Что делать, если ребенок боится громких звуков

Причины нарушения просодики

Основной причиной нарушения просодической стороны речи у детей является дизартрия, то есть нарушение иннервации мышц речевого аппарата. Сигнал из мозга не поступает в определенные зоны артикуляционного аппарата, отсюда – малоподвижный язык, напряженные губные мышцы, нечеткая артикуляция. Также может быть нарушен фонематический слух: ребенок не улавливает темп и ритм. В любом из этих случаев необходимо обратиться к врачу-неврологу для подтверждения диагноза «дизартрия».

У невнятности и нечеткости речи может быть и функциональные причины. В последнее время дети стали меньше разговаривать друг с другом и окружающими. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются только в действии, в бездействии – атрофируются. Помните, в далеком детстве (или в детстве родителей) мы перед началом игры считались: «эники-беники ели варенники…» или «на золотом крыльце сидели…». Считалки подобного рода как нельзя лучше развивают такую составляющую просодики, как ритм, потому что при каждом слове рука считающего ложится на грудь того или иного партнера. Создается определенный ритм, фиксирующийся в головном мозге.

Дети перестали играть в подвижные игры во дворе, перестали считаться. Результат – у многих каша во рту.

Как нормализовать просодику?

Для решения этой проблемы необходим комплексный подход

При диагнозе дизартрия, важно походить на массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, предложенные врачом, на занятия к логопеду, где обязателен логопедический массаж языка, губ, щек. Органы артикуляционного аппарата нужно расшевелить

Также логопед предложит комплекс артикуляционной гимнастики, которую необходимо выполнять ежедневно. Если у ребенка нарушен ритм речи, то хорошо будет записаться на занятия в музыкальную школу, где с помощью музыкальных инструментов и специальных упражнений формируют ритм.

Лучше всего начинать формировать ритм и темп речи с младенчества. С 7-8 месяцев нужно играть с малышом в такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «По кочкам» и т.п. В любых стишках и потешках «прячется» ритм, темп, интонация, выражающая положительные эмоции

Также важно играть с ребенком и делать мимические упражнения. Предлагаю комплекс упражнений, развивающий мимику и подвижность мышц лица

Артикуляционно-мимическая игра «Кривляка»

«Удивляшка» – приподнимаем брови, широко открываем глаза.

«Орешки» – делаем упор кончиком языка поочерёдно, то в правую щёку, то в левую, рот при этом закрыт.

«Бегемотик» – максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем медленно открываем рот. Зубы должны быть видны. Удерживать под счёт до 5.

«Хмурик» – сдвинуть брови к переносице.

«Шарик» – надуть щёки, сдуть щёки.

«Злючка» – слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах опускать только нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

 «Лягушонок-трубач» – максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем вытянуть губы вперёд, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки.

«Глазастик» – широко открыть глаза.

«Зубочистик» – воспроизводить круговые движения языком между губами и зубами сначала в одну сторону, затем в другую.

«Врединка» – сморщить спинку носа.

«Вертлявый хоботок» – губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево -вправо. По кругу. Несколько раз.

«Бублик» –  зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать под счёт до 5.

«Качели» – рот открыть, выполнять попеременные движения языком то к верхним зубам, то к нижним.

«Щурик-жмурик» – зажмурить глаза.

«Кучер» – выдыхать через губы, пока они не начнут вибрировать. Говорим “тпру”, как это делает кучер, когда останавливает лошадь.

«Подмигунчик» – подмигивать правым и левым глазом попеременно.

«Иголочка-лопаточка» – широко открыть рот и выполнить упражнение «Иголочка», затем «Лопаточка». Такие переключения повторить 5-6 раз.

«Часики» – двигать языком из одного угла рта в другой в медленном темпе под счёт.

«Кролик» – слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Кривляка» – произвольно гримасничать.

Боязнь громких звуков и голосов у детей с поражением мозга и другими заболеваниями

Иногда излишняя боязнь громких звуков у ребёнка может быть спровоцирована определёнными заболеваниями:

  • патологии уха (отиты);
  • травмы и особенности строения органа слуха;
  • перенесённые инфекции (грипп, менингит и прочее);
  • синдром повышенной усталости.

Нередко страх наблюдается у малышей, которые имеют органические поражения головного мозга. Фонофобия часто сопровождается болью в голове, нервозностью, скачками внутричерепного давления. Кроха постоянно возбуждён, периодически у него возникают приступы беспричинной боязни. Данная патология в лёгкой и средней степени поддаётся лечению, которое призвано улучшить мозговое кровообращение, в результате чего остаются лишь незначительные изменения. Дополнительно больному назначаются успокоительные средства для уменьшения возбудимости.

Как охарактеризовать расстройство

Главным симптомом панического расстройства становится приступ панической атаки. Но единичный приступ еще не означает наличия расстройства. Для постановки диагноза необходимо, чтобы случаи атаки происходили с периодичностью 2–3 за месяц, не менее.

Панические приступы должны соответствовать нескольким критериям. Они возникают как при определенных обстоятельствах, так и при отсутствии видимых причин. Между атаками характерно наличие свободных от тревоги, светлых промежутков.

Паническое расстройство не зря называют тревожным. В его основе – чувство гипертрофированного, неуместного страха, не поддающегося контролю. Причина его возникновения – сбой в анализе опасной ситуации.

Префронтальная часть коры головного мозга первая дает оценку ситуации, с которой столкнулся человек, и передает ее по другим инстанциям. Конечной точкой становится миндалевидное тело, которое, при наличии определенных импульсов, реагирует на опасность стимуляцией выработки соответствующих гормонов: адреналина, кортизола и др. Они выполняют защитную, адаптационную функцию, помогают нам достойно встретить опасность. Вся система работает под чутким руководством нейромедиатора серотонина.

Проблемы начинаются, когда его количество выходит за пределы нормы. В таких случаях человек не в состоянии адекватно оценить ситуацию. Его миндалевидное тело становится слишком чувствительным и реагирует на опасность даже там, где ее нет. Развивается приступ панической атаки. Симптомы его разнообразны, однако можно выделить основные, наличие которых обязательно:

  • безудержный, неконтролируемый страх смерти;
  • вегетативные симптомы – тахикардия, потливость, учащенное дыхание, боли в сердце, приступы удушья, сдавление в груди;
  • уверенность в том, что больного настигает смертельное заболевание – инфаркт, инсульт и т.д.;
  • у больного появляется ощущение, что он сходит с ума;
  • отсутствие угрожающих обстоятельств.

Приступ длится от 5 до 30 минут и бывает разным по степени выраженности. Систематическое его повторение носит название «паническое расстройство».

Чего нельзя делать родителям: советы

Если ребенок боится громких звуков, родителям нужно правильно вести себя, чтобы не усугубить фобию. Нельзя смеяться над реакцией крохи, стыдить его. В противном случае ребенок начнет скрывать свой страх. Родителям не стоит опускать руки, если преодолеть боязнь никак не получается. Просто конкретному малышу для этого может понадобиться больше времени. Нежелательно всячески ограничивать своего малыша от громких звуков, потому что дефицит жизненного опыта и общения с разными людьми точно не избавит от проблемы.

Огромной ошибкой является стремление решить вопрос знакомым способом «клин клином». Если ребенок боится громких звуков, не стоит заставлять его идти на городской праздник, где будут салюты, или детское мероприятие. Страх может только усилиться, а сам малыш замкнется в себе и на время перестанет общаться с окружающими

Не нужно заострять внимание на фобии. К страху следует подходить без лишнего беспокойства

Можно стараться отвлечь малыша играми, спокойными разговорами, прослушиванием мелодичной музыки.

Ребенок вздрагивает во сне и плачет, как успокоить?

Именно поэтому рекомендуется заматывать ребенка в пеленку. Однако вместо тугого пеленания, которые практиковали наши бабушки, необходимо использовать свободный вариант.

Ребенок вздрагивает во сне и плачет, как успокоить:

  • Обычно для этих целей покупают специальные спальные мешки, которые застегиваются на липучку или молнию. В таком случае, ребенок находится как бы в коконе, который позволяет ему немного передвигаться, но ощущается давление ткани.
  • Это идеальный вариант для засыпания малыша. Можно сымитировать такое пеленание при помощи обычной пеленки. Однако нет необходимости укутывать ребенка солдатиком.
  • Многие находчивые мамы вообще придумали универсальные способы, которые помогают ребенку засыпать. Обычно включают радио, на волну, которой не существует.
  • Наблюдается в таком случае незначительный шум. Как ни странно, он успокаивает ребенка, помогает ему лучше спать. Обязательно перед сном необходимо купать ребенка, соблюдать основные ритуалы.
  • Это способствует успокоению ребенка, нормализует работы нервной системы. Таким образом, он лучше засыпает и реже просыпается во сне.


Кроха спит

Когда ребенок боится громких звуков — наша реакция

Везде шум, гам, детский смех и детский плач. Можно было наблюдать детей, которым явно не нравилось данное мероприятие. Они плакали, кричали, устраивали истерики, топая ножками. И при этом многие закрывали уши руками. Громкий, неприятный для них звук явно приводил их в состояние дискомфорта.

Задаешься невольно вопросом, почему дети так реагируют на громкий звук? Если ребенок боится громких звуков, что делать? Почему они боятся громких звуков не только на таких мероприятиях, но и дома. Фен, пылесос, блендер — стоит их включить, как ребенок начинает плакать или кричит от страха. Другие закрывают уши или прячутся туда, где потише.

Объясняешь ребенку, что бояться нечего, обнимаешь, вроде успокаивается, но стоит вновь услышать громкий звук, как все повторяется.

Почему ребенок боится громких звуков

Родители не знают истинной причины такой реакции. Бывает, начинают приучать малыша к громким звукам через постепенное знакомство с источником шума, проводят беседы, разъясняют, почему это устройство так гудит. Как правильно действовать на самом деле?

Ответы я получила на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Есть дети, которые в силу своих психических свойств определенным образом реагируют на громкие звуки. Это дети со звуковым или зрительным векторами. Дети со зрительным вектором открытые, общительные, ярко выражают свои эмоции. Замечают красоту окружающего мира, то, что не увидели другие — красивую капельку росы на травинке, необычные лепестки цветочка…

Дети со зрительным вектором наиболее подвержены страху и особо восприимчивы к любой опасности. Страх может принимать разный вид — темноты, пирата, волка, громких звуков. Услышав грохот, гром, звук перфоратора, они вздрагивают, пугаются, плачут, плохо спят по ночам.

Совет: Пугать и приучать такого ребенка к громким звукам не стоит. Дело в том, что если ребенка со зрительным вектором пугать, то можно остановить его развитие. Он еще мал и не способен справиться со стрессом. Наоборот, для правильного развития ему необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое передается детям от матери. Подробнее о детях со зрительным вектором читайте здесь. 

А вот дети со звуковым вектором обладают чувствительными ушками и ощущают сильный дискомфорт от громких звуков. Они закрывают уши руками и зажмуривают глаза. Им больно.

С самого рождения такой малыш наделен определенным даром — лучше слышать, различать множество разных звуков, воспринимать их более громкими и отчетливыми. В то время как для других детей звуки не будут такими оглушительными или резкими, не причинят им боль.

Ребенок со звуковым вектором может пугаться звука работающего пылесоса, любой другой бытовой техники, шума хлопающих дверей. Но в отличие от ребенка со зрительным вектором испуг происходит из-за причиненных ему дискомфорта и боли. 

Именно такой ребенок может иметь прекрасный слух, ему самой судьбой предначертано развиваться музыкально. У него от природы есть способность тонко чувствовать интонации, звучание речи, распознавать волшебство музыки. Ему легко даются иностранные языки и точные науки.

Совет: Подойти к воспитанию такого ребенка с учетом его психических свойств. На самом раннем этапе его развития создать ему условия для комфортного времяпрепровождения.

Это значит:

— обеспечить дома моменты тишины, возможности уединения;— разговаривать с ним тихим голосом;— избегать посещения шумных мероприятий;— подобрать ему подходящие развивающие занятия.

Узнать больше информации об особенностях воспитания звуковых детей вам поможет статья:

Узнать больше о механизме формирования боязни громких звуков можно тут  

Разобраться с причинами, из-за которых ребенок боится громких звуков, понять своего ребенка, его психику поможет бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология». Регистрация тут.

Почему ребенок в 2-3 года боится громких звуков?

Дети на раннем этапе развития (в период от нескольких месяцев до 1-1,5 года) пугаются громких и резких звуков. Это нормальное проявление инстинкта самосохранения – слишком большое количество шума может стать причиной потери чувствительности ушей и ухудшения слуха. Не стоит нервничать и беспокоиться, когда двухлетние малыши испытывают страх от громкого шума, это нормальное проявление того, что их нервная система находится на этапе развития. Она более чувствительная, чем у взрослых. Такая фобия обычно проходит примерно в три года.

Если ребенок в 5-6 лет все еще боится громких звуков, то родителям необходимо проконсультироваться с врачом. Такие проявления свидетельствует о том, что нервная система малыша слишком чувствительная.

Причиной страха может стать и слишком эмоциональная реакция родителей на ситуации, в которые попадает маленький исследователь. Если мама будет все время кричать: «Не делай этого, не трогай, не лезь!», – это может вызвать сильный стресс. С детьми лучше говорить ласково и спокойно, давая им понять, что они защищены и ничего плохого не случится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий