Самостоятельность
Бабушки, дедушки и родители старой закалки убеждены в том, что ребенок – несмышленое и не самостоятельное существо, которое нуждается в тотальном контроле и всесторонней заботе. Конечно, в первые три года жизни ребенок нуждается в постоянной помощи родителей, однако потом он испытывает сильную потребность в самостоятельных обдуманных действиях. Подавление склонности к самостоятельности приведет к полной зависимости от родителей. Будучи взрослым, не самостоятельный человек становится идеальным подчиненным – безынициативным, спокойным и послушным сотрудником. Ему никак не стать предводителем коллектива. Без надежной опоры «маменькин сынок» не сможет принять ни одного решения.
Стоит вспомнить о том, что временные рамки периода детства неоднократно менялись. С античности до XV века человек 11-12 лет считался взрослым: он имел право создавать семью, восходить на трон и быть командиром войска. Даже находясь под влиянием религиозных доктрин, люди оставались независимыми по своему способу мышления.
Хотя ООН называет ребенком человека до 18 лет, в современном международном законодательстве полное совершеннолетие наступает в 21 год. Некоторые страны наделяют 14-летнего ребенка «взрослыми» правами – разрешением управлять ТС, создавать семью, приобретать дом и нести уголовную ответственность.
В быту рамки детства отодвигаются еще дальше – пожилой начальник считает несмышленым мальчиком своего 30-летнего подчиненного, а мать продолжает чрезмерно заботиться о своем 40-летнем сыне. В таких условиях популярность типа личности «вечный ребенок» вполне оправдана. Такой человек имеет романтические взгляды на жизнь и наивный характер, развлекаясь и играя в игры до глубокой старости.
В нашей семье растет президент…
Недавно я побывала на родительском собрании в восьмом классе. Школа, где оно проходило, славится своим демократизмом, толерантностью по отношению к ученикам, поэтому там в лучших демократических традициях есть президент школы и президентский совет. Президент выбирается из нескольких кандидатов, которые составляют и декларируют свою программу, то есть, все серьезно и «по-взрослому». Большинство родителей было настроено иронично — вроде как детишки играют, лишь бы не заигрались совсем и не забросили учебу. И только одна мама отозвалась о мероприятии совершенно серьезно — поведала присутствующим, что ее сын действительно достоин занять эту высокую выборную должность, что он с раннего детства мечтает стать Президентом России и, по ее глубокому убеждению, школьные выборы — первая ступень к осуществлению этой мечты. Не скрою, я, как и многие из присутствующих, слушала ее с иронией — вот, мол, как же надо слепо любить сына, чтобы так отнестись к детской забаве. Но потом, поразмыслив, поняла: это женщина — интуитивно ли, сознательно ли — знает как воспитать лидера: не подавляет мечты ребенка, а поддерживает их. Не знаю, станет ли ее сын президентом страны и даже школы, но, скорее всего, он обязательно будет вести за собой сверстников, принимать за них решения, организовывать их и добьется у них авторитета, потому что дома ему постоянно дают понять, что у него есть для этого все данные.
Мои методы воспитания
Что я делаю?
Во-первых, не мешаю ему удовлетворять свои природные потребности. Ему хочется делать все быстро, хочется каких-то соревнований? Все это есть в каждой игре (в разумных количествах).
Вижу, что у малыша велика потребность обо всем договариваться? Очень хорошо: будем договариваться обо всем и действовать строго по плану. Например, каждый вечер после детского сада мы договариваемся о том, что сначала он делает зарядку, затем играет на планшете (игры ― только в качестве вознаграждения за какие-то полезные действия), после чего ужинает, а перед сном слушает сказку (список примерный). Кстати, зарядку ребенок выполняет сам без уговоров и шантажа. Бывает только, что он иногда забывает о ней, но что возьмешь с кожного ребенка, у которого «в одно ухо влетело, а в другое вылетело».
Во-вторых, не давлю на него своим мнением и взглядами, пропущенными через себя, ведь я знаю, как вырастить лидера. Не заставляю его сидеть часами за книгами и альбомами, не требую от него выписывать каждую закорючку в тетрадях с прописями, не принуждаю к любой деятельности, которая противоречит кожной натуре. Я абсолютно спокойно и нормально отношусь к тому, что обучающее занятие ему может довольно быстро наскучить ― и не настаиваю на его продолжении. При этом ребенок постоянно удивляет меня своей способностью быстро запоминать материал.
В-третьих, развиваю его врожденные способности. Так, я знаю, что кожники в потенциале ― отличные математики и логики. И это подтверждается на практике: сын довольно легко в свои 5 лет складывает и вычитает в уме. Начиналось все со счета ступенек во время той самой беготни, о которой я писала выше. И хотя дети не любят выполнять сложные задания (и мой сын не исключение), при постепенном усложнении задач результат вас быстро удивит и обрадует. Надо только не забывать в задания добавлять креатива, чтобы в них регулярно появлялось что-то новое.
Еще больше теории по воспитанию лидера в статье: «Юркий ребенок. Секреты воспитания детей с кожным вектором»
Развитие способностей относится не только к математике и логике: ребенка с кожным вектором важно приучать к дисциплине, режиму, занятиям спортом, помогать ему развивать умение контролировать себя (а затем и других) ― все это тоже позволит воспитать лидера. Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки
Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам
Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки. Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам.
В-четвертых, в ходе воспитания я пользуюсь стимулами, поощрениями, которые подходят именно для детей с кожным вектором. В случае с мальчиками здесь хорошую службу сослужат материальные подарки.
Например, сыну мы подарили планшет, которому он был очень рад, но с условием, что играть он на нем будет в основном в игры на развитие логического мышления. В любимые гонки, которые развивают только скорость реакции (впрочем, спорт кожнику развивает ее намного лучше), он играет дозированно.
В-пятых, грамотно наказываю, если он в чем-то провинился. Самое точное для кожников наказание ― это ограничение в пространстве (поставить в угол или не выпустить на улицу) и во времени (например, запретить на пару дней мультики). Все остальные варианты не работают либо приносят один лишь вред.
Обязательно кожнику нужно демонстрировать выгоду от какого-то занятия. Так, совершенно случайно, не надеясь на положительный результат, я однажды предложила ребенку (ему было 4 года) научиться читать, так как он постоянно просил помощи у взрослых во время игр на компьютере. Ребенок понял, что если научится читать, то сможет играть быстрее, а процесс будет интереснее. Итог: через три месяца он читал по слогам, а через полгода ― сравнительно бегло и осмысленно.
Это далеко не все способы, которые позволяют из ребенка сделать лидера и воспитать его развитым человеком. Возможно, после тренинга по системно-векторной психологии вы сможете изобрести новые. Регистрируйтесь на ближайшую бесплатную лекцию по кожному вектору и находите свои методы воспитания лидерских качеств у детей.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Правила воспитания крохи-лидера
Как развить лидерские качества у ребенка? Достаточно придерживаться некоторых правил. Поощряйте детскую любознательность. Помните о том, что каждый малыш рождается гением, а задача родителей – помочь ему самореализоваться.
Всегда обращайте внимание на интересы крохи и поддерживайте их. Можно найти обучающую литературу, игры или фильмы, а также записать ее в кружок или секцию
Главное – не решать вместо крошки, что ей нужно. Поддерживайте любое увлечение малютки, чтобы расширить детский кругозор.
Не забывайте приучать ваше чадо к самостоятельности. Если родители будут все решать за него, в будущем он будет ждать помощи от окружающих. Люди, не имеющие инициативы, никогда не добьются успеха в жизни.
Позвольте малышу быть самостоятельным. Вместо того, чтобы навязывать ему свое мнение лучше выслушать чадо или спросить совета. Пусть малютка попробует сделать что-то самостоятельно. Это может быть неуклюже или нелепо, но не переделывайте каждую деталь за нее, а помогите довести начатое до конца. Учите ваше чадо быть ответственным за свои слова и поступки. Поощряйте в нем стремление помочь и научите сдерживать данное слово.
Привейте любовь к чтению. Читающие люди более успешны, чем те, кто проводит время в Интернете или за просмотром телевизора. Любовь к книге нужно воспитывать с младшего возраста. Поначалу читайте вслух, а потом подберите несложные и интересные книги. Бывают ситуации, когда кроха наотрез отказывается читать. В этом случае нужно найти подход – привести личный пример или предложить книгу с красочными иллюстрациями.
Развивайте красноречие
Если крошка хочет что-то рассказать или спросить, уделите ей внимание. Дайте ей возможность сформулировать свои мысли и высказать их
Можно даже задать малышу вопросы, ответы на которые он наверняка сможет дать.
Не ограничивайте малютку в общении со сверстниками. Общительность – черта успешных людей. Не стоит вмешиваться в их отношения – пусть малыши сами строят общение и разбираются в сложившихся ситуациях. Это пригодится им в будущем.
Научите кроху целеустремленности – ставить цели и постепенно осуществлять их. Можно корректировать план и помогать малышу преодолевать трудности. Однако не выполняйте поставленные задачи за него. Это приведет к тому, что ваш умник перестанет действовать самостоятельно, а будет во всем полагаться на своих родителей.
Хвалите малютку правильно. Хвалить кроху – целое искусство, которым должны овладеть все мамы и папы. Поощряйте ее желание
выполнить поставленную цель, хорошо учиться или помогать окружающим. Однако не переборщите
Похвала должна иметь важность для малютки. Если она привыкнет слушать приятные замечания в свой адрес, перестанет вести себя подобающе
Развивайте нестандартное мышление. Никогда не сдерживайте фантазию крохи. Учите ее мыслить за пределами привычных рамок.
Научите чадо достойно переносить неудачи. Расскажите ему о том, что в жизни не все так гладко, бывают и поражения. Нужно правильно их встречать: не делать из случившегося трагедии, анализировать причину произошедшего, а также принимать правильное решение. Самое главное, чтобы ребенок не чувствовал себя неудачником, а спокойно воспринимал случившееся и верил, что в другой раз все получится.
Как видите, лидерские качества воспитать несложно
Важно уделять малютке достаточно внимания и действовать обдуманно
Зависимость направленности группы от характера личности лидера
Развитие коллектива и лидера — два взаимосвязанных процесса, ведь само понятие «лидер» является ни чем иным, как положение одного человека в рамках одной группы, где все преследуют общую цель. Между тем, как статус самого лидера, так и остальных членов группы может меняться в ходе межличностных отношений. С учетом социальной направленности, группы поделены на подвиды, у каждого из которых будут свои особенности взаимосвязи направленности и внутригруппового лидерства.
- Просоциальные группы направляют усилия на расширение диапазона деятельности, публичное обсуждение всех вопросов, развитие социальных качеств. Все члены группы тесно контактируют как с лидером, так и между собой.
- Асоциальные компании группируются с целью совместного развлечения. Межличностные отношения между членам группы поверхностные, их качество низкое, незначащее. Общая цель группы не несет никакого социально-нравственного посыла, ее члены не идут по пути саморазвития и достижения высоких целей. Часто единственная цель — озорство, пьянство, дурачество.
- Антисоциальные компании несут аморальный посыл, общение заключается в безнравственном поведении, деятельности, направленной на вред обществу. Лидер такой компании часто имеет очень сильное влияние на группу, отличается неуправляемостью и эгоизмом. В такой системе взаимоотношений в большей мере прослеживается сильное влияние характера лидера на толпу, чем толпы на своего лидера.
Рассмотрев лидерство с теоретической точки зрения, можно сделать вывод, что начинать развивать лидерские качества лучше с раннего возраста. Но, кроме уверенности в себе, ребенка нужно учить уважать других, помогать и наставлять. Комплексный подход позволит вырастить ребенка хорошим лидером, а не эгоистичной и неуправляемой личностью.
Задатки лидера: искоренять или развивать?
Часто говорят, что характер, видно сразу: уже по тому, как ребенок кричит в раннем, грудничковом, возрасте — робко и деликатно или громко, требовательно, даже напористо, — можно понять, лидером или ведомым он будет в жизни. Что это — научно обоснованные факты или досужие разговоры? Наверное, и не то, и не другое. Совсем не обязательно требовательно орущая малютка вырастет лидером. Но если вы то и дело слышите от ребенка: «Я сам», если он умеет настоять на своем и даже родителям не позволяет принимать за него решения, скорее всего, у него есть все задатки, чтобы стать лидером. Ломать его, заставлять «быть как все» — по крайней мере, неразумно. Ваша задача — помочь ему развить в себе лидерские качества и сделать так, чтобы это стремление «главенствовать» не принесло вреда ни ему самому, ни окружающим. Как воспитать лидера?
Как направить ребёнка к позитивным достижениям
Для того, чтобы направить ребенка к позитивным достижениям необходимо объяснять ему о долгосрочных перспективах, а также рассказывать об этике и жизненных ценностях. Современные дети редко прислушиваются к старшим, но все равно остается шанс, что у родителей таки получится вложить в своего ребенка эти качества. В идеале, когда он вырастет, то не станет воровать не потому что боится ответственности, а потому что считает это неправильным.
Полезно знать: кроме этого необходимо помочь ребенку сформировать эмоциональную устойчивость. Очень хорошо для этого подходят занятия каким- либо видом спорта, так как он учит дисциплине и формирует жизненный стержень.
Также обсуждайте переживания Вашего ребенка. Сначала необходимо его выслушать, затем поддержать и дать конструктивный совет, который поможет преобразовать переживания в достижение нужного результата: как лучше поступить в той или иной ситуации.
Внимание, говорит лидер
Лидер должен приковывать к себе восхищенные взгляды, а без грамотной и четкой речи добиться этого эффекта просто невозможно. Многим политикам и телеведущим удалось обрести популярность только за счет умения правильно говорить и грамотно убеждать свою аудиторию. В современном мире важны не только поступки, а их подача. В самых запущенных случаях публика оценивает не внутренний мир оратора, а его внешнюю подачу. Однако, ребенка не стоит знакомить с такими случаями.
Чтобы объяснить ребенку важность поставленной речи, стоит еще раз упомянуть небезызвестный пример древнегреческого оратора Демосфена, которому пришлось радикально бороться со своей застенчивостью, слабым голосом и заиканием. Регулярные усиленные тренировки помогли ему оставить позади дефекты речи и в совершенстве овладеть ораторским искусством
Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи
Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера
Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи. Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера.
Как развивать лидерские качества
Каждый человек имеет тот или иной набор лидерских качеств. Многие из них могут дремать. Если ты поставил себе цель быть настоящим лидером, то пора начинать развиваться в этом направлении.
Быть проактивным
Приучи себя к мысли, что никто кроме тебя не ответственен за события в твоей жизни. Главное правило — перестать жаловаться на проблемы и искать пути их решения. Например, если тебе не хватает культурного досуга, предложи помощь педагогу-организатору в подготовке школьной вечеринки.
Сразу стать Маргарет Тетчер (премьер-министр Великобритании а 1979−1990 годах) или Сергеем Брином (сооснователь Google) не выйдет. Сперва научись быть лидером в маленьком коллективе
Брать на себя ответственность
Цитата «мы в ответственности за тех, кого приручили» должна стать твоим девизом. Чаще бери инициативу в свои руки. Задача лидера контролировать собственные затеи. Если организовываешь мероприятие, продумай всё до мелочей: привлеки помощников, найди место проведения, договорись о необходимом оборудовании. И не отказывайся от помощи. А поручая кому-то задание, всё равно будь готов отвечать за результат сам.
Слушать и принимать критику
Придётся привыкнуть к критическим замечаниям в свой адрес и научиться адекватно на них реагировать. Лидер всегда готов к изменениям, даже если они идут вразрез с его эго.
Не бояться нового
Лидеру постоянно нужно выходить из зоны комфорта. Не бойся делать что-то новое. Если у тебя, к примеру, нет опыта в декорировании зала, попытайся разузнать всё об этом в интернете. Спрашивай совета у людей, которые занимаются подобным дольше тебя. Кто-то просит помощи и совета — не отказывай. Хоть это и потребует времени, но взамен получишь благодарность и лояльность.
Думать о других
Прислушивайся к настроениям и сомнениям окружающих, не забывай интересоваться у знакомых и друзей их делами. Ставь интересы других людей на уровень со своими. Постарайся, чтобы все в компании чувствовали себя нужными. Так коллектив сплотится вокруг тебя. А ты сможешь реализовать свои амбиции лидера.
Лидер в ребёнке девочке и ребёнке мальчике
Лидер мальчик – это сын, муж и защитник. Поэтому у него проявляются мужская лидерская позиция. Они настойчивы и упорны. Добиваются своих целей, преодолевая любые трудности. Им нужно позволять рисковать, но в разумных пределах. Обязательно нужно приучать сына и поощрять его стремление выполнять мужскую работу по дому. Необходимо прививать чувство ответственности.
В наше время нет разницы в воспитании лидеров мальчиков и девочек. Они успешны в бизнесе и в спорте одинаково. Их с детства приучают к стойкости, умению постоять за себя, быть лучше других, всегда находиться на высоте. Но всё же девочка – это дочь, мать, жена. Она должна быть привлекательна, женственна, гармонична, воспитана, красива, добра. Она уверенна в себе, уважает себя и любит. Если всё это ей вложили с детства, то позже в этом она заставит убедиться всех.
Отличия Лидера и Личности
Прежде чем начать воспитывать у ребенка личностные или лидерские качества, необходимо разобраться в том, что они означают. Личность – это тот человек, который тем или иным способом влияет на окружающий мир и меняет его. Обычно такие люди имеют большие цели и отличаются от других тем, что они берут и делают, а не попусту разглагольствуют. Еще одной из особенностей таких людей является то, что они могут менять окружающий мир самостоятельно, без команды. К таким людям можно отнести творческих личностей, например, художники или писатели.
Отличие лидера от Личности заключается в том, что он умеет управлять другими людьми и добиваться своих целей с применением своих организаторских способностей.
Существует два типа лидерства:
- Первый тип – это прямое управление людьми. Люди, относящиеся к этому типу обычно яркие, харизматичные личности, которые прекрасно чувствуют себя на трибуне и ведут людей за собой. Примерами таких людей являются собственники или создатели бизнеса, а также президенты, депутаты и те, кто постоянно выступают на сцене.
- Второй тип – это скрытый тип управления. Людей относящихся к такому типу называют «серый кардинал». Для того, чтобы лучше понять значение этих слов подходит поговорка, что жена это шея, а муж – голова. Куда повернется шея, туда голова и смотрит. Серый кардинал – это тот кто имеет влияние на людей, но управляет ими незаметно со стороны. Это такой человек, который достигает своих целей тем, что он подойдет и поговорит с человеком наедине, или посоветует что-то, при этом имея собственную выгоду.
Как ведет себя лидер? 4 характерных линии поведения
Любовь к власти, уважение других людей позволяют прирожденным лидерам находить выход из самых сложных ситуаций. Но именно эти качества иногда и делают их уязвимыми.
Но настоящий лидер должен уметь справляться с возникшими трудностями, ведь в этом и кроется секрет успеха. Вопреки обстоятельствам доводить себя и коллектив до результата, быстро принимать решения и менять стратегию поведения.
Реальная помощь с неприятностями — это сформированная модель поведения, которая может быть как осознанная, так и спонтанная. Поговорим о них подробнее:
❂ Конкурентная модель поведения. Характерна в первую очередь для мужчин, которые всегда соревнуются с друг другом.
Эти люди агрессивны, харизматичны и эгоцентричны
Для них очень важно преобладать над своими подчиненными и пользоваться большими привилегиями. ❂ Кооперативная модель поведения
Лидеров этого типа отличают отличные коммуникативные и интеллектуальные качества.
Для них главное — принести пользу всему коллективу и добиться цели.
Это могут быть как мужчины , так и женщины
❂ Кооперативная модель поведения. Лидеров этого типа отличают отличные коммуникативные и интеллектуальные качества.
Для них главное — принести пользу всему коллективу и добиться цели.
Это могут быть как мужчины , так и женщины
Обычно у них все положительно складывается не только на работе, но и в личной жизни.
❂ Маскулинная модель поведения. Чаще всего такую модель используют мужчины, но иногда и женщины.
Во втором случае подобных руководителей слабого пола называют «мужик в юбке». Они агрессивны, чрезмерно настойчивы и эгоистичны.
❂ Феминная модель поведения. Не всем очевидно, как такие люди приходят к власти. На деле за ложной слабостью и мягкостью кроется кротость, и умение найти правильный индивидуальный подход к каждому.
Абсолютно неконфликтные и неспособные конкурировать, они больше готовы подчиняться и договариваться. Но “тянут” за такие “струнки”, что коллектив добивается результата.
Лидер или манипулятор
Понять является ли их ребенок прирожденным лидером, родителям сложно
Важно вовремя отличить лидерские качества от способностей манипулятора
Для ребенка-лидера не характерно устраивать публичные выступления или истерики для достижения своей цели. При этом он пытается доминировать не только в домашней обстановке и в кругу родных, но и среди ровесников в детском саду и школе. Ребенок с задатками лидера не пытается как-то специально выделяться из общей массы, но, тем не менее, всегда заметен.
Впервые проявления лидерских качеств ребенка становятся заметны после трех лет. Особенно если он посещает детский сад. Ребенок наблюдателен, самостоятелен, пытается организовывать сверстников, с удовольствием общается с ними, дети к нему прислушиваются и любят.
В это время родителям важно заметить первые появления задатков лидерства у ребенка и стараться направить их развитие в правильное русло. Если пустить ситуацию на самотек, то развитие личности может пойти не по самому оптимистичному сценарию, и в будущем лидерские качества ребенка могут проявиться не с лучшей стороны. С момента поступления в школу ребенок-лидер начинает проявлять себя уже более ярко
Здесь родителям желательно понять, к какому именно лидерству стремиться их ребенок – формальному или неформальному. От этого во многом зависит, какую именно помощь и поддержку ему необходимо оказать
С момента поступления в школу ребенок-лидер начинает проявлять себя уже более ярко. Здесь родителям желательно понять, к какому именно лидерству стремиться их ребенок – формальному или неформальному. От этого во многом зависит, какую именно помощь и поддержку ему необходимо оказать.
В подростковом возрасте перед любым человеком встает множество психологических проблем. А у подростка с задатками лидера – в разы больше. Он боится сделать что-то не так, начинает оглядываться на мнение окружающих и зависеть от него. И самое главное в этом возрасте помочь ребенку не потерять себя.
В целом для того, чтобы воспитать в ребенке лидера специалисты по детской психологии и большинство педагогов предлагают следующее:
- как можно чаще общаться со своим ребенком, интересоваться его жизнью, увлечениями, взаимоотношениями со сверстниками, возникающими у него проблемами;
- уважать право своего ребенка на наличие собственного мнения, стараться достичь компромисса в спорах с ним и учить его поступать так же;
- развивать навыки публичных выступлений, необходимых для четкого и убедительного донесения до окружающих любой информации;
- объяснять ребенку, что неудачи бывают у всех, и это совершенно нормально. Главное не опускать руки и стараться завершить начатое дело;
- стараться хвалить как можно чаще, но только за реальные, пусть и небольшие, свершения;
- давать ребенку больше свободы в принятии решений. Его, конечно, необходимо направлять советами, предлагать ему несколько вариантов на выбор, но ни в коем случае не совершать этот выбор за него.
Лидерство является не только особенностью характера, но и совокупностью определенных навыков. И если на свойства характера человека повлиять довольно сложно, а иногда и совершенно не нужно, то развитие навыков еще никому не помешало. Прирожденному лидеру они просто необходимы, а другим детям могут сильно облегчить достижение успеха в будущей жизни.
Главное всегда помнить, что не так уж и важно, станет ребенок настоящим лидером или нет. Намного более значимым является то, найдет ли он свое место в жизни, сумеет ли раскрыть свой потенциал и, по большому счету, станет ли он счастливым человеком
В нужное время, в нужном месте
Сегодня феномен лидерства не изучает только ленивый. На эту тему написана не одна сотня книг, и еще столько же готовится к публикации. Если собрать все существующие определения лидерства воедино, получится примерно следующее. Лидерство – это способность влиять на окружающих. Многие психологи убеждены, что лидерство возникает стихийно и в большей степени выбор «вождя» зависит от общего настроения в группе.
По мнению ученых, способность занимать лидирующие позиции формируется в младшем школьном возрасте. В детском саду до такой иерархии еще рановато – там коллектив можно разделить разве что по принципу «кто чаще всех стоит в углу». А вот к 6 годам уже очень быстро можно вычислить автора всех игр и распределителя ролей в них. И этим автором становится далеко не самый смелый, ловкий и умелый, а тот ребенок, который умеет громко кричать и противостоять взрослым.
А.С. Заслужный, исследуя тему лидерства в детском коллективе, выявил типологию лидеров и поделил их на ситуативных и постоянных. Например, звезда класса на уроках по физике, но завсегдай камчатки на уроках истории – это яркий пример ситуативного лидера. В истории известно много таких случаев.
В 2012 году, например, пассажир авиакомпании Lufthansa, посадил самолет, летевший из США в Ирландию, когда командир экипажа Boeing-747 потерял сознаие. И, что самое удивительное, другие члены экипажа единогласно доверили ему штурвал (это же насколько нужно быть убедительным!). Так что, Заслужный полностью отрицает теорию о том, что некоторые дети от природы не способны к лидерству.
Вполне возможно, что ваш спокойный школьник, никогда не блистающий на школьных концертах, завтра удивит всю гимназию, объединив вокруг себя команду интеллектуалов.