Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Навыки и умения ребенка в 1 год

  • Ребенок ходит самостоятельно, держась за руку родителей. Однако при этом он продолжает ползать на четвереньках, отдавая преимущество этому способу передвижения.
  • Годовалый малыш одной рукой может взять две небольших игрушки, а двумя – набрать горсть или взять три.
  • Он может подавать тот предмет, о котором его попросили взрослые и отпускать его. Карапуз умеет захватывать пуговицы на одежде согнутым большим и указательным пальцем. Некоторые малыши уже могут их расстегивать.
  • Кроха уверенно приседает и садится самостоятельно, не нуждаясь при этом в опоре. Благодаря совершенствуемой с каждым днем моторике, малыш может самостоятельно строить башню из нескольких кубиков и надевать кольцо на палочку от пирамидки.
  • Карапуз учит новые жесты и совершенствует те, которые он уже усвоил в прошлом. Он посылает воздушные поцелуи, машет рукой, качает головой, целует своих родственников и дует на горячую пищу.
  • В год ребенок уже пробует есть ложкой самостоятельно, но только в том случае, если к этому его приучили родители и разрешают практиковаться со столовым прибором во время приема пищи.

Взаимодействие с окружающими

Человек – существо биосоциальное, поэтому ему необходимо общество. Эмоциональное и социальное развитие ребенка в 1,5 года зависит от микросоциума, в котором он растет. Чаще всего это семья. Большая часть эмоциональных реакций ребенка – это отражение эмоций близких ему взрослых.

Обратите внимание на нормы социального и эмоционального развития детей в данном возрасте – эта сфера является ключевой в формировании личности ребенка

Подражание эмоциям взрослых, сопровождение жестами и мимикой (жалеет – гладит ладошкой по голове; злится – кричит, топает ногой).
Реакция на эмоции взрослого – различает, когда его ругают, когда хвалят.
Ребенок выражает недовольство, плачет, если ему что-то не нравится; смеется, если с ним играют.
Реагирует на уход мамы или папы, плачет.
Интересуется действиями других людей.
Проявляет осторожность, если видит незнакомцев.
Злится, если у него что-то не получается.
Повторяет знакомые действия под музыку.

Особое влияние на эмоциональное развитие детей оказывают такие действия, как чтение сказки перед сном, пение песен, колыбельных, совместное купание, совместные игры, прослушивание приятной музыки.

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Полезные игры и игрушки

Ребенку этого возраста нужен набор игрушек, которые будут способствовать его гармоничному развитию:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • мозаика (пазлы);
  • наборы овощей и фруктов;
  • сортеры, матрешки, вкладыши;
  • мячи;
  • игрушки для купания;
  • материалы для творческих занятий (пластилин, карандаши, краски);
  • звуковые и музыкальные игрушки (издающие разные звуки окружающего мира, проигрывающие разные мелодии; музыкальные инструменты, например металлофон, пианино, дудочка).

Но всегда стоит помнить, что малыш будет развиваться правильно и своевременно, только если вы будете играть с ним вместе, обговаривая и показывая способы работы с игрушкой, разучивая новые игры. Можно, к примеру, выбрать следующие игры.

  1. Найди гараж. Малышу предлагается несколько коробок разного размера и столько же машинок, тоже разной величины. Его задача – подобрать каждой машинке гараж по размеру.
  2. Положи это на место. Нужно собрать в одном месте разные предметы, которые всегда находятся в доме на определенных местах (подушка с дивана, пульт от телевизора, полотенце для рук и т. д.). Ребенок должен отнести каждый предмет на его место.
  3. Магнитная сказка. Для нее подойдут такие простые детские сказки, как «Репка» или «Колобок». Нужно приобрести магнитную доску и магниты соответствующих фигурок. Прочитав сказку, мама выстраивает животных в том порядке, в каком они появлялись. Затем ребенок должен повторить эту цепочку.
  4. Боулинг. Понадобятся небольшой мячик и несколько пол-литровых пластиковых бутылок. Эти «кегли» нужно выстроить в ряд, отойти на пару шагов и покатить на них мяч, чтобы он свалил их. Затем малыша просят повторить. Если ему сложно будет катить мячик, пусть бросит его в «кегли», пытаясь попасть.
  5. Обед. Это простейшая игра с бытовыми предметами, которые так любят детки в этом возрасте. Ребенку предлагают кастрюлю, ложки, пластиковые тарелки, половник. В разных емкостях или пакетах ему дают крупы, бобовые, макароны. Затем мама показывает, как все это нужно ложкой сложить в кастрюлю, перемешать, затем разложить по тарелкам. Пусть кроха попробует все это повторить, наслаждаясь участием во «взрослом деле».
  6. Сортировка. Пригодится, когда ребенок решит помочь маме постирать. Вариантов игры много. Можно попросить малыша отсортировать вещи по цветам (отобрать только белое, только красное), либо по назначению вещей (шортики отдельно, носочки отдельно, полотенца отдельно). Можно предложить чаду подбирать прищепки для каждой вещи соответствующего цвета (тогда нужно заранее запастись необходимым количеством прищепок нужных цветов).

Ребенок все ближе подходит ко второму дню рождения. Да, он уже, бесспорно, многого достиг. Но это вовсе не значит, что взрослые могут дистанцироваться и предоставить ему полную самостоятельность. Ведь очень скоро она перерастет в одиночество

Именно наше постоянное внимание и участие – залог гармоничного развития малышей и успешного преодоления возрастных кризисов

Речевое развитие

Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить активно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или более сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и совершенствует. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.

Малыш использует слова уместно, называя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Некоторые произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.

Важно! Речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс, поэтому не стоит ждать от ребёнка сознательной и внятной речи.

Что умеют дети в 1 год и 8 месяцев

Учитывая индивидуальность каждого малыша ориентироваться на конкретные временные рамки развития того или иного навыка не следует. Всего уметь ребенок в 1 год и 8 месяцев не может, да и не должен. Придет время и он научится четко разговаривать, излагать свои мысли, требования.

На данном этапе развитие малыша заключается в следующем:

  • Без помощи посторонних малыш может достать необходимый предмет, учитывая то, что он уже достаточно ловко передвигается, у него развита координация движений, ориентация в пространстве. В 1 год и 8 месяцев кроха может отказаться от прогулок в коляске. Вместо этого стремиться изведать все уголки деткой площадки и не только.
  • Малыш в 1 год и 8 месяцев может проявлять желание общаться с детьми, как сверстниками, так и возрастом постарше. Ему интересно общение и игры с ними.

Развитие крохи в этом возрасте важно для речевого аппарата. Ведь в этот период малыш должен уметь говорить

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

(function(w,n){w=w||[];w.push(]);})(window,’adfoxAsyncParamsScroll’);

Пусть его словарный запас невелик, и не всегда ясно, что кроха говорит, но определенное количество базовых слов в нем присутствовать должно.

Как правило, в этот период кроха говорит на языке, понятном ему самому и родителям, но со временем речь усовершенствуется. Малыш должен уметь говорить простые слова, к числу которых можно отнести мама, папа, дай, на, пойдем и прочие.

По мере усовершенствования речи кроха может проявлять первые попытки составления предложений, например, мама дай, хочу пить. Как правило, ближе к 2 годам малыш говорит четко, его можно понять.

В этом возрасте многих родителей тревожит тот факт, что их ребенок не говорит. Не стоит переживать по этому поводу и таскать ребенка по врачам, ведь это нормально, что кроха пока не говорит, может он обладает другими навыками, которые для детей его возраста еще не доступны.

  • В 1 год и 8 месяцев дети увлекаются различными развивающими играми, которые положительно влияют на их развитие. В это время им интересно рисование, раскрашивание фигур, различное творчество, в котором родители принимают непосредственное участие.
  • В 1 год и 8 месяцев малыш должен отличать предметы по размерам, цветам и геометрической форме. Актуальными игрушками в этот период являются всевозможные пирамиды, планшеты, в которые необходимо вставлять фигуры по форме, цветам, и прочее.
  • Ребенок на протяжении 10 – 20 минут должен уметь самостоятельно занимать себя, например, складывать кубики, пирамиды. Растет заинтересованность в просмотре мультфильмов.

  • Дети овладевают бытовыми навыками, к числу которых можно отнести самостоятельное принятие пищи, одевания или снятия таких предметов одежды, как шапка, носки.
  • Проявляются первые попытки проситься на горшок. Это время специалисты считают оптимальным для того, дабы отучить ребенка от подгузников.
  • Кроха умеет проявлять свои эмоции и реагировать на эмоции окружающих. Он прекрасно понимает, когда мама огорчена его поведением, а когда наоборот, радуется его достижениям. Вместе с эмоциями может проявляться и характер.

Родителям необходимо всячески поддерживать и поощрять детей в этом возрасте, развитие которых происходит каждый день. Не стоит сравнивать своего малыша со сверстниками, которые уже много чего умеют.

Вскоре это непременно освоит и ваш малыш, но, для этого ему необходимо какое-то время. Все показатели этого возраста являются среднестатистическими, и отклонение от них не свидетельствует о задержке развития малыша. Если же родителей смущают те или иные отклонения в развитии, то они могут проконсультироваться со специалистом.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что умеет делать малыш


В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности. Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.

Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?

Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.

  • Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме — в том числе в виде бурного протеста.
  • Быть способным различать и называть цвета, формы.
  • Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости — приносить.
  • Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
  • Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.

В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.

Особенности физического развития

Возраст ребенка в 6 месяцев является тем рубежом, когда и мамы, и педиатры стараются оценить уровень развития крохи по специальным оценочным таблицам или общепринятым показателям.

Следует отметить, что все физические параметры для мальчиков и девочек будут отличаться друг от друга, правда, не существенно. Многие мамы очень волнительно относятся к тому, как растет и развивается их малыш, поэтому рассмотрим основные моменты того, как выглядит шестимесячный ребенок при нормальном физиологическом развитии.

В полугодовом возрасте ребенок достаточно координирован и в совершенстве владеет умением переворачиваться со спины на животик, при этом он одинаково ловко проделывает такие повороты как в одну, так и в другую стороны.

Лежа на животе, кроха уверенно опирается на руки с полностью раскрытыми ладошками и таз. Детки более младшего возраста в таком положении обычно опираются на кулачки и не разгибают руки в локтях.

В шесть месяцев ребенок уже достаточно хорошо отрывает от горизонтальной поверхности грудную клетку и животик, но еще продолжает упираться на таз и бедра. Совсем скоро он начнет осваивать умение ползать. В положении лежа на спинке, кроха может отрывать голову от поверхности и подолгу играть игрушками, висящими перед ним, вытягивая при этом ручки.

Все предметы, которые его окружают, ребенок тянет в рот. Он даже может ухватить себя за стопу и подтянуть ее ко рту.
Кроме этого к полугоду нормально развивающийся ребенок должен иметь следующие навыки и умения:

  • как уже говорилось, он свободно переворачивается со спинки на животик и в обратном направлении, одинаково хорошо в обе стороны;
  • опирается на ручки и поднимает грудь и живот от поверхности;
  • в ручках и ножках малыша снижается гипертонус мышц и совсем исчезает;
  • лежа на животике ребенок умеет играть игрушками, опираясь то на одну, то на другую ручку, может перекладывать предметы из одной ладошки в другую;
  • может подтягиваться на ручках, когда его приподнимают за пальчики, словно пытаясь сесть;
  • осваивает навыки ползания;
  • делает слабые попытки вставать в кроватке, держась за бортики;
  • если его придерживать под ручки, активно «шагает» и «пританцовывает»;
  • Если от малыша спрятать какую-либо игрушку или предмет, он начинает искать его взглядом по комнате;
  • активно «болтает» нараспев, умеет играть самостоятельно в течение 10-15 минут;
  • Многократно повторяет те действия, которые у него хорошо получаются (открывает и закрывает книжку, разворачивает и заворачивает платок и прочее).

К шестому месяцу у большинства детей появляется первый зуб. К симптомам прорезывания зубов у младенцев относится обильное слюноотделение, активные жевательные движения, совершаемые ребенком, отечность десен и их зуд. В результате этого у ребенка нарушается сон, он становится раздражительным, плаксивым, из-за повешенного слюноотделения на лице малыша может возникнуть раздражение и сыпь. Иногда возможна температура, расстройство стула, на фоне общего недомогания кроха может отказываться от еды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий