать, это далеко не факт. За годы обучения он сумеет лучше понять себя и свой внутренний мир, сменит множество коллективов и попробует себя в новых направлениях

Это всё очень сильно повлияет на него — и он может решить, что ему не интересна та профессия, на которой он учился все эти года.

Поэтому не относитесь так сурово к выбору профессии и не настаивайте на какой-то определённой. Все может еще много раз поменяться.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

“На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием”.

Помогайте им справляться со своими эмоциями

Эмоции не всегда бывают приятными. Некоторые эмоции, вроде гнева или раздражения, детям понять очень и очень непросто, особенно если они раньше не испытывали ничего подобного. Когда детей что-то расстраивает или огорчает, их нужно учить, как справляться с этими чувствами. Дети, которых этому не учили, часто выражают внутренние эмоции в физической форме – с помощью ударов, пинков и крика. Вряд ли такое поведение может привести к тому, что вашего ребенка можно будет назвать добрым

Именно поэтому гарвардские психологи считают, что родителям нужно уделять должное внимание обучению своих детей тому, как справляться с эмоциями более адекватным и здоровым способом

«Мы должны научить своих детей тому, что испытывать чувства – любые чувства – это нормально, но что некоторые способы справляться с ними намного лучше, чем другие. Дети должны научиться справляться со своими чувствами более продуктивными способами», – добавляют к вышесказанному гарвардские психологи. Дети должны не только понять, что испытывать неприятные эмоции – это нормально, но и научиться тому, как пропускать их через себя и отпускать навсегда.

Какой опыт родителей мешает детям?

Во-первых, мы не даем детям рисковать.

Другими словами, не даем получить свой опыт

С самого рождения родители окружают свое чадо повышенным вниманием. Папы и мамы стараются во всем защитить его, даже если в этом нет реальной необходимости

Цель таких родителей – сопровождать каждый шаг ребенка, предохранять от возможных опасностей, которые нередко являются плодом родительского воображения. Мамам свойственно беспокоиться по любому поводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, а также обязывать поступать определенным образом.

Да, мы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Многие родители, в страхе за безопасность собственных детей, окружают их подобной «заботой». Я бы сказала, не столько заботой, сколько – опекой. Кому нужна опека? Опека нужна беспомощным. Вы считаете своих детей беспомощными?

Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями.

Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально!

В подростковом возрасте и девочкам, и мальчикам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения.

Вторая крайность родителей – мы слишком быстро бросаемся на помощь.

Когда мы сломя голову спешим на помощь и чрезмерно окружаем ребенка «заботой», мы лишаем его необходимости самому искать выход из сложных ситуаций. Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то всегда спасет их или сделает за них работу. Многие мамы удивляются, почему их дети не хотят помогать по дому, ходить в магазин, делать те же уроки. А зачем? Ведь есть человек, который может всё сделать вместо них.

В таком случае, родители рискуют воспитать иждивенца, а дети рискуют оказаться неприспособленными к взрослой жизни. Как можно помочь в такой ситуации? Вместо того, чтобы делать работу за своего ребенка, помогите ребенку развить любознательность. Как этого можно достичь? Все дети рождаются любопытными. А станут ли они любознательными, зависит от окружения

Важно поощрять и поддерживать ребенка в стремлении узнать что-то новое, давать ребенку возможность самостоятельно исследовать, додумать, ответить, принять решение

Третье – мы не рассказываем о своём опыте,

а если рассказываем, то это превращается в чтение нотаций

А где начинаются нотации, там заканчивается внимание детей. Отличная возможность поделиться своим опытом во благо – это рассказать детям о неудачах и победах, которые вы совершали в их возрасте, избегая излишних нравоучений

Расскажите им, что вы чувствовали, когда столкнулись с похожими обстоятельствами, чем руководствовались в поступках, какие уроки усвоили. Акцентируйте внимание на том, что это ваш опыт и ваши выводы. У вашего сына или дочери другая жизнь, жизненные ситуации и он сделает лучший выбор и вывод для себя.

Еще одна крайность – мы акцентируем внимание на негативном опыте. Если все время вспоминать то, что не получилось единожды или дважды, это программирует человека на неудачу в будущем

Надо ли вам это? Опыт не бывает хорошим или плохим, он может быть осознанным или неосознанным. Опыт дает нам возможность принимать решения, делать выводы и двигаться дальше

Если все время вспоминать то, что не получилось единожды или дважды, это программирует человека на неудачу в будущем. Надо ли вам это? Опыт не бывает хорошим или плохим, он может быть осознанным или неосознанным. Опыт дает нам возможность принимать решения, делать выводы и двигаться дальше.

Мы боимся сознаться, что чего-то не знаем.

Знакомая ситуация? Почему взрослые так поступают, скорее всего, так поступали ваши папа и мама. И вы тоже боитесь «упасть в грязь лицом» и сознаться, что вы чего-то не знаете. А ведь это прекрасная возможность попросить помощи у ребенка и попробовать найти ответ вместе.

Советы

Помогайте ребенку, оказывая свою поддержку и заботу

  1. Если в Вашей семье родители из поколения в поколение помогают своим детям, даже когда они становятся взрослыми людьми, и Вас это устраивает, можете оставить все, как есть. Если же осознаете, что подобными действиями только затягиваете процесс становления самостоятельности дочери или сына, то можете это изменить. Возможно, Вам будет сложно самостоятельно принять такие перемены, тогда можно будет обратиться за помощью к психологу, который научит, как правильно поменять свою модель поведения.
  2. Если Ваш случай — это наличие чувства вины за то, что когда-то не смогли дать своему ребенку всего сполна, то такую проблему необходимо разбирать с психотерапевтом. Специалист сумеет проработать Ваше чувство вины, принять ситуацию, как должное, так как нет Вашей вины в том, что не было возможности давать малышу всего, чего он хотел. Сейчас Ваше чадо должно стать самостоятельным, научиться без чьей-либо помощи решать свои проблемы, в том числе и финансовые. Вы же можете делать ему подарки, например, на день рождения или Новый год.
  3. Если «ребенок» Вами манипулирует, требую продлевать свою заботу, в том числе материально его обеспечивать, то необходимо прекращать эту зависимость. Крайне сложно самостоятельно пойти поперек желания «взрослого малыша», особенно если присутствует огромнейший страх касательно того, что детина сдержит слово и перестанет навещать, не будет помогать в старости. В таком случае необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, который научит, как реагировать на такую ситуацию, как побороть свой страх.
  4. Если Вы самостоятельно продолжаете помогать ребенку, даже если он об этом не просит, просто потому, что не осознаете, что рядом уже взрослый человек, который имеет свой жизненный путь, то самое время это осознать и перестать навязываться. Если самостоятельно не получается побороть свое внутреннее состояние, стоит обратиться за помощью к специалисту, чтоб выявить истинную причину подобного поведения, излишней любви и потребности продолжать оказывать заботу.
  5. Если Ваш сын или дочь без конца и края влезает в какие-то неприятности, долги, то самое время сказать, что больше Вы не будете решать его проблемы, иначе ребенок так никогда и не поймет, что нужно нести ответственность за свои поступки, думать головой, прежде чем что-то совершать.
  6. Если Вы боитесь того, что Ваше повзрослевшее чадо не справится со взрослой жизнью, нужно осознать, что и Вы когда-то были на его месте, и смогли со всем справиться, не пропали. И Вашему ребенку тоже все удастся.
  7. Если привыкли постоянно все контролировать, то необходимо понять, что подобными действиями Вы буквально перекрываете своему ребенку кислород, не даете самостоятельно развиваться, совершать свои ошибки. Кроме того, тотальный контроль может вызывать негативные эмоции у человека, нежелание общаться с родителями в дальнейшем. Ваш постоянный контроль может привести только к потере уважения и возможности общаться с ребенком. Иногда очень сложно переучить себя, начать спокойно реагировать на то, как себя ведет «взрослый малыш», и тогда стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, которые сумеют выявить истинную причину потребности в том, чтоб все держать под контролем (вероятно, что контролируете Вы не только своего ребенка).

Теперь Вы знаете, нужно ли помогать взрослому ребенку, особенно если подобная помощь идет в ущерб себе. Помните о том, в каких случаях допустимо оказывать поддержку «взрослому ребенку», а в каких это нежелательно. Позвольте своему чаду начать свой жизненный путь, повзрослеть, научиться самостоятельно решать свои проблемы, перестать быть ребенком.

Решение разных проблем

Важнейшим и первоочередным шагом в поиске специальности является обдуманный правильный выбор – необходимо решить, в чем вы хотите добиться профессионализма. На конечный вариант выбора профессии влияют два главных фактора: первый – это уровень заработной платы и востребованность специальности, а второй – личные увлечения и склонности.

Чаще всего проблемы возникают тогда, когда необходимо выяснить, какие у выпускника склонности, и какая работа к ним близка. Рассмотрим несколько самых частых проблем, появляющихся во время профориентации.

«Я ничего не хочу»

Юному абитуриенту ничего не нравится – ни одно ремесло не представляет для него интереса. Когда поиск зашел в тупик, действуйте сразу по нескольким пунктам.

Исследуйте специальности. Вчерашний выпускник еще никогда не работал, ни одно занятие ему незнакомо. Сложно сделать выбор, когда не знаешь, из чего выбирать и по каким критериям сравнивать. Попробуйте сходить на мастер-классы, поговорите с профессионалами своего дела, посетите экскурсии на промышленных предприятиях или специальные мероприятия для знакомства со специальностями.

Поговорите с карьерным консультантом. В подростковом возрасте бывает трудно выяснить свои наклонности, но можно с уверенностью сказать, что не бывает людей без интересов и увлечений

Консультант поможет вам определиться со склонностями и расскажет, в каком ремесле их можно применить.

Обратите внимание на хобби. Иногда бывает так, что увлечение ребенка может стать прибыльной профессией, хоть на первый взгляд так и не кажется.

«Мне нравится то, на чём сложно заработать»

Данная ситуация складывается тогда, когда у выпускника есть серьезное увлечение, но приличного заработка от него пока не получается. Мечты нужно воплощать в жизнь, поэтому обязательно пробуйте дальше продвигать свое ремесло по карьерной лестнице, но также одновременно ищите профессию, тесно связанную с вашим хобби. Например, если нравится рисовать картины, но продавать их довольно долго и сложно, попробуйте себя в рекламе – это обеспечит вашу жизнь и позволит продолжать заниматься любимым делом.

Другое сложное ремесло – это актерское мастерство, на нем очень сложно заработать в начале карьеры. Вы можете параллельно получить образование юриста в сфере культуры, при этом продолжая играть в театральных сценах или сниматься в массовке. Такая база откроет возможность самостоятельно обеспечивать свою жизнь, а если вы станете профессиональным актером, знание законов лишь станет крепким фундаментом карьеры.

«Мою будущую профессию ещё не придумали»

Совсем не нужно расстраиваться, если появилась такая мысль в голове. Когда вы четко понимаете свои склонности и точно знаете, что ваше ремесло будет пользоваться спросом, смело открывайте новую специальность. У вас есть шанс основать свою ячейку на рынке, стать первооткрывателем и лидером в своем деле.

Никто не понимал Ральфа Лорена, когда тот стал вводить в моду необычные фасоны женской и мужской одежды. Генри Форд конструировал машины тогда, когда никто и не подозревал, что спустя несколько десятилетий вся планета будет ими заполнена.

Как выбрать правильную профессию

Чтобы выбрать хорошую профессию, необходимо учитывать следующее:

Думать, чего хочется от будущей профессии. При этом нужно определиться со своими планами, целями и задачами

Немаловажное значение имеет сфера, в которой интересно работать, какой образ жизни планируется вести, какое значение имеет размер зарплаты. Учитывать склонности, интересы, желания. При этом из увлечений нужно выбрать главные

Ребенок должен знать, что ему нравится и что получается лучше всего. Интерес является стимулом к получению новых знаний, помогает расширить кругозор и преодолевать препятствия на пути получения профессии. Поинтересоваться мнением окружающих. Это нужно сделать при появлении сомнений. Иногда ребенку сложно увидеть те направления, в которых он преуспевает. В такой ситуации ему помогут родственники, друзья, учителя. Пройти профориентацию. Существуют специальные методы, которые помогают в выборе профессии. Они дают возможность объективно оценить свои склонности и способности. Это поможет определиться с профессией с учетом индивидуальных особенностей. Учитывать состояние здоровья. Некоторые сферы деятельности связаны с достаточно серьезными нагрузками. При наличии проблем со здоровьем рекомендуется получить консультацию врача. К примеру, аллергикам не стоит выбирать специальность химика или парикмахера, а людям с болезнями сердца не рекомендуется становиться летчиками

При этом из увлечений нужно выбрать главные. Ребенок должен знать, что ему нравится и что получается лучше всего. Интерес является стимулом к получению новых знаний, помогает расширить кругозор и преодолевать препятствия на пути получения профессии. Поинтересоваться мнением окружающих. Это нужно сделать при появлении сомнений. Иногда ребенку сложно увидеть те направления, в которых он преуспевает. В такой ситуации ему помогут родственники, друзья, учителя. Пройти профориентацию. Существуют специальные методы, которые помогают в выборе профессии. Они дают возможность объективно оценить свои склонности и способности. Это поможет определиться с профессией с учетом индивидуальных особенностей. Учитывать состояние здоровья. Некоторые сферы деятельности связаны с достаточно серьезными нагрузками. При наличии проблем со здоровьем рекомендуется получить консультацию врача. К примеру, аллергикам не стоит выбирать специальность химика или парикмахера, а людям с болезнями сердца не рекомендуется становиться летчиками.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно изучить достоинства и недостатки профессий

  • Детально изучить достоинства и недостатки профессии. За названием определенной специальности скрывается много особенностей. Они связаны с условиями, характером деятельности, предметами труда. Определиться с ними помогут различные презентации и профессиограммы, которые представляют собой описания особенностей конкретной профессии.
  • Изучить рынок труда. При этом нужно собрать максимум информации относительно востребованности той или иной профессии. Стоит поинтересоваться на какие вакансии появится спрос через 5 лет, когда закончится учеба. Это поможет стать востребованным на рынке труда после ее завершения.
  • Проанализировать собственное финансовое положение. Стоит подумать, есть ли возможность получить платное образование. Некоторые профессии требуют специальных знаний или дополнительных расходных материалов.
  • Провести анализ финансовых перспектив. Рынок труда считается весьма нестабильным. Общественные потребности все время меняются. Потому нужно оценить перспективы выбранной специальности.
  • Оценить собственные профессиональные качества. Особенно часто сложности возникают с творческими профессиями.

Важно! Чтобы определиться с выбором, можно пообщаться с представителями интересующих профессий. Они помогут более четко понять достоинства и недостатки той или иной специальности

Что делать если нет идей

Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

  • Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
  • Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
  • Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
  • Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?

Эти критерии должны навести вас на мысли.

Советы для родителей

Иногда мама и папа не дают своему сыну или дочери право выбора, они решают все за него, выбирают ВУЗ. Однако, такое поведение является в корне недопустимым. Давайте рассмотрим, какие рекомендации дают специалисты родителям, взрослеющего подростка.

  1. Почаще общайтесь со своим ребенком, выявляйте его склонности и предпосылки к определенным занятиям.
  2. Если малыш чем-то интересуется, например, ему нравится работа врачей, то можно предложить пообщаться с людьми, которые задействованы в данной профессии или почитать специализированную литературу. Например, ситуация, когда мальчики хотят стать полицейскими, насмотревшись сериалов про следователей, стоит учитывать, что в реальной жизни все не так красиво, как показывают по телевизору. Поэтому, чтоб у ребенка не сложилось ложное впечатление, желательно устроить ему общение с действующим следователем.
  3. Можно найти специальные тесты, определяющие профессиональную ориентацию. Но нужно быть готовым к тому, что в них в большей степени даются ориентиры к будущей профессии, а не полное отражение действительности.
  4. Не нужно заставлять ребенка поступать в высшее учебное заведение. Не стоит думать, что непрестижно оставаться без учебы в ВУЗе. Множеством профессий можно овладеть, окончив техникум и даже специализированные курсы. Также стоит учитывать то, что Ваш ребенок возможно еще не дорос до осознания необходимости получать высшее образование. Не исключено, что, окончив техникум, он сможет поступить на второй курс университета, если этого захочет.
  5. Позвольте подростку самостоятельно принимать решение касательно будущей профессии. Конечно, не исключено, что он наломает дров, наделает ошибок. Однако, при этом он получит ценный урок, не станет обвинять Вас в том, что из-за Вашего желания его жизнь не удалась. Помните о том, что в любом возрасте можно поменять специальность, прийти в новую профессию.
  6. Ребенку, который оканчивает школу, но не может определиться с выбором, можно предложить поработать в местах, не требующих специального образования, например, курьером или официантом, можно и менеджером. Так он сможет выявить свои сильные и слабые качества, у него появятся новые знакомства, возможно ситуация с выбором станет более легкой.

Важность помощи родителей в выборе профессии для ребёнка.

Участие родителей в помощи при выборе профессии неоспоримо, ведь кто как не они всесторонне знают своего ребёнка.

Различные опросы подростков показывают, что советы родителей имеют большее значение в выборе профессии чем другие факторы. И, если Вы реально хотите помочь, то доверительные отношения нужно выстраивать с раннего детства. А именно как можно раньше начать работать с ребёнком для определения его склонности к каким-либо профессиям, постоянно предлагая ему новые виды деятельности для определения его интересов. И здесь, чтобы заинтересовать ребёнка, нужно как можно раньше объяснить, что в будущем ему предстоит сделать выбор профессии, и для этого нужно подготовиться.

Много примеров, когда на мнение подростков большое влияние оказывает окружающая среда, внешние источники информации – школа, друзья, телевидение, интернет. В некоторых случаях к мнению посторонних людей они прислушиваются больше. Как поступить в этом случае?

В таком случае Вы можете познакомить ребенка с представителями профессии, которая ему нравится. Если же ориентация интереса идет на приобретение профессии, связанной с популярностью (актер, спортсмен) и среди ваших знакомых нет обладателей статуэтки «Оскара» или олимпийского чемпиона, то можно предложить почитать их интервью. Возможно, что ребёнка вдохновит их история о пути к вершинам, или же он решит, что это не для него. Видя вашу заинтересованность и участие вероятность того, что ребенок будет больше к Вам прислушиваться.

Когда пора определяться

От 0 до 7 лет можно проводить общую диагностику – как развита память, внимание, восприятие (слуховое и зрительное), мышление, творческие способности. Психолог определит, какое полушарие у ребенка ведущее, ведь именно правое или левое полушарие определяет, в какой области наиболее ярко проявятся способности малыша

От 7 до 11 лет дети начинают активно интересоваться различными профессиями, но о серьезной профессиональной ориентации говорить пока рано, можно лишь сделать предварительные наметки. Однако ярко выраженные интересы и способности можно развивать уже сейчас – талант в этом возрасте не заметить невозможно.

Подростки уже пытаются оценить себя, свои психологические и физиологические ресурсы, так что, начиная с 12 лет уже можно проводить тесты на профориентацию.

Обычно такие тесты включают в себя пять основных направлений:

  • «человек – природа»
  • «человек – техника»
  • «человек – человек»
  • «человек – знаковая система»
  • «человек – художественный образ».

Обследование обязательно должно быть комплексным, и доверить его лучше специалисту – ведь тест нужно грамотно провести и потом адекватно интерпретировать его результаты. И усилия, затраченные сегодня, завтра окупятся сторицей.

Благодарим за помощь в подготовке материала О.И.Семенченко, руководителя центра психологической и физиологической реабилитации «Авгур» (http://www.avgur-m.ru/)

Инесса Смык

Почитание = любовь?

Что значит «почитать»? Имеется ли в виду любовь? Нет. Часто почитание и любовь смешивают, но это не одно и то же. Любовь предполагает принятие человека полностью, со всеми его недостатками, тараканами, ошибками, с мнениями, которые могут не совпадать с вашими. Почитание значит, что вы отдаёте честь человеку, проявляете к нему уважение. Это только одна из составляющих любви. Любовь не даётся как бонус, она взращивается. Почтение тоже можно взрастить. К примеру, для меня всегда было недопустимо говорить о родителях плохо, равно как и позволять кому-то отзываться о них негативно. Для нас — меня и моих друзей — было естественным не осуждать родителей, сейчас же ситуация совсем другая: все жалуются на родителей, обсуждают на каждом углу нанесённые в детстве обиды.

Слышал мнение, что слово «почитать» в Ветхом Завете подразумевало «досмотреть». Подчёркивая иерархию, Господь дал пятую заповедь не только ради родителей, но и ради детей. При такой системе ценностей человека не бросят в старости, когда он не сможет трудиться и обеспечивать себя — как бывало во многих древних племенах.

Почему важно знакомить ребёнка с профессиями?

Спросите любого ребенка, кем бы он хотел стать в будущем. Мальчик ответит, что мечтает быть бизнесменом, юристом или айтишником, девочка хочет стать актрисой, певицей или какой-то другой медийной персоной. Дело не в том, что детям действительно нравятся эти профессии — они мало знакомы с другими. С детского сада мало что меняется — даже ученики старшей школы плохо представляют, какие бывают профессии

Узнать, чем на самом деле занимаются взрослые на работе, очень важно: это помогает детям быть более целеустремлёнными, научиться уважать труд и ценить своё время. 

Чем больше подросток знает о мире взрослых, тем легче ему анализировать труд, который он выполняет во время учебы. Он сможет оценивать, какие предметы, области, направления ему нравятся. Это поможет выбрать специальность и вуз, опираясь на свои интересы и особенности, а не на мнение других.

Если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать осознанно

Как построить разговор о выборе профессии для ребенка?

Между вами должна быть доверительная атмосфера. Подросток должен понять, что вы «за», а не «против» него, что вы поддержите его, что бы ни случилось. Если вас не устраивает выбор ребёнка — не злитесь и не настаивайте. Предложите обсудить этот вопрос спокойно: выслушайте аргументы ребёнка, пусть он выслушает ваши. Не перебивайте друг друга, старайтесь прийти к соглашению.

Если у вас нет вариантов для обсуждения или все они не устроили вашего ребёнка, составьте с ним план действий для профориентации. Можно пройти тесты, сходить на консультацию, посетить различные мастер-классы, лагеря по интересам, временную работу, волонтёрство, секции или кружки. Составьте план «Б» — список запасных вариантов, которые можно рассмотреть, если ребёнок передумает или у него что-то не получится.

Главное – убедите подростка в том, что он не делает выбор раз и навсегда. Всегда можно получить второе образование, пройти курсы переподготовки, сменить работу. Не нужно делать что-то лишь потому, что «уже так было решено». У нас одна жизнь, и нужно провести её так, чтобы не жалеть об упущенном в старости.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип “человк-человек” разбили на два: “социальное общение” (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и “общение в сфере бизнеса” (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)

Хвалите детей и своего партнера

«Силу слов нельзя недооценивать. Слова могут зажечь душу огнем, они могут вознести ее к небесам, и они же способны сбросить ее в пучину отчаяния. Добрые слова, которые вы будете говорить своим детям, и которые станут частью их личности, позволят им быть услышанными в будущем, и помогут им самим стать добрее» – доктор Робин Берман

Для того, чтобы вырастить эмоционально уравновешенного ребенка, он нуждается в добрых словах – всегда и на постоянное основе. И это же нужно для того, чтобы он вырос добрым и отзывчивым. Доброта приходит лишь с практикой, а любая практика нуждается в последовательности. Когда ваш ребенок будет делать что-то доброе, старайтесь всегда замечать это и хвалить его или ее за совершенный добрый поступок. Хвалите их за доброту, и они будут знать, что поступают правильно… и кстати, все вышесказанное касается не только ваших детей!

Родителям тоже стоит хвалить друг друга за доброту, особенно в присутствии детей, потому что они слушают и слыша. Всегда. И постарайтесь перетянуть на свою сторону и остальных взрослых, присутствующих в жизни вашего ребенка на постоянной основе. Чем больше они будут видеть, как взрослые проявляют доброту друг к другу, а также замечают ее и поощряют, тем больше они будут стараться и сами вести себя подобным образом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий