Что умеет и должен уметь новорожденный ребенок в первый месяц своей жизни

Как развивать ребенка в 1 месяц

Каждый ребенок индивидуален, у него свой собственный ритм развития. Родители могут помочь ему, если будут использовать разные методики воспитания, полезные для социального развития.

Социальное развитие

Маме нужно чаще смотреть ребенку в глаза, тогда он будет учиться узнавать ее лицо. Если малышу улыбаться и изображать забавные гримасы, кроха будет внимательно изучать выражение лица. Если младенца укачивать на руках и нежно обнимать, он будет расслабляться и чувствовать себя в безопасности.

Если в 1 месяц малышку нежно обнимать и танцевать с ней под спокойную музыку, она будет чувствовать успокоительный ритм движения. Когда родители отвечают на сигналы, которые использует малыш, чтобы выразить и описать свои эмоции, ребенок будет чувствовать, что о нем заботятся, его обращение было услышано, и перестанет беспокоиться.

Эмоциональное и психическое развитие

Детки развиваются намного быстрее, если с ними заниматься. Время бодрствования месячного малыша составляет около 3-4 часов в сутки. В этот период маме нужно находиться рядом с ребенком и чем-то его занимать. Кроха нуждается в маминой защите, ласке и заботе

Мама должна как можно чаще брать малыша на ручки, наклоняться над его кроваткой, улыбаться и всячески привлекать его внимание. Разговаривать с ребенком необходимо также во время кормлений, пеленания, купания на ночь

Очень полезно включать тихую музыку, так как она активизирует работу головного мозга. После купания обязательно делать легкий массаж тела. Он будет успокаивать малыша и оказывать положительное влияние на нервную систему.

Обратите внимание! Плач – это единственный сигнал, который может подать ребенок, если его что-то беспокоит. Также карапуз может протестовать плачем, когда мама хочет одеть на него одежду

Когда в семье тихая и спокойная атмосфера, малыш будет чувствовать себя в безопасности, следовательно, нормально развиваться.

Малыш в кроватке с игрушками

Возможные проблемы новорожденного

К наиболее часто встречающимся проблемам, с которыми сталкиваются дети в 1 месяц, относят:

Физиологическую потерю веса. Это вызвано адаптивными процессами. Нормальным считается потеря в 10% от веса при рождении. Ко второй неделе жизни новорожденный начинает набирать вес.
Сухость кожных покровов. При рождении дети специальной смазкой, которая облегчает процесс прохождения по родовым путям. Спустя несколько дней от смазки почти ничего не остается. По этой причине кожа может начать шелушиться – проблему решают протиранием растительным маслом.
Сыпь. Проявляется в первые несколько суток после рождения. Проходит сама, но для ускорения процесса можно мыть ребенка в ванночках с добавлением ромашки или календулы.
Гормональный криз. Возникает из-за выведения из организма ребенка остатков гормонов матери. Симптомы – припухлость молочных желез, небольшие выделения
Криз пройдет сам, но важно поддерживать тщательную гигиену.
Конъюнктивит

Появляется в результате того, что ребенок «перешел» из стерильной матки в атмосферу, где есть патогенные микроорганизмы, бактерии
Чтобы быстро справиться с проблемой, нужно осторожно протирать глаза новорожденного ваткой, смоченной в ромашке.
Потницу – сыпь в области подмышек, между складками. Главными причинами появления называют плохую гигиену или перегрев

Достаточно часто сыпь проходит сама, но для ускорения процесса можно обтирать новорожденного отваром ромашки.
Молочницу. Образуется в ротовой полости. Выглядит как белые кусочки на небе, языке, щеках. Лечением данной патологии должен заниматься врач – если не будет должной терапии, это может привести к осложнениям.
Запор. Чаще всего с ним сталкиваются дети на искусственном вскармливании.
Колики. В организме новорожденного проходят процессы брожения, что приносит ребенку немало неприятных ощущений. Еще одна причина колик – ребенок заглатывает слишком много воздуха при кормлении. Чтобы избежать подобного, после кормления детей ставят «столбиком». При появлении коликов не следует сразу давать ребенку какие-либо медикаменты – лучше просто поносить его на руках, погладить, успокоить. Расслаблению способствует и теплая ванна с успокаивающими травами.
Опрелости. Причины их появления такие же, как и у потницы. Чтобы избежать такой проблемы, нужно обязательно промывать складки с помощью отваров трав. Также стоит почаще раскрывать малыша, снимать памперс, чтобы кожа «дышала». Дополнительно можно пользоваться детскими присыпками.
Желтуха. Частая проблема малышей, что вызвано разрушением избыточного количества эритроцитов. Однако печень маленьких детей еще не может справиться с такой проблемой, что и приводит к появлению желтого пигмента. В норме желтуха нарастает первые 5 дней, спадает в течение следующих 14 дней.

1 месяц малышу – развитие

Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами

Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:

  1. Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
  2. Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
  3. Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
  4. Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
  5. Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
  6. Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.

Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.

Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:

  • удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
  • реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
  • узнавать мамин голос;
  • во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
  • различать яркие однотонные цвета;
  • осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
  • пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
  • произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.

Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» – лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.

Игрушки для детей в 1 месяц

Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:

  • механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
  • погремушки, которые можно удерживать в ручке;
  • мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
  • игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).

В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения

Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, потешки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы

Общие рекомендации

Вакцинация от гепатита В

  • До одного месяца у ребенка должна зажить пуповина, если пупочная рана осталась — обратитесь к врачу;
  • Купать ребенка можно ежедневно, рекомендуется в одно и то же время перед ночным сном. Вода должна быть 38°С, с легким раствором марганцовки или предварительно перекипяченная.
  • Массажи помогут в развитии ребенка, их должен проводить специалист. Родители могут делать гимнастику для своего ребенка
  • Прогулки на свежем воздухе можно осуществлять со второй недели жизни. Первая прогулка не должна длиться больше 20 минут, затем их можно увеличивать на 10 минут ежедневно. Следите за состоянием малыша, чтобы определить комфортное время для гуляния.
  • На протяжении первого месяца ребенок не умеет агукать, этому он научиться на 2ом месяце. Абсолютно нормально если малыш только кряхтит и плачет.
  • Осознанная улыбка приходит в возрасте 4-8 недель, до этого времени улыбается малыш бессознательно.
  • В первый день жизни малышу делают прививку от гепатита В, в 3-7 день жизни вакцинируют против туберкулеза. В 1 месяц проводят вторую прививку от гепатита группы В.
  • Участковый педиатр должен несколько раз навестить ребенка дома, а в 1 месяц пора отправляться на прием в больницу.

Семья от А до Я: Ребенку 1 месяц

Что ребенок умеет в первый месяц жизни?

8.5 Общий Балл

Навыки ребенка в 1 месяц

Достоверность информации

9

Актуальность информации

9.5

Раскрытие темы

8

Доступность применения

9

Плюсы

  • Улучшается зрение
  • Слух становится острее
  • Ребенок набирает вес

Минусы

  • Малыш все еще остается беспомощным и требует повышенного внимания к себе
  • Могут начаться кишечные колики

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия

Важно развивать младенца всесторонне

Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша  кукольный спектакль.

Стоит показывать ребенку фотографии, яркие картинки. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки разных цветов. Во время бодрствования малыш будет их изучать.

Развитие речи

В разговоре требуется использовать простые слова. Н

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Режим дня 1-месячного малыша

Дневной цикл деятельности новорожденного преимущественно состоит из периодов сна и бодрствования, когда происходит прием пищи. Необходимо так организовать режим дня ребенка в 1 месяц, чтобы были выдержаны определенные интервалы. С учетом того, что сон занимает большую часть времени и составляет от 15 до 20 часов в сутки, в оставшиеся часы нужно покормить малыша, заняться его гигиеной и поиграть с ним для общего развития.

Выбранный распорядок желательно не нарушать, а чтобы нормализовать детский сон, можно ограничивать его днем и создавать подходящие условия ночью, например, полностью изолировать шум. Ребенок должен понимать, когда ему нужно бодрствовать, а когда отдыхать.

Важно, чтобы продолжительность сна не превышала 9 часов ночью (с перерывом на одно кормление) и состояла из четырех коротких отдыхов днем. От того, сколько спит ребенок в 1 месяц, зависит его активность и, соответственно, способность к правильному развитию

Если он все еще не придерживается графика и плохо спит, то нужно:

  • укладывать его в одно и то же время, как днем, так и вечером (например, сразу после купания);
  • перед сном проветривать помещение;
  • приглушать в комнате свет и изолировать ее от постороннего шума, поскольку сон ребенка в 1 месяц очень поверхностный и может легко прерваться;
  • незадолго до сна делать расслабляющие процедуры (массаж с поглаживаниями или теплую ванну);
  • согревать грелкой постель;
  • изменить свой рацион питания, если ребенок получает грудное молоко (возможно, он страдает вздутием живота и газами, что мешает ему крепко спать).

После сна у младенца появляется потребность в получении пищи. Обычно интервал между ее приемами составляет 3-4 часа, но некоторых детей кормят не по времени, а «по требованию». Питание ребенка в 1 месяц может быть грудным, искусственным или смешанным. Грудной малыш просит молоко от 8 до 12 раз в сутки, а находящийся на искусственном вскармливании – от 6 до 8 раз. Если малыш правильно (достаточно) питается, то:

  • он спокоен и после кормлений сразу отходит ко сну;
  • съедает около 750 мл молока (молочной смеси) за день;
  • наполняет мочой 5-6 подгузников в сутки;
  • вес ребенка в 1 месяц соответствует норме, то есть увеличился в среднем на 600 г по сравнению с тем, который был зафиксирован при рождении.

Что умеет малыш к одному месяцу

Когда ребенку исполняется 1 месяц, в норме у него появляются следующие умения:

  1. Поворачивает голову в ту сторону, откуда доносятся звуки и голоса родителей. Если слышит резкий громкий звук, то замирает, начинает часто моргать и может заплакать.
  2. Плачем сообщает о необходимости смены пеленок, дискомфорте, голоде или желании, чтобы его взяли на руки. Как только желание удовлетворено, грудничок перестает плакать.
  3. Голос и прикосновения родителей действуют на младенца успокаивающе.
  4. Смотрит на человеческие лица и следит за их выражением. Может улыбаться в ответ на разговор взрослого.
  5. Появляется «агуканье». Первые звуки, которые начинает издавать младенец, похожи на «гы», «га», «гу», потому его «речь» и получила такое название.
  6. К концу первого месяца жизни малыш, лежа на животе, может поднять голову и удерживать ее примерно три-пять секунд.

О чём думает младенец: факты и предположения

Учёные проводили исследования деятельности мозга новорожденных и выяснили, что он вовсе не находится в покое, а активен. Даже в состоянии отдыха в отделах мозга, отвечающих за слух, зрение и моторику, проходят электрические сигналы.
Что бы ни говорить крохе в 2-3 дня, смысла слов он не поймёт, зато прекрасно уловит интонацию. Кроме того, чем интенсивнее происходит общение с малышом путём рассказывания и показывания ему чего-либо, тем быстрее пойдёт его дальнейшее развитие. Даже находясь в утробе у матери, ребёнок уже чувствует и слышит, поэтому к моменту рождения речь становится для него более привычной, а смысл слов понятным. Постоянное общение с ним до и после родов активизирует мыслительные процессы в его мозге и помогает ему развиваться.

Этапы импринтинга

Этапов импринтинга два. Они занимают сутки после родов. Этапы эти крайне важны и не могут быть перепутаны. Первичный импринтинг – это первые 1-2 часа после родов. Он делится на первые 30 минут после родов и следующие час-полтора. Вся жизнь младенца и его отношения с матерью полностью зависят от первого получаса после рождения

Если в это время контакта с мамой не происходит, то второй этап импринтинга не наступает, а за ним не наступает и еще одного важного этапа – вторичного импринтинга, на который приходятся первые сутки после родов

Итак, первые 60 минут после родов, или время первичного импринтинга. Медики делят их на 4 важных временных части.

Первые четверть часа после родов – релаксация или пробуждение

В это время состоится первый контакт мамы и ребенка. Ребенок родился, потратил на это массу времени и сил и теперь должен восстановить силы. Он обязательно должен закричать, чтобы запустить работу легких, и лежать в ногах у мамы, чтобы восстановить силы. В это время ребенок может посапывать, чихать, даже кашлять – его дыхательные пути таким образом освобождаются от накопившей слизи. И еще ребенок адаптируется к новой температурной среде и воздуху. Мама может в это время ощупывать его, массировать спинку, помогая таким образом продышаться.

В этом есть огромная польза: во-первых, происходит первый тактильный контакт, который позволяет маме и младенцу признать друг друга (как у животных, когда они облизывают новорожденных зверенышей). Во-вторых, у ребенка формируется ощущение безопасности от прикосновений мамы. И, в-третьих, у ребенка налаживается кровоток, восстанавливается дыхание.

Если такого контакта не происходит (а в наших роддомах малыша зачастую уносят от мамы именно в первые полчаса после рождения), то ощущение безопасности в окружающем мире у младенца не формируется. Наоборот, идет посыл: «Здесь опасно! Меня некому защитить».

Первый контакт мамы и ее ребенка после родов стимулирует у нее выработку так называемых гормонов связи – окситоцина и пролактина. Пролактин, к тому же, стимулирует выработку грудного молока, который нужен маме для полноценного кормления ребенка. Кроме того, секреция гормонов связи помогает маме лучше понять своего малыша на инстинктивном уровне, чтобы лучше удовлетворять его потребности при плаче.

В течение первых 15 минут после родов младенца нельзя отделять и уносить от матери, потому что даже пуповину перерезать в этот момент нельзя. Малыша нужно разместить в ногах мамы так, чтобы остаток крови из пуповины перетекла в кровеносную систему ребенка. Это его кровь, которой лишать новорожденного нельзя – она придаст ему сил и укрепит иммунитет. То, что вся кровь перетекла от мамы к младенцу, можно определить по тому, что пуповина побелела. Тогда ее можно перерезать.

Рефлексы у новорожденных

У малыша уже при рождении есть некоторые навыки и умения, которые называются безусловными рефлексами. К третьему-четвёртому месяцу жизни они вытесняются условными рефлексами. Отсутствие безусловных рефлексов можно считать патологией так же, как и несвоевременное угасание таковых. Исследуя безусловные рефлексы, медики могут оценить состояние ЦНС ребёнка.

  • Защитный рефлекс новорожденного заключается в том, что когда его кладут на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону. Проявляется такой рефлекс с первых же часов жизни младенца.
  • Рефлекс испуга (Моро) проявляется так: если малыша испугает громкий шум или быстрое перемещение в пространстве, то он инстинктивно выгибает спину дугой, раскидывает в стороны конечности и может кричать.
  • Стопный разгибательный рефлекс (Бабинского) выглядит так: если на подушечку стопы новорожденного надавить большим пальцем, то у него сгибаются пальцы ног, а если на подошве стопы пальцами рисовать штрихи, то наблюдается тыльное сгибание стопы, а пальцы расходятся веером.
  • Автоматическая походка или рефлекс опоры наблюдается, когда ноги новорожденного касаются твёрдой поверхности. В ответ на это он приподнимает их, словно пытаясь сделать шаг.
  • Сосательный рефлекс – если ввести в рот новорожденного на 2-3 сантиметра палец, то он начнёт делать ритмичные сосательные движения.
  • Хватательный рефлекс. На ладонь младенца нужно надавить указательным пальцем: если ребёнок здоров, то он крепко схватит палец, иногда с такой силой, что его можно даже чуть приподнять вверх.
  • Рефлекс Галанта – если раздражается кожа над позвоночником, то ребёнок изогнёт спину дугой, иногда это дополняется разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах.
  • Рефлекс Переса выражается в следующем: если провести пальцами с лёгким нажимом по остистым позвоночным отросткам от копчика к шее, то крошка начинает кричать, разгибать спину, приподнимать голову, сгибать ручки и ножки, проявляя негативную реакцию.
  • Поисковый рефлекс (Куссмауля) выглядит так: если поглаживать уголки рта младенца, то у него опускается губа, язык и голова поворачиваются в сторону раздражителя. Если же надавливать на центр верхней губы, то открывается рот ребёнка. Если надавливать на центр нижней губы, то нижняя челюсть опускается. Особенно ярко этот рефлекс проявляется за полчаса до очередного кормления малыша.
  • Хоботковый рефлекс – если к губам новорожденного быстро прикоснуться пальцем, то они вытянутся вперёд.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) проявляется, если надавить на обе ладони ближе к основанию большого пальца – тогда младенец наклонит голову, откроет рот, согнёт руки в плечах и предплечьях, подтягиваясь к кулачкам.

Оценивать рефлексы новорожденного нужно в хорошо освещённой тёплой комнате на полужёсткой ровной поверхности. На некоторые раздражители голодные и сытые малыши реагируют неодинаково, поэтому нужно сразу проинформировать врача о том, когда младенец ел в последний раз, чтобы доктор мог правильно оценить степень выраженности рефлексов.

Развитие по неделям

1 неделя

Это время привыкания к новой жизни. Младенец пока проявляет минимальную активность и большую часть времени спит. У него еще нет специальных умений, поэтому его жизнедеятельность обеспечивается наличием врожденных рефлексов: хватательного, сосательного, поискового, плавательного, мигательного, глотательного, защитного и других.

Умения младенца к концу 1 недели:

  • способен фокусировать взгляд на неподвижном объекте, расположенном на расстоянии 8–15 см;
  • делает непроизвольные движения ручками и пальчиками;
  • оживляется при появлении взрослого человека, улыбается во сне;
  • различает цвета, звуки и запахи.

В первую неделю вес крохи может немного снизиться: он осваивает новый процесс кормления и еще не способен в достаточной мере насытиться. Такое изменение массы тела не представляет угрозы.  Вес быстро приходит в норму.

2 неделя

Ребенок продолжает приспосабливаться к новой жизни. Он уже освоил непривычный способ получения пищи, поэтому начинает активно набирать вес и быстро расти.

Новые умения:

  • распознает лица окружающих и пытается подражать их мимике;
  • удерживает в поле зрения плавно передвигающийся объект;
  • приобретает способность общаться с миром с помощью сенсорных ощущений (интересуется новыми звуками, запахами, ощущениями).

На второй неделе у ребенка проявляются неприятные последствия недостаточного развития пищеварительной системы – кишечные колики. Младенец испытывает мучительную боль в животе, из-за чего кричит без перерыва до 3–4 часов. Облегчить состояние крохи помогут современные лекарственные препараты или легкий массаж животика.

3 неделя

Ребенок начинает проявлять активность и любознательность: он реагирует на шум и голоса родителей, на зрительные образы. Его движения координируются, становятся менее хаотичными.

Новые умения:

  • фиксирует взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 50 см от глаз;
  • изменяет положение тела так, чтобы удобно было лежать в кроватке или в руках родителя;
  • захватывает пальчиками небольшие предметы;
  • пытается приподнять и удерживать головку в положении лежа.

Малыш проявляет любопытство: он с увлечением изучает новые объекты или человеческие лица. Он уже узнает голоса родителей и отвечает на них улыбкой, радостным покрикиванием или даже гулением. В этот период нужно часто разговаривать с ним, обеспечивать телесный контакт.

4 неделя

К концу месяца может показаться, будто ничего не изменилось: ребенок остался все таким же маленьким и беспомощным. Но это впечатление ошибочно. Присмотритесь к крохе внимательнее, и вы поймете, как много новых умений освоил малыш за 4 недели.

Умения малыша:

  • реагирует на человеческие голоса и прислушивается к ним, безошибочно узнает материнский голос;
  • пытается удерживать головку, лежа на животе;
  • фиксирует взгляд на неподвижном объекте или лице, следит за медленно движущимся предметом;
  • копирует мимику взрослых;
  • произносит первые звуки (сопит, кряхтит, гулит, агукает);
  • хаотично и беспорядочно двигает ножками и ручками, тянется к маме, выгибает спинку;
  • различает цвета, выделяет яркий объект из окружающего пространства;
  • безусловные рефлексы, с которыми малыш родился, постепенно заменяются условными.

Самое важное сейчас – показать ребенку, что мир, в котором он оказался, не безразличен к нему, что он готов откликаться на малейшее его желание. Вот почему мама должна постоянно находиться рядом с ним

Если кроха получает достаточно внимания, к концу месяца у него проявится «комплекс оживления». Это самый радостный момент для мамы: ведь теперь ее малыш не безучастно принимает все заботы и ласки, а бурно реагирует на них, отвечая на каждое прикосновение или обращенное к нему слово улыбкой и восторженным писком.

Первый час жизни ребенка и его влияние на всю дальнейшую жизнь

Первый час жизни младенца должен состоять из нескольких фаз, которые идут друг за другом в строгой последовательности. Эти стадии не могут опережать друг друга, потому что иначе полноценный импринтинг не наступает. Если роды женщины происходят естественным путем и в течение первого часа младенец остается с ней, все процессы связи матери и ребенка происходят автоматически, их не нужно регулировать искусственно. Если ребенок рожден методом кесарева сечения, изначально эти связи во многом прерываются. При естественных родах малыш перед своим выходом в мир получает большую порцию материнских гормонов, которые очень хороши для укрепления его иммунной системы и имеют большое влияние на поведение маленького человека. Если этих гормонов человек не получает из-за прерванного или неполноценного процесса родов, его поведенческие реакции тоже нарушаются.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий