Незнакомый человек пристает к ребенку: что делать детям

Ребенок гуляет один – обучите его не говорить с незнакомцами

Если ребенок достаточно большой, чтобы гулять во дворе или ходить в магазин и в школу без взрослых, значит, может понять: на свете бывают по-настоящему плохие люди. Редко, но они встречаются. При этом выглядят такие люди совершенно не как Бармалей или Фредди Крюгер. Обычно выглядят.

Ребенок ни за что не отличит по виду злодея от обычного человека. Даже с самым симпатичным, очень добрым и безопасным на вид человеком. Даже на минутку. Даже недалеко. Даже если очень интересно: никуда никогда ни за что.

Злодеи могут быть очень хитрыми. Они могут сказать:

  • помоги мне найти больницу, давай ты сядешь в машину и покажешь мне дорогу;
  • помоги мне открыть дверь в подъезд. Я не знаю кода;
  • ты же добрый мальчик, донеси мне сумку до машины, мне очень тяжело;
  • там застрял птенец, давай я тебя подсажу, и ты его достанешь;
  • пойдем в магазин, ты поможешь мне выбрать игрушку для моего сына;
  • хочешь сниматься в кино?
  • там за гаражом лежит мобильник, это не ты потерял?
  • и даже: твоей маме плохо, идем скорей.

На любые предложения куда-то пойти с чужим человеком нужно твёрдо отвечать НЕТ и сразу же уходить туда, где есть другие люди. Если человек, который позвал ребенка, не злодей, он не обидится на его отказ и не будет настаивать.
 

Расскажите ребенку об опасностях. Кто такие «свои», а кто «чужие»?

«Чужой» — это любой человек, которого не знает ни ребенок, ни вы сами

Независимо от того, как этот человек выглядит, ведет себя, кем представляется, неважно, молодой он или старый, мужчина это или женщина, или даже ребенок.

«Свои» — это мама, папа, бабушки и дедушки, другие родственники. Кроме того, «свои» — это те, с кем родители разрешили разговаривать, с кем сами познакомили ребенка.

Прежде чем общаться с чужим человеком, ребенок должен спросить разрешения у мамы (папы, бабушки или дедушки — сами обозначьте этот круг лиц). Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, научите его, что он должен спрашивать у вас разрешения, прежде чем разговаривать с этим человеком, брать у него подарок, идти с ним куда-то.

Если ваш ребенок еще мал и только-только научился отличать «своих» и «чужих», поддерживайте в нем настороженное отношение к чужим, незнакомым людям. Если он прячется за вас при встрече нового человека, не высмеивайте «скромнягу» и не выталкивайте его вперед. Уважайте своего ребенка. Тогда и он научится уважать себя и свои желания.

Основные правила

Злодеи встречаются очень редко. И не попасться к ним в лапы очень просто – нужно лишь твёрдо помнить всё, что здесь написано. Здесь как раз тот случай, когда важнее всего быть готовым. А это значит:

  • не гулять в безлюдных местах одному;
  • никуда никогда ни за что не ходить с чужими людьми;
  • не садиться в чужие машины,
  • не заходить с чужим человеком в подъезд и в лифт;
  • не писать о себе слишком много в интернете и встречаться одному с интернет-знакомыми.

А если всё же злодей появился – не терять головы, не подчиняться, не бояться, а громко просить помощи.

Как вы остерегаете своих детей от негодяев? 
 

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Как научить ребенка защищать свои границы

Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».

Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:

  • приготовить простое блюдо;
  • оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
  • самостоятельно помыться;
  • следить за своим расписанием и планировать день;
  • самостоятельно встать и собраться в школу.

Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:

1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.

Опытные психологи о воспитании детей

Получайте новые статьи раз в неделю:

  • на эл. почту

2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.

3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.

4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Как вести себя ребенку?

Несколько советов о том, как родителей подготовить своих детей к встречам с такими вот незнакомцами дала Ольга Краснова. Она  координатор “Ла-Страда Україна”, организации которая занимается в том числе и защитой детей от сексуального насилия.

— Нужно называть детям вещи своими именами, а не говорить завуалированно. И не надо думать, что такое может произойти только какой-то другой семьей, а не вашей. Поговорите с ребенком и объясните ему, что есть люди с недобрыми намерениями. Они заманивают детей тем, что им интересно: предлагают сладости, поиграть с щенком или котенком, подарить телефон. Дети должны быть к этому готовы. Учите их критическому мышлению, — говорит Ольга Краснова.

Вот короткая инструкция для детей: что они должны делать, если к ним пристает взрослый. Родителям стоит рассказать о ней своим малышам и даже устроить небольшую ролевую игру: отрепетировать ситуацию.

Итак, детям нужно:

  • не вступать в диалог вообще, игнорировать, сделать вид, что это не к вам обращаются;
  • если ребенок уже начал общаться и поступило странное предложение от взрослого — сказать, что его уже встречают родители;
  • на любые предложения подарков сказать, что мне это не надо, родители мне купят;
  • возвращаться домой максимально освещенной дорогой и через людные места, даже если она длиннее;
  • сделать вид, что ему звонят и как бы поговорить с родным человеком, громко сказать где он находится;
  •  позвонить родителям.

Детям:

Не надо проверять, идет ли действительно человек за тобой или нет – если у тебя есть хоть малейшее подозрение, что тебя преследуют, немедленно начинай действовать:

  1. Звони родителям и говори им о том, что происходит. Заранее договорись с ними о ключевых словах, которые указывают на то, что у тебя проблемы, но ты не можешь об этом говорить (если есть вероятность, что этот человек услышит ваш разговор), или без объяснений попроси тебя встретить.
  2. Смело звони по номеру экстренных служб, если ты не чувствуешь себя в безопасности – кто-то незнакомый тебя преследует и настойчиво хочет с тобой пообщаться. Набери номер 112, сразу скажи свое имя и фамилию, чтобы оператор был уверен, что этот звонок – не баловство, расскажи, что происходит, и постарайся объяснить, где. Если оператор не поверит и повесит трубку, звони еще раз и еще, пока ты не поймешь, что тебя услышали.
  3. Не вступай в контакт с незнакомым человеком, который хочет с тобой общаться, не отвечай на его вопросы, не реагируй ни на какие предложения и просьбы о помощи. Заготовь с родителями несколько фраз, которые позволят тебе прекратить этот диалог: «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми», «Извините, я спешу» или просто молча уходи – ты имеешь на это полное право. Если человеку действительно нужна помощь, ему поможет другой взрослый человек. Ты не должен помогать чужому человеку!
  4. Ни в коем случае не уходи в безлюдное, плохо освещенное место, если за тобой кто-то идет, даже в том случае, если твоя дорога к дому идет через него. Вернись в школу или на кружок, если они рядом, зайди в магазин, банк, салон красоты и попроси сотрудников этого места тебе помочь – позвонить родителям, побыть рядом с тобой до их приезда. Ты помнишь наизусть телефоны родителей на случай, если у тебя нет телефона, ты его забыл или он сел?
  5. Обращаться за помощью желательно к человеку с ребенком, полицейскому, охраннику, сотруднику места, куда ты зашел.
  6. Категорически нельзя заходить в подъезд или в лифт с человеком, который тебя преследует! Более того – это делать нельзя ни с каким незнакомым человеком! Отнесись также с подозрением к тому, кто стоит рядом с подъездом, но не заходит вовнутрь, явно чего-то или кого-то поджидая. Не заходи с ним в подъезд!
  7. Если случилось худшее и человек на тебя напал – пытается зажимать рот, бить, душить и так далее, помни: для спасения хороши ВСЕ средства! Поэтому кричи как можно громче: «Я вас не знаю! Вы чужой!», кусайся, отбивайся, звони и стучи в двери жильцов, даже незнакомых! Твоя задача – убежать от него, сделай для этого все возможное!

Как вести себя ребенку?

Несколько советов о том, как родителей подготовить своих детей к встречам с такими вот незнакомцами дала Ольга Краснова. Она  координатор “Ла-Страда Україна”, организации которая занимается в том числе и защитой детей от сексуального насилия.

— Нужно называть детям вещи своими именами, а не говорить завуалированно. И не надо думать, что такое может произойти только какой-то другой семьей, а не вашей. Поговорите с ребенком и объясните ему, что есть люди с недобрыми намерениями. Они заманивают детей тем, что им интересно: предлагают сладости, поиграть с щенком или котенком, подарить телефон. Дети должны быть к этому готовы. Учите их критическому мышлению, — говорит Ольга Краснова.

Вот короткая инструкция для детей: что они должны делать, если к ним пристает взрослый. Родителям стоит рассказать о ней своим малышам и даже устроить небольшую ролевую игру: отрепетировать ситуацию.

Итак, детям нужно:

  • не вступать в диалог вообще, игнорировать, сделать вид, что это не к вам обращаются;
  • если ребенок уже начал общаться и поступило странное предложение от взрослого — сказать, что его уже встречают родители;
  • на любые предложения подарков сказать, что мне это не надо, родители мне купят;
  • возвращаться домой максимально освещенной дорогой и через людные места, даже если она длиннее;
  • сделать вид, что ему звонят и как бы поговорить с родным человеком, громко сказать где он находится;
  •  позвонить родителям.

Интернет – еще одно место для злодеев

В последнее время преступники часто ищут своих жертв в Интернете. Дети общаются на форумах, знакомятся. Там ведь не проверишь, действительно ли с тобой переписывается девочка Катя десяти лет или это взрослый и плохой человек. И некоторые ребята по глупости сообщают собеседникам на форумах телефон, свой адрес, свою фамилию, посылают фотографии, рассказывают, когда и где любят гулять.

И когда на улице к ним подходит чужой человек, он называет их по имени и говорит, что он старый друг их родителей. Ведь он всё знает: и как маму зовут, и в каком доме ты живёшь. Как тут не поверить?

Или даже просто назначает встречу в безлюдном месте: «Я девочка Катя, приходи, поиграем вместе». Ребёнок приходит – а там совсем не Катя и не девочка…

Если ребенок общается на форумах, научите его основным правилам: никогда не называть своей фамилии, телефона, адреса. Создайте ему ник. Также нельзя сообщать, где обычно гуляет малыш или выкладывать без необходимости свои фотографии.

Если друг по Интернету предлагает обменяться телефонами, научите ребенка отвечать: «Хорошо, но только если разрешит мама». Главное помнить: злодеи не терпят внимания со стороны взрослых. Если они понимают, что родители в курсе, обычно сразу прекращают общаться.

Нельзя ни за что ходить на встречи с интернет-знакомыми без родителей.
 

Чему учить с раннего детства

Для того, чтобы ребенок понимал, «что такое хорошо и что такое плохо», ему нужно знать, какие бывают ситуации и как на них реагировать. Есть несколько вещей, которым стоит научить ребенка еще в дошкольном возрасте:

Телесная неприкосновенность

Нужно учить ребенка, что существует телесная неприкосновенность, и если ему неприятны чьи-то прикосновения, ребенок вправе отказаться от них, даже если это объятия родственников. Рассказывайте ребенку и об интимной неприкосновенности.

Умение говорить «нет»

Родителям стоит иногда позволять ребенку проявлять свою позицию, давать возможность сказать «нет», если ребенок чего-то не хочет и это не угрожает его здоровью и жизни. Только так ваши дети смогут научиться не стесняться, не бояться говорить «нет» и отстаивать свои границы перед незнакомцами

Также важно научить детей отличать приятное от «навязываемого приятного», то есть понимать, когда что-то действительно нравится, а когда другой человек пытается склонить или заставить что-то делать. Объясните ребенку: если кто-то говорит: «Тебе это приятно», вовсе не значит, что это правда, и ситуации, когда тебе делают неприятно с улыбкой, шуточками и уговорами, нужно пресекать и ни в коем случае не думать, что «он же хочет как лучше, наверное, это со мной что-то не так»

Крик в случае опасности

Потренируйтесь с ребенком или подростком кричать в случае опасности. Мы обычно запрещаем детям шуметь, повышать голос, и в случае, когда нужно позвать на помощь, ребенок теряется и боится наказания, поскольку еще не всегда может осознать все последствия опасной ситуации и понять, что они гораздо страшнее. Да и взрослому человеку сложно закричать, если он никогда этого не делал.

Уверенность в себе

Важно, чтобы ребенок был уверен в себе и в своем праве отказаться от знакомства. И если, например, взрослый мужчина говорит девочке: «Какая красивая девушка» – она должна понимать, что это не единственный человек, который заметил, что она действительно красивая, и это не значит, что теперь она должна ему жизнь, руку и сердце

За комплимент достаточно просто сказать «спасибо», если он вам приятен, он ни к чему не обязывает.

Четкая позиция относительно общения с незнакомыми людьми и знакомства на улице

Проговорите и решите вместе с ребенком, что допустимо, что нет. Приемлемо ли знакомиться на улице? С кем? До какого момента стоит продолжать общение? Перекинуться парой вежливых фраз или подсказать дорогу – можно, но разрешать проводить себя до дома или дать свой телефон – категорически нет, и так далее. Обсудите конкретные ситуации, возможные реакции и пределы допустимого в них. Если приятный сверстник хочет познакомиться – это одна история, если человек девочке неприятен или это взрослый парень/мужчина – совсем другая.

Внимание чужого взрослого к ребенку – ненормально

Усиленное внимание чужого взрослого к ребенку – попытка познакомиться, попросить помощи и т.д. – неприемлемо

Подростку, например, может льстить, что к нему проявляет внимание взрослый человек. Но это уловка. Не всегда преступники оказываются «страшными дядьками», которыми мы пугаем детей. Чаще они мило разговаривают, интересуются ребенком и пытаются подружиться

Важно не поддаваться и помнить правило: никаких знакомств с чужими взрослыми

Отдельно стоит упомянуть о домогательствах, при которых взрослый пытается трогать ребенка или словами склонить его к действиям сексуального характера

Ребенок должен понимать, что такое внимание взрослого ненормально и опасно. А это значит, что взрослый осознанно совершает преступление

Пристают к другому ребенку – повод звать на помощь!

Очень часто после пропажи мальчика или девочки выясняется, что его друзья видели, как чужой человек его уводит, но испугались или, наоборот, ничего не заподозрили. А рассказали обо всём взрослым только потом, когда уже много времени прошло.

Так нельзя! Если в этот момент поблизости совсем нет взрослых, а друга вашего ребенка кто-то куда-то повёл, не надо ходить за ними, а со всех ног нужно бежать туда, где есть взрослые: в ближайший магазин, во двор, где сидят старушки, на детскую площадку, где гуляют мамы, на остановку автобуса.

Объясните ребенку, что нельзя терять время на то, чтобы найти знакомых взрослых или своих родителей, – необходимо хватать любого и быстро и чётко говорить, что случилось: «Мою подругу увёл незнакомый человек. Они пошли туда, в парк. Позвоните в милицию!». Если малышу покажется, что взрослый не знает, что делать, стоит искать другого. Когда же приятеля ребенка посадили в машину, главное – собраться и запомнить её цвет, марку, номер. 
 

Как вести себя с незнакомыми людьми

Находясь без родителей, ребенок должен будет сам принимать решение, как вести себя с «чужими» людьми

Важно объяснить ребенку, что нормальному взрослому человеку от незнакомого ребенка ничего не нужно. Безопасный «чужой» не будет просить ребенка о помощи, не будет угощать, приглашать в гости, настойчиво предлагать подарки или возможность сняться в кино

Если же «чужой» человек предлагает ребенку проследовать за ним, то очень может быть, что этот незнакомец — похититель детей. При этом незнакомец может доброжелательно вести себя, улыбаться или даже казаться беспомощным. Мы должны научить их говорить «Нет!», четко и внятно давать понять, что «мама не разрешает говорить с незнакомцами!».

Изобретательные преступники, когда им говорят такую фразу, отвечают: «Так давай познакомимся! Меня зовут дядя Петя. А тебя как? Вот мы уже и знакомы с тобой теперь, правда?» Некоторые сами начинают знакомство, не дожидаясь, пока ребенок выдаст свою установку. В том числе преступники подкупают расположение ребенка не только комплиментами и подарками, но и своей уникальностью. Я встречал такие случаи, когда дети шли за незнакомцем, потому что он был «особенный». Например, он прилетел к нему из волшебной страны, где живут его любимые герои. Или он и вовсе знаком с семьей Барбоскиных. Или он помогает ночами чинить синий трактор, чтобы днем этот трактор пришел в мультиках к малышу. Или он, может, и вовсе писатель, который придумал все эти сказки, которые ему читает мама на ночь.

Такие преступники очень хорошо готовятся, прежде чем совершить злодейства. Да, они тратят время на изучение таких вещей и говорят с детьми на одном языке.

К сожалению, многие даже не догадываются, что некоторые маньяки и педофилы — примерные семьянины. Они могут отлично разбираться в детской тематике, потому что у них есть свои дети. Как бы парадоксально это ни звучало.

Другой вопрос — у кого просить помощи? У дяди, который пьет пиво вон на той лавочке? Или у старика, который читает газету? Как ребенок должен выбрать, у кого просить о помощи? Лучше заранее обсудить это с ребенком. Если рядом есть мамы с детьми — нужно обратиться за помощью к этим мамам. Если увидит полицейского в форме или охранника — то можно обратиться к нему.

Иногда детям неудобно и страшно, что взрослые могут обидеться на их поступки, посмеяться над их поведением, догадаться, что у ребенка появились сомнения на его счет. К примеру, ситуация, где ребенок не заходит в лифт вместе с незнакомым человеком. А тот говорит: «Ты думаешь, что я маньяк?» В этот момент ребенок чувствует себя неудобно и может все же зайти в лифт с незнакомцем.

Это касается и «взрослых знакомых», которые могут смотреть на детей «по-другому», трогать их. В такие моменты ребенок часто убеждает себя в том, что это ему показалось и что он чего-то недопонимает, но чувствует, что что-то идет не так. Объясните ему, что незнакомый человек не должен его касаться.

Как научить ребенка правилам безопасности

Мы, взрослые люди очень часто и много запрещаем детям. Даже сами того не замечая. Это и не ешь много сладкого, не ходи без шапки и не сиди долго перед теликом. Но есть такие правила, к которым нужно относиться очень серьезно. Это правило можно назвать:

Правило чужого человека:

  1. Постоянно пояснять детям, что если они самостоятельно выходят за пределы дома без взрослого сопровождения, то им могут встретиться очень плохие люди. Не просто плохие, как Баба Яга, или Шапокляк, а по-настоящему плохие;
  2. Эти люди никогда не знают ни жалости ни любви. Они не поддаются на уговоры и слезы;
  3. Их невозможно исправить и переубедить;
  4. Распознать таких людей среди толпы невозможно — они выглядят как самые обычные люди: соседи, продавцы, просто прохожие;
  5. В их арсенале много разных уловок. Так например, просьба о помощи, предложение сниматься в кино и сообщение о беде с родными и близкими ребенка;
  6. Абсолютно на любые предложения чужого, пусть даже самого милого и симпатичного человека нужно отвечать отказом. Даже если совсем ненадолго и «тут два шага»;
  7. Никогда не пытаться попробовать проверить, что же будет все-таки если не послушаться.

Следует пояснить ребенку, что в этом случае все правила приличия и вежливости отменяются. И если это был никакой не злодей, а нормальный взрослый человек, то он все правильно поймет, а некоторые даже порадуются за умное дитя.

Особым аристократам можно воспользоваться фразой: «Родители запрещают мне разговаривать, ходить, ездить с чужими. Извините».

Кроме того:

  • Если предстоит войти в подъезд один на один с незнакомцем, то лучше подождать на улице кого-либо из соседей, а после войти;
  • Никогда не проверять наличие негодяев в темных углах, за гаражами и в повалах;
  • Не садится в автомобиль к незнакомым людям;
  • Не пользоваться лифтом вместе с чужим.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий