Кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Кризис 3 лет у ребенка – признаки

Симптомы кризиса трех лет проявляются в следующих поведенческих чертах:

Ребенок старается всеми доступными средствами добиться желаемого результата и довести начатое дело до конца без посторонней помощи. Важно уважать его личное пространство и давать возможность заканчивать действие самостоятельно. Малыш старается получить одобрение от близких взрослых. Кризис 3 лет у ребенка характеризуется особой демонстрацией своих достижений

Ребенок не только старается сделать что-то самостоятельно, но еще и получить положительную оценку. Поэтому, когда ребенок показывает вам пусть даже незначительные результаты, всегда хвалите его и высоко оценивайте старания
Дети становятся очень обидчивыми и плаксивыми. Постарайтесь беречь чувства крохи и всегда обращать внимание на его переживания. Во время кризиса — это особенно важно и ценно

Основные симптомы кризиса 3 лет у ребенка

То, как проявляется кризис 3 лет у детей, зависит от ребенка, но существует 7 основных симптомов, описанных еще советским психологом Л.С. Выготским:

  • упрямство;
  • своеволие;
  • негативизм;
  • строптивость;
  • протесты;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?

Возрастные рамки кризиса трех лет индивидуальны, и точно предугадать, когда период начнется и закончится, невозможно. Средняя продолжительность варьируется от нескольких месяцев до года. В самых неблагоприятных прогнозах врачи прогнозируют период равный 2 годам

Опять же, важно понимать, что все зависит от нервной системы ребенка и той обстановки, в которой он находится

Особенности подросткового кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков подростковый кризис протекает по-разному. В чем особенности этого сложного периода взросления?

Подростковый кризис у девочек

По мнению психологов, девочки немного раньше вступают в кризис развития подросткового возраста. Он начинается в 10-11 лет и заканчивается в 16-17 лет. При этом кризис протекает «мягче».

Девочки-подростки гораздо реже проявляют негативизм, скрытую или пассивную агрессию. Это во многом связано с тем, что они крайне остро переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения, которые приписываются женщинам. Большинству девочек свойственен жесткий контроль за своим поведением в подростковом кризисе — они пытаются вести себя правильно, чтобы не вызвать недовольство взрослых.

Еще одной отличительной особенностью трудного кризиса возраста в подростковом периоде у девочек является тот факт, что они часто зациклены на несовершенствах своей внешности. Девушки ищут всевозможные способы, чтобы достичь недосягаемого идеала красоты. И зачастую эти методы совсем не оправдывают цель, подрывая здоровье, — например, жесткие диеты.  А яркий вызывающий макияж девочки, которым она пытаются «украсить» себя, совершенно неуместен в средних и старших классах.

Некоторые девочки-подростки демонстрируют негативизм с общественно-значимой направленностью — пытаются защитить права других людей, ограждают близких друзей от неприятностей.

Подростковый кризис у мальчиков

У мальчиков психологический кризис подросткового возраста начинается в 11-12 лет и заканчивается в 17-18 лет. Протекает он зачастую очень бурно. Дело в том, что у юношей уже начинает складываться представление о мужском типе поведения. Но не всегда это правильные поведенческие установки — многие проблемы мальчик пытается решить силой, проявляя агрессию. Другая крайность — полный уход в себя и отдаление от близких, чтобы скрыть свои истинные чувства, ведь считается, что «мужчина не должен проявлять эмоций». А в подростковом возрасте, учитывая, насколько сильно «бунтуют» гормоны, сложно скрывать свои чувства — проще стать «одиночкой».

Мальчики более спокойно воспринимают собственные проявления агрессии, имея установку на то, что мужчинам в случае необходимости свойственно такое поведение. Никакого сожаления и рефлексии. Свои вспышки ярости подростки чаще списывают на внешние факторы — «я не виноват, так сложились обстоятельства».

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Коррекционные игры: помогаем преодолеть кризис

Во время игры ребенок может посмотреть на себя со стороны. Он начнет понимать механику взаимоотношений взрослых. Кроме этого, игра может закрыть потребность ребенка совершать «важные дела». Это перенаправит бунт и протест в конструктивное и созидательное русло.

Вам также будет интересно узнать про кризис 5 лет у детей советы психолога.

Игры:

  1. Поход в магазин. В этой игре роль продавца исполняет ребенок, покупатели – родители или старшие сестры и братья, личные игрушки — товар. Сначала дети неохотно «продают» собственные игрушки. Им сложно отдавать свое. Со временем они понимают, что это только игра, и любимый предмет вернется в их владение. Но здесь же начнет формироваться понимание, что отдавать что-то личное не всегда просто. И не каждый раз запрет нужно сопровождать протестом.

Вторая вариация игры – непослушная кукла. Возьмите меховую игрушку, куклу, фигурку или солдатика. Пусть он будет играть роль капризного ребенка в магазине. Вы будете управлять игрушкой, капризничать, протестовать, а ребенок должен будет успокоить бунтаря

В этот момент важно спрашивать, почему игрушка так себя ведет. Ребенок увидит себя со стороны

Только не нужно прямо намекать, что вот эта игрушка похожа на одного мальчика или девочку. Это просто игра, а не ассоциация с негативным поведением малыша.

Игра «важное дело!». Огласите ребёнку, что сейчас нужно сделать очень важное дело, которое по силам только одному человеку

Дайте на выбор несколько ответственных дел (лепка, рисование, строительство из кубиков). Пускай ребенок чувствует свою значимость. По окончанию процесса обязательно спросите, почему это дело такое важное. Похвалите ребенка за труды и усидчивость.

Любая совместная деятельность. Это может быть простая игра или лепка. Дети очень любят делать что-либо вместе с родителями. Сделайте ребенка мастером, сами возьмите роль подмастерья. Четко выполняйте его указания во время игры. Но не уходите далеко от выполнения поставленной задачи. Это позволит ребенку почувствовать собственную важность, а также натренирует усидчивость.

Главное – не забывайте хвалить ребенка, если он совершает позитивные действия.

Как маме вести себя во время кризиса

Отнеситесь с пониманием к потребности дочки или сына в этот период постоянно быть при маме. Это несет некоторые неудобства, например, невозможность принять ванную в одиночестве или вынужденное прослушивание воющего чада под дверью туалета. Но постарайтесь по возможности в этот период быть рядом и оказывать столько внимания, сколько ребенку будет необходимо. Кризис не долговечен – чем скорее малыш поймет, что мама, даже отдельная от него, никуда не исчезнет, тем скорее он станет спокойно относиться к её временному отсутствию.
 
Также в этот период малыш начинает понимать, что способен самостоятельно удовлетворить свои потребности. Он уже не желает, чтобы мама кормила его из ложечки, он хочет есть сам. Не все родители могут спокойно взирать, как ребенок, впервые взяв в руки ложку, начинает расшвыривать вокруг себя кашу или разбрызгивать по стенам суп. Но если сейчас вы позволите малышу немного поэкспериментировать, он быстро освоит науку самостоятельного употребления пищи. Да, сегодня он больше проливает на пол или на стол, чем доносит до рта, но если вы будете отбирать у него ложку, то подавите первые проявления воли. Ведь ребенок поступает так не из вредности или избалованности, он изучает окружающую действительность, учится новому. А с каким забавным звуком шлёпается на пол еда, как интересно наблюдать её траекторию! Не останавливайте маленького исследователя, просто спокойно напоминайте о том, что ложка нужна для того, чтобы кашка попадала в ротик. А лучше возьмите еще одну ложку и подключитесь к процессу. Часть пищи он получит от вас, часть всё же не выкинет, а донесет до своего рта. Так или иначе, голодным чадо не останется.
 
То же касается и других видов деятельности. Хочет одеваться сам – не торопите, пусть пробует, подсказывайте и помогайте тактично. Возможно малыш будет злиться, если всё, что он задумал не получается с первого раза. Это не страшно, поддержите его, посочувствуйте. В этом возрасте детки хорошо реагируют на наглядный пример. «Ай-ай-ай, какая непослушная шапочка, не хочет садиться Люде на головку, а мы ей сейчас покажем, как нужно делать», – и надеваете свою шапку себе на голову. Так же хорошо помогает озвучивание чувств малыша: «Ты злишься? Тебе обидно?» Тем самым вы даете ребенку понять, что знаете, что с ним происходит, разделяете его переживания. И обязательно хвалите своих детей, когда у них получается выполнить задуманное.
 
Вера в свои силы, чувство удовлетворения от самостоятельного выполненного дела укрепляют самооценку ребенка, служат основой для дальнейших достижений.
 
Способность ходить резко расширяет границы доступного для познания мира. Если раньше лишь взрослый мог подать ему ту или иную игрушку, то теперь ребенок может до многого дотянуться сам. Но тут естественная детская любознательность сталкивается с ограничениями. Оказывается, что далеко не все предметы в доме, такие интересные и заманчивые на вид можно трогать руками и пробовать на вкус. Малыш негодует и возмущен такой несправедливостью – почему папе можно стучать таким замечательным молотком, а сыну нет. Почему эта яркая косметика лишь для мамы, а как же дочка?

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории Л.С.Выготского и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.

Как вести себя родителям

Как только у ребенка появляются первые признаки кризиса, стоит сразу настроиться на другой тон в общении с ним.

Это не всегда просто, так как личный авторитет большинства родителей считается для них самих непререкаемым и беспрекословным.

Что стоит делать, если ребенок начал бунтовать:

Спокойствие и терпение. Помните, это обычный этап в жизни маленького человека, когда у него формируются психика. Он просто пока не научился реагировать иначе. Ему также тяжело, как и вам. Не нужно пытаться прогнуть малыша под свою волю. Тем более не уместно кричать и срываться в собственную истерику.

Просто поговорите и выясните, почему он так хочет. Спросите о том, что чувствует ваше чадо. Вполне возможно, что ребенка что-то тревожит. Простой разговор о детских чувствах, пару объятий и улыбка на лице взрослого, может снизить протест до ноля.

Немного манипулируйте. Например, можно дать псевдо-выбор. Озвучьте ребенку две альтернативы, где оба варианта будут отличаться от протестных действий в положительном ключе

Обязательно укажите, что ему нужно сделать собственный выбор.Сделайте так, чтобы малыш почувствовал важность своего решения. Это переключит его с неправильного действия.

Пытайтесь найти компромисс

Если ребенок чего-либо требует, просто согласитесь выполнить его условия, но при этом он должен выполнить ваши. Например, что ему дадут конфету, если истерика или бунт закончится здесь и сейчас. Ребенок выполнил условия – родитель дал конфету. Обязательства сорваны, награды не будет. Такую схему можно использовать при острых протестах на пустом месте. Это закрепит положительную поведенческую схему.

Не стоит полностью идти на поводу у ребенка. Напоминайте ему о правилах, с которыми он соглашался ранее. Будьте последовательны и спокойны. Правила должны работать на всех членов семьи. Они существуют без привязки к отдельному человеку. Например, если нужно мыть руки перед едой – это делают все члены семьи.

Сократите слово «нельзя». В этом возрасте заперт на что-либо воспринимается детской психикой как сигнал к протесту. Установите запреты только на те действия, которые могут нанести существенный вред самому ребенку, взрослым, домашним животным. Дорогие предметы быта, цифровую технику и прочие хрупкие предметы стоит складывать подальше или повыше. Ребенок просто не сможет остановиться, когда ему захочется поиграть вашими вещами. В противном случае — получите протест, бунт и истерику.

Конечно, одними правилами личного поведения не всегда получается достичь нужного эффекта. Чтобы помочь ребенку пройти сложный этап быстрее, стоит воспользоваться специальными играми, в которых можно откорректировать повседневные действия малыша.

Кризис среднего возраста у мужчин

Мужчины чаще всего связывают кризис с жизненными ценностями и поиском себя. При этом поиск может подразумевать как смену профессии, перемены в семейной жизни, так и кардинальные изменения в образе жизни. В этот момент мужчины часто оглядываются на прожитые годы, ставят под сомнение свои достижения и начинают искать себя в чем-то другом.

Мужчины чаще всего связывают кризис с жизненными ценностями и поиском себя

Признаки старения тоже играют не последнюю роль: как правило, в среднем возрасте начинают ухудшаться здоровье и физические возможности. Мысли о том, что можно быть счастливее, если что-то изменить, могут вызвать у мужчин эмоциональный кризис и острое желание скорейших перемен.

Кризис среднего возраста обычно предполагает изменение жизни в спешке, считает Кэлвин Коларуссо, доктор медицины, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Диего . В качестве примера он приводит случай своего пациента, который написал записку жене, снял деньги со счета в банке и без предупреждения переехал в другой город. Но, по словам Коларуссо, этот тип кризиса встречается редко, чаще мужчины проходят через него менее импульсивно.

Признаки кризиса среднего возраста у мужчин:

  1. Вам исполнилось 40 лет. Коларуссо чаще всего видит, что мужчины борются с кризисом среднего возраста в период от 40 до 50 лет.
  2. Вас беспокоят основные сферы вашей жизни. Это может включать неудовлетворенность карьерой, браком, здоровьем, а также желание изменить их к лучшему.
  3. Вы чувствуете, что времени для выбора нового направления мало.

По словам психолога, многие мужчины испытывают острую потребность в изменениях, когда:

  • внешний вид и физическая форма меняются;
  • появляются внуки;
  • умирают родители или друзья.

Доктор философии и психолог из Бостона, Линн Марголис, считает, что на данном этапе мужчины могут пережить «подростковый бунт». «Верный признак кризиса среднего возраста: вы чувствуете себя в ловушке и испытываете сильное искушение кардинально изменить жизнь», — говорит она. Попытки могут включать:

  • пристрастие к алкоголю;
  • роман на стороне;
  • уход из семьи, разрыв длительных отношений;
  • желание добавить острых ощущений.

Кризис среднего возраста может привести как к росту, так и к разрушению личности. Если вы ищете причины своих несчастий, а затем принимаете продуманные решения по их устранению — это рост, считает психолог. А принятие импульсивных решений, таких как уход от привычной жизни, отношения с более молодым партнером, которые быстро заканчиваются, или покупка слишком дорогой машины, ведет к разрушению.

Верный признак кризиса среднего возраста: вы чувствуете себя в ловушке и испытываете сильное искушение кардинально изменить жизнь

Психолог призывает помнить, что чувства и импульсивные порывы — это не команды к действию. Ведь желание сбежать из дома, от работы или семьи, не означает, что это действительно нужно делать. Эти чувства могут указывать на проблемы, которые необходимо решить. К тому же, со временем они могут вовсе исчезнуть. Мужчины совершают множество успешных перемен в 40 лет и старше: получают образование, путешествуют, открывают собственный бизнес

Тут важно убедиться, что новые цели практичны и доступны

Как понять, что у вас начался кризис среднего возраста?

Когда приходит кризис среднего возраста, человек начинает задумываться: «Боже мой, мне же уже за 40»

Здесь очень важно, что вы в этот момент себе говорите, упрекаете ли себя в чем-то, жалеет ли о чем-то. Это определяет настроение и отношение к кризису

Заключается кризис среднего возраста в том, что человек, оглядываясь назад, задается следующими вопросами: “Чего я добился? К чему я пришел за последние годы? Что я могу сделать в будущем? Добился ли я того, чего хотел?” Дело в том, что если первая половина жизни человека связана в основном с физическими силами и пиком развития интеллекта, то вторая половина – с их угасанием. Становится понятно, что если ты не успел добиться того, чего хотел, то в дальнейшем это сделать будет гораздо сложнее, – на это будет просто меньше физических сил. Не говоря уже о достижениях в социальной жизни – завести семью, воспитывать детей, продвигаться по карьерной лестнице станет труднее, чем раньше. Очень мало кто готов сжечь все мосты и оборвать уже выстроенные связи, чтобы добиваться того, чего хотел добиться в 20 лет.

Еще во время кризиса среднего возраста часто происходит переоценка достижений. Вы можете осознать, что то, чего вы начали добиваться в молодости, и в чем достигли успехов к 40, на самом деле вам вовсе не нужно. Может прийти ощущение, что вы потратили половину жизни на то, что не стоило никаких усилий. Вдобавок ко всему, многие в этот момент не понимают, чего хотят на самом деле, так как у них просто не было времени и ресурсов об этом подумать раньше.

То, как проявляется кризис среднего возраста, напрямую зависит от контекста жизни человека, от его окружения. Если вы довольны своей семейной жизнью, близкие вас поддерживают, если вам нравится возвращаться домой, то кризис среднего возраста будет протекать более гладко. При этом, если вы будете крайне недовольны своим социально-экономическим статусом или работой, хорошие отношения в семье помогут это сгладить. Также будет работать и в обратную сторону. Если у человека прекрасная работа и он профессионально и экономически реализован, то его недовольство, скажем, семьей, будет некоторым образом сглажено карьерными успехами.

Чем в больших сферах жизни человек чувствует себя нереализованным, тем тяжелее он будет переживать кризис среднего возраста. Многие люди, недовольные отношениями с семьей и друзьями, ошибочно начинают искать решение проблем в чем-то внешнем и материальном. Покупка новой машины, квартиры или гаджета может принести позитивные эмоции на короткое время, но не решит внутреннюю проблему и не облегчит протекание кризиса. Такая компенсация может сместить фокус с реальных трудностей, но не сможет компенсировать отсутствие отношений с близкими.

Заключение

Как вести себя родителям в этот период? Не стоит считать кризис трех лет у ребенка негативным событием. Будет лучше, если относиться к нему, как к данности — так будет легче оставаться в равновесии, держать контакт с крохой и помогать ему становится взрослее. Это период очень бурного развития, после которого сильно меняется сознание ребенка, его психические процессы и отношения с миром. Чем более понимающими и поддерживающими будут родители, чем мягче и одновременно увереннее они будут выстраивать границы для малыша, тем оптимистичнее будут результаты кризиса трех лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий