Никогда не заставляйте ребенка делать это

“Подросткам родители в тысячу раз нужнее”

Юлия Ставрова-Скрипник, мама 7 детей, 5 из них приемные

— На днях меня шокировал случай, произошедший с девочкой, которая была в детском доме вместе с моими детьми. Асе, тоже слабослышащей, как наши Наташа, Федя и Ваня, исполнилось на днях 19 лет, ее поселили после детского дома в постинтернатное сопровождение, и она за 3 месяца спустила 1 миллион рублей, который накопился у нее на сберкнижке. Она перечислила средства в том числе своим подружкам, подбившим ее на эти действия.

Ей предлагают написать заявление, чтобы можно было как-то вернуть эти деньги, но она боится. А ведь ей дают на днях квартиру – но ей теперь даже не на что купить туда мебель. Это к разговору о том, как беспомощны, наивны и не подготовлены к самостоятельной жизни дети из детских домов. Подросткам вообще родители в тысячу раз нужнее. Они так подвержены влиянию извне, влиянию улицы, им нужно наше плечо.

В нашей семье 7 детей – из них 5 приемные. И мы до сих пор учимся и учимся. Им приходится искоренять привычки, данные системой. Они не умеют порой попросить о помощи. Они часто обидчивы. Они не всегда умеют подумать об окружающих и могут быть эгоистичны. Они ломают вещи, зачастую не специально, просто не умея с ними обращаться… Они вообще все разные, как приемные, как и кровные. Каждый ребенок нуждается в совете и помощи.

Юлия с семьей

Например, Вика 8 лет, если у нее что-то не получается, может даже расплакаться и выбежать из класса. При том, что она успешная ученица. Но ей нужен особый подход. Кстати, когда в опеке видят наши счета за школу, они поражаются. Это опровергает новые стереотипные обвинения приемных родителей «вы берете детей из-за денег». Мы столько тратим на образование и лечение, что суммы набегают просто астрономические.

Ангелина дважды была отказницей. На нее произвело неизгладимое впечатление это предательство. И в ней пока еще много детдомовского. Или Федя, скажем: забыл об остальных, съел три порции завтрака. Мы прививаем традицию общих семейных ужинов, но это непросто. Но они научаются постепенно думать друг о друге.

На примере нашей Наташи 16 лет слабослышащей девочки, очень хорошо видно, как меняется ребенок. Она была эдаким мальчишкой-сорванцом. А стала мягкой, женственной. Она моя опора, всегда помогает, за всеми ухаживает.

Скажем, если бы не семья, Наташу бы уже перевели на программу 8-го вида и она закончила бы школу со справкой и кем бы она могла стать, — узкий перечень профессий, к примеру, швея-мотористка. Федя бы так и остался со своим диагнозом «олигофрения», а сейчас он отличник! Семья дает новые возможности, раскрывает каждого ребенка.

С Федей

А недавно мы были в гостях, и наши друзья в ответ на мои терзания и сомнения, что не все получается, как хотелось бы, сказали: «Вы все – настоящая семья!».

«Когда я стану отцом, я никогда не брошу своих детей»

Кирилл, 17 лет, живет в детском доме

— Моя история грустная. Мама просто оставила меня в роддоме. Я в 3 года попал в детский дом. Там я прожил 8 лет. И это было тяжело, к детям там относились жестко, я бы даже сказал, жестоко. Сидишь делаешь уроки, что-то не получается или ты отвлекся – получил шваброй по голове. Или, например, мы веселились во время тихого часа, и воспитатель, зайдя в спальню, схватила одну девочку за волосы и потащила ее прямо по полу. Нам было всего по 4-5 лет.

И стояла рядом, а что я мог сделать в 4 года? И я вылизывал эту кашу с пола. Сейчас я бы не позволил так себя унизить, я уже могу постоять за себя. Но когда ты маленький, ты беззащитен и ты подневолен.

Помню, как нас наказывали в летнем лагере, куда нас вывозили из детских домов. Там нас все время водили строем. А когда дети уже уставали и не хотели или не могли ходить, таких провинившихся кидали в крапиву.

Когда я перешел в другой детский дом, я был счастлив. Здесь к нам очень хорошо относятся. Я, кстати, все рассказал телевидению, которое вскоре после моего перевода приехало нас снимать, — о жизни детей в предыдущем детском доме. Но мне не поверили. Детям вообще часто не верят. Да и еще другие ребята в том детском доме не смогли подтвердить мои рассказы – да и было понятно, что они не признаются в такой жестокости воспитателей, они же не хотят, чтобы их потом еще мучали.

О том, чем увлекается ребенок и кем он хочет стать, у него начинают спрашивать в детском доме уже в 9 классе – потому что уже надо решать, в какой колледж отправлять нас. Я давно увлекаюсь кулинарией, мне это нравится, я даже участвовал в кулинарном телешоу «Рататуй» и занял там одно из призовых мест. А сейчас фонд «Арифметика добра» помогает мне с первыми пробами устройства на работу.

Хотел бы я увидеть свою кровную маму? Я вижу по своим друзьям: дети привыкают уже жить без семьи. Были случаи, когда родители вдруг объявляются, когда выпускники детского дома становятся совершеннолетними. Говорят, таких родителей просто интересует квартира, которую должен получить ребенок от государства.

Да и вообще мы не верим своим кровным родителям. Как-то одному моему другу, живущему в детском доме, позвонил мужчина. И сказал, что он его отец. Мой друг просто положил трубку. Мы не хотим налаживать эту непонятную связь с кровными родителями.

Мне часто говорят: «Скажи спасибо, что она тебя привела на этот свет». Да, за это я ей благодарен. Но я не могу внутренне простить это предательство со стороны родной мамы.

Но все равно я считаю, что приемная семья это хорошо для ребенка. И ребята, которые ушли из детского дома в приемные семьи, рассказывают, что у них все хорошо, и они очень привыкли к своим приемным мамам и папам, и они лучше, чем бросившие их кровные родители. Здорово, если возникают теплые чувства и приемная семья становится для тебя настоящим домом.

Я раньше тоже долго ждал, долго хотел, чтобы меня взяли в семью. Но теперь уже поздно. Мне осталось дотерпеть год. И я выйду отсюда. Мне исполнится 18. Страшно ли мне остаться одному в этой жизни? Я думаю, я справлюсь без родителей. Я привык. Привык, что нужно все решать одному, самому. Нас сейчас учат и в детском доме, и в фонде «Арифметика добра», как жить самостоятельно: как, например, пользоваться банковской картой, как покупать продукты, как готовить, и так далее.

Я вообще благодарен воспитателям, меня научили сначала читать и писать, потом и другим навыкам… Я думаю, что я справлюсь один. Но здорово, когда у ребенка из детского дома есть хотя бы взрослый-друг, пусть не родитель, но который сможет и помочь, и поддержать, и посоветовать. Сейчас у меня есть такой наставник – им стала директор фонда «Арифметика добра» Ия Кузьменко, она очень меня поддерживает.

Я никогда не брошу своих детей. И я мечтаю, как я буду их воспитывать, учить, я хочу, чтобы они побывали везде, увлекались тем, что им нравится, развивались. Чтобы у моих детей была настоящая дружная семья.

Сын в 14 лет не расставался с Гумилевым

Стихи читаете с детьми?

— Вы знаете, я сама тот еще читатель стихов, у меня очень много их в голове, просто какие-то километры. Но я почти не читаю сама ничего нового поэтического, для меня это терра инкогнита. Конечно, раньше мы читали много стихов — преимущественно я читала вслух то, что знаю наизусть. Старший сын и сейчас продолжает читать много, я бы сказала, что он стихов читает гораздо больше, чем я. Младший ребенок, скорее, равнодушен к поэзии. Хотя то, что я читала, извлекая из своей головы, они все любят, помнят, и для них это какая-то важная часть совместного пережитого опыта. 

У нас смешная практика — мы со старшим сыном читаем стихи вслух вдвоем хором, потому что у нас есть некоторое количество стихов, которые мы с ним помним наизусть оба, но у каждого есть какие-то дырки, и там, где один сбивается, другой подхватывает. Например, я первую часть «Поэмы без героя» Ахматовой всю наизусть помню, но я время от времени что-то забываю, какие-то строчки выпадают. Тут у меня старший ребенок есть, который включается и подсказывает, очень удобно. 

Вы специально с детьми учили стихи?

— Никогда в жизни. Я сама учила стихи, потому что мы относимся к тому поколению, у которого все, что не выучил наизусть, того ты с собой не взял. Если я, например, уехала в археологическую экспедицию, я же не попру с собой «Поэму без героя» — она у меня в голове, удобно. У них этого нет, у них «Поэма без героя» всегда в смартфоне в кармане. 

Поэтому идеи принуждать учить что-то наизусть у меня никогда не было. Старший сын прошел период запойного чтения Гумилева, и его тоже выучил много — совершенно самостоятельно. Потом тоже полюбил, как и я, «Поэму без героя», ее он тоже знает не наизусть, конечно, но большими кусками. Но это, скорее, само оседает, иногда минимальным усилием, а иногда просто 50 раз прочел, уже вроде и наизусть знаешь. 

Галина Юзефович

В общем, я, честно признаться, очень люблю, когда люди знают стихи наизусть, мне кажется, что-то в этом есть трогательное. Не вижу в этом никакой пользы, только что-то симпатичное, и, вероятно, именно поэтому учить что-то на память я отродясь никого не заставляла. У меня, как вы уже, наверно, заметили, плохо с принуждением.

— Я уже поняла. Что такое запойное чтение Гумилева у молодого человека в 17 лет? Откуда Гумилев в его жизни материализовался? Как это произошло?

— Когда они были маленькие, если вечер нас заставал где-то вдали от книг, я могла почитать им вслух какую-нибудь балладу или «Капитанов» Гумилева. Понемногу старшего ребенка зацепило, он взял с полки моего Гумилева, старенького, затрепанного, выпущенного тбилисским издательством «Мерани» в 1989 году, начал его читать, любить. Конечно, сейчас он уже Гумилева не читает, перерос. Но лет в 14–15 он с ним просто не расставался, даже в школу таскал и в скалолазный лагерь ездил, взяв с собой репринтное издание сборника «Костер», которое ему подарила моя мама. 

Словом, я что-то читаю сыновьям вслух, а оно как-то потом откликается. Иногда откликается совсем не так, как я ожидала — у меня не было идеи, что у меня ребенок сейчас все бросит и начнет с утра до ночи читать Гумилева, а оно внезапно так получилось. 

Я подумала сейчас, что, наверное, стоит детей водить на поэтические вечера. Это обычно что-то интересное, там много молодежи, особенно если это молодые поэты. Все-таки звучащее стихотворение — совсем другое, чем напечатанное. 

— Да, наверняка. Но понимаете, я не очень верю в то, что детей можно научить тому, чего сам совсем не умеешь. Я не умею ходить на поэтические вечера. Я вообще очень плохо понимаю любой звучащий текст. Я понимаю, что это прекрасно, но я его не чувствую. Мне, чтобы текст понять в полной мере, нужно все-таки прочитать глазами, поэтому я не хожу на поэтические вечера. 

Своих детей как я туда поведу? Что нам там делать? Мне скучно, тоскливо, я хочу домой, а должна при этом делать вид, что мне классно, чтобы они тоже заинтересовались? Ну уж нет, увольте. Если у родителя у самого есть интерес к этому, желание и готовность, мне кажется, что это очень классно. Действительно, вы совершенно правы, это прекрасный способ увлечь поэзией. 

Но лично я в равной мере против и принуждения, и родительского подвига. Бывают ситуации, когда родительский подвиг реально необходим. Приучение — ненавижу это слово — детей к чтению точно не требует родительского подвига. Можно подвиг приберечь для какой-то другой, более критической ситуации.

Фразы, которые нельзя говорить детям

21. Ты – лентяй

Бывает, что дети время от времени ленятся.

Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.

Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.

22. Доешь до конца

Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.

Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.

23. Это недостаточно хорошо

Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.

Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.

Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.

24. Не заставляй меня повторять!

Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.

Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.

25. Ты неблагодарный

Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.

Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.

Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.

26. Ты у меня самая красивая или самый красивый

Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.

Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.

Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс

Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.

27. Перестань вести себя как ребенок

Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.

Дети – эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо,  то есть по-детски.

В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.

28. Ты можешь и лучше

Giphy

Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.

Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.

Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.

Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.

29. Практика сделает свое дело

Как фраза “Ты можешь лучше”, так и фраза “Практика сделает свое дело” создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.

Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.

30. Ты меня достал(а)

Время от времени родители злятся на своих детей.

Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.

Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.

Как говорил кот Леопольд: “Ребята, давайте жить дружно!”

Родители не читают сами, но заставляют детей

Как чтение вслух в ваш график встроено, как это происходит?

— У меня сейчас прямо огорчение: все вместе мы в последние пару месяцев почти не читаем. Потому что после самоизоляции мы с мужем и младшим сыном радостно уехали на дачу, а старший сказал, что ему там скучно (ему 17 лет), он в основном живет в Москве, и мы пересекаемся, только когда приезжаем его навестить. 

А так до последнего времени мы читали перед сном. Я стараюсь загонять младшего сына в какое-то человеческое время, и вот когда младший уже лег в кровать, старший может прийти к нему в комнату, устроиться у него в ногах на кровати, и тут же где-то я примостилась, и что-нибудь вслух читаю — это, мне кажется, прямо счастье. Младший сын ложится в 22:30 или в 23:00, в это время я уже, как правило, дома и у меня почти всегда есть 15–20 минут на чтение вслух. 

— Какой прекрасный ритуал! У меня старшему ребенку 11 только будет. Для нас вечернее чтение — это такое время взаимного примирения, что ли. Он приходит уставший из школы: «Все нормально». — «Математику сделал?» — «Математику нет». — «Вот это сделал? На завтра соберись. У тебя зачет, еще надо это выучить». У нас такое пошло трение, к вечеру уже все… И тут наступает время: «Мама, ты читать будешь?» И все становится нормально, все приходят под бочок, всем хорошо. 

— Да, и все проблемы сразу закончились. Это действительно очень теплая и объединяющая практика. Мне кажется, зачем ограничивать ее по возрасту? Мы что, эти 15 минут хотим сэкономить? Чего ради отказываться от этого, если все согласны и всем это в удовольствие? 

Понятно, что, наверное, бывают люди, которые в целом не любят читать вслух. В принципе, никто не обязан, но мой опыт наблюдений показывает, что люди, которые не любят совместное чтение, которые не готовы 20 минут в день потратить, чтобы почитать что-то своему ребенку, при этом убеждены: дети обязательно должны читать. Но если тебе самому всего этого не хочется и не нужно, то, может, стоит провести рекалибровку собственных требований к ребенку и признать, например, что раз я этого не хочу, то и он не обязан?..

Опять же — нет никаких обязательств и долженствований. Единственная вещь, которая меня раздражает искренне — когда родители сами не читают, причем не читают вполне осознанно и отрефлексированно, не хотят, им не интересно, и при этом у них большие ожидания относительно того, что дети должны. 

Если ты сам не хочешь, откуда эти двойные стандарты? Почему ребенку обязательно, а тебе можно тупить в телефон?

Коротко говоря, мне кажется, если вдруг родитель понимает, что для него все это совместное чтение — совершенно непосильная, ненужная нагрузка, тогда ему стоит отвязаться от ребенка и признать, что тот имеет полное право не читать или читать меньше, или читать какую-то ерунду, с точки зрения родителей. 

— Все равно хочется, хочется, чтобы у твоего ребенка было самое лучшее. Например, я в жизни никогда не занималась танцами. Но мне бы хотелось, чтобы училась дочь — это осанка, это грация, она на свадьбе станцует, а не как я, слон в посудной лавке. Это понятно. С чтением такая же история срабатывает, ты понимаешь, что у тебя где-то отшибло, но для ребенка это нужно, чтобы грамотность была. Книги — это хорошо, у детей должны быть книги.

— Не знаю насчет танцев, честно сказать. Но вот я, например, предельно далека от скалолазания, а старший мой сын, только дай ему, он обязательно побежит на свой скалодром. Он и на дачу с нами не поехал, потому что заработал скалодром, а как же он не залезет на скалу три раза в неделю, по крайней мере на тренажерную? И мое равнодушие к процессу его вообще не останавливает. То есть бывают люди, которые читают, несмотря на то, что не читают в их семье. Но, мне кажется, сегодня это скорее исключение, чем правило.

«Это что за книга? Возьми нормальную». Как расчитать ребенка

Понятно, что сейчас ваша дочка маленькая, вы можете ее взять за руку и отвести на танцы. Но когда ей исполнится 9–10 лет и она твердо скажет: «Нет, не пойду больше никогда», — вы же не потащите ее туда на аркане. 

Чтение вслух — это, в некоторой степени, как взять за руку и отвести на танцы. Это увлечь, это помочь, это поддержать. Представьте себе, что вы не хотите водить Наташу на танцы. Вам лень, вы заняты, вы вообще танцы терпеть не можете, но при этом вы ждете, что она будет танцевать — как-то так сама, без вашего участия. Согласитесь, что это немножко не оправданное требование. 

С чтением та же самая история — не хочешь поддерживать, не хочешь вовлекать, не хочешь помогать, не готов быть частью этого процесса — не делай. Я не могу никого отвести на танцы, честно, поэтому я смирилась с тем, что мои дети не танцуют. Но если я захочу, чтобы они танцевали, то приложу к этому усилия и не буду ждать, что оно произойдет автоматически. Мне кажется, что сегодня с чтением для детей то же самое. 

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание

Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. 

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью

И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы

Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

Почему ребенок не хочет учиться и нужно ли заставлять его это делать

Мы перечислим основные причины нежелания учиться, возможно, это поможет вам найти решение в разы быстрее.

  1. Проще простого – нет желания

Большинство родителей не воспринимают адекватно нежелания ребенка что-то делать. Тогда в ход идет повышения голоса или даже наказания. Но все это, никогда не заставит ребенка учиться.

При отказе что-то делать, никогда не будьте строгими. Станьте для ребенка другом и заинтересуйте его – тогда все получиться. Конечно же, многое зависит и от того насколько интересно преподносят предмет учителя в школе, но, если там недостаточно интересно, вы должны сделать все, чтобы впечатлить ребенка.

  1. Перенапряжения в школе

Это самая частая причина, и эта та причина, которую почему-то так упорно не хотят видеть родители. Конечно, для вас все это легко, и после трудного рабочего дня, вы так и спешите сказать своим детям, что это на работе тяжело, а не в садике и школе

Важно помнить, что очень часто школа для малышей становиться настоящим стрессом, именно в школе малыш начинает чувствовать спектр негативных эмоций, таких как: страх, стыд, напряжение. Это все очень выматывает ребенка

Вместо того, чтобы после школы сразу отправлять ребенка делать домашнее задания, лучше спросите у него как дела в школе, с кем он дружит, не обижает ли его никто. Тогда вам будет намного проще избежать перенапряжения, или поскорей с ним справиться.

  1. Желания сделать все наоборот

Так уж устроены люди, что, когда сильно давить, появляется отторжения и нежелания делать что-то. Особенно это работает на детей, если вы будете насильно что-то заставлять, ребенок просто будет нервничать и ничего не сделает.

  1. Низкая самооценка
  1. Вы не даете ребенку и шагу ступить без вас

Всего должно быть в меру. Если вы будете делать все за детей, они думают, что так и нужно, и они некогда не поймут, что нужно делать что-то самим

Давайте более свободы, и с этим пунктом важно соединять предыдущий, помните, никакой критики!

  1. Дайте отдохнуть

Не забывайте, то, что для вас легко, не значит, что ребенку так же. После школы давайте ему отдохнуть, поиграйтесь с ним, или разрешите заниматься своими любимыми делами.

  1. Стеснения самого себя

Дети не понимают, когда ранят друг друга. Любой минус во внешности или в речи и другие дети насмехаются, из-за этого появляется боязнь всеобщего обозрения: выйти к доске, рассказать стих, принять участия в сценке. Все это сказывается на учебе.

  1. Плохая компания

Важно следить за тем, с кем общается ваш ребенок. Если все его друзья не любят учиться, то и он не будет

  1. Гиперактивность

У многих детей очень много энергии, и, если вы не обеспечиваете выплеск этой энергии, дитя не будет сидеть за партой и учиться, у него просто слишком мало концентрации и усидчивости. Родители должны найти занятия, которое будет забирать лишнюю энергию и нравиться ребенку. Лучше всего попробуйте спортивные секции.

Понять проблему очень важно — это и приведет вас к решению, но как же всё-таки не травмировать ребенка, но при этом давать ему мотивацию учиться?


Заставлять ребенка учиться или нет?

Как снова полюбить чтение, если травмирован школой

— Вы встречали взрослых, которые прошли какое-то отторжение от чтения в школе, в юности, а потом в 30, в 40, в 50 лет стали читателями?

— Мне кажется, что весь мир состоит из таких людей, я только их вокруг себя и вижу. Самое смешное, что какие 30, 40, 50? Я это вижу среди своих студентов.

Я преподаю студентам-экономистам в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ. У меня есть курс обязательный, который не про литературу, а про риторику и академическое письмо, а есть курс добровольный, как раз таки про книжки. У наших студентов вообще есть некоторое количество гуманитарных курсов, которые они должны прослушать, и многие из них приходят на курс по литературе, потому что думают, что тут будет попроще, надеются как-нибудь сачкануть. Некоторые вполне себе сачкуют, а некоторые втягиваются и начинают все это любить. 

«Борьба за чтение обречена». Галина Юзефович о книгах в эпоху интернета, мастриде и «нерезиновой» школьной программе

Но 100% участников признаются, что после школьной программы по литературе думали, что никогда читать не будут, и вообще не любят литературу. Они в конце пишут отзывы на мой курс, я их всегда читаю с замиранием сердца. И лучший отзыв за все годы был от девочки, блестящей студентки, которая сейчас учится в Америке. Она была из физматшколы и очень просила, чтобы ей разрешили откосить от гуманитарных курсов, потому что они для нее были невыносимы. После курсов по театру она просто рыдала и говорила, что это невозможно, хотя у нее была гениальная преподавательница. А вот на литературе она почему-то втянулась, причем настолько, что до сих пор из Америки иногда пишет мне письма — вот, дескать, прочла и то, и это. Но ее отзыв на курс начинался словами: «На курс этот меня записали силою», — абсолютно пушкинский зачин, в традициях классической русской литературы. 

Это я все к тому рассказываю, что даже очень юные люди часто бывают травмированы и изувечены школьной программой, а больше, я думаю, не столько школьной программой, сколько усилиями родителей любой ценой впихнуть ее в ребенка.

К вам приходит такой травмированный студент. Что с ним происходит дальше, как он проходит этот путь?

— Отрицание, гнев, торги — все так. Дальше начинается сочетание двух вещей. 

Во-первых, всегда очень хорошо на любого человека действует вид преподавателя, который сильно увлечен любимым предметом. Почему классическая Мария Ивановна, преподавательница литературы в средней школе — это такое пугало? Потому что, как правило, ее уже просто тошнит от всего Достоевского и Пушкина, и она ненавидит это все, это всегда видно. 

Приходят студенты и видят меня. А я же правда очень люблю то, чем занимаюсь. Мне в этом смысле очень повезло, я совершенно усилий никаких не прилагаю, мне действительно классно, интересно, я горю современной литературой, и я про нее говорю с большой любовью. И они задумываются — похоже, эта странная тетка и вправду любит литературу, она же не притворяется. Ну-ка, давайте я посмотрю, что она там такое нашла…

Со временем я научилась понимать, что можно показать молодому читателю такого, чтобы его потихонечку засосало. У большинства моих студентов очень скромный читательский опыт, по большей части это какой-то янг-эдалт подростковый, разной степени убогости (он такой не весь, но это случается). Случайный набор подросткового чтения — «Школа волшебства», «Школа волшебства наносит ответный удар», «Снова Школа волшебства» и так далее. И плюс школьная классика. То есть очень скудный набор прочитанного.

Галина Юзефович

Поэтому для начала начинаю предлагать студенту что-то такое, что отзывается в его опыте. И человек понимает, что это не с другой планеты ему закинули гуманитарную помощь, а что перед ним что-то, с одной стороны, понятное, а с другой — увлекательное, новое, свежее, захватывающее. Конечно, не 100%, но в среднем процентов 50–60 студентов начинают читать больше и вообще спасаются от этого зажима: ой, литература, страшно, скучно, уберите. 

Коротко говоря, лучше всего работает сочетание двух факторов — персональной увлеченности и готовности предлагать правильные книги в правильной последовательности с опорой на интересы и опыт человека.

Да, совершенно правильно. Можно либо своим каким-то опытом и горением увлечь, либо познакомить ребенка с человеком, который это все делает интересно. Я это видела на своем маленьком ребенке, на дочери. С музеями у меня не сложилось, потому что меня водили туда много, и всегда примерно через 1,5–2 часа после начала я думала: «Когда же мы отсюда, мамочка моя, уйдем?» Про музеи помню, что у меня болела спина и болели ноги. 

Точно так же мы пришли в музей с Наташей. Я думала, что надо. А такой был прекрасный увлеченный экскурсовод, что у нас теперь главное счастье в жизни: «Когда мы еще пойдем в музей к Паше?» 

Нельзя ребенка заставлять есть насильно: “пока не съешь, не выйдешь из-за стола”

Многие дети очень плохо едят, вернее, они питаются избирательно. Родители хотят накормить своего ребенка так, как едят сами. Но заставить его съесть суп, жареное мясо, тушеную капусту с луком и прочие взрослые блюда невозможно. Дети не поддаются ни на какие уговоры, угрозы и посулы. Они едят только то, что им подходит.

Мама должна идти навстречу ребенку, готовя то, что будет ему по вкусу. Малыш никогда не станет есть богатый витаминами шпинат, но в составе смузи он его просто не заметит, как и полезные семена льна и другие ингредиенты. Полезные нут и чечевицу можно добавить в блинчики, а мясо замаскировать в картофельном пюре.

Давно известен факт, что принуждение к еде и наказания, связанные с процессом питания, приводят к нарушению пищевого поведения в более старшем возрасте.

Правильный подход родителей

Дорогие родители! Если вы будете заставлять ребенка учиться, из этого вряд ли выйдет что-то хорошее. Все, что делается под принуждением, не приносит пользы. Не заставлять детей учиться, а мотивируйте их к этому. Если это возможно, установите правила обучения с первого класса.

В этом возрасте еще нет необходимости делать с первоклассником домашнее задание. Задача родителей состоит в том, чтобы научить его не отвлекаться от этого занятия. Со старшими школьниками этот вопрос должен решаться с помощью мотивации и поощрения.

Оставьте крики, оскорбления и наказание. Они ничем не помогут. Страшные истории о том, что дядя Петя стал дворником потому, что не учился, тоже не эффективны

Родителям важно понять, что за нежеланием ребенка учиться всегда стоит одна или несколько причин

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий