Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника

С чего начать?

Прежде всего, стоит сказать, что маленькие дети очень подвержены влиянию родителей. В возрасте 3-4 лет малыши склонны копировать маму и папу почти во всем. Родители для них – непререкаемый авторитет, образец для подражания, идеал. Это нужно использовать по максимуму, если вы хотите приучить кроху к чистоте и порядку.

Своим примером вдохновляйте малыша на уборку. Вместе разложите вещи по своим местам, помойте посуду, уберите игрушки после шумных игр. С более взрослым ребенком можно даже помыть пол или пропылесосить ковры.

Помните, что если вы сами не любите чистоту и не стремитесь ее поддерживать, требовать этого от малыша по меньшей мере несправедливо.

Также можно дать такой совет: никогда не оговаривайте малыша, если он что-то делает не так, а любую инициативу (мытье посуды, вытирание пыли) поощряйте похвалой и восторгом.

Нередко можно наблюдать такую картину: маленькая дочка пытается сама вымыть посуду, но получается плохо – где-то на чашке остался кофейный налет, где-то с тарелки не смыта пена, пол вокруг забрызган водой. Мама, желая все сделать быстрее и аккуратнее, отбирает у дочки губку и сама домывает посуду. Такое поведение в корне неправильно. Оно лишь отобьет у малыша желание приобщаться к уборке в дальнейшем.

Играем с пользой

Добиться положительного результата несложно, если придерживаться нескольких важных правил, главное из которых — общение с ребенком в игровой форме.

  • Когда малышу пора спать, нужно вместе с ним уложить спать игрушечных зверюшек, раскиданных по комнате. Нужно объяснить ребенку, что он ведь спит в своей кроватке, и у игрушек тоже должен быть свой домик, в котором они отдыхают.
  • После еды не стоит отпускать малыша просто так. Можно организовать веселое и интересное мытье посуды, с надуванием мыльных пузырей, играми с пеной, побрызгать слегка водой. Не стоит пользоваться постоянно посудомоечной машиной.
  • Незаменимыми помощниками в формировании привычки к чистоте и порядку являются домашние животные. Малыш быстро начинает понимать, что, например, с собакой следует гулять, после прогулки мыть ей лапки, кормить ее в нужное время. А за маленькими зверьками или птичками (хомячками, шиншиллами, попугайчиками) нужно регулярно чистить клетки.

Родителям следует спокойно и доступно объяснить ребенку, что в доме каждая вещь имеет свое место. И когда эту вещь кто-то берет, то после использования он должен обязательно вернуть ее на место. В противном случае она легко потеряется.

После это стоит внимательно наблюдать за поведением малыша. Если он не положит на место свою игрушку, можно тайком спрятать ее. Через время ребенок начнет искать свои вещи, но не найдет. Таким образом можно объяснить малышу, что игрушка потерялась, ведь ее не убрали после игры на место. В результате, чтобы таких неприятностей больше не повторялось, ребенок непроизвольно будет следить за своими вещами. Не стоит «перегибать палку» и доводить ситуацию до абсурда, ведь наверняка родители частенько и сами забывают, куда засунули пульт от телевизора или мобильный телефон.

Как приучить ребенка к порядку в доме, в своей комнате и к самостоятельности: советы психолога

Все родители хотят, облегчить жизнь своих детей в дальнейшим. Для этого они развивают в них некоторые качества. Одним из таких качеств является тяга к чистоте. И для того, чтобы впоследствии ребенок мог следить за окружающим себя порядком это действие нужно ввести в ранг привычки. Полезные привычки, привитые ребенком своими родителями в детстве, могут помочь ему правильно организовать свою дальнейшую жизнь.

Воспитывать внутреннюю тягу к чистоте необходимо именно в детстве

Ребенка должен окружать порядок, тогда он сам на подсознательном уровне будет хотеть видеть вокруг себя чистоту и расставленные по местам вещи.

Психологи советуют, для того, чтобы приучить ребенка к порядку, необходимо научить его замечать беспорядок. Но, тут нужно понимать и то, что каждый видит беспорядок по-своему. Если ребенок соорудит из стульев и покрывал дом, то взрослый может посчитать его признаком беспорядка. Задача взрослого разделять творение ребенка с тем, с чем действительно ассоциируется беспорядок.

Если ребенок любит сооружать «дома» из подручных средств, попросите его, когда он закончит с ними играть, все вернуть на место.

Важно дать понять ребенку, что уборка — это не каторжный труд. Проводите ее в игровой форме

Если у вас несколько детей примерно равного возрастай, сделайте так, чтобы уборка стала своего рода соревнованием. Введите призы тем, кто лучше отличиться при ее проведении.

Порядок должен стать привычкой. А ее формирование это не стихийный, а целенаправленный процесс. Вырабатывание привычки проходит не за один день. Тем более такой, как тяга к чистоте и порядку.

Просить и благодарить

Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»

И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!

Какие домашние дела можно предложить детям

Большинство хозяек предпочитают составлять списки дел, чтобы не забыть выполнить самое важное. Они смотрят, какие именно домашние дела нужно выполнить утром или вечером, а затем подстраиваются под составленный график. Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты

Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты. Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

  1. Какие дела нужно выполнять каждый день обязательно?
  2. Что нужно сделать с утра, чтобы день прошел легко и без происшествий?
  3. Какие привычки помогают облегчить домашнюю работу?
  4. Чем можно помочь взрослым при выполнении ежедневных домашних дел?

Важно! Список дел существенно облегчает жизнь родителям и ребенку, оставляет больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи с удовольствием. Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

Это может быть:

  • полив растений;
  • уход за домашним питомцем;
  • мытье чайной посуды;
  • проверка чистоты подставки для зубных щеток;
  • уход за расческой и щеткой для волос;
  • уход за своей одеждой и обувью;
  • участие в генеральной уборке квартиры;
  • вытирание пыли.

Отчасти с некоторыми трудовыми действиями ребята могут уже быть знакомы по детскому саду или школе. Родители при составлении списка могут исходить из возможностей своей квартиры и загруженности ребенка в школе.

Советы родителям

  • Следует с раннего детства прививать малышу собственную чистоплотность и уважение к делам других членов семьи. Если карапуз самостоятельно подмел пол, вложил столько сил и труда в это занятие, то он не захочет, чтобы другие намусорили. Желательно привлекать всех в семье к домашней работе, чтобы после долгой уборки никто не хотел мусорить или раскидывать вещи.
  • У каждого в семье должны быть собственные домашние обязанности. Ребенок должен четко понимать, какие обязанности в семье выполняет он. Например, все ребята сами должны убирать свои игрушки или школьные принадлежности.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей за неубранные игрушки, это ничего не даст и отобьет охоту убирать вообще. Нужно знать меру, ведь если ребенок сейчас категорически отказывается убирать, то заставить его вряд ли получится. Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего

Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего.

  • Взрослым следует показать, что уборка может стать не рутинными обязанностями, а интересным занятием, например, движениями под бодрую музыку. Главное, показать это малышу, тогда привычка выработается максимально быстро.
  • Родителям нужно постараться, чтобы и самим воспринимать уборку в качестве увлекательного занятия. Если мама относится к домашней работе как к ужасному факту в своей жизни, то ребенок не сможет относиться к этому иначе. Ну а если все происходит наоборот, то маленький член семьи будет воспринимать пылесос как разнообразие в играх.

Важно! Нежелательно заниматься домашними делами, когда ребенка нет дома. Даже если хозяйством занимается бабушка, маме тоже следует найти для себя домашнее дело и приобщить к нему сына или дочь

Развиваем самостоятельность

По мере освоения тех или иных навыков в уборке, необходимо предоставлять малышу все большую самостоятельность. На этой почве возможно непонимание: «как же так, раньше мы делали все вместе, почему сейчас я должен убирать один?».

Кстати, это основная проблема, с которой я столкнулась сама. Действительно, ребенок не только привыкает выполнять определенные действия, но и делать это с кем-то.

Доводы о том, что он теперь взрослый, самостоятельный и может что-то сделать сам, не имели особого действия. Нас выручил метод «ты же помощник»

Пришлось объяснить ребенку, что у мамы тоже много дел и пока он сам убирает за собой, она успеет сделать тоже что-то важное и полезное. Таким образом, разделив обязанности, мы сможем сэкономить время и заняться впоследствии чем-то интересным вместе

 Да, принцип разделения обязанностей в доме мы «изобретали» заново, в форме, которая была бы понятна и одобрена сыном.

Все дети разные и к каждому нужен свой подход. Возможно, что-то придется «выдумать» заново, что-то объяснить, найти доводы, которые были бы ребенку понятны.

Как приучить к порядку ребенку 5-8 лет

По достижению ребенком пяти лет становится практически невозможно завлечь любимое чадо в уборку игровым методом. К детям в этом возрасте родители начинают относиться с более «взрослыми» требованиями, постоянно отмечают, что малыш уже большой и не считают нужным тратить свои силы на поиск новых методов. На этой почве случаются конфликты, которые также отвращают ребенка от уборки.

Правильно, он уже большой

Именно поэтому самое время начинать относится к уборке как к важной миссии, которую выполняет любой взрослый человек. Рассмотрим несколько рекомендаций:

•    Список дел

С пяти лет дети уже осваивают чтение. Этот факт наводит на мысль о множестве приемов: график семейных дежурств, индивидуальный список дел на день, индивидуальные обязанности. Напишите на листочке посильные задания для ребенка, непременно украсив его каким-нибудь приятным рисунком. Оставьте на видном месте и дайте малышу проявить свою самостоятельность. Следует отметить, что о таких списках необходимо предупредить ребенка, иначе это вызовет негодование и даже бунт. Также популярны графики семейных дежурств. Они предпочтительнее, так как ребенок видит, что он выполняет задание вместе с семьей и не чувствует себя обделенным.

•    Постоянство

Определите основные обязанности ребенка. Пусть только он всегда пылесосит и поливает цветы. На ваше усмотрение. Но малышу будет приятнее нести ответственность за определенные действия на постоянной основе.

•    Формирование самостоятельности

Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам. Зачастую ситуация складывается следующим образом: мама пять раз сказала протереть пыль с полок, ребенок проигнорировал просьбу, мама сама вытерла пыль с полок. Так делать нельзя. Мягко, но строго требуйте выполнения своей просьбы.

Как приучить к порядку в комнате и самостоятельности ребенка 9 лет

Как утверждают психологи, чем ребенок старше, тем все сложнее привить ему любовь к чистоте и порядку. Именно поэтому приучайте малыша к самостоятельной уборке с ранних лет.

Как же приучить ребенка к порядку в 9 лет, ведь это уже достаточно взрослый человек, чтобы поддерживать в чистоте не только свою комнату, но и помогать маме в уборке всего дома. Придерживайтесь таких принципов в поведении:

  • Регулярно занимайтесь уборкой, сделав ее приятной частью вашей семейной жизни. Желательно, чтобы участие в этом процессе принимали все члены семьи, даже папа. Если у него нет такой возможности, убирайте сами вместе со своим ребенком.
  • Попросите своего 9-летнего сына или дочку определить, что для них значит «чистая комната» и составить список действий, позволяющих поддерживать ее в таком состоянии. В него могут быть включены такие пункты: «заправленная постель», «сложенная одежда», «чистый письменный стол», «аккуратно разложенные книги и тетради».
  • Просите детей не просто выполнить что-то, необходимое для уборки, а помочь вам это сделать. Например, принести веник или пылесос, вытереть пыль, набрать в ведро воды, чтобы помыть полы.

Все эти полезные рекомендации и правила, как приучить ребенка к порядку и самостоятельности, позволят вам легко привить сыну или дочери привычку поддерживать свою комнату в чистоте и строго соблюдать дисциплину в доме.

Как не ссориться, воспитывая?

Залогом успеха в воспитании детей могут стать следующие правила.

1. Нужно сформулировать чёткие, понятные и разумные ограничения и требования. Ребёнок должен знать, что мы допускаем, а что нет.

2. Помнить, что залог успеха воспитания детей — упорный труд. Он сродни тому, о котором Бог сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3:19). Такой труд — это то благословение и то лекарство, благодаря которому мы сможем вернуться к счастью, тому блаженному состоянию, из которого вышли.

3. Церковные таинства. Без благодатной помощи, без нашей веры в неё ничего не получится. Для того чтобы успешно воспитывать детей, нужно не только водить их в храм, но и самим постоянно укрепляться в вере. Надо понимать, что человек получает в таинствах, а для этого нужно сначала самим стать участниками этих таинств. Без этого, на мой взгляд, невозможно добиться успеха ни в каком деле, тем более — в воспитании ребёнка. Рано или поздно возникнут перекосы, проявятся все допущенные нами оплошности и огрехи — последствия поражённой грехом природы человеческой. Если мы не будем вести борьбу с этим, то, конечно же, не справимся. А если вооружимся орудиями, данными нам Богом, то сможем всё преодолеть.

4. Не забывать о личном примере. Если мы сами не дисциплинированы и не поддерживаем порядка ни в доме, ни в голове, то требовать этого от детей бессмысленно и научить их этому не получится.

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша

И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой

Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.

Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел

Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей

  • Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.
  • Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса. Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать

Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Личный пример или всему свое время

С появление в доме малыша уклад жизни меняется до неузнаваемости. Ночные бдения, стирка, приготовление отдельных блюд для каждого члена семьи, времени на наведение привычного порядка практически не остается. Именно в этот период следует напрячься, ведь любовь к чистоте закладывается в нежном возрасте.

Чтобы не пришлось просить совет, как приучить детей к порядку, когда градус напряженности в семье уже возрос, заняться решением проблемы нужно как можно раньше. Малыши с удовольствием копируют поведение родителей, перенимают их привычки. Если сын или дочь с первых лет жизни будет видеть порядок или стремление к нему, он также будет любить чистоту.

Беспорядок в доме, где живут дети – это нормальное явление, не стоит делать из него трагедию. Вместо этого лучше небольшими шажками терпеливо двигаться к цели.

Несколько советов в заключение

Мы должны научиться чётко различать сознательное неповиновение (нарушение правил и дисциплины) и естественную ребяческую безответственность. Первому нужно противостоять решительно и уверенно, помня о нашем праве устанавливать правила. А вот с естественной безответственностью лучше бороться мягко и снисходительно, проявляя терпение, ведь она присуща всем детям в той или иной мере. Не только ваш оболтус забывает заправить кровать, положить всё необходимое в портфель или повесить школьную форму в шкаф. Это нормально. Просто терпеливо напоминайте ему об ошибках — и всё будет хорошо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий