Первый раз в детский сад

Как не заболеть

Большинство малышей буквально через неделю-две после начала посещения садика начинают болеть. Почему так происходит?

Так бывает, что дети сразу начинают болеть. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Посещая детский сад, ребёнок знакомится с новыми сверстниками и сталкивается с огромным количеством респираторных вирусов. Они-то и вызывают ОРВИ. Оказать сопротивление процессу может только хороший иммунитет. И действия родителей в период подготовки к садику должны быть направлены на его формирование и развитие, – говорит педиатр Ирина Смирнова. – Рекомендую частые и продолжительные прогулки

При этом важно одевать малыша по погоде. Не кутайте его!»

Родителям стоит заранее приблизить рацион питания в семье к детсадовскому: ввести каши, запеканки, супчики. Бутерброды, сосиски и пельмени – прочь. Это и взрослому человеку неполезно, что говорить о детях в период адаптации!

Отдельная тема – режим дня. Примерно за месяц до посещения сада нужно начинать формировать соответствующий режим сна и бодрствования, чтобы свести к минимуму стресс от ранних подъёмов. Обязателен дневной сон. В выходные дни нельзя отступать от режима больше чем на час.

Дома еда должна быть максимально приближена к садиковской. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Статья по теме

День без прогулки потерян для здоровья. Так считает лучший педиатр России

«В плане здоровья наша адаптация всё никак не закончится. Учебный год в яслях завершён, а наши бесконечные бронхиты продолжаются. Работаем над проблемой вместе с педиатром. Надеюсь, иммунитет за лето немного окрепнет, сын подрастёт, и в следующей группе мы будем ходить в сад не 5-10 дней в месяц, а почаще, – говорит мама трёхлетнего Артёма. – Детские болячки очень выматывают, да и, честно говоря, очень хочется на работу».

Как подготовить ребенка к режиму дня в детском саду

Во-первых, нужно обратить внимание на режим дня ребенка. Если есть возможность, сходите заранее в тот детский сад, в который записан ребенок, и посмотрите на тот распорядок дня, по которому живут ребятишки

За лето ваш график должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели. Научите каким-нибудь приемам скоротать время, каким-нибудь играм. Пусть научится играть в слова с самим собой, вспоминает выученных им стихи и песни, сочиняет сказки, считает, рассматривает окружающие предметы и запоминает мелкие детали. Очень полезны так называемые пальчиковые игры.

Первый раз в детский сад

По сравнению с адаптацией к школе привыкание к детскому саду кажется легким. В какой-то степени так оно и есть. Ребенок дважды в день гуляет, днем спит, много играет. Однако малышам тоже бывает нелегко “включиться” в новую жизнь. Во-первых, им предстоит расставание с мамой, а большинству детей это тяжело дается. Во-вторых, нужно привыкать быть самостоятельным: одеваться-раздеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, заправлять постель, что для малышей тоже нелегко. Как же смягчить адаптацию?

Первый месяц приводите ребенка в детский сад не на полный день, а на несколько часов, например, только на прогулку, чтобы он познакомился с детьми в “неформальной” обстановке. Потом – на пол дня, затем — на целый лень. Не огорчайтесь, если ребенок с трудом “включается” в новую жизнь. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят маму приходить за ними попозже, потому что они не успели погулять (съесть блинчики на полдник, достроить дом и т.д.).

Постарайтесь не вводить дома большое количество запретов — их достаточно в детском саду. Пусть чадо занимается тем, чем хочет: бегает, кричит, валяется на родительской кровати. Это поможет ему выпустить пар. Ведь за день у ребенка накапливается куча эмоций — как положительных, так и отрицательных, а справиться с ними самостоятельно он не в силах. Единственное, чего не стоит делать, — позволять дольше, чем обычно, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на нервную систему.

Если ваш ребенок устал от шума и гама в саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы.

Репетируйте с ребенком дома те вещи, которые плохо даются ему в детском саду. Пусть потренируется сам заправлять постель, сервировать стол, причесываться и т.д. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в саду.

Чтобы ребенок был меньше подвержен простудам — а “новички” в саду то и дело болеют, — приложите все усилия по закаливанию сына пли дочки. Вообще-то медики рекомендуют начинать закаливаться летом. Во время купания обливайте ребенка водой комнатной температуры, растирайте по утрам влажным полотенцем. Если есть возможность, водите дважды в неделю в бассейн.

Позвольте малышу брать с собой в детский сад любимую игрушку — ему будет легче пережить расставание с домом. Однако лучше, если игрушку он выберет не мягкую, а резиновую, чтобы ее можно было помыть. Похвалите вашего ребенка, если он захочет взять несколько игрушек — для того чтобы поделиться с друзьями. Объясните, что нельзя отнимать у других детей игрушки — можно только попросить.

Если ваш малыш с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите все усилия для того, чтобы ребенок стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть в прятки или салки. Чаще приглашайте к себе знакомых с детьми. Преодолев застенчивость, ребенок быстрее освоится в саду.

Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывая сказки, чтобы он быстрее уснул. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет в случае необходимости, но поскольку детей в группе много, то, вероятно, придется какое-то время подождать.

Расскажите малышу, что в саду существует определенный режим и дисциплина, нарушать которые нельзя. Поэтому, если воспитательница зовет всех кушать, значит, надо идти и кушать, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.

Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный садовскому. В выходные дни не поощряйте сон до обеда. Желательно, чтобы ребенок вставал примерно в то же время, что и всегда, максимум на час-полтора попозже. “Отбой” тоже должен быть не в полночь, а гораздо раньше. Не отказывайтесь от “тихого часа”, прогулки до и после обеда. Чем быстрее ребенок “втянется” в новый режим, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду.

Помощь родителей

Конечно, немаловажными в период адаптации к детскому саду является поддержка и всяческая помощь со стороны родителей. Поэтому мы приведем ниже список, на который вы сможете опираться:

Негативные отзывы. Ни в коем случае не говорите в присутствии малыша о том, что вас что-то не устраивает в воспитателе или в самом садике. Иначе ребенок только сильнее начнет опасаться всей обстановки в пределах ДОУ

Лучше наоборот, акцентируйте внимание дитя на очевидных плюсах или о том, что вам нравится в самом педагоге

Режим дня. Его не следует менять даже в выходные, если ребенок хочет поспать подольше, то может поспать, но не давайте ему отсыпаться, иначе сдвига в распорядке дня не избежать. Если же малышу просто необходимо хорошенько выспаться, значит, распорядок построен неправильно.

Но не перегружайте ребенка в момент адаптации, его нервная система и так пошатнулась и лишнее нагрузки противопоказаны.

Атмосфера в доме. Малышу будет намного легче переносить адаптацию, если в семье благоприятная обстановка, где нет ни скандалов, ни криков, ни негативного молчания (хотя бы при сыне или дочке).

Подготовка

Нередко начало посещения садика или школы может сопровождаться плохим самочувствием ребенка — обостряются хронические заболевания, малыши чаще простужаются. Чтобы избежать возможных проблем, ребенок должен быть здоров и готов к саду или школе, а также к предстоящей зиме. Для этого мы рекомендуем начать подготовку посещения детсада или школы с диспансеризации малыша, которую лучше проводить за 1 — 2 месяца до поступления.

Обычно начинает и завершает диспансеризацию осмотр педиатра. При первом посещении врач осмотрит ребенка. В зависимости от возраста, особенностей конституции, образа жизни, состояния иммунной системы ребенка, риска хронических заболеваний педиатр определит круг специалистов, которых нужно посетить, сроки профилактических прививок, ряд нужных лабораторных анализов. При повторном визите к педиатру вы получите заключение о здоровье ребенка, построенное на основании результатов полного обследования. Если есть необходимость, доктор назначит лечение. Также педиатр посоветует профилактические мероприятия для сохранения и укрепления здоровья, даст рекомендации по питанию, режиму дня, физическому воспитанию (гимнастика, массаж, закаливание), подходящие именно для вашего малыша

Педиатр определит возможную длительность периода адаптации в детском учреждении, подскажет, на что маме и воспитателю и учителям обратить внимание

В детском саду и школе увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка, так как он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения

Поэтому очень важно перед детским садом или школой показать малыша окулисту. Специалист проверит остроту зрения ребенка, исключит возможную патологию глаз

Многие дети страдают увеличением аденоидов, хроническим тонзиллитом. Осенью, на фоне снижения иммунитета и погружения в новую среду и детский коллектив, хронические заболевания носоглотки могут разгореться с новой силой. По этой причине перед посещением детского сада и школы желательно посетить отоларинголога. Также осенью детям необходимо провести санацию полости рта, выявить пораженные кариесом зубы, а также изменения в прикусе. Врач-стоматолог расскажет, как избежать проблем с зубами, при необходимости проведет лечение.

Из лабораторных исследований необходимо сделать общий анализ крови (берется из пальца). Он покажет содержание гемоглобина, лейкоцитов (клеток крови, защищающих организм от инфекции), эозинофилов (маркеры аллергии и глистной инвазии) и других форменных элементов крови. Следующий анализ — исследование мочи. На фоне снижения защитных сил организма в осенне-зимний период при купании в бассейне, после перенесенной ОРВИ может появиться или обостриться инфекция мочевых путей. Обязательно перед детским садом и школой необходимо сделать соскоб на энтеробиоз для исключения остриц. При неустойчивом стуле, запорах можно исследовать кал ребенка (копрология): анализ покажет, какие составляющие пищи перевариваются, а какие нет. По показаниям может понадобиться проведение УЗИ органов брюшной полости, консультация гастроэнтеролога.

Важной составляющей подготовки малыша к детскому саду и школе является и профилактика острых заболеваний (ОРВИ, грипп и др.). Обычно ее проводят за 1 — 2 месяца до поступления в дошкольное учреждение и школу

Применяют различные средства, направленные на повышение не специфических защитных механизмов иммунитета. Используют и природные оздоровительные факторы — закаливание, курсы различных растительных адаптогенов, витаминов и др. Малыш перед поступлением в детсад и школу должен иметь профилактические прививки согласно прививочному календарю. Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в детский сад и школу. Первая профилактическая прививка уже в детском саду назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через один месяц.

Такая диспансеризация перед детским садом и школой дает родителям возможность узнать о возможных заболеваниях ребенка и принять необходимые меры предосторожности, а малышу позволяет, находясь в детском коллективе, избежать частых заболеваний

Как выбрать канцелярию?

Малышу потребуются некоторые канцелярские принадлежности для творческих занятий. Этот список дает воспитатель на родительском собрании, а можете и вы приобрести сами. А что не понадобится в садике, использовать дома.

Набор канцелярии:

  1. Альбом, краски (гуашь или акварель), кисточки, карандаши, книжки-раскраски – для занятий по рисованию;
  2. Пластилин и доска для него, чтобы лепить интересные поделки;
  3. Тетрадь, ручка и счетные палочки – для занятий по математике и письму;
  4. Цветная бумага и картон, детские ножницы (они безопаснее), клей;
  5. Некоторые нестандартные материалы – кусочки ткани, бумажные салфетки и т.д. Воспитатель предупредит вас о надобности покупки таких предметов.

Адаптация в детском саду

Но бывает и обратная ситуация, где взрослые считают, что ребенок просто капризничает и со временем это пройдет. Однако такое суждение поверхностно и к проблеме следует отнестись более серьезно.

Период адаптации к детскому саду весьма непростой, поскольку у малыша меняется привычный образ жизни. Причем меняется кардинально:

  • Смена обстановки;
  • Другая пища;
  • Другой режим сна и отдыха;
  • Наличие множества сверстников рядом.

Как вы сами видите из приведенного выше списка, адаптация в детском саду сложна тем, что кроха попадает в принципиально иную среду, которая первое время дико непонятна ему и именно из-за этого и происходят резкие перепады настроения.

Если отнестись к этому со всей ответственностью и чуткостью, то в скором времени малыш будет спокойно и даже с радостью воспринимать походы в садик.

Даже предварительная консультация у психологов иногда не останавливает маму и папу от того, чтобы отдать ребенка в детский сад сразу, ничего толком не объяснив ему.

Такой поступок лишь усиливает стресс у малыша, соответственно привыкание к другой атмосфере происходит гораздо дольше.

Питание ребенка

Вашего ребенка сложно накормить? Это третий нюанс. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому (примерное меню опять же можно узнать в детском саду), устраните “кусочничество” между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Часто дети не хотят идти в детский сад именно из-за проблем с едой.

Готовим ребенка к садику

Также не следует забывать подготавливать ребенка к тому, что у него изменится круг общения, и этот момент не застанет врасплох малыша. Наилучшим вариантом будет, если вы примерно за два-три месяца будете подходить к детскому садику и рассказывать ребенку, что его тоже это ждет.

Только не пугать малыша этим фактом, но и не приукрашать его пребывание там. Просто спокойно ему объясните, что эта необходимость касается всех детишек и это совсем не страшно.

Очень важный момент заключается в том, чтобы сами родители не выказывали и тени сомнения о надобности посещения, иначе чадо начнет это использовать для уклона от похода в сад.

Посещение детского сада не должно ассоциироваться у ребенка со стрессовой ситуацией в доме: переезд, развод родителей и прочее.

И самое важное, чтобы вы не пугались резкой и неожиданной реакцией у маленького человечка, так как проявление разных эмоций (порой даже гнев), это все из-за непривычной и новой обстановки для дитя. Тода адаптация в детском саду пройдет более гладко

Другие публикации в разделе Народный контроль

-й в рейтинге народных корреспондентов

17:30, вчера

Народный контроль

Грязевые бомбы для Воронежа от мэрии

Сегодня и на прошлой неделе по нечтной стороне Ленинского проспекта на участке от Чернавского моста до ул. Арзамасской под предлогом восстановления газона проводилась очередная грязевая бомбардировка города с очевидной растратой бюджетных средств.Для мэра и прокуроров города и области, вероятно, име…

Читать дальше

3

Войдите, чтобы оценить

241

valval

-й в рейтинге народных корреспондентов

10:38, вчера

Народный контроль

В ком дело?

А я опять в свою дуду…о придорожных газонах. Как они красят город изумрудной травой, и глазу приятно и дышится легче. Но зимой коммунальщики стали щедро сыпать песок на тротуары с помощью техники. А она,если не настроить и не приспособить, разбрасывает его и на тротуары и на газоны. Пришла весна, …

Читать дальше

6

Войдите, чтобы оценить

451

Станислава

-й в рейтинге народных корреспондентов

26.04.2021 20:39

Народный контроль

Вырубка леса

Пожалуйста.Обратите внимание.

Читать дальше

7

Войдите, чтобы оценить

658

Станислава

-й в рейтинге народных корреспондентов

26.04.2021 19:55

Народный контроль

Вырубка леса.

Здравствуйте. Вырубают лес

Обратите пожалуйста внимание!!!!

Читать дальше

7

Войдите, чтобы оценить

396

angry

-й в рейтинге народных корреспондентов

26.04.2021 18:41

Народный контроль

Детские сады уходят в нерабочие дни с 1 по 10 мая. Куда девать детей?

Просто интересно, почему авторов без жены и детей, живущих в 40 лет с мамой, волнуют эти вопросы?

Читать дальше

7

Войдите, чтобы оценить

696

Кира21

-й в рейтинге народных корреспондентов

25.04.2021 17:26

Народный контроль

Парковка на детской площадке

Вот и припарковался

Читать дальше

7

Войдите, чтобы оценить

657

Samsv

1

2

9-й в рейтинге народных корреспондентов

24.04.2021 15:36

Народный контроль

Понаехали тут, дереву негде упасть!

“Покушение на убийство” или как в Воронеже ЗОЖ опасен для здоровья.Позавчера ещё не было упавшего дерева.Когда же воронежские чинуши перестанут рисовать красивые картинки проектов метро и канатных дорог, а займутся делами?Но их гнилые берёзы не интересуют, только хорошие сосны.23.04.2021 – р-н между…

Читать дальше

3

Войдите, чтобы оценить

1880

Samsv

1

2

9-й в рейтинге народных корреспондентов

24.04.2021 15:19

Народный контроль

“Умный” светофор на перекрестке Землячки и Витрука. Однако, как замаскировался!

– Видишь суслика?– Нет.– Вот и я не вижу. А он есть.

Читать дальше

9

Войдите, чтобы оценить

441

NatalyZ

-й в рейтинге народных корреспондентов

22.04.2021 01:42

Народный контроль

Виадук. Работница

А что с виадуком на Работнице??? Откроют, как обещали в начале мая???Что-то тишина от администрации и со стороны СМИ…

Читать дальше

5

Войдите, чтобы оценить

634

StanislavNEW

-й в рейтинге народных корреспондентов

22.04.2021 01:46

Народный контроль

Пустые полки магазинов.

Не могу понять, что случилось. Нет, не все полки пустые, только отдельных категорий продуктов. Я постоянно покупаю всякие стейки, шницели, гуляши, филе куриное – ну вот то что на подложке, охлажденка. Сейчас опустели холодильники в сетях, и мясо и курица. Не в одном магазине, везде. Что происходит т…

Читать дальше

3

Войдите, чтобы оценить

1790

Родителям

А вот родители, за всеми переживаниями и стрессами малыша в нелегкий период, остаются за кулисами. И это в корне неверно, поскольку они точно так же переживают сложный момент.

Ведь от одной мысли, что чадо заплачет от необходимости пойти в садик, заставляет сердца мамы и папы съеживаться от боли и бессилия.

Ваши переживания вы можете разделить с другими родителями или же обратиться за помощью к психологу.

Поймите, что ваш, пусть еще пока маленький человечек, благодаря детскому саду освоит жизнь в социуме. И впоследствии вырастет уверенным в себе человеком, не опасающимся находиться среди других людей.

Важна правильная подготовка ребенка к детскому саду. Проблемная адаптация в детском саду бывает у 90% детишек, не беспокойтесь, все скоро наладится!

Правила адаптации к детскому саду

Помните, что в период адаптации к детскому саду дети часто болеют, а их интеллектуальное развитие может не только замедляться, но даже откатываться назад, словно ребенок мечтает вернуться в тот возраст, когда мама еще не оставляла его с чужими людьми. Вот несколько простых правил для смягчения процесса адаптации:

  1. Никогда не лгать! Ребенок отправляется не «в гости» и не в какое-то «волшебное место» — он идет в детский сад. Ведь если он поймет, что вы его обманули в этом вопросе, то где гарантия того, что вы не обманывали его, обещая вернуться за ним? А боязнь остаться одному — один из серьезнейших детских страхов.
  2. Задолго до начала посещения детского сада синхронизируйте режим ребенка с садовским режимом.
  3. Если вас все же не оставляют какие-то тревоги и опасения, ни в коем случае не делитесь ими с ребенком. Даже вида не подавайте!
  4. Помните, что в первые несколько дней вы в любом случае имеете право находиться в садике вместе с ребенком.
  5. В первый раз оставляйте ребенка в саду не более чем на два или три часа. Недопустимо «бросать» его сразу на весь день!
  6. Поначалу приводите детей в сад ко времени прогулки. И почему многие советуют приводить ребенка непременно с утра? Утром, как правило, одни режимные фазы сменяются другими. Малышу и без того трудно и страшно, а тут еще перед ним возникает куча незнакомых и непонятных правил.
  7. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка в том, что непременно вернетесь за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите.
  8. Уходя, прощайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у вашего сына или дочери тревогу, а то и панику.
  9. Сообщите воспитательнице ласкательное имя ребенка, расскажите о его домашней жизни, вообще заранее познакомьтесь с персоналом детского сада.
  10. Не планируйте на период адаптации прививки, посещение стоматолога и другие медицинские процедуры, травмирующие детскую психику.
  11. Не ругайте ребенка за плохое поведение! Вы же взрослые люди и не можете не понимать того, что это не он, а его адаптация капризничает и упрямится.
  12. В выходные и праздничные дни придерживайтесь детсадовского режима.
  13. Дома поиграйте с малышом в детский сад, причем какая-то из игрушек пусть окажется им самим. Понаблюдайте за тем, что делает эта игрушка, о чем говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего малыша через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Первоначальное поведение ребенка

Естественным образом, первое время ваш малыш будет испытывать самый разный и непредсказуемый спектр эмоций. Может постоянно плакать или сердиться также может стать менее активным и не испытывать любознательность, как раньше.

Но самая, часто встречаемая эмоция – это страх. Страх перед сверстниками, воспитателями, незнакомыми людьми и обстановкой в целом.

К сожалению, в этот период ваше чадо наименее всего испытывает радостные и веселые чувства, но вам стоит отнестись к этому с пониманием и постепенно негативные чувства у ребенка сменятся на противоположные.

Мы уже упомянули выше, что любознательность у малыша на первое время резко спадает, как и желание общаться с другими малышами или воспитателями. Связано это с тем, что социальная активность у ребенка пока еще не сформирована, но постепенно и это придет в норму.

Ребенок начнет активно контактировать с другими детками и научится участвовать в группе.

Факторы, влияющие на длительность периода адаптации ребенка к детскому саду

Кроме той предварительной подготовки, которую проведут родители малыша, период адаптации ребенка к детскому саду, его продолжительность и степень тяжести также будут зависеть от некоторых других факторов:

  • характерных особенностей личности;
  • состояния здоровья;
  • возраста;
  • опыта общения с детьми и взрослыми.

Естественно, что стеснительному и замкнутому ребенку-интроверту труднее будет даваться расставание с мамой. Первое время он будет испытывать дискомфорт от общения с незнакомыми сверстниками и воспитателями просто потому, что у него нет потребности в таком общении. В результате такие дети болеют чаще, и период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае будет длиться дольше. А вот дети-экстраверты, наоборот, нуждаются во взаимодействии с окружающими, они легко устанавливают контакты и уже через неделю могут полностью адаптироваться к пребыванию в группе.

Замечено, что адаптация к детскому саду в 2 года протекает легче. У двухлеток память краткосрочная – уже через несколько минут они отвлекаются от того, что мама ушла. У детей в три года начинается «Я-возраст», осознание себя, они адаптируются хуже. Но разлука с мамой может восприниматься малышом как предательство, ему будет казаться, что его бросили, а объяснить необходимость посещения детсада ему еще сложно. Посещение группы может вызывать стресс, потерю аппетита, отказ от взаимодействия как с воспитателем, так и с другими детьми.

То, как проходит адаптация ребенка в детском саду, во-многом зависит от того, насколько крепким является его здоровье, насколько высок его иммунитет. Чем чаще малыш будет болеть и отсутствовать в группе, тем длиннее по времени будет период привыкания. 

Адаптация детей в детском саду относительно легко проходит в возрасте трех-четырех лет. В этом возрасте маленький человек уже способен понимать слово «надо», он находится в периоде высокой познавательной активности, готов и получает удовольствие от новых знаний и контактов. Новые друзья, игрушки и интересные групповые занятия компенсируют разлуку с мамой и облегчают привыкание.

Адаптация ребенка в детском саду проходит легче, если у него уже имеется опыт взаимодействия с другими людьми. Например, если он вырос в многодетной семье или часто проводил время с родителями в компании их друзей, у которых тоже есть маленькие дети. 

Адаптация ребенка к детскому саду

По мнению экспертов, адаптация характеризуется массой негативных сдвигов в детском организме, проявляющихся у ребенка в следующих формах:

  • преобладание отрицательных эмоций, страха;
  • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
  • утрата навыков самообслуживания;
  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регрессия речевых навыков ребенка;
  • снижение двигательной активности или наличие гиперактивности.

Очень часто детский организм не может самостоятельно справиться с такой стрессовой ситуацией и… ребенок заболевает…

Выделяют 3 вида адаптации к детскому саду:

  • легкая (длится 15-30 дней);
  • средняя (30-60 дней);
  • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

По мнению психологов, большинство детей, поступающих в детский сад, переживают среднюю или тяжелую форму адаптации.

Как помочь малышу в этот сложный для него период времени? Что же необходимо делать родителям? Каковы основные «секреты» адаптации?

На наш взгляд, самое главное – золотое правило адаптации – сделать так, чтобы ребенок сам захотел пойти в детский сад. Родителям необходимо «зародить» желание ребенка побыть хотя бы какое-то время в группе детского сада, поиграть с ребятами, пообщаться с воспитателем. Если это желание будет исходить от самого ребенка, то для него адаптация не будет являться стрессовой и не повлечет за собой длинный «хвост» негативных последствий.

Для того, чтобы желание пойти в детский сад все-таки возникло у малыша, предлагаем воспользоваться следующими простыми советами:

1. Готовьте ребенка к детскому саду заранее.

Играйте в «детский сад» дома. Можно из кубиков или конструктора собрать основные зоны группы детского сада: раздевалку, спальню, игровую, туалет; взять игрушки (обязательно маму и ребенка), и проигрывать различные ситуации в детском саду: приход в детский сад, расставание с мамой, прием пищи, игры с ребятами, прогулка…

Разговаривайте дома о детском садике с ребенком. Рассказывайте различные истории о детском садике, о режиме дня, о детках, но не обманывайте ребенка – будьте реальными, не обещайте «райской жизни» в детском саду.

Соблюдайте режим дня детского сада.

Приучайте ребенка к самостоятельности. В младшей группе детского сада (от 3 до 4 лет) ребята должны уметь самостоятельно:

  • мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем;
  • кушать ложкой и вилкой;
  • ходить в туалет (в садике стоят маленькие унитазики);
  • одеваться;
  • обуваться;
  • играть самостоятельно.

Расширяйте круг общения вашего ребенка. Активно ходите в гости, ездите к бабушкам и дедушкам, играйте с детьми на детской площадке – вам необходимо научить ребенка находиться в окружении людей.

2. Привыкать к детскому саду ребенок должен постепенно.

Не спешите оставлять ребенка в группе детского сада на длительный срок, даже если он там себя замечательно ведет и не плачет. Помните, что привыкание должно быть постепенным, проходить естественно и БЕЗ ВНЕЗАПНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ МАМЫ!!! В первый раз можно прийти на прогулку с ребятами, во второй раз можно зайти в раздевалку в группе детского садика и положить туда свои вещи, в третий раз можно позавтракать вместе с ребятами… Выделяйте как минимум 15-30 дней на адаптационный период. НЕ СПЕШИТЕ!!! А также постарайтесь НЕ ИСЧЕЗАТЬ ИЗ ДЕТСКОГО САДА БЕЗ СОГЛАСИЯ РЕБЕНКА (возможно свое согласие он вам даст на 10-й приход в детский сад… подождите…).

3. Твердо знайте и верьте в то, что все будет хорошо, у вашего ребенка все получится!

Желаем вам успеха в нелегком деле адаптации!

P.S. Советуем почитать: Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. С. 6.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий