Развитие речи детей раннего возраста

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев

Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)

Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Ход занятия

Воспитатель просит девочек назвать свои имена. «А девочки плаксы и капризули у нас есть? – интересуется педагог. – И хорошо, что их нет. Я знаю стихотворение про одну капризулю. Оно называется “Девочка – ревушка”».

Педагог читает стихотворение. Выждав момент, когда дети пробуют осмыслить услышанное,уточняет: «Ревушка вам нравится? Нос распух, что свекла, платье все промокло. Оо – оо – оо.»

Воспитатель интересуется, согласны ли дети послушать стихотворение еще раз. «Только вы помогайте мне, постарайтесь пореветь, как Таня.А у нее это по-разному получалось: уу-уу-уу, оо-оо-оо, аа-аа-аа».

Педагог читает отрывок, воспроизводит Танин плач,а дети повторяют звукоподражания: «Аа-аа-аа» и т. д.

Примечание. Чтобы дети потом не дразнили раскапризничавшегося ребенка, не стоит называть его ревушкой.Лучше сказать: «Ты ведь у нас не девочка Таня, правда?»

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка –

Это Таня-рёвушка

Плачет,

Заливается,

Платьем утирается.

УУ-УУ-У.

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо:

– Никуда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Уу-уу-у—

Вот вернулась Таня в дом,

Слёзы катятся ручьём:

– Ой, пойду обратно!

Дома неприятно!

Оо-оо-о.

Дали Тане молока.

– Эта кружка велика!

В этой не могу я!

Дайте мне другую!

УУ-УУ-У.

Дали рёвушке в другой,

Рёва топнула ногой:

– В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Аа-аа-а—

Уложили Таню спать,

Плачет рёвушка опять:

– Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье!

УУ-УУ-У.

Тут сбежался народ.

Чтоб узнать: кто ревёт?

Кто всё время плачет?

Что всё это значит?

Видят – девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свёкла,

Платье всё промокло.

Оо-оо-о.

УУ-УУ-У.

– Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

НОД. Развитие речи.

18.05.2020 (понедельник)

Тема: рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят».

Цель: продолжать учить детей рассматривать картину, формировать при этом умение участвовать в диалоге с воспитателем и сверстниками.

Задачи :

– учить детей понимать, что изображено на картине, осмысливая взаимоотношения персонажей, отвечать на вопросы воспитателя

– Развивать произношение в звукоподражаниях, закрепить знания названий домашних птиц

– Совершенствовать умение соотносить движения с текстом

– Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (рисование ватной палочкой) способом примакивания, побуждая заполнять всю поверхность листа

– Воспитывать любовь к домашним птицам и желание заботиться о них

Тип занятия: интегрированное

Форма занятия подгрупповая, традиционная

Продолжительность 10-15 мин

Участники дети 2-3 лет, воспитатель

Оборудование и материалы: интерактивная доска с изображением картины «Дети кормят курицу и цыплят» (автор В. Езикеева, Е. Разина, ноутбук, видеопроектор, игрушка курица из настольного театра «Би-ба-бо», медальоны на шнурке с изображением цыплят, гуашь желтого цвета, ватные палочки, влажные салфетки, демонстрационный материал в виде тарелочек с зернышками

Предварительная работа:

– экскурсия в уголок природы; рассматривание макета «Бабушкино подворье»,

– чтение потешки «курочка- рябушечка»

– игра- забава «курица и цыплята»

– помощь детей в изготовлении медальонов

– рассказ воспитателя о домашних птицах и их повадках с использованием мультимедийной презентации «Птичий двор»

– просмотр мультфильма «Желтик» (союзмультфильм)

Методы и приемы:

– наглядный – рассматривание картины

– словесный- беседа по картине

– практический – продуктивная деятельность, рисование

этапы содержание время

Организационный момент (мотивация) Сюрпризный момент (приход в гости курочки (игрушки из настольного театра «би-ба-бо») 2 мин

Основная часть Рассматривание картины, беседа по ней

Физминутка

Продуктивная деятельность 6 мин

1мин

4 мин

рефлексия Подведение итогов занятия 2 мин

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

Дети поют приветствие и выполняют движения.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ –топ-топ.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки! Чок-чок-чок.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуй, мой носик! Пим-пим-пим.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Вот мы с вами и поздоровались, садитесь на стульчики. Ребята, мы с вами забыли поздороваться еще с одними нашими гостями. Кто пришел к нам в гости? (в корзине перед воспитателем курица, цыпленок и яйцо). Правильно к нам пришла курочка-мама и ее сыночек цыпленок. А почему же тут еще яйцо, вы не знаете? Послушайте тогда одну интересную историю.

Воспитатель: Читает рассказ Г. Балла «Желтячок» (текс приложение 1)

Воспитатель:

1. Откуда появился цыпленок? (из яйца)

2. Как его звали? Почему? (Желтячок, потому что он желтый)

3. Как постучал Желтячок в яичную скорлупку? Как он запищал?

4. Кого испугался цыпленок? (лучика)

5. Кого же еще разбудило солнышко? (курочку-Рыжуху, собачку-Шустрика и коровушку)

6. Как закудахтала курочка? Как залаяла собачка? Как замычала коровушка? (показ картинок по произведению).

Цыпленок был так рад, что вылез из яйца и увидел этот прекрасный мир, что все время пищал от радости, как (пин…пин…пи, а когда веселоТо всегда поют и танцуют, давайте превратимся в маленьких цыпляток, а я буду мамой курочкой и станцуем веселый танец.

Воспитатель: Физкультминутка

Вышла курочка гулять, Дети идут за воспитателем, хлопают крыльями

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки.

Желтые цыплятки.

-Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Грозят пальчиком

Не ходите далеко!

Лапками гребите, Топают ножками

Зернышко ищите,-

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы Наклоны вперед, руки прямые. Приседания.

Полное корытце.

НОД. Развитие речи

25.05.2020 (понедельник)

Тема: чтение стих-я А. Барто «Кораблик»

Задачи: Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик»,

– развивать память, поощрять желание прочесть стихотворный текст целиком с помощью воспитателя,

– учить четко и правильно произносить слова, различать синий цвет.

Материалы и оборудование: иллюстрации к стихотворению, игрушка кораблик, сюжетные картинки, мольберт, таз с водой.

Ход игры: Предложить детям новую игру.

Мы ногами топ-топ

(топаем, высоко поднимая ноги)

А в ладоши хлоп-хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

(руки на пояс, кружимся).

Подвижные игры.

Делаем зарядку!

Цель: развитие подражания движений; развитие понимания речи. Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть, выполняет определенные действия; комментируя их следующими словами

– Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

Руки вверх!

Руки в стороны

Теперь походим топ-топ!

Руки вперед!

Похлопаем в ладошки!

Руки на пояс!

Присели!

Стоим!

Попрыгаем – прыг-скок!

Игры с игрушками и предметами детей, игры с кубиками.

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий, конструирование.

Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигурки из детских строительных наборов.

Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики. Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков.

Лучше обучать разным играм поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т. д.

Игры с мячами

Направление: Попади в корзину, мяч с горки! Мяч в ворота и т. д.

Тоннели и мосты

Игра с куклами

Деловое общение детей со взрослыми

– Это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Обучать детей выражать свои мысли доступным ему способом, предложить выбор из нескольких вариантов. Наводящие вопросы.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка аппликация).

Игры по развитию органов слуха: послушаем звуки, кто кричит? Звуки дома.

Найди такую же коробочку и т. д.

Игры для развития речевого слуха.

Кто там? Кто позвал? Найди картинку, найди игрушку.

Развитие дыхания

Например: Лети, бабочка, ветерок, вертушки, плыви, кораблик, мыльные пузыри, свистульки.

Значение развития движения рук и мелкой моторики пальцев.

Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.

Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, которые доказывали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон, и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитиедвижения рук включает:

– развитие хватания

– развитие соотносящих действий (пирамидки, матрешки, вкладыши)

– подражание движениям рук

– развитие движений кистей и пальцев рук

В ходе проведения специальных игр укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Игры и упражнения для развития ручной моторики.

– массаж рук

– разминать тесто, пластилин

– мять бумагу

– рвать бумагу

– нанизывать кольца (шарики на стержень)

– сортировать мелкие предметы

– опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

– использовать разнообразные конструкторы

– использовать мозаику

– нанизывать бусинки на шнурок

– шнуровать

– завязывать и развязывать узелки, бантики

– расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, молнии

– отстегивать и пристегивать прищепки

– выкладывают фигуры из палочек и т. д.

Детям необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш. 

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны». 

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов

Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка

Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников. 

Как правильно формировать речь

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Как помочь развитию речи детейраннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка

Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д

— мир так богат для тренировки чувства осязания!
Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
Зрение
Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание)
Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги)

Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками

Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Темпы овладения речью

Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.

В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
  3. Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
  4. «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
  5. Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого

Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! 

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические:наследственность;правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи;здоровая беременность и благополучные роды;здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий