Прогулки с ребенком весной: как одеть, чем заняться и во что поиграть

Прививаем любовь к чистоте

В процессе прогулки изучаем – что такое мусор, почему важно содержать дом и улицы в чистоте, почему нельзя мусорить. Выясняем – куда деть бумажку от мороженого или фантик от конфеты, если рядом нет урны

Знакомимся с работой дворников, которые следят за порядком на улицах. При возможности знакомимся и с работой специальной техники – снегоуборочные машины, поливочные машины и др. Если вблизи такой техники не наблюдается, изучаем ее дома на картинках и видео – заранее или после прогулки.

Рассказываем о «мусорной цепочке»: мы бросаем мусор в урну, оттуда его убирает дворник и несет на помойку, потом специальная машина забирает мусор и везет на свалку, где частично мусор отправляют на переработку, а остальное сжигают.

Обязательно изучите – что именно можно назвать мусором, как правильно его убирать, почему для природы мусор опасен.

Закрепляем материал легкой уборкой садовой территории (берем грабли или веник) и своей детской комнаты.

«Нарисуй и пройди»

Как играть

Возьмите на прогулку мелки для рисования на асфальте или просто найдите палку, которой можно рисовать на песке, земле или снегу. Чертите параллельные линии, зигзаги, геометрические фигуры, дорожки и просите ребенка пройти или пробежать по ним, не заступив за край. Потом скажите, что нарисованная дорожка или фигура – это ручеек или овраг, через которые нужно перепрыгнуть. В качестве «передышки» можно рисовать лица с разными эмоциями и предложить ребенку повторить их.

Для чего играть

Плюсов у таких игр множество – это и простор для фантазий, и тренировка координации (а соответственно, и вестибулярного аппарата), и возможность изучать названия геометрических фигур, и физическое и эмоциональное развитие ребенка. По возможности бегайте и прыгайте вместе с ним, тогда настроение улучшится у вас обоих.

11 важных вопросов о весенней прогулке с ребенком

Весна – удивительное время года, когда природа просыпается от длительного зимнего сна. Конечно же, ты очень рада первому весеннему теплу и стремишься максимум времени проводить с крохой на свежем воздухе.

Но не забывай, что весна очень коварна. Чтобы прогулка не закончилась простудой, позаботься о том, чтобы твой карапуз был правильно одет и готов к любым капризам погоды. Надеемся, наши подсказки тебе помогут.

Когда можно отказаться от теплой куртки?

Здесь нужно ориентироваться не на календарь, а на погоду. Если на улице тепло и безветренно, не нужно одевать малыша в теплый пуховик, ведь перегретый и вспотевший ребенок – легкая «добыча» для вирусов.

Как дети переносят весеннюю смену сезонов?

Как одевать малыша весной?

По принципу «капусты» (должно быть много слоев одежды) – чтобы при резкой смене погоды ты без труда могла снять лишнюю вещь или надеть недостающую.

Ребенок, который на прогулке лежит или сидит в коляске, должен быть одет теплее, чем тот, который без устали бегает и прыгает.

Если ты не уверена в том, что правильно одела карапуза, прикоснись ладонью к тыльной части его шейки – она должна быть теплой и сухой.

Когда малыш может гулять без шапки?

До двухлетнего возраста ребенок должен гулять в шапочке. Когда на улице холодно и ветрено, шапочка должна быть плотной и хорошо закрывающей ушки. Потеплело? Одевай тоненькую хлопчатобумажную (льняную) шапку или косынку. Малыш, которому больше двух лет, может бегать на улице без шапочки при температуре воздуха минимум 18 ˚С и отсутствии ветра.

Какую обувь выбрать для весенней прогулки?

Земля ранней весной еще очень холодная и влажная, поэтому обувь должна быть непромокаемой и на достаточно толстой подошве.

Оптимальный вариант для весенних прогулок – невысокие ботинки с утеплителем внутри.

Если на улице мокро, а твой малыш не пропускает ни одной лужи, можешь обуть ему резиновые сапоги, но обязательно утепленные. А от зимних сапожек с мехом лучше отказаться – в них ножки могут потеть.

В какое время дня лучше выходить на прогулку?

Где лучше гулять?

Идеальное место для прогулок с малышом – парк или лес. Грудничок с удовольствием поспит на свежем воздухе, а старший карапуз откроет для себя много нового и интересного: он сможет поискать следы животных, полюбоваться птичками и появившимися на деревьях почками.

А вот прогулка по тротуару вдоль проезжей части не принесет пользы ни тебе, ни твоему чаду. Выхлопные газы негативно влияют на дыхательную систему и могут впоследствии вызывать аллергические реакции. Шум от проезжающих машин будет мешать спать или вести занимательную беседу с мамой.

К тому же интенсивное уличное движение таит в себе много опасностей для подвижного карапуза.

Можно ли в теплый день садиться на землю?

Конечно, нет! Даже если температура воздуха достаточно высока, земля еще долгое время будет оставаться холодной и влажной. Если кроха будет сидеть на земле, он может простудиться, заработать воспаление мочевого пузыря или цистит. Время пикников придет не раньше мая.

Нужно ли весной смазывать личико малыша кремом?

Весной на улице уже довольно тепло, поэтому нет необходимости использовать кремы от непогоды. Да и солнечная активность еще не высокая – крем с УФ-фильтрами также пусть пока полежит на полке.

Как долго можно гулять с ребенком?

Если на улице хорошая погода – сколько угодно. Солнце активно взялось за работу: оно улучшает настроение, прибавляет энергии, помогает организму вырабатывать витамин D. А свежий воздух позитивно влияет на весь организм – закаляет, улучшает кровообращение, возбуждает аппетит. Малыш, который уже умеет ходить, получает возможность вволю набегаться.

Когда малыш может спать при открытом окне?

Это зависит от того, насколько закален карапуз. Большинство педиатров считает, что сон при открытом окне можно практиковать лишь после того, как ночная температура воздуха достигнет 18 ˚С. Поэтому в марте-апреле от такой затеи лучше отказаться и ограничиться длительным проветриванием комнаты перед сном. 

Какие игрушки для улицы нужны зимой

Малышам 2-4 лет для прогулок зимой необходимы лопатки, формочки, ведерки. Только для снега, в отличие от песка, нужны лопатки большой вместимости с боковыми бортиками и без них. Ручка не должна быть тонкой или слишком длинной, чтобы в варежках и комбинезоне удобно было копать; хорошо, если она не будет скользить.

Ведро и формочки для снега должны быть большего размера, чем для песка. Для малышей будет хорош набор из разнокалиберных ведер, которые вставляются друг в друга, их удобно носить и переворачивать двумя руками.

Куличики из мокрого снега хорошо держат форму, получившиеся фигурки можно “оживить”, раскрасив красками. Для этого заранее дома нужно развести в воде краску в баночке, покрасить творения из снега можно губкой, большой кисточкой или просто полить фигурку краской сверху, как глазурью.

Снег – хороший материал для экспериментов: наберите с ребенком ведерко снега и принесите его домой, так малыш увидит своими глазами, что тепло превращает снег в воду. Если на следующий день снова вынести ведерко на улицу (если не везет с морозами, то поставьте в холодильник), то ребенок увидит, как вода превратится в лед. Дальнейшая судьба принесенного снега зависит от вашей фантазии: можно дождаться испарения воды, полить водой цветы т.д.

Зимой также можно ловить руками снежинки, падающие с неба: на теплой ладошке снежинка исчезает. А если взять с собой лупу, то можно разглядеть их красоту и разнообразие. Это будет интересно старшим дошкольникам.

В снежное время года, конечно, любимейшее занятие детей – катание на горках. Ледянка пригодится после 4 лет. Самые удобные и безопасные для малышей – пластмассовые, в виде плоского яблока с одной ручкой или небольшого “блюда” треугольной формы с углублением. После 6 лет ребенок вполне справится с большой круглой металлической ледянкой (диаметром около метра). Металлическая тарелка при спуске развивает большую скорость и вращается во время движения, что требует от ребенка ловкости и хорошей координации движения. Есть также аналогичные пластмассовые тарелки, однако они не прочные и легко ломаются.

Дети любят брать с собой на прогулку любимых кукол, хорошо, если они одета по погоде и у них есть свои небольшие санки. Малышу будет интересно катать своего любимца. Это отличная возможность не прерывать сюжетную игру, а перенести ее на улицу.

Чем заняться весной с детьми дома

Рассказываем, чем можно заняться с детьми весной дома: игры, поделки и прочие активности.

Мастерим поделки из подручных материалов

Чтобы занять ребенка весной дома, если за окном дождь и слякоть, предложите ему смастерить поделки из того, что есть под рукой. Идеи черпайте в наших материалах: 

  • Поделки на тему “Весна”
  • Поделки из бумажных тарелок 
  • Поделки на тему “Космос” 
  • Поделки из картонных втулок
  • Как сделать гитару из картона своими руками
  • Машинки из яичных лотков своими руками
  • Как сделать веер из бумаги
  • Как сделать ветрячок-вертушку из бумаги

Еще массу интересных мастер-классов вы можете найти на нашей странице “Поделки”.
 

Фильмы для семейного просмотра

Если нет настроения или сил что-либо делать, можно просто залечь на диван и посмотреть вместе с ребенком один из фильмов для семейного просмотра: 

  • Фильмы о животных для детей и подростков 
  • Фильмы о собаках 
  • Фильмы о первой любви для подростков 
  • Фильмы о жизни в летнем лагере 
  • Фильмы для детей, которые помогут поднять самооценку
  • Фильмы, снятые по произведениям украинской литературы
  • Фильмы по произведениям Николая Гоголя

Научные опыты для детей 

Весной самое время поговорить о том, как меняется природа, как устроены те или иные явления в нашем мире. Поэтому предлагаем вам несколько несложных опытов для детей, которые объяснят суть вещей лучше любого учебника. 

  • Как сделать бумагу: опыт для детей 
  • Радуга своими руками: опыт для детей
  • Почему листья меняют цвет 
  • Буря в стакане воды: эксперимент для детей
  • Круговорот воды в природе
  • Изучаем океан: научный опыт для детей
  • Строим домик для насекомых
  • Дождевые тучи: эксперимент для детей

Весенняя уборка 

Редкий ребенок любит уборку, поэтому мы предлагаем превратить ее в настоящее приключение с поиском сокровищ. А также это отличный повод поговорить с ребенком об экологии и ресайклинге. 

  • Что можно сделать из старой футболки
  • Как обновить старую футболку к лету
  • Новый взгляд на старые вещи: идеи для детей и взрослых
  • Игрушки из картонных коробок своими руками
  • 10 идей для повторного использования ненужных игрушек

Готовимся к Пасхе 

Если вы празднуете Пасху (в 2019 году мы отмечаем праздник 28 апреля), то стоит к ней подготовиться заранее, а также подключить к этому процессу детей. 

  • Украшения к Пасхе своими руками
  • Идеи декора дома к Пасхе
  • Поделки на Пасху для детей
  • Идеи, как красить яйца с детьми
  • Пасхальные открытки своими руками
  • Детские пасхальные стихи
  • Раскраски на Пасху


 

Рисуем и раскрашиваем 

Если не знаете, чем занять ребенка дома весной – попробуйте предложить ему поразукрашивать или порисовать. Но не обычным способом, а каким-нибудь веселым.

  • Как сделать рисование веселым 
  • Раскраски “Динозавры”
  • Раскраски “Куклы ЛОЛ”
  • Раскраски “Куклы Хейрдораблз”
  • Раскраски “Леди Баг и Супер Кот”

Игры для детей дома 

Не все родители знают, что лучшие игры для детей – это те, которые они придумывают сами. И зачастую все, что нужно от родителей – просто оставить ребенка в покое. Но иногда все-таки не помешает присоединиться к детям или подать им новую интересную идею. 

  • Игры для развития инженерного мышления
  • Настольный футбол своими руками
  • Играем в машинки
  • Играем в прятки
  • Лепим домашних животных из пластилина

Готовим вместе с ребенком

С одной стороны – вы проведете вместе время во время готовки, с другой – покажете ребенку что он тоже член семейства и у него могут быть свои обязанности по дому, а с третьей – сделаете шаг в сторону развития самостоятельности. Что же можно приготовить вместе с ребнком весной: 

  • Готовим с ребенком веселые блины и оладьи
  • Как приготовить сырники
  • Французские тосты с корицей
  • Кексы с черникой: рецепт
  • Зеленый борщ с крапивой
  • Разноцветные спагетти с натуральными красителями
  • Разноцветные тосты
  • Песочное тесто с засахаренными цветами
     

Чем заняться?

Гуляя с малышом, наблюдайте и описывайте все метаморфозы природы: как распускаются почки, тает снег, пробивается первая травка, поют птицы. Можно придумать и рассказать интересную историю или сказку о жизни растений и животных ранней весной. Или прочитать какое-нибудь стихотворение о весне. Вот например, «Весенняя прогулка» от Агнии Барто:

Сидели на опушке, На солнечной полянке, Две девочки-подружки, Две юных горожанки.

Звенели птичьи трели, И девочки смотрели, Как всё вокруг блестело, Сверкало, шелестело, Как плещутся верхушки Зеленою волной…

Сказали две подружки: — Как хорошо весной! Какой тут воздух чистый! Какой дубок ветвистый! —

Ушли две ученицы, Две юных горожанки… Поют, как прежде, птицы На солнечной полянке.

Несётся птичий гомон, Но весь дубок обломан, А травка под ольхою Покрыта шелухою.

Чего здесь только нету! От семечек пакеты, Трамвайные билеты…

Всё словно потускнело! Ушли две горожанки, Теперь им нету дела До солнечной полянки.

Шумит дубок ветвистый Оставшейся листвою, Качает головою: Какие эгоисты! Какие эгоисты!

Захватив с собой пару сменных перчаток можно устроить игры — прощание со снегом. Слепить снежок, найти лужу, нужной ширины (для каждого возраста ширина должна отличаться) и стараться перебросить через нее снежок. А если снежок попадет в лужу, то раздастся характерный веселый «плюх».

Можно слепить снежок и надеть его на конец палки. Предложите ребенку опустить снежок в лужу. Можно даже обойти лужу по периметру и понаблюдать, что происходит со снежком. Малыш с удивлением обнаружит, что снежок становится все меньше и меньше, а со временем и вовсе «отколется» от палки.

Палкой можно делать в снегу канавки от луж — получатся ручейки. Ребенку будет приятно осознавать, что он сам направляет воду. Можно выкопать ямку и понаблюдать, как она заполняется водой.

Если вы захватите с собой лопатку, то можно предложить ребенку игру в «экскаватор». Найти лужу и засыпать ее снегом, например.

  Приятного общения и солнечного настроения вам и вашим деткам!

А на небе тучи…

Папарацци

(От 3-х лет)

Совсем не обязательно тащить чадо на улицу в проливной дождь и ветер, но если тучки плачут вполсилы, слегка омывая моросью город, то надевайте плащи, берите зонтики и … фотоаппарат. Пусть ребенок поиграет в фотографа или журналиста, а вы, как подшефный, держите над ним защитный экран (зонт).

Следопыт

(Как только научились сидеть в коляске.)

Можно поиграть в следопытов. Для этого достаточно фонарика. Вечером, когда дождь моросит, выйдите с детенышем на улицу. Можно просто постоять возле подъезда. Ребенок будет очарован каплями дождя в лучиках фонарика.

Отступление. Многие дети очень любят зонтики, ну очень. Причина таится в том, что им мало удается покрасоваться под зонтом на улице. А почему? А потому, что родители панически боятся мокрой погоды. Моя дочь даже под солнышком готова щеголять с этим аксессуаром, потому как больше негде. Моя вина. В ближайшую слякоть потащу ее хвастаться зонтом перед мокрыми воронами. Больше не перед кем, потому что все боятся дождя.

Кстати, влажный воздух благотворно влияет на кожу и ЛОР-органы. Разные среды, в том числе и дождь, укрепляют иммунитет ребенка.

Найди самую глубокую лужу

Лужам – это святое! Наденьте уже на ребенка сапоги и дайте потопать по лужам. Вас оставят в покое надолго. Дитяткина радость затмит расстройство от стирки и глажки. Тем более, что прогресс позволяет облегчить и то и другое.

Игра «Найди самую глубокую лужу» может отправить некоторых мамочек в обморок, а кому-то доставит удовольствие. Маме не обязательно проверять лужи хорошей обувью. Вы можете быть стариком с посохом. Вот пусть посох и мокнет. А когда вместе с посохом намокнут и ножки вашего чада, начинаем игру в похищение. Иван-царевич похищает Марью-царевну, или наоборот, и увозит (читай, уносит под мышкой) в свое царство (домой). Возвращение в родные пенаты пройдет менее болезненно.

Может, стоит прислушаться к хорошим людям?

Вопрос, чем занять ребенка дома актуален для многих родителей. В журнале “Мой кроха и Я” еще в 1995 году собрали идеи, чем развлечь малышей, чтобы им не было скучно. Предлагаем для вас эти игры, поделки и занятия с детьми от 2 до 7 лет. Ловите список идей!

Подвижные игры на улице

С приходом весны нужно обязательно размяться, ведь зимой было неудобно бегать из-за снега и тяжелой одежды. Собственно сюда можно отнести все активные занятия для ребенка, которые можно придумать. Для большинства из них нужно взять из дома вспомогательные материалы.

  • Велосипед или беговел.
  • Самокат.
  • Ролики.
  • Бадминтон.
  • Фрисби или бумеранг.
  • Прыгать через резиночку.
  • Мяч – с ним можно придумать очень много интересных занятий. От простого перебрасывания или перекатывания друг другу, до игр вроде «съедобное-несъедобное», «вышибалы», «десяточка» и др.
  • Запускать воздушного змея – можно купить или сделать своими руками. Подходит для ветреной погоды и в районах, где есть пространство для маневров.
  • Догонялки.

Можно вспомнить множество старых активных игр, в которые играли еще в советские времена. Их очень много, так что лучше прочитать о них в отдельной статье.

Развивающее занятие в весенней луже: что развиваем?

Ребенок не проявляет интереса к развивающим занятиям? Неусидчивый малыш категорически не хочет сидеть за столом и смотреть в книгу, которую показывает ему мама? Это нормально. Малыш увлекся лужей? Это тоже нормально. Напротив, было бы ненормально, если бы ваш ребенок проявлял полное равнодушие к лужам.

Если я вижу, что энергия интереса моего сына направлена на лужу, значит, мы будем вдвоем исследовать лужу. Измерять палочкой ее глубину. Измерять шагами ее ширину. Кидать в лужу камни и хохотать при виде брызг, разлетающихся в разные стороны. Еще мы будем спускать на воду разные найденные предметы, тестируя их на плавучесть. Пробка от бутылки — поплывет или потонет? А как поведет себя в воде щепка?

Из случайно обнаруженного в кармане чека из банкомата я сворачиваю маленький кораблик. Это еще как минимум двадцать минут, проведенных возле лужи. Что можно делать с бумажным корабликом такую прорву времени? А вот что.

Пускать в дальнее плавание. Читать вслух стихи о корабликах, посвящая их отважным путешественникам, — это развитие речи. Ой, да у нас кораблик плывет без команды на борту! Не проблема, опавшую сосновую хвою мы превратим в отряд мореплавателей — это развитие фантазии. Каждую хвоинку мой сын погружает на кораблик аккуратно, по очереди, удерживая ее двумя пальчиками, — это развитие мелкой моторики.

Теперь подсчитаем членов отважной команды моряков — развитие навыка счета. Подуем на кораблик, изображая шквальный ветер, — артикуляционная гимнастика, развитие речевого аппарата

Еще пару раз прочитаем стихотворение про кораблик — развитие памяти.

Из чего бы еще нам сделать кораблик? Обнаруживаем под скамейкой обертку от шоколадки — развитие наблюдательности, а заодно и развитие логики через установление причинно-следственных связей: обертка — это тоже бумага, как и чек, а значит, из нее можно свернуть просто отличный кораблик.

И вот на нашем море, то есть на поверхности лужи, от которой сына теперь не оторвать, появляется большой пиратский корабль. Естественно, начинается морской бой. Наша задача защитить корабль с хвоинками-путешественниками от пиратов, и мы начинаем кидать маленькие камушки в лужу, целясь в пиратское судно, — развитие меткости.

Затем с помощью палочки мы извлекаем оба кораблика из лужи и отправляем сушиться под ярким весенним солнышком на скамейку. Подойдем через какое-то время и посмотрим, что изменилось. Это — изучение свойств воды.

Вот такая развивающая лужа. Вот такая развивающая прогулка. Специально отведенного времени на развивающие занятия — ноль. Специально выделенных средств из семейного бюджета на приобретение развивающих пособий — ноль. Как видите, мы обошлись подручными и подножными средствами. Задействованные ресурсы — фантазия взрослого и его готовность следовать за интересом ребенка.

А могло бы быть и по-другому: “Ой, не надо! Не лезь в лужу!”. Есть у меня гипотеза, что, если не наиграться с лужами в два года, ребенок все равно наверстает недополученный опыт позже, лет, скажем, в десять. То есть в десять лет ему будет не до учебников, если важный опыт взаимодействия с лужами он упустит.

Игры развивательные

Методика Глена Домана

Она подходит для любых условий. Но на улице больше простора для ее исполнения. Для тех, кто не знает, методика заключается в том, чтобы научить ребенка чтению. Но не с букв, а сразу со слов. На карточках пишутся слова крупными и лучше красными буквами. Можно просто каждый день в быстром темпе показывать и озвучивать карточки, а можно раскладывать по предметам. Например, на шкафу висит карточка с надписью «шкаф».

Последний вариант как раз и интересно и познавательно перенести на улицу. Готовые карточки «дерево», «куст», «трава» и т. д. можно разложить по соответствующим местам и вместе проговаривать названия. Если ваш малыш еще не умеет читать, помогите ему: “Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему подпись!” Или: “Вот я пишу: “сосна”, а ты поищи пока, куда ее прикрепить”.

Детям постарше можно уже давать задание, куда какую карточку отнести. Или найти нужную карточку для скамейки, например. В этом случае хорошо и маме, и ребенку. Ребенку интересно, и маме не нужно бегать по двору, изображая сайгака. Дети с поразительной быстротой учат слова, успевай только обновлять карточки. (Некоторые начинают с рождения.)

Считалочки

(От 3-х лет)

Арифметика на природе – что может быть лучше. Учить счет на шишках, палочках, камушках и птичках гораздо занимательнее на воздухе, чем в душной комнате.

Палка на песке и мел на асфальте помогут ребенку освоить геометрические фигуры. Это классика. Если компаньоны все же нашлись, можно с помощью рук или веревочек самим стать геометрическими фигурками. После таких игр дети точно не забудут их названия.

Попробуйте залезть в папины инструменты и одолжить рулетку или складной метр для того, чтобы замерить площадку для строительства гаража из песка. Ребенок измерит все, что не движется и даже то, что движется. Даже если оно в воздухе и летает! (В этом случае возраст точно не имеет значения)

Ведерко с лопаткой может служить не только формой для песочных пирожков. С их помощью можно научиться различать тяжелое и легкое. Например, ведро камней тяжелее, чем ведро листьев. Если не пожалеете кухонные весы или безмен, все вокруг будет взвешено, включая маму и проходящую мимо бабушку.

Рисуем подручными средствами

(От 3-х лет)

Выкладываем камушками фигурки и отгадываем, что «нарисовали». Малышу будет весело, если вы долго не можете отгадать его шедевр.

Юный ботаник

(От 3-х лет)

Собираем гербарий. К примеру, даем задание ребенку найти листик овальной формы, или палку с четырьмя сучками. Или любое растение, которое знаете вы и ваш ребенок. Очень развивает наблюдательность.

Подборка полезных советов, как уберечь малыша от перегрева, травм, опасностей водоёмов, как предотвратить кишечные инфекции и много другое.

Художники-натуралисты

(От 3-х лет)

Рисование на улице в альбоме с натуры (или почти с натуры) птички, цветочка вместе с мамой очень сблизит. Мама покажет, как нарисовать деревце, кустик, травку, а ребенок тут же сравнит нарисованное с действительностью

Малыш научится сравнивать, обращать внимание на мелкие детали. Плюс и в развитии усидчивости, и наблюдательности

Кстати, рисовать можно не только на бумаге. Камушки и листики чем не материал? Тогда нагрузкой будут только фломастеры.

Север-юг

1. Игра в противоположности. Это просто. Мама говорит слово, ребенок придумывает противоположное. Лес – пустыня. Вода – засуха.

2. В магазинах продаются недорогие маленькие компасы. Есть они и в телефонах. Чем не приключение – с компасом разыскивать то, что загадала мама? Мама говорит: «Доченька, давай найдем дерево (качель, цветочек), которое находится на севере». Предварительно обяснить, что из надписей север, юг, запад, восток». Хорошая практика, запомнится все по ходу игры.

3. Дома нарисовать план двора, и с этим планом, который гордо наименовать картой, выйти на исследования.

Развивающее занятие в песочнице: 6 идей

Интересно, знает ли “зайка”, что ямок вокруг нее именно четыре? Какая из этих ямок глубже, какая шире, больше?

Какого цвета у нее совок? Какого цвета ведерко? Какого цвета ведерко у мальчика, что играет рядом? У кого из них ведро больше?

Как зовут этого мальчика? А вон того, что рядом копается? Сколько им лет? Кто из них старше?

Чья это собака? Почему птички таскают у нее хлеб? Знает ли она, что эти шустрые гомонящие птички называются воробьи, а те, что побольше, — голуби?

Как много могла бы рассказать ей мама. Но мама во время прогулки рассказывает другой тете о том, что ей некогда заниматься с ребенком, и встречает при этом полное понимание. “Копай, зайка, копай!..” Мама надеется на садик — “там педагоги”, а тетя советует маме, в какую школу раннего развития лучше водить ребенка с первых дней осени. А впереди еще целое лето.

Лето, однако, не повод откладывать развитие ребенка до осени. Тем более что для развития вовсе не нужны специальные пособия, специальные методики, специально оборудованные классы и специально подготовленные в развитии малыша педагоги: это могут быть мама, папа, бабушка или няня. И тогда каждая прогулка превратится в развивающую. Достаточно присутствия заинтересованного взрослого.

Мы с сыном хором считаем ступеньки, поднимаясь или спускаясь по лестнице. А так как мы живем на четвертом этаже, то за один спуск (как и за один подъем) мы шесть раз считаем до девяти. Каждый раз мы весело удивляемся, дойдя до конца очередного пролета: “Надо же, опять девять ступенек! Всегда девять! Везде девять!”. И делаем вывод, что на каждой лестнице ступенек поровну, одинаковое количество.

Считать до девяти в два года? Легко! Чтобы в голове ребенка счет не был связан только со ступеньками, можно считать все, что встретится на прогулке: шишки, камушки, палочки, да хоть ведерки в песочнице. И считать можно не только до девяти.

А еще можно выкладывать сокровища, обнаруженные на прогулке, по размеру: от самой большой шишки к самой маленькой, от самой длинной палочки к самой короткой. Чтобы сформировать у ребенка понятие размера, учебные пособия не нужны. Зачем они, когда кругом столько всего, что можно потрогать, переместить, приложить друг к другу, то есть сравнить опытным путем.

Познание через чувственный опыт — самый правильный подход к развитию ребенка в раннем возрасте. Для этого маме (бабушке, няне) достаточно быть эмоционально включенной в происходящее и следовать за интересом ребенка.

Наблюдалки и находилки на прогулке

Наблюдение за животными, птицами и насекомыми

Время на прогулке в парке обязательно нужно использовать для того, чтобы развить в ребенке наблюдательность и внимание… к братьям нашим меньшим

Если в парке есть птички или белочки, захватите для них хлебных крошек и орешки. Пусть малыш почувствует себя гордым, от того, что кормит и заботится о животных.

Понаблюдайте за кошками и собаками

И совсем не важно домашняя ли это, породистая балинезийская кошка или обычная дворовая и бездомная. С весны мы наблюдаем, как живет одна кошачья семья

Как растут котята, и как одни становятся дикими и пугливыми, а другие так и ластятся и просят что-нибудь вкусненькое.

А однажды, мы встретили кошку, которая и убегать — не убегала, но и общаться с нами явно не желала:

За кем и чем еще можно наблюдать на прогулке в парке летом? За насекомыми. Возможно вам посчастливится увидеть, как пчелка опыляет цветок, или муравей несет веточку в несколько раз больше его. А может увидите божью коровку и предложите ей улететь, как когда-то в своем детстве. Помните?

Божья коровка, лети на небо,

Там твои детки, кушают конфетки.

Очень увлекательно наблюдать за облаками. Как быстро или медленно они плывут, на что они похожи и что они с собой несут? Вот лишь маленькая толика, о чем можно поговорить с ребенком, наблюдая за облаками. Когда мой старший сынок был маленький именно так родилась моя первая сказка про облачко О-о.

Поищите и понаблюдайте за камнями. Какие они разные и непохожие друг на друга. Подберите по пять круглых более-менее похожих камушках и сыграйте в игру «Пять камней».

Игра «Найди ниточке пару»

Ограничьте территорию для задания и развесьте на деревьях и травинках ниточки разных цветов. Малышу привяжите на ручку нитку одного цвета. Пусть найдет своей ниточке пару.

Эта игра очень развивает внимательность и наблюдательность.

Игра «Яблочки от яблони»

Сорвите листики с разных деревьев и дайте ребенку один из них. Пусть он найдет родное дерево этого листика в парке. Не забудьте, похвалить ребенка, когда он справится с заданием и рассказать ему о найденном дереве.

Игра «Загадки»

Эту игру придумал мой сынок. А все началось с обычного кривляния. А я спросила: «Ты лев что-ли?». — «Да!» — радостно воскликнул Арсюша и загадки понеслись по тропинке. Посмотрите, угадайте кого изображает Арсений?

Находилки

Игру «Находилки», пожалуй сегодня знает каждый. Однако, она не теряет своей увлекательности. Нарисуйте на листочке, что нужно найти и дайте его ребенку, вооружив карандашом. Пусть каждый найденный предмет, ребенок обведет в кружок. В Находилки можно начинать играть, сразу же выйдя из дома. Найдите по дороге в парк: светофор, красную машину, самокат, собаку, кошку, коляску и т.д.

«Отыщи»

Как играть

Вы описываете некую «пропавшую» вещь, а ребенок должен определить, что вы описываете. «Пропасть» может как вещь, которая находится в поле зрения ребенка, – тогда ему необходимо к ней подбежать, так и вещь, которую ребенок в данный момент не видит, – в этом случае ее достаточно назвать. Например, вы говорите «высокая, деревянная, желтая (горка)», «кирпичный, пятиэтажный, квадратный (дом)» и так далее.

Для чего играть

Игра развивает творческие способности ребенка, образное мышление, пополняет словарный запас. Также дети учатся учитывать несколько свойств одного предмета одновременно, что не всегда дается им легко в дошкольном возрасте.

«Пробеги»

Как играть

Разнообразим традиционный бег. Выберите площадку или территорию, на которой будет как можно меньше препятствий и людей, и давайте ребенку задания. Например, на первом этапе ребенок должен будет пробежать заданный путь как обычно, на втором – задом наперед, на третьем – проскакать как заяц, на четвертом – бежать и кукарекать, на пятом – прыгать на одной ноге, на шестом – сделать несколько забегов подряд, касаясь линии старта и финиша. Можно соревноваться с ребенком и начислять баллы за каждую победу.

Для чего играть

Бег – отличный способ снятия стресса, поэтому эта игра станет хорошим способом переключиться после детского сада и развивающих занятий, а также выплеснуть накопившиеся эмоции (физическая активность часто помогает избежать истерики). По мнению психологов, дети дошкольного возраста легко и с интересом играют в игры, где сохраняется структура, но меняются какие-то детали, то есть путь остается неизменным, а способ бега каждый раз разный.

Приучаем малышей к труду

Задача: воспитание уважение к чужой работе, формирование у ребенка естественного желания – приходить на помощь.

Предварительно, до прогулки, изучаем с малышом в картинках и поучительных детских фильмах, как важно трудиться. Рассматриваем возможные варианты работы на улице, объясняем – как тяжел каждый труд, и почему он важен

На прогулке изучаем трудящихся на конкретных примерах – уход за растениями (например, у бабушки на даче), полив овощей, кормление птиц и животных, уборка территории, покраска скамеек, уборка снега и проч.

Изучаем инструменты/инвентарь, которые используются в разных профессиях.

Предлагаем ребенку выбрать ту работу, которая для него была бы сегодня по душе. Вручаем кисть (грабли, лопатку, лейку) – и за дело! Обязательно устраиваем веселые перерывы с чаепитием – все по-взрослому! Можно также связать из прутиков свой маленький веник – это будет полезно для развития мелкой моторики, и для расширения кругозора.

После прогулки рисуем самые яркие воспоминания о первой трудовой деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий