Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Порох “Семидырка”

Добывали мы его неподалеку от Заволжской свалки, что в районе Красного Яра, возле очистных. Доблестные военные с арсенала скидывали под открытое небо эти желтенькие штучки, которые мы и собирали. А однажды нам во двор завезли песок. Не просто песок, а с трубчатым порохом. Конечно, концентрация его была небольшой, но при желании можно было за 15 минут набрать горсточку пороха. Видимо, камазист решил не заморачиваться с песком и черпанул его в районе свалки. Поэтому ходить на свалку за добрый десяток километров нам уже не надо было — арсенал появился прямо под окнами. 
Что мы с ним делали? Да много чего: заворачивали в фольгу и клали на другие “семидырки”, поджигали, и порох в фольге превращался в ракету. Просто жгли, делали фитили для взрывпакетов и так далее. 

Издержки воспитания

В судьбе каждого человека есть некая основа, и она явно положительного характера. Откуда же берутся алкоголики, наркоманы, жертвы насилия, убийцы? За последние двадцать-тридцать лет общество стало более страдающим. Понятие «кризиса среднего возраста» дополнилось новым – «кризис первой четверти жизни». Современное общество зачастую выдвигает невыполнимые требования к молодому поколению. Рекламные кампании пропагандируют обязательность раннего успеха в любом начинании. Под влиянием успешности в спорте, бизнесе и других сферах деятельности возраст высших достижений в жизни смещается на период от 18 до 23 лет, что способствует наступлению кризиса к 25 годам. Вот и получается, что основы такой пропаганды были заложены еще в счастливые советские времена.

Социалистический коллективизм, характеризующийся тем, что люди с рождения интегрированы в сплоченные группы, привел к тому, что человек не может отдельно от группы позаботиться о себе. Мужчины ориентированы на материальный успех, женщины – на улучшение качества жизни. Но не всех мальчиков при этом научили самостоятельности, а девочек – женственности.

Во многих семьях дети росли и учились быть абсолютно беспомощными, постоянно проживая ситуации «спасения». Человек, привыкший к тому, что его «спасают» от рождения до смерти и не умеющий нести ответственность, – типичное порождение советского строя. Государство было заинтересовано в выращивании людей подобного рода, ими легче манипулировать.

Но произошли изменения в общественно-политическом и экономическом устройстве России, и люди, неподготовленные к этим изменениям, пережили настоящую трагедию. Многие хорошие мальчики и девочки из интеллигентных семей оказались на обочине жизни. В школе и дома учили, что надо быть честным, справедливым, аккуратным, исполнительным, вежливым, добрым, отзывчивым и трудолюбивым. Надо окончить институт, и тогда тебе дадут хорошую работу и квартиру. На деле оказалось все не так. Квартиру никто не дал, работу пришлось искать самому, и то начальник – тиран, вор, лгун, подхалим и лицемер. Тонкая психика многих хороших мальчиков не выдержала, они стали алкоголиками, наркоманами и даже убийцами. Многие девочки примерили на себя мужские роли, взвалив на хрупкие плечи груз непомерной ответственности. В результате было подорвано здоровье целого поколения.

Никто не научил в детстве, что всего надо добиваться самому, государство не поможет, друг предаст, жена обманет. Спасовали бывшие пионеры перед суровыми реалиями жизни. Недавние исследования ООН последствий аварии на Чернобыльской АЭС показали, что максимальный ущерб жителям этого региона был нанесен не радиацией, а нарушением связей в семьях и воспитанием поколения иждивенцев, жизнь которых направлена на ожидание льгот от государства. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирают более 100 тысяч молодых людей. Привычный коллективизм заменился на дикий индивидуализм, где каждый должен отстаивать свои права, но не все этому научены. Бывшие патриоты своей страны не сумели подстроиться под новый стиль русской жизни, воспитания не хватило. Самый легкий способ жить дальше – алкоголизм и наркомания, ответственности нести не надо, вот туда и отправились миллионы детей, рожденных в 70-80-е годы.

Пошатнулся и институт семьи, поскольку в советские времена пропагандировались равные возможности мужа и жены, реальное равенство. Но для создания реального равенства не было ни правовой практики, ни массовых примеров в обществе. Многим вновь создавшимся семьям на рубеже эпох пришлось на ходу перестраиваться, уходя от традиционного представления о половых ролях, что способствовало созданию благоприятной почвы для семейных ссор, домашнего притеснения и служебных конфликтов. Бесспорно, были и есть «советские» люди, которые удержались на плаву и даже добились успехов. Но счастливы ли они? Ведь идеология была одна для всех, как же искоренить ее из своего сознания?

Не пытайтесь победить хаос

Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.

«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».

Дворянское воспитание в наше время

С ранних лет прививая детям определенные принципы, даже сегодня можно воспитать настоящую княжну или графа. Какие же ценности никогда не утратят своего значения?

Скромность

Скромность – это не стеснительность или зажатость, как считают многие, а сдержанное отношение к себе. Считалось плохим тоном встревать в ходе беседы со своими советами и комментариями. В своих письмах граф Честерфилд советует не говорить долго, дабы не утомить слушателей.

Храбрость

Дворяне тренировали храбрость путем волевых усилий, ведь трусость довольно плохо сочетается с благородством. Юноши отправлялись служить в армию и на флот, чтобы заслужить уважение выполняя сложные задания. Да и у девушек трусость не была в чести и с ней упорно боролись.

Самообладание

Это поистине аристократическое качество, которое было визитной карточкой дворянского сословия. Дворян с детства тренировали стойко воспринимать любые удары судьбы и не падать духом. Жалобы и слёзы были за рамками этикета.

Не лишним это качество будет и сейчас. Во-первых, не стоит навязывать свои беды окружающим, ведь, по сути, им нет до них никакого дела. Во-вторых, демонстрируя свои эмоции, вы становитесь более уязвимым.

Умение нравиться

Сейчас в фаворе принцип – любите меня таким какой я есть. Ранее же, люди старались понравится друг другу. И это было вовсе не подхалимство, а требование этикета. Нужно было вести себя так, чтобы ваше общество было приятно окружающим, тогда и вам будет приятно в таком обществе.

Физическая сила

Быть храбрым и физически слабым довольно сложно, поэтому дворянские дети постоянно занимались физическими упражнениями. Особенно строгие требования были в военных училищах. Да и популярные в то время развлечения требовали силы и ловкости – верховая езда, охота.

Внешний вид

Среди дворян царил культ прекрасного, который требовал ухоженных волос, полированных ногтей и простых, но изысканных на вид, одежд. Дети из дворянских семей должны были хорошо выглядеть, но не для демонстрации богатства, а чтобы проявить уважение к окружающим.

Вежливая речь

Высокие требования предъявлялись не только к письменной, но и к устной речи. Все дворяне соблюдали два негласных правила:

  1. Дворянин может наговорить гадостей другому дворянину, но только в абсолютно вежливой форме. А это, знаете ли, требовало довольно виртуозного владения языком и знания светских клише.
  2. Речь аристократа должна быть уместной. Другими словами, если он общается с крестьянами, те должные его понимать. До хамства никто не опускался, а вот простодушные шутки вполне позволялись.

Чтобы приобщится к дворянскому воспитанию одного лишь соблюдения правил поведения будет явно недостаточно. Это стиль жизни, который юные дворяне впитывали с малых лет. Но стремится к идеалу конечно же нужно, и может быть тогда в мире станет намного больше образованных и воспитанных людей.

Воспитает ли няня дворянина?

Не зря говорят «С кем поведёшься, того наберёшься». Ребёнок впитывает всё, как губка

Обратите внимание — дети буквально копируют манеру поведения, жесты и речь родителей или других людей, с которыми проводят большую часть времени. Если вы намерены воспитать аристократа, то любая, пускай и хорошая в общем понимании няня, не подойдёт

Особенно, если вы ищите няню с проживанием у вас дома или ту, которая будет проводить с ребёнком по несколько часов каждый день.

Хорошая новость в том, что среди нескольких тысяч кандидатов на должность няни в нашей базе есть именно те, кто нужен Вам

И если для Вас важно воспитывать детей в лучших традициях современной аристократии, мы предоставим Вам выбор нянь, которые выросли на классике и воспитали не одну леди и не одного джентльмена

Баллончики для сифона

Использованные баллончики для газировальных аппаратов (сифонов) тоже иногда шли в дело. Их начиняли серой от спичек и закрывали дырочку болтом. Потом адское устройство бросалось в костер. 
Надо сказать, что штука эта была самым опасным изобретением дворовых мальчишек. Однажды всех учеников нашей школы сняли с уроков и отправили на похороны шестиклассника, которому осколком такого баллончика повредило сонную артерию. Скорая не успела приехать. 
А другой товарищ остался без двух пальцев, когда обтачивал начиненный баллон на электрическом наждачном круге. Лично я никогда не делал такой баллон, и другим категорически не советую. 

Никогда не отказывайте ребёнку во внимании

Ребёнок по-настоящему жаждет внимания взрослого

Ему важно знать, что вы действительно слушаете и смотрите на него, а не витаете где-то в облаках, продумывая свои взрослые дела. Показывайте вашу заинтересованность и проводите с ребёнком время качественно, не отвлекаясь на телефон

«Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на всё, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим

Для пираний главная цель в жизни — это пожирать всё, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило»

Работать руками и помогать по хозяйству

Советские девочки рано учились готовить, стирать свои вещи, могли пришить пуговицу, зашить порвавшуюся одежду. Опять-таки уже в первом классе у них были определённые домашние обязанности (вытирать пыль, мыть полы и пр.)

Мальчишки же с ранних лет учились ремонтировать бытовые приборы (утюг, настольную лампу и пр.), могли починить порванный провод (зачистить, соединить и скрепить концы изолентой), умели соорудить из проволоки антенну для телевизора, чтобы улучшить чёткость изображения. Современные же ребята часто не умеют делать этого и в 18 лет.

Советские дети умели работать руками — во многом этому способствовали уроки труда в школе

Не бояться боли

Гуляя на улице, советские ребята сдирали себе коленки, локти. При этом никто не придавал этому особого значения: к ранке летом просто прикладывали подорожник, и веселье продолжалось.

Советские дети всё время падали, сдирали коленки, локти, при этом продолжали весело играть

Современные же дети в этом плане изнежены: малейшая царапина становится трагедией. Её бегут показывать маме, которая охает и ахает, начинает утешать своё плачущее чадо.

Знакомая медсестра, работавшая в детском летнем лагере, рассказывала, что дети ежедневно к ней шли толпами. С широко раскрытыми глазами они показывали на ту же царапину, комариный укус и пр., просили обработать «рану» зелёнкой и прочими препаратами.

Выбирать будущую профессию по интересам

Советские дети хотели быть учителями и врачами, поварами и парикмахерами, милиционерами и космонавтами. Повзрослев, они и выбирали себе профессию по интересам. Сегодня же, если спросить девочку, кем она хочет стать, когда вырастет, она наверняка назовёт профессию фотомодели, актрисы, певицы. Мальчики же планируют быть банкирами, сотрудниками ГИПДД, полицейскими, но только потому, что знают от родителей, что эта работа хорошо оплачивается.

Советские дети мечтали стать врачами, учителями, поварами, космонавтами, а не банкирами и фотомоделями

Современный ребёнок и его сверстник советского периода — эта два совершенно разных человека. Дети в СССР в целом были гораздо самостоятельнее, рано приобретали многие жизненные навыки. При этом они любили мечтать, общаться и быть счастливыми. Безусловно, в произошедших метаморфозах виноваты не сами ребята, а условия жизни, поменявшееся мышление российских людей.

Быть самостоятельными

В большинстве советских семей ребёнок, который дорос до школы (то есть 6–7 лет), мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома (пока родители на работе). Он без проблем мог разогреть себе обед (впрочем, мог съесть его и холодным), некоторые даже умели приготовить простые блюда, например, яичницу или кашу. Родители могли послать малыша в магазин за хлебом и молоком.

Сегодня же за оставление несовершеннолетнего ребёнка без присмотра предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Сами дети гораздо более инфантильные и беспомощные, чем их советские ровесники.

Советские дети рано обретали самостоятельность

Самостоятельность в советское время выражалась и в уходе за собой, самообслуживании. Так, советские малыши в детском саду уже в 4–5 лет отлично завязывали шнурки, чего не умеют даже многие современные младшие школьники (а зачем, если есть обувь на липучках?).

Мой девятилетний сын ходит в бассейн и рассказывает, как там многие папы после тренировки моют его ровесников в душе, затем вытирают полотенцем и полностью одевают.

Ножички

По-моему, у каждого мальчишки в детстве был вот такой раскладной нож. Это всегда было предметом гордости. Его бережно хранили подальше от маминого взора и не часто выносили на улицу. Нож постоянно был в песке, помните? А всё потому, что он являлся всего лишь инструментом для игры в “Ножички”. 

Вариантов игры было много, но чаще всего играли в “Земельку”, “Танчики”. У каждой игры была масса разновидностей. К примеру, “Земелька”: чертили круг, делили его поровну на количество участников. Каждый вставал на свой участок. Потом стоя втыкали нож в участок противника и отрезали от его земли по кусочку. “Заранился” (не воткнул) — ход переходил другому. И вот по одним правилам надо было всё время стоять на своей земле до тех пор, пока можешь. По другим — стоять можно было за пределами, но в случае катастрофического уменьшения твоего участка, противник предлагал тебе постоять три секунды на нем. Если не устоял — выбываешь. Стоять можно было даже на цыпочках одной ноги — главное продержаться три секунды. 

Более интересной и продолжительной была игра в “Танчики”. Вспоминать её правил не буду, но вот вам форма ножа — вспомните, что за танк ставился таким образом? 

Будьте сами ответственны за свою жизнь

У каждого человека есть своя цель в жизни. У кого-то это организация бизнеса, у кого-то – фермерство и садоводство, у кого-то творчество, воспитание детей или строительство дома. Не отходите ни на шаг от своей цели, даже если кто-то захочет навязать свои мысли, втянуть в какие-то сомнительные группы, увлечь или запутать. Иногда даже лучшие друзья могут внушить ненужную вам мысль, за которой последует непоправимый поступок. Всегда задавайте себе вопрос: нужно ли это мне? Впускайте и ищите информацию, касающуюся только вашей цели. Слушать советы окружающих нужно, но следовать им необязательно. Даже советы и предписания родителей – не всегда правильны лично для вас. По сути, родители такие же люди, вовлеченные в идеологическую игру общественного строя. Не стоит их осуждать за это, – понять, простить и объяснить суть вещей. Пусть не сразу в силу своей идеологической зашоренности, но они поймут.

Придумывая с каждым годом все больше и больше законов, общество забывает о самом главном законе всех времен и народов – о библейском законе. Десять заповедей, оставленных Христом, отражают все основные действия, поведение и мировоззрение нормального здорового человека. Больше ничего знать и не надо, миссия человека на земле – прожить жизнь, следуя этим заповедям. Еще ни у кого не получилось безупречно достичь этого. По большому счету, нужно знать два правила: не сотвори себе кумира и возлюби ближнего, как себя самого, причем сначала надо возлюбить себя, а только потом ближнего. Из поколения в поколение общество исковеркало этот простой человеческий закон. Советское лозунги гласят: думай о других, а не о себе, в результате, много хороших людей стало жертвами подобного альтруизма. Люби себя наравне с другими людьми, ничто и никого не обожествляя – остальное приложится!

Вы заметили, что в детстве мы делали больше добрых дел, чем во взрослой жизни? Сегодня мы перестали творить добро, а почему? Может, в том и состоит наша беда, что мы перестали отдавать, привыкли только брать и просить у Господа еще больше. Поколение незрелых людей… Возможно ли построить социалистический рай, где все будут равны, счастливы и дороги друг другу? Конечно, нет, это утопия, но можно значительно улучшить свою жизнь, если сумеем извлечь из глубины души все самое лучшее, заложенное в нас природой. Тогда мы станем зрелыми, любящими и любимыми людьми, а не поколением, запутавшимся в лабиринте собственных грез и иллюзий.

Как жить дальше

Как же жить человеку, если с детства его учили, что обижаться, завидовать, злиться, плакать и драться – это плохо и нельзя. А если ты уже обиделся или завидуешь кому-то? Ненавидеть себя за слабость всю оставшуюся жизнь? Не случайно сейчас в обществе происходит брожение. Это переходный период, который ведет к переоценке ценностей. Все, что есть в тебе – это твое и это хорошо. Хочешь – завидуй, злись, обижайся, выплескивай эмоции, чтобы на душе стало легче. Только пройдя через все эти состояния, человек может прийти к положительному решению и выходу из затруднительной ситуации. Сказки про белого бычка и наложение запретов еще никому не помогли по-настоящему решить проблему.

Жаль, что государство в гонке за создание армии законопослушных граждан уводит людей в сторону от их подлинных целей. Человек окончательно лишается свободы выбора и вскоре может превратиться в деталь огромного энергоинформационного механизма, где он уже не отвечает за свои действия. Процесс запущен, ведь для подчинения не обязательно применять физическую силу. Достаточно сформировать мировоззрение людей нужным образом, чтобы они не имели представления о своей свободе. Человек отдает много энергии, следуя разным общественным правилам, законам и установкам, и поделать с этим ничего нельзя, поскольку мы живем в обществе. Но стоит попробовать реагировать на эту «борьбу» осознанно и спокойно. Телевидение, Интернет и другие СМИ отнимают огромное количество энергии, поэтому по возможности нужно уделять им меньше внимания, пропускать мимо ушей любую негативную информацию.

Карбид

Кто помнит волшебные камни со специфическим запахом, которые пузырятся в воде? Карбид — это радость для нашедшего его на весь день! Заботливые газосварщики вытряхивали его из своих баллонов прямо там, где работали. Часто во дворе дома: 

 
И в кучке бесполезной белой трухи обязательно отыскивалось несколько крепких камушков карбида кальция! При соединении с водой он вступал в реакцию и выделял замечательный газ — ацетилен. Замечателен он тем, что хорошо горит. 
В каком только виде не использовали карбид. И просто бросали в лужу, поджигая её. И грели руки, сжимая карбид в ладошке, погруженной в лужу. И засовывали его в бутылки с водой, затыкая пробкой… Но самым эффективным использованием карбида была ручная пушка: 

Брали пустой баллон из-под дезодоранта или “Дихлофоса”, срезали ему горлышко, у дна проделывали дырочку, клали внутрь карбид, обильно плевали на него, затыкали все отверстия, трясли минуту, открывали и подносили горящую спичку к маленькой дырочке — залп! 
Мне старший брат рассказывал, что в его детстве они свистнули целый баллон карбида и высыпали его в дренажный колодец с водой. Закрыли тяжёлой крышкой с дырочкой и подождали полчасика. Потом один мальчик поднес спичку к дырке. Раздался такой взрыв, что выбило несколько стекол в соседнем доме, крышка взлетела вверх, ударив парня сначала по подбородку, а затем накрыв его немного при падении. Но самое страшное — он получил сильные ожоги лица, шрамы от которых остались на всю жизнь — я видел его фото во взрослой жизни. 

Рогатки

Кто помнит самодельные рогатки? Они были двух видов: классические и шпоночные. Классические вырезались из толстой ветки орешника с развилкой, покупался широкий серый жгут в аптеке, доставался кусочек кожи (можно было втихомолку вырезать дома из дорожной сумки и свалить на сестру) и все скреплялось медной проволокой или синей изолентой. 
Заряжалась такая рогатка гладкой галькой, которую часто привозили во дворы вместе с песком, или незрелыми ягодами типа рябины, сливы или вишни, которая вдоволь росла за домом. Иной раз мощности выстрела камнем хватало, чтобы вдребезги разбить бутылку из-под шампанского с трех метров. Такая рогатка ценилась по причине того, что не у каждого хватало умений и средств на ее создание. Её можно было поменять на другие ценные вещи типа вкладышей от Turbo, CinCin и Final90. 

Гуляя и от нечего делать, можно было смастерить рогатку попроще — шпоночную. Для этого на свалке нужно было отыскать толстый алюминиевый провод в оплётке и найти жгутик. С последним проблем не было — легко добывался из резинки трусов. Чем новее трусы — тем лучше жгутик. Стреляла такая рогатка шпонками — согнутыми в подкову кусочками медной или алюминиевой проволоки. Вреда она особого не наносила, но голубей и кошек пошугать было ок. Иногда эта рогатка становилась последним аргументом в дворовых потасовках — по ляжке прижигала она здорово! В основном стреляли просто в воздух, наслаждаясь звуком летящей шпонки. Такая рогатка собиралась на один день и вечером, как правило, сливалась товарищу за “погонять на велике”. 

Много общаться друг с другом

Советская детвора проводила свободное время во дворе — после уроков и уж тем более во время каникул. Ребята играли в многочисленные игры (подвижные, сюжетно-ролевые), были дружными, сплочёнными. Старшие покровительствовали младшим, передавали им свой опыт.

Свободное время советские ребята проводили во дворе, где играли, веселились, просто наслаждались живым, а не виртуальным общением

У современных же мальчиков и девочек лучшие друзья — это электронные гаджеты (компьютер, ноутбук, плантшет, телефон). Основное общение стало виртуальным. На улицу ребята если и выходят, то ненадолго (скорей домой — снова за компьютер), чаще в период летних каникул. Что же касается зимних, то редко встретишь на улице детей, весело катающихся с горки или лепящих снеговиков.

Создаём атмосферу игры

Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.

«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».

Доверительные отношения с ребёнком, общие увлечения и семейные традиции становятся фундаментом для формирования личности. Постарайтесь быть ребёнку не только наставником и ответственным родителем, но и чутким другом.

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.

Магний

Измельченный напильником в порошок магний мы смешивали в определенной пропорции с марганцовкой, которая стоила копейки в аптеке, и заворачивали в тугой бумажный пакет, обматывая еще клейкой лентой. Проделывали дырочку и прикручивали к ней спичку, так чтобы серная головка оказалась аккурат в дырочке. Получалось что-то вроде этого:

Чиркали спичку о коробок и резко отбрасывали в сторону. Пакет, с оглушительным шумом и яркой вспышкой, взрывался.

Еще я любил устраивать с магнием разные опыты дома. К примеру, клал его в уксусную кислоту и собирал в баночку выделяющийся пузырьками водород. А потом спичкой этот водород поджигал. Он сгорал со звонким звуком. Или поджигал порошковый магний на кончике ножа и быстро кидал его в воду. Гидроксид магния, в результате бурной реакции с горением, возгонялся к потолку и падал оттуда белыми хлопьями, как снег. Кстати, никогда не пытайтесь тушить горящий магний или титан водой — будет взрыв водорода. 

 
В нашей авиационной столице (Ульяновск) в 90-х запросто можно было найти магний. Достаточно было разыскать авиастаровскую свалку или отпилить кусок обода от самолета-памятника, которых в новом городе было несколько. Однажды одна такая свалка сгорела и магний перестали выбрасывать с завода — все встало на строгий учет. Пилить магний было архитрудно — на это уходило чертова куча времени. Но цель оправдывала средства. 

Этическая составляющая

Хорошее воспитание тесно переплеталось с этическими нормами, которые проявлялись в поведении молодых дворян. Основой служило безоговорочное послушание родителям и уважение старших. Авторитет отца был непререкаем, а его слова не подвергались обсуждению.

Главной добродетелью считалась дворянская честь. Она диктовала поведение дворянина и безоговорочно преобладала над любыми другими соображениями. При этом, согласно дворянской этике, честь не давала абсолютно никаких преимуществ, а, наоборот, делала человека только более уязвимым. Нарушивший данное слово мог навсегда загубить свою репутацию, поэтому надежность честного слова была поистине безграничной.

Этика у дворян тесно переплеталась с этикетом. Так, демонстрировать определенные чувства было не только недостойно, но и не прилично. Обязательной чертой воспитанного человека было умение скрывать мелкие огорчения и неприятности. Кроме того, непристойной в дворянском обществе считалась и неприкрытая демонстрация богатства.

Особое внимание уделялось нравственности. В первую очередь это относилось к барышням, которые должны были отличатся целомудрием, скромностью, послушанием и религиозностью

Очень важной была репутация девушки, которую берегли с подросткового возраста. Благородные девицы не могли оставаться один на один с мужчиной, даже если он в весьма почтенном возрасте

Они не должны были появляться без сопровождения в общественных местах, да и просто выходить на улицу. Вопрос о браке решался до 18 лет, а после 23 не сумевшая выйти замуж девушка считалась старой девой.

Лампы и кинескопы

Грех было не разбить выброшенную на помойку лампу дневного света. Разбивались они с громким хлопком, если кинуть лампу на асфальт торцом. Об экологии тогда не думали. 

А вот эта находка на помойке была крайне редкой и всегда приносила огромнейшую радость мальчишкам. 
Бросали жребий, кто первым кинет кирпич в верхнюю лампу (лучевую пушку кинескопа). Она была самым уязвимым местом кинескопа. Когда лампа разбивалась — кинескоп из-за внутреннего вакуума коллапсировал внутрь с очень глухим хлопком, эхом отзывавшимся во дворах. Соседские мальчишки тотчас же сбегались посмотреть на это действо. Но чаще мы находили кинескопы уже с отбитой лампой. 

Отношение к детям

В то время детей рождалось довольно много. Так, в одной дворянской семье, могло быть от 10 до 15 отпрысков. Однако и смертность была очень высока. Малыши погибали при тяжелых родах, в результате несчастных случаев, от детских болезней. Если из 15 достигали совершеннолетия хотя бы пятеро, это уже считалось благословением свыше.

Сразу после рождения малышей отдавали в руки кормилиц и нянечек. Хотя и материнской заботы они не были лишены. В качестве примера можно привести княгиню Евдокию Мещерскую, которая вела специальную тетрадь «Беседы с моей дочерью». Начиная с 10-летнего возраста её дочери Анастасии, она записывала туда успехи и неудачи княжны. Когда Анастасии исполнилось 11 лет, княгиня выделила ей отдельную комнату, прислугу и немного денег, чтобы девочка научилась вести хозяйство.

Даже царские отпрыски не были обделены материнским вниманием. Так, императрица Александра Федоровна лично составляла учебные программы для своих детей, отбирала учителей и проводила занятия по языкам и рукоделию

Проживали дворянские дети отдельно от родителей. Их спальни находились в другой части дома, как можно дальше от кабинета отца, чтобы не отвлекать того от работы. Это специально учитывалось при постройке дома. Детей держали в строгости, показывая, что это они созданы для родителей, а не наоборот.

Особенности питания

Питание у молодых дворян было хорошее, но без излишеств. На завтрак они получали бульон с хлебом, молоко либо сладкий суп с овсянкой и сухофруктами («габер-суп»). Обед состоял из супа, рыбного или мясного блюда и сладкого десерта. На ужин было опять молоко либо каша.

Кроме того, на столе всегда были варенные овощи, масло, яйца, пироги и творог. Летом ассортимент пополнялся свежими фруктами и ягодами. Для здоровья считались полезными различные травяные сборы, отвар лопуха и сыворотка.

Еда подавалась в точно установленное время. Завтрак начинался в 8 часов утра, обед – с 12 до часу дня, полдник – около четырёх, ужин – часов в восемь вечера. Между основными приемами пищи перекусов не разрешалось.

Строгость воспитания

Основным девизом дворянского воспитания было: «Любить Отечество свое и верою ему служить». И касалось это не только мальчиков, но и благородных девиц. Юные дворяне с малых лет проходили серьезную физическую подготовку, которая воспитывала в них силу и выносливость. Девочки же должны были следить за осанкой и фигурой, что считалось залогом здоровья.

В воспоминаниях Анны Керн, гувернантка заставляла её лежать на голом полу, чтобы спина была ровной, а одежда была настолько простой и лёгкой, что девочка постоянно мерзла в карете.

В семейной жизни дворянки должны были уметь вести хозяйство и поддерживать уют в доме. Княгиня Мещерская писала своей дочери: «Знание хозяйства и наблюдение в оном порядка — необходимое условие семейной жизни. От женщины зависит порядок и тишина в доме. Следует избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг.»

Главной в жизни дворянина была государственная служба, довольно часто военная.

В Царскосельском лицее общеобразовательные занятия чередовались с физическими упражнениями. Помимо разнообразных наук, мальчиков обучали фехтованию, верховой езде, гребле и плаванью. Лицеисты вставали в 7 утра и в любую погоду совершали прогулки на свежем воздухе.

Ничего удивительного, что при таком воспитании дворяне с детства очень хорошо владели собой и превозмогали страх в любых ситуациях. Пушкин писал: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству.»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий