8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Что сказать, чтобы ребенок почувствовал границу?

Пример из жизни. Малышка полутора лет прыгает на кровати у матери, которая в это время ведет важный диалог по скайпу. В таком случае ребенку можно сказать: «Маша, я считаю до трех. И если ты не прекратишь прыгать — я выставлю тебя из комнаты». Ребенок не прекращает прыгать. В таком случае маме следует извиниться перед коллегами в скайпе и ненадолго прервать диалог, затем закрыть скайп и выставить Машу из комнаты.

Конечно Маша обидится и расплачется. И все, что маме необходимо сделать — утешить ребенка. Ведь перед родителями не стоит цель, чтобы ребенок страдал, а есть задача: показать чаду незыблемость вашего обещания. Ребенок должен понять: как вы говорите — так и сделаете. Успокоив Машу, мама может столкнуться с ее попыткой снова зайти в комнату. В таком случае необходимо твердо сказать ребенку: «нет».

Наказ — показ

Прежде, чем требовать от ребенка выполнения того или иного поведенческого соподчинения, необходимо объяснить — «зачем, почему…, что получится, если…». Чем меньше возраст ребенка, тем ярче «наказ» переходит в показ. В развитии детского мышления первым и ведущим является наглядно-действенное мышление, т. е. смотреть и делать. Поэтому и главным методом любого обучения является «образец», т. е. показ как надо сделать.

Ребенок, конечно, не злой, и его действия — игра. И тут как раз подходит метод показа образца поведения. Возьмите любую игрушку и эмоционально ярко и выразительно покажите, как «больно», «горько» стало игрушке. Покажите, как надо утешить, пожалеть, погладить, приласкать, успокоить. Показывая, расширяйте словарь ребенка. Показ и слово лягут в память ребенка, а память — это опыт, который научит играть, а потом и общаться с детьми. Ребенок, умеющий играть, как правило, реже ссорится и имеет больше друзей.

Совершил проступок – исправляй!

Одним из правильных мер дисциплинарного воздействия при воспитании является тезис: «совершил проступок – исправляй!», почему:

  • детям с этим затруднительно будет не согласиться;
  • метод позволяет увидеть и оценить результаты провинности;
  • в ребенке воспитывается чувство ответственности;
  • это помогает малышу быстрее анализировать ситуацию и делать правильные выводы.

Пролил воду – вытри стол, разбросал игрушки – собери, такие требования будут справедливы по отношению к малышу. Однако его родные и близкие также должны подчиняться этому золотому правилу и служит примером во всем для ребенка. Если он поймет, что эта мера в семье установлена только для него, он не будет ее соблюдать.

О наказании в разном возрасте

Поведение ребенка напрямую зависит не только от его воспитания, но и от психофизиологических особенностей, обусловленных текущим возрастом. Давайте перечислим возрастные группы и попробуем определить особенности наказания детей разного возраста.

Дети до 3-х лет

В таком возрасте о каких-либо наказаниях не должно идти речи. Ребенок не осознает себя как личность, он не может контролировать свои желания. Поведение малышей больше напоминает поведение зверюшек (извините за сравнение за животными, если вдруг это кого-то обидит), которые подчиняются своим инстинктам.

От 3 до 5 лет

В этом возрасте ребенок уже осознает свое «Я», однако его понятия о морали, о хорошем и плохом еще довольно размыты. Дети в этом возрасте часто повторяют все за окружающими. К примеру, если ребенок матерно выразился, причем, возможно, оскорбив вас, то это не является причиной, чтобы его наказать. Вероятней всего, он услышал матерное выражение где-то на улице, по телевизору или от своих ровесников, при этом вряд ли он осознавал значение конкретного мата.

От 5 до 8 лет

Дети, которые пошли в школу, или только собираются, должны учиться выполнять установленные заранее требования. Им следует объяснить, что обещания следует выполнять. Лучшее наказание для детей этого возраста – лишение их чего-либо. Не выполнил домашнее задание? На улицу гулять не идешь. Отказываешься кушать, что приготовили? Тогда посиди заодно без телефона и планшета.

От 8 до 13 лет

Когда возраст ребенка близится к раннему подростковому (8-10 лет), он потихоньку начинает пробовать быть взрослым

Поэтому здесь важно договариваться с ним заранее обо всех последствиях его поведения. И, конечно, выполнять свои обещания. В таком возрасте ребенок как раз очень активно будет искать «дырки» в границах

Тут важна роль отца – ведь именно он по большей степени показывает границы

В таком возрасте ребенок как раз очень активно будет искать «дырки» в границах. Тут важна роль отца – ведь именно он по большей степени показывает границы

Обрати внимание на солидарность с мужем: договорись с ним о единой системе наказаний – чтобы не получилось, что мама за, а папа – против

От 13 до 18 лет

С подростком часто бывает трудно договориться. Он нарушает запреты и не хочет брать на себя ответственность. Только ты своим примером можем показать ему, что есть хорошо. Ведь именно сейчас он озабочен этим вопросом и всячески пытается проверить – правду ли ему говорят, что это – можно, а это – нельзя. Объясни подростку, почему нельзя играть за компьютером целый день и почему непозволительно ругаться матом

Сейчас как никогда важно иметь возможность откровенно беседовать с отпрыском

Как наказывать ребенка

Дети приносят радость, но зачастую они шалят и не слушаются. Некоторые родители придерживаются старого правила «кнут и пряник» и перегибают с кнутом в качестве воспитания.

Многие родители вовсе считают, что до определённого возраста не надо малышу говорить слово «нет». И прививают таким образом избалованность. (Например, в Японии детям до 5 лет дозволено все). А есть родители, которые своей опекой «душат» любимое чадо. Терпят проказы, а потом из-за мелочи взрываются. Как лучше поступить в определённый момент?

А вы правильно поступаете с ребенком?

Родители лишают своё чадо сладкого, запрещают гулять или играть в компьютерные игры. Прежде чем лишить чего-либо, следует подумать, действительно ли он заслужил наказание. Бывает часто, что малыш не понимал, что данный проступок не дозволен.

Если за непослушание необходимо всё-таки наказание и нужно принять меры, то ребенку нужно объяснить  за что он наказан. Если наказывать малыша, не объяснив причину наказания, то повзрослев, можно получить «эгоиста». Ведь мышление сложится таким образом, что чтобы не сделал, всё равно плохо, и так пойдёт.

После беседы, спокойно обсудите с ним его проступок и возможные последствия. После всего сказанного уточните, какие для себя он сделал выводы и как планирует поступать в дальнейшем.

Закончив разговор, обнимите своё дитя, приласкайте и поцелуйте. Во время инцидента, когда родитель отчитывает кроху, у него появляется ощущение, что мама или папа разлюбят его из-за проступка. Он начинает бояться и плакать. Поэтому после разговора необходимо приласкать малыша, он должен понять, что его любят и наказание этого не меняет.

Помните:

  1. Не реагировать на проказы детей также вредно, как и перегибать с наказанием.
  2. Если наказывать, то за весомый проступок. Не следует наказывать из-за мыслей или его характер.

Варианты наказания:

  1. Порицание: Сказать жёсткое «нет» иногда гораздо эффективнее, чем крики и очень долгие нотации.
  2. Изолирование применяется, если необходимо продемонстрировать свою злость. Например, «Иди в свою комнату на весь вечер и подумай там о своём поведении»
  3. Запрет развлечения хорошо применим, когда маленький человек не выполняет уговор.
  4. Лишение подарка. Например, школьник обещал закончить год на «хорошо», а закончил на «удовлетворительно», не приложив достаточно усилий на достижение цели.

Хорошие поступки

Привносите в воспитание ребёнка понятие «хорошие поступки». Поступки не всегда имеют цену. Иногда добро совершается просто так, за «спасибо».

Вознаграждая ребёнка всегда и по любому поводу, он станет меркантильным и прагматиком. Повзрослев, любой совершаемый им поступок будет только с выгодой для себя. Например, поможет в какой-либо ситуации, но обязательно потребует что-то взамен.

Объясняя последствия проступка, желательно пояснить о том, что есть противоположность шалостям, т. е. альтернативы, приносящие пользу для обеих сторон.

Как правильно наказывать ребёнка, чтобы он не чувствовал себя униженным?

Как правильно наказывать ребёнка? И как нельзя наказывать ребенка? Если родитель наказывает ребенка, унижая его, рано или поздно этот ребенок ему отомстит — либо активно (пререкаясь и огрызась), либо пассивно (игнорируя).

Если родитель применяет физическое насилие. Психологи утверждают, что родители бьют детей только потому, что маленький человек не способен дать им сдачи. Ведь в жизни существует немало раздражающих людей, которых взрослые не трогают, просто опасаясь, что им ответят или заберут в полицию. Поэтому физическое насилие по отношению к ребенку необходимо полностью исключить, включая даже легкие подзатыльники. К тому же метод физического насилия перестанет работать, когда ребенок войдет в ту же весовую категорию, что и взрослый. При этом, получив физическое наказание, ребенок как минимум может уйти из дома, а как максимум — агрессивно отреагировать на попытку его ударить. Да и у самого ребенка часто формируется подобная модель решения проблемы с другими людьми.

Если родитель применяет эмоциональное насилие — оно порой имеет большее воздействие, чем физическое. Ведь некоторые родители не бьют детей, но при этом формируют в них образ собственной никчемности. Это наносит гораздо больший вред для самоидентефикации ребенка, особенно, если подобное происходит довольно часто.

Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее,  стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может

И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает.  Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание  четырехлетних детей

В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность

Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

«Не хочу бить!», – что делать?

Бороться с «жестоким обращением с детьми» сегодня тьма желающих, а вот помогать родителям, которые хотели бы перестать «воспитывать» подобным образом мало кто хочет и может.

Я безмерно уважаю тех родителей, которые, будучи сами биты в детстве, стараются детей не бить. Или хотя бы бить меньше. Потому что их Внутренний родитель, тот, который достался им в наследство от родителей реальных, считает, что бить можно и нужно. И даже если в здравом уме и твердой памяти они считают, что этого лучше не делать, стоит разуму ослабить контроль (усталость, недосып, испуг, отчаяние, сильное давление извне, например, от школы), как рука «сама тянется к ремню». И им гораздо труднее себя контролировать, чем тем, у кого в «программе» родительского поведения это не записано и ничего никуда не тянется. Если им все же удается контролировать себя, – это здорово. То же относится к крику, молчанию, шантажу и так далее.

Итак, что же делать родителям, которые хотят «завязать»?

Первое – запретить себе фразы типа «ребенок получил ремня». Особенно меня передергивает от «ему по попе прилетело». Это языковая и ментальная ловушка. Никто сам по себе ничего не получал. И уж точно никому ничего от мироздания не прилетало. Это вы его побили. И под видом «юмора» пытаетесь снять с себя ответственность. Как кто-то написал: «он совершил проступок и получил по попе, – это естественные последствия». Нет. Это самообман. Пока вы ему предаетесь, ничего не изменится. Как только научитесь хотя бы про себя говорить: «Я побил (а) своего ребенка», –удивитесь, насколько вырастет ваша способность к самообладанию.

То же самое с фразами типа «без этого все равно нельзя». Не надо обобщать. Научитесь говорить: «Я пока не умею обходиться без битья». Это честно, точно и обнадеживает.

В той книжке, про трудное поведение, которую я цитировала, главная мысль такая: ребенок, когда делает что-то не так, обычно не хочет плохого. Он хочет чего-то вполне понятного: быть хорошим, быть любимым, не иметь неприятностей и так далее. Трудное поведение – просто плохой способ этого достичь.

Все то же самое справедливо по отношению к родителям. Очень редко кто ХОЧЕТ мучить и обижать своего ребенка. Исключения есть, это то, о чем шла речь в пункте 8, с оговорками – 6 и 7. И это очень редко.

Во всех других случаях родитель хочет вполне хорошего или, по крайней мере, понятного. Чтобы ребенок был жив-здоров, чтобы вел себя хорошо, чтобы не нервничать, чтобы иметь контроль над ситуацией, чтобы не стыдиться, чтобы пожалели, чтоб все как у людей, чтобы разрядиться, чтобы хоть что-то предпринять.

Если понять про себя, чего ты на самом деле хочешь, когда бьешь, какова твоя глубинная потребность, то можно придумать, как удовлетворить эту потребность иначе.

Например, отдохнуть, чтобы не надо было разряжаться.

Или не обращать внимания на оценки посторонних, чтобы не стыдиться.

Или убрать какие-то опасные ситуации и вещи, чтобы ребенку не угрожала опасность.

Или что-то превратить в игру, чтобы контролировать ситуацию весело.

Или сказать о своих чувствах ребенку (супругу, подруге), чтобы быть услышанным.

Или пройти психотерапию, чтобы освободиться от власти собственных детских травм.

Или изменить свою жизнь, чтобы не ненавидеть ребенка за то, что она «не удалась».

А дальше придуманные альтернативные способы пробовать и смотреть, что будет. Не подошло одно, — пробовать другое.

Привычка эмоционально разряжаться через ребенка — это просто дурная привычка, своего рода зависимость. И эффективно справляться с ней нужно так же, как с любой другой вредной привычкой: не «бороться с», а «научиться иначе». Не «с этой минуты больше никогда», – все знают, к чему приводят такие зароки, а «сегодня хоть немного меньше, чем вчера», или «обойтись без этого только один день» (потом «только одну неделю», «только один месяц»).

Не пугаться, что не все получается. Не сдаваться. Не стесняться спрашивать и просить помощи. Держать в голове древнюю мудрость: «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном».

И помнить, что почти всегда дело в собственном Внутреннем ребенке, обиженном, испуганном или сердитом. Помнить о нем и иногда, вместо того чтобы воспитывать своего реального ребенка, заняться тем мальчиком или девочкой, что бушует внутри. Поговорить, пожалеть, похвалить, утешить, пообещать, что больше никому не дадите его обижать.

Это всё происходит не быстро и не сразу. И на этом пути нужно очень друг друга поддерживать супругам, и знакомым, и просто всем, кого считаете близкими.

Время наказания

Хозяину необходимо не только знать о том, как наказывать щенка за непослушание, но и подбирать правильное время для отрицательного подкрепления. Часто начинающие владельцы животных совершают распространенную ошибку. Они начинают ругать щенка спустя несколько часов после совершенной провинности.

У собак не развито логическое мышление. Если наказание откладывается, то они не могут установить связь между своим поведением и негативным подкреплением. В таких случаях питомец не понимает, за что его ругает хозяин.

Поэтому наказывать животное нужно во время совершения нежелательного поступка. У собак хорошо развито причинно-следственное мышление. Наказание должно быть незамедлительным и следовать за неправильным поведением. Только в этом случае питомец сможет понять, каких поступков ему нужно избегать.

Важную роль в воспитании собаки играет и поведение хозяина после наказания. В первые несколько часов нужно ограничить общение с питомцем, игры и угощения лакомствами. Щенок должен почувствовать, что хозяин недоволен его поступком.

Нужно также своевременно прекращать негативное подкрепление. Если пес осознал свою вину и подчинился, то нельзя продолжать наказание. Иначе это может привести к вспышке агрессии у питомца.

Как точно нельзя наказывать детей

Вопрос, нужно ли наказывать детей физически, никогда не должен возникать у родителей. Физическое наказание недопустимо ни при каких обстоятельствах. Ведь объективно это не наказание, а истязание ребенка.

Однозначное нет:

  1. Всем формам физического воздействия: удары ремнем, прутом, даже рукой, тягание за уши или волосы, резкое одергивание за руку, подзатыльники и т.д.;
  2. Изолированию. Нельзя закрывать ребенка в кладовке, в ванной, в туалете, даже в его комнате.
  3. Лишению еды. Это может показаться средневековым зверством, но некоторые родители и в наши дни используют голод как способ наказания.

Серьезные психологические наказания не помогут в воспитании ребенка, но могут нанести тяжелую травму детской психике.

Чего никогда нельзя делать, чтобы не навредить психическому здоровью любимого чада:

    1. Заставлять делать то, чего он очень боится. Например, засовывать руки в паутину, сидеть в закрытом темном помещении, смотреть вниз с балкона (ребенка, который очень боится высоты). Все это реальные случаи, о которых мне рассказывали на консультации клиенты. Чувство страха вытесняет из сознания ребенка все другие мысли и чувства. В таком состоянии он просто не способен проанализировать поступок, за который наказан, и сделать выводы.
    2. Лишать ребенка общения с очень близкими людьми. И снова пример из практики: моей клиентке Наталье в детстве за любой проступок запрещали общаться с бабушкой, с которой она была очень близка. Чтобы усугубить её переживания, мама в дополнение рассказывала, как бабушка волнуется, как ей плохо — «и всё из-за непослушной внучки». Для девочки это был сильнейший стресс, в подростковом вылившийся в глубокую депрессию.
    3. Заставлять выполнять неприятную работу или смотреть на вещи, вызывающие сильное душевное потрясение. Две истории моих клиентов, услышав которые я долго не могла прийти в себя.

В обоих случаях «воспитательные меры» действительно имели эффект, правда, совсем не тот, который должен быть у конструктивного наказания. У Варвары сформировался огромный комплекс вины, который буквально превратил её жизнь в бесконечную «отработку кармы». Марина, насмотревшись на немощных стариков, «обзавелась» геронтофилией — патологическим страхом старости. На этой почве к 35 годам у женщины было 3 попытки суицида.

Наказание детей.

Способов наказания детей, множество, это необходимый процесс воспитания. Для начала нужно разобраться, чем наказание отличается от жестокого обращения и как можно наказывать ребенка, чтобы не нанести ему душевную травму.

Существует две крайности. Одни родители наказывают детей за каждую провинность, бьют их, устраивают байкоты, пугают злым дядей, в такой обстановке малыш вырастет не уверенным в себе, злым, с заниженной самооценкой, такой метод не имеет ничего общего с воспитанием.

Другая крайность, это полная безнаказанность, при которой ребенку дозволено все и за это ему ничего не бывает, он не видит границ между добром и злом, не чувствует боли других и как ни странно такой ребенок тоже вырастает с чувством ненужности и нелюбви.

Наказывать ребенка можно только за значимые проступки, чтобы малыш знал границы дозволенного, объясняя ему за что, и самое главное без жестокости.

Многие родители полагают, что к жестокому обращению относится физическое наказание детей, а в остальных случаях это наказание, такое мнение в корне не верно. Можно так унизить и оскорбить ребенка, что для него это больнее физического насилия и нанесет большую нравственную и психическую травму.

Основная разница наказания от жестокого обращения в том, что при последнем малыш чувствует себя униженным и оскорбленным и не важно, каким образом вы это делаете, может быть, вы лишите его общения и словами: «Уйди видеть тебя не могу», нанесете ему психическую травму, хотя на первый взгляд не оскорбляли ребенка. Если с вашей точки зрения вы наказали ребенка, а он чувствует себя оскорбленным, то это не наказание, а жестокое обращение, за которое он рано или поздно отомстит, непослушанием или дерзостью, потому что жестокое обращение влияет на психику

Метод кнута и пряника

Метод кнута и пряника считается одним из эффективных педагогических приемов. При воспитании любыми методами должна выдерживаться сбалансированность. Не стоит после применения наказания следом жалеть, баловать или ласкать ребенка. Старшим необходимо четко разграничить, когда поощрить, а когда наказать. В таких ситуациях дети могут провоцировать, а затем манипулировать родителями с целью получения «пряника».

Действиям взрослых надлежит быть слаженными. Отрицательными окажутся методы воспитания, если у папы – «кнут», а у мамы – «пряник». Не стоит оспаривать слова одного из родителей в присутствии ребенка. Малыш быстро разберется, кто из взрослых станет волшебной палочкой для исполнения его желаний.

Главный принцип этого метода:

  • успехи ребенка не следует воспринимать, как само собой разумеющееся, их нужно выделять и поощрять;
  • серьезные проступки, не должны оставаться безнаказанными.

Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание

Иногда родители путают намеренные капризы с капризами по причине недомогания, голода или жажды, и очень часто малыши ведут себя так после болезни, поскольку чувствуют слабость. Выражаться это может следующим образом: во время обеда они хотят спать, а вовремя дневного сна чувствуют прилив сил. В таком случае наказывать ребенка нельзя, потому что изменение режима дня является ненамеренным. Поэтому сначала нужно выяснить, чего они добиваются, перед тем как наказывать детей за непослушание. Комаровский говорит: нужно объяснить малышам, что их капризы только расстраивают родителей.

Каждому возрасту – свой подход

Методы наказаний соответствуют возрасту и полу ребенка, конкретной ситуации и причине для воздействия. В 1 год с малышами проводят беседу, руководствуясь убеждением. В более старшем возрасте уместно разговоры подкреплять делом: лишить права на общение (не разговаривать в течение определенного периода), не пустить гулять или заставить убрать последствия активной игры (разбитый цветок).

Совет. Универсальные методы в педагогике – миф. Каждый возраст, отдельный случай требуют специфичного решения. То, что работает с соседским малышом, не обязательно подходит для собственного.

Мера воздействия пребывает в прямой зависимости от понимания ребенком степени своей вины. Если этого нет, то и наказание окажется малоэффективным. Бесполезно лупить ремнем по попе малыша за то, что он разбрасывает игрушки. Убедить научиться убирать их – совсем другое дело.

Когда нельзя наказывать ребенка

Случаются ситуации, когда в проступках ребенка нет его вины, а если и есть, то исключительно из-за детской оплошности.  Существует несколько возможных случаев, когда нельзя наказывать ребенка.

  • Во время болезни. Учитывайте, что в этот момент организм ребенка борется с заболеванием, а если лишний раз упрекать его в чем-то, то это может негативно сказаться на его здоровье.
  • Перед сном или сразу после просыпания. Если наказать ребенка перед сном, то это наверняка скажется на качестве его сна, а если сделать это с утра, то ребенок может даже не вспомнить, за что его наказывают.
  • Во время еды. Это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
  • Непосредственно после физической или душевной травмы. Если ребенок разбился на велосипеде, сломав не только свою руку, но и само средство передвижения, то не вздумайте сразу выплескивать свой гнев на него, чтобы не причинять еще больше боли.
  • Когда вы сами находитесь в плохом настроении. Если вас застало присутствие плохих эмоций, то это не повод пытаться их выместить, наказывая ребенка.

Мнение доктора Добсона

Джеймс Добсон – знаменитый американский психолог. Родители разделились на две группы. Часть восхищается, использует методики доктора, другая половина – отрицает, презирает.

6 принципов, составленных Джеймсом Добсоном, заслуживающих внимания.

Важно составить четкую дисциплинарную систему. Ребенок должен четко понимать требования родителей.
Нельзя показывать слабость

Родителям стоит терпеть истерики, вызывающее поведение детей. Своевременное пресечение неприемлемых действий повышает авторитетность.
Ругать за безответственное отношение неправильно. Детский мозг склонен к забыванию, ветрености. Ругать за забытое требование неосмотрительно.
Наказания реальны. Заставлять выполнять невыполнимое действие запрещено. Дети воспринимают такие наказания как издевательство, жестокость.
Строгость необходима в отношениях между детьми, родителями. Важно помнить о любви. Перед наказанием важно говорить спокойным тоном, проявлять заботу.
Запреты должны приводить к примирению, сближению родственников. Родителю важно объяснить мотивы, смысл наказания.

Запреты, наказания необходимо строить на любви, взаимопонимании.

Рациональные методы порицания

Необходимо знать основные способы наказания ребёнка, к которым относятся:

  1. Утрата некоторых преимуществ. Этот способ наиболее эффективен из всех видов наказания детей. Например, можно ограничить на определённое время возможность играть в компьютерные игры или просмотр любимых передач.
  2. Исправление ошибки. Например, если подросток разрисовал красками стол, ему нужно предоставить губку — пусть оттирает то, что натворил.
  3. Попросить прощения. Если отпрыск кого-то обидел, то пусть теперь попросит прощения. Если, например, он сломал карандаш, то пусть отдаст свой.
  4. Не замечать. Этот метод подходит больше для малышей, но нельзя применять его часто. Если малыш весь день вредничал, можно какое-то время не разговаривать с ним.
  5. Дополнительная помощь по дому. В качестве дисциплинарной меры для подростка могут быть дополнительные работы по дому. Например, ему можно назначить дополнительное мытье полов, протирание пыли.

И также необходимо помнить о таком способе, как осуждение. Родители должны беседовать с чадом о том, какие чувства вызвало его поведение и почему оно считается неправильным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий