Педагогические мифы, которые делают жизнь ребёнка невыносимой

Дети всегда похожи на своих родителей

Это миф, поддерживая который, родители считают, что дети должны обязательно повторить характер одного из них или его судьбу. Ребенок повторяет многое, что есть в характере мамы или папы, но совсем не обязательно, что он будет копией одного из них. Особенно, взрослые могут тревожиться об этом в случае развода или наличия неблагоприятной генетики. В разных случаях дети могут быть как похожи на родителей, так и полностью отличаться от них или повторять особенности характера кого-то из дальних родственников. Это зависит от того, что каждый ребенок рождается с набором своих индивидуальных качеств, которыми наградила его природа. Он может быть вообще не похож ни на кого из родни.

Цветение у детей – акне новорожденных (видео)

Маленькая Настя начала посещать ясли, как вдруг её молодой маме, которая выплачивала кредит за приобретенную квартиру, пришлось срочно вернуться на работу. Спустя несколько часов воспитательница поняла, что ребенок не научен элементарным навыкам самообслуживания.

Полуторогодовалая девочка оказалась не приучена к горшку, постоянно мочилась в штаны, не умела есть ложкой, пить из кружки, мыть руки и пояснить, чего она хочет. Другие дети пугали кроху, она не знала, как с ними контактировать и делиться игрушками.

Во время разговора с матерью, воспитательница услышала, что ребенок до сих пор получает питание из бутылочки, успокаивается с помощью соски. Как пояснила родительница, она всерьез полагала, что именно сотрудники детского учреждения должны обучить детей элементарным навыкам самообслуживания.

Кроха в возрасте полтора года, не страдающий отклонениями в развитии, может самостоятельно владеть ложкой, пояснять, что ему нужно в туалет, показывать, чего хочет, где болит и проявлять интерес к игре с другими детьми.

https://youtube.com/watch?v=g4IwtIbYyrY

Ребенок, который поступает в детский сад, обязан владеть простейшими навыками самообслуживания (в любом возрасте). Это послужит успешной адаптации в учреждении, сможет немало облегчить жизнь, как родителям, так и воспитателям.

Нужно контролировать каждое движение ребенка

Это убеждение во многом продиктовано жутким страхом перед потенциальными опасностями, окружающими чадо

Безусловно, каждый родитель обязан охранять и опекать, но важно понимать: чем больше вы контролируете малыша, тем больше он возлагает на вас эти обязанности. Таким образом вы не учите кроху остерегаться опасностей, а действуете как живая охрана

Зачем ему учиться выживать самостоятельно, если вы всегда рядом? Правильно, незачем! Поэтому по мере взросления ребенка понемногу ослабляйте контроль до разумных пределов и давайте чаду проявлять самостоятельность. Так малыш постепенно научится ощущать ответственность за собственную безопасность, станет более осторожным. И это правильно.

Миф о сексуальном просвещении

Зачем ребенку знать как происходит зачатие? Вот сегодня многие считают, что это якобы нужно. Вот это уже разрушительный для психики миф, что якобы детям нужно прямо с малолетства знать всю правду о жизни, в том числе и о том, как они появились на свет. Вот это миф очень опасный. Тогда как только что я привела вам примеры охранительных, необходимых для маленького ребенка мифов. Миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, в том числе и о своем рождении, — это миф разрушительный. Но тогда было принято говорить, в начале 90-х, что ребенок должен знать всю правду.

Некоторые даже советовали включить в школьную программу рассказы Варлама Шаламова, его лагерные рассказы. В частности рассказы, где он повествует о том, как люди ели людей. Вот еще раз повторяю, что миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, очень опасен. Если уж говорить о лагере, то сначала ребенок должен узнать как люди, совершая нечеловеческие усилия, оставались людьми. А вот когда он будет взрослый, когда его душа будет уже достаточно прочная, он может узнать и о том, как некоторые люди, НЕКОТОРЫЕ, я подчеркиваю, переставали быть людьми. Вот тогда это будет ВСЯ правда, правда в объеме, понимаете?

Вот интересно, что под «всей правдой» о жизни почему-то подразумевают вовсе не всю правду, а какую-то особенно страшную, гадкую сторону жизни.

Вот так же как совершенно не нужно знать в детстве правду о зачатии. А зачем? Вот скажите, пожалуйста, столько столетий, а вернее сказать несколько тысячелетий, столько, сколько живет человечество (оно живет, если я не ошибаюсь, 7.5 тысячелетий от сотворения мира), детям говорили что-то мифологическое на тему о зачатии и рождении. Все было нормально, человеческий род продолжался. А вот сегодня, когда решили почему-то маленьким детям сообщать всю правду о деторождении, род человеческий пресекается.

Ну, а кто у нас враг рода человеческого? Кто хочет пресечения рода человеческого? Его все знают. И вот люди, которые уверяют нас, что ребенок должен знать всю правду о своем зачатии и рождении; правду, которая была написана в экспериментальных учебниках (они появились 10 лет назад, когда наше Министерство Образования хотело внедрить урок сексуального просвещения), вот эта правда разрушительна для психики и нравственности ребенка. Ребенку не нужно это знать, особенно когда речь идет об отце и матери.

Я скажу вам, что даже в подростковом возрасте, когда дети недавнего прошлого, те кто был детьми 20-30 лет назад, узнавали эту правду из какой-то брошюры, из подворотни, они никогда не делали перенос на своих родителей. Вот казалось, что подросток уже все знает на эту тему. Он знал все про всех остальных людей, про всех кроме папы и мамы. Отец и мать – это такая святыня для ребенка, что вот эту сторону из жизни он как бы вытесняет из общего знания о мужчинах и женщинах.

И вот я помню, какой ужас я испытала, когда мне показали 10 лет назад экспериментальные программы и учебники секспросветовские, и там на первых страницах, буквально в первом классе детям должны были рассказывать про папу и маму именно. Не вообще про мужчину и женщину, а про папу и маму. Вот миф о том, что дети должны знать об этом всю правду, что якобы это их потом охранит от СПИДа и других заболеваний, — это миф чудовищный по своей разрушительности.

Во-первых, никого еще это не охранило от дурных болезней. От дурных болезней хранит целомудрие, целомудренная жизнь и больше ничего. Тогда как вот эти ранние знания якобы для предотвращения заболевания, они напротив растормаживают раньше времени сферу влечения. И главное, они разрушают самое главное для человека чувство – чувство интимного стыда. Разрушение этого чувства влечет массу трагических последствий – мы это сейчас, к сожалению, видим на примере подростков, на примере молодежи, и даже на примере маленьких детей, родители которых, поверив в миф о необходимости раннего сексуального просвещения, из самых лучших побуждений стали своих детей просвещать: покупать всякие гадкие книжки. К сожалению, эти книжки лежат даже в магазине педагогической книги. Но никогда этих книг не покупайте.

Миф четвертый. В Монтессори-школах вокруг ребенка создается искусственная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире.

Правильнее было бы назвать развивающую среду Монтессори-школы специально подготовленной. Здесь действительно на полках лежит масса предметов, назначение которых глубоко и многослойно. И дети, и взрослые называют эти бусинки, коробочки и баночки, а позднее лабораторное оборудование, справочники и энциклопедии материалами для свободной работы. 60% – это классические материалы, придуманные самой Марией Монтессори сто лет назад. Любопытно, что нынешние российские ребятишки работают с ними с не меньшим энтузиазмом, чем их ровесники начала прошлого века. Многие ли наши учебники или учебные пособия могут составить им конкуренцию? Разве что “Азбука” Льва Николаевича Толстого.

Но в Монтессори-школе каждый педагог, наблюдая за детьми, создает специально для них и собственные дидактические материалы, и тексты. Так принято, и это вызвано жизненной необходимостью каждого класса. (Кстати, коробочки и баночки, которые не пользуются популярностью у детей, убираются с полок.) Разумеется, специально подготовленную среду такого класса можно назвать искусственной, поскольку она состоит из многих культурных предметов, созданных руками профессионального педагога. Но она, согласитесь, не более искусственна, чем среда обычного школьного кабинета с тремя рядами парт, доской, учительским столом и закрытым на замок шкафом со старыми учебниками и запыленными муляжами.

В обычном классе учитель, конечно, может провести блестящий урок, заворожив учеников собственной личностью, но в нем, к сожалению, нельзя организовать свободную самостоятельную работу детей, где учитель отступает на второй план, а в центре оказывается ребенок, ученик. Но каким образом окружающая среда предоставляет ему свободу действий? В чем эта свобода? Очень просто: ребенок волен действовать самостоятельно, но не мешая другим, не нанося вреда своему и чужому здоровью и не портя ничего вокруг. Ты можешь взять с полки любой материал и сколь угодно долго работать с ним один или с партнером. А если устал, можешь вообще ничего не делать. Посидеть, понаблюдать за работой других.

У Монтессори понятия свобода и дисциплина слиты в одно целое. “Свобода – это естественно развивающаяся внутренняя дисциплина” Способность выбирать наилучшее из всего окружающего. Дисциплина – это тоже внутренняя способность владения собой. И то, и другое заложено в ребенке природой. От нас, взрослых, зависит, чтобы эти две способности развивались гармонично. Профессиональный Монтессори-педагог достигает этого в работе с детьми за три-четыре месяца.

И, пожалуй, самым важным аргументом в пользу естественности детей в классе М.Монтессори является принципиальное отличие построения развивающей среды для детей разного возраста. Этот принцип основан на наблюдениях за спонтанным, свободным, естественным развитием ребенка в разные периоды его жизни. В классе стоят строго только те предметы, которые помогают ему в самостоятельном взрослении и освоении окружающего мира, наук и в приобретении социальных навыков. Говорят, что такая развивающая среда слишком дорого стоит. Но заметьте, что основа ее создается единожды и служит потом верой и правдой нескольким поколениям детей.

Миф восьмой. У воспитанников Монтессори-школ плохо развивается речь, поскольку, как известно, Монтессори советовала учителям: “Ведите счет словам своим”.

Действительно, учителя в таких школах не читают детям нотации и предпочитают показывать, а не рассказывать. При этом речь детей развивается ничуть не хуже, чем у сверстников. Более того, их словарный запас гораздо богаче и они точнее других описывают понятия

Они привыкают говорить, образно и четко выражая свою мысль, потому что именно так разговаривает с ними учитель, давая знаменитый «трехступенчатый урок» М.Монтессори или обсуждая нечто важное на ежедневном рефлексивном кругу. Ребенок воспринимает такую ясную речь с малолетства, впитывает ее и затем воспроизводит

Вряд ли можно упрекнуть в этом педагогику М.Монтессори.

Развитие ребенка: мифы о воспитании

Задумайтесь, как часто вы отказывали себе в необходимых вещах для того, чтобы ваши дети владели всем, что они пожелают. Например, телефон последней модели, модные игрушки, самая лучшая одежда, чтобы малыш не чувствовал себя обделенным или несчастным. Оправданы ли такие жертвы? Скорее, не в полной мере. Учеными доказано, что в большинстве случаев, когда ребенку с раннего детства доступны все блага без приложения каких-либо его усилий, в зрелом возрасте он может так и не вырастить в себе амбиции и желание добиваться целей. Ребенку необходимо стремиться к чему-то, уметь бороться для ощущения сладости победы. Стереотип, что дети, выросшие в бедной семье, обречены на жизненные неудачи, не имеет никакого подтверждения. Постоянное оберегание ребенка от материальных проблем, может спровоцировать его неспособность справляться с подобными проблемами во взрослой жизни.

У хороших родителей дети не плачут.

Многие мамы, как только увидели, что на лице малыша появилась нотка недовольства, уголки губ опустились вниз и он уже вдохнул побольше воздуха чтобы расплакаться, сразу же потакают всем его капризам только для того, чтобы вернуть улыбку и ребенок не рыдал. Такое поведение не совсем верно. Если малыш ударился, поранился, серьезно расстроен, его нужно пожалеть, обнять, выслушать. Если вы не в силах помочь, позвольте ребенку выплакаться вдоволь. Обнимите его, скажите, что вы понимаете как ему неприятно, но ничем не можете помочь. Переживая боль разочарования в малом возрасте, ребенок тренирует защитные силы нервной системы перед дальнейшими разочарованиями внешнего мира.

Счастливое развитие ребенка возможно только в полных семьях.

Развитие ребенка зависит от атмосферы его окружающего мира. Если в семье все в порядке, родители любят друг друга, проявляют взаимное уважение, то это, безусловно, верное утверждение. Но существуют семьи, в которых родители держатся вместе только ради детей. При этом у них уже нет взаимопонимания, происходят ссоры и конфликты, в семье витает нездоровая атмосфера, которая не влияет благоприятно на детей. Самая лучшая обстановка для ребенка, как выяснили американские ученые — это когда и мама и папа могут уделять достаточное количество любви и качественного внимания (совместные игры, занятия, беседы) ребенку вне зависимости от того, вместе они живут или нет.

Вы всегда должны быть переполненными любовью к своим детям.

У нас в голове прочно закрепилась такая идеальная картинка, что: а) родители мгновенно начинают чувствовать особенную связь со своими новорожденными детьми, и б) дети вызывают у родителей одни только позитивные эмоции. Но ни то, ни другое не является абсолютным стандартом. Мамы и папы всегда любят своих детей, но иногда малыши ведут себя так, что можно сойти с ума. (Это начинается с первых дней их жизни и чем дальше, тем становится только хуже). Это наша природа – раздражаться и разочаровываться в своих детях. Ведь дети – это такие же люди, как и мы, со своими недостатками, мнением, характером, привычками. Не корите себя за то, что время от времени злитесь на своих детей. Мы все так делаем.

Миф 5: Ребенка надо воспитывать

5 шокирующих случаев из практики детского психолога

Речь идет о воспитании-контроле, когда родители «учат жить» своих чад. Постоянно говорят, как поступать в той или иной ситуации, требуют подчинения, наказывают за непослушание, все контролируют и оценивают.

Причем большинство убеждены и свято верят, что только с помощью всех вышеперечисленных действий они воспитают достойного члена общества. При этом не забывают напоминать о своем опыте. Мол, «меня так воспитывали, вырос же хорошим человеком».

Вырос, не спорим. Однако уже нет возможности узнать, какой был бы результат, если бы близкие не «воспитывали», а просто любили.

И этот миф настолько укоренился в сознании современных мам и пап, что даже немного страшновато переубеждать родителей в обратном, разоблачая его. Однако, как показывает практика, именно он (как никакой другой) мешает детям расти счастливыми, а родителям получать удовольствие от воспитания.

В воспитании ребенка всегда есть место страху. И все, даже самые опытные родители, совершают ошибки. Но чтобы их было как можно меньше – полагайтесь на интуицию, смотрите на мир шире и действуйте увереннее. А еще – научитесь мыслить критически, чтобы отличить хорошие методы воспитания от мифов, навязанных обществом.

Миф о том, как стать человеком

Анна Варга в своей книге называет его «Мы — люди». Это миф о том, что людьми не рождаются, а становятся — через образование и приобщение к культуре. Носители этого мифа уважают интеллект и знания, много читают, считают, например, что есть целый набор книг, без прочтения которых человек не может считаться культурным и вообще «настоящим» человеком. Детей в таких семьях принято ласково называть какими-нибудь животными — «заиньками», «котиками» и «рыбками», а ругаться — «свиньями», «скотинами» и «животными» (хотя, разумеется, это не единственный признак мифа). Миф гласит, что человеческий облик можно не только приобрести, но и утратить, если перестать следить за развитием и начать лениться: так ты превратишься в «тюленя», «ленивца» или того хуже — «кабана». Носители этого мифа очень любят учиться и могут получать несколько высших образований подряд. С карьерным успехом это никак не связано, семья при этом может находится на грани бедности, а дополнительное образование — не иметь никакой практической ценности.

Занимательные факты питания детей для их здоровья

Детям можно есть руками.

Конечно, если руки чистые. Результаты проведенного опроса показали, что дети, которые едят руками и предпочитают углеводную пищу, более склонны к правильному питанию во взрослом возрасте, а среди тех, кто ест только ложкой, много любителей полакомиться блюдами, богатыми сахаром.

Детям можно есть сладкое.

Другой вопрос — в количестве и качестве сладостей в питании ребенка. Всевозможные ярко окрашенные леденцы не пойдут на пользу, а вот немного настоящего шоколада или запеченное яблоко с медом не помешают.

Если принимать пищу всей семьей в одно время не получается, ничего страшного.

Общее питание всей семьи за одним столом не обязательно должно помочь в выработке полезных пищевых привычек у детей. При этом совместный прием пищи за приятным семейным общением действует положительно на отношения, атмосферу в семье и психологическое развитие ребенка.

Ребенка можно заставить есть полезные продукты, от которых он отказывается.

Причем «заставить» не принимайте буквально. Питание ребенка можно скорректировать. Присмотритесь, что любит ваш малыш, просто добавляйте небольшое количество полезных продуктов, к уже знакомым, любимым блюдам. При этом не давите на него, не ругайте за несъеденную пищу, проявите терпение и понимание.

Баланс важнее изобилия.

Разнообразие продуктов не так важно, как сбалансированное употребление всех необходимых микроэлементов.

Утверждение «пухлый малыш — здоровый малыш» в корне неправильно.

Переедание наносит вред здоровью ребенка и процессу формирования полезных пищевых привычек.

Питание ребенка по режиму важно, но кормление по часам может принести не только пользу. Заставляя ребенка поесть насильно, если он отказывается, приводит к нарушению работы желудочно-кишечного тракта

Выясните причину, почему малыш отказывается от еды. Если он недостаточно голоден для приема пищи, в желудке еще не выработалось достаточное количество пищеварительных ферментов для переваривания пищи, в результате чего витамины и другие полезные микроэлементы из еды могут усвоиться хуже.

Заставляя ребенка поесть насильно, если он отказывается, приводит к нарушению работы желудочно-кишечного тракта. Выясните причину, почему малыш отказывается от еды. Если он недостаточно голоден для приема пищи, в желудке еще не выработалось достаточное количество пищеварительных ферментов для переваривания пищи, в результате чего витамины и другие полезные микроэлементы из еды могут усвоиться хуже.

Родители не должны затрагивать тему смерти при ребенке

Дети — само воплощение жизни, поэтому часто взрослые негласно решают не рассказывать им о смерти и обо всем, что с ней связано. Считается, что это слишком травматично для неокрепшей детской психики. На самом деле это суждение не только ошибочное, но и опасное. Главная задача каждого родителя — подготовить чадо к реальной жизни, а значит, и говорить о смерти необходимо, как о естественном событии.

Многие дети сами интересуются этим явлением и задают соответствующие вопросы. Но взрослые часто страшатся отвечать своему чаду честно и открыто, а потому откладывают подобные разговоры на потом или рассказывают сказочные истории про новую жизнь на мягких облаках. Не допускайте подобных ошибок! Во-первых, интересующую информацию малыш все равно найдет, и будет плохо, если вы не оправдаете его доверия. Во-вторых, вы дадите ему понять, что с вами можно говорить не на все темы (а это наверняка отдалит вас друг от друга). В-третьих, если трагическое событие коснется вашей семьи и ребенок будет к этому совсем не подготовлен, то он может получить сильнейшую психологическую травму, откроет дверь страхам и пугающим фантазиям.

Родители, которые не берут свое чадо, к примеру, на похороны любимой бабушки, этим самым не дают ему попрощаться с важным членом семьи, лишают его возможности погоревать и расставить все точки над «i» у себя в голове. Этот немой вопрос останется открытым и принесет много ненужных переживаний крохе.

Дети всегда перенимают плохую генетику

Миф, являющийся обратным вопросом от предыдущего. В него верят и тревожатся взрослые, когда ребенок и его семья имеют отрицательные жизненные примеры своих предков. Также этот миф популярен в случае приемных детей. Развенчивая его, стоит сказать о том, что генетика, конечно, сильная вещь, однако не стоит сбрасывать со счетов природные особенности ребенка и воспитание, которое дадут ему новые родители.

Психологи советуют не скрывать от ребенка правду его рождения долгое время. Ему стоит рассказать о том, как он появился на свет. Эта информация вызовет не такой сильный стресс, как если бы ребенок узнал правду своего рождения в подростковом или взрослом возрасте. Так ему будет легче понять, кто он и каким может стать, опираясь на свои сильные врожденные качества и навыки, привитые приемной семьей.

“Цивилизованный” развод меньше травмирует детскую психику.

Считается, что если в процессе развода и после него супруги стараются хотя бы внешне сохранять дружеские отношения, то их расставание менее болезненно для детей. То, что это не так и развод родителей в любом случае травматичен для ребенка, недавно доказала команда специалистов из университета Индианы во главе с доктором Джонатаном Бекмайером.

womenparadise.ru

Исследование охватывало 270 жителей одного из американских штатов, которые развелись или расстались в период с 1998 по 2004 годы и приняли участие в программе “совместное воспитание детей после развода”. Во время опроса 31% добровольцев охарактеризовал свои отношения с бывшим супругом или супругой как “кооперативные и цивилизованные”, 45% назвали их “умеренно дружескими” и включающими редкие конфликтные ситуации, и, наконец, 24% заявили, что их взаимодействие друг с другом после разрыва было “редким, но конфликтным”.

Затем ученые попросили участников исследования рассказать, как развод отразился на детях, возраст которых на тот момент составлял в среднем восемь лет. Выяснилось, что дети, чьи родители развелись, впоследствии чаще других имели сложности с поведением и успеваемостью, страдали от повышенной тревожности, депрессий и наркотической зависимости. Причем это никак не зависело от того, как складывались отношения родителей в период развода и после него. То есть оказалось, что стремление сохранять хорошие отношения с экс-спутником жизни не оказывает никакого влияния на то, как чувствуют себя дети. Влияние оказывает лишь сам факт того, что родители расстались.

Если ребенка приучают употреблять спиртное под контролем взрослых, в дальнейшей жизни он будет застрахован от алкоголизма.

Увы, специалисты из Национального исследовательского центра по вопросам наркомании и алкоголизма в Австралии выяснили, что такая практика приводит к обратным результатам. К 16 годам подростки, чьи родители разрешали им в более раннем возрасте пить спиртные напитки в небольших количествах, втрое чаще начинали испытывать зависимость от алкоголя, в отличие от своих сверстников, которым употреблять спиртное вообще не разрешалось.

Если юноша или девушка не распробовали вкус спиртного еще в детстве, при попустительстве родителей, то шансы на то, что им захочется неумеренно пить в 16-18 лет, значительно снижаются, доказали ученые. Нередко приходится наблюдать, как взрослые наливают ребенку младшего школьного возраста по “чуть-чуть” на донышко бокала, чтобы он мог чокнуться с соседями по застолью… С годами дозы растут, и в 13-14 лет “чуть-чуть” превращается в целую рюмку. И вот уже, заметив на столе оставленную взрослыми начатую бутылку, подросток наливает себе оттуда сам…

“Употребление подростками алкоголя чревато травмами, заболеваниями, передающимися половым путем, развитием зависимости от алкоголя и, как следствие, изменениями функций головного мозга, – пугает Маттик. – Поэтому мы советуем подросткам избегать алкоголя как можно дольше”.

Не повзрослели

Когда в семье появляются дети, не все родители начинают взрослеть. В современном мире все чаще можно встретить родителей, которые нуждаются в помощи и поддержке. Они еще сами ждут, что за них будут решать проблемы и их родители всегда будут рядом.

Особенно критично, если ребенок появляется незапланированно. Такие родители просто не готовы брать на себя ответственность, и они думают, что это ребенок им должен помогать. К примеру, с малого возраста на ребенка взваливаются определенные домашние дела и ему приходится быть самостоятельным. А главным авторитетом для ребенка является его бабушка и дедушка.

Миф 6. У детдомовцев «опасные» гены

Реальность: В науке не существует таких понятий, как «ген преступности», «ген воровства», «ген бродяжничества», «ген проституции» и т. п. Если ребенок «пошел не той дорожкой», искать причину следует, прежде всего, в воспитании подростка или в его окружении. В среде асоциальных элементов и преступников можно повстречать немало людей, выросших в благополучных семьях и рожденных родителями, ведущими исключительно добропорядочный образ жизни. Поэтому каким вырастет ваш приемный ребенок — зависит, в первую очередь, от вас, от того, сколько любви и внимания вы подарите своему чаду, насколько полноценными и доверительными будут ваши взаимоотношения.

Миф 7. Полюбить чужого ребенка, как своего, невозможно

Реальность: На самом деле редкий потенциальный усыновитель не испытывает хотя бы легких сомнений в своей способности подарить искреннюю родительскую любовь чужому ребенку. Однако по мере того, как вы будете привязываться к малышу и все больше «вживаться» в новую роль, вы почувствуете, что между вами и приемным сыном или дочерью образуется связь, способная не уступать в прочности кровным узам. Ребенок, в которого вы вкладываете свою душу и чья дальнейшая судьба целиком и полностью зависит от вас, просто не может оставаться для вас чужим.

Да, стать настоящим родителем чужому ребенку дано не каждому. Ведь появление в семье приемного малыша — это не только необходимость дарить маленькому человечку свои тепло и любовь; это еще и упорный труд, способность к терпимости и готовность к самопожертвованию. Но поверьте, любые связанные со свершившимся усыновлением трудности и невзгоды будут казаться вам мелкими и незначительными на фоне радости долгожданного отцовства и материнства!

Комментарий эксперта

Надежда Купряшина, психолог, куратор «Школы мам» клинического госпиталя «Лапино»

К сожалению, растущая статистика вторичного сиротства в нашей стране наглядно отражает ситуацию того, что ожидания приемных родителей и реальность серьезно расходятся. Характерно, что возвращение детей обратно в государственное учреждение происходит, в основном, по инициативе несостоявшихся родителей. Стоит ли говорить о том, какой неизгладимую психологическую травму получает ребенок, которому пришлось опять вернуться в детдом?

В последние годы наше государство приняло ряд важных шагов в социальной сфере, направленных на помощь семье, собирающейся усыновить малыша

Особенно важно отметить значение школ для усыновителей, посещение которых является обязательным для всех желающих стать замещающими родителями. Здесь будущим родителям помогают всесторонне подготовиться к важным жизненным переменам — психологически, юридически и т

п. Однако это еще не гарантия успеха.

Практический опыт показывает, что ключевым фактором все-таки является мотивация взрослого человека на усыновление. То есть внутренние, увы, иногда не осознаваемые причины того, зачем он берет ребенка в свою семью, в свой дом. Именно мотивация и определяет способность родителей наладить в последующем контакт с малышом.

А мотивация у замещающих родителей может быть разной. Например, финансовая. Это когда взрослые люди принимают такое решение с целью получить дополнительные льготы, выплаты. Чаще всего такой фактор имеет место в среде усыновителей, проживающих в экономически неблагополучных регионах, в деревнях. К сожалению, практика показывает, что семьи с нерешенными экономическими проблемами не заинтересованы в гармонизации детско-родительских отношений. Это, в свою очередь, может спровоцировать кризис и привести к возврату ребенка.

Что важно учесть, если вы всерьез задумались о том, чтобы принять ребенка в семью? В первую очередь, осознать свою личную мотивацию на усыновление. Честно ответить на вопрос: «Почему я хочу совершить этот шаг?» Важно понимать и то, для чего это нужно вашему супругу или партнеру

Работа с психологом, несомненно, поможет вам качественно справиться с этой задачей и избежать в дальнейшем многих разочарований и трудностей.

Время, время и еще раз время! Адаптация требует времени. Оно нужно и родителям, и малышу. Не спешите и не делайте поспешных выводов. Даже при условии наличия хорошего здоровья у ребенка, мы не всегда можем объективно оценить тот эмоциональный груз, который связан с предшествующей усыновлению жизнью малыша в детском учреждении или его воспитанием в предыдущей семье. За внешним благополучием могут скрываться серьезные проблемы, способные проявиться спустя длительное время.

Поддерживайте отношения с семьями или родителями, у которых есть позитивный опыт усыновления. Это будет существенной помощью и неоценимой поддержкой в адаптации для всех вас.

Стереотип №1. Мой ребенок – гений. Сверхраннее развитие

Мы боимся увидеть свое чадо в числе аутсайдеров. Естественный страх за ребенка превратил множество современных мамочек в педагогических маньяков. И мы пичкаем наших детей всевозможными знаниями: английский с 6 месяцев, чтение с года, школа развития с полутора, в оперный – с трех…

Рынок угодливо предлагает нам пособия, игры и даже энциклопедии для воспитания маленьких гениев

В ответ на спрос открываются  мини-садики с ранним обучением, но специалисты все чаще призывают к осторожности. Они уверяют, что большая нагрузка приводит к общесоматическим заболеваниям, неврозам и даже к уничтожению мотивации к обучению

Популярные воспитательные «перегибы»:

  • Если ребенок часто будет слышать классическую музыку, то вырастет более культурным и гармонично развитым человеком.
  • Младенец быстрее начнет говорить, если постоянно будет слышать речь, например, из включенного телевизора.
  • Нужно приучать ребенка к горшку как можно раньше, как только он встанет на ножки.
  • Ребенок способен научиться читать и говорить одновременно.

Каждое из этих утверждений оспаривается психологами, педиатрами, просто здравым смыслом.

К счастью, я не была настойчива в своем педагогическом рвении. Я «грузила» сына огромным количеством информации, но не требовала от него демонстрации новых умений или знаний. Поэтому обошлось без неврозов. С появлением второго ребенка я поняла, что действительно всему свое время. И полугодовалому ребенку интересны книжки вовсе не потому, что он, такой гениальный, следит за сюжетом. А потому, что мама рядом, разговаривает смешно на разные голоса и картинки все время сменяют друг друга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий