Особенности развития внимания и памяти
Объекты внимания — одушевленные, неодушевленные предметы, природные явления, наука, искусство, присутствующие в поле зрения. Все это представляет собой достаточный интерес или предопределяется необходимостью исследования. Для развития внимания важны возрастные факторы людей, наличие целеустремленности. Помимо заинтересованности предметом или явлением требуется систематическое выполнение упражнений. Перечисляя особенности развития функции, рассмотрим свойства и характеристики, от которых зависит процесс.
Три вида внимания
- Непроизвольное, в котором отсутствует сознательный выбор со стороны субъекта. Оно появляется при воздействии раздражителя, заставляющего отвлекаться на другой объект. Данная разновидность плохо поддается управлению, будучи связанной с внутренней организацией человека.
- Произвольная форма — это сознательное сосредоточение на объекте. Процесс возникает при наличии мотивации и понимания. Его характеристика — устойчивость. Развитие произвольного внимания связано с формированием усидчивости, силы воли при активизации психики. При интенсивном умственном труде нужно делать перерывы. Активизируется мозг, деятельность получает мотивацию. Развитие произвольного внимания сопряжено с наличием значительного интереса.
- Послепроизвольный вид проявляется в такой форме, когда субъект выполняет задачу без напряжения. Целеустремленность здесь весьма значительна, а внутренняя мотивация преобладает по сравнению с внешней.
Свойства внимания
Концентрация или удержание внимания на предмете хорошо реализуется при наличии мотивации. При этом сознание управляет параметром интенсивности в процессе
Подсчитано, что человек может непрерывно фокусироваться от получаса до 40 минут, после чего необходим перерыв.
Объем внимания — свойство, характеризующееся числом объектов, которые могут одновременно удерживаться в сознании.
Способность долго уделять внимание одному объекту без переключения на другой называют устойчивостью. Данное свойство позволяет обнаруживать новое в обыденных вещах.
Переключаемость — свойство, характеризующееся осмысленным изменением фокусировки внимания, что обусловлено внешними обстоятельствами
Разновидность — простая отвлекаемость.
Распределение — это способность сосредотачиваться сразу на нескольких предметах. Переходы с одного объекта на другой зависят от соотношения между ними. Процесс может привести к усталости.
Особенности видов внимания
От чего может зависеть развитие внимания человека, включая особенности данной функции? Процесс связан с умением сосредотачиваться на одном или нескольких предметах какое-то время без отвлечения. Для этого нужна заинтересованность. Развитие произвольного внимания требует целенаправленности, усилия воли. А также владения чувствами, от чего зависит концентрация без неуместного отвлечения. Непроизвольная разновидность предусматривает наличие интересного взгляду предмета. Послепроизвольная форма особенно продуктивна. Ведь дополнительных усилий по преодолению не требуется. Таковы особенности, которыми наделяется развитие внимания человека.
Размытые требования
Самое сложное в любом деле — начать. Школьники часто прокрастинируют потому, что не знают, как подступиться к заданию. В идеале домашние задания должны быть направлены на закрепление или повторение материала, а значит — быть посильными без участия родителей. На практике ребёнок часто не хочет делать уроки потому, что задания слишком сложные.
Что делать? Посмотрите вместе с ребёнком список домашних заданий и проговорите, что и как необходимо сделать. Если задание слишком большое, разбейте его на маленькие шаги. Когда ребёнок видит последовательность действий, подступиться к заданию становится легче.
<<Перелинковка2>>
1 Возрастные особенности
Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.
Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.
Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.
Как помочь:
1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.
2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.
3 Не подавлять самостоятельность подростка в принятии решений относительно школы. В этом возрасте нормально не выполнять часть домашнего задания (где-то учитель не проверяет, что-то можно списать, а может и «пронесет»), но это не должно влиять на успеваемость
Обращайте внимание подростка на последствия его решений
Ребенок плохо учится — что делать?
В современной школе ребенку дают оценки и плохая оценка сразу воспринимается, как глобальная неудача. Редко родители или педагоги рассуждают так: «Эта тема очень трудная, я помогу тебе справиться с ней». Двойка воспринимается не как оценка знаний ребенка, а как оценка самого ребенка. «Недотепа», «неуч», — иногда детей награждают обидными эпитетами. «Ребенок плохо учится — что делать?» — спросите вы, ведь такие слова родители говорят от отчаяния, а не от того, что не любят собственных детей!
Педагоги также призывают не употреблять в отношении ребенка оценочные слова «неумеха», «лентяй». Поставив себя в положение строгого надзирателя, вы имеете все шансы потерять с ребенком близкие и доверительные отношения.
Что делать, если ничего не помогает
Даже при соблюдении всех вышеописанных мер пробуждение по утрам может вызывать проблемы. Особенно это касается детей с «поздним» хронотипом, период активности которых выпадает на вечер и ночь. Но почему обязательно в школу надо рано вставать?
Если учиться дома и никуда не ходить по утрам, проблем с пробуждением может и не возникнуть. В «Домашней школе Фоксфорда» занятия обычно начинаются в 10 утра, и продолжаются примерно до 15:00. Чтобы приступить к занятиям, не нужно тратить время на дорогу — достаточно всего лишь включить компьютер. Наши ученики имеют возможность выспаться перед уроками и после занятий располагают достаточным количеством времени, чтобы сделать все домашние задания, посетить кружок или секцию, поразвлекаться и пораньше лечь спать.
Даже если ваш ребёнок поздно встаёт утром и может проспать занятия, их можно будет посмотреть в записи в любое время.
Причина 4 – отсутствие способностей по отдельным предметам
Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Но кто знает, чего стоит им так самоутвердиться. Если ребенок не может овладеть каким-то предметом в силу своих природных способностей, то можно помочь ему усвоить предмет посредством индивидуальных занятий с репетитором.
С другой стороны, вы сами лучше всех знаете, к каким предметам расположен ваш ребенок. Так зачем мучить его математикой, если он гуманитарий? Придите с ребенком к соглашению, что математику вы будете учить для того, чтобы сдать экзамен, а изучению иностранных языков и литературы отдадите главные силы. Благодаря этому он получит возможность во взрослой жизни заниматься любимым делом.
К тому же современное образование направлено не на усвоение знаний, умений и навыков, а на развитие универсальных учебных действий: ставить цели, искать методы для решения проблемы, сравнивать, анализировать, самостоятельно добывать знания по любым предметам. Иначе говоря, мы должны научить свое чадо учиться! Только так можно подготовить наших детей к непредсказуемому будущему.
Что надо знать о мотивации родителям
С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:
- желание учиться и овладевать знаниями;
- радоваться процессу обучения;
- побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
- стремление к учебному успеху в школе;
- желание получать высокие отметки за свои знания;
- стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
- стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
- умение подчиняться школьным требованиям;
- навыки самоконтроля.
Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.
Тест – опросник
Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:
- Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
- Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
- У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
- Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
- (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)
Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.
25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).
10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Отвлеките ребёнка от гаджетов
Если взрослому трудно отказаться от гаджетов, то ребёнку ещё сложнее. Помогите ему победить зависимости от мобильных игр или социальных сетей. Ограничьте время, которое школьник может проводить в интернете для развлечения, а не для учёбы. Покажите, что вы вместе с ним стараетесь избавиться от информационной зависимости. Очень сложно отвлечь ребёнка от игр, если вы сами часто зависаете на фейсбуке или в инстаграме. Опять же, показывайте ребёнку пример, станьте игроками одной команды.
https://youtube.com/watch?v=Tzb-J9NoeTs
«У меня зависимость от видеоигр»
Тяга к знаниям и любопытство — это нормальные качества для школьника. Помогите ему справиться со стрессом и всеми отвлекающими факторами. И вы увидите, что и ваш ребёнок может быть заинтересованным в учёбе и делать успехи.
Приходите заниматься в IT-школу Адукар
У нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры.
***
Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Лечение энуреза у детей
Если ребенок писается во сне, прежде всего, нужно отвести его к врачу. Необходимо выяснить, является ли эта патология неврологической или есть какие-либо аномалии строения мочеполовой системы. При патологическом недержании мочи у детей проводят обследование на выявление воспалительных заболеваний, врожденных пороков развития и нейрогенной дисфункции мочевого пузыря. Диагностика должна включать в себя как психоневрологические, так и уронефрологические методы обследования и обязательно оценку соматического статуса ребенка. Также в обязательном порядке следует сделать общий анализ мочи и крови, УЗИ почек и мочевого пузыря, ЭУ, УФМ, МЦУГ.
При лечении рекомендуют питьевую диету, ограничивать потребления жидкости в вечернее время. Среди медикаментов применяют седативные средства, транквилизаторы со снотворным эффектом. Используют физиотерапевтические методы лечения: электросон, дарсонвализацию, кварц на область лобка, крестца, электрофорез. Можно использовать методику ночных пробуждений, которая состоит в том, чтобы ежедневно в течение семи дней будить ребенка после полуночи. Затем, по прошествии недели, нужно будить ребенка в течении ночи в одно и то же время, чтобы за оставшееся время ребёнок не успел намочить постель. Если после всего ребёнок обмочился 2 раза за неделю, всю процедуру начинают сначала.
Если ребенку 10 и больше лет, то на помощь придет самовнушение. При отходе ко сну, ребенок должен несколько раз повторить себе: «Я хочу проснуться сухим. Моча не выйдет из моего тела, пока я сплю. Если мне захочется помочиться, то я быстренько встану и пойду в туалет». Кроме этого, можно вести дневник, в котором о и «мокрые» ночи. Родители договариваются с ребёнком, что за 10 «сухих» ночей будут дарить ему подарок
Важно, чтобы ребёнок самостоятельно менял бельё после эпизода недержания мочи. Также применяется для лечения энуреза специальная диета Н
И. Красногорского. Она заключается в регулировании водно-электролитного баланса в организме. Ребёнку до 15 часов можно пить любое количество жидкости и есть разные блюда. После этого времени объём жидкости и жидких блюд резко сокращается. В 18 часов ребёнок ужинает без приёма жидкости. Во время ужина ему нельзя давать разжиженные каши, солёные блюда, овощи и фрукты. Разрешается кушать масло, хлеб, яйца, мясо и свежую рыбу. При таком питании жидкость, введённая в организм до 15 часов, должна быть выведена до прихода ночи. Кроме всего прочего, нужно соблюдать распорядок дня и выполнять общие рекомендации.
Кроме питья, ограничиваются блюда и продукты с большим содержанием жидкости (первые блюда, жидкие каши, сочные фрукты и овощи). При этом рацион должен быть сбалансированным по питательным веществам и энергии. Следите, чтобы ребёнок в течение дня не употреблял блюда и напитки, имеющие мочегонный эффект (шиповник, зелёный чай, смородина, клубника, малина, арбуз, дыня). Если это не удаётся, постарайтесь, чтобы он употреблял их как минимум за 3 часа до сна. Кровать у ребенка должна быть с жестким матрасом. Настаивайте на том, чтобы перед сном ребёнок сходил в туалет или сел на горшок. Во время сна ребёнок не должен переохлаждаться. Ночью оставляйте в детской комнате тусклый свет, чтобы ребёнок не боялся темноты и мог спокойно сесть на горшок или посетить туалет.
Как помочь легко возбудимому ребенку
Есть дети, которые ни минуты не сидят на месте. Они легко возбудимы, им трудно успокоиться. Это обусловлено особенностями нервной системы. “Перепрограммировать” её, конечно, нельзя, но вот направить энергию маленького непоседы в нужное русло, научить ребёнка контролировать себя нужно.
Помогите малышу научиться успокаиваться, когда это необходимо: делать дыхательные упражнения, контролировать эмоции, гасить агрессию, беспокойство. Подберите занятия по душе, которые приучат малыша работать сосредоточенно в течение некоторого времени (чтение интересной сказки, раскрашивание машинок, работа с конструктором). Постепенно увеличивайте время таких занятий, и сын или дочь станет более усидчивым.
Как научить ребёнка рано вставать
Если ребёнок соблюдает режим дня и хорошо высыпается, проблем с ранним подъёмом возникать не должно. Перечислим ещё несколько вещей, которые помогут ребёнку вставать в школу.
Мотивация
Постарайтесь сделать так, чтобы после пробуждения ребёнка ждало что-то приятное. Вкусный завтрак или просмотр любимого шоу на YouTube с утра послужат хорошим стимулом для пробуждения и поднимут настроение.
Стакан воды
Начинать утро со стакана воды комнатной температуры — здоровая и полезная привычка. Вода сразу после пробуждения позволяет запустить многие необходимые процессы организма.
Зарядка
Всего 5-7 минут энергичных движений после пробуждения помогут вернуть в тело бодрость. Если ребёнку скучно выполнять однообразные упражнения, предложите ему просто подвигаться под любимую музыку.
Трекеры сна
Смарт-часы и фитнес-браслеты поддерживают специальные приложения, анализирующие фазы сна человека и позволяющие активировать будильник во время быстрой фазы, когда просыпаться комфортнее всего.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе
В новой обстановке ваш малыш может столкнуться с самыми разными проблемами. Помочь ему с ними справиться надо вовремя, не дожидаясь, когда они нарастут, словно снежный ком. Как же узнать, что у ребёнка в школе все в порядке или, наоборот, возникли трудности?
Во-первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.
Во-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его чтото беспокоит?
- Апатия.
- Плохой сон.
- Страхи.
- Плохой аппетит.
- Частые простудные заболевания.
- Нежелание идти в школу.
- Нервные тики.
- Замкнутость.
- Излишняя возбудимость.
- Нервозность.
- Частые слёзы.
В-третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста “Лесенка”. Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих. Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.
О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.
Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя “ты-предложения”. Например: “Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-то беспокоит тебя. Что-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился”. Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.
Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе? — мой главный секрет
Для начала нужно для тех, кто не в курсе, просто знать, что есть альтернативы. Экстернат, домашнее или семейное обучение, вальдорф. Все они отлично себя зарекомендовали. Исчерпывающую информацию об особенностях и нюансах той или иной альтернативной системы образования можно легко найти в интернете. А так же связаться с «бывалыми», кто уже «плавал-знает». Мои дети, например, учатся на семейном образовании дома.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Многих из тех, кто вроде бы и согласен на альтернативу смущает больше не тот факт, что нужно будет более прицельно уделять время учёбе ребёнка. (Хотя сведущие говорят, что по факту и ничуть не более прицельно, кто как воспринимает). А то, что ужасно то, что у ребёнка появится тонна свободного времени!
Между тем, это нормально при домашнем обучении. И сюрпризом для таких ужасающихся родителей может стать то, что вообще-то ценным моментом в развитии личности ребёнка могут стать и сложные компьютерные игры и ощутимо длинные телефонные разговоры. И многочасовое слушание музыки и даже «не те» друзья.
Это опыт, представьте себе. И ребёнок имеет на него право. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Что бы ни было, основополагающим всегда будет пример родителей! Именно глядя на то, как в семье, ребёнок сделает правильные выводы обо всём, но жить и пробовать он должен сам.
Миф о «ничего-не-делании»
Второй момент, который обычно непреодолимым контраргументом вываливается супротив альтернативному образованию, звучит как практически истеричное: «Но он же ничего не будет делать!».
Это очередной миф, засевший в головах поколения, пережившего насилие традиционным образованием и мечтавшего в детстве: «Эх, скорее б вырасти и ничегошеньки не делать из этой надоевшей учёбы!»
Между тем, жажда познания – мощнейшая природная сила, заложенная на генетическом уровне. В детском возрасте она особенно ярко проявлена. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? И вот парадокс заключается в том, что если на ребёнка не давить, объяснять перспективы, мотивировать, давать выбор и позволять нести ответственность, он будет охотно познавать новое.
Поначалу, возможно, он и будет проявлять апатию и ничегонеделание. Если к тому моменту немало обжёгся на традиционной школьной диктатуре, но только для того, чтоб заручиться спокойствием, что обмана нет. Что теперь действительно всё по-другому. Но потом, расслабившись и сняв оборону, непременно начнёт учиться, познавать. Он просто не сможет этого не сделать.
За что хвалить и как ругать
Есть мнение, что лучшая профилактика школьной неуспеваемости — метод «кнута и пряника». Закончил год без троек — держи новый смартфон, получил двойку — не получишь карманных денег. Эффективна ли такая система? Скорее всего, она простимулирует ребёнка получать хорошие отметки. Но сможет ли она привить вкус к получению знаний?
Помните: внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Ребёнок должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить те или иные знания в будущем.
Поэтому если ваш сын или дочь проявляет интерес к какому-то предмету или теме — обязательно поощряйте его.
Хвалите ребёнка за любые успехи, а в случае неудач не давайте волю эмоциям. Если ученик не усвоил материал, постарайтесь объяснить его другим способом. Если допустил ошибку — разберитесь вместе, что к ней привело и как избежать её повторения. Ребёнок не должен бояться ошибиться — ведь на ошибках учатся.
Убедитесь, что у него нет проблем в школе
Конфликты с учителями и сверстниками также могут негативно влиять на успеваемость школьника. Возможно, ваш ребёнок не ленится, а находится под большим давлением и стрессом. А своей успеваемостью он подаёт вам сигнал, что школа перестала быть для него безопасным местом. Постарайтесь открыто поговорить о его конфликтах, пообщайтесь с учителями и друзьями среди одноклассников. Участвуйте в жизни своего ребёнка, показывая поддержку и готовность помочь. Не нужно быть для него исключительно родителем, который ругает за отметки. Станьте другом.
https://youtube.com/watch?v=cS78MZMRmaU
Почему дети ненавидят понедельники
Причины неуспеваемости
Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.
- Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
- Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
- У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.