Как научить ребенка говорить

Первые упражнения

С рождения окружите кроху яркими и музыкальными предметами разных фактур. С 4-го месяца подключают упражнения для пальчиков и кистей рук.

В год можно подражать животным, многократно повторяя звуки, побуждая кроху тоже сказать: му-у, га-га-га…

В 1 год малыш должен сказать мама, баба, папа. Первым произнесет кроха слово, что слышит чаще остальных. Увлекает малышей повторение слогов.

Четкость произношения можно отрабатывать игрой «Что это?». Нужно показывать разные предметы, игрушки крошке, и самим отвечать, это – мишка, зайка…

При знакомстве с новыми словами, нужно смотреть малышу в глаза. Не нужно заменять трудные слова на легкие, иначе потом будет сложнее переучиваться.

На глаголы не надо обращать внимания

Эффективна методика противопоставлений: черное-белое, большой-маленький. Это быстро обогатит словарный запас малыша, он со временем сам систематизирует свои познания. Учим предложения.

Связанная речь формируется примерно к 3 годам. Обязательно обсуждайте картинки и сказки легкими короткими предложениями, которые малыш сможет повторить. Например, «дождь идет», «птичка поет» и пр.

Так учим ребенка говорить в 3 года. Например, не отвечать, когда малыш тычет пальцем, а спокойно уговаривать его сказать: «Мама, дай мяч». Пальчиковые игры улучшат память и речь.

Ребенок не выговаривает буквы: р, л, ж, ш Детки часто не выговаривают некоторые буквы и заменяют их другими, например, «р» на «л», а «л» на «в». Это происходит из-за нарушения потоков воздуха и слабой подвижностью языка.

Рекомендуют упражнение «Лошадка» — частое цоканье язычком. Улучшить воздушные потоки поможет выдувание воздуха.

Аналогичные занятия для буквы «ж»: жираф, жаба, жужжать. Можно играть жука, издавая звуки «ж-ж-ж».

Коварная буква «р» тоже легко не дается. Разберем, как научить ребенка правильно говорить букву «р». Малыш должен делать те же упражнения и повторять слова с «р»: рак, рука, кресло. Затем «тр»: трамвай, тротуар. Главное, правильное расположения языка.

Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

  1. «Маляр». Кончиком языка плавно и аккуратно вводим по верхнему небу, будто работаем кисточкой маляра.
  2. «Что прячется под скатертью». Берем пять предметов, в обозначении которых есть буква «Л». Пускай ребенок на ощупь угадает название вещи.

Гимнастика для артикуляции

Тут вам логопед не нужен. Эта гимнастика нужна для того, чтобы ребенок смог научиться говорить правильно. Вы в игоровой форме тренируете речевой аппарат малыша и помогаете осваивать слова.

Как выполнять

Любой навык закрепляется при регулярных и постепенных занятиях. Правила такие:

  • делать не больше 2-3 упражнений;
  • продолжительность занятия от 5 до 10 минут;
  • упражнения закреплять несколько раз.

Нужно не работать, а играть, тогда малышу будет интересно этим заниматься, поскольку эти упражнения относятся к маленьким деткам, от полутора лет, у которых логопедические проблемы еще не выражены, но для профилактики стоит выполнять маленькие простые упражнения.

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите ребенку вместе с вами открыть ротик, задержаться на пару минут и закрыть.
  2. «Покажи забор». Это означает сжать зубки и сильно улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Откройте рот вместе с малышом и покажите ему, как можно почистить зубки язычком, проводя по внутренней и внешней их части.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Малышу нужно нарисовать язычком на небе любые предметы. А можно закрасить все небо.

Не будьте серьезным, играйте в это вместе, гимнастика поможет красивому произнесению звуков с раннего возраста.

Учимся правильно выговаривать сложные буквы

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата. Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.

Название упражнения
Цель
Суть
Расслабим язычок
расслабление языка и улучшение произношения шипящих звуков
Положить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверх
укрепление мышц языка
Открыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами

Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языка
произношение буквы Ф
Улыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку

Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Ж
выговаривание Ш и Ж
Произнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы Ч
Произношение Ч
Языком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Парус
произношение буквы Р
Широко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горки
произношение буквы К
 На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Фото советы как научить ребенка говорить

Также рекомендуем просмотреть:

  • Сон новорожденного
  • Умственная отсталость
  • Как назвать ребенка
  • Как одеть ребенка на выписку из роддома
  • Как обустроить детскую
  • Как одевать ребенка зимой
  • Как подстричь ребенка в домашних условиях
  • Можно ли детям в баню
  • Когда рожать второго ребенка
  • Как отучить ребенка грызть ногти
  • Как отучить ребенка от бутылочки
  • Когда крестить ребенка
  • Что делать если ребенок проглотил инородное тело
  • Что делать если ребенок подавился
  • Как прекратить лактацию
  • Как научить ребенка часам
  • Как одевать ребенка на улицу
  • Что подарить ребенку на день рождения
  • Газы у новорожденного
  • Как отучить ребенка от памперсов
  • Детская юбка своими руками
  • Кофта для девочки
  • Чем занять ребенка
  • Как научить ребенка ходить
  • Как отучить ребенка от рук
  • Как хранить грудное молоко
  • Как научить ребенка спать самостоятельно
  • Близнецы и двойняшки
  • Как купать ребенка
  • Как пеленать ребенка
  • Детские стрижки
  • Как подмывать новорожденного
  • Поделки в школу
  • Кормление грудью
  • Норма веса ребенка
  • Жирность грудного молока

Как научить ребенка говорить? Советы родителям

1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте.  Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.

2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.

3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет

Просто малышу важно слышать различные слова, интонации

4. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей.

5. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.

6. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют.

7. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.

8. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.

9. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.). Хорошо, если в ней будет много стихов.

10. Развивайте мелкую моторику: играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.), ближе к году начинайте заниматься рисованием, давайте малышу играть с мелкими предметами и конструктором (конечно, строго под вашим присмотром), как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопаткой, чуть позже – лепить куличики.

11. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки – после года.

12. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к

ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Самый приятный собеседник – ребенок

Как только ваш малыш начинает произносить гласные звуки, он начинает считать себя настоящим собеседником. Не имеет значения, что вы не можете понять его, а он не может понять вас. В конце концов, то же самое верно для многих разговоров между взрослыми. Ваш ребенок хочет поговорить с вами точно так же, как вы говорите с другими.

Вы можете удивиться в первый раз, когда поймете: ваш ребенок, кажется, ждет от вас, что вы ответите на его непонятные звуки. Кажется невероятным, что всего за шесть месяцев он начинает понимать отдельные слова и фразы взрослых. Когда он начинает делать паузы в своем лепете (возможно, чтобы убедиться, что вы слушаете), вы должны отнестись к нему, как ко взрослому. По вашему поведению ребенок начнет понимать, когда его очередь слушать и ваша очередь говорить. Прислушайтесь и присмотритесь к малышу: он останавливается, чтобы послушать, что вы говорите, и вправду может быть лучшим собеседником, чем взрослые.

Рекомендации для родителей

  • Чтобы ребенок начал разговаривать в один год, необходимо заниматься его развитием с рождения. Естественно, не стоит ожидать речевой активности в месяц.
  • Важнейшей целью мамы в период новорожденности является установление эмоционального контакта. Чрезмерная настойчивость пугает малышей и препятствует становлению доверительных отношений с ребенком.
  • Вовлекайте ребенка в игру, поощряйте его желание повторять ваши действия в повседневной жизни.
  • Не забывайте, что нельзя учить разговаривать механически, необходим творческий подход. У крохи должна быть возможность смотреть, слушать, действовать в бытовых ситуациях.
  • Все режимные моменты на протяжении всего дня должны комментироваться. Называйте все предметы в поле зрения ребенка, озвучивайте совершаемые им действия, испытываемые ощущения.
  • Помогите запомнить названия частей тела, предметов одежды, игрушек.
  • При разговоре с ребенком используйте разнообразные потешки, прибаутки и другие виды фольклора.
  • Во время комментирования действий говорите четко, не используйте сложные фразы.
  • Перед отходом ко сну пойте колыбельные, читайте сказки. Не стоит менять репертуар слишком часто.
  • Сведите экранное время к минимуму. Помните, что сидение перед экраном не заменяет коммуникации. Яркие и красочные мультфильмы завораживают малыша, но не побуждают к общению.
  • Не стоит дожидаться активной речи для обучения элементарным понятиям величины, цвета, формы, размера.
  • В разговоре наряду с полными словами используйте звукоподражания, но не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова.
  • Уделите много внимания развитию моторной ловкости туловища, рук, ног.
  • Не стоит нервничать и стесняться того, что ваш ребенок не умеет разговаривать. Помните, что каждый малыш развивается по индивидуальной программе.
  • При возникновении вопросов, касающихся речевого развития ребенка, необходимо обратиться к логопеду.
  • Наберитесь терпения, ведь ваш малыш совсем скоро порадует вас первыми словами.

Больше всего могут дать своим детям мамы. Огромную роль играет чтение сказок и стихов, пение детских песен. Для правильного речевого развития общение должно носить эмоционально положительную окраску и стимулировать малыша к ответу. Ему мало слышать звуки, нужно прямое общение со взрослыми на основе ведущей для конкретного возраста формы деятельности. Первый год − это эмоциональное общение, с года до двух лет − предметная деятельность.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Как научить ребёнка говорить: дети от 1 до 2 лет

Период, когда дети учатся говорить «Нет» и стараются складывать слова в простые предложения. Например: «Де мама?» или «Тут суп». Особенно в это время нужно не только всячески помогать малышу, но и знать, как научить ребёнка говорить. В этом возрасте их мозг способен запомнить много слов, поэтому с года до двух у детей пополняется словарный запас. Теперь малыш знает не только существительные, но и другие части речи.

Дельные советы родителям:

  • активно общаться с малышом;
  • игнорировать жесты и просить ребёнка говорить словами то, чего он хочет;
  • терпеливо переспрашивать и уточнять, если малыш сказал непонятное слово;
  • просить помощи, например: «Принеси свою тарелку».

Развитие вербальных способностей

Основа для развития вербальных навыков — это постоянное общение с родственниками. У родителей, которые являются хорошими собеседниками и могут подолгу вести монолог, ребенок начинает разговаривать намного быстрее, чем в семьях, где мама предпочитает заниматься своими делами и не любит разговаривать со своим малышом.

На формирование речевого аппарата также влияет мелкая моторика. Нужно почаще делать массаж пальчиков, играть в игры с мелкими предметами, использовать специальные методики для развития моторики.

Постоянное общение

Чтобы научить малыша говорить в раннем возрасте, маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать ему о том, что вокруг него происходит. К примеру, на кухне можно комментировать процесс приготовления пищи. Одеваясь на прогулку, объяснять, как называется тот или иной элемент одежды, произносить цвета и качества предметов.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно

Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Причины упорного молчания

Мамы двухлетних «молчунов» часто жалуются, что вот, мол: «Растет малыш в любви и ласке, общительный и сообразительный, а ни «мама» ни «папа» не говорит, а только «ыкает» и жестами объясняется. И что делать? К врачу водили, уши проверяли, врач говорит, что нормально все, а ребенок мычит и все тут»! Беспокойство родителей понятно, ведь малыш, если у него все нормально с физическим и психическим здоровьем, обычно начинает говорить уже после года и к двум годам вполне умеет складывать простые предложения из 3-4 слов.

Специалисты утверждают, что при правильном воспитательном подходе и отсутствии проблем со здоровьем ребенок к трем годам имеет словарный запас в 300-500 слов.

Причинами же нежелания (неумения) ребенка выразить свои эмоции и мысли словами могут стать:

  • социальные или внешние факторы, когда ребенка не мотивируют на развитие речи или он растет в семье, где родители говорят на разных языках;
  • физиологические или внутренние проблемы, обусловленные наследственностью или неврологическими факторами.

Некоторые врачи считают, что если к двум годам ребенок разговаривает на непонятном для взрослых языке, но понимает все, что от него требуют, то причин для большого беспокойства нет. А вот если он в три года не умеет произносить внятно слова и связать несколько слов в одно предложение – стоит бить тревогу. Но давайте подробнее разберем каждую причину, которая мешает ребенку начать говорить в два года.

  1. Малыша слишком опекают и предугадывают все его желания, не давая стимула к самостоятельности, а значит и к развитию речи.
  2. Если с ребенком все время разговаривают, коверкая слова и называя предметы в уменьшительно-ласкательном варианте (проще говоря – сюсюкаются), то говорить такой ребенок начнет однозначно позже обычного срока и невнятно.
  3. Когда обстановка в семье, мягко сказать, некомфортная для малыша и родители мало с ним говорят и общаются, то и ребенок будет расти молчуном с небольшим запасом слов. А частые скандалы в семье способны так напугать кроху, что он, испытав стресс, и вовсе надолго замолчит. Тут уже стоит обратиться за советом не к логопеду, а к детскому психологу.
  4. Наследственный фактор также играет немалую роль в развитии речи. Если мама или папа, дедушки или бабушки в детстве были «немтырями» и начали разговаривать поздно, то и малыш, скорее всего, будет им под стать. Считается даже, что такая проблема только еще больше усугубляется от поколения к поколению.
  5. Неврологические патологии, связанные с проблемой дефектов и новообразований в головном мозге, выявляются только с помощью специально назначенного МРТ и после обследования у специалиста.
  6. О проблеме речи в билингвальных (двуязычных) семьях мы уже упоминали. В такой семье маленькому ребенку просто трудно подобрать звуковые комбинации для сложения правильного слова, и кроха вынужден или молчать, или выдумывать свой собственный язык, который, естественно, не будет понятен его родителям.
  7. В некоторых случаях расстройство экспрессивной речи случается из-за врожденных или приобретенных в раннем возрасте психических заболеваний.
  8. Причины иногда кроются и в физическом недостатке – короткой языковой уздечке или сниженном тонусе мышц нижней части лица.

Но иногда, примерно в 10%, выяснить проблему молчания никак не удается, и если ребенок вдруг внезапно начинает чисто и внятно говорить, то все списывают на индивидуальный характер малыша, мол, он просто молчун.

Основные понятия о речи малыша

В раннем возрасте ребенок переживает несколько этапов формирования речи. При этом поддержка и понимание со стороны родителей важны крохе. Так он быстрее заговорит.

Этапы развития и формирования речи у детей выглядят так:

Крик, как первая голосовая реакция малыша на любой раздражитель или действие. Он может иметь разные интонации, интенсивность, громкость

Важно на этом этапе разговаривать с крохой, озвучивать его эмоции внятно и понятно.
Гуление. Проявляется в возрасте от 2 месяцев до 6 месяцев

Малыш гулит во время еды, игры, прогулок. В этот момент также важно вступать в диалог с крохой, даже если вы ничего не понимаете, а ребёнок не понимает вас.
Лепет. Появляется после полугода. Именно в этот момент из ряда сложных звуков и слогов складывается заветное «мама», «папа», «баба». Поддержите ребенка, похвалите за сказанное первое слово.
Уже в возрасте года и позже ребенок может произносить словосочетания из простых слогов и слов (мама дай, пись-пись, кися и пр.). Если на этом этапе помочь крохе развивать речь, не игнорировать его, то уже в 2 года ваш малыш будет говорить полными простыми предложениями. Сможет ясно выразить свою мысль. Будет использовать нужные падежи, предлоги, окончания.

Следите за своей речью

Пусть хорошей привычкой для вас станет рассказывать своему ребенку что-нибудь даже до того, как он сможет понять что-то из ваших слов. Описывайте ему то, что вы делаете. К примеру: “Сейчас я собираюсь сменить свой подгузник. Сначала мы должны снять ползунки…”

Также описывайте то, что делает ребенок. “Посмотри, как ты испачкался. Давай подойдем к ванной и умоемся.” Ваш разговор будет поддерживать интерес ребенка, поможет ему отполировать свои социальные навыки и заложить основы для изучения слов.

Какой самый лучший способ для родителей поговорить со своим ребенком? Давайте начнем с основных ориентиров. Старайтесь не чувствовать себя слишком глупо, когда говорите с ребенком. Даже если у вашего ребенка еще слишком маленький словарный запас, он начинает понимать сам разговорный процесс. Чем больше вы говорите с ним, тем больше он узнает.

Не стесняйтесь говорить со своим ребенком тем высоким, певучим голосом, который использовали родители с грудными детьми на протяжении веков

Дети лучше реагируют на более высокие звуки, поэтому использование высокого голоса будет удерживать внимание вашего ребенка дольше

Помните, что обсуждать что-то с малышом – это естественно. Вам не нужно упрощать свои слова и грамматику ради ребенка

Помните, неважно, насколько вы упростили свой язык, ваш ребенок не понимает все, что вы говорите (по крайней мере, пока ему не исполнится шесть месяцев, но ему нравятся ваши рассказы. Ваш ребенок просто любит общаться с вами

Ему все равно, говорите вы о погоде, работе по дому или термодинамике ядерного синтеза.

Не тратьте много времени и энергии на то, чтобы понять, что именно говорит ваш ребенок. Он, возможно, вообще ничего не говорит, просто произносит звуки. Смысл во фразах ребенка обычно появляется до года. А пока ребенок просто пытается издавать звуки и учиться быть общительным, именно так, как он видит это у взрослых.

К концу шестого месяца, прежде чем ребенок произнесет свои первые слова, он начинает понимать несколько простых фраз, которые вы говорите. Так что сейчас самое подходящее время, чтобы начать учить его словам. Чем больше вы говорите с ребенком о том, что происходит здесь и сейчас, и описываете, как это происходит, тем легче будет ребенку установить связи между тем, что он видит, и собственной речью.

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
Отсутствие речи, направленной на малыша.
Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
Постоянное присутствие соски во рту.
Отсутствие твёрдой пищи.
Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
Шум (тяжёлая музыка и т

п.).
Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Методики развития речи

Буквограмма

Программа С. Шишкова – правильное дыхание активно влияют на головной мозг. Все 20 сеансов улучшают память, но выполнять их нужно регулярно.

Мультфильмы

Лучшее развлечение для детворы 3-5 лет, они не только впитывают все, что видят, но и будут пытаться поделиться эмоциями. Для дошколят это «Уроки тётушки Совы» или «Клуб Микки Мауса». Школьникам понравятся «Смешарики», «Лунтик» и «Фиксики».

Развивающие игры

Хорошо играть в конструктор, пусть малыш строит домик, лодочку. Другая игра – малыш закрывает глаза, перед ним разложить мелкие предметы для угадывания: прищепку, мячик, колечко и пр.

Метод Ушаковой

Длительный процесс занятий, но отлично улучшает дикцию и дефекты речи у дошколят и старше.

Рекомендуем ознакомиться с видео, как научить ребенка говорить, где наглядно показаны разные методики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий