Как интернет влияет на детей

Причины интернет-зависимости

Внимание: Перед тем как приступать к лечению зависимости нужно обязательно выявить причину(или причины), побудившую человека прятаться от реальности за экраном монитора. И начать устранять причину, а не следствие

У детей

При стрессе ребенок ищет пространство, в котором ему будет легко и комфортно. Чаще всего это возникает при ссорах родителей, неблагополучных ситуациях в семье (развод родителей, потеря близкого человека). В самом начале побега от реальности зависимости еще нет и это не опасно, но когда это происходит периодически, ребенок получает яркие эмоции. Они не могут сравниться с другими эмоциями из реальной жизни, это могут быть победа и призы в игре, симпатия в сети.

Также причиной зависимости может стать слишком сильная опека родителей над ребенком. Ребенок пытается скрыться в сети от слишком навязчивой любви родителей, потому что только там можно расслабиться и сделать то, что он хочет, и никто не сможет ему запретить или указать как правильно.

Часто родители не
замечают своего ребенка, а он хочет внимания и ищет его в сети, они могут
слишком много работать или считать что он уже взрослый и самостоятельный

В
интернете он ищет то внимание, которое ему не достается от родителей

В раннем возрасте формируются интересы ребенка, но когда никто не показывает чем и как ему можно заняться, он ищет самый простой путь.

У подростков

В подростковом возрасте дети часто отстраняются от реального мира, в мир виртуальный потому, что не могут найти общий язык со сверстниками. Подросток чувствует себя уверенней с интернет-друзьями, так как ему комфортнее общаться, когда он не видит лица своего собеседника. Еще одной причиной может являться то, что дети от 12 до 16 лет испытывают интерес к постоянному поиску информации, что может привести к информационному переизбытку.

Застенчивые подростки в интернете могут создать себе новый образ, который будет нравиться им больше чем тот, который у них есть в жизни.

Возможно, вам будет интересно: Как перестать сравнивать себя с другими

Еще одной причиной интернет зависимости может стать типичная незаинтересованность родителей в жизни своего ребенка. Многие родители считают, что лучше ребенку сидеть дома за компьютером, чем он выйдет на улицу и свяжется с плохой компанией.

Физическое или эмоциональное насилие со стороны сверстников, часто влечет за собой зависимость от сети. Подросток, который боится признаться в этом родителям, ищет поддержку в сети.

Поиск приключений, ребенок примеряет на себя яркую роль и получает новые ощущения.

Особенности интернет зависимости

Интернет зависимость выражается в различных формах. Психологи определяют 5 основных разновидностей зависимости:

  • Посещение социальных сетей, форумов, блогов. Зависимость возникает при необходимости ребенка в беспрерывном общении. В группе риска находятся дети, у которых отсутствуют или плохо развиты коммуникативные навыки. Социализация пациентов происходит благодаря новым знакомствам. Патологическое состояние наиболее часто диагностируется в подростковом возрасте во время гормональной перестройки. В этот период могут возникать проблемы при реальном общении, поэтому подростки отдают предпочтение виртуальному миру.
  • Информационная зависимость. Патология развивается у людей, которые нуждаются в непрерывном потоке информации. Человек постоянно посещает базы данных, сайты и занимается прочтением заметок, статей и комментариев. Поиск информации не имеет определенной цели. Последствием такой зависимости является потеря продуктивности и информационная перегрузка.
  • Игровая зависимость. Наиболее часто возникает у детей, которые не знают, чем себя занять на досуге. Азарт заставляет подростков регулярно играть в игры, особенно, если им удается побеждать. Такой патологический процесс наблюдается у детей с заниженной самооценкой, которые не могут добиться успеха в реальной жизни.
  • Игра на деньги. Если человек играет и за это получает деньги, то это приводит к усугублению ситуации. Подросток стремиться получить приз за игру и часами сидит в режиме онлайн. Эта форма зависимости приводит к тяжелым последствиям.
  • Каберсексуальное влечение. Этот тип зависимости появляется при гормональной перестройке у подростков. Они просматривают порнофильмы и занимаются киберсексом. При этом наблюдается эмоциональный разрыв с реальными людьми. Возникает патология у подростков от интереса и нехватке общения.

При появлении интернет зависимости нужно в обязательном порядке определить ее вид, что позволит разработать действенную схему лечения.

Влияние интернета на детей и их психологию

Использование интернета взрослыми людьми связано со многими причинами и потребностями (мы описали их выше). Если же рассматривать детей, возникает что может привлечь их в сети?

Дети школьного возраста могут искать информацию, нужную для учебного процесса, читать книги и получать дополнительное образование. Малыши смотрят мультфильмы, посещают развивающие занятия. И те, и другие слушают музыку, играют в компьютерные игры. 

А еще? Почему родители и психологи считают, что интернет – враг для детей, что он вызывает зависимость и разрушает личность? Как распознать, так ли это на самом деле?

Наука не может дать однозначного ответа на эти вопросы. Понятие «интернет-зависимость» не утверждено и не введено в научный оборот по причине недостаточной изученности. Ученые считают зависимость одним из процессов, возникающих на биохимическом уровне, а связь с интернетом в таком контексте прослеживается не у всех пользователей. 

Хотя мозг любителя компьютерной игры реагирует на нее так же, как мозг наркомана на очередную дозу. Сопровождается процесс выделением гормона дофамина, который, собственно, отвечает в организме за удовольствие.  

Читайте еще: 6 полезных навыков, которые дети утратили с появлением гаджетов

Так или иначе, заполучить зависимость на биохимическом уровне может любой игроман. Постоянное времяпрепровождение за игрой провоцирует человека играть все больше и больше, чтобы поддерживать уровень дофамина в крови. Если же происходит отлучение от компьютерных героев, начинается самая настоящая ломка. 

Понятие «игрового расстройства» Всемирная организация здравоохранения уже включила в перечень заболеваний, но документ не говорит, что оно относится лишь к любителям компьютерных игр. Да и вступает закон в силу только в 2022 году. Те же, кто вплотную занимается исследованием темы, утверждает, что интернет оказывает непосредственное влияние на психику детей и подростков.

В первую очередь проблемы касаются детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы во взаимоотношениях с близкими, переезд и непринятие нового места жительства, продолжительная болезнь, потеря родных, друзей, питомца. Ребенок не хочет никого видеть, не желает общаться, поэтому уходит в виртуальный мир.

Там спокойно, там есть те, кто даст совет или просто поддержит, там можно не отвечать, если не хочется, и никому ничего не доказывать. Компьютерная игра отвлекает от проблем, социальные сети дают общение. 

Предпочтения и выбор в основном зависят от возраста ребенка. Дети от 3 до 9 лет познают мир, им интересно, что и как устроено, почему работает и в чем суть. Поэтому развивающие игры со всеми баллами и бонусами увлекают их в виртуальный мир за достижениями.  

Современные игры изобилуют и заданиями, направленными на развитие практических навыков, поэтому не стоит полностью ограждать ребенка от них. Следить за временем, проводимым за игрой, обязательно. Чтобы не было конфликтных ситуаций, лучше проговаривать, когда можно играть, а когда следует заниматься чем-то другим.

Подростки больше нуждаются во внимании, поощрении, поддержке. Поэтому игры их интересуют несколько меньше, чем социальные сети. В сети ребенок может написать то, что никогда не скажет вслух. Там он может общаться, не боясь осуждения мамы и папы, если такое присутствует в реальной жизни.

Если на первый план выходят игры, то уже не развивающего, а другого плана. Некоторые содержат сцены насилия, кровь, агрессию. Некоторые разработаны как стратегии и требуют аналитики. И те, и другие способны увлечь подростка, особенно если в игре имеется соревновательный или поощрительный элемент, а также возможность продолжения на более сложном или высоком уровне. 

Играя подолгу, ребенок получает как раз ту самую привычку или игровую зависимость, проявления которой схожи с проявлением любой другой зависимости: нетерпеливость, неумение жить  реальности, агрессия, злость, лень, апатия, депрессия. 

Читайте еще: Родителям на заметку: 5 способов обмана системы онлайн-обучения находчивыми школьниками

Старшие подростки большое значение уделяют собственной внешности и отношениями с противоположным полом. Они заводят разные аккаунты, позиционируют себя как другие личности, меняют возраст, внешность. Все дело в том, что подростки ищут себя и не всегда принимают такими как есть.

Профилактика: как защитить от пагубного влияния

Как защитить ребенка от пагубного влияния интернета? Некоторые родители бывают категоричны и полностью запрещают детям посещать странички в сети. Психологи считают, что это не выход, хотя бы потому, что ребенок будет искать любую возможность воспользоваться сетью. Друзья, соседи, интернет-клубы, компьютерные сообщества – в ход пойдут любые уловки. 

И тогда обезопасить детей от негатива уже будет не в родительских силах. Запреты не будут иметь нужного воздействия. Лучше всего приучать к рациональному использованию интернета как информационного ресурса

Посещайте интересные странички вместе с детьми, обращайте внимание на нежелательные сайты и всплывающие уведомления, фокусируйтесь на том, что нужно вам в конкретный момент

Если вы не станете отвлекаться на просмотр других страниц, ребенок с большей вероятностью переймет эту манеру использования сети. Если же сами будете перескакивать с одной страницы на другую, он поступит аналогичным образом.

Влияние интернета на отношения детей и родителей

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми всегда влечет за собой проблемы в отношениях. В первую очередь, они начинаются в семье.

Ребенок с этим вряд ли согласится. У него будут причины отрицать обвинения, но вряд ли его будут слушать, ведь то, что он не сделал, скорее всего, перевесит все остальное. 

Продолжение конфликта станет обида, уход в себя и снова в интернет. Почему? Потом что здесь, в реальной жизни его не понимают близкие люди, а там, в виртуальной полно таких же «невинно пострадавших», которые всегда поддержат друг друга.

И снова время полетело, история повторяется… 

Читайте еще: 7 веских причин забрать у ребенка планшет

Усугубление ситуации наступает тогда, когда отчаявшиеся понять друг друга «отцы и дети» переходят в этап ненависти. На этом фоне случаются преступления: убийства, нанесение увечий, побои, уход из семьи, воровство. 

Иногда причиной изменения поведения ребенка является информация из интернета, попавшая к нему не случайно. Например, подросток вступил в какое-то сообщество, которое занимается пропагандой насилия, убийств, наркотиков, экстремизма. В силу раннего возраста подросток не может распознать мошенников такого рода и поэтому попадается «на крючок». 

Педофилы, извращенцы тоже орудуют в интернете почти безнаказанно. Дети, вступившие с ними в переписку или контакт, запуганы, боятся рассказать родителям о том, что происходит, так как им угрожают.

Поэтому важно следить, сколько времени проводит ребенок в интернете и с кем общается.  Перемены в поведении и отношениях с близкими могут начинаться там.  

Воздействие пыли, грязи и химических веществ

В системном блоке располагается система охлаждения, включающая в себя один или несколько кулеров, иными словами, вентиляторов, засасывающих в себя пыль, которая впоследствии оседает на других компонентах системного блока. Так же, во время работы с ПК, пыль оседает на монитор, мышь и клавиатуру. Такое скопление пыли приводит к аллергической реакции организма. К тому же именно в клавиатуре среднестатистического пользователя содержится больше микробов, чем на грязной тарелке.

Исследования, проведенные шведскими экологами, показали, что на протяжении нескольких лет работы монитор выделяет в воздух химическое соединение – трифенилфосфат (сильный аллерген, входящий в состав пластмассы). Его уровень повышается в 10 раз в процессе работы компьютера.

Негативное влияние социальных сетей на ребенка

Управление национальной статистики Великобритании полагает, что дети, которые проводят в соцсетях ежедневно более 3 часов, в 2 раза больше склонны к нарушениям психического здоровья, чем их сверстники, которые не так интенсивно погружаются в виртуальный мир .

Другое исследование, проведенное специалистами Британского психологического общества, показывает, что необходимость постоянно реагировать на чужую активность в соцсетях (лайкать посты, оставлять комментарии и отвечать на них) также может отрицательно влиять на психическое здоровье детей .

Ученые из Мичиганского университета пришли к выводу, что у молодых людей, проводящих много времени в Facebook, искажается оценка восприятия собственной самореализации . К аналогичному выводу пришли и специалисты Монреальского университета. Они обнаружили, что популярные платформы, особенно Instagram, подталкивает подростков сравнивать свою жизнь с идеализированными фото, которые они видят в своей ленте. Сопоставляя увиденное со своей жизнью, у детей начинает вырабатываться комплекс неполноценности .

Американская молодежная организация DoSometing, основываясь на личных наблюдениях, утверждает, что соцсети все чаще вызывают самую настоящую зависимость у пользователей

Кроме того, на почве «чтобы не пропустить ничего важного в ленте» может появляться расстройство сна и стресс. Разделяют это мнение и ученые Университета Глазго, и уточняют: хуже всего на детей влияет пользование соцсетями в ночное время

Это ведет к нарушениям сна и повышению уровня тревожности. К тому же если на фоне увиденного в виртуальном мире у ребенка снижается самооценка, то в разы повышается риск, что во взрослом возрасте он будет страдать от депрессивных расстройств . По данным Американской академии педиатрии, так называемой «депрессией Facebook» могут страдать не только взрослые, но и подростки . Хотя все больше исследователей сходятся во мнении, что все-таки наиболее небезопасной для детей соцсетью является Instagram и другие платформы, ориентированы на демонстрацию «отфотошопленной реальности».

Еще одна опасность соцсетей – селфи. У многих подростков необходимость фотографировать себя и выкладывать снимки превращается в настоящую манию, что также является свидетельством определенных психических отклонений.

Есть и другие последствия чрезмерного увлечение социальными сетями:

  • ребенок постепенно уменьшает в своей жизни количество живого общения, в результате может испытывать настоящие трудности, когда возникнет необходимость диалога в реальном мире;
  • сайты соцсетей инфантилизируют мозг до уровня маленьких детей, которых привлекают яркие картинки;
  • у детей развивается эгоизм: наличие персональной странички в соцсети некоторым детям дает ощущение, что весь мир вращается только вокруг них и им нет дела, что за пределами этой виртуальной вселенной;
  • у ребенка возникает зависимость от сенсаций, причем желательно, чтобы ее причиной был он – его пост в соцсети.

Признаки и симптомы интернет зависимости

Определить зависимость от всемирной паутины можно по соответствующим признакам. При появлении патологии у подростка меняется поведение. Они теряют чувство времени. Дети утверждают, что находятся в сети всего несколько минут, хотя проходит в реальности несколько часов. При возникновении проблеем в ирреальной жизни наблюдается усугубление ситуации. Подростки желают оградить себя от существующих неурядиц и поэтому проводят в сети большое количество времени.

При интернет зависимости ребенок полностью игнорирует физиологические потребности. У таких пациентов не появляется желание кушать, посещать туалет, отдыхать. Подростки отказываются в реальной жизни нести социальную ответственность. Они предпочитают пообщаться с другом в режиме онлайн, а не встречаться с ним лично. Подростки с интернет зависимостью запускают учебу. У них не бывает других занятий и увлечений кроме времяпровождения за компьютером.

Профилактика интернет зависимости

Во избежание развития патологического состояния рекомендуется своевременно проводить его профилактику. С раннего детства родители должны выстраивать с ребенком доверительные отношения. В семье главными приоритетами должны быть принципы честности. Они должны на собственном примере научить ребенка признавать свои ошибки. Категорически запрещается допускать оскорбления в сторону ребенка и его круга общения.

Отношения в семье должны выстраиваться таким образом, чтобы ребенок доверял родителям, независимо от сложившейся ситуации. Родители должны показывать ребенку свои чувства. Он должен знать, что его любят и о нем заботятся.

Если малыш проявляет желание поиграть в игру, то запрещать ему это не нужно. Но, родители должны договариваться с малышом о длительности игры. Ребенок должен строго придерживаться этих рамок. Знакомство ребенка с компьютером может начинаться с пятилетнего возраста. В этот период заниматься малышу рекомендовано не более 2 часов в день. Начинать занятия рекомендовано с 20 минут. Время проведения малыша за компьютером должно постепенно увеличиваться.

Родители должны помнить, что постоянное общение с ребенком обеспечивает развитие гармоничной эмоциональной сферы. Для того чтобы отвлечь малыша от компьютера с ним нужно посещать кино, театры, игровые центры, зоопарки. Категорически запрещается использование компьютера. Выбор игры для ребенка должен проводиться совместно с родителями методом обсуждений. Нужно следить, чтобы ребенок общался не только в виртуальном мире, но и в реальности. Родители должны показывать правильный пример использования компьютера.

Интернет зависимость – это серьезное расстройство, которое приводит к замкнутости и асоциализации детей и подростков. Патологический процесс приводит к разнообразным нарушениям физического здоровья. Именно поэтому при появлении подозрений на развитие зависимости у ребенка родители должны обращаться за помощью к докторам. Только опытные специалисты после проведения соответствующих диагностических мероприятий назначат действенное лечение.

Отсутствие творчества

Ухудшение креативности у подростков и студентов — еще одно из негативных последствий чрезмерного использования всемирной паутины. Дело в том, что важная особенность Интернета — неограниченные источники информации. Это позволяет находить ответы на практически любые запросы. Но такая доступность буквально убивает творчество и воображение. Подростки и студенты, вместо того, чтобы поразмышлять над заданным проектом, сразу же отправляются в путешествие по всемирной сети для поиска готового ответа. Затем подходящий вариант решения просто копируется и сдается преподавателям. Неудивительно, что проблема плагиата и нарушения авторских прав в современном мире очень актуальны.

Что нужно делать, чтобы избежать Интернет-зависимости и пропасти между детьми и родителями?

Избежать Интернет-зависимости можно, если не пускать воспитание детей на самотек и не заниматься одновременно тотальным контролем за ними. 

Ребенок должен знать, что его любят и уважают как личность. Когда дети чувствуют, что их не контролируют, потому что им просто доверяют, они ведут себя иначе, по-взрослому, так как ощущают ответственность за все свои поступки на себе. 

Разрешите малышу смотреть мультфильмы и играть в игры, но не делайте это так, чтобы «отвязаться» от него. Договаривайтесь заранее о времени в Интернете и текущих делах, приучайте выполнять обязанности по дому, находите совместные занятия. Тогда у ребенка не будет жгучего желания бросить все и засесть за компьютер. Если он будет занят чем-то интересным с другими членами семьи или друзьями, он может и не вспомнить об Интернете. 

Также детям следует с малых лет объяснять, что в Интернете не все добрые и позитивные, что порой за милым собеседником скрывается опасный человек, цели у которого самые страшные…

Дайте возможности проявить себя подростку и в реальной жизни. Пусть он говорит о своих желаниях и чувствах, находите время его выслушать и обсудить переживания

Тогда подросток не будет увлечен виртуальными друзьями-советчиками, ему будет важно и мнение близких. 

Влияние интернета на детей

Всемирной паутиной пользуются люди практически любого возраста по всему миру. Исследования показывают, что дети раньше начинают пользоваться смартфонами, планшетами, а также интернетом.

Психолог Галина Солдатова рассказывает о том, как интернет влияет на ребенка и с какими вызовами сталкивается подрастающее поколение.

Интернет – влияние на ребенка:

На сегодняшний день на Земле одновременно живет 6 поколений. Самое молодое из них – поколение Z, к которому относятся дети до 14 лет, рожденные в эпоху цифровой революции. Около 80% учеников пользуются интернетом 3 часа в день, а каждый шестой ребенок в интернете проводит 8 часов в сутки.

Проблема в том, что мировая паутина воспринимается школьником не как набор технологий и отдельная виртуальная реальность, а как часть жизни. Эта среда обитания ребенка не совпадает с привычным образом жизни родителей. В результате возникают новые формы взаимоотношений, появляются новые психологические феномены и контексты, изменяются принятые в обществе социальные практики

Формирование психических функций:

По мнению психолога Бэтси Спэрроу влияние интернета на память состоит в том, что запоминается не информация, а то, как к ней добраться. Интернет становится трансактивной формой памяти, что возникает, когда люди полагаются на память другого человека. В последнее время у школьников заметно уменьшалась средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с показателями 10-15 лет назад.

Проблема сенсорной депривации. Взаимодействие на уровне ребенок и интернет приводит к тому, что дети получают намного меньше сенсорных сигналов из окружающей среды. Ощущение мира становится менее чувствительным, у малыша может притупляться восприятие звуков и запахов реального мира, он может бояться любых прикосновений. В результате появляются сложности в восприятии своего тела и его возможностей.

Ребенку может быть сложно воспринимать себя как отдельную физическую сущность. Времяпровождение в интернете приводит к спаду способности сопереживать собеседнику, ребенок не умеет считывать невербальную информацию во время общения.

Феномен «клипового мышления» начал формироваться с появлением телевизора и возможности переключать каналы. У человека возникают визуальные образы и различные ассоциации. На сегодня нет однозначного ответа, каково влияние интернета на мозг. Одни исследователи говорят о том, что чрезмерное использование интернета провоцирует атрофии детского мозга.

В то же время результаты исследования психолога Гэри Смолла говорят, что регулярное время провождение в интернете оказывает положительное влияние на формирование новых нейронных связей.

Проблема идентичности:

Благодаря воздействию цифровых технологий дети активно экспериментируют, ищут свое социальное «Я», могут осваивать разные социальные роли. В то же время, такие поиски могут привести к инициированию, а не проявлению идентичности, а также к непониманию самого себя и к затягиванию процесса самоопределения.

Влияние интернета на ребенка провоцирует возникновение новых психологических феноменов и контекстов. К примеру, феномен приватности, который связан с защитой персональных данных, приватностью поведения и личности. Понятие приватности эволюционирует, стирается грань между публичным и личным, а частная жизнь становится прозрачной.

Влияние интернета провоцирует возникновение угроз и рисков:

• Технических;
• Коммуникационных;
• Контентных;
• Потребительских.

Главная задача для создания безопасных условий ребенка в сети – повышение уровня цифровой компетенции школьников, родителей и учителей. Цифровая компетенция проявляется в сферах коммуникации, потребления, контента и технических аспектов.

Грузинский ресторан — попробовать качественную грузинскую и европейскую кухню в Питере.

Влияние интернета на отношения детей и родителей

Психологи уверены, что отношения детей и родителей бывают зависимы от Интернета. То, что ребенок не получает от мамы и папы, он ищет в Интернете. Поиски могут затянуться, результат их может быть иным, но процесс затянет. 

Уход в сеть может говорить о реальной и очень серьезной проблеме, озвучивать которую ребенок не может родителям. 

И тем, и другим Интернет будет выдавать по запросу. Но вот задача родителей – не допустить перекоса в отношениях и ухода в себя.  

Проиграть в игру – одно дело, а вот «оторваться» на ком-то ударив или оскорбив в силу плохого насторения из-за проигрыша, — другое.

Интересоваться смыслом жизни – хорошо, а вот вступить в сообщество самоубийц – трагедия. 

Поэтому всегда следует держать под контролем действия и поведение ребенка, смотреть, чем он занимается и наблюдать изменения в поведении. 

Читайте еще: Эскапизм — что это такое и стоит ли этого опасаться?

Заключение

Использование любого ресурса должно быть грамотным и рациональным. Исключать интернет и компьютер из жизни детей совершенно не обязательно, эти современные технологии правят миром, и без подобных ресурсов жить в ногу со временем нельзя. 

Правильному использованию сети должны учить родители. Разговаривайте с детьми, объясняйте положительные и отрицательные моменты интернета. Одновременно ведите активную жизнь: путешествуйте, занимайтесь спортом, найдите хобби и увлеките реальной жизнью детей. Если ребенку хорошо рядом с близкими, он не станет надолго уходить в «онлайн».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий