Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Малышам скучно не бывает.

Вы сами прекрасно знаете, что они делают, когда делать нечего. И что они чаще всего слышат от взрослых, которым это не-у-доб-но, которым ЛЕНЬ совершить лишние телодвижения, хоть, может быть, именно эти движения им сейчас необходимы для здоровья, бодрости, энергичности? «Перестань!», «сиди тихонько», «здесь не принято бегать» и т.п. – это основа для психологических блоков, из которых развиваются элементарные физические зажимы в теле (а хронический зажим – верная дорожка к хроническим болезням).

Не усмирять малыша, а в каждой ситуации найти альтернативу, возможность подвигаться, порадоваться, узнать и увидеть что-то новое и интересное, похохотать вместе с ним – вот режим наибольшего благоприятствования для любого человека, и растущего, и взрослого.

Но вернемся к нашему «ленивому» мальчику.

В 9 лет не так-то просто изменить уже сформировавшиеся и закрепившиеся привычки. Особенно если учесть, что сложились они не в пустыне, а в лоне родной семьи и ближайшего окружения, в том числе школы.

Мы такие, какие мы есть, и наши недостатки — тоже часть нас

Мы не хотим меняться по первому требованию каждого встречного и поперечного. И не будем. Только подумайте, что было бы, если бы вас могли менять с помощью уговоров, объяснений и убеждений все, кого что-то в вас не устраивает? Начальник, соседи, свекровь? Стоит им вас покритиковать — и вот вы уже изменились. Стоит убедительно объяснить, как вы не правы — и вы уже другой человек. Страшно? К счастью, это невозможно. Люди умеют отстаивать свою целостность, свою идентичность. И взрослые умеют, и дети тоже.

По крайней мере, теперь мы знаем, почему «я ему говорю-говорю, объясняю-объясняю, а он все равно за свое»

Причем, обратите внимание, наш эксперимент был невероятно, неправдоподобно щадящим. Воображаемый «другой человек» говорил только то, что вы сказали о себе сами

Он не прибавлял ничего вроде «зла на тебя не хватает», или «уже дурак бы понял», или «как не стыдно быть такой свиньей». Он не повышал голос. Он не критиковал вас при друзьях. Не грозился наказать, если вы не послушаетесь. Он был сущим ангелом, образцом корректности и деликатности. И все равно вызвал отторжение.

Что же говорить о реальных ситуациях, когда мы читаем нотации, обвиняем, давим, а то и оскорбляем? Естественно, ничего не получая в ответ кроме протеста. Как только мы начинаем действовать по принципу «Стань таким, как я хочу», ничего хорошего из этого не выходит. Атмосфера накаляется, близость и доверие исчезают, отношения рушатся.

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным дети флегматического темперамента кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба – скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая “медвежью услугу” ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Почему дети становятся очень ленивыми?

Неоправданная жалость к детям их мамы или, чаще всего, бабушки также приносит ребенку больший вред, развивает в нем лень. „Ребенок худенький, нервный”,— говорят они и легкомысленно пишут объяснительные записки по поводу отсутствия ребенка в школе, тогда как он не пошел на занятия потому, что не выучил уроков. Они не замечают, что ребенок все чаще и чаще начинает требовать объяснительных записок, в нем развивается лень.

У других родителей требования слишком высокие. Они считают, что их сын или дочь непременно должны быть отличниками. Четверка или тройка для них — настоящая трагедия. Не будучи в состоянии правильно оценить возможности своего ребенка, такие родители требуют от своих детей больше, чем позволяют их способности. Ребенок страдает от бесконечных упреков, известное время старается, но, видя бесплодность своих усилий, не выдерживает и запускает уроки, становится апатичным. Разве можно такого ребенка назвать ленивым ?

Труд ребенка оценивается его отметками, но в не меньшей степени его прилежанием и упорством, которые он вкладывает в свою работу. Есть ли смысл постоянно отчитывать второклассника за тройки по арифметике, если, несмотря на его старания, ему не даются задачи? Но если после долгих усилий и стараний, он, наконец, принесет четверку, его трудолюбие не должно остаться незамеченным. Похвала явится стимулом для дальнейшей упорной работы. А упрек и сожаление по поводу того, что это лишь четверка, а не пятерка, уязвят самолюбие ребенка, убьют в нем желание стараться еще больше.

У так называемой „лени” могут быть и другие причины, например, не очень хорошее состояние здоровья школьника. Такого ребенка не следует считать ленивым. Его нужно непременно показать врачу.

Разумно взыскательное и в то же время сердечное отношение родителей к ребенку, искренний интерес не только к полученным отметкам, а и к домашним заданиям, ненавязчивый, но постоянный контроль за состоянием здоровья школьника — вот необходимые условия, которые сделают проблему „лени” неактуальной.

Метки: почему ребенок ленивый, что делать с ленивым ребенком, ребенок очень ленивый.

Вам не нравится, что ребенок мало двигается и мало чем интересуется? А насколько вы подвижны, насколько вам не все равно, что происходит вокруг – на улице, в парке, в театре, в городе, в мире, в небе?

Ребенок встревает в ваши разговоры, и это вам не нравится? Но, может, он хочет о чем-то вам сказать, заявить о себе, возможно, вы не слышите чего-то важного? И не слишком ли бесцеремонно вы участвуете в его жизни? Установлены ли личные границы у вас и у сына, за которыми человек все решает сам и в советах не нуждается, хоть и может попросить вашего совета, когда сочтет нужным?

С отметками в школе отдельная тема. Я не верю, что ребенку, каким бы продвинутым он не был, могут нравиться абсолютно все предметы. Они могут вообще все не нравиться – при определенном стечении обстоятельств и действующих лиц. И славно, если несколько учебных дисциплин вызывают у человека интерес, тогда, значит, все в порядке.

Лекарство от лени

Самое эффективное средство от лени – не микстура. И даже не попытка заставить, надавить, потребовать. Самым эффективным способом «борьбы» с ленью было и остается желание понять, «почему мне лень» и «почему ему (ей) лень» что-то делать. И только тогда, когда вы поняли причину лени у вашего ребенка или у себя, вы сможете исправить ситуацию.
Чтобы вам легче было найти причину, предлагаем вам ряд вопросов, которые вы можете адресовать как себе, так и своему малышу:
– Что он (я) не хочу делать?
– Что мне (ему) мешает делать лень?
– Против чего протестует мой (его) организм?
– Что именно я или мой ребенок потеряет, если не будет делать то, что сейчас не хочет?
Если вы не побоитесь честно ответить на вопросы, то сможете узнать истинную причину лени.

Лень как экономия энергии

Бывает, ребенок перегружен. Он устает еще в школе, а после школы у него кружки, а после кружков – репетиторы. А перед самым сном еще и «домашка». Как правило, последнее делать уже лень. Точно лень? Или измотанный организм ребенка экономит таким образом энергию для других нужд?

Лень как избегание неудачи

Подобная лень часто связана со страхом, который ребенок таит глубоко в душе. Он вообще может никогда не признаться вам в том, что ему легче не подготовиться совсем и не участвовать, например, в школьном концерте, чем переживать очередную неудачу при выступлении и насмешки одноклассников.

Лень как отказ от неинтересных дел

Такой вид лени еще называют «синдромом мотивационной недостаточности». Хорошая мотивация – это когда зайчик идет за морковкой. Но что если ваш зайчик не хочет грызть ту морковку, которую ему навязывают взрослые? Например, девочка любит стрелять или фехтовать, а ее отдают в музыкальную школу. Тогда, конечно, лень репетировать гаммы, ведь удовольствия от этого никакого.

Лень как защитный механизм

Лень может вступать в игру, когда психика ребенка перегружена актуальными переживаниями или недавним сильным стрессом. Как правило, это уже не лень, а апатия, бессилие. В подростковом возрасте нередко случаются первые депрессивные эпизоды, связанные с психологическими травмами. Но со стороны это выглядит как пребывание ребенка в царстве лени. Помимо нежелания ничего делать, родителей должны насторожить такие симптомы “лени” как нарушение сна, потеря аппетита, плаксивость, попытка избежать любых контактов.

Лень как экономия жизненного ресурса

Иногда маленький человек понимает, что задание ему задали для галочки, и старается отлынивать от его выполнения всеми способами. Он знает, что потратит много времени и сил на то, что никому не нужно. Например, ребенок может перестать делать домашние задания после того, как однажды случайно увидит, что учитель проверяет их халатно.

Лень как признак нарушения циркадных ритмов

Вечером не загонишь – утром не поднять? Ребенок утром вялый и ленивый, а вечером как электровеник? Налицо нарушение природных биоритмов, которые приводят к апатичным состояниям. Простой пересмотр режима сна и отдыха, контроль рациона питания и популяризация в семье здоровых привычек могут изменить ситуацию на корню!

Лень как симптом болезни тела

Иногда лень является спутником некоторых заболеваний, в первую очередь, гормональных. Самая «ленивая» болезнь – это гипотиреоз, снижение функции щитовидной железы. Такая лень будет тотальной и станет распространяться не только на выборочные поручения, а на все дела.

Лень как признак слабой концентрации внимания

Бывают такие типы личности, которые очень быстро переключают свое внимание с одного объекта на другой. Они быстро бросают начатое дело, а возвращаться к его завершению им лень

Это уже вопрос воспитания и самодисциплины. Побороть такую лень можно путем разделения большой задачи на маленькие подзадачи.

Лень как безответственность

Иногда ребенок не несет ответственности за результат своего бездействия. Такое случается, если ответственность можно переложить на кого-то. Например, когда есть значимый взрослый, который пожалеет и молча доделает за ребенка уроки. И завтра ему не придется отвечать за свою слабость.

Запланированная лень

Бывают такие индивиды, которые любят работать в режиме аврала. Им нравится, когда время поджимает и надо сконцентрироваться, исхитриться, извернуться и успеть в последний момент. 3ато потом до нового дедлайна можно расслабляться по полной. Есть такие гениальные лентяи, которые делают все быстро, качественно, креативно. Они вырастают и часто становятся гениальными изобретателями, упрощающими наш быт.

Что такое детская лень?

Как ни странно, но леность может проявляться в ребенке с самого рождения. Некоторые ученые даже говорят о ее генетическом происхождении. Новорожденному по инстинкту положено криком давать знать о том, что он голодный или мокрый. Но некоторые младенцы (их, конечно, мало) проявляют пассивность. Они молчат, а в результате теряют в весе, становятся слабыми. А это уже признаки заболевания.

В дальнейшем лень проявляется в нежелании выполнять элементарные действия по самообслуживанию: садиться на горшок, одеваться, убирать игрушки. С поступлением в школу она вырастает в серьезную проблему – нежелание учиться.

Любая лень – это отсутствие ясной мотивации. Даже взрослый человек не всегда понимает, зачем он что-то делает. Ребенок же при отсутствии жизненного опыта и необходимости принятия самостоятельных решений совсем не понимает настоящих целей того, что просят или требуют от него взрослые.

Также детская лень может быть вызвана природным инстинктом самосохранения, подсознательной потребностью сбережения энергии. Если ребенок устал или заболел, он не станет бегать, прыгать, играть. Такое поведение для многих родителей является сигналом к действию.

В школах часто наблюдается социальная лень. Активный дома ребенок в классе затаивается, старается вести себя незаметно. Он не нарушает дисциплину, но и не делает много из того, что выполняют другие дети. Он просто по-тихому уходит от общественной деятельности. Учителя его не ругают, потому что не за что. Но однажды он может проявить себя с совершенно неожиданной стороны. Двоякость поведения часто бывает опасной.

В большинстве случаев детская лень развивается от неправильного поведения взрослых. В семье – от чрезмерной опеки со стороны родителей, в детских садах и школах – от пассивности педагогов. Чаще всего праздность поражает тех детей, в которых не верили, ограничивали их свободу и самостоятельность.

Советы родителям

Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному

Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех

Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него

Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.

Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.

Воспитание детей Психология Семья

Как помочь ребенку найти занятие по душе

  • Сбор как можно большего количества информации об интересах ребенка. Стоит знать о том, какие мультики, игры и занятия предпочитает малыш. Необходимо провести анализ склонностей ребенка, наверняка они сосредоточены в какой-либо определенной области.
  • Лучше всего дать возможность ребенку попробовать свои силы в самых разных направлениях. Возможно, что придется выделить денежные средства, найти время, чтобы отвозить свое чадо в секцию, которая находится на определенном расстоянии от дома. Это позволит ребенку найти свое истинное призвание, что позволит обрести уверенность в себе и повысит его целеустремленность при выполнении каких-либо заданий.
  • Не стоит прибегать к критике, если ребенок отказывается от какого-либо увлечения, к которому первое время проявлял активный интерес. Каждый человек имеет право искать действительно свой путь, а данный поиск невозможен, если не пробовать себя в разных сферах деятельности. Придет время, и он непременно увлечется чем-либо одним.
  • Демонстрация искренней заинтересованности увлечениями ребенка. Это означает радость за его поведение, сочувствие при неудачах и похвалу за достижения. Можно присоединиться к деятельности ребенка и разделить его интересы.

Ощущая поддержку со стороны родителей, ребенку будет легче найти себя. Любимое дело будет способствовать уверенности в собственных силах, появлению здоровых амбиций. Главное, что он будет чувствовать, что его любят и понимают. Это послужит причиной возникновения благодарности и ответным желанием помощи близким.

Если же лень у ребенка вызвана нежеланием что-либо делать, можно воспользоваться проверенными рекомендациями от специалистов.

Боремся с детской ленью: советы родителям

  • Давать конкретное задание. Формулировка должна звучать максимально кратко и понятно «Сложи одежду в шкаф», «Поставь игрушки на место». Никаких лишних слов, лишь суть задания;
  • Учитывать эмоциональное состояние ребенка. К примеру «Можешь поиграть за компьютером полчаса, а потом садись за выполнение домашнего задания», а не «Быстро начал делать уроки!»;
  • Не бояться ребенку давать ощутить последствия поступка. Если вещи небрежно кинуть на стул, то они будут мятыми. Если не сделать уроки, можно получить двойку.
  • Отмечать достижения ребенка. «Ты смог выучить задание быстро и получил хорошую оценку»
  • Не забывать о поощрениях. «Какой ты молодец, смог быстро и правильно сделать уроки, мы можем пойти погулять».

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Личный пример. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания. Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Причины детской лени

Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.

Лень — приобретенная модель поведения. И чаще всего это огрехи в воспитании со стороны родителей. Лень начинает проявлять себя, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Малыш может устраивать настоящие истерики, когда его просят убрать игрушки, заправить постель или аккуратно сложить одежду. Сначала родителям посредством уговоров удается побуждать малыша к действию. Но по мере взросления ребенка будет все сложнее заставлять его что-то делать.

Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины.

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.

У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?

Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно

В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».

Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.

При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным дети флегматического темперамента кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба – скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая “медвежью услугу” ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками

Ленивые дети – результат воспитания

Привычку к умственному и физическому труду нужно воспитывать у детей с ранних лет. Нередко родители говорят, что девочка прилежная и старательная, как ее мать, или мальчик ловкий, как отец. Не отрицая наследственности, можно с полным основанием утверждать, что они в большинстве случаев — результат правильного воспитания, хорошего личного примера.

С каждым школьником может случиться, что он по той или иной причине не выучил урок. Однако, если школьник знает, что дома родители или дедушка с бабушкой регулярно проверяют, как он выучил уроки, у него не может выработаться привычка ходить в школу неподготовленным.

Родители ленивых школьников оправдываются своей занятостью — у них нет времени контролировать детей, помогать им. Однако все мы работаем, все заняты, у каждого много забот. И ребенок работает, и у него свои заботы. Основная его обязанность — учиться — требует от него большого умственного и физического напряжения

Как бы заняты мы ни были, необходимо помнить, что ребенку нужно внимание родителей, уважение к его труду, интерес к тому, что он делает. Детям нужно помогать, но не навязчиво, что парализует их волю и мышление, не следует постоянно надоедать им одним и тем же вопросом: „Выучил уроки ?”, а проявлять подлинный интерес к работе ребенка, подходить к нему с доверием и уважением, с разумными и посильными требованиями

В чем же проявляется уважение к труду школьника? Прежде всего необходимо знать, что время, отведенное ребенку для занятий, неприкосновенно

Нельзя именно в этот момент посылать ребенка за хлебом, отвлекать его внимание разными вопросами. Даже если он в чем-то провинился, следует подождать отчитывать его

Школьник нуждается в правильном режиме дня. К сожалению, во многих семьях этот важный принцип отсутствует или же систематически нарушается. Днем школьник ходит в кино, а уроки оставляет „на потом”, то есть на вечер. Но вечером собирается дома вся семья, начинаются разговоры, включается телевизор, приходят гости.

Ребенок раздваивается. Так с каждым днем невыученное, непонятое накапливается, подготовка к урокам становится для него неприятной и неинтересной, в дневнике появляются двойки. Так и хороший ученик может стать ленивым.

Причины детской лени

Раздражающий и вызывающий недовольство родителей фактор – детская лень – имеет вполне объяснимые причины. Чтобы понять, почему ребенок ленивый и у него отсутствуют наклонности к физическому труду, следует внимательно проследить и проанализировать поведение малыша.

Отсутствие мотивации

Ребёнок, который на протяжении длительного времени с удовольствием занимается любимым занятием, отказывается воспринимать просьбы о помощи или участии в домашней работе.

Психологические особенности характера

На этот фактор влияет темперамент малыша. Спокойного и медлительного маленького флегматика запросто можно принять за ленивого ребенка. А он, в силу своих особенностей просто медленно переключается с одного занятия на другое. Бесполезно предъявлять претензии и к детям-холерикам. Они могут бурно выражать своё несогласие, так как предпочитают заниматься только тем, что им интересно. Просто к таким детям нужен особый подход.

Неспособность оценить собственные силы

Неуверенность в себе внутренне сковывает и порождает страх перед чем-то новым. Такие дети обычно психологически зависимы от своих родителей, не способны на самостоятельные шаги и проявление инициативы.

Обычная усталость

Ребёнок, из которого родители стараются воспитать всесторонне развитую личность, может испытывать физическое переутомление. Поэтому родителям не стоит записывать одновременно во все кружки (вокальные, танцевальные, спортивные) сразу. Любые нагрузки должны быть соразмерны физическому и психологическому состоянию малыша.

Излишний контроль со стороны родителей

Чрезмерная любовь к крохе вызывает у родителей необоснованную жалость к нему. Им кажется, что малышу трудно самому одеваться, кушать, убирать за собой игрушки. Некоторые дети до школы не способны сами себя обслуживать. А ведь первый шаг к развитию трудолюбия – это научить малыша самостоятельности.

Чтобы приучить ребенка к труду, родителям вовсе не следует воспитывать его в спартанских условиях. Достаточно будет постепенно выполнять элементарные вещи. Для начала – самостоятельно обслуживать самого себя. А впоследствии – оказывать посильную помощь семье и окружающим.

Watch this video on YouTube

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий