5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Приучаем детей помогать по дому с раннего детства

Психологи советуют закреплять за подрастающим поколением конкретные поручения, только проследите за тем, чтобы они были по-настоящему нужными, а не придуманными с воспитательной целью.

Так, даже двухлетний малыш может выполнять несложные задания: приносить маме кошелек, телефон или перчатки.

Давайте узнаем, какие дела вы сможете поручать деткам в разном возрасте.

К примеру, 3-4-летние дети способны:

  • складывать за собой куклы и машинки;
  • помогать в сервировке стола;
  • одеваться с маминой помощью, умываться и чистить зубы;
  • вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-6 лет может:

  • убирать одежду на место;
  • наводить порядок в детской;
  • расстилать и застилать постель;
  • ненадолго приглядывать за младшим братом или сестренкой;
  • ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать);
  • раскладывать покупки.

Младшему школьнику в 7-9 лет можно поручить:

  • мыть посуду за собой и домочадцами;
  • готовить несложные блюда (бутерброд, мюсли с молоком);
  • пылесосить;
  • помогать родителям и бабушке в огороде и на даче;
  • выгуливать собаку, если она не очень крупной породы;
  • собираться под маминым контролем в школу.

Не огорчайтесь, если у вас не получилось привить любовь к чистоте трехлетнему ребенку. Сделать это можно и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте.

Чем может помочь ребенок в 4-5 лет?

Если ребенок развивается правильно и своевременно, то в 4-5 лет его восприятие активно совершенствуется. Более того, он может выполнить уже более сложные просьбы, например, сложить несколько вещей в корзину, сумку.

Также можно приучить вашего ребенка помогать во время уборки.

Как же это показать?

Конечно, всё зависит от конкретной ситуации. Если вы делаете уборку, то дайте ребенку тряпочку. Пусть он протрет пыль. Если вы накрываете на стол, ребенок может отнести ложки и салфетки. Если вы на даче, то пусть ребенок собирает с вами урожай.

Разумеется, полезных дел ещё может быть очень много. Главное – просите вежливо и показывайте ребенку, что вы гордитесь его большими достижениями.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша

И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой

Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.

Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел

Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей

  • Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.
  • Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса. Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать

Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Ребенок гордится выстраданной пятеркой

Если у вашего ребенка плохие итоговые оценки, пусть он сам исправляет ситуацию и принимает последствия. Поощряйте его за хорошие оценки, но пусть он сам их добивается.

Выстраданная упорным трудом пятерка станет предметом особой гордости. А навык трудолюбия и умения брать на себя ответственность принесет плоды в будущем — в вузе и на работе.

Разочарования — рутинная часть нашей жизни, поэтому ответ на вопрос «Позволю ли я своему ребенку ошибаться?» вполне ясен. Когда мы рассказываем детям, как бороться с неудачами и отражать удары, мы даем им урок, который будет приносить им пользу всю оставшуюся жизнь.

Фото: unsplash

Как бы нам ни хотелось, мы не можем вечно защищать наших детей, но в наших силах научить их добиваться успеха. Ранний опыт неудач поможет принимать трудные решения по мере взросления и, в конечном счете, станет причиной побед.

Перевод Марии Строгановой

На первом месте – режим

Как в один голос утверждают психологи, ребенок, попадая из уютного мира детского сада в школу, испытывает сильнейший стресс. Поэтому готовить его к школьной жизни надо задолго до первого класса: не запугивать, естественно, а спокойно рассказывать, что скоро его ждет другая, более «взрослая» жизнь, где есть не только игры и развлечения.

На первых порах именно на родителей ложится основная ответственность за то, чтобы привыкание к школе прошло наименее болезненно. И тут главное, чтобы выполнение домашнего задания не превратилось в «куликовскую битву», где обе стороны проигрывают. У ребенка что–то не получается, он начинает капризничать. Мама срывается, кричит, пьёт валерьянку.

Для начала самим родителям стоит привыкнуть к мысли, что и им тоже придется решать примеры и писать упражнения. Не в буквальном смысле, а в организационном. Определитесь с конкретным временем, когда ваш ребенок будет садиться за уроки. Сразу после занятий в школе делать этого не стоит – ребёнку нужно как минимум час–полтора отдохнуть.

Считается, что оптимальное время, когда наш мозг настроен на интеллектуальную работу – с 15 до 18 часов. Но если ваш первоклассник пришел домой в 12 часов, то, наверное, до трех часов можно и не ждать. Главное – выбрать конкретный час, и стараться именно в это время приступать к домашнему заданию. Ситуация, когда уставшие родители, придя после работы домой, начинают делать с ребенком уроки до 11–12 часов, как раз и приводит к нервным срывам что у детей, что у взрослых.

Покупки и оценки

Многие приятные и полезные покупки люди делают к праздникам. Это добавляет радости такому дню и делает его практически незабываемым. Стиральная машина — к новоселью, новая мебель — к Новому году, модное платье — к отпуску, и так далее…

Точно так же мамы и папы относятся к возможности что-то купить для своего ребенка. Они стараются сделать так, чтобы не только сама вещь появилась в доме, но и впечатление, произведенное на ребенка ее покупкой, стало ярким и радостным. Велосипед — к окончанию учебного года, мобильный телефон — к первому сентября, новое платье — ко дню рождения любимой тети, аквариум — в честь первого урока биологии и так далее.

Ребенок, потребовавший купить какую-то вещь, довольно часто терпеливо и даже с удовольствием ждет того радостного события, в честь которого ему пообещали эту вещь купить

Он способен ждать месяцами, и самое важное здесь — не обмануть: обещали купить роликовые коньки к первому мая — надо покупать

Одним словом, обещанная покупка и выполненное обещание способны сделать любой праздник еще праздничнее.

Однако иногда взрослые не просто переносят покупку поближе к празднику, но и ставят ее в зависимость от определенных обстоятельств. Например, “велосипед купим к концу учебного года, но только если закончишь год на “отлично”; или: “магнитофон купим к Новому году, но если не будет замечаний по поведению в школе”; или: “этот конструктор купим к приезду бабушки, но только если будешь каждый день убирать в своей комнате”.

А иногда родители и вовсе ставят покупку в полную зависимость от поведения, оценок и успехов ребенка, да еще и упрекают, если этих успехов нет: “О каком компьютере может идти речь, если у тебя тройка по географии!”, или “Как тебе не стыдно просить новое платье, если у тебя такой беспорядок в шкафу!”, или “Вот научишься аккуратнее обращаться с игрушками, тогда и будешь просить новый танк!”.

Родители хотят таким образом стимулировать активность своих детей. Однако далеко не всегда такая зависимость покупок от успехов ребенка и результатов его труда оказывается действенной и выполняет свою “воспитательную функцию”, как этого ожидают родители.

Все зависит от того, насколько сам ребенок чувствует себя самостоятельным. Если он:

  • активно общается со сверстниками;
  • может придумывать и затевать разные игры;
  • любит участвовать в соревнованиях, конкурсах, концертах;
  • не боится проигрывать, но всегда старается выиграть;
  • не боится контрольных работ и любит школьные олимпиады,

то, скорее всего, обещание желанной покупки взамен хорошего результата какого-нибудь дела действительно станет важным стимулом для усиления активности ребенка.

Если же ребенок:

  • не очень уверенно входит в контакт со сверстниками;
  • стесняется выступать перед другими и не любит соревнований;
  • нуждается в поощрении и поддержке родителей для выполнения своих дел;
  • сильно огорчается, когда проигрывает, и не любит игр, в которых может проиграть,

то, скорее всего, обещание купить что-то в качестве награды за успех в каком-то деле прозвучит для ребенка как упрек в беспомощности и неуспешности. Сам ребенок может думать: “Я никогда не смогу этого сделать, значит, я никогда не смогу получить то, что я хочу, значит, я — неудачник”.

В этом случае для поддержки активности ребенка полезнее не условие покупки и материальное вознаграждение, а похвала мамы и папы самым маленьким его удачам — красиво написанному слову, аккуратно убранной постели, самостоятельно решенному примеру, сыгранной партии в шашки и т. д.

Именно дети, которые не очень уверены в себе и своих хороших качествах, громче всех требуют “купи”, — потому что нуждаются в материальном подкреплении веры в то, что они любимы и ценимы родителями. Именно им совсем не полезно и даже вредно говорить: “Куплю, если ты сделаешь то-то и то-то” — потому что для них это звучит: “Буду любить, если ты сделаешь то-то и то-то”. А ведь это так горько — думать, что самые дорогие тебе люди любят тебя только тогда, когда ты делаешь какие-то успехи!

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться

Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы

Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

Как приучить подростка убирать в своей комнате: 6 рекомендаций родителям

В процессе полового созревания, когда организм ребенка перестраивается, многие подростки испытывают приступы хронической усталости и апатии или выражают протестное отношение, выражая свою «взрослость». В этом возрасте они могут полностью игнорировать любые просьбы и требования взрослых. Я-родитель предлагает несколько методов побудить подростка помогать родителям.

Мотивируйте ребенка

Постарайтесь донести до ребенка, что его репутация и успешность во взрослой жизни во многом зависят от того, как он относится к своим обязанностям уже сейчас. Объясните ему, что уборка комнаты, например, сформирует у него такие личностные качества, как дисциплинированность и ответственность, которые необходимы для достижения успеха в любой сфере жизни.

Найдите пример для подражания

Обратите внимание чада на людей, которые могут быть примером для подражания. Это может быть молодой преуспевающий человек из числа ваших знакомых, у которого подросток мог бы учиться правильному отношению к жизни

Для сравнения найдите в своем окружении человека, жизнь которого не является примером. Если удастся, убедите его сказать при подростке что-то вроде: «А ведь мама мне говорила – большое начинается с малого. Надо было слушаться, не пришлось бы теперь дворы мести». На впечатлительных детей этот способ действует безотказно.

Стимулируйте стремление стать взрослым

Заставить подростка убрать свою комнату, если он сам этого не хочет, очень сложно. В этом случае скажите чаду, что если он не может поддерживать минимальный порядок в своей комнате, значит, он недостаточно взрослый и ему не стоит позволять того, что обычно позволяют его сверстникам. Такой подход может кардинально изменить отношение подростка к домашним обязанностям.

Поддерживайте энтузиазм

Многим детям в подростковом возрасте уборка комнаты или выполнение других домашних обязанностей кажется скучным и неинтересным. Если ребенка ничего не интересует, родителям стоит помочь ему раскрыть свои творческие способности, выявив интересы и склонности чада

В этот период взрослым крайне важно поддерживать энтузиазм детей. Например, предложите сыну или дочери провести досуг вместе: прогуляться в парке, сходить в кафе или посетить интересную выставку

Демонстрируйте уважение

Вы можете предложить подростку навести порядок вместе. Однако перед тем, как начать уборку в комнате ребенка, родителям стоит понять, как он это воспримет: у него могут быть секреты, которыми он не захочет делиться с вами. Психологи советуют родителям не критиковать свое чадо или, что еще хуже, сравнивать его с кем-то из сверстников с намерением пристыдить. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на критику в свой адрес. Крик и угрозы сделают ребенка более замкнутым и недоверчивым. Не забывайте, подросток хоть и находится в зависимости от родителей, но уже имеет свою точку зрения, которую стоит уважать. Предложите ему провести уборку в несколько этапов. Это значительно легче, чем делать все и сразу. Хорошо, если успехи ребенка в этом деле будут как-то отмечены. В некоторых случаях достаточно одной похвалы, чтобы подросток захотел поддерживать минимальный порядок в своей комнате.

Покажите личный пример

И самое главное – приучайте ребенка убирать в своей комнате на личном примере. Ведь если вы сами мало заботитесь о чистоте и порядке в доме, не стоит ждать от своего чада другого поведения.

Не стоит требовать от детей соблюдения идеального порядка в комнате – это верный способ внушить им отвращение к домашним обязанностям. Позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность. Это простое правило поможет воспитать в ребенке самостоятельность и инициативность.

Екатерина Кушнир

Портал «Я–родитель» предлагает пройти тест, который позволит понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Степени адаптации ребенка

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Легкая

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

Средняя

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:

  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

Тяжелая

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий