Возрастные страхи днем и ночью
Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.
Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.
Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.
Возрастной период
Нормальные страхи
Глубинные механизмы боязни
Примечания, рекомендации, советы
1 полугодие
Первичные реакции испуга у новорожденного
Свет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы.
В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни
Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными.
7–8 месяцев
Незнакомые люди
Ребенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья.
Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни.
1 год
Опыт отрицательных ситуаций. Страх разлуки с матерью.
Пугающие ситуации – угроза благополучию. Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей.
Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача. Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца.
2 года
Чужие люди
Защита становится более осознанной.
Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно.
3 года
Страшные сны, сказочные персонажи, замкнутое пространство.
Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей.
Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным – ищите вместе с ребенком такие черты в страхах.
4 года
Одиночество
Страх существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7–8 месяцев.
Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности.
5 лет
Смерть (своя) (а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.)
Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей.
Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни.
6-7 лет
Смена правил (сад – школа), страх ошибки
Подготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я».
Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости.
7-9 лет
Страх смерти родителей. Страх стать «плохим».
Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу
Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться.
Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил. Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс
Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Почему ребенок боится отца?
Наиболее частая причина – асоциальное поведение мужчины. Если родитель злоупотребляет алкоголем, употребляет наркотики или находится в неадекватном состоянии по причине психического заболевания, этим он может испугать ребенка в любом возрасте. Возможно, папа просто слишком суров и воспитывает исключительно через наказание или крики; в таком случае пересмотр системы воспитания снизит тревожность малыша и вернет доверие.
Однако бывают ситуации, когда причина не столь ясна. И здесь вариантов может быть несколько в зависимости от возраста крохи.
Маленький ребенок зачастую боится папу по причине:
громкого резкого голоса, разительно отличающегося от нежного маминого;
приторного запаха мужского парфюма, раздражающего детское обоняние;
наличия густой бороды или колючей щетины;
запаха табака или алкоголя.
Малыш постарше обычно испытывает неловкость, граничащую со страхом, если между ним и отцом не установлены доверительные близкие отношения.
Важной причиной возникновения страхов, часто игнорируемой родителями, являются скандалы между старшими членами семьи. Малыш воспринимает ссору родителей очень остро и может переживать еще долгое время, перенося негативные эмоции на одного из участников
Ребенок боится отца: что делать?
Если причина страхов малыша непонятна и асоциальное поведение родителя полностью исключается, то для решения проблемы необходимо удалить все травмирующие факторы вроде запаха табака и резкого парфюма. Пусть мужчина разговаривает с ребенком мягким спокойным голосом, чаще ему улыбается, берет на руки и обнимает.
Отец должен обязательно принимать участие в жизни своего чада:
делать вместе зарядку по утрам – хотя бы в выходные;
играть, собирать пазлы и головоломки;
читать книжку на ночь;
научить полезным навыкам: катанию на велосипеде, рыбалке.
С ребенком постарше можно вести личные беседы на разные жизненные темы, особенно если в семье растет сын. У подростка необходимо в личной беседе в мягкой форме узнать причину его страхов и действовать, исходя из полученной информации.
Важность поддержки родителей
Когда родители игнорируют эмоциональные переживания, такие сильные, как страх — ребенок остается с ними один на один. После того, как причина страха становится ясной, у взрослых есть несколько способов, чтобы помочь детям преодолеть его. Во-первых, они должны четко знать и представлять, как будут действовать в кризисной ситуации — куда звонить и так далее. Во-вторых, победить страх можно с помощью игры или семейных традиций
Договоритесь с ребенком, что он будет звонить вам на работу через одинаковые временные промежутки и — внимание! — спрашивать, как дела у мамы (папы), не боятся ли они там чего-нибудь, ни обидел ли их кто — ведь члены семьи должны заботиться друг о друге.
Такой способ поможет почувствовать себя смелым, значимым, взрослым, укрепит доверие и любовь. Вернувшись домой, родители могут выдумать парочку историй, в которых рассказывалось бы, что телефонный звонок сына или дочери сегодня очень помог справиться со страхом — например, мама сильно испугалась, что шеф отругает ее, а тут позвонил ребенок и страх как рукой сняло! Такие истории поднимают значимость ребенка, позволяют ему видеть другую свою сторону — сильную, ресурсную, веселую, ту, которая осознает свой страх, а значит, может с ним справиться.
Почему дети боятся друг друга
В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.
По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?
Проведите диагностику
Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:
- На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
- От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
- От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.
В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.
Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет
Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:
- В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
- Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
- Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
- Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
- Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?
Как правильно бороться с детским страхом?
А с ним не нужно бороться. Его нужно принять. Естественно, в первую очередь необходимо наладить в семье дружелюбную и спокойную обстановку. Ни один ребенок не будет спокоен, когда вокруг него скандалы и ссоры. Как минимум, постарайтесь сменить интонацию. Ругаетесь? – делайте это не на повышенных тонах.
Малыш должен чувствовать вашу любовь к нему, заботу, понимание и поддержку. Внимательно выслушайте истории о том, чего боится ребенок. Вспомните случаи из своего детства. Расскажите, как вы справились со страхом.
Спросите ребенка о том, как он представляет свой «страх», пусть он его нарисует, визуализирует. Затем вместе обсудите с ним, что вот он страх – на бумаге, не такой уж большой и страшный. Вместе порвите рисунок, переступите эту боязнь. Очень хорошо помогут здесь занятия в специализированном развивающем детском центре. Многие занятия с педагогами, психологами направлены на то, чтобы понять какие страхи мучают ребенка и преодолеть их.
Постепенно приучайте спать без света: сначала оставляйте включенной настольную лампу или торшер, а затем – приоткрытой дверь в комнату. Но в коридоре свет должен быть включен, может ночью малышу надо будет пойти в туалет, и он испугается темноты. Либо используйте ночник. Из комнаты, где спит ребенок, уберите вещи, очертания которых его пугают.
Можно использовать историю о трусливой зайке, который боится темноты и смелого ежика, который успокаивает зайку. Роль ежика пусть исполнит ваш малыш. Поиграйте в страхи. Оденьте ребенка в белый халат врача (пусть это будет блузка или рубашка), а кукла будет в роли ребенка, который боится уколов и врачей. Купите малышу «защитника» – плюшевую игрушку.
Если ваш ребенок боится, то не игнорируйте данный факт. Детская фобия может потом доставить немало проблем во взрослой жизни.
2 Протестует против чрезмерного контроля
Следующая причина энуреза у ребенка, с которой ребенок может пытаться справиться, — это чрезмерный контроль со стороны родителей. В литературе встречается название данного симптома как «симптома строгой мамы».
Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама… Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.
Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», — бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Что делать
Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать
Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.
Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо»
Причины. Почему ребенок дерется в 1 год
Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.
Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.
Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:
«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».
Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.
Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.
Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает
В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.
В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.
Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства. Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.
«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.
Почему дети прогуливают школу
Перед тем как действовать, нужно разобраться в мотивах. Причины могут быть связаны как с личностными особенностями, так и с внешними обстоятельствами:
Ребёнку может быть неинтересно в школе, потому что он знает программу наперёд или, напротив, не справляется с нагрузкой.
Если школьник пропускает конкретные уроки, скорее всего, у него пробелы в знаниях по этому предмету и он боится опозориться перед классом либо у него конфликт с учителем.
Если ребёнок перегружен школьными и дополнительными занятиями, он может начать прогуливать неважные, по его мнению, уроки.
Частой причиной пропусков является буллинг, когда разногласия с одноклассниками заставляют в буквальном смысле бежать из школы.
Проблемы в семье также смещают учёбу на второй план
Иногда ребёнок пропускает уроки потому, что не может на них сосредоточиться из-за тревожной обстановки дома, а иногда для того, чтобы «отвлечь» внимание мамы и папы от ссор друг с другом.
Наконец, пропуски занятий могут быть следствием подросткового кризиса. И если для одних школьников прогул — это просто способ заявить о себе, то у других пропуски занятий могут быть связаны кардинальной сменой интересов и влиянием плохой компании.
Влияет ли это на его психику?
Последствиями чересчур строгого воспитания может стать следующее:
- Неспособность взять ответственность за свое поведение. Когда малыша ограничивают слишком сильно, он уже не стремится самостоятельно себя контролировать, а становясь старше, и вовсе разучится это делать.
- Склонность к депрессивным состояниям и проявлению злости. Когда на ребенка кричат, наказывают его — он ощущает и переживает негативные эмоции. Часто они не находят выхода — поскольку родители отказываются выслушать его, ребенку некому пожаловаться. Возникает скрытая злость, или наоборот, подавленное состояние, из которого в дальнейшем будет очень трудно вывести малыша.
- Склонность к вранью. Ребенок самостоятельно «оценивает риски» и принимает решение, стоит говорить взрослым о своем проступке или лучше его утаить. Со временем он привыкает решать свои проблемы с помощью лжи. Школьники часто врут не только родителям, но и педагогам.
- Ребенок уважает не правого, а сильного. Он учится подчиняться, но при этом не может сформировать собственное мнение, и робеет перед тем, кто покажется ему более сильным морально и физически.
Все эти качества мешают формированию здоровой, уважающей себя личности, и нормальной самооценки. Многие пациенты психотерапевтов до сих пор пытаются пережить детские травмы, связанные именно с чрезмерно строгим воспитанием.