8 плохих привычек, которые мы прививаем детям

Как родителям сформировать полезные привычки у ребенка.

С помощью личного примера. Это первое и самое необходимое правило, если Вы хотите привить сыну или дочери любую полезную привычку. В процессе эволюции главным механизмом обучения ребенка стало подражание поведению родителей. Поэтому, что бы вы не говорили, он будет повторять ваши действия и копировать ваш образ жизни.
Не формировать негативных ассоциаций с полезной привычкой. Ругань за то, что чего-то не сделал, принуждение делать что-либо, нравоучения и сравнение ребенка с другими естественным образом вызывают негативные эмоции. Если подобные методы используются регулярно, отрицательные чувства подсознательно связываются с самим действием, которого вы хотели добиться от чада. И, даже если ваши намерения были исключительно благими, само напоминание об этом действии в итоге будет вызывать у него такие же негативные эмоции. Конечно, результатом будет отказ от выполнения того, чего вы хотите. И впоследствии, когда малыш вырастет и сам поймет, что эта привычка действительно полезна, он будет через силу выполнять это действие или забывать о нем вовсе.
Формировать позитивные ассоциации с полезной привычкой. Исходя из предыдущего пункта, становится понятным, что привычка может легко закрепиться, если вызывает у малыша положительные эмоции. Для этого не обязательно давать ребенку конфетку каждый раз, когда он выполняет полезное действие

Гораздо эффективнее будет ваше одобрение, совместное времяпрепровождение и общение, ваше внимание к малышу в момент выполнения этих действий. С детьми помладше можно использовать игру или веселое соревнование.
Объяснять ребенку на доступном языке, что ему даст то или иное действие, если он будет его повторять изо дня в день

Когда ребенок маленький, понимание времени еще не сформировано. Поэтому ему действительно не ясно, что и почему может произойти через длительные промежуток времени, в будущем. Или какие последствия вызовут его собственные действия, помимо тех, которые он может наблюдать сразу же. Например, малышу вряд ли станет понятнее, если вы скажете: «Нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым». На данный момент он чувствует только вкус, который большинству детей не нравится.
Действовать постепенно. Не стоит стараться сформировать несколько привычек одновременно, это снизит эффективность ваших усилий, если вообще позволит добиться результата. Начните с одной, и только когда она закрепилась, можно приступать к следующей.
Быть готовым к временным отступлениям от привычки. В стрессовых ситуациях, во время болезни или значимых событий в жизни ребенка можно пренебречь строгим соблюдением правил, при условии, что привычка уже закрепилась, а после возврата к обычной жизни она обязательно будет возобновлена. Также в таких состояниях лучше не начинать прививать какие-либо новые привычки и дождаться для этого более комфортного периода.
Ценить старания, а не критиковать результат. Лучше всего, если первая реакция на попытку ребенка сделать что-то хорошее (например, помыть полы) будет положительной: «О, ты решил помочь мне, как я рада, спасибо тебе!». Конечно, он не сможет сделать все с первого раза идеально, возможно, Вам даже придется все переделывать после его «помощи». И не стоит вводить его в заблуждение о том, что сделал он это отлично. Но можно позволять ребенку самостоятельно выполнять какие-то дела по дому, не исправляя и не критикуя каждый его шаг, а замечая его старания и внося предложения о том, как это можно было бы сделать еще лучше. Таким образом Вы сможете сформировать у ребенка желание помогать и удовольствие от собственных усилий, что на данном этапе гораздо важнее чистого пола.

При всем этом не стоит прививать полезные привычки ребенку потому, что так надо или принято, для того, чтобы похвастаться другим родителям, или потому, что вас самих в детстве заставляли это делать. Думаю, цель приобретения полезных привычек в благополучии, здоровье и счастье вашего ребенка. Поэтому не забывайте проявлять любовь к детям и принимать их любыми, даже если они не хотят делать зарядку по утрам или есть овощи.

Анастасия Вялых

Насколько мой ребенок самостоятелен?

Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.
Пройти тест

Зачем нужно формировать полезные привычки.

Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.

Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.

Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.

Научите рациональному потреблению

Екатерина, продавец, мама 6-летнего Игоря

«Комната сына завалена игрушками, цена некоторых достигает 7000 ₽, но играет он максимум двумя. Когда мы появляемся в магазине, сын просит новые игрушки, а когда получает — теряет к ним интерес через 20 минут».

Отвечает Екатерина, эксперт по детской финансовой грамотности:

«Спонтанные желания ребёнка продиктованы всплеском дофамина — гормоном удовольствия от предвкушения покупки. Когда игрушка куплена, радость быстро проходит. Чтобы перехитрить мозг, достаточно отложить покупку на потом. Заведите специальный блокнот, наклейте изображение игрушки и подождите пару недель. За это время в список может добавиться ещё несколько вещей. Через две недели попросите ребёнка выбрать одну игрушку из списка и купите её — так он научится расставлять приоритеты, и радость от долгожданной покупки будет длиться дольше.

Еще в этом возрасте можно приучать ребенка к ответственности и экологичному потреблению. Расскажите, что пластиковые игрушки вредят природе, страдают дельфины, зайчики, птицы. Вместе выберите ненужные игрушки и подумайте, куда их можно пристроить: отдать, обменять, отнести в переработку или продать. Объясните, что когда мы не выбрасываем игрушки, а передаём другим — они не загрязняют окружающий мир и продолжают нести пользу. Когда продаём — тоже дарим кому-то радость и ещё зарабатываем

Не все игрушки можно отдать и продать, поэтому важно относиться к покупкам с умом

Заведите правило: покупать новые игрушки только на деньги от продажи старых. Как правило, чтобы купить одну новую вещь, нужно продать две-три б/у. Завалы машинок быстро поредеют, и останутся только самые нужные».

От редакции

С 6 лет детей можно приучать правильно тратить деньги и получать удовольствие от полезных вещей

Например, ребёнок может помогать составлять список покупок и следить, чтобы его придерживались в магазине — он будет чувствовать важность своего участия, гордиться собой и научится планировать бюджет

Если ребёнок умеет считать, писать и читать, начните вместе вести учёт в Excel или в мобильных приложениях для семейного бюджета.

Чек-лист: как привить ребёнку финансовые привычки

  • Объясните ребёнку, что такое деньги и как ими пользоваться с помощью мультиков, книг и игр про деньги.
  • Расскажите про рациональное потребление. Например, предложите продать старые ненужные игрушки, а вместо них купить новые и нужные.
  • Создайте условия для формирования привычек. Например, если вы даете на карманные расходы, но ребенок потратил деньги раньше положенного — проявите стойкость. Тогда ребенок научится копить, расставлять приоритеты и грамотно распределять сумму на нужный срок.
  • Дайте ребёнку больше самостоятельности, пусть он сам распоряжается деньгами как ему хочется. Чтобы деньги не потерялись — заведите детскую банковскую карту и привяжите к телефону.

На правах рекламы. АО ЮниКредит Банк. Генеральная лицензия №1 Банка России.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий