Что делать, если ребенок боится садиться на горшок

Что делать, если ребенок не хочет ходить на горшок

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: “Я на стороне своего ребенка!”, но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. “Быть на стороне ребенка” — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди

И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть “этому” и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться… Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом…

Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

Привлечь знающих людей.

Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как “плохо”, то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

Приучение к горшку «по-большому»: есть ли нюансы?

Физиологически способность контролировать процесс «по-большому» появляется раньше способности контролировать процесс мочеиспускания, поэтому часто приучение к горшку проще начинать с процесса «по-большому».

Но бывает и наоборот: ребенок наотрез отказывается ходить на горшок по важным делам, хотя писает в него без проблем. В любом случае стоит обратить внимание на процесс пищеварения.  . 1

При налаженном пищеварении ребёнок будет ходить в туалет регулярно и в одно и то же время, поэтому маме будет проще «словить» нужный момент

1. При налаженном пищеварении ребёнок будет ходить в туалет регулярно и в одно и то же время, поэтому маме будет проще «словить» нужный момент.

2. Когда у ребенка запор, туалет может доставлять ему дискомфорт, что может привести к боязни горшка. Бывает, дети даже прячутся, когда хотят в туалет «по-большому», если это вызывает у них боль при потугах

Поэтому важно сначала разобраться с проблемой и наладить пищеварение

3. Некоторые дети любят ходить «по-большому» без зрителей, поэтому им обязательно нужно организовать уединенное место, где они с комфортом сделают все свои «дела».

И главное – помните: все дети разные, со своими характерами и интересами, поэтому процесс приучения к горшку у всех проходит по-разному. Если у вас не получается подружить ребенка с горшком легко и быстро, не расстраивайтесь, рано или поздно все дети начинают ходить в туалет сами, радуя маму своими достижениями.

Nestogen 3

Комфортное пищеварение — отличное настроение!

Молочко Nestogen 3 специально создано, чтобы поддерживать пищеварение малыша. Ведь когда животик работает как надо, то и настроение отличное!

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Как не бояться стоматолога детям 10 лет и старше

Если с малышом еще можно о чем-то договориться, то с подростком сделать это гораздо сложнее. Огромную роль играет возраст – непростой и переломный, он заставляет недоверчиво относиться к взрослым, зачастую вступать с ними в конфликтные столкновения. Ваша основная задача как родителя заключается в установлении теплых отношений с собственным чадом. Необходимо объяснить: его выбор уважается и учитывается. Далее, сформировав благоприятную психологическую обстановку, вы сможете расположить чадо к посещению кабинета дантиста.

Однако и здесь все не так просто. Иногда страх вызван неприятным опытом, полученным в раннем детстве. Тут одной беседой вряд ли обойдешься. Как же тогда быть? Разберем несколько советов от стоматологов о том, что же делать, если ребенок панически боится идти к зубному врачу:

  • Проговаривайте все процедуры, которые предстоит сделать. Зачастую неизвестность пугает в разы сильнее. Детальное обсуждение всех манипуляций помогает развеять часть страхов.
  • Если подросток отказывается от визита, и ситуация не является экстренной, не настаивайте на лечении. Возможно ему просто нужно немного времени, чтобы собраться с мыслями и решиться.
  • Формируйте положительные самосохранительные установки, мотивацию к регулярным и своевременным стоматологическим осмотром. Попробуйте привить любовь к красивым белоснежным зубам, ровной улыбке, свежему дыханию. Когда все это будет иметь ценность для ребенка, он захочет заботиться о здоровье полости рта.
  • Не отказывайте в поддержке. По закону родитель имеет право находиться в кабинете в момент проведения процедуры. Не пренебрегайте им. В вашем обществе подросток будет чувствовать себя защищенно, а, следовательно, все пройдет более благополучно.

Ну, и, разумеется, нельзя не упомянуть о роли специалиста. Он должен иметь довольно богатый практический опыт, чтобы суметь расположить к себе юного пациента, завоевать его доверие.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто»

Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны

Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Я уколов не боюсь. Или как подружить ребенка с врачом

Страхи бывает трудно искоренить, гораздо легче предотвратить их появление, чем разбираться с последствиями у психолога.   

Для каждой возрастной группы деток существует свой способ “исцеления”.

Годовалые малыши не боятся самих процедур и врачей, но чутко реагируют на настроение мамы и любое физическое неудобство: холодно, шумно, плохо пахнет. Чтобы снять тревожность, родителю самому необходимо сохранять спокойствие и не волноваться. Маленькие дети — консерваторы, когда дело касается распорядка дня, поэтому желательно избегать записи на прием, которое совпадает с периодом кормления или сна. Перед процедурой или осмотром лучше всего познакомить ребенка с доктором. Делать это стоит, держа малыша на руках и поглаживая его по головке или спинке. Если малыш остро реагирует на новое место, лучше вызвать платного врача на дом. Этим решением вы убьете сразу двух зайцев: в привычной обстановке ребенок будет чувствовать себя намного спокойнее. Так, в центре “Санмедэксперт” вы можете вызвать педиатра в любое удобное для вас время

Врач проведет не только профильный осмотр, но и сможет взять необходимые анализы.

Ребенка в 2 года больше всего пугает неизвестность, поэтому важно честно рассказать ему, почему вы идете к доктору и что там будет происходить. Говорите об этом спокойно, сохраняя привычную интонацию и мимику, но не увлекайтесь чрезмерной натуралистичностью

Пусть ребенок почувствует, что осмотр у врача — обычное дело. Если же поход на профилактический осмотр обернется прививкой от гепатита, в следующий раз ребенок вовсе может отказаться идти в больницу. Не бойтесь подбодрить малыша, но ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми на приеме у врача. Если зайдя в кабинет, двухлетний малыш заплакал, не ругайте его и не шлепайте. Лучше всего в такой ситуации помогают объятия. В критических ситуациях можно купить маленькую новую игрушку или дать поиграть в игры на мобильном телефоне.
Чтобы снять тревожность у трехлетнего ребенка, одних объяснений бывает недостаточно. В этом случае перед посещением больницы можно поиграть с ребенком в доктора и обыграть ситуацию, которая его ждет. Дайте ему послушать плюшевую игрушку или куклу, сделать укол пустым шприцем, забинтовать лапы. Во время игры спокойно рассказывайте, как проходят те или иные процедуры. Еще один отличный прием — сказкотерапия. Лучше всего посмотреть перед посещением больницы мультик “Доктор Айболит” или любой другой мультик о докторах.

Прием у стоматолога — храбрый поступок для большинства малышей. В награду за смелость после посещения страшного врача купите ребенку игрушку или книжку, или любую другую практичную вещь, которую хотелось бы малышу. Зайдите в магазин игрушек перед осмотром, пусть малыш выберет себе подарок сам, потрогает его, убедиться в своем выборе. Обязательно сдержите слово, купите заслуженную награду и похвалите за смелость.

Если ребенок очень боится стоматолога, предупредите об этом врача. В первый раз он не будет проводить никаких процедур, а познакомится с малышом и покажет ему кабинет, непонятные металлические инструменты, посадит в кресло, расскажет, как правильно ухаживать за зубами, а какие привычки вредят им. Врачи центра «Санмедэксперт» сумеют подружиться с любым ребенком.

Ребенок боится громких звуков в 2-3 года

Если у грудничков боязнь громких и неожиданных звуков связана с естественным инстинктом самосохранения, то в возрасте двух-трех лет страх может появиться беспричинно или из-за ошибок в воспитании. Слишком громкие и постоянные шумы могут стать причиной ухудшения слуха и чувствительности ушей, так что фобия естественна. Это нормальное проявление для нервной системы, которая находится на определенном этапе развития. Обычно страх громких звуков естественным образом проходит ближе к трем годам.

Еще почему ребенок боится громких звуков? Уже в этом возрасте проблема может быть связана с неадекватной реакцией родителей на действия ребенка (излишняя эмоциональность), с испугом (агрессия собаки или другого животного), с нежелательными последствиями (плохое настроение родителей после криков, усталость после продолжительного слушания музыки и так далее). Фобии часто появляются после конкретного пережитого случая, например, боязнь воды может возникнуть после неприятного купания. Это тоже физиологическая реакция нервной системы.

Основные признаки готовности к приучению:

  • ребенок старше 18 месяцев;

  • после дневного (полуденного) сна ребенок просыпается сухим, и его пеленки (подгузники) остаются сухими на протяжении еще двух часов. Это свидетельство того, что малыш умеет контролировать мочевой пузырь;

  • ребенок чувствует, что готов сходить по-большому: затихает, выглядит сосредоточенным и, когда покакает, говорит о том, что он сделал;

  • ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, сходи туда, принеси то, положи что-то туда-то и т. п.;

  • ребенок не против участвовать в раздевании: хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Понимает, что означает «одеть и снять трусики»;

  • знает и показывает части тела;

  • умеет сидеть спокойно в течение 5–10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.

Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.

Что делать, когда ребенок очень боится и не хочет лечить зубы: как уговорить его идти к стоматологу

Какие-то современные методики, разработанные совместно с психологами, предполагают увлекательные приключения, другие – предварительную проработку возможных проблем. Ниже рассказываем о наиболее удачных и популярных практиках, которые легко адаптировать под российскую действительность.

Игра в доктора

Это уникальный инструмент познания окружающего мира, особенно в детском возрасте. Даже самые непримечательные и противные вещи кажутся более привлекательными и интересными, если они представлены в позитивном игровом ключе. Превратить стандартный поход в стоматологию в настоящее приключение – искусство. Однако, если не хотите, чтобы ваш малыш заработал дентофобию, это именно то, что вы должны сделать.

Ниже наиболее удачные развлекательные сценарии:

  • Предложите полечить зубки любимой игрушке. Ребенок так заинтересуется процессом, что захочет проверить состояние собственных.
  • Ролевая игра. Что-то из категории «дочки-матери», только «врач-пациент». Сначала в роли стоматолога выступит родитель – просто чтобы объяснить и рассказать, как все устроено. А затем этот образ примерит малыш. Такие хитрости помогают развеять страхи перед посещением кабинета.
  • Сказка про доброго доктора Айболита. Перед визитом можете пересмотреть старый мультфильм.

Разумеется, это далеко не полный перечень всех игр. Вы вольны придумывать и предлагать собственные. Главное – создать комфортную психологическую обстановку.

Награда и поощрение

Точно так же, как плохое поведение в стоматологической клинике должно пресекаться, хорошее поощряться. Лучше всего передать презент доктору, чтобы он, в свою очередь, отдал его малышу. Такая нехитрая манипуляция позволит завоевать расположение маленького пациента.

Однако подарки не должны превращаться в инструмент управления. В ходе каждого визита ребенок приобщается к культуре заботы о здоровье, более ответственно относится к состоянию полости рта.

Мультики во время лечения

Просмотр любимого мультфильма при визите поможет отвлечься от того, что делает доктор, сконцентрироваться на чем-то более приятном. Эта методика активно практикуется дантистами в «Дентике Кидс».

Собственный пример

Конечно, мультики, игры, подарки – это все очень хорошо. Но, помните, ничто не работает лучше, чем достойный личный пример. Если вы сами буквально падаете в обморок от одного упоминания о необходимости обращения к дантисту, вряд ли вам удастся развить любовь к этому специалисту у своих детей

Именно поэтому прежде чем заниматься их воспитанием, важно проработать собственные страхи и фобии

Если же вы, наоборот, понимаете важность стоматологического лечения и стойко выносите любые процедуры, то хорошей идеей будет отправиться на сеанс вместе с малышом. Там он увидит ваш позитивный настрой, быстро зарядится нужным настроением

Горшок и «кризис трёх лет»

В возрасте 2,7 лет ребёнок, который хорошо говорит, в целом развит и смышлён, уже вполне может находиться на рубеже, в популярной психологии известном как «кризис трёх лет». Сейчас довольно часто пишут о «несносных тоддлерах» в связи с тем, что уже в возрасте полутора-двух лет в современном мире детям часто приходится отстаивать пространство для самостоятельности, когда чрезмерная забота об их безопасности и благополучии ограничивает возможности для собственной активности.

Дети не могут осознать эту проблему и не умеют конструктивно реагировать на неё, поэтому они просто бунтуют доступными им способами, если взрослые не успевают вовремя среагировать на то, что дети стали старше, могут больше, готовы к большей самостоятельности.

Не нужно быть очень плохим родителем, чтобы спровоцировать протест: в раннем возрасте дети взрослеют стремительно и неравномерно и даже сами иногда от этого устают. Гораздо важнее правильно интерпретировать такие «капризы», находить возможности исправить положение и насытить растущую личность опытом принятия и самостоятельности.

В целом Монтессори-метод как стиль жизни очень помогает минимизировать количество таких ситуаций: если окружающая обстановка постоянно предлагает, даёт возможность проявить инициативу и собственную активность, то процесс развития как бы балансирует сам себя.
 

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит

Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий