6 способов, как правильно мотивировать ребенка

Работа над внешней мотивацией

Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей. 

‍Совет психолога: хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны. 

Как мотивировать ребенка к учебе?

Остановимся подробнее на этом вопросе и разберём основные ошибки, которые допускают родители и школьные педагоги.

Стремление к получению новых знаний и осваиванию новых навыков это естественное свойство нашего вида. Человек от природы наделён любознательностью и стремлением к исследованию

Важно использовать это качество и избежать нивелирование его в раннем возрасте. Вызвать желание к обучению и достижению высоких результатов у ребёнка

Приемы правильной мотивации

1. Формировать у ребёнка веру в себя, в свои силы.2. Воспитывать в ребёнке усидчивость и прилежание.3. Участие родителей в процессе обучения.4. Контроль.5. Создание комфортных условий.6. Поощрение.7. Положительный пример.8. Что же означают все эти принципы на деле?

Мамам и папам, тем, которые сами едва закончили школу, конечно трудно будет объяснить ребёнку необходимость получения знаний. Но воспитание детей это трудный и долгий процесс, поэтому родителям придётся осваивать курс средней школы заново. Они должны иметь возможность объяснить ребёнку трудные и не понятные темы, участвовать в приготовлении домашних заданий, и более того, делать это так, чтобы вызвать интерес. Ведь личный пример и авторитетность родителей это лучшая мотивация.

Дети, так же как и взрослые, имеют разный тип психической конституции. И, если один ребёнок, после того, как его отругали родители или педагоги, стремиться доказать всему миру свою состоятельность и превращается в «бойца», то другой — замыкается в себе и у него «опускаются руки».

Какие же наиболее частые ошибки допускают родители и педагоги?

1. Критика.2. Наказание.3. Завышение требований.4. Сравнение с другими.5. Частое материальное стимулирование.

Наказывать и критиковать ребёнка это точно не лучший способ стимулирования. Наказание способно вызвать только страх. А страх никогда и ни кого не может подвигнуть на позитивные достижения. Критика сеет неуверенность в своих силах и парализует волю к победе. Не окрепшая психика детей часто не в силах противостоять такому воздействию.

Наиболее консервативные граждане убежденны, что самым эффективным приёмом воспитания является «папин ремень», но вряд ли, прибегая к таким методам, можно вырастить современного, свободного и мыслящего человека.

Не правильным видится и запугивание ребёнка тем, что если он будет плохо учиться, то станет дворником, официантом, охранником. Этим можно добиться только презрения к труду и большинству окружающих людей.

На самом деле необходимо поменять критику и наказание на похвалу

Всегда ли родители замечают успех своих детей? Реагируют ли они радостью и гордостью на каждое, пусть небольшое достижение? К сожалению, проступки, шалости и лень вызывают у взрослых гораздо более пристальное внимание

Но нужно ли награждать всякий раз ребёнка материально? «Получишь пятёрку — куплю велосипед!». И хотя такой способ бывает весьма действенным, всё же не желательно прибегать к нему слишком часто, потому что ребёнок четко проведёт причинно-следственную параллель: достижение результата — материальное вознаграждение. Что в дальнейшем приведёт к отсутствию интереса к духовно-нравственным достижениям, не правильной расстановке ценностных приоритетов.

Наоборот, следует объяснять детям, что успех может быть разным, индивидуальным для каждого человека и ориентировать его на развитие собственной личности.

Многие взрослые задаются вопросом, как вызвать у ребёнка интерес к занятиям физической культурой? О необходимости этого не приходится и говорить. Это очевидно.

Хочу и надо – меж двух огней

Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» – на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход – соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, – честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.

Как помочь ребенку захотеть учиться

• Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба – это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба – это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками – тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

• Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты – это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? – несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение

Это не подкуп – просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами

• Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? – помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? – зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? – зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

• Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» – и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда – это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, – научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

• Замечательный метод справляться с монотонной работой – разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию – это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба – это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!

Фото: globallookpress.com

Действия родителей для формирования мотивации к спорту у ребёнка.

Ниже перечислим несколько моментов которые будут способствовать формированию устойчивой мотивации у ребёнка:

проговаривать о необходимости спортивных занятий. Самый значимый и действенный пункт в формирование мотивации и отношения к спорту в целом. Постоянные беседы и разговоры о необходимости занятий. Аргументировать и приводить примеры для ребёнка, чтобы он понимал для чего ему это нужно. Дети воспринимают всё очень прямолинейно, как правило не «примеряя  на себя» те навыки и умения, которые они получают в спортивных секциях, клубах, школах развития. Поэтому, родителям нужно объяснять, зачем необходимо посещать занятия и столько времени и сил тратить на тренировки.

Например, не говорить очень абстрактно спорт это здоровье и бодрость. А привести конкретный пример,   что спортсмены выглядят подтянутыми и стройными, с крепкими мышцами, а не с отвисшими животами, как у большинства сегодняшних школьников. Либо пример того, что в спортсмена закладывается настрой на победу, что тебе (ребёнок) будет легче идти к своим достижениям, так как цель будет победа, а не участие в процессе. Участие это тоже очень хорошо, но наш мозг так устроен ему нужно задавать планку выше,  поверьте, результат будет. Постоянно проговоривать о том, какова цель занятий. Даже если родители настроенны не на большой спорт для ребёнка, а на гормоничное физическое развитие. Говорите об это ребёнку.

  • вызвать и проявлять интерес к спорту. Просмотр спортивных передач, спортивных журналов, фильмов о спорте и спортсменах;
  • личный пример родителей, способен очень сильно мотивировать ребёнка;

  • хвалите за успехи ребёнка, но при этом всё должно быть в меру. Поддержка и одобрение должны быть дозированы, без гипертрофии небольших побед;
  • вызвать стремление к победе. Как пример помечтать вместе с ребёнком о том как он будет себя чувствовать когда одержит победу. Такими разговорами можно побудить ребёнка и вызвать чувство некой гордости за достижения, уверенности в силах;

ходите на соревнования как зрители и как участники. Тренер всегда оценивает силы каждого спортсмена. Допустим, ребёнок не готов к участию, ни физически ни эмоционально, такого спортсмена просто не допустят к соревнованиям

И ещё один момент важно объяснить детям, в соревнованиях всегда участвуют спортсмены примерно одинаковой подготовки, в одном спарринге не будут участвовать новичок и бывалый спортсмен;

  •  поддерживать интерес ребёнка. Спрашивать о тренировках, интересоваться результатами, какими-то, казалось бы примитивными вещами, сколько раз присел или отжался;
  • постановка небольших целей и достижение их. Согласитесь, преодолевать и побеждать маленькие трудности каждый день всегда приятнее, чем ставить одну глобальную и идти к ней годами. И как приятно будет ребёнку от видения своих собственных результатов здесь и сейчас;

  • поощрять ребёнка даже тогда когда нет результатов. Важным моментом при этом является то, что ребёнок действительно должен был постараться над достижением цели. Он долго и упорно работал, но результат был плохим, а родители вошли в положение и утешили чем-то приятным (поездка, поход в кино или кафе, игра, слова поддержки);
  • определить время для отдыха. Дайте ребёнку понять, что пять дней в неделю он ходит на тренировки, а суббота и воскресенье его законные выходные и в эти дни он делает что захочет. Без сомнений, ребёнку проще жить в чётком режиме, нежели быть предоставленному случаю;
  • рассказать о достижениях его тренера и ребят, занимающихся в клубе. Каждые пол года проходят аттестационные семинары, на которых ребята демонстрируют свои знания и повышают свои ученические степени. Получение очередного пояса целое событие для всех юных спортсменов и гордость для их родителей;
  • планировать будущее вместе с ребёнком. Это сработает только со старшими подростками. Тем не менее, подумайте вместе с ребёнком, какие положительные качества он приобретёт от занятий спортом. Каким образом может поменяться его характер, воля, самооценка и уверенность в собственных силах.

Подводя итог нужно ещё раз отметить о важности формирования мотивации детей в первый год начальной тренировочной деятельности.  Не важно каким видом спорта или кружком или секцией будет заниматься ребёнок, структура является универсальной. Тот факт что ребёнок несколько часов занимается полезным делом, а не зависает в телефонах и гаджетах, уже должен смотивировать родителей

Принять решительные меры по воздействию и поддержанию интереса к общему развитию. Для становления устойчивой мотивации требуется огромная работа как от тренера, так и от родителей.

Нужно ли заставлять ребенка учиться: советы психолога

Прежде чем узнать, как мотивировать подростка на учебу, следует выяснить: а нужно ли вообще это делать? Конечно, каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочь получили самое лучшее образование. Им кажется, что от того, насколько успешными они будут в учебе, зависит успешность всей их дальнейшей жизни.

Доля правды в этом, безусловно, есть. Однако на то, насколько обеспеченным и счастливым станет будущее человека в дальнейшей жизни, влияют не только оценки, полученные по школьным предметам. Огромное влияние имеют также те навыки, умения, чувства, которые останутся у человека после окончания школы. Если ученик будет в процессе обучения постоянно испытывать тревогу, страх, все время подвергаться критике, он может навсегда утратить интерес к получению новых знаний.

Заставить ученика, конечно, можно. Самые часто применяемые родителями способы – это запугать каким-либо наказанием в случае, если он получит плохую отметку или будет отказываться делать домашнее задание. Второй распространенный способ – пообещать подарить за старания и хорошие оценки что-либо ценное для него. Однако эффект от таких способов будет лишь кратковременным, поскольку в этом случае происходит борьба со следствием, но не с причиной.

Поэтому специалисты рекомендуют: не пожалейте времени, чтобы разобраться, почему же вдруг пропал интерес получать новые знания. Только тогда, вы сможете понять, как воодушевить подростка на то, чтобы он уделял учебе достаточно времени и делал это с удовольствием!

Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога родителям различаются в зависимости от особенностей темперамента малыша и второстепенных обстоятельств) родителям следует решать, изучив рекомендации специалистов по данному вопросу.

Квалифицированные психологи, работающие с детьми, настоятельно советуют мамам и папам:

  • предоставлять малышу максимум возможностей для самостоятельного знакомства с миром, поддерживать его в начинаниях, а также не препятствовать изучению ненужного, по мнению родителей, предмета;
  • провоцировать возникновение интереса к различным родам деятельности, посещая мероприятия не только в рамках учебного заведения, но и вне его стен;
  • учить подрастающее поколение грамотно организовывать собственное время, уделяя должное время отдыху, во избежание физического и морального перегруза ученика;
  • ставить перед школьником мини-цели, достижение которых не потребует от маленького человека много усилий, а их достижение воодушевит его на покорение новых высот;
  • поощрять и хвалить ребенка, видя его старания, пусть даже недостаточные для достижения поставленной цели;
  • помочь своему малышу свыкнуться с мыслью о личной ответственности за получение результата;
  • своим примером демонстрировать тягу к новым знаниям, а также положительное отношение к посещаемому учеником учебному заведению;
  • выполнять домашние задания в форме игры, искусственно зарождая таким образом интерес ребенка к учебе;
  • объяснить, насколько крепка взаимосвязь между интересами школьника и необходимостью изучать конкретный пример.

Как повысить мотивацию ребёнка к учёбе

Тьюторы в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» нередко работают со школьниками, которым не нравится школа, поэтому наши специалисты знают, как мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо того, чтобы ругать сына или дочь за нежелание учиться, можно прибегнуть к более мягким и действенным способам.

Задача тьюторов заключается в исследовании интересов ребёнка и создания комфортной среды для его развития. Благодаря работе с наставником дети начинают заниматься самостоятельно и осознают ценность образования, что является значимым стимулом к учёбе. 

<<Форма с консультацией>>

Вот что рекомендуют тьюторы для повышения внутренней учебной мотивации у детей:

1. Найдите хорошего педагога

Квалифицированный и харизматичный преподаватель — половина успеха и отличный стимул к учёбе. Если учитель знает, как преподнести свой предмет и заинтересовать им, дети загорятся учёбой.

2. Учтите стиль восприятия ребёнком информации

Некоторым детям гораздо легче воспринимать информацию на слух, а кто-то на лекции начнёт скучать и считать ворон. Одним понравится документальный фильм, а другие предпочтут прочесть информацию в книге. Мотивация ребёнка к учёбе усиливается, если усвоение информации происходит комфортным образом

Обратите внимание на то, какой стиль обучения предпочитает сын или дочь

3. Показывайте пример

Дети во всём копируют взрослых. Если родители беспрерывно читают книги, продолжают учиться в течение жизни, интересуются культурой и уделяют время своему хобби — ребёнок будет также стремиться к знаниям. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. 

4. Не давите из-за оценок

Школьные отметки не показатель знаний. Дайте понять, что вас интересуют реальные знания, а не цифры в электронном дневнике. Покажите, как применять полученные знания на практике. Если ребёнка расстраивают плохие оценки, поддержите и объясните, что вы на его стороне независимо от того, что он получил. Этим вы вполне сможете замотивировать ребёнка к учёбе.

Мотивация в зале и дома

Достижение успеха требует большого проявления воли спортсмена. Волевые качества формируются на протяжение длительного времени. Интенсивная воспитательная работа способствует укреплению воли устойчивой мотивации к занятиям.

Тренер, понимая психологию юных спортсменов учитывает психологические и физические особенности ребят. Их некое сопротивление новому режиму, силовым нагрузкам, опаска и стеснение других детей в группе.
Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми положительных  личностных качеств — сильнейшая мотивация для ребёнка.

Намного проще не водить в спортивную школу ребёнка, чем водить. Ведь для того, чтобы посещать секцию карате родителям придётся подстраиваться под тренировочный процесс. Менять своё расписание, тратить время и силы, приобретать спортивную одежду и следить за её опрятным состоянием, переживаться за неудачи и сталкиваться с ленью ребёнка и ещё многие многие факторы. Решая эти «проблемы» взрослый человек знает для чего это нужно ему и его ребёнку, родитель мотивирован и ведёт своё чадо к определенной цели. Именно эту цель и нужно донести до ребёнка понятным, детским языком.

 Любой родитель начинает придумывать различные методы привлечения сына или дочки заниматься чем-то ещё помимо школы. Сталкиваясь с нежеланием ребенка заниматься в каком либо кружке или секции.  Все мы прекрасно знаем и понимаем, что ребенок очень непостоянен в своих желаниях и выборе.

Желание ребенка заниматься должно рождаться не от страха наказания, не от сюрпризов и денежного поощрения, а от искреннего стремления.

Как поощрить ребенка дошкольного возраста к обучению:

Совет 1. Создать вокруг ребенка пространство безопасности и доверия. Максимальное развитие обеспечивается тогда, когда ребенку ничего не угрожает.

Совет 2. Свобода выбора с четко сформированными пределами дозволенного. Дети дошкольного возраста сами лучше знают, что именно им необходимо.

«Когда мы как эксперты смотрели и комментировали сюжеты ТСН о специфике воспитания детей в садиках разных стран мира, меня поразила Швеция. В них как раз очень четко действует правило свободы выбора для детей. Например, если ребенок не хочет есть кашу, его никто не будет заставлять, но всегда будет выбор – каша, фрукты или овсянка, например. Это управляемая свобода. Воспитатели никогда не говорят «нет», но четко определяют границы дозволенного: «Всем можно бежать! Но только до того столба», – комментирует эксперт.

Совет 3. Обучение в практической деятельности, в игре. Это единственный вид деятельности, в котором происходит максимальное развитие ребенка.

Как рассказывает Анна Кузь, опыт той же Швеции показывает, что в игре можно не только учиться, но и формировать у ребенка основополагающие ценности и принципы. Например, утро в шведских садах начинается с песни в кругу: «Мы здесь дружим, и никогда не деремся, если кто-то вас задевает, скажи ему« Стоп!».

«Эта, казалось бы, очень простая и веселая песня учит детей уважать друг друга, определять свои границы и уметь защитить себя. Кстати, Швеция стала первой в мире страной, которая сказала «нет» насилию над детьми. За пощечины или крики ребенка здесь можно даже попасть в тюрьму», – делится Анна.

Совет 4. Создать приятное образовательное пространство в саду. Он должен быть подстроен для свободного передвижения и деятельности дошкольников, удовлетворения их потребностей, осуществления ими собственного выбора вида деятельности.

Совет 5. Обеспечение двигательного режима и физического развития. Ведь ребенок учится всегда, а от природы он достаточно подвижный, поэтому ограничения его движения может негативно влиять на процесс обучения.

«Двигаться и быть на свежем воздухе – это очень важно для детей, иногда даже важнее, чем учиться и сидеть за партой. Например, Дания – одна из самых счастливых стран в мире

В Дании на окраине крупных городов существуют лесные сады, куда возят детей из центра. Таким детям не нужны искусство или игрушки, а нужны лужи, насекомые и деревья. Они целыми днями играют на улице, прыгают и бегают. А вот уроков здесь вообще нет. Счастливые дети потом очень быстро усваивают весь материал в школе», – комментирует эксперт.

Также мотивацией к обучению для ребенка может стать так называемая «доска выбора», когда малыш сам выбирает себе активности на определенное время. Надо только выбрать и показать, где ты хочешь быть, с помощью расположения собственной фотографии на дощечке. В таком случае ребенок понимает, что он делает выбор самостоятельно. Таким образом у ребенка формируются первые представления об ответственности.

Родителям, в свою очередь, нужно осознавать, что именно они закладывают фундамент в воспитание ребенка.

«Есть меткий и, на мой взгляд, правильный ответ родителям: если ваш ребенок пришел домой из садика чистым, значит, он ничему не научился», – рассказывает эксперт.

9 сентября на телеканале «1 + 1» стартовал спецпроект «Рецепты роста». Команда ТСН побывала в Дании, Швеции, Южной Корее, Франции и Польше, чтобы показать детские сады, которые действительно поразят украинцев. Корреспондент ТСН Марина Макущенко поехала в каждую страну и своими глазами увидела, как там устроена система дошкольного образования, какие ценности закладывают у детей с пеленок, и как они изобрели рецепты роста счастливых граждан.

Главное фото: depositphotos

Какой может быть мотивация?

В психологии принято выделять внутреннюю мотивацию и внешнюю. В первом случае человека подталкивают внутренние мотивы, например, стремление повысить самооценку и поверить в свои силы, доказать себе свои способности, почувствовать себя сильным и нужным, а также желание развиваться и становиться более многогранной и интересной личностью.

Внешняя мотивация – это внешние факторы. К примеру, взрослые работают, чтобы отправиться в путешествие, приобрести что-то, улучшить жилищные условия и так далее. Для ребёнка же внешними мотивами могут быть благосклонное отношение родителей и отсутствие наказания, покупка желаемой вещи и так далее.

Очевидно, что более простым вариантом является мотивация внешняя, ведь такие мотивы чётко осознаваемы и реальны. Но если использовать только этот способ, то можно вырастить меркантильного человека, который во всём будет искать выгоду и пользу. А внутренние мотивы позволят ребёнку стать полноценной личностью и добиться успеха в жизни, ведь он научится ставить цели и достигать их, развиваться и совершенствоваться.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Как использовать отрицательную мотивацию

Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика. 

Совет психолога: критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю». 

В каких случаях нужна помощь психолога

Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.

Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:

  • частых заболеваний малыша;
  • возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
  • периодической резкой смены настроения;
  • формирования внезапной замкнутости;
  • наличия безосновательных капризов и частых истерик.

Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов

Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте

Оформление статьи: Е.Чайкина

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой. 

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека. 

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься. 

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий