Основные синдромы поражений нервной системы у детей

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик

Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения  верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Что такое перинатальное поражение ЦНС (центральной нервной системы)?

Перинатальное поражение цнс, перинатальное поражение центральной нервной системы у новорожденных детей, малышей, у ребенка – это группа патологических состояний, характеризующихся поражением гловного мозга в перинатальный период, то есть с 28 недели беременности по 7 день жизни. Перинатальное поражение цнс часто приводит к такому заболеванию, как перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Часто ребенка, пережившего тяжелые роды или кесарево сечение выписывают из родильного дома (роддом), или из такого медицинского учреждения, как перинатальный центр (перинатальное отделение, медицинский центр, перинатальная клиника). А что делать дальше родителям? Куда обращаться? Где лечиться? Где искать реабилитационный центр для детей в Саратове? Невролог в поликлинике по месту жительства порой не может обеспечить широкий спектр эффективных процедур, а ребенок нуждается в комплексном лечении. Недоношенный ребенок еще более подвержен гипоксическим и травматическим факторам, родовой травме.
 

Лечение ППНС

Лечение новорожденных в остром периоде ППНС проводится в условиях стационара и представлено следующими мероприятиями: обеспечение адекватной оксигенации; искусственная вентиляция легких (по показаниям); дегидратация; гемостатическая терапия; противосудорожная, метаболическая и сосудистая терапия; антибактериальная и иммунотерапия. В восстановительном периоде ППНС для лечения клинических синдромов используется более широкий спектр ноотропных, нейрометаболических, нейропептидных, сосудистых и противосудорожных препаратов, при необходимости применяются миорелаксанты, поливитаминные комплексы (группа В). Среди методов немедикаментозного лечения ППНС основная роль принадлежит общему массажу и ЛФК, по показаниям применяют физиотерапию и иглорефлексотерапию.

Симптомы неврологических заболеваний у детей

Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:

  • подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
  • запрокидывание головы назад во время плача;
  • отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
  • неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
  • неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
  • обильное слюноотделение после кормления;
  • гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
  • повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
  • частые срыгивания фонтаном;
  • возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
  • гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
  • трудности с проглатыванием пищи;
  • временные потери сознания;
  • 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
  • родничок впалый;
  • ребёнок не желает желать на животе;
  • при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.

Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:

  • забывчивость, рассеянность;
  • обмороки;
  • недержание мочи;
  • задержка речевого развития;
  • чрезмерная нервозность;
  • приступы панических атак;
  • ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
  • бессонница;
  • плохой аппетит;
  • постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
  • постоянная головная боль.

Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Лечение ППЦНС

Если удалось диагностировать патологию сразу после рождения, то уже с первых минут приступают к реанимации, стараясь сохранить жизнь новорожденному. Для коррекции всех видов обменных исоматоформныхнарушений используется обширный спектр лечебных препаратов. 

При обнаружении синдрома внутричерепной гипертензии используются препараты, обладающие диуретическим эффектом. Всем детям проводится предупреждение геморрагических осложнений и введение кристаллоидов для стабилизации давления.

Наряду с общими препаратами важно подобрать терапию, которая будет корректировать выявленный синдром у конкретного ребенка. Но при развившихся нарушениях одних медикаментов становится недостаточно

В восстановлении очень важен своеобразный охранительный режим

Но при развившихся нарушениях одних медикаментов становится недостаточно. В восстановлении очень важен своеобразный охранительный режим

  • обеспечение комфортной позиции для ребенка;
  • ликвидация посторонних шумов и световых раздражителей;
  • оптимальная температура, подобранная без риска переохлаждения или перегрева;
  • максимально щадящие манипуляции со стороны родителей и медицинских работников;
  • кормление зондом или бутылочкой;
  • дополнительное введение глюкозы, служащей энергией для мозга.

В некоторых случаях требуется помощь нейрохирургов, которая оказывается в специализированных отделениях.

Что такое ППЦНС

Поражения центральной нервной системы в детской неврологической практике — это один из собирательных диагнозов. Он описывает целый ряд нарушений деятельности мозга: как его структур, так и основных функций. Перинатальный период обычно является временем их формирования и возникновения. Среди факторов риска следует отметить болезни матери будущего ребёнка:

  • тяжёлые формы токсикозов;
  • обменные нарушения;
  • инфекционные заболевания, перенесённые во время беременности;
  • патологии иммунной системы.

Значение имеют и родовые травмы, чреватые повреждением ЦНС, а также некоторые лекарственные средства, химические вещества и радиация. Чем раньше в процессе эмбриогенеза мозг плода затрагивают патологические процессы, тем тяжелее будет симптоматика поражений ЦНС в послеродовом периоде.

Существует ряд патологических факторов, которые влияют на нервную систему плода и новорождённого ребёнка. Их принято делить на четыре основных группы:

  1. Поражения центральной нервной системы, возникающие вследствие ишемии или гипоксии мозга. В качестве причин выступают асфиксии во внутриутробном периоде, недостаточность дыхания новорождённых, патологии кровообращения внутри сердца, гипотензия сосудов в постнатальной фазе.
  2. Травмы ЦНС. Они возникают в результате мозговых кровоизлияний (при поражении мозга и его оболочек). Имеют значение и нарушения мозгового кровотока, приводящие к необратимым изменениям структуры ЦНС.
  3. Инфекции во внутриутробном периоде. Мать передаёт заболевание плоду через плаценту, контактным способом и по восходящим путям.
  4. Поражения ЦНС токсически-метаболического характера. Причины: обменные нарушения (например, когда мать во время беременности часто употребляет алкогольные напитки), курение, некоторые лекарственные средства, наркотики и т.д. Всё это оказывает выраженное токсическое воздействие на плод, приводя к необратимым поражениям его нервной системы.

Перинатальные поражения ЦНС описывают в форме совокупности нескольких проявлений, которые могут сочетаться между собой. Если в симптоматике превалируют нарушения двигательных функций, у ребёнка нарушен тонус мышц, а спонтанная активность в движениях становится ниже либо, наоборот, патологически высока. В данном случае типичны и проявления ЗПР по причине того, что из-за постоянных сбоев в работе мышечной системы дети не могут совершать движения целенаправленно. У них не формируются полноценные двигательные функции и речь.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Если патология затрагивает вегетативно-висцеральную сферу, дети часто срыгивают, у них низкая масса тела, нарушены дыхание, работа сердца и температурная регуляция. Кожа приобретает характерный «мраморный» оттенок, возникают кишечные заболевания в виде энтеритов или энтероколитов.

Одним из тяжёлых проявлений ППЦНС является наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома. При таком варианте течения заболевания в мозге постоянно скапливается лишняя жидкость (главным образом, в местах нахождения ликвора). У ребёнка постоянно повышено внутричерепное давление, большой родничок увеличен, а голова часто становится непропорционально огромной. Такие дети плохо спят и монотонно плачут, запрокидывая голову.

ЗПР характеризуется тем, что дети поздно начинают самостоятельно держать голову и развиваются очень медленно по сравнению со сверстниками. Есть ещё синдром, характеризующийся повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, когда дети слишком гиперактивны, не могут контролировать свои движения, плохо спят. Также у них может наблюдаться тремор рук, ног и других частей тела. Если болезнь протекает тяжело либо ребёнок не наблюдается у квалифицированного детского невропатолога, есть риск развития судорожного синдрома.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень – непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Лечение неврологических заболеваний у детей

Терапия неврологических нарушений у детей включает в себя приём лекарственных средств, восстанавливающих работу нервной системы, физическую и психологическую коррекцию. Ребёнку могут быть назначены курсы лечебного массажа, специальная физкультура, упражнения в воде. Часто применяются физиотерапевтические методы – стимуляция высокоинтенсивным магнитным полем или электрическим током, лазеротерапия, ультрафонофорез ферментных препаратов, электрофорез и другие.

Какое лечение назначит доктор, зависит от возраста ребёнка, сопутствующих заболеваний, совокупности всех особенностей развития неврологической патологии от начала до конца, а также от эффективности коррекции на предыдущем этапе.

В городе Пензе пройти обследование у детского невролога  и получить квалифицированную помощь можно в медицинском центре «Столетник», расположенном по адресу: ул. Чаадаева, 95 на первом этаже пятиэтажного жилого дома. По средам с 9.00 до 12.00 и по пятницам с 13.00 до 15.00 часов приём ведёт врач высшей квалификационной категории.

ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. 

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Перинатальное поражение мозга: лечение в Саратове, лечение в России

Сарклиник лечит перинатальное поражение мозга у детей амбулаторно. Лечение проводится курсами. Количество курсов зависит от степени тяжести перинатального поражения нервной системы. Сарклиник знает, как лечить перинатальное поражение, как вылечить перинатальное поражение, как избавиться и что делать, если у ребенка перинатальное поражение центральной нервной системы, головного мозга. Не ждите развития таких грозных осложнений, как ДЦП (детский церебральный паралич), ММД (минимальная мозговая дисфункция), синдром тонусных расстройств, общее недоразвитие речи, синдром двигательных расстройств, олигофрения, имбецильность, дебильность, алалия, дислалия, синдром внутричерепной гипертензии, ЗРР, ЗПРР, ЗПМР, задержка моторного развития, задержка психического развития, задержка речевого развития, задержка психомоторного, психоречевого развития, астенический синдром, гидроцефалия, психопатический синдром, энцефалопатия, судорожный синдром, эпилепсия, гипертензионный синдром. На первой консультации врач расскажет Вам, какие бывают симптомы перинатального поражения центральной нервной системы (цнс) у новорожденных, у детей, у мальчика, у девочки в 2, 3, 4 месяца, в 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяцев, в 1 год, 2 года, 3 года жизни, 4 года, в 5, 6, 7, 8 лет, какие предоставляются медицинские услуги. Перинатальное поражение головного мозга, центральной нервной системы нужно лечить как можно раньше! Нервная система ребенка пластичная, и при своевременном комплексном лечении отмечаются отличные положительные результаты.
 

Запись на консультации.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: () Genika | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Ребенок, изображенный на фото, – модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Симптомы Мраморной болезни:

Различают две формы мраморной болезни: проявляющуюся в раннем возрасте с резко выраженными симптомами и протекающую без видимых клинических проявлений и диагностируемую лишь при рентгенологическом исследовании.
Заболевание характеризуется частичным или полным склерозированием губчатого вещества кости, чаще во всем скелете. В ранней стадии заболевания кости склерозированы лишь в области метафизов трубчатых костей, в периферических участках плоских костей; на остальном протяжении этих костей губчатая структура сохранена. Выявляется неравномерное уплотнение костей черепа. Придаточные полости обычно склерозированы (в большей степени – основная и лобная).
Поражение челюстных костей сопровождается нарушением развития и прорезывания зубов. Влияние болезни на зубы выражается в замедлении развития, позднем прорезывании и изменении их строения. Зубы имеют недоразвитые корни, облитерированные полости зуба и каналы. Характерна высокая поражаемость зубов кариозным процессом.
Мраморная болезнь, как правило, проявляется в детском возрасте. Нередки семейные поражения. Симптомами, заставляющими больного обратиться к врачу, являются боли в конечностях, утомляемость при ходьбе. Возможно развитие деформаций и возникновения патологических переломов костей конечностей. При осмотре больного отклонений в физическом развитии не отмечают. При рентгенологическом исследовании обнаруживается, что все кости скелета (трубчатые, ребра, кости таза, основание черепа, тела позвонков) имеют резко уплотненную структуру. Эпифизарные концы костей несколько утолщены и закруглены, метафизы булавовидно утолщены, внешняя форма и размеры костей не изменены. Все кости плотны и совершенно не прозрачны для рентгеновского излучения, костномозговой канал отсутствует, кортикальный слой кости не выделяется. Особенно склерозированы кости основания черепа, таза, тела позвонков. В отдельных случаях в метафизарных отделах длинных трубчатых костей видны поперечные просветления, что придает им мраморный оттенок. Кости становятся менее упругими, ломкими. Патологические переломы – нередкое осложнение мраморной болезни. Чаще других наблюдаются переломы бедренных костей. Благодаря нормальному состоянию надкостницы их заживление происходит в обычные сроки, но в отдельных случаях консолидация замедляется из-за выключения из процесса остеогенеза эндоста, т.к. ткани костномозгового канала склерозированы. Последнее обстоятельство в детском возрасте является причиной развития вторичной анемии гипохромного типа.
Недостаточность гемопоэтической функции костного мозга ведет к компенсаторному увеличению размеров печени, селезенки и лимфатических узлов. В крови увеличивается число лейкоцитов, появляются незрелые формы – нормобласты.
Содержание фосфора и кальция в крови и моче не изменяется. Возможны изменения по типу гипохромной анемии. Следствием изменения строения костного скелета являются деформации лицевого и мозгового черепа, позвоночника, грудной клетки. Может развиваться варусная деформация в проксимальном отделе бедренной кости, галифеобразные искривления диафизов бедренных костей. При появлении гиперостоза скелета в первые годы жизни развивается гидроцефалия как следствие остеосклероза основания черепа; характерны низкий рост, позднее начало ходьбы, ослабление или потеря зрения вследствие сдавливания в костных каналах зрительных нервов, позднее появление островков окостенения эпифизов, задержка прорезывания зубов, которые нередко поражаются кариесом.

Факторы риска ППЦНС

Значимое влияние на риск развитияППЦНСмогут оказывать

  • хронические болезни матери;
  • острые инфекционные болезни;
  • погрешности в питании;
  • дисбаланс в обмене веществ;
  • гестозы, угрозы прерывания;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • патология родов (дисфункция матки, стремительная родовая деятельность);
  • неправильная акушерская тактика;
  • недоношенность плода,
  • родовой травматизм плода.

Зачатки нервной системы формируются уже в первом триместрегестации, а плацентарный барьер несколько позднее. В этот период, когда плацента еще не выполняет своей полноценной функции, некоторые микроорганизмы способны внедряться в нервную ткань плода. 

К таким бактериям принято относить возбудителей токсоплазмоза, хламидиоза, сифилиса, гепатита ицитомегаловирус. После формирования структурной полноценности плаценты они уже не оказывают губительного влияния, но могут спровоцировать преждевременные роды, что также считается фактором риска.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий