Шаблонные стереотипы, которые мешают жить молодой маме

Непережитые эмоции остаются с человеком

Невыраженные эмоции никуда не исчезают. Они так и остаются жить внутри в виде этого неназванного ужаса. Как же жить с таким чувством? Вот и приходится ребенку, а потом и взрослому, полностью подавлять чувства. Человек теряет связь с собой, он не понимает, что с ним происходит, он не может это выразить. И становится такой взрослый черствым, жестоким, все свои переживания заедает, закуривает или запивает алкоголем. Все что угодно, только не чувствовать. И снова непрожитые эмоции никуда не деваются, со временем переходят в гипертонию, мигрень, онкологию, бронхит, инфаркт, инсульт. Непрожитые эмоции не уходят и не исчезают, они начинают «пожирать» человека изнутри.

Эмоции могут переходить и из внутренней психической жизни человека во внешнюю, принимая форму случайных событий. Так девочка, которую с детства учили быть тихой, не злиться, слушаться старших и сильных, не сможет противостоять насилию. Ее учили быть хорошей, она не может разозлиться и на того, кто поднимает на нее руку или хочет изнасиловать, она даже и не поймет, что по отношению к ней совершаются противоправные действия, ведь ее учили слушаться, не перечить, не спорить. Она просто не умеет защищать себя, она не чувствует, когда нарушаются ее физические и психологические границы.

Раздражение, злость, ненависть, не найдя выхода, копятся внутри, перерастая в ненависть ко всем вокруг и к самому себе. Так появляются убийцы и самоубийцы. А ведь когда-то, приняв чувство ребенка, назвав его, научив выражать его конструктивно, можно было направить эту энергию в мирное русло.

Ребенок, которому всю жизнь внушали, что он не должен злиться, может вырасти с хроническим чувством вины. Ведь он чувствует, что не может не злиться. А значит он плохой. Он бессознательно ищет наказание, и регулярно его находит. В виде травм, несчастных случаев, близкого-тирана или начальника, который вечно придирается. Ведь он плохой, а значит, заслуживает наказания.

Стереотипы в семье

Стереотип — слово, традиционно имеющее негативную окраску, потому люди стараются его избегать, заменяя на более благозвучные аналоги, например, на норму. Однако, смысл от этого не меняется — родители требуют от своих детей того, что отвечает их, взрослых людей, представлениям о нормальном и правильном. Мальчик должен быть сильным и ловким. Девочка должна быть аккуратной и нежной. Дети обязательно должны заниматься спортом. В школе дети должны учиться на отлично, а потом поступить в престижный ВУЗ. Почему? «Это же очевидно, так правильно!» — последует ответ.

И на первый взгляд в этом нет ничего плохого. Просто родители заботятся о детях — это их прямая обязанность. Разве не выиграет в жизни ребенок от хорошей физической формы? Разве помешает ему качественное образование? Представители профессиональных династий, с рождения малыша прочат ему карьеру, которую когда-то построили сами, не на пустом месте. Они знают особенности этого профессионального пути, могут подсказать, как обойти подводные камни. А главное, такие родители — сами являют прямое доказательство того, какие преимущества дает проверенная десятилетиями стезя. Все шаги предпринимаются из заботы об интересах ребенка. Но проблемы возникают там, где у детей и родителей расходятся мнения о том, в чем эти интересы заключаются.

Женщин все еще считают слабым полом

В суждениях девушек проявлялся и доминирующий патернализм. Гендерные и семейные роли четко расписаны: мужчина — добытчик, глава семьи, женщина — мать и жена, хранительница семейного очага. Респондентка (31 год) уверена: «На женщине лежит вся ответственность домашнего хозяйства». Другая (21 год) вторит: «Девушка должна заниматься семьей».

Женщины в такой системе координат — «слабый пол». Им нужно мужское покровительство. Патерналистские настроения выявлены у женщин с разным опытом и образованием (домохозяйки, офисные работницы, студентки и пр.). «Женщина должна создавать… комфорт, а мужчина — его получать», — полагает девушка 23 лет. 30-летняя дама уверена: «Мужчина должен себя чувствовать кормильцем, женщина унижает его, если приносит в семью больший достаток».

Опрошенные признавали право женщин на карьеру, но уточняли, что работа не должна мешать заниматься домом и детьми. 

Стереотипы запрещают детям чувствовать

Среди популярных стереотипов воспитания детей тот, что мужчину надо воспитывать с самого рождения. Надо учить подавлять слезы, быть сильным и мужественным.

«Ну и чего ты расплакался? Ты же мальчик, мальчики не плачут…»

«Подумаешь. Ударился он. Не обманывай, не больно. И не реви!»

«Распустил тут нюни, кто же из тебя вырастет? Так и будешь всю жизнь чуть что за маму прятаться?»

В интернете я нашла статью о том, что слезы — это слабость. Их ребенку могут позволить только мама или бабушка. Однако дети «распускаются», и как только видят маму, сразу начинают плакать по пустякам. В статье есть опасения, что ребенок до конца своих дней будет плакать по малейшему поводу, не сможет защитить семью. По мнению автора статьи мальчика должен воспитывать настоящий мужчина, и все «сопли без повода» отец должен подавлять на корню.

Девочке можно плакать. Но вот бегать, прыгать, резвиться, радоваться жизни, гулять, пачкаться, кричать, злиться — запрещено.

«Ты же девочка, ты должна вести себя хорошо. Чего ты не слушаешься?»

«Девочка должна быть послушной, не надо злиться. Фу, как некрасиво! Как плохо! Какая нехорошая девочка».

«Разве девочки так носятся?»

«Чтоб в девять дома была! Ну и что, что все гуляют, они пацаны, им можно».

Как жить, когда часть эмоций табуирована? Каким взрослым может стать «неплачущий мальчик» и «хорошая девочка»? И что заставляет родителей придерживаться таких стереотипов при воспитании мальчиков и девочек?

Сложно ли ухаживать за двойней?

Основные трудности, которые семья встретила с первыми двойняшками, были связаны с дефицитом вещей: купить что-то для двойняшек в начале нулевых было очень трудно.

— В магазинах не продавалось ни одной коляски для двойняшек, нужно было или бывшую в употреблении покупать, или из-за границы везти.

Нам коляску из Польши привезли, и мы ее ждали очень долго. Даже не выходили на улицу какое-то время, кажется, две недели после выписки, но мы до этого еще в больнице 1,5 месяца лежали — проходили курс лечения, потому что дети были маловесные.

Сложно было найти и рюкзачки-кенгуру. Для детей было мало красивой одежды. Я же люблю все красивенькое и миленькое, и я им навязала, нашила разной одежды. 

rebenok.by

У меня всегда мамы спрашивали, как я с двумя справляюсь, они и с одним не могут. Я им отвечала: «Не могу сравнивать, потому что у меня сразу было несколько детей. Не знаю, сложно ли растить одного, а двоих — нормально». 

Они такие долгожданные были! Я совсем не жаловалась. Хотя когда родился третий Иосиф, была удивлена: он сам спал, сам ел, сам гулял, никогда не плакал. Я не понимала, как я вообще с этими двумя справилась.

Если сравнивать этот опыт, то с двойней было очень тяжело. Но я отнеслась к рождению детей как к данности со всей самоотдачей. Мне кажется, я была идеальной мамой.

Семья придерживается практичности

Дети ходят в обычную школу около дома, а кружки выбирают поблизости.

— Мы стараемся, чтобы все кружки были максимально близко, все в нашем районе, дети далеко не ездят. Мы за практичность, тем более дети не занимаются профессионально гимнастикой или чем-то еще, просто посещают развивающие кружки. Вечером мы собираемся вместе и планируем следующий день.

Светлана уверена, что ежедневно внимание каждому не требуется. Дети хотят и с друзьями время провести, и друг с другом, и просто побыть в одиночестве

— Когда много детей, ты уже как хороший игрок, знаешь, когда кого подхватить, ты знаешь, когда с кем время проводил, знаешь, кому надо внимание уделить, с кем поговорить, с кем куда-то сходить. Видишь, когда ребенку нужно провести время именно с тобой. 

Каждая беременность заканчивалась кесаревым сечением

Если человек настроен, все складывается, как надо, убеждена Светлана. Наконец, ей удалось забеременеть, «здоровье переключилось». Первые и четвертые роды закончились рождением двойняшек. Всегда дети появлялись на свет с помощью операции кесарево сечение. 

— К концу беременности у меня в трех случаях из четырех начинался гестоз — высокое давление и отеки. В первый раз было особенно страшно, я не знала, как это — рожать двоих. Я готовилась к естественным родам, потом из-за давления и плохих анализов меня экстренно забрали на операцию. Для меня это был шок!

Вторая беременность проходила хорошо, планировались естественные роды. Врач, которая меня наблюдала, разрешила мне самой рожать. Но у меня не было родовой деятельности, они подождали до 40 недель, и так как до этого уже делалось кесарево сечение, ровно в 40 недель меня прооперировали.

И я успокоилась: главное, чтобы ребенок здоровый был.

Потом с четвертым ребенком меня опять на «скорой» забрали с давлением, а последние роды я уже знала, что с двойняшками точно будет кесарево.

rebenok.by

Взрослые отвергают детские эмоции — как и свои собственные

Все взрослые когда-то были детьми. И скорее всего, их воспитывали так же. Запрещали, стыдили, подавляли. Очень трудно быть чутким и отзывчивым по отношению к ребенку, когда самого в детстве научили подавлять все свои чувства.

Кроме того, взрослый может просто не выдерживать чувств ребенка, не понимать их. Ведь как много нужно знать и уметь: понять, что чувствует ребенок, как-то справиться с этими чувствами в себе, перевести на понятный для ребенка язык, озвучить, принять ребенка и его чувства. Намного проще отвергнуть их существование, просто запретить плакать, а значит чувствовать, переживать, просить.

Детские эмоции вызывают очень много чувств у взрослых, поднимают свои собственные непереработанные и непрожитые чувства, которые копятся с детства. Не каждому под силу такой колоссальный труд. Куда проще сказать, что все это капризы, слабость, сопли. Куда проще просто запретить.

Типы

Стереотипы обычно отражают представления индивида о самом себе либо об окружающих его людях, о другой социальной группе. Стандартность мыслительного акта имеет много разновидностей.

  • Полярное (чёрно-белое) мышление не допускает никакого компромисса при делении мира на плохие и хорошие явления и события.
  • Катастрофичность усматривается в любых грядущих событиях, будущее представляется в мрачных тонах и характеризуется исключительно негативными прогнозами.
  • Обесценивание всех положительных эмоций заключается в заострении внимания исключительно на собственных неудачах и неумении заметить позитивные явления.
  • Выборочное мышление позволяет из всего случившегося с индивидом вычленить только неуспех и негативные события.
  • Эмоциональный всплеск способен вызвать доверие человека к шаблонным мыслям, вызванным его чувствами.
  • Навешивание ярлыков на окружающих людей заключается в создании стереотипа по отношению к конкретной личности или определённым общественным группам.
  • Чрезмерное обобщение событий приводит индивида к убеждению, что негативный опыт всегда будет проявляться в аналогичных ситуациях.
  • Персонализация проявляется в приёме на свой счёт любых негативных высказываний других лиц, выставлении собственной персоны причиной всех бед.
  • Туннельное мышление заставляет индивида замечать одни минусы, а плюсы игнорировать.
  • Минимизирующий образ мысли все позитивные явления воспринимает негативно.
  • Убеждённость в том, что окружающие обязаныдействовать по заданным шаблонам, отклонение от которых не допускается.

К чему приводит?

Стереотипное мышление направлено на упрощение мыслительного процесса, потому что человеку не требуется напрягать свои мозги. Укоренёнными в сознании определёнными штампами мыслить намного проще. Шаблоны и клише формируют упрощённое представление об окружающих объектах и явлениях. Появляется предсказуемость дальнейшего действия человека, возможность моделирования его поведения.

Стереотипность мышления ведёт к потере индивидуальности. Человек подстраивается под определённую модель поведения, равняется на какой-нибудь образец. Это приводит к обезличиванию окружающих, что мешает выстраиванию полноценных отношений.

Стереотипность мыслительного процесса способствует пробуждению страха из-за боязни осуждения поступков либо слов окружающими людьми. Человек боится совершить какое-нибудь действие, идущее вразрез с общепринятыми представлениями. Он опасается лишний раз высказать своё мнение, чтобы не лишиться одобрения и признания со стороны общества.

Взгляды на воспитание меняются

Старших детей супруги воспитывали более строго, чем младших. Старшие дети даже иногда делают родителям замечания — якобы они слишком много младшим позволяют. 

— Если старшие дети с игрушками поиграли, в конце дня игрушки тоже должны были «идти спать на свои места».

Я на старших натренировалась, потом с другими было проще. Например, третий ребенок не поел вечером и уснул, ну и ладно, молока попил — и хорошо. А с первыми все было по расписанию: завтрак в 8 утра, а спать хочется, и я как зомби иду на кухню.

Дети очень сильно смиряют, ты начинаешь проще относиться к каким-то вещам. Вот ты такой принципиальный, у тебя правила какие-то жизненные, а с появлением детей понимаешь, что человек важнее, чем твои принципы и что-то еще.

Чувствовать — значит проживать эмоцию и называть ее по имени

Часто родители малышей начинают переживать, а не вырастет ли ребенок маменькиным сыночком, чересчур женственным и плаксивым, если позволять ему в детстве плакать, не жалеть для него внимания и ласки. Желанием самостоятельности и способности постоять за себя для ребенка родители оправдывают свою эмоциональную сдержанность.

Но как ребенок научится заботиться о себе, успокаиваться самостоятельно, чувствовать себя уверенно и спокойно, если он не чувствовал этого в детстве? В раннем возрасте внимания и ласки много не бывает, вне зависимости от пола ребенка. Это возраст, когда ребенку жизненно необходима любовь и забота мамы и папы. Впитав ее в большом количестве, ребенок учится справляться со своими чувствами, становится самостоятельным. Если потребность в любви и заботе не удовлетворена, в этом случае ребенок может еще очень долго проситься к маме на ручки, как бы надеясь получить то, что ему недодали. Но если он получил необходимое сполна, постепенно такая потребность будет ослабевать.

Действительно, странно представить взрослого мужчину, заливающегося слезами по любому поводу. Но если просто разрешать ребенку плакать, он все равно не научится контролировать свои слезы. А контроль над ними он получает только в придачу к контролю над чувствами, который идет за осознанием и проживанием этих чувств.

Поэтому лучшее, что родитель может сделать для плачущего ребенка, — это крепко обнять, дать понять, что, не смотря ни на что, он рядом, он любит малыша, он принимает его любым, со всеми чувствами, со всеми слезами. Затем нужно понять, какая эмоция стоит за слезами ребенка, и назвать ее понятным для него языком. «У тебя забрали игрушку. Ты очень расстроен. Ты злишься на Сашу, который забрал ее, ведь ты хотел поиграть с ней».

Через понимание и проживание эмоций, сперва при поддержке взрослых, а затем и самостоятельно формируется способность контролировать свои чувства. Теперь это уже не просто слезы. Теперь это звучит так: «Мне очень обидно

До такой степени, что хочется плакать». Поэтому, умение отказаться от стереотипов в воспитании ребенка очень важно

Хочется плакать. Но вот плакать или нет, это уже решаю я сам. Эмоция не подавляется, она осознается и проживается. Она поддается контролю. Она больше не страшна. Можно сдержаться, например, на работе, а дома, оставшись наедине с собой дать волю слезам. Теперь не эмоции руководят человеком, а человек получает контроль над эмоциями.

Как избавиться?

Разрушить стереотипы намного труднее, чем их создать. Людям бывает сложно отказаться от укоренившегося в социуме мнения и решиться на нововведение. Для реализации разрушения стереотипности мышления необходимо избавиться от стандартного хода мыслей. Постепенный уход от сложившегося шаблонного мыслительного процесса помогает личности раскрыться в большей мере. Избавление от предубеждений дарит радость жизни. Благодаря этому формируется умение воспринимать дружелюбность людей и привлекательность мира

Для освобождения от стереотипности мышления важно предпринять ряд действий

Воспринимайте окружающий мир без оценивания. Навешивание ярлыков ограничивает свободу личности. Учитесь наблюдать за окружающими людьми без комментариев. Пробуйте избавляться от навязчивых убеждений типа «всем блондинкам свойственна природная глупость», «все мужчины склонны к изменам», а «незамужние женщины одиноки и несчастны». Научитесь замечать в людях их хорошие качества, не ищите в них отрицательные стороны. Попробуйте найти изюминку в каждом встречающемся на вашем пути человеке. Не отвергайте людей, принадлежащих другой когорте или ещё чем-нибудь отличающихся от вас.

Развивайте в себе способность принимать противоположную точку зрения, даже если она никаким образом не укладывается в ваши представления. Вырабатывайте терпимость к чужому мнению. Любой человек может отстаивать собственные позиции и суждения.

Не прислушивайтесь к навязываемому вам извне мнению. Свободный от стереотипов человек не будет указывать вам, что вы должны делать, а от чего должны отказаться. Не верьте сплетням, слухам, наговорам. Они нередко содержат ложную информацию. Доверяйте своему шестому чувству, интуиции. Убедите себя в том, что никому не требуется ваше одобрение. Все люди разные и они могут вести себя так, как им нравится. Примите этот факт, попробуйте мысленно поставить себя на их место.

Контролируйте свои движения. Выискивайте среди них стандартность и оригинальность. Поиск шаблонности и неординарности в собственных действиях помогает разрушить множество распространённых стереотипов. Расширяйте свой кругозор. Изучайте новые культуры, общайтесь с людьми разных национальных и религиозных принадлежностей. Свежие мысли и новые познания способствуют изменению взглядов на жизнь. Они не избавляют полностью от использования штампов и клише, но значительно расширяют границы мыслительного процесса.

Медитируйте

Медитации помогают взглянуть на ситуацию со стороны, освободить сознание от постороннего влияния. У человека появляется возможность порассуждать в спокойной обстановке, избавить разум от навязчивых шаблонных представлений.

Контролируйте собственные мысли

К такому контролю приводит умение прислушиваться к внутреннему голосу. Игнорируйте навязывание негативных фактов и сведений, в основе которых лежат паника и страх. Избавляйтесь от собственных оценок и категоричных суждений. Тренируйте гибкость своей мыслительной деятельности. Контроль над собственными мыслями помогает сосредоточиться на размышлении и абстрагироваться от стереотипов. Пущенные на самотёк рассуждения неосознанно подвергаются шаблонному влиянию.

Задавайте себе вопросы «зачем я так поступаю?» и «почему?»

Подобные вопросы дают возможность человеку посмотреть на ситуацию со стороны и трезво оценить её. Они способствуют признанию проблемы, попыткам исправления ситуации и саморазвитию. Нужно выработать привычку задавать себе самые разнообразные вопросы: «Что мне даёт эта обида?», «Почему я избегаю подобных ситуаций?», «Для чего мне хочется испытать такие эмоции?».

Стереотипное мышление: классификация и борьба с шаблонами

Шаблонные понятия крайне устойчивы. Человеку сложно перестроиться, рассмотреть происходящие события под другим углом. Поддержка окружающих усиливает веру в собственную правоту. По стойкости выделяют поверхностные и глубинные шаблоны. Первые зависят от текущего положения, со временем могут изменяться или исчезать. Вторые более стойки, они формируются длительно, порой веками, их структура практически не меняется.

В зависимости от объекта, на который распространяется стереотип, различают:

  • Этнические. К ним относят автостереотипы, касающиеся собственной нации («мы, русские, любим баню») и гетеростереотипы — шаблоны, характеризующие представителей других народов («все индусы обожают пение и танцы», «британцы не могут без овсянки»);
  • Гендерные. Шаблоны о предназначении, нормах поведения лиц того или иного пола («все мужчины полигамные», «кто в армии не служил, не мужик», «жена должна подчиняться мужу», «женщина за рулем — угроза на дороге»);
  • Социальные («люди с небольшим достатком — неудачники и лентяи», «дружбы между мужчиной и женщиной не бывает»);
  • Профессиональные («сантехники пьют», «продавцы грубые», «все учителя любят детей»);
  • Связанные с внешностью («блондинки — глупые»);
  • Возрастные («старики забывчивы», «плохой характер подростка связан с переходным возрастом»);
  • Установки в восприятии («если стоимость товара выше, то он качественнее») и общении («нельзя показывать свою слабость на людях»).

Существуют и другие варианты стереотипного мышления. Оно универсально, а значит способно охватывать любые сферы человеческой жизни. С позиции стереотипов можно объяснить всякое событие. Для шаблонно мыслящего человека весь мир прост. То есть все объекты и явления узнаваемы, а значит находятся под контролем. Этот эффект стереотипизации приводит к мыслительному топтанию на месте, отсутствию прогресса, критического восприятия действительности.

Для избавления от стереотипного мышления не стоит принимать все на веру. Необходимо сомневаться, анализировать, искать логические обоснования или опровержения шаблонным суждениям, всесторонне оценивать исследуемые объекты. Постепенно человек перестает воспринимать общественное мнение как истину. Его ум становится более гибким, начинает по-другому реагировать на новую информацию, развивается креативное мышление. Это в конечном итоге благотворно сказывается на прогрессивном формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

20 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В нашем лексиконе присутствует очень много заимствованных слов, смысл которых не всегда понятен из контекста. Мы уже разбирали ранее такие термины (например, прагматизм, корреляция, девиация).

Сегодня же у нас очень интересная тема — это стереотипы и стереотипное мышление. Если вы думаете, что вас то это уж точно не касается, то, скорее всего, вы ошибаетесь, ибо шаблонное мышление мы приобретаем еще в детстве и без него нам было бы сложно воспринимать действительность.

Так что же такое стереотипы? Это благо и зло? Почему они формируются у нас и как от них можно избавиться, чтобы они не мешали нам жить? Обо всем этом и пойдет речь в этой статье. Будет интересно, обещаю!

Значение стереотипизации

Справедливости ради стоит отметить, что не все стереотипы являются иллюзорными. Часть из них обоснована, закономерна, позволяет людям не совершать ошибочных умозаключений и действий. Например, общеизвестно, что мытье фруктов перед едой снижает риск попадания в организм возбудителей инфекций.

Однако восприятие всех происшедших событий с позиции уже случавшихся ранее замедляет формирование личности, мешает возникновению новых понятий, знаний об окружающем мире. Многие люди прикрываются клише от всего прогрессивного, непривычного, неопознанного. Они крайне неохотно воспринимают новое, ведь это угрожает спокойствию, активизирует мыслительные процессы, нарушает внутреннее равновесие.

Бывает, что явление по сути не похоже ни на одно из предыдущих. Человек со стереотипным мышлением вместо того, чтобы проанализировать его, получить новый опыт, пытается подвести событие к уже испытанному. Это приводит к ошибочным умозаключениям, а порой и к серьезным последствиям. Например, увидев на улице вялого человека с шаткой походкой, несвязной речью, многие сразу делают вывод о том, что он пьян. Однако на самом деле это могут быть признаки угрожающих жизни состояний (инсульта, диабетического криза), тогда человек нуждается в незамедлительной помощи.

Родители лицом к детям

Забота о счастье ребенка — это хорошо. Но опасность стереотипов кроется в том, что эти теоретические преставления о лучшем оторваны от реального мира. Родители пытаются навязать свое мнение о лучшем, забывая, что это не их жизнь, а жизнь их ребенка. И то, что лучше для мамы с папой, не всегда лучше и для их чада. Это другие люди, пусть пока очень маленькие. Даже если они внешне похожи на родителей, эти дети идут по своему отдельному пути. Предлагаемое теоретическое благо может стать злом, если навязать его насильно.

Родители мечтают, чтобы физическое развитие ребенка было крепким, и заставляют сына заниматься в спортивной школе — это хорошо, если сам мальчик расположен к такому виду увлечений. Если же вместо этого ребенок мечтает об игре на музыкальном инструменте или программировании, не стоит насильно загонять сына к счастью — счастья не получится. Будет испорченное детство и навсегда прошедшая трещина между мальчиком и родителями. Он найдет способ, как схалтурить на тренировке и не попасть в сборную команду на выступления. Зачем стараться, ведь результаты нужны не ему, а маме с папой. И никакие увещевания «это для твоего же будущего, вырастешь красивым и сильным мужчиной» не пойдут впрок. Ребенок не слепой, он видит сколько вокруг него людей без инвалидных диагнозов, которые при этом не гробили лучшие годы детства на не интересные им занятия.

Значит ли это, что родители полностью должны отказаться от того, что им кажется правильным, при каждом слове ребенка против? Нет, конечно. Дети на то и дети, а не взрослые, что не могут полностью нести ответственность за свои решения. Просто нужно теоретические стереотипы заменить на более критичное изучение реальности. То, что кажется «очевидно правильным», нужно соотнести с жизненными реалиями и найти оптимальное соотношение.

Девочка должна быть аккуратной и опрятной — почему? Потому что такие девочки радуют глаз и всем нравятся, значит, у них будет больше друзей и более веселая жизнь. Но вот той девочке пока 3 года, и она хочет прыгать в луже с другим мальчишками и девчонками. Стоит надеть на нее резиновые сапоги и приготовиться после прогулки отправить всю одежду в стиральную машинку — зато дочка будет счастлива прямо сейчас. А красивое аккуратное платье подождет похода в гости к бабушке, где появится возможность полюбоваться на свою куколку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий