Свободное воспитание: плюсы и минусы

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам.

Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.

Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому»

Как воспитывать детей

Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.

Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.

  1. Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
  2. Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
  3. Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
  4. Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
  5. Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
  6. Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).

Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:

  • 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
  • 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
  • 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.

Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.

Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.

Преимущества и недостатки

Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
  • индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
  • комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.

Недостатки:

  • дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
  • отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
  • строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.

Методика Глена Домана

Методика Домана уникальна тем, что, уделяя развитию пару минут в день, можно добиться повышения уровня интеллекта и заложить в детскую голову большой объем информации.

Глен Доман считал, что самый активный период развития мозга – от 0 до 6 лет. Это значит, что обучение можно начинать уже с 6 месяцев, когда ребенок учится ползать.

Как воспитывать

Весь процесс происходит с помощью специальных карточек, разделенных на тематические группы. На них есть рисунки, надписи или знаки. Каждая из карточек одной группы показывается ребенку непродолжительное время несколько раз в течение дня.

Предполагается, что малыш получит сразу много информации об окружающем мире: будет знать не просто собаку, а разные породы, не только фрукты и овощи, которые ест, но и множество других и т.п.

С помощью таких карточек проводится обучение чтению, математике и английскому языку. Детям предлагаются карточки со словами, написание которых они должны запомнить механически, опираясь на визуальные отличия. Вычисления тоже проводятся подобным образом: ребенок должен запомнить расположение точек на картинке, не пересчитывая их, чтобы производить операции с числами.

Плюсы и минусы методики

В зависимости от того, насколько полно и активно использовать элементы методики воспитания детей раннего возраста, можно выделить в ней как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  • занятия с самого раннего возраста способствуют тому, что уже в 2 года ребенок хорошо развит;
  • не занимает много времени;
  • родители сами могут выбрать необходимый материал и заготовить карточки, не требуется обращаться к специалистам;
  • занятия носят ненавязчивый характер, дети не испытывают от них негативных эмоций.

Минусы:

необходимо систематично заниматься с малышом, не делать пропусков, чтобы получить результаты;
с детьми, которые не занимались в раннем возрасте по такой методике, не смогут обучаться таким образом, им будет неинтересно;
ребенок пассивен в обучении, не может задавать вопросы и интересоваться тем, что его привлекло, не учится анализу и синтезу полученной информации;
все внимание уделяется именно обучению, возможность творческого развития не предусмотрена.

Теория свободного воспитания

Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.

Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения

Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд

С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.

Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.

Свободное воспитание — не вседозволенность

Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.

Ошибки искаженного представления о свободном воспитании

  1. Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
  2. Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
  3. Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
  4. Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.

Как предотвратить последствия свободного воспитания?

В первую очередь следует научиться говорить ребёнку «нет», вводя ограничения, необходимые для жизни и личности. Если ребёнок уже достиг подросткового возраста, начинать нужно с малого. Можно вводить лёгкие бытовые правила, которые нужно обязательно соблюдать, выполнять какой-либо ритуал. Например, каждую субботу мыть посуду за всей семьёй, убирать вечером комнату. Необходимо начать с немногочисленных ограничений, но обеспечить контроль их выполнения. В случае необходимости нужно поддерживать ребенка.

Исправление такого типа воспитания подчиняется простым алгоритмам действий — родители должны понять, что не всегда нужно принимать позицию ребенка там, где его интересы сталкиваются с интересами школы, других детей или общества. Последствия могут оказаться дороже пренебрежения.

Полезные ссылки:

Плюсы и минусы авторитарного отношения

Большинство людей настоящего и прошлого поколений были воспитаны авторитарными родителями. Какие минусы имеет этот стиль воздействия?

  • Воспитание детей не предполагает отношений — чаще всего, взрослые заботятся лишь о том, сыт и одет ли ребенок. То, что он чувствует и о чем переживает — никого не волнует.
  • В семье не формируется система ценностей человеческих взаимоотношений. Дети вырастают, часто не зная о том, зачем и как нужно помогать друг другу, поддержка близких для них – незнакомая вещь. Эмоции и чувства, постепенно, начинают отходить на второй план, поэтому ребенок в такой семье вырастает, не понимая, что он хочет и не слыша свои потребности.
  • Дети мало знают о родительской любви или принимают за нее строгий контроль, критику и осуждения.

Плюсы авторитарного стиля воспитания:

Свободное воспитание детей

Когда маленькие дети приходят в этот мир, они еще ничего не знают о нем. Знание и понимание о себе и других людях ребенок берет, опираясь на опыт родителей. Он наблюдает за отношениями между ними и к окружающим, привычками и особенностями поведения. Основы самооценки и восприятия ребенком самого себя также берут свое начало в общении со взрослыми.

Теория свободного воспитания основана на принципах гуманизма и человеколюбия, в ее основе — безусловная любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть. Прежде чем говорить о том, кто такой свободный ребенок и как его воспитывать, следует обозначить, какие принципы воспитания идут вразрез с этой теорией. К свободному воспитанию не относится:

  • Позволять ребенку любого возраста делать все, что он хочет;
  • Разрешать проявлять агрессию дома или в общественных местах, если переполняют гневные чувства;
  • Разрешать наносить ущерб себе и другим — физический или эмоциональный;
  • Отсутствие контроля над детским поведением и эмоциями;
  • Полностью доверять природе ребенка и не воспитывать его;
  • Выполнять детские приказы;
  • Делать за детей то, что они могут выполнить сами;
  • Ограждать от любых трудностей и неприятностей;
  • Создавать такие условия жизни, в которых дети будут испытывать только чувство радости и счастья;
  • Специально оберегать от проблем;
  • Создавать иллюзию комфортной и счастливой жизни, когда на самом деле она таковой не является;
  • Потакать капризам;
  • Разрешать не брать ответственность, когда ребенок отказывается от нее;
  • Считать, что ребенок главный в семье и все должны его слушаться;
  • Не указывать детям на недостатки в характере;
  • Хвалить просто так, не за заслуги;
  • Разрешать не заниматься и не учиться, если ребенок не хочет;
  • Ставить его на пьедестал в семье, восторгаясь им просто так.

Как видно, многие неправильные подходы в воспитании, родители принимают за принципы свободного воспитания. К чему они приводят?

Хаотический и индифферентный стиль

В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады.

В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.

Индифферентный подход к воспитанию предполагает отсутствие всякого контроля со стороны взрослых. То же самое касается и самих взаимоотношений. Родители никак не взаимодействуют с детками, не занимаются ими.

Или они слишком много работают, или им наплевать на то, какими вырастут дети. Каждый занят своими личными проблемами

Такое поведение обуславливает становление негативной самооценки малыша, который ощущает свою неважность и ненужность

Pros

Pro: Возросшая уверенность в себе и самодостаточность

Когда вы думаете, обратно к собственному детству, каковы были моменты вы были больше всего гордитесь? Были ли они раз ваши мама и папа стоял рядом, направляя вас на каждом шагу любые задачи, которые Вы принимали на? Или они были моменты, когда вы возглавили эту задачу самостоятельно, возможно, готовя свою первую сольную еду, или построить самодельный форт с друзьями?

Ответ, вероятно , очевидно , для большинства из нас. Эти возможности учиться и создавать на собственных зачастую крупнейших доверия строителей. Даже Американская академия педиатрии рекомендует предоставить детям с шансом сделать «реальные выборы и решения» на их пути к расширению прав и возможностей. Это то , что часто не может произойти с мамой и папой рядом. По крайней мере, это не может произойти с таким же воздействием.

Позволить детям свободно перемещаться дает им возможность принимать свои собственные решения и чувствовать себя, как будто у них есть какая-то сила в течение их жизни может занять.

Pro: Активные игры

Ожирение у детей более чем удвоилось у детей и подростков в четыре раза в прошлом . Есть , вероятно , много факторов , способствующих этому, но можно было бы разумно утверждать , что снижение активной игры имеет много общего с ней.

С родителями все больше и больше не решаются просто отправить своих детей на улицу, чтобы играть, дети, скорее всего, сидеть перед экраном зацепления в оседлых деятельности.

Свободный диапазон родительство, почти по определению, поощряет детей, выйти на улицу, вовлекая в скалолазание, бег, езда на велосипеде, а также исследование, которое было распространено в детстве только одно поколение или два назад.

Pro: Улучшение социальных навыков

Одним из замечательных преимуществ на свободном выгуле воспитания детей является то, что она заставляет детей ориентироваться свои социальные атмосферах. Без мамы и пап шагов, подготовленные к маху, если кто-то осмелится пересечь их ребенок, не к кому обратиться, когда возникает конфликт

Это означает, что дети должны научиться справляться с этим самостоятельно, то, что крайне важно для развития этих навыков до взрослой жизни

Плюсы свободного выгула воспитания детей

  1. Дети получить самодостаточность и уверенность в себе.
  2. Он призывает детей играть на улице больше.
  3. Дети могут улучшить свои социальные навыки.

Дети нуждаются в границах

Если ребенок хорошо понимает слово «нет» и приучен соблюдать правила поведения в семье и в обществе, это не означает, что его невозможно воспитать свободным. Наличие эмоциональных границ в отношениях и воспитании необходимы для того чтобы дети могли чувствовать себя уверенно и безопасно. Они помогают им ощущать целостность собственной личности, благодаря чему ребенок лучше понимает и чувствует себя, а также умеет управлять своими эмоциями.

Именно это является примером свободного поведения ребенка, когда он знает, кто он и на что способен, как правильно взаимодействовать с окружающими, как управлять своим настроением и поведением, помогает получать желаемое и быть принятым среди родных людей и в группе сверстников.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Кому подойдёт вальдорфская педагогика

Семьям, которым близки принципы философского учения Штайнера и основы вальдорфской педагогики: уважение к народным традициям, быт без современных излишеств, любовь к искусству, литературе, готовность активно участвовать в общественной жизни. Вальдорфская педагогика не подходит детям, склонным к точным наукам.

Выбор альтернативной методики обучения должен быть осмысленным. Если вас привлекает вальдорфская методика, познакомьтесь с ней лучше, изучите основы методики и опыт учащихся, подумайте, насколько это откликается у вас и вашего ребёнка. Если есть возможность, познакомьтесь с учителем, так как на долгое время он станет единственным проводником в мир знаний для ребёнка. После этого принимайте решение о том, отдать ли предпочтение этой образовательной методике.

обзор

Я буду первым, чтобы признать, я ненавижу родительские ярлыки типа вертолета или тигра мамы. Они говорят в крайности мне. Они карикатуры родителей, что очень немногие люди на самом деле воплощают полностью.

Я обнаружил, что вместо того, чтобы быть полностью направлена ​​на какой-либо одной этикетки, мы можем иметь здравый смысл, чтобы определить наше собственное воспитание. Мы признаем, что делает и не работает для нас из каждого конкретного стиля, а затем можно применить это к нашим решениям родительских.

Но даже если это так, то эти метки все еще существуют. И в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь, и решения, которые вы делаете, кто-то неизбежно хлопнуть один из них на вас.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься

При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача

Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Что такое свободный выгул воспитание детей?

Свободный диапазон воспитания детей, как представляется, наиболее Buzzworthy метка 2016. Это относится к родителям, которые готовы сделать шаг назад и позволить своим детям исследовать мир без постоянного зависания мамы и папы над головой.

Большинство родителей, которые принимают на свободном выгуле родительство сделать так, глядя назад ностальгически на своих детству, когда дети были допущены ездить на велосипедах по соседству со своими друзьями в течение многих часов подряд, и родители не ожидали их домой, пока уличные фонари не пришли на ,

Есть много различных вариаций на свободном выгуле воспитания детей. Вы найдете примеры онлайн из тех, кто принимает его до крайности. Но главная цель этого стиля воспитания является предоставление детям с чувством свободы, которое они будут, мы надеемся, учиться и расти с.

Но каковы плюсы и минусы всей этой свободы?

Что в итоге

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные офлайн-практики будут принимать все более и более цифровой вид.

Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, когда все вокруг горит и рушится. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо сейчас.

Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий