Как укрепить связь с ребенком
Чтобы обеспечить ребенку надежную привязанность, надо разобраться, что ему нужно в разном возрасте:
- в младенчестве
- детстве
- подростковом периоде
- зрелом возрасте
Младенчество
На самом первом этапе, когда малыш воспринимает весь мир телом, а не только органами чувств, самое важное, что может дать родитель — это безусловное присутствие
Советую всем мамам стать слинго-мамами. У малыша нет понятий пространства и времени, он не может знать, что мама рядом, в соседней комнате, что она придет через 5 минут. Но он точно знает своим еще животным чутьем, что если мамы нет, то это опасно для его жизни. Поэтому он тревожится, боится, плачет, зовет. Это не капризы, это проявления витального страха за свою жизнь!
Старшее поколение женщин любит страшилки типа «не приучай к рукам, на шею сядет». В их сознании, если с ребенком быть ласковым, нежным, теплым, утешать его, прикасаться к нему, целовать, обнимать, приходить на помощь (читайте: проявлять любовь), это сделает ребенка слабаком, нюней, избалованным, капризным и несамостоятельным.
Фокус состоит в том, что в действительности все наоборот: вышеописанные проявления любви дают ребенку понять, что он хорош, любим, что мир безопасен, а мама всегда придет на помощь. Именно из таких детей вырастают уверенные в себе, эмоционально стабильные, психически зрелые люди с крепкой нервной системой.
Детство. Вот ребенок растет, и начинает «отходить от юбки», пробовать силы, проявлять характер. Очевидно и понятно, что большая часть его действий требуют контроля и помощи со стороны взрослого. Но это не значит, что ему надо запрещать пробовать. И что еще больше нельзя — так это не помогать.
Вот мальчик говорит «я сам» и пробует завязать шнурок. Он пробует 15 минут, мама хочет помочь, ребенок помощь отвергает. «Ну и делай сам!» — обиженно говорит мама и уходит.
У ребенка не получилось, но и помощь он не получил. Какой бессознательный вывод он может сделать? Что сам он не очень справляется, но и помощи ждать не придется (конечно, этот вывод формируется не за один эпизод с шнурком).
Подростковый период. Самое активное отделение от родителей. Физическое — дома его не застать — и эмоциональное — он сам все лучше знает, а вы (родители) «ничего не понимаете». Сложный период как для подростка, так и для родителя.
Он пройдет значительно легче, его надежную привязанность удалось создать на более ранних этапах. Для поддержания этой связи, родителям необходимо принимать, отражать и доверять подростку. На предыдущих этапах развития, ребенок убедился, что родители доступны, что они принимают его и поддерживают.
Теперь он не просто «отходит от юбки», он становится другим, иногда совсем не таким, каким привыкли видеть родители. Ему жизненно необходимо, чтобы родители подтверждали его изменения, чтобы принимали его новым.
Зрелость. В зрелом возрасте мы пожинаем плоды привязанности, которая сформировалась в наших отношениях с родителями. Если все этапы развития прошли гладко, и привязанность не нарушена, человек теперь знает: он хорош и любим, он ценен и дорог, есть люди, которые всегда помогут, он может меняться, он не один, не забыт и не брошен, даже если родителей уже нет в живых. Надежная привязанность переходит во внутренний план и экстраполируется на весь мир.
Люди с надежной привязанностью не боятся близких отношений во взрослом возрасте, не боятся быть зависимыми (речь о здоровой взаимозависимости) от партнера, не боятся быть уязвимыми в отношениях, они по-другому переживают разрыв. Всё потому, что в их сознании укоренена мысль, что несмотря ни на что, они хороши и любимы. Они могут быть в слиянии с партнером, не растворяясь и не теряя себя как личность. Эти люди больше открыты миру, чаще пробуют новое, легче относятся к критике, потому что бессознательно знают, что мир неплох. Надежная привязанность — это секретное оружие, заклинание, которое помогает человеку пережить любые трудности и при этом не разрушиться. Это самый ценный подарок, который могут дать родители детям.
Сейчас теория привязанности стоит в авангарде психологических изысканий. Больше нет сомнений в необходимости близких, теплых, доверительных отношений между людьми. Кажется, любовь, наконец, победила.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
- разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
- выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
- если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
- занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
- научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
- устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
- валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
- играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
- совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
- качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
- разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
- грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
- контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
- носить на руках или в слинге;
- практиковать совместный сон;
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж, напевая потешки;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
- играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим
Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
- проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
- одевайте ребенка, если он просит этого;
- кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
- смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
- придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
- одобряйте друзей ребенка;
- разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.
Как успокоить малыша за пять минут? Специфика методики Харви Карпа
Метод Харви Карпа основан на учете безусловных рефлексов младенца. Разъясняя специфику данной методики, ее автор ставит приоритетный акцент на концепцию так называемого «четвертого триместра», согласно которой, человеческое дитя появляется на свет еще недостаточно сформированным. Чтобы тело и организм малыша полноценно окрепли и адаптировались к новым условиям, родителям необходимо еще в течение трех месяцев создавать для него атмосферу, близкую к той, что окружала его, когда он находился в животике у мамы.
Согласно методике доктора Карпа, чтобы быстро успокоить капризничающего младенца, взрослым потребуется совершить, как максимум, пять простых и доступных действий, обозначенных в строго определенном порядке. Для кого-то окажется достаточным выполнить всего лишь один из указанных ниже шагов; если же первый пункт не возымел должного эффекта, нужно перейти к следующему, и так далее.
Упражнения для пресса
Подтянутый плоский животик, тонкая талия, пожалуй, вторая по значимости мечта молодых мамочек. Первая – сразу же после родов прийти в исходную до беременности форму, если не лучше.
К упражнениям для пресса можно приступать через 6-8 недель после родов и выполнять их можно как кормящим, так и не кормящим мамам. Главным помощником станет, конечно, ваш малыш.
Упражнение для пресса №1. Планка.
- Исходное положение: необходимо вытянуть тело таким образом, чтобы создалось только две опоры: предплечья (локти) и стопы, точнее носки стопы. Тело должно создать прямую линию от головы до пят. Поэтому в спине не прогибаемся и таз к верху не поднимаем.
- 2. Напрягаем мышцы брюшного пресса и замираем в таком положении на 20-60 секунд.
- Повторяем упражнение 3-5 раз.
Упражнение для пресса №2. Скручивание с подъёмом.
Примите ИП: ложимся на спину, ноги сгибаем в коленях. Руки отводим за голову таким образом, что локти смотрят в стороны. Если занимаетесь вместе с малышом, то располагаем его у себя на ногах, придерживая руками. Делаем вдох и на выдохе начинаем скручивать спину к тазу. Спина должна именно округляться, а не просто подниматься к коленям
Упражнение для пресса №3. Разведение ног лежа на спине.
- ИП: ложимся на спину и поднимаем ноги вверх, слегка согнув в коленях. Голова и плечи к полу не прижаты, опорная точка — лопатки. Ребёнок в это время может удобно расположиться у вас на животе.
- На вдохе разводим ноги в стороны. На выдохе – сводим.
- Повторяем упражнение 10-15 раз.
Упражнение для пресса №4. Велосипед.
- Исходное положение: лечь на пол (коврик), ноги согнуты в коленях так, что бёдра перпендикулярны полу, а голени — параллельны. Голова и плечи к полу приподняты, опорная точка — лопатки. Поясницу от пола не отрывать. Малыш, как и в предыдущем упражнении, в это время может удобно расположиться у вас на животе.
- Делаем вдох и на выдохе начинаем крутить педали воображаемого велосипеда.
- Повторяем упражнение 10-15 раз.
Все описанные выше упражнения являются наиболее эффективными для проработки мышц пресса после родов. Тем не менее, это лишь часть целого комплекса упражнений, специально разработанного для современных мам, стремящихся быть спортивными и активными не в ущерб общению с ребёнком.
Регулярные занятия и соблюдения рекомендаций по питанию позволят в скором времени сделать мечту реальностью.
Шаг 3. «Белый шум»
Вопреки распространенному мнению о том, что новорожденных нужно тщательно оберегать от различного рода посторонних звуков, младенцы совершенно не нуждаются в абсолютной тишине. Все то время, что малыш находился в мамином животе, он слышал все шумы, продуцируемые ее телом, – голос, биение сердца, движение крови в сосудах, и т. д. Исходя из этого, профессор Харви Карп советует родителям, чей малыш все еще не успокоился после первых двух первых реализованных шагов методики, обеспечить ему так называемый «белый шум».
В качестве примера природного белого шума можно привести звуки сильного ветра, дождя, или близко расположенного водопада. Такие шумы можно записать на плеер, или же, при необходимости, найти в интернете. Успокоить капризничающего младенца можно и посредством монотонного «шиканья» или «шипения» над его ухом, либо при помощи включенных бытовых приборов – пылесоса, фена, или радиоприемника, настроенного на диапазон между радиостанциями
При этом следует уделить внимание оптимальной громкости звука: она должна быть не слишком высокой, но в то же время такой, чтобы малыш не «перекрикивал» искусственно создаваемый белый шум.
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
применяйте на практике активное слушание;
пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).
Упражнения
Тренировочные комплексы для фитбола принято разделять на несколько групп по возрасту грудничков. Родителям стоит понимать, что данные задания относят к общеукрепляющим, предназначены для детей без патологий в развитии.
Для решения проблем со здоровьем с помощью фитбола рекомендуем обратиться к доктору. Врач назначит специальный курс гимнастики, который будет более эффективным и целенаправленным.
Упражнения для детей до 3 месяцев
Новорожденные малыши очень любят качаться на фитболе. На этом принципе построены основные гимнастические упражнения для крох такого возраста. Младенец укладывается на животик, мама садится на пол или встает рядом, чтобы удержание было крепким. Выполняйте следующие задания, уделяя каждому по 1-2 минуте.
Качели
Упражнение проводится на животе и спинке попеременно. В положении на животе придерживайте малыша рукой, положив ее в районе лопаток, другой ладонью обхватите ножки. Делайте покачивающиеся движения влево-вправо, вперед-назад. В положении на спине лучше обхватить мяч своими ногами, чтобы фиксация была крепче.
Пружинка
Двухмесячный младенец лежит на фитболе пузиком. Держите ножки малыша, слегка нажимайте на попу, чтобы мячик пружинил вверх-вниз.
Толчки ножками
Мамин любимчик или любимица лежит на диване, фитбол подкатывают к его пяточкам. Малыш упирается ногами в мяч, поверхность пружинит.
Посмотрите видео, как нужно выполнять данные упражнения:
Занятия для детей с 3 до 6 месяцев
Гимнастику с фитблом в трехмесячном возрасте делать уже гораздо проще. Ребеночек держит голову, шея окрепла, упирается ручками в поверхность, пытается перевертываться и садиться. Помогите ему освоить новые задания и физические навыки наработаются быстрее.
Тачка
Младенец лежит личиком вниз, упирается в снаряд ручками. Мама раскачивает фитбол вперед, делая пару шагов, затем назад. Ребенок вынужден перебирать ладошками, чтобы удерживать положение.
Дотянись до игрушки
Кроху кладут на пузико, хорошо удерживают за ножки. Наклоняют фитбол вперед, чтобы малыш дотянулся ладошками до пола. Положите около мяча несколько ярких игрушек, младенец попытается их достать.
Попрыгунчик
Самое любимое упражнение у грудничков. Поставьте малыша на мяч, держите под ручки. Фитбол удерживайте своими ногами. Помогите ребенку подпрыгнуть, следите за тем, чтобы он сгибал коленки, отталкивался сам.
Самолет
Уложите малыша на живот, покачайте пару раз на мячике
Осторожно зафиксируйте предплечье, голень младенца и переверните на бок. Покачайте на одной стороне, потом поменяйте положение на обратное
Видео с упражнениями смотрите ниже:
Упражнения для детей 6 месяцев и старше
В полгода важно укрепить мышцы ног, спины, позвоночник. Задания на фитболе направлены на обучение сидеть, стоять, ходить, тренировку вестибулярного аппарата
Качаем пресс
Грудничок укладывается на спинку. Мяч крепко фиксируется ногами взрослого
Мама тянет ребеночка за ручки, удерживая за предплечья, сажает малыша, затем осторожно опускает в исходное положение
Учимся стоять
Фитбол выступает опорой для малыша. Мама ставит ребенка около мяча, упирает в него детские ладошки. Придерживайте снаряд, чтобы он не укатился. Потихоньку отпустите ребенка, пусть самостоятельно постоит. 2-3 секунд достаточно.
Перетягивание
Для выполнения потребуются двое взрослых. Один держит ребенка за ноги, другой — за руки. Младенец лежит личиком вниз
Родители тянут малыша осторожно к себе по очереди
Лошадка
Малыш должен уметь сидеть. Мама сажает ребенка на тренажер верхом, помогает подпрыгивать на попе. Можно нажимать на мячик, чтобы он пружинил вместе с маленьким грузом.
Держим равновесие
Малыша усадите на фитбол, найдите точку опоры.
Опустите свои руки на колени ребенка. Пусть посидит 3-5 секунд почти самостоятельно, удерживая тело в одном положении.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
Кризис одного года – упрямство и капризы?Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют “кризисами развития” |
- возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
- разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
- дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
- поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
- мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
- дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
- посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
- стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
- собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
- прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
- придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
- передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
- использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
- вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.