Массаж ребенку в 6 месяцев

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.
В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ

Массаж и гимнастика противопоказаны при всех острых лихорадочных заболеваниях, при тяжёлых формах гипотрофии (атрофия), при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и так далее), при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии, при гнойных и других острых артритах, туберкулёзе костей и суставов, при врождённых пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации, при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии, при острых нефритах, гепатитах, при активных формах туберкулёза, при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению. Примечание: Во всех остальных случаях при наличии грыжи гимнастика желательна, но при обязательной предварительной фиксации её пластырной повязкой.

Массаж спины и ягодиц

И. п.: лежа на животе.
Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.
Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.
После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.
По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.
После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.
Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи.

Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног

И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхности, а остальные — на задней поверхности.
Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.
Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.

Основные правила выполнения массажа в домашних условиях

Лечебный массаж для малышей с нарушениями здоровья или отклонениями в развитии должен проводить квалифицированный специалист. Однако, если ребенок здоров, а курс процедур носит чисто профилактический характер, с ролью домашнего массажиста легко может справиться и мама. Ласковые поглаживания теплых материнских ладоней успокоят кроху, подарят ему безмятежное настроение и, безусловно, придутся на пользу детскому здоровью.

Сделать домашний массаж наиболее эффективным и комфортным для крохи маме поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Прежде чем приступать к осуществлению процедур, стоит проконсультироваться у педиатра относительно того, какие техники массажа полезны и безопасны для детского здоровья.
  • Для сеансов лучше всего выбирать утренние или дневные часы, когда малыш бодр и пребывает в хорошем расположении духа.
  • Комната, в которой планируется осуществлять процедуру, должна быть теплой (приблизительно 20 °C) и без сквозняков.
  • Твердую поверхность, выполняющую роль массажного стола, следует покрыть чем-то мягким. Например, можно постелить на пеленальный столик плотный плед, сложенный в несколько слоев, и поверх него разложить пеленку.
  • Делать массаж ребенку нужно чистыми, теплыми руками. Если кожа малыша сухая, можно капнуть на ладони немного детского масла.

Важно помнить, что положительный эффект от процедуры зависит от психологического настроя ребенка не менее, чем от мастерства массажиста. Если малыш плачет и капризничает, лучше перенести сеанс на другое время

В свою очередь, плохое настроение мамы незамедлительно передается грудному ребенку, Поэтому собственное расположение духа также стоит принимать во внимание. При соблюдении этих условий, домашние процедуры массажа доставят и маме, и малышу исключительно приятные и позитивные впечатления!

Вальгусная и плосковальгусная деформация стоп у детей

Массаж при лечении вальгусной стопы у ребенка делают вдоль всей поверхности ног, включая нижнюю часть спины, потому что проблема затрагивает позвоночник. Он снимает напряжение в мышцах, уменьшает боли, скованность, расслабляет, помогает правильно распределить нагрузку.

В зависимости от тяжести искривления врач подбирает технику лечебного массажа ног детям при вальгусной установке стоп, длительность, количество сеансов.

Сначала разминают, разогревают мышцы поясницы. Затем переходят к ягодицам, бедрам, коленям, голеням, лодыжкам. В самом конце массируют ступню. На каждой зоне интенсивность движений должна нарастать постепенно до появления красноты.

Как специалисты делают массаж стоп при вальгусной стопе у ребенка, посмотрите на видео в интернете. Перед первым сеансом родителям следует ознакомиться с техникой, чтобы знать, к чему готовить малыша. Делать самостоятельно дома массаж детям при вальгусной деформации стопы по таким видео не рекомендуется. Без опыта есть риск, что в этом случае от него будет больше вреда, чем пользы.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны

Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок

Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие – залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Эффекты от детского массажа:

Детский массаж особенно эффективен при обнаружении заболеваний или отклонений, когда ребенок находится в стадии развития. Массаж способствует улучшению питания тканей, повышению эмоционального тонуса ребенка, стимуляции физического и нервно-психического развития. Процедура оказывает благотворное влияние на иммунитет и нервную систему. Уже после первых сеансов массажа у ребенка наблюдается улучшение работы опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, системы кровообращения. А также в нашей клинике проводится массаж детям от одного года при нарушениях центральной нервной системы.

Зачем делать массаж новорожденному

Каждая мама может сделать общеукрепляющий массаж для новорожденного в домашних условиях

С первых дней для малыша важно ощущать прикосновения

Массируют младенца мягкими, деликатными движениями. Преимущества массажа заключаются в следующем:

  • Предупреждение нарушений опорно-двигательной системы.
  • Целебное воздействие на развитие нервной системы.
  • Укрепляется сердечно-сосудистая система, иммунитет.
  • Улучшается кровообращение, дыхание младенца.
  • Ребенок лучше ест, спит.

Малыш развивается в двух направлениях: физическом и психическом.

Существует специальная технология массажа для грудничков с 1 месяца, которая задействует все органы (от лица к ступням). Массаж с лечебной целью проводиться только специалистом.

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  • Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  • В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  • Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  • Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  • Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  • Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Польза

Некоторые думают, что массаж прописывают только тем младенцам, у которых есть определенные проблемы со здоровьем. Это, конечно, верно. Но общий массаж показан всем детям, даже совершенно здоровым. Если учесть, что сеансы в исполнении профессионального массажиста стоят довольно дорого, вопрос о том, как сделать массаж самостоятельно, актуальности не теряет.

За первый год своей жизни грудной ребенок развивается семимильными шагами. Человечеству на то, чтобы подняться на ноги и ходить с опорой на две конечности, потребовалось несколько тысячелетий. Ребенку же природа отводит на это не больше года. Из беспомощного комочка он довольно быстро превращается в человека прямоходящего. Каждый из этапов этой «эволюции» нуждается в поддержке взрослых. Научиться держать голову, переворачиваться на бок, сидеть, ползать и ходить — первостепенные задачи малыша. Помочь ему в этом могут родители.

На самом раннем этапе развития массаж помогает устранению физиологического тонуса, малыш получает возможность более свободно расти и развиваться. Начиная с 3 месяцев процедура призвана укрепить мышечный каркас, чтобы первые повороты и попытки ползти у малыша получались как можно лучше. В любом возрасте массаж улучшает кровообращение, а также благотворно влияет на нервную систему малыша: позволяет «взбодрить» малоактивного ребенка и успокаивающе действует на гиперактивного малыша.

Только мама может превратить обычную лечебно-профилактическую процедуру в веселую и увлекательную игру, которая будет приносить не только пользу для тела, но и радость. Только мама умеет чувствовать своего малыша, малейшие нюансы и оттенки его настроения, а поэтому только она может выбрать самое подходящее время для проведения сеанса массажа.

Профессиональный массаж незаменим, но только в тех случаях, если у ребенка есть врожденные патологии опорно-двигательного аппарата, родовые травмы, параличи и парезы, другие заболевания, при которых нужны специализированные процедуры, направленные на определенные группы мышц. Здоровому грудничку нужен массаж общий, классический, который без особого труда способна освоить любая мама. Правильно проведенный сеанс улучшает сон, повышает аппетит, благоприятно отражается на настроении и самочувствии грудного ребенка, а также способствует укреплению его иммунитета наравне с купанием, прогулками, закаливанием, витаминотерапией. Именно укрепление иммунитета малютки — важнейшая задача каждой мамы.

Детский массаж для укрепления мышц ног

Большое значение имеет массаж в особенности для здоровья ребенка. В частности, для укрепления мышц ног грудничка. Профилактический массаж стоп и ног в первый год жизни должен назначаться каждому малышу. Это необходимо не только для профилактики заболеваний и аномалий развития, но и для расслабления нервной системы, улучшения пищеварения, повышения иммунитета, нормализации мышечного тонуса нижних конечностей, активизации кровообращения и развития суставов. Профилактический массаж ног родители могут выполнять самостоятельно в домашних условиях. Предварительно получив рекомендации от терапевта и ортопеда.

!

Первые процедуры можно начинать по достижению малышом полутора месяцев.

Техника выполнения профилактических массажных приёмов не сложна и не требует длительной подготовки. Тем не менее массаж для укрепления ног ребенку, которому еще не исполнился 1 год, имеет свои особенности в зависимости от того, сколько малышу месяцев. Поэтому есть комплекс упражнений и массажных приёмов для ребёнка в 3 месяца, в 6, 9 и 12 месяцев. Это необходимо потому, что ребёнок в первый год жизни растёт очень быстро. Каждый месяц он приобретает новые навыки и овладевает новыми движениями, которые даются ему с большими усилиями. Поэтому цели массажа в каждый из выше обозначенных периодов отличаются. Так, с 1 по 3 месяц целью будет ослабление мышц-сгибателей, с 3 по 6 месяц – уравновешивание тонуса и укрепление мышечной ткани, с 6 до 9 месяцев – координирование работы группы мышц, с 9 до 12 месяцев – подготовка опорно-двигательного аппарата к ходьбе.

Следует отметить, что техника выполнения массажа будет немного усложняться по мере роста малыша. На первых месяцах его жизни достаточно выполнения круговых движений тазобедренными суставами, растирания и поглаживания ножек, а также «прорисовки» цифр 0 и 8 на стопе ребёнка. Затем уже потребуется объединение массажа и гимнастических упражнений. Придётся совмещать поглаживание, проработку каждого пальчика одной и другой ножки, массирование круговыми движениями голеностопа и пяточки, с пассивными движениями суставами. Например, это может быть упреждение «велосипед». В целом, достаточно получить краткий инструктаж на приёме у педиатра или ортопеда, чтобы без труда совершать дома профилактический массаж своему малышу.

Существует несколько правил, которых следует придерживаться при проведении процедуры:

  • не следует выполнять массаж ножек перед сном;
  • после процедуры не выходить на улицу в течение 20-30 минут;
  • выполнять массаж необходимо только на твёрдой поверхности при температуре 21-23 градуса;
  • все движения должны быть мягкими и лёгкими.

Мнение эксперта

Массаж для укрепления ног необходим ребёнку и в 2, и в 3 года. К этому периоду уже будут отчётливее проглядываться существующие возможные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. А именно недостаточная координация и гибкость, косолапость, плоскостопие и пр.

Врач сосудистый хирург, флеболог

Осипова Екатерина Яковлевна

Кроме того, массаж ног будет способствовать более гармоничному психофизическому развитию ребёнка. В этом возрасте активно применяются корригирующие позы и укладки. Для осуществления подобных процедур и при наличии какой-либо проблемы, выдаётся направление в кабинеты ЛФК, массажа и физиотерапии в лечебном учреждении.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Малыш быстро растёт и развивается, в 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встаёт с опорой. К настоящему моменту ваш ребёнок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность. С помощью дивана, кресла, стола ребёнок поднимается на ноги, придёт день, когда он встанет и выпрямится в полный рост, период ползания подходит к концу, и теперь малыша внизу не удержать. Итак, ребёнок пошёл и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях, все ранее приобретённые навыки помогут ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему, пусть, сделав 1-2 самостоятельных шага, он попадёт в ваши любящие объятия

Но первое время ребёнок часто падает, падение- неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и, особенно, бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными. Уберите все опасные вещи из комнаты, и освободите достаточное пространство для ходьбы, предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалёку друг от друга, так, чтобы ребёнок мог переходить от одного к другому

Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию, для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол, плотный ковёр лучше, чем ковёр с длинным ворсом

До тех пор, пока ребёнок не будет твёрдо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь, хотя бы дома он должен ходить босиком, это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия. ходьба, как и речь- эти два чуда из чудес, к которым мы настолько привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсутствия, когда обычный ребёнок начинает ходить, мы воспринимаем это как вполне естественное, само собой разумеющееся дело, а вот ребёнок прекрасно понимает всё чудо ходьбы и просто ликует по этому поводу, разделите с ним это ликование, ведь это- ликование самой жизни

Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребёнка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встаёт из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый, если есть возможность, поставьте в комнате ребёнка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой. игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь, специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребёнку предметы жёсткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжёлые и лёгкие. Ребёнку интересно всё, что его окружает, он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвёт их на части, всё, что малыш делает руками- собирает или разбрасывает игрушки, рвёт бумагу и тому подобное- развивает его интеллект и творческие задатки. К этому возрасту ребёнок не говорит ещё ни слова, но уже многое понимает, продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребёнок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приёмов. Итак, основной задачей занятий с ребёнком в возрасте девяти-двенадцати месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребёнка, используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.

Итак, массаж и гимнастика полезны для грудничков:

  • Гимнастика укрепляет мышцы, дарит крохе хороший аппетит, здоровое пищеварение и крепкий сон.
  • Занятия нужно проводить за полчаса до еды или спустя 1 час после, в проветренном помещении, на ровной твердой поверхности.
  • Занимаясь с новорожденным, достаточно совершать легкие поглаживающие движения: от центра груди к бокам, от кистей к плечам, от стоп к бедрам, от шеи к ягодицам. Животик нужно поглаживать круговыми движениями по часовой стрелке.
  • Когда малыш станет старше, нужно добавить к упражнениям рефлекторное ползание и ходьбу, разгибание спины в положении на боку, сгибание рук и ног.
  • Технику проведения гимнастики для грудничка нужно согласовывать с врачом. Если вы не уверены в том, как выполнять какое-то упражнение, попросите массажную медсестру вас научить. Неумелыми движениями можно навредить ребенку.

Это важно!

А еще гимнастика помогает наладить режим дня. Как наладить режим дня ребенка на первом году жизни 

(
оценок; рейтинг статьи )

Массаж детям от 0 до 1 года с развивающей гимнастикой

На первом году жизни ребенку необходимо пройти 3 курса профилактического массажа в возрасте: 0-3 месяца, 4-6 месяцев, 6-9 месяцев.

Детский массаж в этом возрасте начинается с поглаживания и заканчивается развитием навыков моторики и органов опорно-двигательного аппарата. С течением времени массаж усложняется, как и упражнения для развития ребенка. Также массаж может включать элементы коррекции развития, если есть соответствующие показания: гипо- и гипертонус, кривошея, варусная и вальгусная стопа, дисплазия тазобедренного сустава, запоры, рахит.

Кроме того обследуются рефлексы, в норме которые присутствуют только в определенном возрасте. Если рефлекс сохраняется дольше нужно исследовать причину.

Классический детский массаж:

Классический детский массаж направлен на расслабление спастических мышц и стимуляцию их функций. Приемы классического массажа для расслабления мышц:

  • Поверхностное непрерывное поглаживание
  • Встряхивание
  • Валяние
  • Разминание (увеличение подвижности, артикуляции)

Массажные движения проводятся насухо, до появления ощущения тепла. Для стимуляции ослабленных мышц применяются приемы общего массажа:

  • Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание
  • Растирание, выполняемое одним или несколькими пальцами
  • Интенсивная вибрация

Массаж по системе Монакова:  

При наличии фиброзного перерождения мышц, укорочения сухожилий классический массаж детям используют в сочетании с массажем по системе Монакова. Массажные движения проводятся от центра к периферии, от проксимальных мест прикрепления мышц к дистальным. Исключением является кисти рук и стопы – их массируют от периферии к центру. Помпаж-массажу подвергаются также области сосудисто-нервных пучков. Этим самым достигается извлечения мягких тканей, сосудисто-нервных пучков, мышцы становятся эластичнее, улучшается проведение нервного импульса, возникают условия для свободной проходимости вен, лимфатических сосудов.

Сегментарный массаж: 

Сегментарный массаж детям осуществляют с использованием приемов стимуляции и расслабления вдоль позвоночника, по краям лопаток, в межреберных промежутках. Для проведения сегментарного массажа рекомендуются приемы из общего массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также специальные приемы – сверление и пиление. Одним из основных признаков положительного воздействия является глубокое прогревание тканей. При наличии гипертонуса мышц рекомендуется применять легкую вибрацию и сверление. При этом детский массажист выполняет круговые винтообразные движения вдоль позвоночника ребенка с обеих сторон и перемещает кожу к позвоночнику.
 
В комплексном лечении детского церебрального паралича этот массаж применяется при дефектах осанки, ограничении подвижности плечевого пояса и плечевых суставов. При воздействии на мышцы плечевого пояса и рук массаж проводится на уровне III-IV шейных до II грудного позвонка, а при воздействии на мышцы ног – от V грудного позвонка до крестцового отдела. Массажные движения проводятся паравертебрально. После любого варианта сегментарного массажа рекомендуется одеть ребенка так, чтобы как можно дольше сохранить ощущение тепла.
 
После сегментарного массажа применяются физические упражнения для закрепления достигнутых результатов.

Основные техники воздействия

К основным видам массажа для ребенка 6 месяцев относят:

  • Растирание;
  • Поглаживание;
  • Похлопывание;
  • Разминание;
  • Вибрации.

Во время поглаживания движения медленные и легкие, ритмичные. Проводят его ладонями по направлению снизу вверх. Данный вид массажа благотворно влияет на нормализацию обмена веществ, успокаивает малыша. Другая разновидность поглаживания — растирание. Оно проходит с небольшим нажимом, что улучшает состояние кожи, уменьшает отложение подкожных жиров, укрепляет поверхностные мышцы. Более активное растирание — валяние, проводится короткими движениями с сильным нажимом. Между пальцами образуется небольшая складка кожи. Этот вид массажа прорабатывает глубокие слои мышечной ткани, улучшает кислородное питание мышц.

Похлопывание проводят сначала одним пальцем, затем — двумя, тремя и четырьмя. Короткие ритмичные похлопывания разбивают подкожные отложения, улучшают состояние кожи, повышают мышечный тонус. Вибрация обладает обезболивающим эффектом. Делают ее мягко, но ритмично и быстро поступательными движениями пальцев.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий