Психология воспитания ребенка от рождения до года

Особенности воспитания ребенка

Особенности развития и воспитания с 1 года жизни заключаются в постепенном отучивании малышей от мам. Родительница должна ненадолго отлучаться от своего подопечного, чтобы он набрался самостоятельности и уверенности.

Стоит помнить, что в этом возрасте детки еще неуверенно ходят, поэтому создание безопасной среды – приоритетная задача.

Особенности воспитания ребенка в два года – закрепление навыков самообслуживания, помощь в социальной адаптации, прививание таких черт характера, как доброта, милосердие, сострадание, развивающие ум и физическую выносливость занятия.

Воспитывать мальчика двух лет и воспитание девочки двух лет сильно различается. Обычно маленькие принцессы более спокойны, рассудительны, чистоплотны, созидательны, а будущие солдаты импульсивны, эмоциональны, агрессивны.

В воспитание непоседы необходимо отталкиваться от его темперамента, прививая и корректируя качества характера, которые ему не хватает.

Поведение и психология ребенка в возрасте от 3 до 5 лет

Малыш начинает воспринимать себя, как самостоятельную личность, осознает половую принадлежность, познает различия между девочками и мальчиками. Родителям не стоит теряться при вопросе об анатомии, нужно уметь правильно, без подробностей раскрыть суть физиологических особенностей.

Для развития умственной активности, разговорной речи, психологи настоятельно рекомендуют:

  • применять игры, имитирующие звуки;
  • повторять с ребенком длинные фразы;
  • изучать свойства окружающих вещей;
  • учить скороговорки, четверостишья.

Ребенку стоит привыкать к четкому распорядку дня, он должен знать свои минимальные обязанности. Важная роль отводится детскому саду. Помимо родителей, воспитанием детей занимаются воспитатели. Некоторые малыши начинают плакать, оказываясь на пороге детского сада. На это есть несколько причин:

  • боязнь крохи расстаться с родителями;
  • страх остаться забытым в саду;
  • неумение, нежелание общаться с другими детьми;
  • страх перед воспитателем.

В этом случае нужно постепенно приучать малыша к садику. Поначалу можно оставить на 1–2 часа, постепенно увеличивая время, пока кроха не перестанет бояться оставаться в садике до вечера.

Шесть месяцев

В этот период наблюдаем очень важное достижение – ОН начинает ПОЛЗАТЬ. В это время желательно выделить место в комнате, обеспечить его безопасность, застелить место игр развивающим ковриком с комплектом игрушек и предложить маленькому открывателю свободу действия

Рекомендации по использованию этого комплексного игрового пространства:

необходимо иметь несколько наборов подвесных игрушек и менять их не реже 1 раза в 5-6 дней,
набор игрушек, расположенных рядом, должен состоять из изделий разных по цвету, фактуре, звуковому сопровождению,
важно наличие возможности игрушки не только тянуть, но и крутить, толкать
обязательно должно быть зеркальце,
привязывать к дугам коврика можно колокольчики, погремушки, кольца, любимые прорезыватели для зубов и т.п.

Малыш с любопытством будет ощупывать каждый предмет, принимать тактильные, слуховые, зрительные стимуляции.

Прикорм ребенка должен проводиться с использованием второй ложки, которой он самостоятельно будет пытаться донести еду из тарелки в рот. Использование ложки для приема пищи – это важный этап развития.

Воспитание и развитие ребенка в 6 месяцев предполагает привитие навыков опрятности. Малыш должен учиться есть аккуратно. Нужно умывать и менять одежду после кормления, если он испачкался, вытирать рот салфеткой.

В период с 3 до 6 месяцев продолжается развитие эмоционального общения. Говорите малышу о своей любви к нему, обнимайте и целуйте. Пусть добрые эмоции будут основой будущих доверительных отношений между родителями и ребенком.

Характеристика возрастного периода

Когда ребенку исполняется год и месяц, родители замечают значительные изменения в его умениях и поведении:

  • проявляет самостоятельность;
  • произносит первые слова;
  • ходит, бегает;
  • с интересом изучает окружающие предметы.

Деятельность малыша направлена на познание предметных функций, задач. Он копирует действия родителей, имитируя их манеру поведения. Необходимо озвучивать те манипуляции, которые проделывает взрослый

Важно совместное времяпровождение: складывать кубики, рассматривать картинки в книгах

Воспитание детей от года требует осмысления, понимания детских поступков. Малыш начинает осознавать, как взаимодействовать с предметами, сравнивая свои начинания с таковыми у родителей.

Период характеризуется началом формирования личностных качеств: самоуважения, самооценки, самосознания. Детская речь стремительно развивается, пополняется словарный запас.

Хорошим способом контроля умений ребёнка будет создание календаря развития, где фиксируются приобретенные навыки малыша.

Выделяют ряд критических моментов, являющихся ориентирами для взрослых. Если ребенок в

  • 1 год и 4 месяца не понимает предназначения бытовых предметов;
  • 1 год и 2 месяца не подражает действиям окружающих;
  • 1 и 6 месяцев малыш не умеет ходить;
  • 1 год и 5 месяцев произносит менее 15 лексических единиц;
  • 2 годика не научился составлять предложения.

Физические и интеллектуальные особенности каждого малыша индивидуальны, поэтому темпы развития отличаются.

Воспитание ребенка от 2 до 3 лет


Ребенок в этом возрасте уже физически развит, играет на детской площадке, с удовольствием катается на качелях и может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.

Психологи советует уделять внимание на совершенствование мелкой моторики рук, развитие нравственного и эстетического воспитания, чувства добра и заботы о природе, животных и младших детях. Самая лучшая характеристика для двух и трехлетних детей — «Дети — наше зеркало» или «Хватит воспитывать ребенка, начните с себя»

Этот период начинается с «чистого листа» и заканчивается восприятием себя личностью. Результат процесса взаимодействия двух миров — детского и взрослого — является умение найти полноценный контакт с малышом

Самая лучшая характеристика для двух и трехлетних детей — «Дети — наше зеркало» или «Хватит воспитывать ребенка, начните с себя». Этот период начинается с «чистого листа» и заканчивается восприятием себя личностью. Результат процесса взаимодействия двух миров — детского и взрослого — является умение найти полноценный контакт с малышом.

2—3 года — это в основном слова: «Я сам!» Малыш уже умеет самостоятельно бегать, прыгать, играть, одеваться, общаться.

Начинает различаться психология мальчиков и девочек. Дети в 2 года начинают осознавать свой пол. Отсюда идут восприятия в выборе одежды, игрушек и взаимоотношения в детских коллективах.

От взрослых требуется не столько терпения, сколько внимательного отношения к детишкам, умения выслушать их и поддержать. Следует разнообразить досуг малышей книжками, раскрасками, чтением сказок и т.д.

Главная задача родителей — двухлетний ребенок должен почувствовать себя нужным, полезным и ответственным человеком.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей . Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно»

Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша

Основные принципы методики:

Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего

Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально
Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
Детям необходимо постоянно двигаться
Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества

Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела

Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Физическое воспитание

Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.

С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.

От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.

От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.

От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.

От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.

Методы и задачи воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

К своему первому дню рождения малыш пробует ходить, может говорить пару слов. Успехи просто феноменальны, но самое интересное ждет впереди. Неожиданно ваша крошка стала капризничать, настойчиво требовать то что еще не под силу.

Не стоит пугаться и отчаиваться. Это наступил кризис одного года, в литературе у него много названий: «Я сам», «период непослушания». Суть заключается в одном: ваш малыш как бы «опьянен» своими потрясающими достижениями, ему кажется, что он может больше.

Поэтому он сосредоточенно стучит по компьютерной клавиатуре, размазывает мамину помаду по стене, тянется к кипящей кастрюле и наотрез отказываться одеваться. Сложный этап для родителей.

Но важный для перехода на следующую ступень психического взросления. Основной задачей становится перевод необузданной разрушающей энергии в созидательную и мирную.

Опасным стремлениям найдите адекватную замену. В этом нелегком деле вам может послужить помощью чувство юмора, творческий подход и умение играть.

Физическое и психологическое воспитания ребенка секреты

Основной вид деятельности у карапузов в год, в 2 и в 3 – это игра. С помощью незатейливых потешек, стишков, накопленных многими поколениями, вы существенно облегчите себе жизнь. Сейчас еще ребенок не может самостоятельно организовать интересное развлечение.

Он может длительно рассматривать предметы, осуществлять простые манипуляции. Покажите ему все возможности игрушек. Как куколка может ходить, машинка перевозить товары, лягушка прыгать. Вместе лечите «больного» мишку, варите обед для зайчика.

Не забывайте внимательно следить за забавами. Это будет вам уроком. В детской игре отражается понятия о мире, о семье. Наблюдение позволит вам вовремя скорректировать или устранить негативные установки или представления.

Какие бывают методики воспитания детей до года

В ХХ веке сформировалось два пути воспитания малышей в первые 12 месяцев:

Ранняя социализация

Подобный подход был популярен в начале века. Идеология заключается в приучении к самостоятельности с самого рождения. Данный метод воспитания еще практикуется в некоторых семьях и имеет следующие принципы:

  • Контакт с мамой сведен к минимуму.
  • Искусственное вскармливание.
  • Жесткий режим.
  • Сон ребенка вместе с матерью исключен.

Методика «Сближение»

В 90-е годы прошлого века Уильям и Марта Серз основали методику воспитания детей, основанную на гораздо более тесном контакте мамы и папы с малышом.

Главными аспектами методики «сближения» являются:

  • Контакт с мамой доведен до максимума, особенно в первые 12 месяцев жизни.
  • Кормление грудью, продолжающееся как можно дольше.
  • Родители спят вместе с малышом, если им это удобно.
  • Отсутствие жесткого режима.
  • Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.

Эти методики противоположны друг другу. У каждой есть свои приверженцы и противники. Есть и плюсы и минусы.

Современная методика воспитания детей до года сочетает в себе некоторые принципы из обоих подходов прошлого века. Близкий и постоянный контакт с мамой очень важен, но и способность к самостоятельности оказывает не меньшую пользу для нормального психологического и эмоционального развития малыша.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым

Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Советы по воспитанию детей от 6 лет и старше

Влияние родителей в этот период на поведение детей немного уменьшается. Это связанно с тем, что родители теперь не единственные авторитетные люди в их окружении. Появляется такая социальная единица, как учителя и друзья.

И чем старше становится ребенок, тем менее авторитетными становятся родителя и учителя, а вектор авторитета смещается на друзей.

Пик этого достигается на этапе «переходного возраста», когда дружеские отношения стоят у подростка на первом месте.

Поэтому важно не пытаться сильно ограничивать свободу ребенка, давить на него и принуждать. Важно сохранять гармоничные и доверительные отношения

Доверие – ключевой момент в общении между ребенком и родителями в это время.

ВозрастУровень авторитета
родителиучителядрузья
6-9123
9-14132
14-17231

Учитывая все это, следует выполнять несколько простых правил для построения доверительных отношений:

  • почаще разговаривать с ребенком, спрашивать о его успехах и делах;
  • поддерживать в его стремлении к самостоятельности;
  • если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его за это. Следует наоборот помочь разобраться в проблеме, посоветовать пути ее решения;
  • привлекать к совместным делам и занятиям.

Что делать, когда ребенок плачет?

Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама по плачу новорожденного уже легко может понять, хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.

  • Приверженцы традиционного воспитания считают, что во время плача к малышу подходить не стоит. Нужно дать время выплакаться ему, и он успокоится. Иначе, в будущем он вырастет «маменькиным» ребенком.
  • Современный подход к этому вопросу основывается на том, что в любом возрасте нужно стараться останавливать детский плач. Мамочке достаточно взять крошку на руки и прижать к груди с левой стороны. Услышав биение материнского сердца, и большие, и маленькие детки успокаиваются. При таком подходе малыши растут более спокойными. 

Общие принципы воспитания

Еще педагог Макаренко утверждал, что 90% воспитательного процесса происходит до 5-ти лет жизни. Современные психологи и педагоги шагнули еще дальше и считают, что, чем младше ребенок, тем проще в него вложить те или иные нормы, установки, и, таким образом, то, каким будет человек в будущем, определяется самым первым годом его жизни.

Главным принципом того воспитания должна стать систематичность. Это значит, что необходимо разработать четкий план развития малыша, как умственного, так и физического.

Родители, которые воспитывают ребенка до года правильно, имеют меньше проблем с детьми в старшем возрасте. Развитые дети всегда более самостоятельны, сообразительны, обладают лучшей, чем у сверстников, памятью, аккуратны и выносливы. Но все это достигается путем ежедневных усилий по воспитанию, последовательным развитием и работой над формированием правильных привычек ребенка.

Как стать хорошим сыном?

Одними из наиболее важных факторов, определяющих жизненные ценности и стремления любого человека, является его отношения с родителями. Каждый вкладывает собственный смысл в понятие о том, что значит быть хорошим сыном или дочерью, однако имеются и такие принципы отношений, которые можно назвать универсальными. Руководствуясь ними, вы сможете осчастливить своих родителей.

Как стать хорошим отцом

Если вы поставили перед собой вопрос о том, как стать хорошим сыном, это может означать только одно, что вы в своей жизни столкнулись с извечной проблемой отношений отцов и детей. По все видимости вам не все равно, и вы хотите, чтобы ваши взаимоотношения с родителями отличались теплотой и гармонией, и строились на взаимном доверии и взаимопонимании. При этом, скорее всего, у вас что-то не получается, иначе вы бы не были этим обеспокоены.

Попробуйте поразмышлять над этим и понять, чего же ваши родители хотят от вас в первую очередь? Это не должно вызвать у вас каких-либо затруднений. Скорее всего, вы неоднократно слышали о том, о чем они мечтают и чего они хотят. Это вовсе не означает того, что вы сразу же должны переключиться на их интересы, наплевав при этом на свои собственные. Просто научитесь их выслушивать, не проявляя при этом агрессии и нетерпимости

Поддерживайте их, проявляете интерес к их идеям, окружите их вниманием, участием и заботой. Такая модель поведения может считаться универсальной, способной осчастливить абсолютно любых родителей

В том случае, если вы знаете о том, что родителе чрезмерно переживают за вас, испытывают излишнюю тревожность, старайтесь общаться с ними так, чтобы не давать им новых поводов для беспокойства. Не волнуйте их по пустякам, не пугайте своими словами и поступками, не провоцируйте. Старайтесь всегда оставаться с ними на связи. Ведь позвонить родителям совсем не сложно, зато этим вы сможете избавить их от ненужных волнений. Если решение какой-либо ситуации не требует участия родителей, или вы знаете, что они все равно вам ничем помочь не смогут — лучше вообще не рассказывайте им о ней.

Проявляйте по отношению к своим родителям как можно больше уважения. К сожалению, в жизни случаются такие ситуации, когда что-то в семье расстраивается, и ваши отец и мать ссорятся друг с другом. Как стать хорошим сыном в этом случае? Прежде всего, вы должны любой ценой сохранить нейтралитет и не принимать ни одну из сторон. Не вступайте в скандалы или конфликты, не начинайте никаких выяснений отношений. Не начинайте бесполезных споров с людьми, которые значительно старше вас. Тем самым вы сможете сохранить свое лицо, оставаясь для своих родителей хорошим ребенком. Кроме того, уважительное отношение к родителям станет прекрасным образцом для подражания для ваших собственных детей.

Если вы живете отдельно от родителей, вы должны сделать все для того, чтобы они не испытывали за вас никакого беспокойства. Для этого вы должны доказать им, что вы уже давно являетесь взрослым самостоятельным человеком, способным к принятию решений и решению любых ситуаций, возникающих на жизненном пути. Только тогда, когда ваши родители будут уверенны в том, что ваша самостоятельная жизнь не станет для них очередным источником постоянных проблем, вы сможете получить уверенность в том, что они не беспокоятся о вас и полностью счастливы. Более того, в вашей самостоятельности и успешности они будут видеть следы своего участия и данного ими вам воспитания, что также будет являться для них поводом для гордости.

Старайтесь проявлять к родителям как можно больше внимания и всегда выслушивать то, что они хотят до вас донести. Может быть, их советы не буду содержать ничего полезного для вас, тем не менее, тот, кому интересно, как стать хорошим сыном, должен осознавать, что хороший и любящий сын не станет демонстрировать дорогим для него людям их бесполезность и ненужность их мнения.

Возможны и абсолютно противоположные ситуации, когда ваши родители сами будут нуждаться в вашей помощи и поддержке. Не пренебрегайте ими и сделайте все, что в ваших силах.

Всегда прилагайте все возможные усилия к тому, чтобы ваши родители чувствовали свою значимость и необходимость для вас.

Психология воспитания детей 2 лет

Воспитание детей 2 лет – это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками. В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае. Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться. Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым». Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

Психология воспитания детей до 3 лет – советы

Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта. Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям. Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании

Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору. Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду

Малыш обязательно вернется к предложенной пище. Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

Роль развивающей игры

Для малыша дошкольного возраста игра — основной способ познания. В процессе игры он приобретает жизненный опыт, подражает взрослым, усваивает свою социальную роль. Чтобы научить ребенка определенным навыкам, следует использовать эту особенность возраста, каждое занятие сопровождать элементом игры.

Нельзя мешать самостоятельной игре малыша. Взрослому кажется, что катать машинку по столу скучно, но для дошкольника это —возможность освоить, как движется машинка, ощутить ее вес, изучить форму. По-настоящему скучные занятия дети бросают

Чтобы увлечь малыша неинтересным, но полезным делом, важно показать собственный пример. Мальчик охотнее повторяет действия за папой, а девочка — за мамой

Если взрослые готовят обед, дети с удовольствием сидят рядом, играют с продуктами: лепят из теста или пересыпают крупы. Подражая отцу, малыш будет «помогать» ему чинить машину.

Стремясь помочь родителям, дети портят, ломают вещи. Этот период нужно переждать. Нельзя высмеивать или ругать ребенка, если он хотел помочь накрыть на стол и случайно уронил тарелку. Лучше попросить его помочь принести веник, чтобы убрать осколки. Играя он быстро осваивает необходимые навыки.

Как вы можете помочь в развитии навыков

Любые навыки лучше развиваются в специальной поддерживающей среде. И вы можете создать такую среду, чтобы усовершенствовать социально-эмоциональное развитие своего сына или дочери. В этом помогут следующие стратегии:

  1. Оказывайте помощь и поддержку. Помогайте малышу в том, что ему хочется. Для этого вам потребуется внимательно распознавать «сигналы» своего ребенка. Например, ваш 10-месячный малыш во время еды может хватать вас за руку, пытаться выхватить ложку, сопротивляться и так далее. Первой реакцией может быть раздражение. Но, если вы внимательно посмотрите на эти сигналы и подумаете, что они означают, то поймете, что ребенку хочется самостоятельно держать ложку. Конечно, сам он еще не сможете нормально поесть в этом возрасте. Но вы можете дать ему в руки другую ложку, а сами продолжите его кормить. Так, вы удовлетворите потребность крохи, поднимите ему настроение и укрепите связь между вами.
  1. Развивайте навыки, стимулируя их. Детки ежедневно учатся чему-то новому, особенно в первый год жизни. И вы можете их мягко «подталкивать», делая несложные вызовы и помогая. Например, если ваш кроха учится переворачиваться со спины на живот, то вы можете спровоцировать более быстрое обучение. Для этого положите игрушку за его головой, предварительно показав и рассказав малышу, что вы ее туда положите. Тем самым вы сделаете «вызов», и малыш будет еще сильнее стараться перевернуться, чтобы добраться до игрушки. Обязательно хвалите ребенка за его достижения и восхищайтесь ими.

Будьте ласковы и заботливы. Объятия, ласковые слова, ношение на руках, пение, «беседы» с малышом дают ему понять то, что он любимый и «особенный» для своих родителей

Внимание и ласку легко проявлять, когда ребенок спокоен и в хорошем настроении. Но такие «условия» бывают не всегда

Иногда вам придется проявлять терпение и выдержку, чтобы поддержать кроху, когда он в плохом настроении, капризничает, часто плачет или злится. Но это того стоит – ребенок поймет, что вы любите его таким, какой он есть.

  1. Помогайте ребенку чувствовать себя в безопасности. Каждый раз, реагируя на плач или другие сигналы своего малыша, вы позволяете ему ощущать доверие и чувство безопасности. Он чувствует вашу любовь и знает, что вы всегда рядом и поддержите его. Такое доверие развивает чувство уверенности в себе и ощущение контроля. Также в этом помогает стабильность, предсказуемость ежедневных событий и распорядок дня. Старайтесь каждый день выполнять все важные действия в одном и том же порядке. Например, придумайте ежевечерний ритуал перед укладыванием малыша или утренний ритуал перед выходом на прогулку.

Развивая эмоционально-социальные навыки своего ребенка, вы помогаете ему понять и почувствовать, кем он является на самом деле. Это формирует его личность, чувство собственного достоинства, самоценность и способность поддерживать позитивные, «здоровые» отношения с окружающими.

Речевое развитие младенца

Речевое развитие идёт в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь. Первые слова появляются в конце года.

В этом возрасте у ребёнка пассивная речь. Это означает, что младенец понимает интонацию, часто повторяющиеся слова и выражения, но сам ещё не говорит. Многие мамы думают, что малыш ещё ничего не понимает и поэтому считают, что особо разговаривать и рассказывать ему что-либо не имеет смысла. Однако это мнение ошибочно.

Общение с ребёнком очень важно для его дальнейшего развития, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы речевых навыков. Поэтому с ребёнком нужно разговаривать по любому поводу и сопровождать речью все режимные процессы (купание, одевание, кормление)

Использовать потешки, пестушки, показывать и называть предметы, не только читать, но и рассказывать сказки, поскольку таким образом пополняется словарный запас ребенка. Взрослый должен говорить грамотно и отчетливо, чтобы передавать детям навыки правильной речи.

Около года формируется автономная речь – это своеобразный детский жаргон. Её особенности следующие:

  •  своеобразный звуковой состав слов («бо-бо», «ва-ва»), а также своеобразие их значения;
  •  смысл слов понятен только близким людям, которые могут разгадать их шифр;
  •  речь представляет собой восклицания, с помощью которых ребёнок передаёт эмоциональную реакцию на ситуацию (радость или удивление).

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.


Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке)

Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности


Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.


Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Этап I: воспитание ребенка от рождения до 3 месяцев

Появившись на свет, новорожденный как никогда нуждается в близости матери, ее заботе, уходе и любви.

Гигиена ребенка. Крайне важным является поддержание гигиены малыша, т. к. гигиена — это основа основ здоровья крохи в настоящем и будущем. Одежда ребенка всегда должна быть сухой и чистой. Не допускается оставлять ребенка в мокрых пеленках или ползунках. Если малыш привыкнет находиться в мокром белье, то в дальнейшем это создаст трудности в приучении к горшку. Одежда, испачканная после приема пищи также должна заменяться на чистую и сухую.

Ежедневно по утрам необходимо проводить гигиенические процедуры. Подмывание и смена подгузника, утренние умывания скоро станут самыми настоящими полезными привычками.

Приучайте вашего малыша к аккуратности и чистоте с самого раннего детства.

Гимнастика

Немаловажной частью воспитания ребенка до года считается приучение к ежедневной гимнастике, массажу, выкладыванию на живот. В будущем подобные занятия станут незаменимой ежедневной зарядкой и помогут поддержанию отличной физической формы ребенка.

Режим

На данном этапе малыша начинают приучать к режиму. Как правило, ребенок сам вырабатывает удобный для себя режим: когда есть, когда спать, когда бодрствовать. Задача матери углядеть этот режим, который она может подкорректировать под ритм семьи и установленные в ней правила. Режим действительно очень важен для ребенка. Если малыш привык есть в одно и то же время, у него всегда будет хороший аппетит. Также происходит и со сном — привыкнув спать в определенные часы, малыш быстрее будет засыпать и спокойнее спать. Для мамы же это способ выкроить для себя немного времени, чтобы расслабиться, вздремнуть, либо заняться домашними делами. Помимо этого, режим будет полезен для ребенка в течение всего детства.

Развитие слуха и зрения. Начиная с первого этапа воспитания ребенка и на протяжении всех последующих очень важно постоянно говорить с малышом, петь ему, читать потешки и стихи. Дети любят рифму, поэтому простые стишки и потешки они всегда слушают с удовольствием. Стихи и песни помогут развить слуховые способности крохи. Можно понемногу обучать новорожденного играть с погремушками и любыми простыми вещами и предметами, игрушками в кроватке и в коляске. Ребенок будет учиться различать фактуру, зрительные образы, развивать слух.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий