Почему птицы улетают на юг? Как объяснить малышу

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому Выставляют вверх большие пальцы обеих рук

Приходили прямо к дому: Указательный и средний,

Безымянный и последний. Поочерёдно называемые пальцы соединяют с большими на обеих руках одновременно

Сам мизинчик-малышок Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы

Постучался на порог. Кулаки стучат друг о друга

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя. Ритмичное сжимание пальцев в кулаки

II. Вводная беседа

– Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года (Осень). Правильно. А какие изменения происходят в природе с приходом осени (Дети перечисляют приметы осени)

– Молодцы! Правильно! Но сегодня я бы хотела поговорить о птицах. Давайте вспомним, каких птиц мы с вами видели и знаем (Ответы детей). А все ли они остаются с нами зимовать (Нет? А как называются те птицы, которые не боятся холода и остаются здесь (Зимующие? Каких зимующих птиц вы знаете (Воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока?

А как называются птицы, улетающие в тёплые края (Перелётные? Да. Верно. А каких перелётных птиц вы знаете (утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки? А как вы думаете, почему они улетают (У нас им холодно и нечего кушать)

– Правильно. Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.

– Внимательно рассмотрите иллюстрации.

Обратите внимание на то как летят птицы. Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки

Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

IV. Физкультминутка

– Ребята, давайте немного отдохнём. Представьте,что вы птички и повторяйте за мной:

Птички

Птички прыгают, летают. Машут руками и подпрыгивают

Птички крошки собирают. «Клюют»

Перышки почистили.

Клювики почистили. Погладить руки, носики

Птички летают, поют, Машут руками

Зернышки клюют. «Клюют»

Cледующая игра называется «У кого кто?»

У грача (грачата)

У скворца (скворчата)

У ласточки (ласточата)

У журавля (журавлята)

У кукушки (кукушата)

В: Молодцы.

V. Самостоятельная деятельность детей

– Отдохнули? Хорошо! А теперь я предлагаю вам нарисовать улетающих на юг птиц. Посмотрите, что у вас на столах (Шаблон ласточки)

Угадайте, что за птичка

-Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца. (ласточка)

Молодцы. Давайте вспомним, что есть у ласточки

-чем покрыто тело?

– А чем отличаются птицы друг от друга?

– правильно окраской. Давайте рассмотрим, какого цвета ласточка?

В: Сегодня будем рисовать, используя природный материал – опилки.

В: С чего начнем работу?

Д: обведем контур птицы, используя трафарет

В: Что будем делать дальше?

Д: нанесем клей и опилки

В: На какие части тела птицы нанесем клей и опилки?

Д: на грудку, спинку и крылья птицы

В: Чем закончим?

Д: разукрасим ласточку

В: приступайте к работе. (запись пение птиц)

В процессе занятия воспитатель анализирует создаваемые детьми изображения, объясняет ошибки, направляет на поиск верной передачи формы и движения.

VI. Итог занятия

По окончании работы дети прикрепляют рисунки на доску. Демонстрация детьми своих работ, выбрать с детьми наиболее аккуратные и красивые работы.

– Дети, чем мы сегодня занимались (Ответы детей? Вы молодцы, все старались и у вас получились хорошие работы. Спасибо. На этом наше занятие законченно.)

Загадки птичьих перелетов

Перелеты птиц потрясали человеческое воображение с древнейших времен. Об этом говорят устные предания, относящиеся к дописьменной эпохе существования человека. Об этом писал великий Гомер три тысячи лет назад, этот вопрос приводил в замешательство библейских мудрецов, и над его решением бился один из величайших умов древности – Аристотель.

Однако, несмотря на все усилия Аристотеля, и других пытливых умов, дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, как именно птицы определяют время перелета, человек пока что не может. В контексте данной статьи, под перелетами подразумеваются сезонные передвижения птиц осенью на юг и весной на север, а также их перемещения с материковых глубин на побережье и с равнин на высокогорье.

Что является причиной перелетов птиц, мы представляем достаточно неплохо. К примеру, некоторые виды просто отправляются в более теплые края, поскольку не в состоянии перенести жизнь в зимних условиях.

Может показаться странным, но сама по себе низкая температура воздуха не является достаточной причиной для перелетов. Мало кому об этом известно, но птицы отличаются уникальной морозоустойчивостью. Например, такой выходец из жарких широт как канарейка, способен выжить при температуре около 45 градусов Цельсия ниже нуля, однако для этого у птицы должно быть достаточно пищи. Поэтому, гораздо более весомым аргументом для смены места жительства, является не холод, а связанный с ним голод.


Птицы улетают на юг с целью поиска корма.

Почему пернатые наши друзья. Конспект занятия «Наши пернатые друзья»

Мария Сехина Конспект занятия «Наши пернатые друзья»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема: « Наши пернатые друзья »

Форма работы: групповое занятие

Воспитатель: Сехина М. В.

Целевая аудитория: несовершеннолетние

Формы и методы работы: групповое занятие

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Показать детям кормушку для птиц, формировать желание подкармливать птиц зимой.

Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, загадок, конструирование кормушек , заготовка кормов для птиц, наблюдения за птицами, прилетающими на участок.

Ожидаемые результаты: воспитают к себе чувство ответственности, заботливое отношение к птицам.

План:

2)Вводная часть: Беседа о птицах, чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

3)Основная часть: игра «Отгадай загадку» ,пальчиковая игра, физ-минутка,

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

4)Заключительная часть: итог занятия .

Ход занятия:

1)Организационный момент:

Точки, крестики,кружочки

Под окном и на снегу

Мне понятны эти строчки

Прочитать я их смогу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои .

«С добрым утром!- написали

Непоседы-воробьи

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу оставляют на снегу

Длинные цепочки крестики и точки.

2)Вводная часть:

А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях , а зимующие – могут?

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.)

Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.

Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.

Трава увядает.

Вода в водоёмах, реках замерзает.

Почва покрывается снегом.

Тепла становится все меньше и меньше.

Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

Обсуждение с детьми,как ведут себя птицы с наступлением зимы.

Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетали в теплые края, другие остались –у них свои секреты, как пережить зиму.

Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)

А что произойдёт, если у нас не будет птиц?

Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.

Беседа о внешнем виде птиц.

Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске. Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку

Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья) .

Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев) .

А для чего птицам нужны перья?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

(ОРНИТОЛОГ)

Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.

3)Основная часть:

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, вороны, снегири, дятлы, синицы, галки, сороки, свиристели и т. д.)

Игра «Отгадай загадку»

А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

Вещунья – белобока,

А зовут её …

(Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

А зовут её …

(Синичка)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Карр!»

(Ворона)

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

Какие птицы улетают на юг осенью красивыми упорядоченными косяками?

Наверное, каждый из нас задавал похожий вопрос своим родителям. Конечно, это журавли. А, например, вороны летят просто цепочкой. У некоторых видов самцы покидают гнезда раньше остальных.

В основном они летят днем, отдыхая и питаясь ночью, но есть и такие, которые поступают наоборот. Некоторые птицы делают это довольно низко, тогда как другие виды поднимаются очень высоко в небо.

Осенью птицы улетают на юг из-за изменений, которые происходят в их организме. Существует версия, что виной всему выработка гормонов, которые подталкивают пернатых к размножению, а также к тому, что они снимаются с насиженных мест с наступлением холодов. Однако научно это пока не доказано.

КАК ПТИЦЫ НАХОДЯТ ДОРОГУ

Многие птицы летят стаями, а это позволяет предположить, что старшие, наиболее опытные птицы летят первыми, указывая дорогу молодым. Таким образом, информация о направлении полёта передаётся из поколения в поколение.

Некоторые птицы совершают перелёты в одиночку. Но откуда птицы знают, куда и как лететь? Следовательно, у птиц должно быть что-то вроде врождённого инстинкта, который подсказывал бы им, в каком направлении они должны лететь, преодолевая такие просторы. Например, мореплавателям в течение длительного времени приходилось ориентироваться по солнцу и звёздам.

Птицы, которые во время полёта ориентируются по солнцу, с помощью своих биологических часов чувствуют его положение и так определяют верное направление. Они должны приспособиться к положению солнца. Птицы, которые совершают ночные перелёты, пользуются звёздами, и именно по расположению на небе звёзд они, вероятно, определяют для себя путь.

Птицы, чтобы правильно определить направление, используют также и магнитное поле нашей планеты. Если птица во время перелёта пользуется внутренним компасом, то она, очевидно, потом вспоминает, с какой стороны прилетела и таким же путём возвращается обратно.

Птицы, вероятно, распознают также определённые ориентационные отметки на земле, с помощью которых могут создавать себе нечто вроде внутренней карты.

Также предполагают, что некоторые птицы, чтобы определить направление полёта, пользуются запахами. Запахи у птиц ассоциируются с определёнными направлениями. Птицы вспоминают, в какой последовательности встречали различные запахи и, благодаря этому, летят в нужном направлении. Большинство птиц, чтобы не сбиться с пути, пользуется всеми перечисленными методами.

Перелёт

Поскольку во время перелёта птицам не всегда удаётся найти себе нормальное пропитание, перед тем, как отправиться в путь, они начинают усиленно набирать вес: поэтому, если миграция птиц происходит на средние расстояния, они увеличивают массу на 15-25%, те, что летят очень далеко, поправляются на пятьдесят и даже сто процентов.

Перед тем как отправиться в путь, птицы сбиваются в стаи и улетают с насиженных мест в основном в ясные лунные ночи. Интересно, что есть птицы, которые летят только ночью (вальдшнепы, перепела), а есть, способные продолжать свой путь вне зависимости от времени суток (гуси, утки, гагары).

Лететь птицы предпочитают в основном клином: это даёт им возможность избегать вихреобразных потоков воздушных масс, что возникают из-за движений крыльев находящихся сбоку птиц. Благодаря воздушным потокам, возникающим из-за движения крыльев пернатых, летящих впереди, создаётся дополнительная подъёмная сила для летящих позади, что позволяет экономить пернатым около двадцати процентов энергии.

Пернатые, летящие впереди, являются самыми сильными членами стаи, а на первую птицу ещё и возлагается огромная ответственность: будучи проводником, все органы чувств и нервная система у неё постоянно напряжены. Естественно, долго в таком состоянии она пребывать не может и когда начинает проявлять первые признаки усталости, её сразу заменяет другая.

Перемещаться пернатые предпочитают на высоте от одного до полутора километров над уровнем моря. Это даёт им возможность лететь с большей скоростью, чем обычно: на такой высоте воздух сильно разряжен, и имеет меньшее сопротивление. Но в некоторых случаях птицы вполне способны опуститься на высоту до ста метров, или взлететь на тысячи километров над уровнем моря (например, горные гуси на пути в Индию пролетают над Гималаями, высота которых составляет почти 9 тыс. метров).

В тёплую погоду пернатые летят значительно быстрее и способны без остановки пролететь около 200 км.
Многое в данном случае зависит от движения воздушных масс: они могут как мешать перелёту пернатых, так и способствовать (при движении с попутным ветром стая движется быстрее).

Сезонные миграции птиц на дальние расстояния состоят из нескольких этапов, между которыми они делают остановки для отдыха. Некоторые пернатые летят почти без остановок, например, вальдшнеп за одну ночь вполне способен пролететь около 500 километров.

А вот чем меньше птицы, тем чаще они останавливаются, устраивая привалы возле водоёмов, при этом на отдых у них уходит очень много времени, а потому в день на перелёт они тратят лишь немногим больше часа. При необходимости (например, пересекая море или океан) они вполне способны беспрерывно пролететь от 70 до 90 часов, преодолев расстояние в 4 тыс. км.

Ход занятия:

Организационный момент:

В-ль :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

(Звуки утки)

В: – Ребята, слышите, кто-то зовёт нас, Как вы думаете, чей это крик. (Крик птицы, утки).

– Пойдемте, узнаем что случилось?

(Подходим к столу-озеру, где плавает уточка).

– Узнали кто это? (Уточка Серая шейка)

– Ребята, что же случилось, почему она осталась и не улетела (Серая шейка не смогла улететь, у неё поломано крылышко).

– Да верно, но она что-то говорит. Серая шейка, расстроена, почему улетели птицы.

– Давайте, мы покажем, почему так происходит.

Основная часть:

1. (Подходим к столу-поляне, где лежат насекомые -игрушки и картинки с птицами.)

– Вы, узнали какие это птицы? (Ласточка, скворец,)

– А как вы догадались? (Описание ласточки и скворца).

– А вы знаете, чем они любят полакомиться? (Насекомыми)

-Что же делают насекомые с наступлением холодов? (Прячутся, зарываются в землю)

– А, давайте, и мы спрячем насекомых.

-Выбирайте, кого будете прятать и где? (Дети прячут насекомых под веточками, листьями, под пенёчком, в коре, в песочек).

– Расскажите, кого и куда, вы прятали?

– Вот какие молодцы, ловко вы помогли спрятаться нашим маленьким друзьям.

– Вытрем ручки влажными салфетками и продолжим.

– Молодцы, всех спрятали.

-Остались птицы без еды. Что птицам делать? (Улетать туда где много насекомых, в теплые края.).

(Прощаемся с птицами).

2.- Посмотрите, а в поле нас ждут ещё птицы.

(Подходим к столу-поле, покрытым мягким одеялом и серой тканью, рядом картинки грачей и картинки зернышек и червячков).

– Ребята, что эта за птицы? (Грачи).

-А как узнали (Описание)

– Чем питаются они? (Зернами, червячками).

– Верно, ребята, грачи собирают зерна с полей, которые остались после сбора урожая и червячками.

– Потрогайте ребята землю, какая она? (Мягкая).

– Верно, такой она была до наступления холодов.

– Наши пальчики сложим, как клювик у птицы.

Пальчиковая гимнастика

– Клювом землю, поклевали.

Червячка себя поймали.

-Постучите, легко клевать (Да).

– Всё холоднее в природе, все ближе зима, а какой станет земля? (Твердой).

(Закрываем землю твердым картоном).

– Соедините пальчики, как клювик и постучите, а теперь как? (Не доберешься, неприятно).

– Так и грачам, тяжело достать себе еду.

-Что же делать грачу? (Лететь на юг, где земля мягкая и ещё есть зерна).

Прощаемся с птицами.

3.В:- Многие птицы любят жить у водоёмов. Пойдемте к ним.

(На ковре большой водоем, рядом изображение уток).

– Вы узнали птиц? (утки).

-Как догадались?

-Чем питаются эти птицы? (Рыбой)

– Холодает всё сильнее и сильнее, что же произойдет с водой? (Она замерзнет).

– Чем покроется вода? (Льдом).

-Давайте, ребята и мы покроем льдом воду.

– Смогут ли теперь добыть корм птицы?

Где остались рыбки?

(Все рыбки подо льдом).

-Что делать уткам? (Лететь в жаркие страны, где не замерзают водоемы).

Физминутка

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Всё, растаяли вдали (Ладонь «козырьком» колбу.)

Утки, цапли, журавли. (машем руками)

4. -Ребята, а я вижу нас ждут ещё птицы.

– Чтобы к птицам нам пройти, надо постараться,

По дороге всем пройти и за руки взяться.

(Шагаем по дорожке)

(Подходим к еле, на которой на веточках сидят птицы (синица, голубь, ворона, снегирь, воробей) под снежинками)

-Что за птицы смелые, снег и холод не испугали этих птиц.

– Птицы, спрятались от нас за снежинками.

– А как вы догадались?

(Угадываем птиц по внешним признакам, ребята описывают отличия).

– Эти птицы приспособились к холодам и живут с нами всю зиму.

– Чем же они питаются?

(Семечками, плодами рябины, яблочками дикими, отходами в мусорном баке, салом).

– Они нам доверяют, а мы можем им помочь. (Да сделаем кормушки, будем подкармливать).

Заключительная часть

(Подходим к уточке, рядом большое солнце и снежинка на стене, садимся)

– Уточка, вот мы и вернулись к тебе.

– Ребята, почему есть птицы которые улетают?

-Как мы их назовем одним словом?

– А ещё есть смелые птицы, которые с нами остаются?

– Как мы их назовем одним словом?

– Уточка говорит,какие способные и умненькие ребятки. Она приготовила нам игру.

Выбирайте картинки.

-Отнесем к солнцу птиц, которые улетают.

– К снежинке птиц, которые остались.

Подходим к уточке.

– Спасибо за игру дорогая уточка. Оставайся с нами, до весны, а мы залечим тебе крылышко.

Рефлексия

– А чтобы тебе не было голодно мы сделаем для тебя запасы (Дети из пушистых проволок делают рыбок, улиток, червячков, кому что нравится).

Сюрпризный момент. От уточки угощение.

ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Необходимость добывать пищу, поиск мест, которые пригодны для вывода птенцов и бегство от естественных врагов – вот три главные причины, из-за которых птицы совершают сезонные перелёты. Продолжительность полётов и расстояния, которые они преодолевают, очень разные.

Часть птиц летом живёт в лесах или на лугах, а зимой они перебираются в города, где теплее и где куда легче добыть пищу. Птицы, которые летом высиживают яйца на севере, осенью, когда приходит холод и уменьшается количество корма (например, количество насекомых), улетают на юг. Весной, когда в местах их зимовки становится сухо и тепло, птицы снова возвращаются на свои выводковые места в северных краях. Когда они находят подходящие для них места, то остаются там на лето, размножаются, выращивают птенцов, а осенью снова улетают на юг.

Холода не страшны

Некоторые люди подвержены заблуждению, будто птицы покидают родные места из опасения замёрзнуть в зимний период. И хотя в сильную стужу ослабленные особи могут замёрзнуть, тем не менее, причина не в этом. Большинство птиц нормально переносят низкие температуры, если имеется достаточно пищи. Их защищает находящийся под оперением пух. Он задерживает тёплый воздух и препятствует переохлаждению тела. А вот с пропитанием в холодное время года возникают проблемы.

Как известно, в природе всё взаимосвязано. Вот и птицы в процессе эволюции адаптировались к сезонным изменениям условий существования — различные виды по-своему.

Почему птицы улетают на юг и возвращаются?


Почему птицы улетают на юг и возвращаются? Птичьи перелеты всегда интересовали людей, вернее существует всего два вопроса, на которые многие ищут ответы:

1. Отчего птицы каждый год перелетать в чужие края? 2. Отчего они возвращаются назад, а не остаются там, где всегда тепло и хорошо? Вопросы настолько же интересны, насколько и тяжелы для ответа! Довольно долгое время перелеты птиц разъясняли только так: зимой птицам холодно и надо сменить климат. Все же, как ни странно, низкая температура — это не причина перелетов. Перья птиц могут хорошо защищать птицу от зимних холодов. Допустим, канарейка способна прожить при морозе до -45°С, но только если у нее будет достаточно пищи.

В наше время считается, что зимой птицы перелетают в теплые края от зимней бескормицы. Птицы весьма быстро тратят свою энергию, а получают ее они с пищей, и это означает, что питаться птицам необходимо часто и помногу. Вследствие этого, когда земля промерзает и пропитание найти очень трудно, в особенности насекомоядным птицам, поэтому многие из них улетают на юг. Подтверждением того, что птицы улетают на юг из-за недостатка пропитания, является следующий факт: если пища имеется в достатке, перелетные птицы даже в сильные морозы не оставляют тех мест, где они появились на свет. Но все же, подобный ответ никак нельзя считать исчерпывающим. Поведение перелетных птиц задает нам довольно много загадок, которые мы на данный момент не можем разгадать. А ласточка покидает холодные родные края, чтобы провести зиму в Африке или Азии, под теплым летним безоблачным небом. Но отчего она пролетает над всей Африкой, хотя можно отыскать теплые края для зимовки поближе? Но бывает и так: к примеру, буревестники улетают из Антарктики и следуют на Северный полюс. И тут уже они не тепла ищут!


А довольно много тропических птиц, которым ни холод, ни голод не угрожает, выкормив птенцов, улетают в дальние путешествия. Серый тиранн, похожий на нашего сорокопута, ежегодно посещает тропическую сельву Амазонки и потом возвращается назад в Вест-Индию, когда наступает пора обзаводиться потомством. И если ученым до настоящего момента не все понятно о причинах, заставляющих птиц срываться с насиженных родных мест в теплые края, то почему же они постоянно возвращаются назад на север с благодатного изобильного юга — это ученым непонятно до сих пор.

Считается, что когда на юге наступает осень, то для многих птиц и их потомства возникают неблагоприятные условия. К примеру, в южных тропиках и на экваторе довольно часто идут такие грозы, которых нет в странах умеренного климата. И число грозовых дней на юге больше в десятки раз, чем у нас. Птицы, перелетающие в Индию и влажные субтропики, вынуждены летом спасаться от засушливого сезона. Белая сова вьет гнезда в тундре, где холодное лето, влажный климат и много леммингов, они составляют основную пищу сов. Зимует она в лесостепи средней полосы. Так может ли белая сова остаться на лето в засушливой знойной степи, где очень мало привычной для нее еды? Конечно же, нет. Она совершает перелет в родную тундру.

Отчасти, устремление птиц к возвращению домой объясняется внутренними изменениями в их организме. При наступлении периода размножения, железы внутренней секреции из-за воздействия внешних раздражителей выделяют в организм птиц особые вещества — гормоны. Под воздействием гормонов возникает и развивается сезонное развитие половых желез. Скорее всего именно это и побуждает птиц к ежегодным перелетам. Есть еще одна причина, заставляющая птиц возвращаться домой- птицам летом благоприятнее выводить потомство в средних широтах, вследствие того что что летом здесь дни длиннее, в отличии от южных дней. Длительный летний день дает птицам больше возможностей для выкармливания потомства.

Кто улетает раньше всех

Первыми улетают в тёплые края виды, питающиеся насекомыми. Стрижи уже в сентябре летят на юг, потому как они высоко летают и там же ловят насекомых. Как известно, в подобных условиях пища быстрее исчезает, так как на высоте значительно холоднее. Стриж предпочитает зимовать в Африке или в южной Индии, где есть все условия для зимовки насекомоядных.

Сразу за стрижами улетают на юг ласточки, причём они минуют море, пустыню Сахара и останавливаются на юге Африки. Они питаются стрекозами, которых ловят прямо налету.

Эти насекомые погибают при холодной температуре или скрываются в убежищах. Как итог, ласточкам нечем питаться, и им приходится формировать стаи и отправляться в более подходящие регионы. Они непременно прилетают в родную область уже в марте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий