Что делать, если ребёнок ворует деньги?

Как отучить ребенка воровать и врать? Что делать нельзя?

Рассмотрим действия, которые родители не должны делать ни в коем случае. Иногда мамы и папы в своем желании отучить ребенка от пагубной привычки действуют за гранью разумного. Так как отучить ребенка воровать деньги? Совет психолога звучит так: «Нельзя ругать ни в коем случае!» Угрозы посадить ребенка в тюрьму, вызвать полицию, рассказать всем о его поступке ни к чему хорошему не приведут. В этот момент дети, как никогда, нуждаются в любви, понимании и поддержке своих родителей. Не угрожайте, не возмущайтесь, не обзывайте преступником и т. п. словами. Навешивание таких серьезных ярлыков может серьезно нарушить неокрепшую психику ребенка и озлобить его душу. Как отучить ребенка воровать и не навредить ему? Давайте рассмотрим то, что родителям делать нельзя:

  1. Сравнение не в пользу ребенка с другими детьми тоже ничего хорошего не сулит ему для его будущего. Какой ребенок плохой, как противен его поступок, в отличие от соседнего малыша-ангела. Это не те слова, которые ждет от своих родителей малыш. Впоследствии это приведет к стойкому убеждению ребенка в своей никчемности, унизит его самооценку. Это впоследствии скажется на основном выборе направления его жизни. Это также может стать причиной продолжения желания воровать.
  2. Нельзя разбирать проблему воровства при посторонних людях. Если воровство выявилось в гостях или где-то в общественном месте, то не устраивайте разборки прямо там. Такое деяние обсуждается только в привычной для ребенка домашней обстановке, тихим голосом.
  3. Если ребенок сказал, что никогда больше такое не повторится, ни в коем случае нельзя возвращаться к обсуждению проблемы воровства до нового его выявления. Тем самым ребенку дают понять, что ему верят и любят.

Почему воруют дети? Разбираемся в причинах проблемы

Психологи выделяют три основные причины детского воровства:

  • сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести;

  • психологическая неудовлетворённость, реакция на травмирующие обстоятельства жизни;

  • недостаточно развитые нравственные представления, недостаток воли.

Также различают мотивацию к желанию украсть в зависимости от возраста. Понимание «своего» и «чужого» формируется в сознании ребёнка в возрасте от 3-х лет. Однако в столь раннем возрасте малыш ещё не может давать оценку своим поступкам — он просто берёт то, что ему нравится. Называть такое поведение «воровством» пока рано. Впрочем, как и в 4–5 лет, когда ребёнок уже понимает, что понравившаяся вещь ему не принадлежит, брать чужое — нехорошо, но пока не может управлять своими желаниями и страстями.

В возрасте 6–7 лет ребёнок начинает испытывать потребность в социализации, желает повысить уровень самоуважения и признания со стороны сверстников. Эту задачу он решает через присвоение материальных вещей. При этом значение имеет не стоимость вещи, а её ценность для него самого. Он осознаёт возможные последствия, но цель становится важнее страха наказания. Если ребёнок не может отказать своему «хочу!» и в возрасте 8–10 лет, это свидетельствует о недостатке воли, с которым нужно работать.

Следует обратить пристальное внимание на проблему, если ребёнок старше 10 лет ворует деньги и другие ценности. Здесь уже имеет место осознанное присвоение чужого имущества, которое можно ассоциировать с воровством «по-взрослому»

И, вероятнее всего, потребуется участие специалиста. Это может быть как личная консультация с детским психологом, так и дистанционная психологическая помощь. Например, при прохождении курса модификации поведения по технологии 7Spsy.

Воровство ли это?

О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.

В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.

Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.

Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.

Что делать, если в краже замечен подросток

Если в воровстве уличен подросток, то здесь действия родителей должны быть более кардинальными. Учитывайте рекомендации, актуальные для детей, плюс ко всему подросток в силу возраста должен отдавать отчет в своих действиях. К беседе следует основательно подготовиться, подростки легко манипулируют родителями. Не заставляйте приносить клятву, скорее всего, она будет сказана для успокоения, смысла в словах не будет.

Откровенный разговор, убедительные примеры, не запугивание ребенка, а понимание его проблемы могут дать положительные результаты в решении возникшей проблемы.

Почему дети воруют?

Дети никогда не делают ничего без явных на то причин. Изрисовал обои – негде было изобразить любимый цветок, а ведь так хотелось порадовать маму. Разбил мамину любимую вазу – хотел ее посмотреть, ведь она такая красивая и мама ее так ценит. У любого действия всегда есть причина. Это же относится и к воровству. Если ваше чадо начало красть, то на это могут быть следующие причины:

Доброе побуждение часто толкает ребенка на неблаговидные поступки. К примеру, у лучшего друга скоро день рождения, и он давно мечтает о красивых часах. Похожие часы ребенок видел в столе у отца и не заметил, чтобы он их носил. А раз не носит, то они не нужны, а раз не нужны, то можно забрать. Ребенком владеет стремление порадовать дорогого человека, и он даже не задумывается о том, что совершает нечто недопустимое.

Невозможность контролировать свои желания. Многие дети просто не умеют вовремя остановиться и удержаться от кражи. Ими обуревает острое желание что-то получить, и они это крадут. Например, ребенок украл деньги у родителей, потому что давно мечтал о новой игрушке. Он может посчитать даже будто взял деньги у мамы или папы «взаймы». Или, придя в магазин за хлебом и, увидев шоколадку, ребенок просто положит ее в карман. Он понимает, что так делать нельзя, но контролировать свои действия у него не выходит.

Жажда признания сверстниками. Дружеский коллектив играет одну из главных ролей в развитии личности ребенка и порой ради одобрения со стороны товарищей ребенок способен пойти на воровство. Если все ребята из компании одеты в брендовые вещи, а он нет, то он может решить украсть обновку в магазине, надеясь, что новый образ поднимет его статус в группе. Или, например, друзья имеют в своем распоряжении достаточное количество карманных денег
Ребенок может опустошить родительский кошелек и купить всем друзьям конфет, лишь бы показать, что он не хуже других.

Желание привлечь внимание родителей. Во многих семьях существует проблема нехватки времени на общение с детьми
Родители, пропадающие с утра до ночи на работе, просто не могут провести лишний час с ребенком за простым разговором, поскольку буквально падают от усталости. Ребенок, желая обратить на себя внимание мамы и папы способен совершить кражу

Ему не важно, что действие несет в себе исключительно негативную окраску, ведь главное – чтобы родители нашли для него время.

Подражание знакомым. Не последнюю роль играет и окружение ребенка

Если он связался с неподходящей компанией, то может поддаться принятым в ней правилам. Многие дети с легкостью подражают друзьям – воришкам, считая, что подобное поведение – показатель взрослости и самостоятельности.

Важно

Отсутствие доверительных отношений в семье также может стать причиной воровства. Когда ребенок не ощущает родительской любви, защиты и заботы, то он не считает нужным ограничивать себя в своих желаниях.

Исправительные учреждения не исправляют

В колонию для несовершеннолетних ребёнок сейчас может попасть с четырнадцати лет. В колонию для взрослых попадают преступники, которым исполнилось восемнадцать. Нужно рассказывать детям о том, какие действия приводят к таким печальным последствиям. Можно смотреть с ними фильмы — художественные и документальные, — в которых честно рассказывается о зоне, жизни за решёткой, судьбах заключённых. Например, мне всегда нравился фильм «Пацаны» — рекомендую посмотреть его с вашим ребёнком. Не надо запугивать, надо обсуждать.

К сожалению, не зная реального положения вещей, представляя жизнь в колониях по кино и сериалам, подростки склонны заблуждаться о том, что их там ждёт. Им кажется, они будут похожи на какого-нибудь героя, который попал в тюрьму по недоразумению и обрёл там авторитет благодаря своим особым качествам характера. Но в тюрьмах царят свои законы, и в колонии для малолетних тоже. Там есть свои авторитеты, требующие неукоснительного подчинения, которые будут добиваться этого подчинения любыми способами, самыми жестокими, извращёнными и отвратительными — такими, о которых и говорить не хочется. Да, там будут совсем молодые преступники, почти дети, но не надо забывать, что очень часто дети бывают намного более жестокими, чем взрослые. Они ещё не умеют жить, и потому им кажется, что насилие — это самый лучший и самый действенный способ добиваться желаемого.

Насилие будет окружать подростка в колонии днём и ночью. У него вряд ли получится выйти оттуда нормальным человеком. Ни одна колония человека не исправила. Там только ломают и калечат. У нас вся система устроена так, что исправительные учреждения не исправляют. Если у человека есть внутренний стержень, своё кредо, через которое он не согласен переступать — тогда, возможно, шанс у него есть. В конце концов, не все попадают в колонию из-за умышленных преступлений, можно ведь, например, на машине человека сбить и там оказаться.

Если человек не хочет стать на преступную стезю — у него есть шанс, если же он выбрал путь преступника, то уже не вернётся на путь честного человека, потому что у него свои правила, своя честь, свои способы утверждаться. Если подростка привлечёт вся эта романтика, он пойдёт дальше, во взрослую тюрьму, где его научат, как «правильно» жить, как зарабатывать. Конечно, это путь тупиковый. Если говорят, что ничего страшного в том, чтобы попасть в колонию, нет — не верьте, это неправда. Там очень страшно. Помню наш визит к ребятам, которые после суда ждали распределения по колониям. Не могу забыть взгляд одного парня, который понял, насколько страшно место, в которое он попал. Это очень тяжело было видеть.

Быть в центре внимания

И о совсем уж экзотическом мотиве воровства рассказала мне моя подруга:

— Мне было лет 10, когда мы в выходной день поехали с классом в лес, чтобы поиграть в футбол и просто отдохнуть. У моей одноклассницы Тамары были часы, которые она сняла перед игрой и положила около своего пакета. Играть мне не хотелось и вообще было скучно. Тогда я решила взять часы Тамары, спрятать их где-нибудь, а потом, когда все начнут их искать, неожиданно “найти” пропажу.

В данном случае ребенок использовал факт воровства как возможность обратить на себя внимание и заслужить похвалу от учителя и одноклассников за якобы найденную им вещь. Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку

Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку.

Восемь способов отучить ребенка брать чужие вещи

  • Регулярно выдавайте детям определенную сумму на карманные расходы. Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.
  • Деньги, находящиеся в доме, не должны быть в поле зрения ребенка. Эту рекомендацию следует соблюдать для того, чтобы у малыша не было ни малейшего искушения присвоить себе деньги родителей.
  • Даже если вы точно знаете, что ребенок замешан в воровстве, ни в коем случае не навешивайте на него уголовных ярлыков, не предрекайте ему “плохую дорожку” в жизни и т. д.
  • Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве: “В нашей семье такого отродясь не водилось”, или “Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей”.
  • Не вспоминайте прошлые проступки ребенка, когда он вызовет ваше недовольство в следующий раз.
  • Учите детей тому, что чужие вещи нельзя брать без разрешения ни под каким предлогом.
  • Воспользуйтесь рекомендацией Бенджамина Спока, приведенной им в книге “Разговор с матерью”: “Если ребенок украл вещь у чужих людей, родителям не следует торопиться ее возвращать. Пусть ребенок сам отдаст эту вещь и попросит прощения”. Такой урок надолго останется в его памяти.
  • Какой бы плохой поступок ни совершил ваш ребенок, вы должны понимать, что от этого он не стал хуже. Да, поступок плохой, но ребенок-то все равно ваш, любимый. Своим поведением вы как бы говорите ему: “Мне не нравится, как ты поступил, но я все равно тебя люблю. Я помогу тебе справиться любой проблемой, не оставлю тебя в беде, не стану любить тебя меньше”.

Лариса Лотош

За детским воровством стоят проблемы взрослых

За проблемой детского воровства стоит множество других проблем, причём это проблемы взрослых, а наказывают ребёнка. Но если он что-то взял без спроса или украл — это сигнал, что произошёл сбой. Это красная лампочка для всех нас — родителей, преподавателей, священников. Значит, что-то в нашей системе не так, надо что-то отрегулировать. А делать ребёнка козлом отпущения — это очень неверно.

Родителям очень трудно принять факт, что их ребёнок ворует. Им стыдно за него, и этот стыд часто находит выход в жестокости: они стремятся наказать его так, чтобы больше неповадно было. Но жестокость не приведёт ни к чему хорошему. Сегодня отлупите, а послезавтра он вам ответит тем же.

Если вы получили информацию, что ребёнок что-то украл, прежде всего надо поговорить с ним. Потом — разобраться, что вы чувствуете: и по отношению к ситуации, и по отношению к ребёнку. Нужно стараться смотреть на всё через призму любви — ведь это ваш ребёнок, это отражение вашего поведения и вашего воспитания. Хочется его ударить — так бейте себя!

Из спортивного интереса

— В семье моей подруги произошел такой случай. Ее семилетний сын Никита и его друг решили копить деньги. Причем поспорили, кто первым накопит 500 рублей. Другу родители иногда давали немного на карманные расходы, а Никите — нет. Поэтому он решил сэкономить на школьных обедах, а заодно взять деньги из ящика письменного стола, где они всегда лежали у родителей.

Вот еще один мотив воровства — соревновательный. Желание выиграть у друга заслонило все условности и запреты. К тому же, по словам мамы, Никита не признавал себя виновным в том, что украл деньги. В разговоре с ней он искренне недоумевал, почему не может взять денег из дома: “Ты же берешь деньги из ящика в столе, и папа берет оттуда. Это ведь не воровство!”

Причины воровства

Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.

В дошкольном возрасте они такие:

Ребенок не знает, что брать без спроса чужие вещи/деньги нельзя. До трех лет ребенок еще не отделяет «свое» от «чужого», и поэтому все «его», он «на все имеет право». В данном случае нужно рассказывать, учить малыша отделять свои вещи от чужих, учить спрашивать, прежде чем брать что-либо у чужих взрослых и детей или даже у родных, ведь это личные предметы
При этом важно помнить и о правах малыша

Его игрушки, книжки и все, что покупалось для него ― это его личные вещи, личное пространство
И нарушать его ― значит позволять малышу брать без спроса чужие вещи. Так, осознав «МОЕ», чадо бежит с криками к вам, если вы имели неосторожность сесть на его стул, если вам интересна его игрушка. И тут «чудо-родители» вдруг еще и обзываются: «Ты что, жадина?»

Как вы думаете: каково малышу в этот момент? Ему нельзя мамин крем брать, папины удочки, а родителям все можно? Несправедливо! Будьте примером воспитанности: спросите разрешения у малыша, прежде чем воспользоваться его личной вещью (а игрушки, стол, карандаши ― это его, и неважно, за сколько вы их купили).
Вторая возможная причина того, что ребенок взял без спроса деньги ― сильное желание иметь то, чего у него нет, а у Кати, Маши, Паши в саду есть. Опять нужно объяснять ребенку, что не обязательно иметь то, что есть у других. Можно купить, но это слабое решение, оно не сформирует в ребенке самоуважение и самодостаточность. Предложите замену, но не идентичную (игрушку на игрушку), а другого характера. Например, поход в цирк, поездку на теплоходе всей семьей. Купить игрушку проще всего. А вот найти время для своего чада сложнее. Если же ребенок настаивает, купите, показав при этом свое отношение к выбору ребенка.
Просто желание иметь, когда малыш чувствует обделенность во внимании, несправедливое отношение. Вот пример: мальчик 2,5 года. Родители всей семьей (папа, мама, две сестры) улетели на неделю отдыхать, а он остался с бабушкой, так как родители переживали, как он выдержит перелет, адаптацию к новым климатическим условиям. Малыш собрал все игрушки в группе в пакет и спрятал в свой шкафчик. Для ребенка что деньги, что игрушки или любая другая вещь в данной ситуации — все несет один смысл: владеть. Уже в четыре года он прятал конфеты, забранные у детей из шкафчиков
В данном случае помогла беседа с ним и последующее родительское внимание, которое он стал получать после беседы родителей с психологом.
Четвертая возможная причина ― желание иметь некую силу, которую дают деньги. Если в семье деньгам уделяют слишком много внимания, чуть ли не поклоняются им, то шкала ценностей ребенка сдвигается в сторону материальных благ, а чаще даже в сторону денег ради денег
Это не совсем здоровый подход к воспитанию ребенка, так как в случае, если вам нужна будет помощь или просто ласковое слово вашего ребенка, он потребует от вас деньги за это.

Протест против большого количества запретов. Деньги дают некое чувство свободы.

Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:

  1. Все то же желание иметь то, что есть у других.
  2. Протест против большого количества запретов.
  3. Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.

Плюс еще добавляются такие мотивы:

Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности

Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».

Для детей-подростков два последних мотива являются основными.

Реагировать и выяснять причины

Что делать родителям-христианам, если они столкнулись с тем, что их подрастающий ребёнок ворует? Прежде всего — ни в коем случае не закрывать глаза на произошедшее и выяснять, почему так случилось. Вообще, я бы рекомендовал обязательно реагировать на детское воровство, в каком бы возрасте оно не случилось. Даже если ребёнок просто взял без спроса игрушку в детском саду, нужно с ним разговаривать и объяснять, что так не делают. Надо проводить беседы с детьми до того, как они совершают что-то плохое.

Второе: надо найти причину, по которой подросток крадёт. Ведь дети сейчас видят у своих сверстников много того, что им по каким-то причинам недоступно

Потому важно не доводить детей до воровства. Не надо требовать, чтобы ваши православные дети смирялись и носили что похуже

Не надо одевать девочку в юбки до пят, а мальчиков рядить в чёрный цвет и старомодные брюки. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным

Если воровство стало реакцией на это, то родителям нужно уделить внимание его одежде и вещам

Возможно, ребёнку не хватает внимания в его компании, он хочет произвести впечатление или занять место крутого парня. Нередко такое желание тоже имеет корни в семье: ему там не хватало похвал, ощущения собственной значимости — вот он и стал искать их за пределами своего дома, в кругу приятелей.

Ребёнок может не понимать значимости того, что имеет, не осознавать ценности денег. У меня был недавно случай: мальчик стащил деньги у родителей. Оказалось, ему нужны были карманные деньги. Родители пришли ко мне с этой проблемой, и я предложил дать ему заработать у меня при храме. У нас идёт стройка, и мы придумали ему дело — перенести кирпичи. Мальчишка работал долго, очень устал, по окончании дела он получил от меня свою первую зарплату. Мы поговорили, и с тех пор проблема ушла: он понял, что деньги даром не достаются, что заработать по-настоящему — это совсем не то, что получить сумму от родителей.

Говорите с ребенком

Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:

  • Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
  • В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
  • Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
  • Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
  • Создавайте ситуацию успеха – ребенок может поступить только правильно и никак иначе и быть за это вознагражден. Убирайте из поля зрения кошельки и ценные вещи, пока не будете уверены в том, что воля ребенка стала сильнее и устойчивее.
  • Презумпция невиновности. Тут как никогда актуален принцип: «не пойман – не вор». Не обвиняйте ребенка в том, что не было доказано, даже если «никто больше не мог так поступить».

Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях

Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Почему ребенок ворует

Начнем с того, что в детстве ворует каждый первый, разве что за редким-редким исключением. Но к чужому тянет всех, при этом практически все вовсе не расценивают подобные поступки как воровство. Между тем на подобные действия у каждого есть свои причины.

  • Клептомания. Это самое простое, самое банальное и самое неправдоподобное объяснение того, что ребенок – вор. По словам специалистов, шанс того, что именно ваш ребенок болен этим психическим заболеванием, крайне ничтожен, поэтому мы о нем упомянем, но в расчет брать его не будем. Гораздо важнее сосредоточиться на других причинах.
  • Вседозволенность и распущенность. Своему ребенку вы всегда все позволяли. Еще бы, ведь он самый любимый, такой долгожданный, просто свет в окошке, которому не ведомы никакие границы. Так стоит ли удивляться тому, что он не понимает, почему ему нельзя брать то, что нравится, даже если оно чужое?
  • Издержки вашего воспитания. Помните, несколько лет назад ваш малыш, уходя с детской площадки, прихватил с собой чужой совочек? Вы это расценили как забавное недоразумение. А когда спустя некоторое время ребенок принес из детского сада какой-то кубик, вас с мужем даже развеселила детская предприимчивость. Вы не обращали внимания на такие детали, а ребенок тем временем запоминал, что брать чужое можно. Теперь ваша семья пожинает плоды прошлой безнаказанности.
  • Ребенку не хватает карманных денег. Или их у него вовсе нет. Многие родители не понимают, зачем детям деньги, мол, мы и так ему все покупаем, он ни в чем не нуждается. Но детей, особенно подростков, такая тотальная зависимость от родительского кошелька просто убивает. Им хочется тратить деньги самим, причем тратить на то, что они, дети, считают нужным, даже если это является, по мнению взрослых, бесполезной ерундой. Не даете денег – не надо, возьму сам – так решает ребенок и через воровство выражает протест чрезмерной родительской опеке.
  • Ребенку не хватает родительского внимания. Это очень распространенная практика – замечать своего ребенка только тогда, когда он что-то натворил. А если, по вашему мнению, все идет хорошо, если его не видно и не слышно, то к чему суетиться? Вас такая схема воспитания при тотальной нехватке времени и сил вполне устраивает, а вот вашего ребенка – нет. И он решил, что если для того, чтобы его заметили, ему нужно стать плохим, то он будет плохим.
  • У ребенка низкая самооценка, ему необходимо самоутвердиться в среде сверстников. Он ворует деньги, чтобы купить что-нибудь, имеющее ценность в детском мире, а после безвозмездно этим поделиться. Ребенку кажется, что подобным образом он сможет повысить свой авторитет. Испытывая недостаток в друзьях и приятелях, он пытается их купить.
  • Ребенок связался с дурной компанией. Возможно, его заставляет совершать противоправные действия кто-то постарше.

Кто из нас не без греха?

Идеальных людей нет. Все мы совершаем какие-то проступки в разные периоды своей жизни. Иногда о них стыдно вспоминать, не то чтобы с кем-то этим делиться. Говоря о воровстве, каждому есть что вспомнить. Пусть даже человек сам лично не причастен к воровству, но в своей жизни он наверняка сталкивался со столь неприятной проблемой.

Начну с себя. Примерная отличница, воспитанные и строгие родители… Однако что-то толкало меня с такими же примерными подружками залезть через забор в школьный огород и стащить с грядки пару морковин. Мы очень любили морковку? Нет, она есть в свободном доступе на своих грядках. Мы голодали? Нет, конечно, нас кормили дома по сценарию «не съешь, складем за шиворот». Тогда что? Мы сами эту морковку сажали, сами пололи и поливали на летних каникулах. И если бы мы спросили своего учителя съесть хотя бы одну, он бы точно разрешил. Но почему же именно вечером, когда никто не видит, без спроса мы забирались в школьный огород? Экстрим, нежелание отстать от своей компании, подростковый максимализм, когда все кажется дозволенным, желание выйти хоть ненадолго из образа отличниц: все это сыграло свою роль. Родители об этом узнали, а то, что они нам сказали по этому поводу, я лучше оставлю за кадром. Тогда мы не считали это воровством, а сейчас мне очень стыдно.

Покопавшись в воспоминаниях, многие могут припомнить подобные случаи из своей жизни. Кто-то ползал в соседний огород за яблоками или за клубникой, кто-то незаметно таскал мелочь из родительских кошельков, кто-то брал конфеты из запретной вазочки, пока никто не видит. Бывало, наверное, всякое. И было бы здорово, если бы подобные эпизоды так и остались просто эпизодами в жизни ребенка и не переросли в нечто большее, когда воровство уже нельзя списать на шалость, а становится очень серьезным правонарушением. Все-таки, большинство воров среди взрослых еще в детстве подавали «звоночки» о том, что у них есть проблема.

Личный опыт

Екатерина, 28 лет

В нашем классе училась скромная девочка Аня из многодетной семьи. Она была необщительной и замкнутой. Дружила она только со своей соседкой по парте. Во время уроков Аня часто отпрашивалась выйти в туалет. Позже выяснилось, что она ходила не в туалет, а в учительскую и воровала там деньги. Тратила их на сладости и мелкие вещи для себя. Мы бы никогда на нее не подумали, если бы ее не поймали.Наверное, она хотела иметь все, что есть у остальных, но в ее семье этого ей дать не могли. Как сложилась ее судьба, не знаю.

Причины воровства

Как видим, в шоке от факта, что в классе что-то украли, пребывают и учителя: как же так, вроде все приличные дети, и вдруг такое… На самом деле воруют самые разные школьники, из семей любого уровня. Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:

сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой первоклассник прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь hic et nunc (лат. – «здесь и сейчас») оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию;
протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого контроля;
недостаток душевной близости в семье

С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы; 
зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят;
добрые намерения

Младшеклассник может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит;
давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя/побьем тебя, если не принесешь то-то и то-то»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию;
желание отомстить однокласснику за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег; 
двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости»;
необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести таким образом их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды;
стрессовая ситуация: развод родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно. (Заметим в скобках, что точно так же ведут себя порой и взрослые. Да, они не воруют, но вспомните, сколько людей заедает стресс пятой конфетой или третьим пирожным, не в силах сопротивляться своему желанию и забывая о собственном здоровье.);
уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях;
желание рискнуть и получить дозу адреналина;
клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь. Гораздо чаще встречается ситуация, когда воришка, чтобы уйти от наказания, заявляет, что он якобы клептоман. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий