Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев?

Психологические изменения

Психическое развитие малыша зависит от окружающей обстановки. Если новорожденный испытывает дискомфорт или чувствует нервозность со стороны родителей, он будет плакать. То же самое произойдёт при испуге или недовольстве. Не следует думать, что малыш капризничает, скорее всего, его что-то беспокоит.

Поведение крохи становится всё осмысленнее:

  • он осознанно всматривается в предметы, пытаясь их изучить, следит взглядом за двигающейся игрушкой.
  • различает голоса близких людей и радуется, увидев маму;
  • может выражать свои эмоции мимикой: хмуриться, улыбаться или радостно покрикивать;
  • в лексиконе малыша появляются первые «агу». В детском лепете могут проскакивать и согласные звуки: «Б», «П», «М», «Н». Так карапуз тренируется в общении. Хотя 3-х месячный малыш ещё не понимает смысла сказанных ему слов, он остро чувствует эмоциональный настрой говорящего;
  • следит за реакцией родителей: если что-то не нравится, отворачивает голову;
  • вздрагивает и прислушивается, когда слышит незнакомый звук;
  • хорошо реагирует на музыку. Слуховое восприятие можно развивать, купив грудничку звуковые игрушки, повесив их над кроваткой или включить классическую музыку. Малыши её обожают;
  • выражает свои желания характерными звуками: когда крохе скучно или есть потребность увидеть мамино лицо, он будет хныкать. Если на «сигналы» не обращать внимания, то последует громкий плач;
  • улыбается, понимая, что его сейчас возьмут на руки. Популярный педиатр Е.Комаровский поощряет такую привычку. Он советует родителям чаще брать малыша на руки, чтобы усилить взаимосвязь и считает, что это важнейшее условие для формирования отзывчивого человека.

Эмоциональное общение со взрослым очень важно для ребёнка. Надо чаще разговаривать с малюткой, озвучивая свои действия и называя все предметы, которые интересуют кроху

Каждый разговор с малышом — стимуляция памяти, активизация речевых навыков, расширение кругозора.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев

Дети становятся ещё более подвижными и активными. Совсем немного, и ребёнок уже сможет дотянуться до жутко интересного предмета на том высоком комоде. Родители теперь всё чаще произносят слово «нельзя». Реакция на него со стороны малыша всегда разная.

Большинство детей в свои 10 месяцев умеют:

  • ползать на четвереньках;
  • ходить, держась за опору;
  • недолго стоять на ногах без поддержки;
  • самостоятельно садиться и вставать;
  • сползать на пол с кровати, дивана или кресла;
  • ровно держать спинку в положении сидя;
  • умело манипулировать сразу несколькими предметами в руках;
  • уверенно держать чашку и бутылочку в руках.

Некоторые дети именно в этом возрасте делают свои первые самостоятельные шаги. Но всё же обычно это происходит ближе к 11 месяцам и позже. Многие малыши пока не готовы оторвать руки от опоры, чтобы передвигаться самостоятельно. Паниковать по поводу того, что ребёнок не ходит в 10 месяцев, определённо рано. Лучше не торопить маленького чемпиона.

Сейчас ребёнок не только становится сильнее физически. Продолжает активно развиваться мелкая моторика, поэтому игры грудничка становятся более сложными. Сейчас его интересует связь между разными объектами. Движения малыша довольно точны, он с лёгкостью захватывает игрушки самыми разными способами — пальцами, двумя или одной ладошкой, сбоку и сверху.

Ребёнок учится доставать один объект, задействуя другой. Например, он уже может в песочнице лопаткой перевернуть нужную формочку или ложкой подтолкнуть тарелку ближе к себе. Ребёнок понимает, что окружающие его объекты способны «работать» в связке друг с другом. И ему это крайне интересно.

Как спят дети в этом возрасте?

В этот период происходит полная смена режима сна. У ребенка начинает активно проявляться темперамент, и соответственно появляются свои предпочтения в режиме.

Детки начинают делиться на «Сов» и «Жаворонков». «Совы» предпочитают позже укладываться ночью, зато и спят спокойно до девяти утра. А «Жаворонки», как дневные птахи, в семь утра уже на ногах, но и укладываются не позже восьми вечера. Поэтому есть смысл пересмотреть время дневного укладывания под биологические ритмы вашего ребенка.

Общий режим сна составляет одиннадцать – двенадцать часов. Дневной сон сокращается всего до пары часов, поэтому оптимально укладывать малыша около двух часов дня.

Развитие речи

После года речь начинает развиваться очень быстро. Это в первую очередь связано с развитием психики, головного мозга и мелкой моторики. За первые три месяца 2-го года жизни количество используемых малышом слов и их облегченных форм может увеличиться до 30.

Речь продолжает развиваться в 2-х направлениях: понимание обращенной речи и активное словоупотребление.

Понимание речи у ребенка между 12 и 15 месяцами жизни отображается в действиях:

  • выполнение простых действий с игрушкой по просьбе взрослого. Малыш возит машинку, укладывает куклу спать, открывает коробку;
  • может выбрать среди ряда предложенных вещей или картинок одну, названую взрослым;
  • различает предметы по форме (круглый, квадратный);
  • правильно понимает простые глаголы, реагирует на просьбы отдать, отнести, закрыть и т. д.;
  • знает значение слов-запретов (нет, нельзя);
  • реагирует, безошибочно ориентируется в именах близких людей;
  • знает, может показать на названные предметы быта, одежду, части тела;
  • при прощании машет ручкой;
  • может похлопать в ладоши по просьбе взрослого;
  • имитирует звуки и характерные движения некоторых животных, техники;
  • с удовольствием слушает, как ему читают сказку, может попросить жестами прочитать еще раз.

Активная речь в период между 12 и 15 месяцами преображается. Теперь карапуз может:

произнести до 15 полных слов и до 30 облегченных словесных форм;

облегченную форму слова (би-би, ав-ав) употребляет по просьбе взрослого показать на знакомый предмет или живое существо, по собственному желанию, пытаясь привлечь внимание взрослого;
сымитировать знакомый звук, попытаться повторить плачь, смех, кашель, голоса животных;
пытаться подпевать песне, используя услышанные слоги;
повторить простое слово вслед за взрослым или другим ребенком;
начинать слова со звуков «б», «г», «д» и «к»;
сказать «нет», усилив значение мимикой и жестами;

Следует отметить, что не все дети в этом возрасте выполняют все указанные действия. Развитие речи – процесс индивидуальный. Если к 15-ти месяцам ваш карапуз произносит всего одно слово, не нужно расстраиваться. Некоторые дети используют облегченный активный словарь достаточно долго, накапливая знания, а после, в один момент, начинают говорить целыми предложениями. Для начала активной фазы говорения, зоны мозга, ответственные за речь и необходимость в общении, должны созреть до определенного уровня. Чтобы помочь крохе в этом процессе:

  • чаще разговаривайте с ним, рассказывая ему об окружающих предметах и действиях;
  • читайте малышу книги и стихи;
  • развивайте мелкую моторику карапуза;
  • следите за сбалансированностью пищи, особенно за витаминами группы B и витамином D.

Если вас волнует один из аспектов развития речи вашего ребенка, то следует обратиться к участковому педиатру и неврологу за консультацией. В большинстве случаев волнение не имеет серьезных оснований, но лучше, чтобы об этом сказал вам специалист, оценив развитие конкретного малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(
оценок; рейтинг статьи )

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 2 год 9 месяцев

В этом возрасте малыша могут переполнять все возможные эмоции и чувства, с которыми ему порой бывает очень трудно справиться. Задача родителей быть более внимательными к ребенку, по возможности более гибкими и терпеливыми. В этом возрасте у малыша хорошо развито чувство юмора, он способен понимать шутки и шутить.

Ребенок по прежнему сильно привязан к близким, особенно к маме.К трем годам принято подводить итоги, и судить о присущем ребенку уровню развития. От того, чему научился ребенок за первые годы жизни, зависит его адаптация к новым условиям. Ведь именно в таком возрасте детей обычно отдают в детский садик.

А что умеет ваш малыш в 2 года и 9 месяцев?

Особенности питания

Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:

  • мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
  • птица (индейка, курица);
  • рыба: судак, сёмга, треска, хек;
  • субпродукты (печень, языки, сердце);
  • тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
  • различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
  • молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
  • белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
  • фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
  • местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
  • масло (как сливочное, так и растительное).

Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное

Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции

Примерное меню на день смотрите в таблице:

Приём пищиБлюда
ЗавтракКаша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)
ОбедОвощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов
ПолдникТворог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)
УжинОвощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок

Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.

Как воспитывать

Воспитание ребенка 10-12 лет — прежде всего пример родителей

Взаимоотношения между взрослыми, их внимание и манера общения с сыном или дочкой — основа для формирования личности. Мамам и папам детей 10-12 лет нужно помнить:

  • нужно уважительно относиться к мнению ребенка, даже неправильному. У него формируются взгляды, отношение к действиям и вещам, резкая критика или насмешка могут глубоко ранить неокрепшую нервную систему сына или дочки, развить различные комплексы;
  • старайтесь не вводить прямых запретов, не высказываться в категоричной форме. Рекомендуется вести аргументированный диалог, предлагая ребенку выбор;
  • интересуйтесь увлечениями сына или дочки, поддерживайте стремление добиться совершенства, достигнуть успеха;
  • доверяйте своему чаду, старайтесь контролировать незаметно;
  • не сравнивайте с другими детьми;
  • находите каждый день время для доверительной беседы один на один.

В 10-12 лет важно показать ребенку, что он уже большой, взрослый, может самостоятельно выполнять многие вещи и вы доверяете ему. Ощущая с вашей стороны уважение, доверие, сын или дочка будут стремиться соответствовать ожиданиям, стараться радовать

Режим дня 10-месячного ребёнка

Обычно малыши в этом возрасте спят по 10-14 часов в сутки. Ночью — примерно 8-10 часов, а днем — 1,5-3 часа. У большинства детей сохраняется режим с двумя тихими часами в дневное время.

Колики и прорезывание первых зубов давно позади. Поэтому многие малыши всю ночь спят без пробуждений. Но как говорят психологи, именно в этот период у детей появляется так называемая «сепарационная тревога» — они начинают плакать, когда не видят и не чувствуют рядом с собой маму. Отсюда и ряд проблем — малыш, если спит чутко, может проснуться ночью и плакать, требуя внимания родителей.

По мнению педиатров, у ребёнка ближе к году уже должен быть сформирован «взрослый» режим дня. Это помогает малышу не переутомляться, хорошо спать и активно развиваться. А в дальнейшем и проблем с режимом дня в детском саду не будет. Считается, что дети до года должны отправляться спать не позднее 22:00. Соответственно, пробуждение происходит примерно в 7:00 или 8:00. Кто-то спит больше, кто-то — меньше. Тут всё индивидуально.

Развитие речи и разговорных навыков

Развивающие занятия для детей 11 месяцев обязательно должны включать в себя игры и упражнения на развитие речи. Это возраст активного становления разговорных навыков, поэтому нужно помочь ребенку в этом.

Расширение словарного запаса зависит от того, сколько родители разговаривают с малышом и читают ему книги

Важно объяснять каждое свое действие, называя предметы вокруг, и особенно те, на которые указывает ребенок.. Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки

Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.

Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки. Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.

Как играть с ребенком в 11 месяцев:

Ролевые игры

Это прекрасная возможность поиграть и научить малыша. Можно купить специальные игрушки, которые надеваются на руки или пальцы, а можно сделать самим. Для этого возьмите старые перчатки и отрежьте от них 2 пальчика. Из них сделайте куклу для малыша, вышив глазки и ротик и пришив волосы из ниток. Из оставшейся перчатки сделайте кукол для себя. Наденьте на указательный палец ребенка его куколку. Покажите как куколка может ходить, танцевать, прятаться в кулачок и опять появляться. Составляйте простые диалоги между персонажами, обращаясь непосредственно к малышу, рассказывайте ему стишки и напевая песенки, стимулируя желание отвечать и повторять за взрослыми.

Чтение книг

Еще один эффективный способ стимулировать развитие речи ребенка 11 месяцев. Выбирайте книжки с большими яркими картинками, в которых текст совпадает с нарисованным сюжетом. Малыш будет слышать, о чем идет речь, видеть проговоренные фразы на картинке, и учиться сопоставлять это.

Пение

Пойте малышу простые песенки с повторяющимися слогами, чтобы пополнять его словарь. Купите детскую дудочку (лучше пластиковую), покажите ее малышу. Спойте песенку:

Ду-ду-ду-ду дудочка!Ду-ду-ду-ду-ду!Заиграла дудочкаВ нашем во саду.Услыхала уточка,Плавая в пруду,Как играет дудочка:Ду-ду-ду-ду-ду!

«Покажи предмет»

Развивая слуховое восприятие и речь ребенка, можно играть с разными предметами. Разложите перед малышом несколько игрушек, назовите их: «Это зайчик, а это мишка». Попросите малыша показать: «Покажи, где зайчик?». Потом игра происходит в обратном порядке: кроха показывает пальчиком на одну из них, а взрослый называет их вслух.

«Наша семья»

Дети любят рассматривать фотоальбомы, а особенно, узнавать кого-то на фото. Если взрослый будет комментировать снимки и рассказывать, кто где на фотографии, ребенок с восторгом включится в эту игру. А со временем и сам начнет показывать, на каком фото мама, а на каком – бабушка.

Некоторые игры можно придумать на ходу с теми игрушками, которые лежат рядом. Малыши любят все новое и интересное, с удовольствием занимаются тем, что раньше еще не делали. Поэтому взрослым стоит подключить свою фантазию и погрузиться в увлекательный процесс игры.

Как заметил в далекой древности Марк Туллий Цицерон: «Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают».

Родители могут многому научиться, проводя время со своим ребенком и наблюдая за его активностью.

Питание

  • Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:
  • Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
  • Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
  • Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
  • Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
  • Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
  • Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии.
  • Готовят кисели, компоты.
  • Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр

Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Техника безопасности

Создание условий, обеспечивающих безопасное изучение пространства, возможностей своего тела и умственных способностей – важный элемент для спокойствия родителей. Убедитесь, что в вашем доме:

  • мелкие, хрупкие и бьющиеся предметы находятся высоко или в недоступном для ребенка месте. Помните, что кроха уже легко может открыть полку, выдвинуть ящик, места с опасными для бутуза предметами должны быть дополнительно зафиксированы;
  • лекарства, химия, монеты, порошки и моющие средства не доступны малышу, даже в закрытом виде. Кроха уже легко может открутить крышку, порвать упаковку, догадаться, как открыть коробку или пакет;
  • розетки закрыты заглушками или спрятаны за мебелью, провода не торчат;
  • нет доступных для ребенка острых, режущих и колющих предметов;
  • на дверях установлены ограничители, доводчики дверей отключены;
  • острые и твердые углы мебели прикрыты плотной тканью;
  • подвижная мебель не находится в незакрепленном состоянии, не используется малышом в качестве опоры;
  • на окнах установлены замки. Помните, что москитная сетка не создана для удержания веса ребенка. Не оставляйте карапуза одного в комнате с открытым окном.

Кроме этих мер безопасности, стоит помнить, что следует:

  • постоянно учить и напоминать малышу значение слов «нельзя», «горячо», «опасно»;
  • не забывать горячую чашку на краю стола, не оставлять кастрюлю на крайней конфорке;
  • не допускать игр с газовой плитой и электрооборудованием;
  • перекрывать газ после использования, отключать электрические приборы из розетки.

В погоне за знаниями малыш не умеет отличать действия по их безопасности. Играя, малыш может по незнанию подвергнуть себя опасности. Чтобы постоянно не волноваться и не ругать карапуза, постарайтесь максимально обезопасить свое жилище, предусмотреть возможные варианты развития событий.

Техника безопасности

Возросшая активность карапуза требует от родителей повышенного внимания к вопросам безопасности. Рекомендуется:

  • Убрать все мелкие, бьющиеся, хрупкие вещи из доступа ребенка. Не оставляйте монеты на видном месте;
  • Закрыть все розетки заглушками, провода спрятать за мебель или под ковры;
  • Химические, ядовитые, лекарственные средства убрать в недоступные места. Недопустимо хранение порошка и других моющих средств в непосредственном доступе ребенка, даже в закрытом виде;
  • Острые, режущие и колющие предметы должны быть недоступны малышу;
  • Объясните карапузу значение слов «горячо», «опасно», «нельзя»;
  • Не ставьте на край стола или плиты горячие кастрюлю, чашку, тарелку;
  • Следите за тем, чтобы электроприборы были выключены из сети, а розетка была закрыта;
  • В домах с газовым оборудованием не забывайте перекрывать газ, следите, чтобы кроха не трогал вентили;
  • Установите на двери ограничители, чтобы малыш не прищемил себе пальчики;
  • Накройте острые твердые углы мебели плотной тканью;
  • В период активного освоения малышом навыка ходьбы старайтесь предусмотреть место возможного падения и подстелить плед или другой мягкий предмет;
  • Уберите или закрепите легко опрокидываемые стулья, подвижную мебель.

Дети не чувствуют опасности, они просто играют, изучая окружающий мир известными способами. Постарайтесь предугадать потенциально опасные ситуации и обезопасить своего карапуза.

Помощь в развитии: действия родителей

Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.

Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:

  • знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
  • для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
  • изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
  • работать с пластилином, глиной, красками.

Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.

Специальные занятия

Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.

Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.

Развивающие игры

В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.

Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:

  1. Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
  2. Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
  3. Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.

Книжки

В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.

Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.

Мультфильмы

Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.

Игрушки

Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.

Рекомендуется использовать:

  • музыкальные и говорящие игрушки;
  • мягкие мячи;
  • кубики и пирамидки;
  • игрушки для игры в песочнице;
  • мягкие куклы или зверьки;
  • имитации предметов быта;
  • картонные книги;
  • игрушки, которые надо тянуть или толкать.

Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.

Ребенку нужны развивающие игрушки.

Как играть с ребенком в год

Развитие малыша происходит через игры. Не зря занятия с малышом называют развивающими играми. Поэтому, чтобы ребенок рос умным и активным, нужно как можно больше играть с ним, используя различные игрушки.

Игрушки для ребёнка в год:

Кубики

Пластиковые, мягкие, деревянные — не важно какие, главное, чтобы малыш начинал строить башню хотя бы из 2-3 кубиков.

Пирамидка. Для начала стоит выбрать пирамидку из 3-5 колец, затем можно купить пирамидку из 10-20 элементов

В год желательно, чтобы малыш овладел навыком нанизывания колец на стержень, а ближе к 2 годам можно обучать его сортировать кольца по размеру и цвету.

Книжки с плотными страницами из картона. Хорошо, если в них будут крупные картинки несложных расцветок — малыши любят рассматривать такие иллюстрации.

Сортер. Сейчас можно купить такие игрушки разных видов и ценовых категорий. Для ребенка 1 года нужно выбрать максимально простой сортер.

Мягкие игрушки, похожие на животных. Обычно в год ребенок выбирает свою любимую игрушку и совершенствует на ней различные навыки: кормит, носит, причесывает, укачивает.

Стаканчики. Пластиковые стаканчики различных размеров и цветов будут помогать малышу развивать фантазию и мелкую моторику.

Игрушками для развитияв год могут служить различные предметы обихода.

Коробочки, пакеты, поварешки, шкатулки, щетки — все это вызывает неподдельное любопытство у малыша и, как показывает практика, является даже более интересным, чем покупные игрушки.

Развитие мелкой моторики у ребенка в год

Чем более развита мелкая моторика, тем лучше развивается речь крохи. Для совершенствования мелкой моторики не обязательно покупать дорогие игрушки — все есть под рукой!

Для игр с ребенком подойдет манная крупа: ребенок может рисовать по ней пальчиком или искать спрятанные в крупе мелкие предметы.

Макароны разных размеров и форм хорошо подходят для сортирования.

Крупы — гречка, перловка, рис могут служить отличной игрой: малышу интересно и весело пересыпать крупу, искать в ней игрушки или просто перебирать.

Сделайте тактильную книжку — приклейте к страницам картонной книги кусочки ткани, меха, кожи: так малыш будет знакомиться с новыми для него ощущениями.

Как научить ребенка говорить

В год малыш не говорит полноценно, однако родители могут стимулировать развитие речи. Для этого постоянно разговаривайте с ребенком:

  • Каждое свое действие объясняйте: «сейчас мы идем мыть руки», «пойдем гулять», «одеваем кофточку»…Постепенно малыш привыкнет к фразам и будет пытаться сам их выговаривать.
  • Слушайте песенки, читайте книжки.
  • Говорите простые слова по слогам, обязательно показывая артикуляцию (движения своих губ, языка).


развитие ребенка в год

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий