10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели

Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

– Не слушается! Как заставить?

Именно с этих слов начинается беседа взволнованных или рассерженных родителей, которые пришли на консультацию к психологу. Хуже всего, что около 85% впервые приходят к специалисту, крепко держа за руку свое тихо-смиренное, плачущее или упирающееся всеми конечностями чадо. А ведь это распространенная ошибка родителей, которые по определению должны быть мудрее и «взрослее», чем их отпрыски. Во-первых, малыш чувствует испуг от неведения, что с ним будет происходить дальше, во-вторых, близкие родственники сами же навешивают своим детям ярлык «строптивого сорванца». Может быть, поначалу дети почувствуют растерянность, страх, обиду или даже стыд, однако потом, поверьте, быстро привыкнут к статусу «неуправляемого проказника», научатся манипулировать и извлекать из него выгоду.

Для начала опекунам стоило бы попробовать отыскать причины самостоятельно или с помощью специалистов, а затем и способы налаживания контакта с дочерью или сыном. Так уж получается, что с рождением карапуза родителям приходится осваивать новые профессии, специальности и виды деятельности, включая литературу на психолого-педагогические темы. Конечно, в воспитании можно действовать интуитивно, но все-таки лучше быть «в теме», чтобы знать, как поступить в ситуации, когда карапуз в переполненном покупателями супермаркете свалился на грязный пол, сучит ногами и истошным криком требует восемнадцатый чупс или пятый за сегодня киндер-сюрприз.

Нужно ориентироваться в возрастной психологии и потребностях детей, точно понимая, какие аргументы и рычаги управления использовать в беседе с самостоятельной трехлеткой и сыном 10 лет. Может для кого-то станет открытием тот факт, что воспитательный процесс нужно начинать с раннего детства. Спросите, как объяснить годовалому малышу, почему надо делать так и не иначе, если он еще плохо говорит и половины слов не знает? Педагоги утверждают, что в 2 годика малыши уже должны понимать не только интонацию мамы, но и значение слов «можно», «нужно» и «нельзя».

Детское непослушание: физиология и психология

Почему ребенок не слушается? Он игнорирует все просьбы и обращения в его адрес. И зачастую это происходит даже в семьях, где дети очень уважают и любят своих родителей. Прежде всего, стоит помнить, что дети в силу возраста еще не обладают таким самоконтролем, как взрослые. Поэтому невозможно требовать от малыша 3-5 лет полного послушания и подчинения. Дети постарше тоже требуют определенного подхода.

5 лет

С физиологической точки зрения у дошкольников еще нет связанных процессов между активной деятельностью и торможением. Одним словом, ребенку в 5 летнем возрасте еще сложно контролировать свои эмоции и действия. К примеру, когда дети веселятся и начинают бегать друг за другом им очень сложно резко успокоиться и сесть в уголок, сложив в руки. Именно поэтому, детей такого возраста нельзя строго наказывать. Следует терпеливо и максимально простым языком объяснять как нужно себя вести.

Но бывают ситуации, когда малыш слишком активен и это связано с физиологическими заболеваниями. К примеру, гиперактивностью

В таком случае важно вовремя обратиться к врачу за установлением диагноза и соответствующим лечением

10 лет

Психология непослушания школьников во многом связана с тем, что у них еще не полностью сформированы определенные области коры головного мозга. И им так же сложно полностью справляться с эмоциями. Но вместе с этим, стоит учитывать подход к детям с педагогической точки зрения. Наверняка многие помнят своих учителей из начальной и средней школы. Когда бывало одних и слушать не хотелось, а к другими всегда с радостью бежали на урок, а потом еще с интересом делились своими впечатлениями и и переживаниями.

Давайте рассмотрим, пример, когда учитель не привлекал нашего внимания или даже отталкивал. Чаще это личности авторитарные, у которых все сидят по струнке, и бояться даже пошевелиться. Они всегда кричат и критикуют, одним словом подавляют. Но есть и другие, которые напротив, слишком мягкие, чтобы приструнить класс. Пока они ведут урок, дети буквально «стоят на ушах», потому что никому не интересно слушать такого преподавателя.

Исходя из вышесказанного, в общении со школьниками нужно находить золотую середину. То есть быть для них одновременного другом и родителем, который в нужный момент всегда утихомирит разбушевавшегося отпрыска.

15 лет

Все мы знаем про трудности переходного возраста. Именно в этот момент человек начинает отдаляться от родителей и пробует себя в роли самостоятельной личности, со своими правами и мнением. К сожалению, оно не всегда бывает верным и совпадает с родительским. Вот тут-то и начинаются конфликты. Родители пытаются внушить отпрыску, что он все еще ребенок и должен подчиняться и слушаться их. А сын или дочь пытаются доказать обратное. Им кажется, что они уже достаточно взрослые, чтобы совершать самостоятельные поступки и общаться с тем, с кем хотят.

Тут нужно проявить особое терпение и деликатность в общении с детьми. Ведь в период переходного возраста ими управляют гормоны. Поэтому их так легко ранить и любые резкие слова могут вызвать «взрыв» эмоций. Родители в этот момент находятся как на пороховой бочке. Потому что некоторые дети очень часто в этом возрасте совершают необдуманные поступки. К примеру, уходят из дома или совершенно перестают общаться с родителями, начиная строить свою «взрослую» жизнь.

Самым надежным способом в этой ситуации остается показывать свою безграничную любовь к ребенку и проговаривать, что вы всегда готовы его принять и выслушать проблемы, переживания. Все запреты и наказания не приемлемы, потому что они только усугубят ситуацию, в которой любимое чадо может «наломать дров» с горяча.

Не используйте угрозы

Иногда, если наши дети сразу что-то не выполняют, а время поджимает, или мы повторили десятый, двадцатый раз, очень многие родители прибегают к тому, что начинают угрожать: «Если ты сейчас это не сделаешь!» или «Если ты сейчас в магазине не замолчишь, я не знаю, что тебе сделаю!» «Я тебе это… Придем домой, ты у меня получишь!»

Что получается? Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха.

Я не думаю, что кто-то из родителей хочет, чтобы у него были взаимоотношения с детьми, основанные на страхе. Потому, что если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

  1. Это то, что рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей. Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.
  2. Или второй момент – если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

Если вам надо чего-то добиться, лучше предложить сотрудничество, какую-то другую альтернативу угрозам.

Допустим, «Ты сейчас это сделаешь, мама сможет купить масло в магазине, и мы приготовим с тобой печенье!» или «Если ты сейчас мне поможешь, то я с удовольствием соберу потом с тобой вместе игрушки и мы вместе во что-то сможем поиграть!»

Лучше даже, если мы предложим какой-то бартер. Очень многие не любят почему-то эту схему, но на самом деле тут не страшно, что мы ребенку предлагаем взамен поход в кинотеатр или какие-то подарки

Важно, чтобы в конце, если мы добились желаемого, родитель сделал акцент не на подарке, а на том, что ребенок сделал

Он совершил какое-то действие, скажите ему: «Мне так приятно!» «Так было здорово!» «Ты все-таки это сделал.» «У тебя так хорошо получилось – намного лучше, чем я даже мог ожидать!»

Если мы будем действовать таким образом, то со временем ребенок поймет, что радовать вас доставляет ему тоже удовольствие, и уже никакие дополнительные механизмы будут не нужны.

Ребенок как будущий взрослый

В вопросах, касающихся субординации, уважения и самоуважения, родителям всегда важно помнить, что их сын или дочь – такой же полноценный человек, как и они сами. Конечно, в детском возрасте, особенно в раннем, это еще довольно несмышленый человек, который не смог бы «выжить» без помощи взрослых

Слово «выжить» мы взяли в кавычки, потому что тут имеется в виду не только банальное физическое выживание, но и приобретение необходимых знаний, навыков и умений, гармоничное развитие, социализация – словом, все то, что постепенно подготавливает ребенка к взрослой жизни.

Эта подготовка идет постоянно: сначала малыш играет в парикмахера, врача, продавца, в «дочки-матери» и тому подобное, а родители кажутся ему главным авторитетом

Потом он начинает учиться и, что самое важное, учится учиться, и на пьедестал силы и всезнания возводит уже своих преподавателей. А затем он осваивает, возможно, самые важные умения – пробует разные стили общения со сверстниками, пытается поставить себя в коллективе, начинает проявлять интерес к противоположному полу, и его главными авторитетами становятся уже друзья, приятели, одноклассники

Все это – естественный ход нормального психологического развития, и если он нарушается (например, если подросток по-прежнему во всем слушается родителей и не решается высказать свою точку зрения), то по выходу во взрослую жизнь у ребенка начинаются проблемы. С общением, с принятием решений, с отстаиванием своих границ, с осознанием и реализацией своих желаний, и так далее.

Из вышеизложенного вытекают следующие важные выводы:

  1. Нельзя воспринимать ребенка, как своего подчиненного. Он находится в зависимом от родителей положении временно, да и то не по своей воле – в конце концов, это именно мама и папа захотели, чтобы он появился на свет, а родиться сразу независимым взрослым, увы, невозможно. Как только сын или дочь минуют все стадии детства и отрочества, они становятся такими же взрослыми людьми, как и их родители, не хуже и не лучше.

Уважение к личности может быть только двусторонним

Если вы хотите научить ребенка уважать взрослых, то вы должны обратить внимание на то, достаточно ли вы уважаете его сами. Прислушиваетесь ли к его словам, страхам, сомнениям, учитываете ли его мнение при принятии решений, которые непосредственно на него влияют, уделяете ли ему достаточно времени и внимания в принципе

Чувствует ли ваш сын или дочь, что с мыслями, теснящимися в его/ее голове, можно прийти к вам, и вы выслушаете, услышите и поймете? Если при попытках выразить себя, дать своей индивидуальности проявиться ребенок натыкается лишь на метафорическую стену (или, что еще хуже, на обесценивание и высмеивание), то неуважение ко взрослым может быть даже ответной реакцией из-за злости и обиды.

  1. Уважение через страх – всегда плохая идея. Да, вы действительно можете научить ребенка ходить перед вами на цыпочках и приносить вам в зубах тапочки, причем даже в подростковом возрасте. Манипуляции, психологическое насилие – все это может быть до определенной степени эффективно. Можно отбирать у ребенка компьютер, можно запрещать ему видеться с друзьями, угрожать отменой долгожданной поездки или отказом в оплате любимого кружка, и заставить его делать то, что вы считаете правильным и полезным. Но то, что вы получите в ответ, будет сложно назвать уважением – скорее, необходимостью, с которой ребенок будет мириться, скрипя зубами. А во взрослой жизни он столкнется с ворохом проблем, связанных с таким отношением в детстве, да и рассчитывать на теплые доверительные отношения между ним и родителями после «вылета из гнезда» не придется. Вряд ли это то, чего вы действительно хотите для себя и своего ребенка.

Будьте благодарным

Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: «Ты такой молодец!» И дальше за вот это «Молодец» он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

Эффективные ритуалы

Сильный заговор на послушание проводят в любой день, фаза Луны для успешности данного магического действия не имеет значения. Для ритуала требуются только новый ключ от дверного замка и церковная свечка. Нельзя проводить заговор, если ребенок некрещеный.

Над зажженной свечой держат ключ, перемещают его над пламенем крест-накрест. Затем, приблизив ключ ко рту, тихо говорят 3 раза:

Заговоренный ключ прячут в детской комнате. Лучше всего положить его под матрас кровати так, чтобы ребенок никогда до него не добрался. Заговор начнет действовать мгновенно.

Мнение эксперта
Елена Боровикова
Целитель, биоэнергет, гипнотерапевт, психолог

Когда ребенок уже взрослый, его непослушание становится более серьезной проблемой, приводит к более тяжким последствиям, и в этом случае можно воспользоваться заговором на уважение и почитание родителей.

Перед началом ритуала на послушание родитель должен выбросить из головы обиды и другие негативные эмоции, связанные с поведением ребенка. Накопившийся негатив притягивает неприятности. Чтобы обрести правильный душевный настрой, необходимо вспомнить все положительные моменты, связанные с семейными отношениями.

Настроившись на позитив, произносят такие магические слова:

Этот заговор на послушание один из самых мощных, подействует однозначно, однако ожидание результата может занять разное количество времени. Все зависит от степени разрушения семейных отношений и энергетики непослушного чада: в одних случаях положительные изменения наблюдаются уже через несколько дней, в других приходится ждать месяцы и даже годы.

Простой, но действенный заговор на послушание маленького ребенка, отбившегося от рук, проводят во время приема пищи. Когда дитя сядет кушать, мама садится за стол, напротив, произносит:

Как начинать учить ребенка послушанию?

Начинать нужно с самого раннего возраста, но все происходит в виде игры. Здесь вы не требуете, а просите, ребенку должно быть весело, интересно. Предлагаем рассмотреть несколько примеров игр на послушание:

  1. Дети любят, когда их хвалят. Вспомните, что у вашего ребенка вызывает позитивные эмоции, что он любит делать, от чего точно не откажется. Например, малыш любит прятать лицо ручками, вот и попросите показать, как он умеет прятаться. Выполнил – похвалили. Дальше попросите принести вам игрушку, по выполнении опять хвалите. И так далее.
  2. “Я делаю, ты делаешь”. Нельзя, чтобы вы сказали ребенку убрать игрушки (например), а сами сидели у телевизора. Все делать нужно обоюдно. Например, скажите, что вам нужно (именно нужно) помыть посуду или кушать приготовить (постирать, погладить и так далее), от него требуется прибрать в своей комнате.
  3. Делайте так, чтобы малыш не забыл о том, что вы просили. Например, попросили даже самого маленького принести игрушку, а он сбегал к манежу с игрушками, отвлекся, заигрался. Напомните, что вам нужно. Так и с более старшими: напоминайте о своей просьбе до тех пор, пока она не будет выполнена.
  4. Если задание так и не выполнилось, поинтересуйтесь, может ребенок не совсем понял, чего от него хотят (или по какой-то причине не хочет этого делать). Разговор решает многие проблемы!
  5. Ребенка с самого раннего возраста нужно научить понятиям “нельзя”, “можно” и “нужно”. Малыш должен уметь различать эти требования, понимать, что их соблюдать необходимо.
  6. Формируйте у ребенка чувство ответственности. Например, скажите, что его комната – полностью под его ответственностью, и в ней должен постоянно поддерживаться полный порядок. Или мытье посуды – его ответственность.
  7. Формируйте у ребенка совестливость. Покажите, что вы расстроены из-за того, что он не слушается. Дети очень чувствительны к огорчениям родителей, особенно по их вине (если в семье есть уважение родителей друг к другу; если же нет, то и от ребенка глупо этого ждать).

Основные правила формирования нравственного поведения у детей

Чтобы процесс протекал быстрее, стоит родителям усвоить  несколько простых правил:

В воспитании детей важна последовательность

Это действительно так, если однобоко учить ребенка соблюдать правила поведения только вне дома, например, в гостях или на улице, а дома он принадлежит самому себе, не стоит ждать от него хороших манер всегда. Последовательность в этом деле поможет, как ничто другое.

Из-за отсутствия четких границ в правилах, теряется весь смысл родительский указаний. Конечно, не стоит во всем ограничивать ребенка, но определить рамки разумного стоит. Используя на практике установленные стандарты, ребенок будет понимать границу того, что можно делать, а что нельзя. И никогда не берите свои слова обратно, так тоже получается путаница, лучше сказать, что это была ошибка.

Никаких приказов

Ребенок, никогда не должен становиться вашей прислугой. Он должен понимать, что правила соблюдает не только он, но и родители, что вы находитесь в равных условиях. Преподнося правила в забавной форме, ребенок не будет чувствовать себя ущемленным, и желание делать все наоборот вам назло тоже будет отсутствовать.  

Не ругайтесь при ребенке

Общение между родителями всегда должно быть мирным. Даже если и возникают ссоры, решайте проблему без участия ребенка. Правила поведения распространяются на обоих родителей, и ребенок не поймет, почему вы их игнорируйте. А еще нельзя устанавливать правила по отдельности, они должны быть составлены обоими родителями, чтобы ребенок не запутался,  чьи слова в приоритете, кого слушать, а кого нет.

Правильно формулируйте просьбы

Под этим советом имеется в виду, что стоит избегать риторических вопросов по возможности. И излагать просьбы в наиболее понятной и четко установленной форме.

Объясняйте причину похвалы и наказания

Так ребенок будет понимать, за какой поступок его наказали или похвалили. Понимание причины формирует следственную связь между действиями и дает осознание того, что не нужно делать в дальнейшем. Он поймет, что осознанность действий и ответственность за них, лежит только на нем.

Добивайтесь понимания с первого объяснения

Чтобы ребенок начал откликаться и отвечать на просьбы и замечания с первого раза, нужно доходчиво объяснять, и отдельно разобрать с ребенком все категории правил и их особенности. Правила поведения на улице, в магазине, как общаться с родителями, и даже рассказать о рамках в общении. Главное чтобы ребенок улавливал смысл слов.

Установите ориентир действий

Здесь не важно как вы поощряете или наказываете ребенка, что вы говорите ему в таких случаях, для ребенка всегда важнее будет ваше поведение, а значит это и есть его ориентир. Он всегда будет брать с вас пример, независимо от того сколько ему лет

Нужно  понимать не только то, что ссоры не для глаз ребенка, но и соблюдение вежливости, проявление уважения друг к другу, очень важно. Если вы не относитесь так друг к другу, стоит ли требовать этого от ребенка?

Объясняйте правила по мере их сложности усвоения

Всегда начинайте от самого просто и идите к сложному, постепенно давайте ему новую информацию. Например, если вы начали с правил поведения за столом, то конечно информация о том, для чего нужна эта вилка, а для чего поменьше, будет лишней

Так вы расставляйте приоритеты важности неправильно, ведь важнее правила этикета, а не необходимость разных вилок и ножей. Сначала базовая информация, а уж потом все остальное

Правила в чрезвычайных ситуациях

Не стоит забывать про правила поведения в опасных и непредвиденных ситуациях. Очень ответственно отнеситесь к этому и расскажите, что в таких ситуациях надо быстро принимать решение. Обыграйте какое-нибудь происшествие, и подробно расскажите план действий, чтобы в дальнейшем у ребенка это не вызвало шок  и он смог вовремя правильно отреагировать.

Вот и все основные советы, которыми мы хотели с вами поделиться. Прежде чем требовать от детей полного соблюдения правил, не забывайте, что это не только рационализирует жизнь, но также  во многом ограничивает ее. Поэтому возможность выбора никогда не стоит убирать из жизни ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий