О негативных последствиях чрезмерной опеки и заботы для мальчиков в разном возрасте

Что делать?

Вариантов разрешения проблемы для детей в случае гиперопеки родителей только два.

Первый вариант — смириться

Смириться и жить удобно и комфортно, полностью следуя родительской воле. Но в случае смерти предков, такие дети оказываются полностью раздавленными условиями жизни, к которым они практически не готовы.

Второй вариант – бунтарский

Его тоже часто можно наблюдать в обычной жизни. Повзрослев, дети вырываются из-под опеки родителей на волю, которая мешает их развитию. К сожалению, не всегда этот уход проходит гладко и безболезненно как для детей, так и для родителей.

Иногда дети, избавившиеся от нездоровой родительской опеки, нередко пускаются во все тяжкие, стараясь восполнить те пробелы в жизни, которые находились под строжайшим запретом.

Избавиться от гиперопеки можно только предпринимая определенные действия. Причем в этот процесс вовлекаются как родители, так и дети.

Советы родителям

Родители, искренне желающие добра своим детям, а не старающиеся реализовать свои неосуществленные юношеские желания, будут стараться не перегибать палку в проявлении заботы. Как уменьшить опеку, чтобы добиться здравого баланса между свободой детей, правом на развитие их личности и контролем за поступками, действиями своих чад?

Вот некоторые советы, которые можно дать родителям в этом случае:

  1. Не замалчивать негатив и смело рассказывать детям о трагедиях, авариях, смерти близких людей, опираясь на детский возраст и возможность адекватно оценивать такого рода информацию.
  2. Давать возможность самостоятельно принимать решения или делать выбор в той или иной ситуации.
  3. Доверять ребенку и мягко корректировать составление и планирование им свободного времени.
  4. Не диктовать условия в выборе друзей и подруг.
  5. Стараться стать другом, а не строгим педагогом в воспитании детей.

Действия детей

Открытый разговор с возможной постановкой всех точек над «i» – один из главных способов, позволяющих детям уйти от нездоровой заботы взрослых.

Не стоит в недоброжелательной форме, с вызовом высказывать все, что вы думаете по этому поводу. Выбрав удачное время для общения, попробуйте повести себя по-взрослому, не переходя на обвинения, крик и повышенный тон.

Спокойствие, только спокойствие!

Только в случае спокойного разговора с заранее продуманным планом, есть большая вероятность того, что вы донесете до старших нужную информацию. Если забота родителей раздражает, не стоит ставить им это в вину, ведь, наверняка, ими движут благие намерения. Будьте спокойны и благоразумны, чтобы ваш разговор остался доверительной беседой, а не превратился в очередной семейный скандал.

Начать жить раздельно

Для детей, имеющих свой постоянный источник дохода, можно просто «разъехаться» и попробовать жить раздельно. Шаг это смелый, в некоторой степени отчаянный, но говорящий о зрелости и человека, и поступка. Не следует полностью разрывать отношения с родителями. Как показывает практика подобных случаев, потом многие об этом сильно жалеют.

Регулярные встречи, звонки помогут вам не только избавиться от возможного чувства вины по отношению к родителям, но и держать руку на пульсе их жизни, здоровья и психологического состояния.

Терпение и бесконечное уважение к людям, давшим вам жизнь, – вариант для тех детей, которые смогут принимать (а с возрастом и понимать) своих родителей. Жить рядом, видя все негативные моменты гиперопеки, по силам не каждому. Выбор во всех случаях индивидуален.

Кто такие чрезмерно опекающие родители?

Чрезмерно заботливые родители стремятся защитить своих детей от физической, душевной или эмоциональной боли. Они хотят, чтобы их дети добились успеха. Проблема в том, что у них зачастую туннельное видение в своем стремлении помочь ребенку достичь целей и строго доминировать при принятии решений ребенка, веря, что они знают это лучше.

Важно помнить, что чрезмерно опекающие родители, как и все родители, имеют добрые намерения. Они хотят самого лучшего для своего ребенка — даже если это означает, что им придется проложить путь бульдозером или защитить его от потенциально болезненных реалий внешнего мира

Эта тенденция к укрытию, буферизации и манипулированию может проявляться по-разному. Вот лишь несколько примеров чрезмерно заботливого воспитания:

Чрезмерно осторожный родитель

Малыш, который только учится ходить, неуверенно стоит на ногах. Наблюдать за тем, как ваш малыш ковыляет по полу, может нервировать, ожидая возможных падений и ударов. Это нормально, если вы захотите вмешаться и помочь. Однако постоянное отговаривание или остановка вашего малыша от практики может помешать его прогрессу. Кроме того, это может заставить вашего малыша почувствовать растущую тревогу по поводу своих способностей. И это выходит за рамки ходьбы.

Эта форма чрезмерно опекающего воспитания может использоваться снова и снова, когда ваш ребенок поднимается на лестнице выше, чем когда-либо прежде, или пробует научиться пользоваться ножницами. Принятие мер, чтобы «защитить» от этих рисков для здоровья, может помешать в осознании своих способностей.

Оправдывающий родитель 

Оправдание плохой успеваемости ребенка и требование его повторной сдачи — еще один пример чрезмерной опеки. Вместо того, чтобы позволить ребенку учиться на своих неудачах, желание дать ему еще один шанс способствует сохранению вредных привычек.

Вы можете защищать плохое поведение или ошибки своего ребенка перед друзьями, семьей или другими критиками. Мысль о том, что он проигрывает или совершает ошибки, может быть источником дискомфорта и даже страха. Неудачи ребенка могут казаться отражением ваших собственных родительских недостатков, поэтому вы всегда готовы указать причину и дать объяснение.

Принимающий решение родитель

Важно, чтобы дети экспериментировали и пробовали новое. Если ваш спортивный ребенок решит, что он хочет пропустить бейсбол и решил участвовать в школьном спектакле, вы можете быть настроены скептически, если не совсем разочарованными

Вы опасаетесь, что ваш ребенок не будет достаточно хорош в этом новом занятии или что он упускает возможность проявить себя в той области, в которой он уже преуспел. Помимо выбора того, что делать, вы можете беспокоиться о том, с кем он будет это делать. Вы можете захотеть, чтобы у ребенка были «правильные» друзья. Вы можете чувствовать, что достижения вашего ребенка удовлетворяют вас, и вам доставляет удовольствие то, что ваш ребенок преуспевает.

Последствия гиперопеки

Одно из самых негативных последствий родительской гиперопеки – полное подавление индивидуальности ребенка, у которого:

  • сильно занижено чувство собственной ценности;
  • нет возможности самопознания и познания окружающего мира;
  • отсутствует способность принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность;
  • буквально «зашкаливает» неуверенность в собственных силах и низкая самооценка.

Такие «залюбленные» дети редко проявляют инициативу даже во взрослой жизни: они постоянно ждут, чтобы кто-то подсказал им, как нужно поступить в той или иной ситуации, они более часто, чем другие люди, подвержены проявлениям апатии и депрессии, постоянно ожидая помощи извне.

Еще одним вариантом влияния сверхзаботы может стать зацикленность на собственной персоне, эгоистичное поведение по отношение к другим, демонстрация того, что «все вокруг ему должны». Но, сталкиваясь с миром, в котором «обожаемый гений» становится простым человеком и никто по первому требованию не принесет «блюдечко с голубой каемочкой», ребенок становится агрессивным, жестоким, затаившим обиду на всех вокруг.

Работа над ошибками

Зачастую родителям бывает сложно признать, что их любовь и желание все контролировать в жизни ребенка является гиперопекой. Но если очень постараться и вовремя изменить тактику общения, можно выстроить гармоничные и доверительные отношения.

Прежде всего, маме и папе следует уяснить ряд «простых истин»:

контроль уместен не над ребенком, а над отношением родителей к нему (то есть контроль собственных эмоций, проецируемых на ребенка);
даже малышу необходимо иметь право выбора (игрушек, одежды, развлечений);
выбор и желания малыша заслуживают уважения и того, чтобы к ним прислушивались (это вовсе не значит, что нужно сиюсекундно выполнять все прихоти, но принимать во внимание – обязательно);
необходимо привить ребенку умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность (за невыученные уроки – двойка, за невыполненное обещание – обида друга и т

д.)
Важно не запретить, предупреждая неприятные последствия, а дать ребенку «прожить» их и самому понять важность принимаемых решений.. https://www.youtube.com/embed/bQSBfnHFgZA

Следует помнить о том, что даже крошечный малыш – уже личность, и только доверие, понимание и поддержка родителей помогут ему развиваться и расти счастливым человеком, уверенным в собственных силах.

Гиперопеке — бой!

Чтобы понять, как надо заботиться о ребенке, перепишем признаки гиперопеки наоборот:

  1. Разрешите ребенку ошибаться, пробовать, щупать, падать, экспериментировать.
  2. Научите ребенка просить о помощи, но останавливайтесь, когда видите, что он в состоянии справиться сам.
  3. Наблюдайте за своими чувствами. Действуйте не из чувства жалости или вины, а из уважения к способностям ребенка.
  4. Давайте ребенку почувствовать естественные результаты своих действий: и плохих, и хороших.
  5. Проявляйте уважение к страданиям ребенка, не старайтесь их заглушить или спрятать. Помогите с ними справиться: проявите спокойствие и понимание, побудьте рядом. Даже молчаливая поддержка помогает справиться с болью, гневом, обидой.
  6. Поддержите попытки ребенка решить задачу из-за которой случилась истерика или помогите вернуться к ней, если он отказался от попыток. Понаблюдайте, в чем трудность ребенка, и чем вы можете помочь (но не сделать вместо него!).
  7. Не делайте все время за ребенка его работу, чтобы сэкономить время (это можно делать в крайних случаях). Потраченное сегодня время обернется экономией завтра.
  8. Следите, чтобы привилегии ребенка были заслуженными.
  9. Внимательно относитесь к своей тревоге. Иногда она обоснована внешними угрозами, но часто сигнализирует о недостатке смелости в решении задач.
  10. Сделайте хорошее для себя, а потом для ребенка.
  11. Говорите ребенку о своих потребностях, о том, что вас обижает или возмущает. Так вы научите его замечать потребности других людей.
  12. Поддерживайте самостоятельность, хвалите, наблюдая, как ребенок проявляет усилия и справляется сам.

Гиперопека: последствия для развития ребенка

Какие последствия для развития ребенка имеет гиперопека? Чрезмерная опека детей не приводит ни к чему хорошему. В первую очередь, ребенок перенимает тревогу взрослых за него, он становится более тревожным, инфантильным, беспомощным, предпочитает избегать любого риска и не развивает свои навыки общения. Для того, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным взрослым человеком, он должен учится этому с детства. Здесь не пройдет принцип, что как вырастет – научится. Все наше детство существует в основном для того, чтобы мы готовились к жизни во взрослом мире, узнавали его, делали ошибки, шли на риск и набивали на это деле шишку за шишкой. Только так, на личном опыте, можно научиться жить во взрослом мире. Если же личный опыт ребенка крайне скуден, и родители всю жизнь опекали ребенка и ограждали от возможных сложностей – во взрослом возрасте он станет социальным инвалидом, не способным о себе позаботится.

Как указано выше, стремление к гиперопеке над своим ребенком несет в себе мотивы родителей, прежде всего, глубоко личностные. Родителям всегда нужно быть начеку: не перегибают ли они палку в опеке над ребенком?

Гиперпротекция обязательно влечет за собой ряд последствий, она способна негативно повлиять на развитие ребенка:

  • лишить инициативы и изобретательности. Человек будет зависим от мнения родителей и будет ждать первый шаг в решении личной проблемы от родителей, а не прилагать свои усилия для ее решения,
  • формирование необоснованной тревоги и беспокойства у детей, что детерминирует зависимость от взрослого, несамостоятельность, неуверенность в себе и своих силах, поощряет развитие инфантильных черт личности,
  • формирование страхов, стремление избегать неудач и готовности идти на риск, наличие противоречивой тенденции в развитии черт личности,
  • отсутствие общей приспособляемости и адаптивности к внешним условиям, нехватка навыков коммуникации, самодисциплины, отсутствие навыков самостоятельности.

Как видите, в гиперопеке нет ничего хорошего. Безусловно, родители всегда поступают так исключительно из любви к ребенку, желания о нем позаботится и создать для него идеальные условия. Но следует помнить, что в идеальных условиях живут только растения в теплицах. Но что с ними становится, если их высадить под открытым небом? Они погибнут, потому что не приспособлены к выживанию в таких условиях. Ваш ребенок не должен быть тепличным растением. Ему необходимо уметь справляться со своими трудностями и научиться жить в реальном мире. И если вы его действительно любите и хотите вырастить полноценного самостоятельного человека – не делайте за него всю работу. Будьте помощником и советником, но позвольте ему ошибиться и стукнуться лбом о стену реальности, лишь тогда он будет уметь жить без помощи мамы. Другое дело, что для некоторых мам это звучит как ночной кошмар.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. 
Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/giperopeka-kak-roditelskaya-lyubov-mozhet-navredit-rebenku/.

Как отдохнуть и расслабиться за 1 час

Спорт. Не самый очевидный, но действенный способ отвлечься от повседневного стресса. Помимо неоспоримой пользы для здоровья, укрепления иммунитета и многих других позитивных эффектов для тела любая посильная физическая нагрузка помогает также улучшить эмоциональный фон.

Главный критерий: выбирайте спорт, который вам нравится, благо на сегодняшний день существуют десятки направлений, центров и секций. Не ограничивайте выбор стандартными фитнес-клубом и тренажерным залом. Лучше попробуйте себя в разных направлениях: от йоги, танцев и плавания до боевых искусств, конного спорта и скалолазания. Так вы поймете, какая активность вдохновляет вас сама по себе, а не является данью моде или тягостным долгом.

Уборка. Неожиданно? Как ни странно, на многих людей уборка дома и любые дела по хозяйству оказывают успокаивающее и гармонизирующее действие. Дело в том, что систематизация и разбор вещей в нашем жилище сродни наведению порядка в собственной голове. Подобно тому, как вы протираете пыль и убираете грязь в доме, вы словно избавляетесь от лишних забот и отложенных в дальний ящик дел. А подобно тому, как вы освобождаете от хлама пространство для жизни, вы буквально очищаете свое сознание, оставляя место для новых идей и планов. Также мы ощущаем удовлетворенность от того, что сделали полезное дело, и обычно мысленно хвалим себя за это.

«Подстилаете матрас» и решаете проблемы ребенка за него

Несколько лет назад в интернете обсуждали серию новостей про состоятельного отца, который купил сыну машину. В первый раз сына поймали пьяным за рулем. Отец разрулил, права не отобрали. Во второй раз сын попал в аварию и разбил машину. Благодаря связям отца суд признал, что авария случилась не по вине сына. Мужчина купил сыну новую машину — дороже предыдущей. По его мнению, дорогую машину сын должен был беречь и водить аккуратнее. На этой машине сын сбил человека. Отец в очередной раз спас сына, права и машина на месте. Закончилось это тем, что сын попал в аварию и разбился насмерть.

Часто гиперопека над ребенком заключается в том, что человек не чувствует вкус реальных последствий того, что он делает. Родитель оберегает ребенка от проблем сейчас, но мешает ему учиться ответственности и причинно-следственным связям: сделал «А», получи «Б». Однако со смертью уже не поспоришь, ее не уговоришь и не подкупишь.

Признаки склонности к гиперопеке

К сожалению, большинство гиперопекающих родителей не видят проблемы и даже гордятся тем, что настолько качественно занимаются воспитанием детей.

«Кухонные» психологи считают, что родители должны пожертвовать всем, чтобы ребенок получил лучшее. Жизнь младшего члена семьи замещает интересы взрослых. Семейный бюджет, планы вращаются вокруг того, что нужно детям. Часто «самоотверженные» матери бросают карьеру, отказываются от романтических отношений в пользу того, что, по их мнению, нужно ребенку.

Известно, что больше склонны к гиперопеке матери, у которых только один ребенок.

Но бывают и гиперопекающие отцы. «Объектом» их болезненной заботы чаще становятся дочери. Девушки вплоть до совершеннолетнего возраста не имеют права погулять с друзьями, сходить на дискотеку или, еще хуже, остаться на ночь у парня.

Но бороться со склонностью к гиперопеке можно. Признать проблему помогут несколько вопросов.

1. Вы всё делаете за своих детей?

Вспомните, кто занимается простейшими бытовыми делами дома. Может ли школьник сам подогреть себе обед, убрать в комнате? Посещает ли подросток кружки самостоятельно или его все еще нужно сопровождать от двери до двери? Завязывает ли малыш шнурки сам или просто стоит и ждет пока ему кто-то поможет?

Положительные ответы — повод задуматься об изменении стиля воспитания. Дети, которые привыкли рассчитывать на помощь взрослых, оказываются неприспособленными к самостоятельной жизни.

2. Считаете ли вы защиту ребенка основным предназначением родителя?

Ассоциируете ли вы себя с «тигрицей» или «львицей» готовой разорвать любого, кто сделает замечание детям? А просит ли ребенок защиты?

Уверенность в своих силах, способность постоять за себя — важные качества зрелого человека, развивать которые нужно с самого детства. Никто не говорит о том, что нужно игнорировать вопиющие ситуации, когда пристает чужой взрослый, поощрять драки. Но и курировать все конфликты, возникающие в песочнице, не стоит. Позвольте ребенку осознать, что он сам может решить свои проблемы.

3. Требуете ли вы от детей быть идеальными во всём?

Иногда гиперопека приводит к тому, что ребенок просто боится совершить ошибку, высказать свою точку зрения. Вспомните, ругаете ли вы школьника за неопрятные тетради? Заставляете переписывать работу снова и снова, пока на листах не останется и мельчайшей помарки?

Многие родители считают, что стремление к совершенству полезно ребенку. Но детство — это период экспериментов. Нет ничего зазорного в том, чтобы браться за новое дело, терять к нему интерес, после чего пробовать что-то другое. Если не пройти этот важный этап в детстве, то «поиском себя» будет заниматься уже взрослый человек. Перфекционизм — скорее негативная, чем позитивная черта.

4. Склонны ли вы давать оценку каждому действию ребенка?

Дети не обязаны оправдывать ожидания родителей. Можно рассказывать о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Но ругать за каждую мелочь, напоминать о возложенных надеждах при каждой осечке — плохая идея. Не стоит контролировать процесс выполнения уроков, работы по дому.

Да, с помощью взрослых школьник допустит меньше ошибок. Но понимание того, что даже плохая оценка не вызовет осуждения со стороны близких людей, будет мотивировать ребенка продолжать работать над собой. А вот постоянное ожидание ругательств после неудач, может довести до нервного срыва.

Гиперопека родителей — это тяжелый груз для ребенка.

Когда детям разрешают делать то, что они хотят, а также хвалят за то, на что они способны, ничего плохого не случается. Именно благодаря своим ошибкам человек учится доверять себе, выбирать уникальные пути решения проблем. Если же все детство проходит идеально, то уже в подростковом возрасте человек сталкивается с тем, что никто кроме родителей не оказывает поддержки. Любая банальная проблема превращается в глобальную.

Гиперопека: виды и проявления

Чрезмерная опека обычно бывает двух видов:

Диктатура

Когда родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения установленных ими правил во всем: еде, учебе, выборе друзей, занятий в свободное время.

Они строго контролируют выполнение «правил», свято веря в то, что действуют во благо ребенка. Здесь недопустимы никакие возражения – лишь всецелое повиновение и покорность;

Сверхзабота

Когда ребенок в семье воспринимается как «пуп земли», которого необходимо оберегать от любых неудач, тревог и беспокойств. Любая прихоть ребенка исполняется беспрекословно, а любая провинность — прощается и списывается на усталость, плохое настроение или «магнитные бури». Для него не существует слов «нет» и «нельзя», ему не приходится беспокоиться ни о чем, потому как он твердо знает: родители уже продумали за него все «на шаг вперед».

Для того чтобы своей безграничной заботой не навредить собственном ребенку, важно знать «тревожные звоночки» на пути к гиперопеке, и уметь вовремя распознать их:

одежду для малыша выбирает исключительно мама, пресекая любые попытки надеть «вон то платьице», а не практичный и не маркий (но нелюбимый до ужаса) костюм;
время еды и выбор блюд зависит от решения мамы, нередко кормящей малыша из ложечки, даже когда, в силу собственного возраста, он уже способен делать это сам;
только родители выбирают место и время прогулки, а также игры, в которые «должен» играть ребенок – никакие «не хочу в песочницу, хочу на горку» во внимание не берутся;
ребенку разрешается выполнять домашнее задание только под присмотром взрослых, чтобы они сразу могли указать ошибку и помочь (или решить все за него, избежав лишних хлопот и плохих отметок);
родители тщательно следят за тем, с кем общается ребенок, и моментально пресекают любые отношения с «плохим Вовой», настойчиво рекомендуя дружить с «послушным Сережей».

Безответственность, инфантилизм

Если родители всё контролируют, ребёнок не учится брать на себя ответственность за собственные решения. Не научившись в детстве, он вряд ли освоит этот навык во взрослом состоянии. Согласитесь, у всех нас есть безответственные знакомые, которые вечно опаздывают, витают в облаках, срывают проекты и подводят друзей и знакомых. Так происходит потому, что ответственность формируется постепенно, пошагово, с самого раннего возраста, когда малыш начинает ходить, когда кричит «Я сам!», когда самостоятельно делает уроки. Если всё решать за чадо, то оно не научится быть серьёзным и ответственным никогда, так и останется вечным ребёнком.

Последствия гиперопеки и общественное мнение

Главное последствие гиперопеки – передача чувства постоянной тревоги детям, чье психологическое развитие еще не способно отделить реальную опасность от мнимой. Постоянное беспокойство родителей передается ребенку, что порождает неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, избегание рисков и ответственности. В статье для журнала для The Reason Ленор Шекази и Джонатан Хадит, основатели некоммерческой организации по борьбе с гиперопекой, говорят о том, что постоянная опека отнимает у детей время на «разгильдяйство», то есть время, когда они предоставлены сами выбирать чем себя занять, а значит, и сами несут ответственность за свои поступки.

Исследователи отмечают, что дети, выросшие в обстановке гиперопеки, относятся даже к самым обычным делам, таким как поиск работы, как к вселенской катастрофе, а общество воспринимают как страшную угрозу. Зачастую такие дети не имеют представления об окружающем мире, потому что их не допускали к его изучению из-за мнимых угроз.

Отсутствие самостоятельности – еще одно пагубное последствие гиперопеки. Психиатр Михаэль Винтерхуф рассказал немецкой газете Süddeutsche Zeitung о том, что дети, находившиеся под гиперопекой, во взрослой жизни часто не могут найти работу. Специалист говорит, что многие просто не приходят на уже назначенное собеседование, так как не в состоянии подготовиться, встать вовремя и принять ряд других решений – ведь уже выросшие дети все еще привыкли перекладывать ответственность на родителей.

Но даже те дети, кто смог осознать последствия гиперопеки, сталкиваются с негативной реакцией общества.

В том, что гиперопека – явление массовое, может убедиться, пожалуй, каждый из нас. Мы помним недавнюю историю о том, как пенсионерка в Екатеринбурге оттаскала за волосы 14-летнюю школьницу за желание открыть окно в жару. Про боязнь сквозняков, которая тоже является следствием гиперопеки, можно было бы написать отдельную статью. Достаточно привести слова журналиста Анастасии Мироновой, которая назвала боязнь сквозняков «нашей национальной чертой».

В личной беседе и на множестве форумов вы наверняка встречали рассказы о том, как родители или бабушки-дедушки провожали и встречали своих отпрысков из школы, не пускали гулять дальше своего двора, не разрешали пойти на дискотеку, дружить с интересными людьми, навязывали выбор профессии, потому что всегда лучше детей знали, что им нужно.

Также вы вполне возможно знаете истории о том, как уже выросшие дети, в попытках сбежать от родительского гнета, переезжают в другие города и страны, и тем не менее даже оттуда вынуждены отстаивать свое право на принятие решений и самостоятельную жизнь. Или же дети так и не находят в себе сил для возражения, оставаясь под крылом родителей всю сознательную жизнь.

И, конечно же, вы знакомы с часто встречаемым мнением о том, что всем нужно сначала самим родить ребенка, чтобы кого-либо винить; о том, что по достижении восемнадцати лет каждый может сесть в поезд и уехать жить своей жизнью куда угодно, если ему что-то не нравится, и вообще, вокруг развелось слишком много обиженных на мам, бабушек и мужей, а у самих рыльце в пушку.

Очевидно, что сегодня робкие попытки детей справиться с последствиями гиперопеки, как правило, сталкиваются с волной осуждения и непонимания в обществе. Многие все еще считают проблему надуманной, а ответственность перекладывают на самих детей. Говоря о проблеме гиперопеки, мы поможем тем, кто сталкивался с ней, осознать ее последствия и найти свой путь в жизни. Мы поможем таким, как я.

Активно руководите обучением ребенка, контролируете его интересы

В книге психолога-педагога Людмилы Петрановской «Тайная опора» описан эксперимент. Психолог оставил родителя и ребенка-дошкольника наедине в комнате, где много интересного — игрушки, пособия. Действия каждой пары записали на видеокамеру, и в результате получилось четыре группы родителей.

Первая группа родителей запрещала детям вставать, ходить по комнате и трогать чужие вещи.

Во второй группе родители сами подводили ребенка к игрушкам, пособиям, предлагали им игры или занятия.

Родители из третьей группы сидели и молча наблюдали, как дети изучали окружающую обстановку.

В последней группе родители сами с увлечением играли, рассматривали, изучали вещи и никак не вовлекали в этот процесс ребенка.

Психологи еще какое-то время наблюдали за детьми после этого эксперимента, и оказалось, что лучше всего развиваются дети с родителями из четвертой и третьей групп (родители, которые не обращают на ребенка активное внимание), а хуже — с родителями из первой и второй. При этом в первой группе результаты были даже немного лучше, чем во второй, потому что сидя ребенок хотя бы может рассматривать, что ему вздумается

«Самое ценное»

Мэдлин Левин

Многие родители привыкли считать маркерами успеха оценки, достижения в спорте, поступление в хороший вуз и достаток. Стремление к подобным высотам — плохая стратегия воспитания ребенка. Но ошибкой будет и думать, что ребенок должен «просто быть счастливым» — ведь тогда он будет не подготовлен к неизбежным жизненным трудностям.

Мэдлин Левин, психолог с почти сорокалетним стажем, считает, что детям необходимо благополучие — то есть щедрая доля оптимизма и умение справляться со стрессом. А залог их будущего успеха — развитое умение чувствовать и понимать себя.

Автор приводит 7 базовых навыков преодоления трудностей. Чем больше таких навыков освоит ребенок, тем лучше он сможет сопротивляться жизненным невзгодам.

1. Находчивость. Это способность самостоятельно решать проблемы и обращаться за помощью, только если она действительно необходима

Ребенку важно знать не только как решить проблему, но и какой способ самый оптимальный

Что делать:

  • делитесь тем, как вы справляетесь с повседневными проблемами, это формирует спокойное отношение к бытовым трудностям;
  • учите детей тому, что для большинства проблем нет одного верного решения.

2. Энтузиазм. Стоит хвалить детей за желание действовать и попытки, а не за достижения. Энтузиазм — основа мотивации делать что-то лучше, ведь именно благодаря ему простые увлечения переходят в мастерство.

Что делать:

  • поддерживайте интересы ребенка и хвалите его энтузиазм, это сигнал, что он поступает правильно;
  • демонстрируйте энтузиазм сами, чтобы ребенок смог открыто поделиться своими увлечениями.

3. Креативность. Делайте акцент не на поиске единственного правильного ответа, а на рассмотрении нескольких решений сложной проблемы.

Что делать:

  • пусть фотоаппарат и краски будут так же легкодоступны, как телевизор и компьютер, это стимулирует заниматься творчеством;
  • поощряйте занятия без конечной цели, чтобы ребенок концентрировался на самом процессе, а не результате.

4. Трудовая этика. Отношение к труду формируется задолго до того, как ребенок найдет первую работу. По мнению Левин, он должен научиться не отступать и делать всё, что может, а также концентрироваться на самом процессе, а не на результате.

Что делать:

  • показывайте свое желание решать сложные задачи, чтобы ребенок видел, что трудности — это не только стресс и усталость, но и чувство выполненного долга и гордости;
  • убедитесь, что объем работы ребенку по силам: чрезмерная нагрузка не придаст ему уверенности в себе.

5. Самоконтроль. Подчинение родительским правилам и самоконтроль — не одно и то же. Когда родитель пропадает из поля зрения, установленные им правила забываются, а вот самоконтроль — это разработка, проверка и усвоение собственных правил. Чтобы его развивать, нужно уметь концентрироваться на долгосрочных целях (сегодня лень тренироваться, но скоро важный матч) и ждать (можно потратить деньги сейчас или отложить, чтобы через неделю купить что-то более дорогое).

Что делать:

  • позвольте детям немного пострадать и не рвитесь решать все их проблемы: «успешные неудачи» укрепляют навык преодоления трудностей;
  • показывайте на своем примере методы самоконтроля, потому что дети учатся у родителей.

6. Самооценка. Самооценка формируется не тогда, когда мы постоянно говорим ребенку, какой он умный, а тогда, когда он ставит себе реалистичные и безопасные цели, а затем старательно стремится к ним, становясь всё более компетентным. В основе самооценки лежит умение делать что-то хорошо, отсюда и уверенность в себе.

Что делать:

  • мотивируйте детей выполнять более трудные дела, когда они освоят базовый уровень: способности развиваются при решении сложных задач, а не повторении уже изученных;
  • помогите детям разбить большую цель на мелкие задачи, чтобы первая же неудача не отбила весь энтузиазм.

7. Самоэффективность. Когда дети чувствуют, что результат зависит от них, они с большим оптимизмом и энтузиазмом относятся к собственной жизни. Опыт самоэффективности — это мостик от зависимости от других к вере в собственные силы. Автор приводит исследования, которые доказывают, что самоэффективность (она же чувство контроля) помогает развивать стрессоустойчивость у детей и не дает встать в позицию жертвы.

Что делать:

  • с самого раннего возраста давайте ребенку возможность вносить вклад в жизнь семьи: собрать игрушки в 3 года, переклеить обои в своей комнате в 14. Чтобы у человека было желание контролировать свою жизнь, ему нужно научиться эффективно взаимодействовать с окружающей средой;
  • помогите детям понять их реальные возможности, чтобы они не переоценивали свои силы, а прилагали достаточно усилий.

Возможные последствия гиперопеки

Если давление над взрослым сыном или над взрослой дочерью не уменьшается вместе с их ростом и личностным становлением, то можно ожидать негативные последствия чрезмерной заботы. Дети, находящиеся под гиперопекой, рискуют стать:

  • неуверенными в своих силах;
  • эгоистичными;
  • не умеющими адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
  • страдающими от невозможности принятия решений в ответственные периоды жизни;
  • зацикленными на своей персоне и не считающимися с другими людьми (что очень мешает построению межличностных отношений, особенно в семье).

Выросшие дети нередко винят своих родителей в чрезмерном давлении, и это мешает созданию партнерских и доверительных отношений между ними.

Малыши, ставшие взрослыми, продолжают жить наставлениями и умом взрослых, не отвечая за свои действия и поступки. У некоторых чрезмерно опекаемых детей самооценка либо слишком завышена (таких детей родители перехваливают), либо сильно занижена (у «затюканных» детей). Объективно видеть за и против жизненных обстоятельств им мешает привитая родителями «правильная» точка зрения, отклонения от которой просто невозможны.

Давление матери над сыном приводит мужчину к невозможности создания полноценной семьи: он все свои действия совершает с оглядкой на маму. Редкая женщина сможет вытерпеть такое и смириться с этим. Поэтому представители мужского пола такого типа могут создать семью, но надолго в ней не задерживаются, вновь возвращаясь под мамино теплое крылышко.

Что такое чрезмерная опека, и каковы ее последствия

Подобное заблуждение очень часто встречается в семьях в процессе воспитании детей

Оно проявляется в форме повышенной степени заботы – мать или отец окружают своего ребенка чрезмерным вниманием. Такие родители, из лучших побуждений, следят за каждым движением своего чада и спешат прийти ему на выручку при первых же признаках трудностей, настоящих или кажущихся

В результате сын или дочь не имеют возможности принимать собственные решения, так как им не позволено удаляться от родителей и делать что-либо без их пошагового контроля. Фактически, детей методично приучают к тому, что их постоянно обслуживают взрослые. При этом используются самые благовидные предлоги:

  • все действия направлены на обеспечение благополучия сына или дочери;
  • успешность ребенка – это основная цель в жизни родителей;
  • для того, чтобы «поставить на ноги» своего отпрыска, приходится самим многим жертвовать;
  • порядочные родители должны постоянно думать о своих детях.

Влияние чрезмерной опеки на психологическое состояние ребенка

Если подрастающий ребенок лишен возможности принимать участие в жизни своей семьи – не присутствует, например, при обсуждении текущих трудностей, подготовки к празднику или к поездке на отдых, его начинает одолевать безразличие ко всему происходящему. В этом случае процесс формирования личности происходит в тепличных условиях.

Нередко родители, годами практиковавшие чрезмерную опеку, при проявлении у детей первых признаков неадекватного поведения продолжают идти у них на поводу, прощая недопустимые поступки. Это недальновидное поведение взрослых лишь усугубляет положение, формируя в сознании подростков такое понятие, как вседозволенность. Результатом может стать склонность к насилию или полное безразличие к своей дальнейшей судьбе.

Читайте здесь: неконтролируемый ребенок — что делать с истерикой и агрессией?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий