Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Диагностика дизартрии

В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения.  На первом году жизни можно оценить неречевые расстройства

Ранняя диагностика дизартрии, в первую очередь, опирается на оценку неречевых нарушений, среди которых важно отметить следующие:

  • Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата (нарушение тонуса, подвижности артикуляционных мышц)
    • В лицевой мускулатуре: асимметрия, сглаженность носогубных складок, перекос рта при улыбке и плаче, гипомимия, нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гиперкинезы лица.
    • В губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ, недостаточность смыкания, затруднение при удержании рта в закрытом положении, отвисание нижней губы.
    • В язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, патология строения языка, патология положения языка, гиперкинезы, тремор, ограничение подвижности, повышение или понижение глоточного рефлекса.
    • Мягкое нёбо: провисание нёбной занавески, отклонение увулы от средней линии.
  • Нарушение дыхания: учащенное, неглубокое дыхание, дискоординация вдоха/выдоха.
  • Нарушение голосообразования: недостаточная сила голоса, отклонение тембра, нарушение голосовых модуляций.
  • Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания, глотания, жевания, откусывания от куска и питья из чашки.
  • Гиперсаливация.
  • Оральные синкинезии.
  • Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма, наличие патологических рефлексов орального автоматизма.

На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств большее значение приобретают речевые симптомы.

Важно помнить! Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование позволяет дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.

Логопедическое обследование ребенка с дизартрией включает в себя оценку как речевых, так и неречевых процессов.  Логопедическое обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • Сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка;
  • Анализ медицинской документации;

Важно помнить! Родители, предоставляющие достоверные анамнестические данные, результаты обследования и заключения невролога, действуют в интересах ребенка и нацелены на положительный результат коррекционной работы со стороны логопеда, психолога или дефектолога.

Обследование артикуляционного аппарата:
Строение органов речевого аппарата;
Состояние тонуса мышц речевого аппарата;
Состояние произвольной артикуляционной моторики;
Наличие/отсутствие синкинезий;
Оценка степени и границы глоточного рефлекса;
Особенности приема пищи;

Обследование понимания обращенной речи:
Понимание инструкций, просьб;
Определение объема пассивного предметного и глагольного словарей;
Понимание лексико-грамматических конструкций;
Понимание последовательности событий.

Обследование собственной речи:
Оценка сформированности лексической стороны речи;
Оценка сформированности грамматической стороны речи;
Особенности слоговой структуры слов

Изучение произносительной стороны речи (внятность, разборчивость)
Обследование фонетической стороны речи
Особое внимание уделяется умению ребенка произносить звуки:
Изолированно;
В слогах;
В словах;
В предложениях;
В собственной речи.

При обследовании фонетики отмечается характер недостатков звукопроизношения:
Искажения звуков;
Замены звуков;
Пропуски звуков.

Изучение фонематических процессов:
Фонематическое восприятие;
Звуковой анализ.

Исследование особенностей дыхания;
Оценка голосовых характеристик;
Изучение просодической организации речевого потока.

Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с  тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.. Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с  тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с  тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. 

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

С чего начать лечение

Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом

Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении)

Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске)

Опасность отсутствия помощи специалиста и советы родителям ребенка с дизартрией

Прогноз качества жизни ребенка с дизартрией напрямую зависит от того, насколько рано началась коррекция, насколько качественно, систематично и грамотно она проводилась. Кроме того для того, чтобы прописать маршрут лечения дизартрии, необходима качественная дифференциальная диагностика. Стоит так же отметить, что дизартрия встречается и у детей с нормальным психофизическим развитием, поэтому порой родители могут списать речевые проблемы на возраст ребенка или наследственность. Поэтому родителям, подозревающим у своего ребенка дизартрию, следует как можно раньше обратиться за помощью к профессионалам, не упуская драгоценное время.

Огромная часть успеха в лечении дизартрии у детей зависит и от поддержки близких и родных, регулярных занятий со специалистами, выполнении всех рекомендаций дома.

В случае своевременно начатой терапии, прогноз может быть вполне благоприятным.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Осложнения мозжечковой дизартрии

Если заболевание не лечить, оно приводит к негативным последствиям. К ним относятся социальные, эмоциональные, личностные проблемы.

К социальным проблемам приводит смазанная речь, которая непонятна окружающим. Человеку тяжело налаживать социальные контакты, заводить друзей, работать в коллективе.

В свою очередь это приводит к личностным и психоэмоциональным проблемам. У человека снижается самооценка, развиваются невроз, депрессия, ипохондрия, он замыкается в себе, становится неуверенным, подавленным.

Еще одно осложнение — дисфагия, или нарушение глотания. Это уже угроза жизни, ведь при поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что чревато асфиксией.

Методы лечения

Поскольку стертая дизартрия – проблема неврологическая, то, соответственно, понадобится помощь невролога. Хотя логопед тоже принимает активное участие в процессе лечения. Проводятся неврологические тесты, результаты прохождения которых дают основания для дальнейших исследований анамнеза.

Для точной диагностики заболевания понадобится пройти следующие обследования:

  • МРТ либо эхо-исследование головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • трансканальную магнитную стимуляцию.

Магнитно-резонансная томография головного мозга дает возможность выявить повреждения его структуры, наличие новообразований или воспалительного процесса. Остальные исследования помогают определить степень поражения для подбора правильного и самого результативного метода лечения.

Правильно подобранная индивидуальная терапия позволяет добиться положительной динамики развития заболевания.

Способ лечения псевдобульбарной дизартрии определяет врач-невролог или психоневролог совместно с логопедом. В зависимости от разновидности и стадии заболевания практикуется использование следующих методик:

  • коррекция с помощью логопедических приемов;
  • медикаментозная терапия;
  • курс сеансов массажа;
  • ЛФК;
  • дыхательные упражнения.

Проявления дизартрии, даже если не исчезают полностью, то становятся контролируемыми и практически не заметными. Действие фармакологических препаратов направлено на облегчение симптомов и общего состояния больного.

Разновидности и их проявления

Помимо того, что дизартрий существует несколько видов, псевдобульбарная дизартрия, в свою очередь, встречается в таких формах:

1. Паретическая. Для нее характерна гипотония речевой и общей скелетной мускулатуры. Возрастание тонуса может наблюдаться при произвольных движениях. Паретические изменения распространяются на мягкое небо, губные и язычные мышцы. Смена позы тела вызывает затруднения и существенно замедлена. Движения артикуляционного аппарата не синхронны с дыханием. Часто присутствует обильное слюнотечение или синкинезия. Если голос громкий, то он быстро идет на спад, становится слабый, монотонный, с носовым оттенком. Произношение звуков смазанное, нечеткое. Сосательный и жевательный рефлексы чаще всего нарушены, но не до критических показателей.

2. Спастическая. Ее характеризуют гиперкинезия мышц гортани и губ, спазматический парез языка, нарушенный тонус мягкого неба. Речь монотонная, назализованная. Удержание и смена артикуляционной позы вызывает затруднения, часто присутствует беззвучная артикуляция. Речевая мускулатура находится в постоянном напряжении, ее приводят в действие спазмы губных и языковых мышц. Сосание и глотание вызывает определенные проблемы, дыхание неритмичное и слабо выраженное. Выдох короткий, а речь может быть на вдохе. Во время спазматических проявлений ребенок не может поддерживать темп разговора, поэтому намеренно употребляет короткие фразы или отдельные слова. Смысл речи сохраняется, но разборчивость довольно низкая и зависит от голосовых данных.

3. Смешанная. Наиболее распространенная форма псевдобульбарной дизартрии. Сложность заболевания состоит в том, что соседние группы мышц пребывают в различной степени напряжения. К примеру, щеки и губы находятся в повышенном тонусе, а мускулатура языка недостаточно напряжена.

4. Самая тяжелая форма – анартрия, для которой характерны глубокие поражения мышц и полное отсутствие произвольной моторики и в речевом, и артикуляционном аппарате. Лицо страдающего этой формой заболевания ребенка напоминает маску с постоянно открытым ртом. Язык лежит, не двигаясь, на дне ротовой полости, резко ограниченны движения губ. Жевание и глотание затруднены. Вразумительной речи нет вообще, иногда малыш выговаривает отдельные звуки. При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются такие проявления, как снижение мышечной функциональности языка, гиперсаливация, поперхивание. Эти дифференциальные признаки заболевания можно заметить уже в первый год жизни ребенка. Со временем к ним присоединяются и другие симптомы. В речевой деятельности страдает произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков. Эти проявления характерны для всех форм болезни.

Речевая симптоматика

У дошкольников с дизартрией смазанное и нечеткое звукопроизношение, можно наблюдать фонационные и просодические расстройства речи, нарушено речевое дыхание.

Звукопроизношение. Недостатки звукопроизносительной стороны речи выражены в многочисленных искажениях, смешениях, заменах и пропусках звуков. Наиболее распространенные нарушения: дефект произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных , , .

Дизартрия — это речедвигательное расстройство, при котором нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность иннервации речевой мускулатуры, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Расстройства звукопроизношения отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей и вызывают вторичные недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная окраска речи. У детей-дизартриков снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Так, дети испытывают трудности при передаче голосом различных эмоциональных состояний людей (печаль, испуг, усталость, удивление), особенностей характера животных и сказочных персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен темп речи. У одних детей он ускоренный, у других — замедленный. Недостатки темпо-ритмической стороны речи видны при отраженном проговаривании за взрослым чистоговорок в ускоренном ритме и при воспроизведении ритмических рисунков путем отхлопывания или отстукивания карандашом по столу. Дети не владеют быстрым, четким проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Симптомы

Проявления дизартрии очень обширны и во многом зависят от уровня поражения. Изменения артикуляции возникают на фоне следующих нарушений:

  • повышенный или пониженный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию (мускулатура губ, языка, мягкого неба);
  • спазмы лицевой и шейной мускулатуры;
  • ограничения движений языка;
  • повышенное выделение слюны;
  • отсутствие полного смыкания губ или, наоборот, чрезмерное смыкание;
  • нарушение дыхания, в результате которого речь становится прерывистой.

Каждая из форм дизартрии имеет свои характерные речевые и неречевые проявления.

  • Бульбарная форма, помимо невнятности речи проявляется глухостью голоса, выраженным нарушением речевого дыхания. Пациенты отмечают, что им стало трудно зажмуривать глаза и сдвигать брови к переносице. При одностороннем поражении отмечается легкая асимметрия овала лица. В дальнейшем развивается патология глотания: при питье жидкость попадает в носовую полость, в дальнейшем появляются аналогичные проблемы при употреблении более густой пищи. У многих людей отмечается головная боль, головокружения, тошнота и слабость.
  • Псевдобульбарная форма характеризуется заторможенностью и обрывистостью речи. Высокий тонус языка не позволяет нормально произносить шипящие звуки, а также гласные «и», «е», «ы». Губы не сжимаются полностью, в результате чего слюна постоянно подтекает из уголков рта. При развитии патологи в младенческом возрасте отмечаются проблемы с сосанием и глотанием молока.
  • Главным признаком корковой формы является гнусавость голоса в сочетании с трудным произношением согласных. Речь становится растянутой, медленной. Это связано с поражением кончика языка, отвечающего за произношение букв «т», «д», «с» и других. У детей эта патология вызывает трудности с концентрацией внимания, чтением и письмом, взрослые нередко впадают в депрессию из-за проблем с речью.
  • Экстрапирамидная дизартрия проявляется постоянным изменением скорости речи от быстрой к медленной и наоборот. Нередко больной повторяет одни и те же слова, фразы или слоги. Значительно страдает психоэмоциональное состояние. Рот часто полуоткрыт, в уголках рта скапливается слюна.
  • При мозжечковой дизартрии речь теряет плавность и ритмичность, в словах пропадают ударения. Сила голоса непостоянно, а речь затруднена из-за постоянного напряжения человека. Патология сопровождается нарушением координации движений, избыточным потоотделением и нарушением пережевывания твердой пищи.

Причины развития

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя часто именно это нарушение речи является основным проявлением различных патологий ЦНС. В большинстве случаев (до 85 %) дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. Пороки развития нервной системы могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • патологические состояния плода во время внутриутробного развития. К таковым можно отнести тяжелые токсикозы и патологическое течение беременности, хронические заболевания матери и внутриутробные инфекции, гипоксию, асфиксию или ишемию головного мозга плода, резус-конфликт и т.д.;
  • генетическая предрасположенность (наличие тяжелых наследственных патологий);
  • травмы головы и заболевания, перенесенные ребенком в первые несколько лет жизни. Это и гидроцефалия, менингиты и другие нейроинфекции, гнойный отит, а также отравления ядовитыми веществами и интоксикации при инфекционных заболеваниях.

Указанные выше причины приводят к поражению отделов мозга, контролирующих движение, мозжечка, базальных ганглий, ствола головного мозга, нервных волокон и мест их соединения с мышцами.

Проявления дизартрии бывают различными, и зависят они от того, какая именно часть ЦНС поражена.

Описание заболевания

Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речевого аппарата, причиной которому является паралич, поражающий артикуляционные мышцы. Они постоянно находятся либо в гипотонусе – расслаблены, либо в гипертонусе – чрезмерно напряжены. Это происходит из-за разрыва пирамидного пути, поэтому влияние коры головного мозга на сегменты спинного мозга нарушается.

Нарушение связи речевого аппарата с ЦНС приводит к сбою работы мышц, отвечающих за воспроизведение звуков. Проблемы с речедвигательным анализатором возникают при двухстороннем поражении корково-ядерных путей, соединяющих ядра бульбарных нервных окончаний.

Говоря простым языком – это заболевание, при котором ребенок физически не может выговаривать отдельные звуки и даже слова, полноценно выражать свои эмоции. Обычно это проявляется следующим образом:

  • быстрая или слишком медленная речь;
  • неразборчивое произношение;
  • недоговаривание окончаний слов;
  • искаженное произнесение звуков либо замена их другими;
  • неестественная малоподвижность мышц нижней части лица;
  • приоткрытый рот
  • непроизвольное вытекание слюны.

Развивается патология при общих поражениях ЦНС различной тяжести, к примеру, детском церебральном параличе. Изменения проявляются у малышей раннего возраста, главным образом, в расстройствах сосания, жевания, глотания, нарушениях дыхательной функции. Это зависит от формы заболевания.

Характерным дифференциальным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является именно двухстороннее паралитическое поражение мышц языка, неба, гортани. Как результат, наблюдается ограничение движений, артикуляции и фонации.

В некоторых случаях, при двухстороннем парезе, степень поражения одной стороны органа может преобладать над другой. Иногда сохраняется целый ряд непроизвольных движений, тогда как произвольные просто выпадают.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий