8 мифов о педагогическом виде прикорма

Физиологические основы прикорма

Изначально педиатрический прикорм был разработан как питание для искусственников, кормящихся мало адаптированными смесями и кашами, коровьим молоком, в силу чего не получающих всех необходимых микроэлементов и витаминов, нутриентов для роста и развития. Поэтому в первых его вариантах были рано вводимые соки как источник натуральных витаминов, кисломолочные продукты — как источник бифидофлоры и кальция с белком, а также мясо, овощи и фрукты для стимуляции моторики. Для того, чтобы полноценно покрывать все потребности ребенка, порции такого прикорма должны были быть достаточно объемными, и поэтому питание постепенно доводилось до стандартных значений — 100 г продуктов или 200 мл жидкостей на прием. Постепенно затем нужно было заменять детские пюре и кашки на более взрослое питание, вводя уже продукты с обычного стола — супы, вторые блюда и десерты. По постулатам этого стиля прикорма к годовалому возрасту ребенок переводится на относительно «взрослое» питание.

Основные правила педприкорма:

– Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).

– Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.

– В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.

– Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.

– На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.

– Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.

– Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке. Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз. На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.

– Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще

Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю  – величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи

Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи

В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя,  выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов  – полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.

Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь  с семейными ритуалами.

После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости

Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде

Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

“Не ест, и всё тут!”

Исцеление от фобииЭтому существует несколько объективных причин: ребёнок приболел, или у малыша режутся зубки, или, может быть, обстановка не располагает (например, вы в гостях, где ребёнку явно некомфортно). Возможно, мама поторопилась и ввела прикорм не при явном пищевом интересе ребёнка.

Елтонская замечает: “…если из кормления ребёнка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным. Нужно перестать кормить ребёнка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребёнок или нет, по крайней мере, необходимо “делать вид” что это так… Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать — давайте. Положить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте и не наказывайте, если ребёнок что-то разольёт или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно”

Жанна Цареградская (многодетная мама, повитуха, педагог, консультант по грудному вскармливанию, психолог-перинатолог) уверена: “У всех детей есть инстинкт самосохранения, поэтому деть никогда не будет голодать! Не ест — значит, голода нет! Тем, кто сомневается, маленький психологический этюд (из книги В. Леви “„Нестандартный ребёнок”, изложено своими словами). У каждого взрослого есть такие виды еды, которые он не любит! Вам, например, нравится варёный лук в супе? Ну или придумайте ещё что-нибудь такое же мерзкое, склизкое и очень противное. А теперь представьте себе, что великан ростом с четыре ваших сажает вас в огромный высокий стул под самый потолок и упорно пихает вам в рот огромную, размером с тарелку, ложку этого самого лука! Представили? Уговаривает, сказки рассказывает, и не отстанет, пока не проглотите! Ещё и проверит, проглотили ли! Убежать некуда! Мерзко? Думаете, что мороженым было бы лучше? Хорошо, представьте, что с мороженым, но каждый день, 3-4 раза в день, бадья мороженого, да ещё и под потолком и независимо от того, хотите или нет! Если воображение у вас хорошее, вы больше никогда не будете заставлять своих детей есть” .

Бывает также, что прикорм введён неправильно, либо мама допускает ошибки в кормлении ребёнка за столом. Консультанты “Рожаны” советуют в таких случаях для появления пищевого интереса 2 недели есть при ребёнке с большим-большим аппетитом, а ребёнку в это время ничего не давать! “Отлучить” от стола на две недели. Демонстративно садиться есть без него. Если очень попросит, — выделить на огромную тарелку чайную ложку еды. Если не съел — сразу жадно доесть маме.

У ребёнка бывают периоды монопитания, и к этому нужно относиться с уважением. Некоторые мамы говорят “не ест”, однако на самом деле ребёнок избирательно «налегает» на определённые 1-2 продукта, либо предпочитает “кусочничать”. Если родители “не циклятся”, то этот период обязательно закончится.

Некоторые мамочки, чьи детки отказываются от прикорма или слабо едят, связывают это с “ГВ по полной программе” (то есть зачем кушать другую пищу, если молочко нужного вкуса и температуры всегда рядом). По моему теоретическому опыту форумов, дети делятся на тех, кто ест, и тех, кто слабо ест — при условии, что прикорм вводился правильно. Кроме того, мама знает, что ребёнку чего-либо не хватает в еде, она ему это обязательно вместе с молоком даст — это её биологическая задача.

Когда наступает “перегиб” в сторону “кусочничания” (перестаёт или слабо ест основные трапезы), “кусочничанье” прекращаем. Нормально позавтракал — можешь “кусочничать” до обеда, плохо пообедал — извини, жди ужина. Ну и, конечно, внимательно следим за ребёнком, всё это делаем мягко и разумно!

Ребёнку важно “исследовать границы”: отказ от еды — средство манипулирования мамой (“А можешь мне устроить песни с плясками и игрушками?”). Здесь маме нужно набраться терпения и продолжать “свою линию”, при этом ей вторят остальные домочадцы (смотрим принципы и правила педагогического прикорма)

Кстати, после года, когда мама начинает отлучаться из дома “по делам” на пару часов, малыши обычно начинают лучше кушать в её отсутствие.

Питание как воспитание

Прикорм бывает педагогический – и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола. 

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

1.Основные цели прикорма

· постепенная замена грудного молока на другую пищу

· адаптирование ребенка к пищевой нише семьи

2. Как это выглядит

· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; – пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; – постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь.

· ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;

· ничего специально для него не готовят;

· мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; – на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.

3. Возможные плюсы

· маме так спокойнее;

· возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);

· можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);

· возможно, кормить более качественными продуктами;

· замена кормлений грудью на прикормы.

· ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.

· не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); – грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; – ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; – после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.

4. Возможные минусы

· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;

· ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. – ребенок труднее научается глотать и жевать; – часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;

· пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям.

· первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;

· бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);

· ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).

· возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

Источник таблицы: http://www.nnmama.ru

Малыш и питье

Роль жидкости занимает важное место в питании ребенка. Но иногда родители заблуждаются относительно того, в какое время какое питье подходит малышу

До ввода прикорма материнское молоко или молочная смесь считаются едой, а не питьем, потому ребенку начинают отдельно предлагать воду, чтобы попить. После введения прикорма и замены нескольких кормлений только на пюре или каши, родители и вовсе перестают предлагать крохе молоко, логично предполагая, что этот этап в питании ребенка завершен. К году у очень многих детей грудное вскармливание бывает полностью завершено.

Еще недавно такая точка зрения считалась верной. Но специалисты ВОЗ дают другие рекомендации современным родителям. Грудное молоко — это в самом деле пища, но оно также предоставляет крохе исчерпывающее количество жидкости в первые месяцы. Высокоадаптированная молочная смесь максимально соответствует составу материнского молока, потому малыш-искусственник также не нуждается в дополнительном допаивании. Организм ребенка первого полугода жизни способен воспринять только определенное количество пищи. Чем больше кроха выпьет воды, тем меньше он потом усвоит молока. А ведь именно в нем содержатся все полезные питательные вещества.

После того, как кроха познакомится с прикормом, его потребность в материнском молоке не пропадет. Ведь это не только пища, но еще и иммунная защита, и помощник в усвоении блюд прикорма. Желудочно-кишечный тракт крохи не перестает нуждаться в веществах, которые содержатся только в материнском молоке. В год молоко или молочная смесь должны составлять не меньше 50% рациона малыша, и дальше его количество должно сокращаться очень плавно.

Правила введения прикорма:

  • прикорм следует давать только перед кормлением грудью;
  • питание должно быть однородным по своей консистенции;
  • во время приема пищи ребенок должен сидеть;
  • прикорм нужно давать в теплом виде;
  • два раза в день давать один и тот же вид прикорма нельзя;
  • другой вид прикорма можно начинать вводить лишь тогда, когда произойдет адаптация к предыдущему;
  • во время введения нового продукта необходимо внимательно отслеживать любые изменения стула, в случае если их нет, на следующий день можно увеличить порцию прикорма;
  • первоначально овощные либо фруктовые пюре должны состоять из одного единственного вида овощей либо фруктов;
  • в промежутках между приемами пищи ребенку можно давать фруктовые соки, но без сахара.

Теперь о некоторых видах прикорма подробнее. Итак,

Фруктовые и овощные соки

Овощные и фруктовые соки относятся к категории обучающего прикорма, поскольку они по своей консистенции напоминают грудное молоко. Все соки делятся на моно- и поликомпонентные. Под первыми подразумеваются соки, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Поликомпонентные соки соответственно содержат в составе два, либо больше видов овощей или фруктов. Вне всякого сомнения, они намного полезнее, но вместе с тем их введение может нанести и вред здоровью малыша, поскольку в случае развития аллергической реакции родители не будут знать, на какой именно компонент она возникла.

Соки могут быть осветленными либо с мякотью. Большинство соков, которые предназначены непосредственно для младенцев, являются осветленными. И это неспроста. Потому что, если говорить о соках с мякотью, в их составе имеются так называемые пищевые волокна, в итоге, о себе могут дать знать нарушения стула, обусловленные неполным созреванием слизистой оболочки кишечника. Такое питание надо вводить в рацион детей значительно позже. Прикорм соком рекомендуется начинать с 0,5 чайной ложечки. В течение 5-7 дней его общее количество можно увеличить до 30–40 миллилитров.

Плодоовощное пюре

Фруктовые пюре принято считать вторым видом прикорма, который рекомендуется вводить в меню малыша через две недели после сока. Современные специалисты выделяют три вида такого пюре. Так, гомогенизированное пюре предназначено для детей в возрасте от 3,5 до 5 месяцев. Пюреобразное можно давать с 6 до 8 месяцев, а крупно измельченное пюре предназначено для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев. Суточное количество такого пюре равняется возрасту ребенка в месяцах, умноженному на 10.

Злаковый прикорм

Злаковый прикорм, то есть каши принято считать традиционным видом прикорма, который необходимо вводить в рацион ближе к 6 месяцам. Крупы помимо микроэлементов, витаминов и белков обогащены еще и большим количеством углеводов, которые снабжают организм крохи необходимой ему энергией.

Первый раз ребенку следует дать не более одной чайной ложечки каши

Важно, чтобы это была безглютеновая каша (кукурузная, рисовая, гречневая), то есть в ее составе не должно быть белка клейковины, который может спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии

Кисломолочные продукты

В составе кисломолочных продуктов содержится большое количество фосфора, кальция, рибофлавина и белка. Они подавляют рост болезнетворных микроорганизмов и являются прекрасным средством для профилактики аллергических реакций, злокачественных новообразований, атеросклероза и желудочно-кишечных патологий. Особенно полезными для детского организма являются йогурт, кефир и твердые сорта сыра.

Мясной прикорм

Мясо – универсальный продукт, который является главным поставщиком полноценных белков животного происхождения, однако его можно вводить в рацион малыша только после того, как его желудочно-кишечный тракт полностью сформируется.

Коровье молоко

Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте использовать запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений и стать причиной образования микроцитарной анемии, которая возникает в результате сильного уменьшения запасов железа в организме. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость к его белку.

Рыба и морепродукты

Рыба и морепродукты – это один из источников полноценных белков и аминокислот. Помимо этого в данных продуктах имеются полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие благоприятное воздействие на развитие центральной нервной системы. Содержатся в них и такие микроэлементы как цинк и железо. Также в морской рыбе очень много йода.

В заключение настоятельная просьба всем родителям – перед тем, как начать введение прикорма, обязательно посоветуйтесь с детским диетологом, и пусть ваш ребенок растет здоровым!

Ну хорошо, а есть продукты, которые на первых порах давать ребенку нельзя?

Да, и это, например, соки. В советское время их вводили уже в возрасте нескольких недель, и до сих пор некоторые педиатры работают по этим устаревшим рекомендациям, не говоря уж о том, что именно про сок вам прожужжат все уши новоиспеченные бабушки и прабабушки. Однако правда такова: слишком раннее введение соков может привести к аллергическим реакциям, нарушениям метаболизма и работы ЖКТ, проблемам с почками и поджелудочной железой.

Также не следует давать ребенку коровье молоко – по крайней мере, до года. Малыш не сможет его переварить, да и нагрузка на его почки и печень будет слишком большой.

Яичный желток, любимец советчиков старой закалки, тоже лучше оставить на потом – в нем много насыщенных жиров, с которыми печень ребенка может не справиться.

Еще один продукт, польза которого на самом деле миф – это манная каша. Раньше ее рекомендовали для первого прикорма, но последние исследования показали, что содержащийся в ней фитин мешает организму ребенка усваивать кальций, железо и витамин D, а глиодин может провоцировать болезни кишечника.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале “Мой ребенок”, 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Схема введения первого прикорма

Строгой последовательности, по которой нужно вводить прикорм, нет, но есть общие, примерные схемы прикорма для разного возраста (рис. 4). Педиатр может корректировать ввод продуктов в зависимости от веса ребенка, показателей его здоровья, реакции на питание. Родителям лучше составлять рацион с учетом рекомендаций врача, так, чтобы он состоял из полезных продуктов, которые нравятся малышу.

Прикорм при вегетарианстве

Вегетарианский рацион не содержит продукты животного происхождения. Для детей в возрасте до года он обеспечивает не все потребности питания. Придерживаться его можно только под контролем врача и при условии, что ребенок будет получать или специально подобранные пищевые добавки, или обогащенные продукты, содержащие необходимые макро- и микронутриенты.

Если продукты животного происхождения исключены из рациона, необходимо отдельно контролировать калорийность пищи и содержание в ней белка. Также нужно исключить дефицит железа, цинка, фолатов, витамина D, B12, кальция и некоторых других элементов.

Есть несколько вариантов вегетарианства, которые различаются между собой по строгости рациона. Так, при менее строгом лакто-ово-вегетарианстве возможно употребление яиц и молочных продуктов, оно несет в себе меньше рисков нутритивной недостаточности. При правильном планировании такого вегетарианского рациона ребенок может получать все необходимые ему витамины, минералы и другие вещества. Применение более строгих веганских рационов, при которых употребление любой животной пищи исключено, связано с высоким риском дефицитных состояний. В этом случае важен строгий контроль состояния здоровья, а также применение специальных пищевых добавок.

Важно! Вегетарианский прикорм требует особенно строгого контроля врачей. Важно сбалансировать питание ребенка, дополнив рацион достаточным количеством белковой пищи, а также добавками, содержащими витамины и микроэлементы

Потенциальные риски особенно высоки, если до введения прикорма ребенок находился на грудном вскармливании, и мать придерживалась вегетарианства

В этом случае уже к 6 месяцам у ребенка может развиваться анемия, связанная с недостатком железа и витамина B12. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, принятая в России, отдельно заостряет внимание на этом, рекомендует особенно строго контролировать, является ли питание достаточным, а также планировать рацион с обязательным использованием добавок, содержащих белки, витамины и микроэлементы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий