Негативное влияние денег на ребенка: как избежать?
Часто у юных потребителей складывается ошибочное представление о ценности денег, и малыш начинает брать их без спроса, вымогать или выпрашивать наличность. Чтобы избежать подобного отношения к финансам, следует учитывать следующее:
Родители часто задаются вопросом: «За что можно давать или платить деньги детям?». Психологи считают, что оплачивать выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки неправильно. Лучше делать выплаты еженедельно в качестве карманных средств.
Давайте школьнику на карманные расходы столько, сколько возможно с учетом суммы семейного бюджета
Важно чтобы он осознавал цену финансовым ресурсам.
Если подросток берет в долг, он должен понимать, что возвращать их все равно придется. И лучше в установленный срок, ведь друзья могут попросту перестать доверять.
Когда малыш просит у вас что-то сверх карманных расходов, не стоит говорить, что у вас финансовые затруднения, особенно если в вашем кошельке он заметил крупные купюры
Объясните, что все средства до зарплаты в семье распланированы, и возможности приобрести что-то сверх бюджета, у вас сейчас нет.
Для того чтобы пресечь попрошайничество учите ребенка распределять финансы. Перед тем как отправиться за покупками расскажите, что именно вы там собираетесь купить и сколько средств на это потратить.
Во время совместных путешествий дайте малышу пару купюр, чтобы он смог самостоятельно купить сувениры для своих друзей.
Давая средства, не указывайте, на что именно они должны быть потрачены.
Если сын решил накопить на какую-либо серьезную и долгожданную вещь, помогите ему собрать необходимую сумму. Например, можно позволить класть в копилку сдачу. Ведь для того, чтобы осуществить свою мечту он может пойти на воровство или вымогательство.
В ситуации, когда малыш решил потратить сумму, которую копил на другие нужды, не стоит его останавливать или запрещать покупку. Однако донесите до него мысль, что долгожданной вещи ему не купят. С этим придется смириться.
Если ребенок забрал содержимое вашего кошелька без спроса, проведите с ним серьезный разговор. Не угрожайте уголовной ответственностью или физическим наказанием. Объясните, что доверие к нему при подобных проступках будет потеряно, ведь те средства, которые он взял, были необходимы для важных для семьи трат: покупки нового телевизора, зимней одежды или ремонта автомобиля.
Соблюдайте баланс между практичностью и щедростью
Научить ребёнка копить и зарабатывать – одно дело. Но в семьях с прагматичными взрослыми обычно вырастают достаточно скупые дети, потому что их учат быть именно рациональными, относиться к деньгам серьёзно и тратиться только на полезное. Часто у ребёнка в такой семье даже не возникает мысли купить что-нибудь другому человеку, чтобы просто порадовать. Чтобы дети не вырастали жадными, чтобы у них был здоровый подход к деньгам – не как к цели, а как к средству её достижения, нужно воспитывать щедрость. Сделать это можно на покупках не рационального, а эмоционального характера – например, родители могут внезапно подарить бабушке с дедушкой билеты на спектакль, племянникам – полёт на воздушном шаре, о котором они давно мечтают, другу – абонемент на картинг, а подруге – на йогу. Такой пример поможет воспитать в ребёнке не только практичность, но и здоровую щедрость.
Фото предоставлены компанией «Яндекс. Деньги».
Сколько нужно давать денег?
Б. Франклин: «Человеку, у которого нет денег, трудно остаться порядочным».
Безусловно, многих родителей волнует вопрос о том, сколько давать денег? Сразу стоит сказать, что однозначного мнения здесь нет, поскольку это сугубо личное дело каждого. Цифра полностью зависит от расходов семьи и достатка. Но даже если возможности не ограничены, не нужно баловать чадо. Изначально необходимо выдавать незначительную сумму и увеличивать ее по мере взросления ребенка .
Сколько денег давать младшим школьникам
Итак, сколько нужно давать денег ребенку? Безусловно, отпрыску-семилетке ни к чему давать сумму с двумя нулями – что он будет покупать? Конечно, если это подарок – другое дело, но если такая сумма будет выделена ребенку на карманные расходы, он может купить что-то совсем ненужное, и, в конечном итоге, родители будут его ругать.
В случае, если ребенок ходит в школу (1-3 класс), размер суммы может высчитываться исходя из потребностей:
- Средства, которые потребуются на проезд в общественном транспорте;
- Деньги на покупку вкусностей, сока, компота в буфете;
- Покупка необходимой канцелярии: ручек, линеек, карандашей;
- Покупка мелких вещей или игрушек.
Как правило, сумма еженедельных карманных денег для младших школьников не превышает 300-500 руб. Конечно, она может варьироваться в зависимости от потребностей ребенка.
Карманные деньги для подростков
Когда ребенок взрослеет, соответственно, увеличиваются его потребности. Здесь уже нужно учитывать не только размер его каждодневных трат, но и запросы. И когда сумма выдаваемых наличных вырастает, желательно контролировать траты, если все в порядке, и бюджет позволяет выделить большие деньги, то размер карманных средств можно увеличить. Как правило, он может составлять в среднем до 800 руб.
Со временем, если ребенка не устраивает сумма, он может изъявить желание заработать. И здесь уже нужно объяснить ему, как это сделать. Очень хорошо, если отпрыск проявляет желание найти работу на каникулах.
Таким образом, ребенок научится не только правильно распоряжаться деньгами, но и планировать свои расходы. Все это зависит от родителей: не нужно потакать всем капризам ребенка, возмещать средства, если он их неправильно потратил или потерял.
Психология карманных денег: всем ли детям они нужны?
Чтобы понять, давать ли именно вашим детям карманные деньги, понаблюдайте за поведением ребенка. Ведь готовность к карманным доходам зависит от того, научился ли ребенок ценить деньги и готов ли он к планированию. К примеру, если малыш обижается, что вы не купили ему дорогую игрушку или «машинку как у Саши» именно сейчас, то для него планирование бюджета все еще осталось теорией. В этом случае дайте ему побольше практики: почаще берите с собой в магазин, показывайте ценники, складывайте потраченное на калькуляторе, рассказывайте о необходимых тратах. Посетив с ребенком парк, расскажите о том, сколько сегодня было потрачено на развлечения и покажите ребенку чеки. Обсуждайте свои расходы ежедневно, но при этом не сокрушайтесь о том, что «денег нет» или как тяжело вам живется. Главный урок, который ребенок должен вынести из своей практики: если грамотно тратить, то деньги будут всегда.
Аргументы “за” выдачу карманных денег
Самый весомый положительный аргумент за выдачу карманных денег заключается в том, что так можно со временем научить ребенка грамотно управлять имеющимися у него финансами. Получение еженедельного пособия является отличной возможностью с раннего возраста узнать об основах экономии и выяснить, на что же именно стоит тратить имеющиеся финансы. Также это является отличной возможностью изначально создать для ребенка долгосрочные цели или поощрить его экономить наилучшим образом.
К тому же если вы не можете заставить вашего ребенка помогать вокруг дома, карманные деньги могут быть хорошим мотиватором, для того чтобы заставить их внести свой вклад. Зная, сколько стоит каждое задание или какие задачи нужно выполнить, ребенок сможет внести свой вклад для создания гармоничного домашнего хозяйства.
Анатолий Вассерман предложил компенсировать сбережения граждан СССР
Научитесь ремонтировать: способы экономии, которыми люди пользовались веками
Сколько стоит одежда звезд: цена сценических костюмов The Beatles – $150 000
Что ребенок должен знать о деньгах
Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?
В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном
Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.
Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.
Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.
У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.
Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.
Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.
Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.
Поговорите о будущем
С подростком следует обсудить, чем вы сможете ему помочь, пока он будет вставать на ноги.
- Получится ли у вас заплатить за его обучение в вузе или вы сможете оплатить только репетиторов и подготовительные курсы?
- На какую поддержку он сможет рассчитывать во время учёбы?
- Он будет жить вместе с вами или снимать жилье?
- Будете ли вы помогать ему финансово или ему придётся найти подработку?
- Будете ли вы помогать своему ребёнку с покупкой квартиры?
Ответы на эти вопросы могут быть разными, в зависимости от убеждений родителей и финансовых возможностей в семье. Но что бы вы ни решили, это следует обсудить с ребёнком, чтобы он знал, к чему ему готовиться во взрослой жизни.
Обучение
Хорошим вариантом будет накопить деньги на платное образование, а в случае если ребенок поступит на бюджет, отдать накопленную сумму в его распоряжение.
- Во-первых, это станет для него прекрасной мотивацией поступить на бесплатное место.
- Во-вторых, люди, имеющие в своём распоряжении стартовый капитал после окончания учёбы, быстрее встают на ноги и находят правильное применение деньгам. Например, они могут начать копить на жильё или открыть своё дело.
Жилье
Даже если у вас есть возможность полностью оплатить ребёнку квартиру, лучше этого не делать, так как в этом случае у него не будет мотивации добиваться чего-то собственными силами.
Хорошо, если вы сможете помочь ему с покупкой квартиры или сделать первоначальный взнос по ипотеке, так как, учитывая ситуацию в России, даже хорошо зарабатывающий человек сможет переехать в собственное жильё далеко не сразу. Можно также разрешить ему жить до определённого возраста в другой своей квартире или купить на первое время небольшую квартиру на окраине, чтобы у ребёнка в дальнейшем была мотивация к развитию и переезду.
Немецкая экономия
Несмотря на то что Германия является развивающейся страной, ее жители в плане финансов отличаются довольно большой экономией. Конечно, они понимают, что при этом качество их жизни должно оставаться на достаточно высоком уровне.
Немецкие дети обычно рано начинают получать деньги на повседневные расходы. Конечно, суммы, которые выделяются им, довольно небольшие. Причем обычно из них некая часть сразу забирается в качестве своеобразного налога, для того чтобы приучить малыша к тому, что государство забирает часть заработанных денег.
Также стоит обратить внимание на то, что детей поощряют продавать свои старые и ненужные вещи на блошиных рынках. Полученная сумма затем вкладывается для приобретения нужной дорогой вещи
Первые карманные деньги
Вопрос: «В каком возрасте ребенку можно давать первые карманные деньги?» волнует многих родителей. Считается, что уже младший школьник может ответственно подойти к деньгам и самостоятельно передать их учителю на завтрак или проездной. Многие родители в этом возрасте или даже чуть раньше предлагают ребенку совершить свои первые покупки.
На мой взгляд, подходить в этом случае необходимо сугубо индивидуально. Ребенок как минимум должен освоить счет и не воспринимать деньги как игрушку.
Например, мой сын только к первому классу оказался действительно готов ответственно относиться к деньгам. До этого было хорошо заметно, что ценности в них он не видит. Процесс собирания монеток и хранение их в одном месте было просто развлечением. Мы изучали номинал монет, считали их — это тоже хорошая подготовка к самостоятельным тратам, но все-таки покупки еще совершали вместе. Карманные же деньги предполагают, что малыш будет сам решать, как их потратить и делать это более или менее самостоятельно.
Итак, вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, чтобы получить в руки свои первые деньги
Что важно помнить в этот период?
- Как правило, малыш еще не может оперировать большими суммами, поэтому выдавая ему в руки первые деньги, вы должны рассчитать за него будет ли сдача и в каком объеме.
- Желательно, чтобы сумма была в пределах счета, котором малыш оперирует хорошо. Так он не только научиться самостоятельности, но и получит возможность сосчитать деньги и определить, насколько уменьшилось их количество и достаточно ли его на еще одну покупку.
- Подобное упражнение не должны быть разовым. Желательно чтобы каждый раз, посещая с вами магазин, ребенок покупал одну или две вещи сам и тренировался.
- Стоит помнить, что просто передать деньги учителю — это не совсем личные расходы ребенка. Пойти и передать может каждый. Усложняйте процесс — давайте сумму со сдачей, которая останется в распоряжении чада, предлагайте совершить первые покупки.
Если совместить умение считать деньги с необходимостью выбора, то мы легко сможем представить себе правильную модель поведения: каждый раз при посещении магазина ребенок получает некоторую небольшую сумму денег, которую он может потратить самостоятельно на то, что ему нравится. Таким образом, он не только учиться делать правильный выбор, но и вынужден отказаться от более дорогих покупок, если они не укладываются в предложенную сумму.
Как только ребенок освоится, можно увеличить количество денег на личные расходы и уже не контролировать (и не поддерживать, что немаловажно) своим присутствием малыша во время совершения покупок
Правило 10: Подавайте хороший личный пример.
Маленькие умы учатся подражая. Дети всегда будут копировать ваше поведение, является ли оно хорошим или плохим. Если они видят, что вы относитесь к деньгам небрежно и легко тратите их направо и налево, очевидно, что они будут поступать таким же образом.
Вам будет очень трудно научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами, если вы сами будете давать деньги просто так. Ребёнок не будет их ценить.
Найдите литературу о финансовом планировании, желательно для подростков, и читайте её вместе. Так вы и сами подтяните свой уровень финансовой грамотности, и научите ребёнка обращаться с деньгами, поясняя неизвестные термины.
Подробнее тему карманных денег раскрывают и известные писатели. Из относительно современной литературы можно прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Из классики — «Самый богатый человек в Вавилоне» – ей уже почти 90 лет, но советы Джорджа Клэйсона актуальны по сей день.
Автор статьи: Елизавета Ракова, эксперт проекта «Финансовое здоровье», консультант-методист Проекта Министерства финансов Российской Федерации.
Стоит ли платить за помощь по дому?
Это один из наиболее распространенных вопросов, с которым сталкиваются многие родители. Может показаться, что нет ничего плохого в оплате домашней работы, но вот психологи предостерегают от подобного рода монетизации.
Даже если ребенок не получает карманных денег, то у него все равно должны быть определенные обязанности. Работа по дому является общим семейным делом, в котором должен принимать участие каждый. Несомненно, у детей меньше ответственности, но они должны ходить в школу и прилежно учиться, выполнять домашнее задание, каждое утро заправлять постель, убирать в комнате и помогать родителям по хозяйству.
Производство легковых авто в России в 1-м квартале увеличилось на 13,2 %
Деньги сменил на ягоды: банкир уволился с работы, чтобы выращивать клубнику
Девы, не педалируйте события, всё и так хорошо: бизнес-гороскоп на 18–24 апреля
Если вы хотите как-то поощрить ребенка, то делать это следует только за экстраординарные поручения, например покраску забора у бабушки, настройку компьютера или создание сайта. Все остальное не должно подлежать оплате, поскольку в этом случае дети могут вырасти эгоистичными и жадными.
Грамотность США
В Америке обычно детей обучают финансовой грамотности с самого раннего возраста. Причем обычно такое обучение заключается в том, что их приучают работать с самого детства. Финансовые модели в данной стране довольно просты – родители стараются заработать как можно больше средств для дальнейшей пенсии, чтобы на старости лет не стать обузой для ребенка, а потому детям надлежит зарабатывать самостоятельно.
В Москве стало продаваться больше квартир с предчистовой отделкой
Лицензия на деятельность: Госдума РФ предложила ввести ее для ветеринаров
Это обоюдно выгодный бизнес: почему многие чувствуют себя в долгу перед боссом
К счастью, в стране существует огромное количество разных организаций и даже специальных лагерей, где дети получают систематическое образование в финансовой сфере.
«Карманные» деньги ребенка
Давать или не давать карманные деньги. А если давать, то на что и сколько? — этим вопросом изо дня в день задаются многие родители. Психологи же единодушны во мнению — давать, и обязательно! Начиная с 5-6-летнего возраста. Ведь карманные деньги — это, прежде всего, средство обучения финансовой грамотности, когда на практике ребенок учится и открывает для себя мир сбережения, мир покупок, мир инвестирования и мир возможностей, которые дают эти волшебные бумажки. Карманные деньги малыш может тратить на свое усмотрение: на игрушки, на булочки и конфетки, на красивую ручку и т.п. Таким образом, выдавая драгоценному чаду определенную сумму, вы освобождаете себя от необходимости делать незапланированные покупки, которые дети все равно вынуждают вас делать.
Перед тем как выдать деньги, вы должны поговорить с ребенком о том, что в ваших взаимоотношениях начинается новый серьезный период, что вы будете учить ребенка обращаться с деньгами. И обязательно определите, какие расходы оплачиваете вы, а какие — ваш ребенок за счет карманных денег.
С чего и когда начинать?
В возрасте около двух лет ребенок начинает понимать, что монетки и бумажки, которые родители периодически достают из кошельков, имеют определенную ценность. И хотя малыш пока не может выстроить логическую связь между новой игрушкой и ее оплатой, он уже начинает замечать, что взрослые почему-то ценят деньги. Поэтому, чтобы приобщиться к взрослому миру, ребенок может перебирать монеты или играть с ними.
Интерес к денежным купюрам и их «воспроизведение» появляется годам к четырем: в этом возрасте малыш может изображать деньги на бумаге и вырезать их. Этот период игры сменяет стадия социализации: она появляется, если родители постоянно берут ребенка в магазин: малыш осознает смысл термина «покупка» и понимает, что он означает обмен денег в кошельке родителей на игрушки, шоколадки и другие вещи. Именно на стадии социализации у ребенка появляется интерес к игре в магазин, к которой он привлекает кукол, ровесников и взрослых. Вариантом этой игры может быть популярная «монополия», где можно не только тратить, но также зарабатывать и планировать.
Финансовые игры для ребенка — не просто развлечение. Именно в «магазине» и «монополии» дети учатся денежному счету, но главное — они получают опыт постройки закономерностей: каким способом можно получить деньги, как их сохранить и грамотно потратить. Несмотря на всю «игрушечность» ситуаций и нарисованных денег, ребенок серьезно относится к процессам их миграции. Поэтому именно в игре родители могут воспитать у ребенка его первые финансовые навыки.
Если же вы решили приучать малыша к финансовым операциям, используя виртуальные игры, то можете не получить ожидаемого результата. Ведь в виртуальной игре невозможно пощупать деньги, взять их в руки, посчитать и положить в реальный кошелек. Здесь ребенок может зарабатывать и тратить свои миллионы, не чувствуя их настоящей ценности и не представляя, каким объемом капитала он распоряжается.
Несколько важных правил в отношении карманных денег
Важность детской копилки остается неизменной и в наше время. Вы можете объяснить ребенку, что полученную сумму можно потратить сразу, либо накопить на какую-то более дорогую вещь
Также стоит сказать, что рациональнее откладывать какую-то часть денег на непредвиденные расходы, например, на поход в кино или в парк развлечений. Таким образом вы научите малыша не только выбирать между понравившимися вещами, но и между различными способами траты и накопления денег.
Критика, относительно покупок на эти деньги, а также навязывание своей точки зрения категорически противопоказаны. Если вы будете говорить ребенку, как именно расходовать собственные средства, весь процесс обучения будет сведен на «нет». Малыш должен чувствовать собственную ответственность. Максимум, что могут делать родители — давать советы и позволить ребенку учиться на собственных ошибках.
Конечно, нужно взвесить все «за» и «против», убедиться, что работа не принесет вреда его здоровью, не будет мешать учебе, но если подобные условия соблюдаются, такое стремление нужно всячески поощрять. Если предложение ребенка категорически неприемлемо, попробуйте вместе подобрать более удачный вариант.
Предложите чаду записывать расходы в отдельную тетрадь в течение недели или месяца. Поведите итог, предложите ребенку самому проанализировать свои траты. Таким образом, малыш еще раз сможет определить, насколько ему было необходимо та или иная вещь, и верно ли был совершен выбор. Согласитесь, подобная тренировка полезна не только детям, но и многим взрослым.
Если предполагается, что ребенок будет получать определенную сумму без каких-либо усилий с его стороны, то следует сразу оговорить на семейном совете, какой будет эта сумма, кто и когда будет ее выдавать, чтобы малыш не выбрал удобную позицию, когда можно просить деньги то у одного, то у другого родителя.
Установите четкие сроки.
Хорошо, если ребенок будет точно знать, когда именно он получает свои карманные деньги. Так он сможет планировать свои траты не только исходя из ценностей вещей, но и во времени и будет знать, что не сможет в любой удобный момент получить необходимую сумму.
Правило 3: Бережливость.
Это то, что сохранит деньги от потерь. Всё начинается с мелочи, «копейка рубль бережёт».
Нужно формировать бережное отношение к деньгам: не бросать мелочь на тумбочку в коридоре, а убирать её в кошелёк или в копилку, не распихивать купюры по карманам. Объясните, как вы экономите, сравнивая цены в разных магазинах. Попросите ребёнка найти наиболее выгодные, на его взгляд, предложения.
Когда ребёнок подрастет, можно познакомить его со специальными программами, которые помогут контролировать расходы и доходы, чтобы ребёнок мог наглядно видеть, на что и сколько денег он тратит в месяц. Эта информация обычно бывает не только интересной, но и полезной. Например, если ребёнок копит на новую игрушку, и увидит, что он много тратит на лишние шоколадки в школьной столовой, он сможет сделать выводы и с вашей помощью оптимизировать расходы на следующий месяц.