У малыша проблемы в детском саду: как родители могут помочь ребенку

Что будет полезно для малыша?

Чтобы малыш максимально быстро и полноценно адаптировался к посещению детского сада, привык к режиму дня и питанию, не нужно торопить события и пытаться как можно скорее оставить его на весь день в группе

Важно настраивать ребенка на посещение детского сада дома, максимально подстроить его домашний режим под садовский, а по утрам не делать из расставания целую трагедию, прощаться коротко и спокойно, четко озвучив тот факт, что родители придут за ним перед обедом (или после него), после сна или занятий. Крайне не рекомендовано пребывание в группе с малышом.

Чтобы воспитателям было проще общаться с малышом, нужно сообщить о его привычках и особенностях, возможных страхах или проблемах в общении. Это поможет в нахождении с ним общего языка и налаживании отношений между ним и коллективом. Всегда стоит подчеркивать позитивные моменты, которые ребенку нравятся в детском саду — новые игрушки, друзья, прогулки, избегая разговоров о неприятных событиях. Это поможет сформировать в голове малыша положительный образ этого учреждения, что поможет в адаптации к новым условиям.

Заходить ли с ребенком в группу?

Воспитатель Виктория Кулинич рассказывает, что в их саду родители прощаются с ребенком в раздевалке и передают его воспитателю, который отводит малыша в группу.

— Мы не практикуем такой вариант, когда дети играют в саду с мамами. У нас есть специальный кружок «Материнская школа». В него дети до сада ходят вместе с мамами, где они лепят, рисуют, поют и занимаются в спортивном зале. Но с началом полноценного сада так делать не стоит. Представьте, если все родители захотят зайти в группу. Что будет твориться тогда в помещении? 

— Нужно объяснить ребенку, что сад — это только для детей, — советует психолог.— Родителям там находиться нельзя. Переоденьте ребенка в раздевалке, расскажите, что он сейчас будет делать, когда вы его заберете, и отпустите в группу. Вот идеальная схема действий.

Долго прощаться или уходить побыстрее «с глаз долой»?

Ольга Гома уверена, что, заводя ребенка в сад, обязательно нужно с ним попрощаться, а не исчезать незаметно. Если мама просто убегает, пока ребенок отворачивается, его мир рушится, он начинает думать, что самый близкий человек может просто исчезнуть. 

— Если вы говорите ребенку, что будете ждать его за дверью, как иногда говорят мамы, стойте там или не обещайте такое. В противном случае вы просто подрываете доверие к вам.

Нужно обязательно придумать определенный ритуал похода в сад или прощания. Это поможет ребенку начинать день на позитиве.

— Например, можно насыпать корм в птичью кормушку по пути или придумать специальное рукопожатие при прощании. Соблюдайте этот ритуал всегда.
 

Воспитатель подтверждает, что самый сложный момент — это уход мамы. Обычно после прощания дети быстро отвлекаются и занимаются своими делами. 

— Когда утром вы привели ребенка в сад, расскажите, что придете за ним в такое-то время, убедите, что все будет хорошо, поцелуйте и попрощайтесь. Если ребенок плачет и не отпускает маму, тут должен активную роль сыграть воспитатель. Я обычно беру ребенка на руки, жалею его, мы машем маме ручкой и заходим в группу

Там с помощью разговоров и игр я стараюсь его отвлечь, переключить внимание на что-то другое. И обычно уже совсем скоро ребенок играет с игрушками и сверстниками. 

Как вести себя в первые месяцы?

Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.

Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна

А далее важно выполнять обещание

В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.

Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.

Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию

В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе

Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно

Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.

Существует несколько вариантов периода адаптации:

  • от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
  • от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
  • от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.

Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Давать ли игрушки из дома?

Первое время можно давать ребенку в сад его любимую игрушку, поскольку так ему будет спокойнее. Воспитатель, правда, упоминает несколько «но»:

— Мы понимаем, что любимая игрушка является напоминанием о доме, она будет успокаивать ребенка, поэтому ничего страшного в этом не видим

Но родителям стоит обратить внимание на то, что в сад можно приносить только пластиковые игрушки, которые можно помыть и обработать. Под запретом мягкие игрушки (по санитарным нормам)

Кроме того, родители должны объяснить ребенку, что его игрушку могут взять другие дети и даже сломать. Малыш должен быть к этому готов, иначе конфликтов не избежать. 

Этапы

  1. Острая фаза. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, все силы организма мобилизованы. Наблюдается плаксивость, капризность, возможны истерики. В физиологическом плане может наблюдаться изменение частоты сердечного ритма в любую сторону. Возможно замедление или задержка по всем направлениям развития.
  2. Подострая фаза. выраженность негативных реакций снижается. Нервозность становится меньше, аппетит и сон приходят в норму. Однако такое состояние еще не стабильно, возможен возврат к негативным реакциям.
  3. Фаза компенсации. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Как помочь ребенку адаптироваться?

Для успешной адаптации ребенка к идее скорого посещения детского сада нужна сначала адаптация взрослых. Они сами должны полностью осознать и принять этот факт с положительными эмоциями, которые затем они передают и своему крохе. Заранее нужно посетить выбранное учреждение (без детей), познакомиться с заведующей и воспитателями, определить режим пребывания и особенности питания в период адаптации. Каждый малыш имеет свой индивидуальный план в зависимости от особенностей здоровья, черт характера и общительности. Некоторые дети уже через неделю остаются на обед и дневной сон, а то и на полный день, а есть крохи, которые могут месяц посещать группу только до обеда и каждый день тяжело и со слезами расстаются с мамой. Оба варианта вполне нормальны — это индивидуальные реакции. Все инициативы ребенка и его желание остаться на обед, на дневной сон или поиграть в группе подольше нужно только поощрять, это говорит о том, что адаптация проходит успешно.

Хотя в силу занятости или неудобства графика не все родители могут себе позволить адаптацию, нужно заранее выделить на нее время. Это будет полезно для ребенка и его психики, а также соматического здоровья. Кроме того, малыш будет более уверен в родителях, которые понимают и поддерживают его, а не просто отмахиваются, оставляя ревущим на пороге группы и убегая на работу. Если адаптация проходит в состоянии стресса, это приводит к снижению иммунитета и болезням. Это еще больше затруднит адаптацию к детскому саду.

Проблема №1. Если дома лучше

Одна из самых распространенных проблем ребенка, который привык много времени проводить дома, связана с неприспособленностью к жизни и общению в большом детском коллективе. Более того, он совершенно не понимает и не считает необходимым придерживать установленных в детском саду правил поведения и режима дня. В каждом дошкольном учреждении имеется свод правил поведения, к которому следует подготовить малыша. В первую очередь родители обязаны научить его обслуживать себя самостоятельно, уважать и слушаться воспитательницу и знакомиться с другими детьми. К моменту прихода в детский сад он должен понимать, что будет совершать много непривычных дел в определенное время, вплоть до заправления своей постели после обеденного сна.

Три степени привыкания

Средней тяжести

  • Длится 20-30 дней.
  • Тяжело дается расставание с мамой, ребенок плачет, но способен успокоиться.
  • Неустойчивое настроение.
  • Плохой аппетит.
  • Проблемы со сном (может просыпаться ночью, дневной сон заканчивается раньше, беспокойство во сне).
  • Способен переключиться с переживания на что-то иное.
  • Через некоторое время идет на контакт со сверстниками и педагогом.
  • Придерживается правил и режимных моментов.
  • Адекватно реагирует на замечания.
  • Наблюдается задержка двигательной и речевой активности.
  • Присутствуют функциональные изменения в работе органов и систем, что ярче всего наблюдается в преддверии острого заболевания.

Тяжелая

  • Длится от 2 до 6 мес.
  • Тяжелая форма привыкания может вылиться в открытую агрессию или, наоборот, замкнутость, отстраненность.
  • Не контактирует ни с кем в детском саду, стремится к уединению.
  • Слезы и истерики при расставании с родителями долго не проходят.
  • Отказ от пищи, возможна рвота во время еды, теряет в весе.
  • Нарушение сна, долгое засыпание с капризами, подъем тоже со слезами.
  • На любые слова воспитателя может отреагировать слезами, испугом, криком и т.д.
  • Ярко выраженные изменения в работе органов и систем выливают в частые, почти ежемесячные заболевания (бывает, что болезнь наступает уже после первого посещения).
  • Наблюдаются изменения в поведении, состоянии на грани нервного срыва.
  • Двигательная расторможенность.
  • Отставание в речевом развитии, возможно развитие логоневроза (заикание).
  • Могут появиться патологические привычки.

Почему ребенок относится ко всему серьезно?

Впервые сталкиваясь с затруднительными ситуациями, любой человек ощущает растерянность перед неизвестностью и необходимостью реагировать на новые обстоятельства. Для ребенка большинство ситуаций в жизни — новые, неудивительно, что он на любую проблему может реагировать слишком остро, по мнению взрослого человека. Отобранная в садике игрушка, грубое слово, брошенное соседским ребенком, несправедливое наказание в школе, двойка за диктант могут вызвать слезы, нежелание выходить из дома или общаться с окружающими. Маме или папе стоит спокойно поговорить с ребенком, выслушать, предложить варианты действий, рассказать о своем опыте, о том, что они испытывали подобные чувства, и как преодолевали проблемы. Можно отвлечься прогулкой, походом в кино, кафе.

Проблема №3. Ребенку не интересно

Понравится или нет малышу в детском саду во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Конечно, ему там будет не интересно, если воспитательница будет настаивать на определенных заданиях в те моменты, когда он желает заниматься совершенно другими делами. Например, ребенок хочет поиграть, а его заставляют садиться за стол и рисовать. Сотрудников детского сада тоже можно понять — невозможно угодить и подстроиться под каждого воспитанника, когда необходимо придерживаться программы.

Особенно трудно приходится тем детям, кто отстает в развитии и не может получать удовольствие от работы по программе обучения. Одаренному ребенку также будет сложно в саду, так как воспитатели не будут обращать на него много внимания, считая что он и так уже все знает и умеет

При таком положении вещей он начинает чувствовать себя ущемленным и обделенным вниманием, и поэтому может демонстративно вести себя, нарушая правила, чтобы привлечь внимание

Можно ли пропускать детский сад?

Психолог уверена, что ходить в сад нужно четко по графику и каждый день:

— Для ребенка во время адаптации важно постоянство. Ему будет проще адаптироваться к саду, если он будет знать, что и когда его ждет

Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время. Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом.

С тем, что нельзя нарушать режим, соглашается и воспитатель. 

— Ребенок может начать требовать от мамы, чтобы каждый раз они приходили в сад позже, не понимая, почему они вчера пришли позже, а сегодня зачем-то идут к 8 утра. И в ход будут идти не только просьбы, но и слезы, капризы и даже истерики, чтобы добиться желаемого. Таких проблем поможет избежать четко налаженный утренний режим.

Чего делать нельзя

  • Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.
  • Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.
  • Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Инесса Смык

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий