Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

???? Аудиоверсия подкаста

  все аудио (itunes) подкасты здесь

=====================

  Если Вам понравился данный подкаст, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте один или несколько следующих шагов:

   подпишитесь на мои новости здесь   подпишитесь на меня в фейсбуке, на ютубе и в инстаграм   поставьте лайк, сделайте репост и напишите свой честный комментарий

Так я буду знать, что Вам нравится то, что я делаю, и я буду создавать полезные материалы еще! Заранее большое спасибо!

Список всех подкастов здесь.Спасибо, что смотрите, читаете и слушаете MoneyPapa!

 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa.

ADD_THIS_TEXT

Доводы «за» и «против» выдачи карманных денег детям разного возраста

В первую очередь важно разобраться и понять, нужно ли давать детям карманные деньги. Здесь мнения специалистов расходятся

Одни психологи считают, что собственные финансы детям необходимы, поскольку в этом случае они:

  • не чувствуют себя ущербными в обществе других ребят, которые сами покупают себе сладости, игрушки, различные безделушки;
  • учатся правильно распоряжаться денежными средствами, готовятся к планированию собственного бюджета во взрослой жизни;
  • не испытывают негатива к родителям, которые не дают им деньги, или желания украсть деньги у других.

Другие психологи придерживаются иного мнения — занимаясь финансовым воспитанием детей, им не нужно давать деньги. Аргументируют они это так.

  • Дети не умеют правильно распоряжаться финансами, поэтому родители будут нести убытки.
  • Выдача слишком большого количества карманных средств приведет к обесцениванию денежных купюр в глазах ребенка и возникновению хвастовства.

По сути, оба мнения имеют право на существование, поскольку у каждого из них есть обратная сторона.

США

Многие американские подростки сами зарабатывают карманные деньги. Все это узаконено, но в каждом штате свои нюансы. К примеру, в Нью-Джерси школьники могут трудиться с 12 лет. В столь юном возрасте им доверяют доставку газет, помощь в фермерском хозяйстве, работу в саду, уход за малышами. Также может оплачиваться участие в театральных постановках. По мере взросления открываются новые возможности. После 14 лет ребенок может устроиться продавцом, уборщиком и даже спасателем на пляж. Когда подростку исполняется 16 лет, он может работать по более сложным специальностям, связанным с машинами и различными механизмами. По нашим меркам американские дети зарабатывают неплохие деньги. В случае годового заработка, превышающего $4000, они платят налоги.

При обучении финансовой грамотности учителя задействуют школьные деньги – classroom cash. В магазин с ними не сходишь, но можно участвовать в школьной лотерее, в которой разыгрываются игрушки, сладости, канцелярские товары и прочие приятные мелочи.

Для американских школьников работают учебные центры Junior Achievement. В них молодежь обучают азам управления личными финансами, рассказывают о профессиях и бизнесе. Для младших школьников организовывают посещение бизнес-городка – модели делового центра города. Школьники в нем управляют банками, продают сладости в кафе, голосуют за мэра. При распределении должностей учитываются способности учащихся. Дети заранее проходят тесты на профпригодность и пишут заявки, кандидатуры утверждаются на собеседовании. По городку дети ходят с аналогами дебетовых карт, рассчитываются с помощью чековых книжек.

Финансовое воспитание

Дети начинают знакомиться с миром финансов еще до школы. Наблюдая за родителями, они получают первые представления о том, что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Ребенок узнает, зачем родители ходят на работу, почему нельзя купить все и сразу, что означают понятия «дорогой» и «дешевый». «Для того, чтобы привить ребенку здоровое отношение к деньгам, нужно начинать финансовое воспитание с раннего возраста, – говорит педагог-психолог Олеся Княжева. – Чем раньше и больше ребенок узнает о деньгах, тем меньше он будет нервничать, сталкиваясь с ними по мере взросления».

С дошкольного возраста нужно беседовать с ребенком о том, как зарабатывают деньги и почему важно планировать свои траты. Расскажите ребенку о своей работе, а если это возможно – возьмите его с собой и покажите, чем вы занимаетесь

Берите ребенка в магазин – пусть он видит, что вы придерживаетесь списка покупок и не покупаете лишнего. Дома играйте в тематические настольные игры, например, «Монополию». Научите ребенка бережному потреблению ресурсов. Расскажите, что если каждый будет закрывать воду, пока чистит зубы, семья за год сэкономит не одну тысячу рублей.

Не покупайте ребенку все, что он захочет, по первому требованию. Если он капризничает в магазине – заранее договоритесь, что за один такой поход можно выбрать себе что-то одно – игрушку или сладость – не дороже определенной суммы. Комментируйте, почему вы покупаете те или иные товары. Наблюдая, как вы делаете покупки, ребенок научится отличать полезные продукты от вредных, проверять срок годности на упаковках, не покупаться на акции и яркие товары из рекламы. Даже если кажется, что ребенок ничего не запомнил, все эти навыки он перенесет во взрослую жизнь.

Карманные деньги

Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьет по кошельку. А вот своего ребенка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики — выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребенку во вред, и тут есть свои нюансы.

Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег — это не контроль и не указание того, что ребенок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своем опыте поймет, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.

Во сколько лет начать выдавать карманные — дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребенка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.

Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребенок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» — оставаться еще какой-то минимум. Это вызовет у ребенка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем дает мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.

Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребенку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.

Как часто давать карманные?

Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребенка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, все не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».

Как показывает практика, ребенок, получивший свои первые карманные деньги, тратит все до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживет в 7-9 лет, чем во взрослой уже жизни.

Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребенка. Они — именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учебу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами — давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребенка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причем. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребенка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.

Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребенок захотел мороженое. Вы говорите — у тебя есть деньги, иди покупай. Ребенок говорит — я потратил. Значит все, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребенку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше — пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах — пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребенка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даете чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности. Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.Как превратить своего ребенка в финансового гения Следуйте советам финансового эксперта Бет Коблайнер, и она поможет вам на пальцах объяснить ребенку, что такое инфляция и игра на бирже. Пусть те несложные правила, которым вы научите ребенка сегодня, станут для него опорой во взрослой, независимой жизни! Купить

Планируйте семейный бюджет с детьми

Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей.

Выделяйте ребенку карманные деньги

Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить.Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он.

Играйте в «финансовые» игры

В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег.

Заработок и самостоятельность

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков – так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Сколько денег давать на карманные расходы

Еще в детсадовском возрасте многие дети проявляют интерес к деньгам – увлеченно собирают в копилку монеты, рисуют «купюры» для игры в магазин и задумываются, как сделать так, чтобы у папы или мамы в магазине всегда хватало на любую игрушку и сладости. Со временем на смену пассивному созерцанию приходит активное участие – ребенок получает в свое распоряжение первые карманные или подаренные деньги.

Некоторые родители стремятся как можно дольше ограждать ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит все и сразу, купит что-то некачественное или просто «повзрослеет раньше времени». Однако, по мнению психологов, не стоит чрезмерно оттягивать первые попытки самостоятельного распоряжения деньгами. «Для того, чтобы ребенок научился разумно пользоваться деньгами, для понимания функции и цены денег – ему нужны деньги», – убеждена Олеся Княжева. Когда же начинать?

В возрасте 4-5 лет карманные деньги давать еще слишком рано, но можно завести копилку, куда ребенок будет складывать деньги на какую-нибудь цель. Например, подарок на Новый год или дорогую игрушку, которую родители не могут купить сразу. «Совсем забытый, но такой хороший урок финансовой грамотности, успешно использовавшийся со времен Советского Союза, – поход в булочную или за молоком, куда родители отправляли нас лет с шести», – вспоминает Олеся Княжева. Самостоятельные мелкие покупки, пусть и под присмотром родителей, очень способствуют развитию ответственности.

Небольшие суммы на карманные расходы нужно начинать выдавать ребенку уже в младшем школьном возрасте, говорит Олеся Княжева. Сумма должна быть фиксированной и заранее оговоренной, чтобы ребенок научился ее распределять. Получение карманных денег не должно зависеть от поведения или оценок в школе. Сколько давать денег? Это зависит от статей расходов и семейного бюджета. Не следует выдавать слишком крупную сумму, даже если финансовые возможности родителей это позволяют. «Исходить нужно из степени ответственности ребенка, а не его желаний, и определять сумму индивидуально», – рекомендует педагог-психолог.

Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей, – например, семилетнему давать 70 рублей, десятилетнему 100 рублей. Младшим детям лучше выделять деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста – раз в неделю, а в старших классах – раз в месяц. Чем старше ребенок – тем более он способен планировать свои траты.

«Многие родители являются противниками карманных денег, потому что не доверяют своим детям. Они боятся, что те потратят средства на что-то вредное, запрещенное, и это, к сожалению, не исключено. Но, отгораживая детей от внешнего мира, вы не защищаете их от ошибок, а напротив, лишаете бесценного опыта, который в этом возрасте пройдет менее болезненно. И, конечно, чем больше доверия к себе чувствует ребенок, тем больше его уверенность в себе. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», – говорит педагог-психолог Олеся Княжева.

Наблюдайте, как ребенок распоряжается карманными деньгами, тратит ли сразу все или постепенно. Введите правило: выданная сумма уже не увеличится, и, если потратить ее сразу, придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Так ребенок с детства научится жить по средствам. Если вы видите, что деньги сразу исчезают в неизвестном направлении – вмешайтесь и выясните причину.

Не нужно указывать ребенку, что и где покупать, но советы в мягкой форме давать можно и даже нужно

Например, обратите его внимание, что леденец в магазине у дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, где вы собираетесь гулять. Кроме того, обязательно составьте список запрещенных покупок, если таковые имеются – например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов или какие-то продукты противопоказаны ребенку по состоянию здоровья

Распоряжаясь деньгами, ребенок чувствует себя взрослым, что положительно сказывается на развитии его навыков. Предоставьте ему возможность самостоятельно оплачивать, например, школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше опыта в обращении с деньгами будет иметь ваш ребенок, тем лучше он окажется подготовлен к взрослой жизни.

«Позволяйте ребенку совершать ошибки! – говорит Олеся Княжева. – Чем больше мы опекаем своих детей, тем беспомощней они вырастают»

При этом важно не критиковать выбор ребенка. Он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями и не будет подвержен насмешке

Использование финансовой зависимости ребенка

Порой родители, сознавая, что ребенок зависит от них в денежном отношении, пытаются повлиять на его поведение, угрожая тем, что перестанут его финансировать. Часто взрослые даже не задумываются о том, что такое их поведение вызывает лишь отчуждение и протест. Они считают, что поступают так на благо самого ребенка, пытаются добиться положительного (на их взгляд) поведения. А в результате взрослеющие дети вообще отказываются и от родительской помощи, и от имущества, вызывая у последних недоумение — «и для кого же мы это все наживали?»

Выход: Следует постараться найти другие рычаги влияния на собственных отпрысков, и не использовать подобные манипуляции. Возможно, излишнее упрямство связано с недостатком внимания, а нежелание помогать и слушаться – с отсутствием родительского примера. Ведь те же карманные деньги даются ребенку для того чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельнее и взрослее, а не как выражение отношения к нему.

Игры для детей до 5 лет

«Познакомьтесь, деньги»

Для начала ребенка можно с деньгами просто познакомить. В магазине приколов можно найти купюры любого номинала и познакомить ребенка с названиями. Дать пощупать монетки, понять, чем они отличаются и как выглядят. Так ребенок поймет, что такое деньги и какие они бывают.

Обязательно все делать с картинками и примерами, наглядно, потому что в этом возрасте дети мыслят образно. Просто объяснения не помогут.

Магазин

Одна из любимых игр для детей. В этой игре можно уже наглядно продемонстрировать весь путь приобретения товара. Пришел в магазин — взял то, что тебе надо — пошел на кассу — заплатил — получил сдачу. Деньгами может стать все, что угодно. Палочки, листочки, пуговки. В этой игре важна схема и порядок действий.

Меняемся

Прежде чем говорить ребенку, что он должен со всеми делиться и отдавать свои игрушки, решите, хотите ли вы, чтобы он и во взрослом возрасте бесплатно отдавал то, чем владеет — свои умения, навыки и вещи. Если нет, то лучше научить ребенка меняться. Так вы избежите детских обид и научите ребенка с чем-то расставаться, чтобы что-то получить, и наоборот.

Много практики

Водите ребенка с собой в магазин. В этом возрасте он всему учится наглядно. Чем чаще он будет видеть, при каких обстоятельствах вы отдаете деньги (парковка машины, покупка продуктов, одежды, игрушек, оплата в кафе и прочее), тем больше он будет понимать, какое место в жизни занимают деньги и зачем они нужны.

Жить без бюджета

Жить без бюджета – это как плавать в море без понимания, куда вы плывёте, без компаса, без запасов еды и воды, без знаний, как действовать в критических ситуациях и т.д.

Часть людей никогда не приходит к этому шагу – это часть людей обречена всю жизнь прожить от зарплаты к зарплате, в кредитах, не видя просвета. Другая часть людей приходит к этому шагу, оказавшись в банкротном состоянии – в долгах, в полном отчаянии, в неуверенности в завтрашнем дне, без сбережений и т.д. У первой категории шансов выбраться нет, у второй – огромные!

Скачать excel файл «Годовой Бюджет Семьи» от MoneyPapa можно здесь.

Покупать подросшим детям недвижимость как стартовую площадку

Если у родителей есть возможность, то можно приобрести для ребёнка «однушку» на окраине города или в пригороде. Со временем ему захочется большего. А эта квартира в итоге может стать стартовым капиталом для вложения в жильё покомфортнее. 

Еще неплохой вариант — помочь ребёнку с первоначальным взносом по ипотеке, если он попросит об этом. 

Многие родители мечтают сразу обеспечить ребёнка хорошим престижным жильём и дорогой машиной. Но тут возникает вопрос: а не лишат ли такие дорогие подарки мотивации в будущем? Зачем развиваться, стараться, если и так всё есть? К сожалению, таких примеров немало. 

Финансовая грамотность для подростков от 14 лет

Конверты

Чем старше ребенок, тем больше, но реже он получает зарплату (карманные деньги). Сначала можно выдавать определенную сумму каждый день. Затем каждую неделю, потом 2 раза в месяц и 1 раз в месяц. Так ребенок учится распределять сумму по все более долгому периоду. Вероятно, первые переходы будут даваться тяжело. Пара безденежных недель. Потом «голодный» месяц, но в результате ребенок научится планировать. Чтобы ему было легче, объясняем ему способ конвертов. Конвертами можно разделить любые периоды. Утро-день-вечер. Каждый день недели. Каждая неделя месяца. Для начала можно класть равные суммы. Позже планировать бюджет и раскладывать деньги в соответствии с ним.

Семейный бюджет

После того как подросток научился более-менее справляться с собственным бюджетом, даем ему попробовать управлять бюджетом семьи. Например, каждую первую неделю месяца бюджет семьи (на неделю) передается в руки подростка. Дело в том, что существует очень много неочевидных пунктов в семейных тратах, которые подросток просто не учитывает. Деньги на передвижение, еду, корм для кошки. Для ребенка существуют только «видимые» траты. А эта практика поможет ему выявить, где у него проблемы в понимании всех жизненных трат.

Еще более тщательное планирование бюджета

Здесь нужно научить ребенка полноценно управлять своей зарплатой, которую он получает ежемесячно. Разумно 10 % откладывать сразу в копилку, 5 % — на благотворительность, 5 % — на финансовую подушку. Остальные деньги распределять между необходимыми тратами и менее важными

Позволяем это решать ему самому, ведь то, что важно для него, для нас может оказаться пустяком, и наоборот

Работа на лето

А вот теперь можно уже без вреда для психики давать ребенку работу. Он жаждет проявить себя и быть самостоятельным. Можно подобрать ему простую работу на лето в фирме, можно дать делать что-то в доме или для его собственной семьи. Но если есть возможность, хорошо договориться с друзьями или другими родителями и дать детям работу друг у друга. Так не смешаются понятия (работа/семья) и ребенок не подвергнется лишнему стрессу, когда он совсем в чужой компании.

И главные рекомендации для родителей. Не критикуем, не пугаем и не манипулируем ребенком. Следует воспитывать в нем спокойное и дружеское отношение к деньгам. Не нужно штрафовать или отнимать деньги. Хорошо бы использовать другой способ наказания. А иначе можно сформировать в ребенке тревожность и закомплексованность в отношении денег. Обсуждаем с ребенком ошибки спокойно и профессионально, не боимся давать второй, третий и десятый шанс. Это воспитает в нем уверенность, ответственность и умение планировать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий