Развитие ребенка от 1-2 месяцев

Слух малыша

Вместе со зрением в этот период идёт и интенсивное развитие слуха. Амниотическая жидкость, которая у ребенка после родов накапливается в среднем ухе, начинает постепенно поглощаться тканевыми клетками, поэтому кроха гораздо лучше слышит, чем в первый месяц своей жизни. Малыш начинает реагировать на шум и уже определяет с какой именно стороны он доносится. Если потрясти погремушкой вне поля зрения ребёнка, то можно наблюдать следующую картину: сначала малыш замирает на некоторое время, анализируя ситуацию, а уже затем поворачивается именно в ту сторону, откуда доносится звук.

Малыш поворачивает голову, разглядывает окружающие его предметы, реагирует на аудио раздражители, прислушивается к заинтересовавшим его звукам. Если издавать шуршащие звуки бумагой, он вертит головой, пытаясь увидеть что шуршит . Если в период новорожденности малютка не реагирует на резкие хлопки и звук телевизора, то в возрасте двух месяцев с развитием слуха и зрения нужно ограничить нахождение ребёнка у телевизора и компьютера, сведя его к минимуму. Малышу ни в коем случае нельзя смотреть разные программы, видео, рекламы. Это отрицательно сказывается не только на зрении, но и на психике ребёнка. Следствием этого может стать нарушение сна.

А вот включать классическую тихую музыку рекомендуется. Малыш не только под неё успокаивается и расслабляется, но также формирует любовь к прекрасному.

Малыш уже может различать  не только звуки, но и голоса

Так он реагирует на мамин и папин голос улыбкой и повышенным вниманием, а на чужой голос –настороженностью и иногда даже плачем

Каждый ребёнок в 2 месяц уже понимает  тот факт, что если он подаст голос, то к нему обязательно кто-нибудь подойдёт. Он начинает самостоятельно формировать причинно-следственные связи и вырабатывать определенные привычки и даже стратегии.

Умственные навыки у ребенка в 2 месяца

Наблюдения за малышом в 2 месяца становятся все более интересными. Его интеллект, как и тело, развиваются семимильными шагами. Конечно, он у него не такой, как у дошкольника, но с каждым днем совершенствуется. Ребенок в этом возрасте начинает становиться настоящей личностью. Окружающий мир он воспринимает намного более осмысленно, чем новорожденный младенец, начинает свои первые исследования собственного тела и близлежащих предметов. Он уже различает живые объекты от неживых. На маме, папе, бабушке, или старшем ребенке кроха будет концентрировать взгляд дольше, чем на обычной игрушке. Также малыш учится реагировать на эмоции, если вы ему улыбаетесь, он может улыбнутся в ответ. И наоборот, грустное выражение лица мамы способно вызвать испуг или плач ребенка. Он же не понимает, что именно происходит, просто реагирует на то, как мама выглядит, и ему это не очень нравится.

Хоть основным методом коммуникации до сих пор остается плач, малыш все чаще начинает выдавать новые звуки. Когда он спокоен и доволен, старается гулить. Простые гласные складываются в слоги с некоторыми согласными, например, «хе», «эхе», «апе». Каждый ребенок гулит по-своему, и набор звуков может получатся самый разнообразный. Хотя гуление звучит почти как первые слова, произносит малыш звуки неосознанно. Скорее этот этап является тренировкой мимических мышц лица и языка.

В два месяца ребенок уже способен установить простые причинно-следственные связи. Например, он запоминает, когда плакать, придет мама и решит проблему. Иногда малыш способен успокоить себя сам, засунув в рот пальчик или кулачек. Если долго общаться с малышом, уже можно различить особенности его крика, перемены настроения. Многие мамы по тону плача угадывают потребности ребенка, хочет ли он есть, спать, пить, заложен ли у него нос, или малыш просто капризничает. Яркие игрушки, интересные звуки способны успокоить ребенка, если причина капризов плохое настроение. А тихая песенка может его даже приспать.

Итак, эмоциональное и умственное развитие ребенка в 2 месяца характеризуется следующими пунктами:

  • Различает взрослых и детей от неживых предметов
  • Реагирует на эмоции окружающих людей
  • Более разнообразно вырежет собственные эмоции, может улыбаться, выдавать новые звуки
  • Может сам себя успокоить
  • Начинает понимать причинно-следственные связи.

Второй месяц жизни новорожденного очень важен для дальнейшего эмоционального развития. Потому для него так необходим постоянный контакт с мамой и положительные впечатления. Старайтесь в это время не показывать своего плохого настроения ребенку, какая бы проблема у вас не была, он не поймет причины, но очень испугается. Если у малыша в раннем возрасте будет установлен хороший эмоциональный контакт с родителями, он на всю жизнь получит прививку от страха и неуверенности в себе.

Рекомендации родителям

В возрасте 2 месяцев малышу важна любовь папы и мамы. Самые родные люди должны находиться рядом. В жизни крохи постоянно что-то меняется, каждый день он учится делать что-то особое, испытывать новые ощущения и эмоции. Ребёнок находится на этапе познания мира и в этом ему надо помогать. Вместе с ним изучать разные предметы, обязательно давая ему их потрогать, тем самым развивая моторику.

Если ребенок на рассматриваемом этапе жизни, овладел не всеми описанными навыками стоит проконсультироваться с педиатром, он осмотрит малыша и даст необходимые советы.

Не стоит впадать в панику,  детки развиваются очень индивидуально. Если малютка что-то не хочет делать, или не умеет, далеко не всегда это признак нарушения или заболевания. Например, крупный ребенок может не хотеть переворачиваться, и научится выполнять перевороты несколько позже своих более легких сверстников. Это не плохо, если нет отклонений, так как скелет малыша еще очень слабенький, и повышенная двигательная активность может привести к искривлению костей.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: полный перечень способностей малыша

Что умеет делать ребенок в 2 месяца

И хотя развивается малыш в два месяца больше эмоционально, чем физически, но всё же он старается совершать определенные действия.

Постепенно у ребёнка развивается моторика, «хватательный» рефлекс становится менее заметным. Теперь малыш разжимает кулачки и временами пытается ухватиться за маму. Например, за её волосы или одежду. Но в данный период сознательно отпустить её ещё не может.

Также в 2 месяца ребёнок по-прежнему пытается совладать со своим телом: с ручками и ножками. Стоит отметить, что его движения становятся уже не такими хаотичными, а более медленными и плавными.

В положении лежа на животе ребенок способен уверенно удерживать головку около 10-15 минут. Причем, чем старше становится малыш, тем выше он поднимает подбородок. Делать это в таком возрасте нужно как можно чаще, чтобы мышцы шейного отдела укреплялись.

До какого возраста кормить грудью: определяем пороги

Двухмесячный малыш также способен прямо держать голову на протяжении нескольких минут, находясь на руках взрослого в вертикальном положении.

Ребенок в 2 месяца уже умеет передвигаться по горизонтальной поверхности, используя ручки и ножки одновременно и не отрывая живот от поверхности. В два месяца ребеночек уже умеет переворачиваться с одного бока на другой.

до 20 секунд

Сосательный рефлекс еще достаточно силен, ребеночек любит посасывать кулачок. При недостатке общения со взрослыми (а именно с мамой), он может сосать грудь несколько дольше, чем требуется для насыщения. Это его способ коммуникации и обмена энергией с матерью.

Что нового появляется у младенца в 2 месяца

Повышается болевая чувствительность младенца, он начинает остро реагирует  на любой дискомфорт, как то голод или мокрый памперс.
Двухмесячный грудничок замирает и улыбается, когда чувствует приятный запах и делает гримасу и чихает, когда запах неприятный.
Зрение малютки становится всё лучше и лучше, он распознает окружающие его предметы: яркие игрушки, соску, бутылочку

Кроха уже способен удерживать внимание в течении 5-7 минут.

Если ребенок родился с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, то ко втором месяцу они обязательно побледнеют, а к 8 месяцам исчезают бесследно. Если этого не произошло, то можно сказать, что имеются нарушения мозгового кровообращения у ребенка.
В 2 месяца пушок волос выпадает, и появляются луковичные волосики.
Малый задний родничок полностью закрывается ко 2-3 месяцу.

Специфика возраста

К возрасту 2 лет ребенок перестает так активно расти и набирать вес, как в первый год. Так, к году вес малыша увеличивается примерно в 3 раза от рождения, он может подрасти ориентировочно на 30 см. А до 2 лет он вырастет примерно на 9–10 см и прибавит около 3 кг. Возможно, меньше, если карапуз слишком активен и подвижен

Для того чтобы у него было достаточно сил на все ежедневные «подвиги», важно хотя бы до полутора лет сохранять два дневных сна

Но основные особенности возраста связаны с психологией маленького человека. Прежде всего, с кризисом первого года, вызванным внутренними разногласиями. Научившись ходить, кроха ощутил возросшую степень своей самостоятельности, ему хочется доказать родителям, какой он теперь взрослый и как много всего умеет. Однако на практике его навыки еще не так совершенны, что вызывает чувство неудовлетворенности. К тому же, несовершенство речевых навыков не позволяет ребенку полноценно выразить все, что он чувствует и чего хочет.

Усугубляет ситуацию еще одно разногласие. С одной стороны, малышу хочется демонстрировать свою независимость от взрослых, а с другой, он остро нуждается в их любви и поддержке. Поэтому поведение ребенка многим родителям начинает казаться неадекватным: он то настаивает, что все сделает сам, то требует все сделать за него, то протестует и капризничает без причин, то отказывается от любимых игрушек или блюд, то перечит во всем. Это естественное состояние, которое при правильном поведении родителей временем сойдет на нет.

Физиология ребёнка в 2 месяца

В этот период ребёнок очень активно растет. К концу второго месяца он способен прибавить в весе до 700-800 грамм. Это примерно четвертая часть того веса, с которым он родился. Рост малыша тоже стремительно увеличивается. В среднем он становится больше на 3-4 сантиметра. Размер окружности груди, по сравнению с первым месяцем, увеличивается до 20 мм.

Нормы физического развития ребенка в 2 месяца смотрите на графиках и в таблицах:

или

Рост
57,1-58,4 см

Вес
5,1-5,6 кг

Окружность головы
38,3-39,1 см

Обхват грудной клетки
37,8-38,1 см

Физические показатели развития девочек и мальчиков в 2 месяца
ПоказательМальчики в 2 месяцаДевочки в 2 месяца
Вес, кг4,3 — 7,13,9 — 6,6
Рост, см54,4 — 62,453,0 — 61,1
Окружность головы, см36,8 — 41,535,8 — 40,7
Окружность грудной клетки, см35,7 — 40,835,6 — 39,9

Если в 2 месячном возрасте мальчик весит менее 4,3 кг, а девочка менее 3,9 кг – это повод для консультации у педиатра. Слишком большая окружность головы – также  серьезная причина показать малютку неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.

Полезные советы родителям

Малыш уже умеет просить о помощи при помощи плача, и не всегда взрослые могут понять, что ему не хватает. Хотя его могут раздражать громкие звуки, яркий свет, энергичные прикосновения, голод, и так далее. Язык младенческого плача понимать нелегко. Внимательно наблюдая за ребенком, мама понимает, когда ку него мокрые пеленки, или он устал.

Как успокоить малыша? Ответа на этот вопрос не знает никто. Но если дать малышу грудь, водичку или приложить его ладошку к своему телу, он успокаивается. Замечено, что деток успокаивает запах маминого тела, стук сердца и прикосновение к ее коже. Уберите в комнате избыточное освещение, покачайте малыша на руках или в коляске.

Старайтесь сопровождать свою речь богатой мимикой: поднимайте брови, раскрывайте глаза или прищуривайте их, двигайте губами. Ребенок быстро приобщается к языку жестов, эти движения очень полезны для него, хотя для взрослых могут показаться неестественными. Регулярное общение с малышом способствует его быстрейшему развитию.

Полезные ссылки:

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Физическое развитие ребенка 2 месяц жизни

За предстоящие четыре недели ребенок второго месяца должен в среднем набрать 800–1000 г веса, увеличить рост на 3–4 см, увеличить объем груди и головы на 10–15 мм. 

Малыш второго месяца жизни:

уверенно держит голову, высоко поднимает ее из положения лежа на животе;

поворачивает голову, рассматривает окружающее;

хорошо держит корпус, благодаря чему может сидеть на руках у взрослых “столбиком”;
– делает безрезультатные попытки передвигаться ползком;

переворачивается с живота на бок, энергично двигает ногами, взмахивает ими;

приближает руки ко рту.

Если взрослый берет малыша на руки, поддерживая его спину, он держит голову в вертикальном положении в течение 1-2 минут. У малыша появляется стремление стоять, упершись ножками, что он и делает, находясь на руках у матери, когда она поддерживает его под мышки. Благодаря упрочненным мышцам корпуса малыш делает много движений тела в положении лежа на спине (пробует подтянуться) и на животе (высоко поднимается на руках). Координирует движения руки и головы; тянется к игрушкам, удерживает, если вложить игрушку ему в руку.

Пищевое поведение

Кормление исключительно грудное, по требованию малыша, без выраженного режима. Малыш много времени проводит у груди, посасывает ее в течение часа. Требует сосания груди во время сна.

На втором месяце лактация у матери должна быть активной — молока нужно много и часто. Если заметили, что малыш не наедается, измените свой рацион: пейте много жидкости — не менее двух литров в день, добавьте в свое меню творог, рыбу, нежирное мясо, молоко и кефир. Перед кормлением возьмите за правило выпивать чашку некрепкого чая с молоком.

Сон у груди матери в сочетании с посасыванием груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики. Сохраняется срыгивание пищи.

Гигиенические навыки

Мочеиспускание во время бодрствования происходит каждые 30-40 минут, в течение суток до 15-30 раз. Минимальное количество мочеиспусканий – 6-7 раз в сутки. Освобождение кишечника наступает практически при каждом кормлении, до 10-12 раз в сутки. В этом возрасте мочеиспускание может становиться контролируемым. Пользование подгузниками обеспечивает спокойный сон ребенка, в том числе после мочевыделений и дефекации.

Задача развития:- стимулировать, поддерживать и одобрять попытки малыша поднять и удержать голову в положении лежа на животе и на руках у взрослого;

создавать благоприятные условия для координации младенцем движений руки и головы;

обеспечивать ребенку ощущение комфорта и уюта во время его сна, в период бодрствования, в процессе кормления; использовать закаливающиее процедуры.

Организация жизнедеятельности

Поскольку на втором месяце жизни ребенок начинает проявлять интерес к своему телу, привыкать к нему, делать попытки управлять им, родители должны ежедневно проводить несложную гимнастику, а каждое упражнение сопровождать ласковыми словами. Продуктивним является комплекс ласкательной гимнастики, которая предусматривает использование взрослыми потешек и песенок. Начиная с первых месяцев родители закаляют малыша, используя для этого воздушные ванны в течение 1-3 минут.

Показатели физического развития ребенка 2 месяца:
– поднимает голову и удерживает ее в течение нескольких секунд, лежа на животе и находясь на руках у матери;
– координирует движения глаз и головы;
– ощущает комфорт, лежа с матерью рядом и имея возможность при необходимости сосать ее грудь;
– может просыпаться для мочеиспускания.

Медицинское наблюдение в 2 месяца

В 2 месяца нужно внимательно следить за повышенной возбудимостью, учащением мочеиспускания, облысением затылочка. Все это может свидетельствовать о недостатке витамина Д, Д-дефицитного рахита. Если подобные симптомы проявляются явно – нужна консультация врача, который назначит увеличение дозы витамина и изменение питания. Нервная система также может реагировать, особенно у тех деток, которые в утробе матери перенесли гипоксию — кислородное голодание. Выражается это плаксивостью, дрожанием ручек, подбородка, мышечном тонусе. Опирается малыш не на всю стопу, а на пальчики.

Лучше проконсультироваться у детского невропатолога, а затем идти к окулисту и ортопеду. Иногда причина проста — обычные привычки родителей, которые возвращаются к своему обычному ритму жизни с гостями, телевизором и так далее. Когда в доме малыш, лучше оставить мелодичную музыку, отказаться от постоянного телевизора и шумных гостей. Для бодрствования в 2 месяца уже одеваются ползунки. Не стоит кутать малыша при температуре около 22 °С . Шерстяные носочки одеваются только на прогулке, чтобы ребенок не простужался. Для закаливания можно оставлять малыша в комнате с голыми коленочками на 15-20 минут.

Развитие ребенка в 2 месяца

Нервная система малыша с первых минут рождения пребывает в состоянии развития. Врожденные рефлексы постепенно заменяются приобретенными, вырабатывается координация. Малыш может двигаться с места и даже упасть, поэтому не оставляйте его одного на краю кровати. Он с удовольствием изучает свои движения, разжимает кулачки и вытягивает ножки. В 2 месяца тонус должен уйти, ручки и ножки стать расслабленными. Он удерживает головку — почаще переворачивайте его на животик, так мышцы шеи развиваются лучше. Также равномерно переворачивайте его на бока, чтобы одинаково развивались мышцы.

По этой же причине полезно переставлять кроватку к противоположной стене, чтобы он смотрел в обе стороны. В это время ребенок следит за движущимися предметами, интересуется мобилем, яркими пятнами и вообще видит дальше. Рассматривая предметы, он может еще косить глазками, так как лицевые мышцы почти неразвиты. Со временем это должно пройти. В это время дети отличают только черные и белые цвета, прислушиваются к голосам, звукам погремушки и сам издает звуки, почти поет.Эмоциональная окраска плача разная — когда он голоден или мокрый, звуки отличаются. Плач может внезапно прекратиться – он сам себя успокаивает сосанием пальчика или соски.Ночью сон продолжается 6 часов.

Кроме этого: — он все тащит в рот; — прикасается к предметам, которые ему нравятся; — любит находиться на руках; — улыбаясь, активно двигает ручками и ножками; — плача сморщивает лоб и также делает активные движения.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.Эмоционально реагирует на другого ребенка.Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.Легко поддается переключению внимания (отвлечению).Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть – “больно”, дотронуться до батареи – “горячо”).Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.Удивляется, пугается неожиданного, нового.Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.Проявляет интерес к играм других детей.Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.Эмоционально напряжен при неумении.Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок

Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребенка физически на втором месяце жизни? Помочь в этом может гимнастика. Упражнения не должны быть слишком интенсивными и занимать много времени. Можно их делать во время переодевания, перед купанием. Для упражнений лучше подойдет первая половина дня. Следует несколько раз в день укладывать малыша на живот. Младенец в это время уже начинает держать головку и поднимать грудь в таком положении. А вот спать ребенку на животе пока нельзя, в кроватке он должен лежать на спине или на боку. Полезным будет массаж, делать его можно самостоятельно, в домашних условиях, узнав правила проведения у педиатра. Если у ребенка есть какие-то проблемы, лучше, чтобы массаж делал специалист. Возможно, чуть позже малышу понадобится лечебная гимнастика.

Спать ребенку лучше на спине или на боку

Для развития зрения у младенца вам понадобятся яркие игрушки или картинки, на которых нарисована, геометрическая фигура, цифра или буква. Показывают их ребенку на расстоянии пол метра. Когда ребенок сконцентрирует взгляд на игрушке, ее медленно двигают из стороны в сторону, чтобы он следил за ней взглядом. Можно приближать и удалять предметы. Тогда у малыша будет развиваться аккомодация. Игрушки и картинки должны быть яркими, с контрастными цветами

Стоит подвесить их и над кроваткой, чтобы ребенок мог постоянно за ними следить, учился концентрировать внимание и тренировать свои глаза. Обучение не должно длится слишком долго, чтобы карапуз не устал, не следует в таком раннем возрасте проводить испытание его выносливости

Малыш будет трогать ее ручками и слушать звуки, которые та издает. Несколько раз в день следует делать упражнения для слуха. Недалеко от ребенка стучат погремушкой или звонят колокольчиком, чтобы научить его поворачивать голову на звук голову. Время от времени предметы нужно менять, потому что ребенок перестает реагировать на одинаковые, часто повторяющиеся сигналы.

Итак, второй месяц жизни ребёнка очень важный. За эти четыре недели он обретает множество новых навыков. Снимите все на видео, чтобы потом, через много лет, вспомнить эти счастливые дни. Бывает малыш опережает своих сверстников, а бывает отстает от них. Нужно помнить, что на развитие влияют многие индивидуальные факторы, и не обязательно ваш ребенок должен стать чемпионом по физическому развитию, мало ли какие таланты у него откроются потом. Ориентироваться нужно не на то, что умеет соседский мальчик или девочка, а на советы медсестры или педиатра.

Наблюдаем за крутящимся мобилем

Еще одна игрушка, которая является неотъемлемым элементом всех красивых фотографий c лежащим в кроватке малышом, – это мобиль (Ozon, My-shop). Приспособление действительно полезное, правда, используется оно, наверно, не так часто, как это нам представляется перед покупкой. Первые 2 месяца новорожденные, как правило, на мобиль не обращают никакого внимания, т.к. он не попадает в их поле зрения (в те самые 25-30 сантиметров, на которых малышам удобно фокусироваться).

Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.

Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.

Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.

Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется

Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой»

Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Первые занятия с малышом

В правильном и быстром физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенку стоит немного помочь. Различные упражнения, направленные на закрепление приобретенных навыков и умений, принесут малышу неоспоримую пользу в дальнейшем, а вам помогут еще больше сблизиться с крохой.

  • Упражнения на осязание. Чтобы развивать пальчики, полезно ребенку в ручки попеременно вкладывать небольшие предметы, изготовленные из разных материалов: пластика, дерева, металла, ткани, меха, стекла, бумаги, кожи и прочих. Вообще, любые упражнения с пальчиками благотворно влияют на правильное развитие речевого аппарата и впоследствии помогут избежать встреч с логопедом.
  • Упражнения, способствующие развитию зрения и слуха. Надо взять яркую погремушку и потрясти ею в течение нескольких секунд сбоку от малыша, сантиметрах в 30. Малыш обязательно сначала замрет, стараясь определить, откуда доносится звук, а затем начнет активно вертеть головкой по сторонам в поисках его источника. Стоит ту же погремушку подвесить в кроватке и передвигать ее с края на край, давая малышу следить глазками за движением игрушки. Прекрасно в подобном плане действуют на детей мобили на кроватку.

Подобные игры стоит проводить 2–3 раза в день и следить за состоянием ребенка, не переутомлять. С началом капризов и иным проявлением недовольства недовольство, упражнения следует на время прекратить и подождать, пока малыш снова окажется в хорошем расположении духа. Правильное проведение описанных упражнений и некоторых новых подробно показано на прилагаемом видео.

Распределение игрушек по их влиянию

Наверное, вы уже знаете, насколько значимы игрушки для развития грудничков. Они положительно влияют на умственные, сенсорные и физические навыки, а также способствуют великолепному настроению крохи.

Для грудничка в 6-7 месяцев всё разнообразие игрушек можно распределить в зависимости от того, на развитие какой области они направлены.

Так мы различаем следующие варианты:

  1. Понимание размеров и форм, цветов.
  2. Слуховое и речевое развитие.
  3. Развитие тактильных ощущений.
  4. Для развития логики.
  5. Для развития мелкой моторики.

Понимание размеров и форм, цветов

Лучше всего для этой цели подходят пирамидки. Для малыша, которому 6-7 месяцев лучше подойдут такие, которые состоят из четырёх колец, не более. Кроха не сможет сам собирать, в правильной последовательности кольца или стаканчики. Мама ему в этом поможет. А вот перевернуть, чтоб всё рассыпалось – это запросто. Такие игрушки разовьют не только понимание того, что существуют одинаковые объекты разных размеров, а также и того, что бывают разные цвета.

А вот кубики, представленные цилиндрами, конусами, пирамидами, кубами – способствуют осознанию того, что существуют ещё и разные формы. Хоть карапуз ещё не в состоянии построить башню, он уже может изучать эту игрушку.

Во время игры важно, чтоб мама комментировала, какой цвет у этого колечка пирамидки, говорила, что то колечко больше, а это совсем маленькое, и конечно же, называла геометрические фигуры. Кроме кубиков, можно взять небольшой мячик, чтоб ввести понятие шара

Слуховое и речевое развитие

Малыш уже улавливает всевозможные звуки, его радует мамина речь. В его окружении крайне важны игрушки с музыкальным сопровождением, они не только позволяют совершенствовать слух крохи и приучают его любить музыку, но и влияют на развитие речи. Главное, чтоб звуки, издаваемые такими игрушками были спокойными и мелодичными, а не резкими и громкими. Так они только напугают кроху.

Лучше всего для 6-7 месячного ребёнка подойдут следующие игрушки:

  1. Музыкальные мобили.
  2. Пищалки и погремушки.
  3. Музыкальные телефоны.
  4. Книги со звуковым эффектом.

Развитие тактильных ощущений

Основано на знакомстве малыша с восприятием различного материала (шерсть, шёлк, хлопок), разных температурных ощущений (холодно, тепло), а также твёрдостью объектов. В этом деле мама главный помощник. Она должна брать ручку крохи и проводить её по разным объектам, не забывайте при этом рассказывать малышу о том, что он в этот момент ощущает.

Лучше всего подойдут такие игрушки:

  1. Коврики для развития. Представляют собой объект, на котором нашиты разные материалы, кроме этого, тут могут быть пуговки (твёрдые на ощупь), и пушистые шарики (мягонькие при прикосновении).
  1. Тактильные книжечки. Каждая страничка будет давать представление малышу о разных тканевых фактурах.

Мама может, как купить, так и самостоятельно пошить такие игрушки. Так она сможет сэкономить определённую сумму денег, да и у многих дома можно найти разные вещи, с которых можно повырезать разноповерхностные лоскутья.

Для развития логики

Ребёнку в 6-7 месяцев уже важно уделять внимание развитию логического мышления. Карапуз должен понимать, что необходима определённая последовательность действий для того, чтоб добиться желаемого, должен уметь анализировать ситуацию, сравнивать разные объекты

Какие игрушки будут этому способствовать в такой возрастной период:

Какие игрушки будут этому способствовать в такой возрастной период:

  1. Пирамидки. Отдавайте предпочтение игрушкам, состоящим из 4-5 колец или стаканчиков, желательно разного цвета.
  2. Сортёры.
  3. Кубики. Можно брать разноосновные игрушки: пластиковые, тряпичные, деревянные. Сам ребёнок ещё не сможет играть, строить башенки, но мама пока может делать всё за него, рассказывая и объясняя свои действия.

Для развития мелкой моторики

Для совершенствования мелкой моторики подойдут такие игрушки:

  1. Мешочки, которые мама тоже в состоянии пошить сама, набитые мелкими шариками, камушками, бобовыми или крупами. Малыш уже сможет самостоятельно удерживать такую игрушку и перебирать пальчиками, ощущая мелкие объекты внутри него.
  1. Погремушки отыгрывают немаловажную роль. Ребёнок держит, трясёт такой игрушкой и совершает попытки перекладывать погремушку из одной ручки в другую.
  2. Маленькие мячики. Сразу ребёнку сложно будет понять, как следует удерживать объект сферической формы. Однако потом он наловчится и поймёт не только, как взять мячик в ручку, но и как покатить его по поверхности.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий