Физиологические изменения
Вес и рост
Если до 3 месяцев кроха должен был набирать около 800 гр. за 4 недели, то теперь эта цифра составляет всего 600 гр. Норма набора массы будет снижаться на протяжении всех последующих месяцев благодаря увеличивающейся двигательной активности. Рост будет по-прежнему увеличиваться от 1 до 3 см в месяц. По достижении 3-месячного возраста некоторая разбежка в еженедельном наборе отмечается в большинстве случаев. Измерять вес уже не обязательно раз в неделю, достаточно однократного взвешивания по истечении 4 недель после предыдущего.
Ногти
Отдельно стоит упомянуть об изменениях, происходящих с ногтями младенца. После 3 месяцев они становятся более твердыми и ускоряют свой рост. С 12 недели жизни необходимо проводить процедуру по обрезанию выросших ногтей минимум раз в неделю. Наиболее подходящее время для этого занятия – гигиенические процедуры после вечернего купания. Не используйте щипчики, чтобы не обрезать лишнего. Рекомендуются специальные ножницы с закругленными концами.
Волосы
Кроме изменения структуры волос, замечается их интенсивный рост. За первые 3 месяца жизни на голове крохи образовались небольшие залысины на затылке и по бокам волосистой части головы. Между 3 и 4 месяцем на этом месте появятся новые волосы. Некоторые детки порадуют своих родителей хорошей прической уже к году, но большинство будут иметь еще достаточно редкие, хотя и более качественные волосы. Чтобы помочь росту волос, хорошо вечером, после купания, разглаживать волосы специальной щеткой. Это промассирует кожу головы, простимулирует рост, уберет ненужные частички кожи. Использование щетки для волос с 3 месячного возраста приучает карапуза к использованию этого предмета.
Внутренние системы организма
Внутренние системы малыша прошли первую стадию становления:
- площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
- центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
- кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
- головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
- легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
- поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.
Нижняя граница нормы веса | Верхняя граница нормы веса | Нижняя граница нормы роста | Верхняя граница нормы роста | Средний обхват груди | Средний обхват головы | |
Мальчик | 5,1 | 7,9 | 57,6 | 65,3 | 38,5 | 40,5 |
Девочка | 4,6 | 7,4 | 55,8 | 63,8 | 38 | 39 |
Сколько раз кормить ребенка в возрасте 1-1,5 лет?
Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят. При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.
Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость. Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель. Не нужно перенапрягать ребенка: пусть поучится совсем немного, достаточно 3-4 ложек, а затем папа или мама докормят малыша. В конце кормления можно применить бонус для малыша – разрешить ему самому доесть ложкой, когда осталось совсем немного еды.
Как правильно организовать режимные моменты?
Для ребёнка важно, чтобы распорядок дня, составленный вами, учитывал его индивидуальные биоритмы
Первое, что нужно сделать, это немного понаблюдать за крохой
Как проходит активная деятельность малыша? Когда он спит, до кормления или после? Какой промежуток времени между кормлениями? Обратите внимание на ночной сон. Просыпается ли он ночью и как часто?
Исходя из этих данных старайтесь кормления, прогулки, сон, игры, утренний и вечерний туалет каждый день производить в одно и то же время.
Как наладить соблюдение расписания дня
- Прежде всего настройтесь на то, что приучение новорождённого к режиму — процесс длительный. Младенец в первые месяцы жизни только начинает адаптироваться к новой для него среде. Его органы и системы ещё недостаточно развиты. Биологические ритмы тоже находятся в процессе формирования. Крохе ещё только предстоит научиться распознавать, где день, а где ночь. Когда нужно спать, а когда бодрствовать. И здесь в ваших силах направить его на правильное восприятие окружающей действительности.
- Подсчитайте, сколько раз ребёнок ест и спит днём, ночью.
- Исходя из ваших наблюдений, составьте и запишите в блокноте режим дня.
- Постарайтесь в следующие дни прикладывать кроху к груди и укладывать спать примерно в один и тот же час. Это основная задача режима.
- И так на протяжении 2–3 недель — этого для привыкания к распорядку обычно вполне достаточно. Но, опять же, здесь всё индивидуально. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. 8 недель — тоже неплохой результат. Учтите, новорождённый должен есть и спать столько, сколько он хочет. Постепенно младенец сам определит промежутки между кормлениями (в основном это 2–3 часа).
- Обязательно учтите, что ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании, проголодается не так скоро, как грудничок, получающий материнское молоко, которое усваивается легче и быстрее, чем адаптированная смесь. В зависимости от этого нужно корректировать интервалы между кормлениями. У «искусственников» они будут составлять 3–4 часа.
- Утром просыпайтесь в установленное вами время. Если даже ребёнок ночью плохо спал или играл, нежно разбудите его, умойте, переоденьте, покормите.
- Все процедуры делайте по часам. Познавайте мир, играйте, спите, прикладывайтесь к груди, гуляйте и купайтесь согласно распорядку. И вы увидите, как в скором времени ваш малыш начнёт всё это делать с удовольствием и большой охотой, а главное тогда, когда нужно.
- Через 3 недели постарайтесь отказаться от прикладывания к груди по требованию. Если ребёнок поел, а через 1,5 часа вы видите, что он опять требует грудь, предложите ему бутылочку с водой, может, малыш хочет просто пить.
- Используйте «подсказки». Перед сном пойте крохе колыбельные или рассказывайте сказки. Если малютка проснулся ночью, разговаривайте с ним шёпотом, чтобы он мог понять, что ещё ночь, и нужно спать. Разучите потешки, соответствующие определённым режимным моментам: кормлению, купанию, одеванию и и. т.
Использовать возможность купания
Купание хорошо не только для поддержания детской гигиены
Оно имеет важное значение для психоэмоционального состояния. Вода снимает накопленную усталость и обладает некоторым релаксирующим действием
Особенно это важно для новорожденного, так как вода напоминает ему еще не так давно родную стихию. Купание улучшает настроение, если грудничок очень устал, и у него уже нет сил даже плакать. Во время купания нужно хорошо проветрить комнату, чтобы обеспечить малышу свежий воздух на всю ночь. Когда после купания он попадет в чистую спальню, хороший результат от сочетания этих двух факторов обеспечен. Грудничок будет крепко спать ночью, а уложить его не составит никакого труда.
Умения годовалого ребёнка
Что должен уметь малыш в 1 год?
- Уверенно стоять, ходить (необязательно), ползать, сидеть.
- Подниматься на ноги из любых положений, приседать и вставать.
- Реагировать на родных.
- Откликаться на имя.
- Уверенно держать и брать предметы.
- Произносить слоги или простые односложные слова.
- Пробовать взбираться или залезать на невысокие предметы, слезать с них.
- С помощью взрослых собирать простые пирамидки.
- Указывать на предметы.
- Строить небольшие башенки.
- Катать игрушки на колёсиках.
- Прокатывать мяч.
- Открывать и закрывать дверцы мебели.
- Подражать совершаемым взрослыми действиям: мотать или качать головой, хлопать, расчёсываться, дуть на что-то.
- Проявлять эмоции и чувства: улыбаться, плакать, обниматься, смеяться, злиться, прижиматься к маме.
- Реагировать на музыку: пытаться подпевать, двигаться.
- Имитировать животных.
- Выполнять простые просьбы: дай, возьми, принеси, поставь.
- Играть в «ладушки», махать рукой, примитивно играть в «ку-ку».
Это неполный список всех навыков. Но развитие проходит индивидуально, поэтому малыш не обязан уметь всё из списка. Некоторые навыки могут осваиваться постепенно и чуть позже.
Особенности
Пища, сон, вода, ощущение безопасности — это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.
Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале — сразу после выписки из роддома.
Режим — отличный способ упорядочить жизнь семьи, в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.
Определить режим сна
Он должен быть удобен прежде всего родителям. Продумайте, какой режим подойдет именно вам. На это влияют многие факторы, в том числе от вашей работы и других важных дел. Кроме того, понаблюдайте за своим чадом и постарайтесь составить режим так, чтобы он максимально соответствовал его биологическим ритмам. Второе, что необходимо – это непременно соблюдать тот режим, который вы установили. Если вы решили укладывать малыша в 22.00, делайте это каждый вечер именно в 22.00. Днем ребенок также должен спать в одно и то же время. Одно только установление четкого режима часто решает проблему, и тогда он прекрасно спит достаточное количество часов в сутки.
Правильный режим сна малыша
Годовалый малыш уже достаточно активен. Ему необходимо больше времени на бодрствование, чем раньше. В такой период молодые мамы часто совершают ошибку – позволяют ребенку главенствующим образом определять, по какому графику жить семье. Иногда ребенок может выспаться днем, не давая возможности отдохнуть родителям ночью.
Ситуация, когда ребенок изменяет привычки семьи, не наилучшим образом сказывается на всех ее членах. Уставший папа, раздраженная, вымотанная за день мама не сделают ребенка счастливее
Поэтому очень важно отрегулировать часы сна и бодрствования вашего малыша
Годовалый ребенок, которому уже исполнилось 12 месяцев, безусловно, должен спать в обед и ночью. Как утверждает доктор Комаровский, суточная потребность сна ребенка в возрасте 12 – 16 месяцев составляет тринадцать с половиной часов. А вот когда именно он будет спать – в обед, после полудня или ночью – решать родителям с учетом особенностей малыша.
Самым популярным режимом для годовалого ребенка является ночной сон длительностью в среднем 12 часов, и дневной – продолжительностью 1,5 – 2 часа.
При выборе такого режима начинайте приготовления ко сну уже в 20:00. Быстрому засыпанию способствует купание, чтение сказок, успокаивающие игры, расслабляющий массаж. В 21:00 малыш в идеале должен уснуть.
Дневной сон ребенка в 12 месяцев может происходить один или два раза. Каждая мама сама определяет, насколько комфортно ее дочурке или сыну засыпать днем один раз на 1,5 часа или два раза по 45 – 60 минут. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, которому уже больше 12 месяцев. Доктор Комаровский настоятельно советует прислушиваться в первую очередь к желаниям ребенка, не навязывая ему некомфортный график сна.
Часто проблемой в семьях становится, если малыш просыпается несколько раз ночью. Если дети не спят 10 – 12 часов без перерыва, каждую ночь требуют внимания, это является нарушением режима дня. Чтобы справиться с данной проблемой, существует несколько советов:
- играйте с ребенком, чтобы он тратил больше энергии;
- не перекармливайте ребенка, которому уже исполнилось 12 месяцев;
- последний прием пищи проводите за два часа до сна;
- искупайте малыша в теплой ванне;
- более тщательно следите за гигиеной детской – проветривайте помещение, чаще меняйте белье в детской кроватке.
Помните, что хорошо спят дети, которые ощущают любовь родителей и состояние психологического комфорта. Найдите перед сном общее занятие с малышом, поиграйте вместе с его любимыми игрушками или спойте колыбельную песню.
Чем наполнить день?
Начнем с того, что день трехлетнего ребенка не должен проходить «по пунктикам» от пробуждения до укладывания. Между приемами пищи и сном всегда остается свободное время
Поэтому важно знать, чем и когда можно заниматься с ребенком
После пробуждения нужно приучать малыша посильно участвовать в застилании кроватки и складывании пижамы. Это поможет ребенку привыкать к бытовой самостоятельности.
После сна и перед укладыванием на ночь важны водные процедуры. Утром ребенок должен умыться, почистить зубки. Вечером, помимо этого, искупаться. Для отработки навыков владения зубной щеткой можно повесить около раковины наглядное пособие. А чтобы купание было более веселым, брать с собой в ванную специальные игрушки. (Кстати, это могут быть обычные миски-кружки, которыми ребенок будет переливать воду, пустые флаконы от шампуня для «водной стрельбы»). Перед каждым приемом пищи необходимо мыть ручки.
Двигательная активность начинается с утренней зарядки (подробнее об этом читайте здесь). Длиться зарядка должна не менее 15 минут и включать упражнения для рук, ног, головы, туловища. Это поможет пробудить весь организм. Чтобы заниматься было интереснее, можно включать веселую музыку (например, из любимого мультика). Летом лучше делать зарядку на свежем воздухе – во дворе или на балконе. Детки в этом возрасте учатся на примере родителей, поэтому зарядку с ребенком непременно проводит мама или папа, показывая нужные движения.
На прогулках малыш должен двигаться как можно больше: скакать по лесенкам, бревнам, горкам, прыгать на батутах, кататься на качелях, велосипеде или самокате, бегать и резвиться в компании других детей.
Свободное время между прогулками, приемами пищи и сном тоже не должно «пустовать». Ребенок может поиграть как самостоятельно (порисовать, заняться конструктором, лепкой), так и совместно с родителями, в том числе – в развивающие игры. Не будет лишним привлекать кроху к бытовым хлопотам. Пусть поможет маме протереть пыль, убрать со стола, заложить белье в стирку, разобрать после сушки. Во время таких работ ребенок ненавязчиво познакомится со многими бытовыми приборами, мама расскажет ему, как они работают, для чего нужны. А это – развитие познавательной активности, расширение кругозора и просто приобщение к помощи родителям в домашнем труде.
Важно помнить, что за 2–3 часа до сна занятия должны стать более спокойными: бегать и прыгать сейчас нецелесообразно, малышу нужно время, чтобы успокоиться и подготовиться ко сну. Можно рисовать, читать книжки, рассматривать и описывать картинки, играть с мозаикой
Сон
Педиатры советуют детей в возрасте от 1 года и до 1,6 месяца укладывать ребенка спать днем два или три раза. Первый утренний сон должен длиться 2 часа, обеденный сон тоже 2 часа. Перед сном следует прекратить активные игры. Будет хорошо, если вы приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, умывание, сказка перед сном или колыбельная. Укладывать ребенка нужно в одно и то же время, он привыкает к определенным часам, и потом без проблем будет засыпать по расписанию. Пока ребенок не привык, будить тоже необходимо вовремя, а потом, когда малыш засыпает сам по расписанию, не придется его будить, он сам знает, когда ему проснуться.
В теплую и хорошую погоду стоит совмещать сон и прогулки на воздухе, это будет очень полезно для ребенка. Если нет возможности выйти на улицу, укладывать спать нужно хотя бы с раскрытой форточкой.
Как наладить режим?
Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.
В дневное время с ребенком нужно максимально много гулять и не давать ему высыпаться. Если он очень хочет спать, все равно следует будить и вести чадо на улицу. Кормить в течение двух «переломных» суток следует скудно, впроголодь. Вечером устраивать прохладную ванну, после чего первый раз за день давать ребенку достаточный объем пищи. Когда он все съест и сразу ляжет спать, можно не волноваться — проспит такой карапуз 6-8 часов беспробудным сном.
Однако тут тоже важно избежать «перегибов», подчеркивает Евгений Комаровский. Питание по часам — не означает, что если мама опоздала с приготовлением обеда на 20 минут, то она преступник и безответственный член семьи
Режим должен быть достаточно гибким и все участники процесса — и взрослые, и дети — должны уметь под него подстраиваться. Неизменной должна быть очередность действий.
Не страшно опоздать на обед, если ребенок заигрался на улице, страшно вообще пропустить обед, хотя если малыш не хочет есть, то можно и пропустить. Главное, чтобы потом, даже если он попросит кушать, не давать ему ничего до следующего запланированного приема пищи.
Соблюдение режима — не сложность для ребенка. Это куда сложнее для его родителей, поскольку иногда от них детский режим будет требовать достаточной строгости. Выпуск программы доктора Комаровского на тему “Режим дня у ребенка” смотрите далее.
От 18 до 24 месяцев
Типичный сон в этом возрасте
Сейчас ваш малыш должен спать приблизительно 10-12 часов ночью плюс двухчасовой послеобеденный отдых. Некоторые дети не могут обойтись без двух более коротких дневных снов до двух лет. Если ваш ребенок — один из них, не боритесь с этим.
Как привить навыки здорового сна?
Помогайте ребенку ломать плохие привычки, связанные со сном
Ваш ребенок должен уметь самостоятельно засыпать, без укачивания, кормления грудью или других «усыпляющих» средств. Если его засыпание зависит от любого из этих внешних факторов, ночью он не сможет сам заснуть, если проснется, и вас не будет рядом.
Говорят эксперты: “Представьте, что вы засыпаете, лежа на подушке, затем просыпаетесь посреди ночи и обнаруживаете, что подушки нет. Скорее всего, вы будете обеспокоены ее отсутствием и начнете ее искать, тем самым окончательно пробуждаясь ото сна. Точно так же, если ребенок засыпает каждый вечер, слушая специфический компакт-диск, то когда он проснется ночью и не услышит музыку, он задастся вопросом “что же случилось?”. Озадаченный ребенок вряд ли сможет легко заснуть. Чтобы предотвратить такую ситуацию, попробуйте укладывать его в кровать, когда он сонный, но все еще не спит, так, чтобы он мог заснуть сам.
Предоставляйте ребенку приемлемый выбор перед сном
В эти дни ваш малыш начинает проверять пределы своей недавно открытой независимости, желая утвердить контроль над миром вокруг себя. Чтобы сократить противостояние перед сном, позвольте вашему ребенку делать выбор всякий раз, когда это возможно в течение его вечернего ритуала — какую сказку он хотел бы услышать, какую пижаму он хотел бы надеть.
Всегда предлагайте только две или три альтернативы и убедитесь, что вас устраивает любой выбор. Например, не спрашивайте: «Ты хочешь ложиться спать сейчас?» Конечно же, ребенок ответит «Нет», а это неприемлемый ответ. Вместо этого, попытайтесь спросить: «Ты хочешь лечь спать сейчас или через пять минут?». Ребенок рад, что он может выбирать, а вы побеждаете независимо от того, какой выбор он сделает.
Какие сложности могут возникнуть?
Две наиболее частых проблемы со сном у детей всех возрастов — трудности с засыпанием и частые ночные пробуждения.
У этой возрастной группы есть своя особенность. Когда-нибудь между 18 и 24 месяцами, многие дети начинают подниматься из своей кроватки, потенциально подвергая себя опасности (падение из кроватки может быть довольно болезненно). К сожалению, тот факт, что ваш малыш может выходить из своей кроватки, не подразумевает, что он готов к большой кровати. Попробуйте уберечь его от опасности, пользуясь следующими советами.
- Понизьте матрац. Или сделайте стенки кроватки повыше. Если это возможно, конечно. Впрочем, когда ребенок станет старше, это может и не сработать.
- Освободите кроватку. Ваш ребенок может использовать игрушки и лишние подушки как подставки, помогающие ему вылезти.
- Не поощряйте попытки ребенка вылезти из кровати. Если ребенок вылезает из кроватки, не восторгайтесь, не ругайтесь и не позволяйте ему лечь в вашу кровать. Оставайтесь спокойны и нейтральны, твердо скажите, что так делать не нужно и положите ребенка обратно в его кроватку. Он усвоит это правило довольно быстро.
- Используйте балдахин для кроватки. Эти изделия крепятся к поручням кроватки и обеспечивают безопасность малыша.
- Следите за ребенком. Станьте в таком месте, откуда вы можете видеть ребенка в кроватке, а он не может видеть вас. Если он пробует вылезти, немедленно говорите ему этого не делать. После того, как вы сделаете замечание несколько раз, он, вероятно, станет послушнее.
- Сделайте окружающую среду безопасной. Если вы не можете воспрепятствовать вашему ребенку вылезать из кроватки, вы можете по крайней мере удостовериться, что он остается в безопасности. Мягкие подушки на полу вокруг его кроватки и на близлежащих ящиках, тумбочках и других объектах, о которые он мог бы удариться. Если он совершенно не желает прекращать вставать и вылезать из кровати, вы можете понизить ограждение кроватки и оставлять стул поблизости. По крайней мере тогда вы не будете волноваться, что он упадет и причинит себе вред.
Что должен уметь делать малыш в четыре месяца жизни
Тело ребенка заметно окрепло, и в 4 месяца, как правило, кроха обладает следующим набором навыков:
- Приобретает умение самостоятельно переворачиваться на спинку и обратно. Лежа на животе, ребенок может приподнимать корпус, опираясь на ладошки, и несколько секунд удерживаться в таком положении.
- Лежа на спине, малыш может приподнять голову и плечи.
- Уверенно управляет руками. Способен удерживать игрушки в течение 30 секунд, держать маму во время кормления или хватать бутылочку.
- Слезные железы уже окончательно сформировались, и при плаче у младенца начинают течь слезы.
- Проходят колики, работа желудочно-кишечного тракта нормализуется.
- Слух активно развивается, малыш способен определять источник звука.
- Мышцы глаз укрепляются, косоглазие, и слабость глазных мышц остаются в прошлом.
- При потягивании за ручки малыш пытается сесть.
Игры и развивающие занятия
В психическом развитии тоже свои нюансы. Считается, что к первому году жизни, дети должны понимать более двадцати слов и знать названия некоторых предметов, которые окружают их. Также они уже должны выполнять простые просьбы взрослых.
В это время родители могут столкнуться с первым возрастным кризисом – это кризис одного года.
Его проявление происходит по ряду причин:
- во-первых, в этом возрасте у малыша формируется воля, он начинает ощущать себя отдельно от родителей и понимает, что им позволено больше;
- во-вторых, чем большим количеством навыков он овладевает, тем увереннее становится: отсюда может возникнуть конфликт «я сам».
Подобные явления так же следует учитывать, составляя распорядок дня
Важно предоставлять ребенку больше времени для проявления самостоятельности
Прогулки
Отдельное место в расписании отводится прогулкам. Зимой выходят на улицу 2 раза на 1-1,5 часа, а летом все время бодрствования проходит на свежем воздухе.
В полтора года ребенок уже ходит, поэтому тепло одевать его, как младенца, нет необходимости. Тяжелая одежда сковывает движения, мешает бегать и наклоняться. Укутывание затрудняет дыхание, нарушает кровообращение. Малыш потеет, перегревается, поэтому часто болеет.
Занятия во время прогулки должны чередоваться: на смену подвижным играм приходят спокойные. Следует предоставлять детям возможность поиграть самостоятельно.