Как и в каком возрасте начинать знакомить ребенка с театром

Роль театра в воспитании ребёнка

Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.

Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.

Как понять, готов ли ребенок к посещению театра?

Каждая мама прекрасно знает своего малыша, поэтому она заранее может спрогнозировать его поведение в той или иной ситуации

Обратите внимание, как ваш ребенок ведет себя в общественных местах. Если он чувствует себя скованным и боится посторонних людей, то посещать театр ему пока рановато

Важно также понять, может ли малыш долгое время концентрировать свое внимание на том или ином предмете, ведь постановка будет идти минимум 30 минут. Если ребенок очень подвижный, неусидчивый, то, вероятнее всего, ему будет очень тяжело смотреть представление

Однако во многих театрах бывают постановки, в которых активные детки могут принять участие. Это отличный вариант для тех, чьи малыши легко идут на контакт с новыми людьми.

С какого возраста приобщать к театру

Приобщение к театру можно начинать после трех лет. Пройдя этап знакомства с различными вариантами ролевых игр именно к этому возрасту у карапуза появляется острое желание познавать окружающий мир не только при помощи предметной и игровой деятельности, но и в духовном плане. Именно в этом возрасте советуют познакомить кроху с настоящим театром.

Начинать приобщение к театральной деятельности рекомендуют с посещения спектакля в кукольном театре. Атмосфера на таких мероприятиях наилучшим образом подходит для небольшого ребенка, а происходящее на сцене понятно малышу. Кукольный театр – воплощение детской игры, такой близкой для каждого ребенка.

Подбирая сюжет для просмотра, хорошо остановиться на знакомой для малыша истории или предварительно ее прочитать

Детям важно понимать, что происходит, ориентироваться в сюжете. Не стоит думать, что если кроха будет знать разыгрываемую историю, то ему будет скучно

Нет. Обладая знанием о событиях, которые должны произойти, карапуз сможет сконцентрироваться на эмоциональной стороне сюжета, а не пытаться понять, что происходит на сцене. Предварительная подготовка к первому посещению представления – возможность получить больше опыта, знаний, эмоционального отклика, гарантированно заинтересовать таким времяпровождением.

К 4,5 – 5 годам ваш кроха будет готов к новому виду театральной деятельности. В этом возрасте можно сводить его на драматическую или музыкально-драматическую сказку. Большинство театров имеет спектакли для юных зрителей, поставленные специально для определенной возрастной категории. Внимательно изучите афишу и убедитесь, что предлагаемая постановка подходит крохе по возрасту. Не желательно идти на постановку для старших детей. Не старайтесь как можно быстрее просмотреть все возможные спектакли, ориентируйтесь по указанным возрастным ограничениям. Детская психика – тонкая материя, ее легко нарушить или перегрузить. Если режиссер указал, что для просмотра подходят дети от 6 лет, а вашему крохе только 5, не стоит рисковать.

Позже всего в жизнь ребенка нужно вводить самые сложные, но от этого не менее прекрасные, виды театральной деятельности – оперу и балет. Рекомендуемый возраст первого посещения – 6 лет. Эти виды искусства подразумевают умение читать сюжет через движение и слово, воспринимать целостную картину, заключенную в художественный образ. Раннее посещение оперы или балета может быть непонятым ребенком, оставить тяжелое впечатление и отбить желание ходить в театр. Старайтесь вводить в жизнь карапуза все своевременно.

Положительное влияние театра

В детском театре царит уникальная атмосфера, там оживает сказка. Каждый ребенок, попав туда, словно растворяется в происходящем. Он сам становится участником событий, искренне переживает за героев спектакля. Театр несет не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Он учит ребенка отличать хорошее от плохого, заставляет сопереживать героям, играет большую роль в развитии речи. Наблюдая за героями спектакля, малыш запоминает новые слова. Театральное искусство положительно влияет на детскую психику, поднимает настроение, дарит ребенку незабываемые эмоции. Самое главное – заранее не беспокойтесь за то, как пройдет первое посещение спектакля, не настраивайте себя негативно. Вот увидите, знакомство ребенка с театром будет успешным!

Театр мишки и куклы

Как и во все остальные игры, играть «в театр» кроху надо учить. Первые спектакли можно устраивать даже для полугодовалого младенца! Конечно, они должны быть совсем простенькими и длиться буквально пару минут. Например, зайчик и мишка пройдут по бортику кроватки, споют песенку или расскажут стишок (или просто поздороваются с малышом и помашут ему лапкой). Кроха улыбается, пытается дотянуться до игрушки, повторить ваши действия? Поздравляем! Вы сделали первый шаг к знакомству с серьезным искусством и овладению сюжетно-ролевыми играми.

С годовалым ребенком с помощью мягких зверят, кукол, машинок можно проигрывать все привычные ему действия: кормить, укладывать спать, одевать, купать, водить друг к другу в гости. С ними же можно разыграть и понравившуюся сказку («Колобок» «Курочка Ряба» и др.), достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. И не беда, если кого-то из персонажей в вашем кукольном хозяйстве недостает: его смело можно заменить имеющейся под рукой игрушкой. Нет медведя – пусть теремок раздавит бегемотик. Точно так же сюжет можно расширять и дополнять новыми персонажами, действиями, событиями.

Следующим шагом в развитии драматической игры будет придумывание уже собственного сценария. Чтобы открыть для малыша такую возможность, предложите ему придумать продолжение хорошо знакомых сказок: что, например, стали делать звери после того, как медведь раздавил теремок? Как жила Машенька, перехитрившая медведя и вернувшаяся в коробе домой? И что стало с самим медведем: кто теперь варит ему кашку и печет пирожки?

Ход занятия.

Дети в группе, встают полукругом.

Воспитатель: Я колобок. Мне нравиться играть в веселые игры, узнавать новое, читать книжки. Особенно я люблю сказки. Мне нравиться путешествовать по сказкам и встречаться со сказочными героями и во всем участвовать вместе с ними и выполнять интересные задания. Я хочу вас познакомить с тем, как можно рассказать сказки. Я все время буду рядом, если понадобиться моя помощь, помогу. И так, театры открываются сказки начинаются.

1. Фланелеграфный театр.

Рассказ воспитателя о театре: Фланелеграфный театр можно использовать для иллюстрации сказок, стихов, придуманных историй и просто для интересных игр.

Показ сказки “Лиса и журавль”.

– Пригласила лиса, журавля в гости, наварила манной каши размазала по тарелке и угощает журавля. Журавль стук, стук носом по тарелке не может каша в рот не попадает. А лиса всю кашу слизала.

-Почему? спрашивает колобок (ответы детей)

Воспитатель (колобок): Я задания вам приготовил.

Найди 2 одинаковых, кувшина, раскрась.

2. Куклы на руке.

Рассказ воспитателя об этом виде театра. Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землей, в воде живут разные боги, злые и добрые духи. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, возили на колесницах, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища все больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, чертях, ангелов,высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

Показ сказки: «Маша и медведь».

Воспитатель: взвалил медведь короб и пошел в деревню, шел, шел,устал и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок

Воспитатель: Маша из короба.

Маша: Вижу, вижу, не садись на пенек не ешь пирожок, неси к бабушке, неси к дедушке.

Медведь: Ишь какая глазастая все видит.

Воспитатель: Все знают, конец сказки? Принес, медведь короб до Машиного дома? (Рассказы детей).

Воспитатель (колобок):предлагает детям игру:

1,2- все хлопают

Маша в лес пошла – шаги на месте.

3,4,5 – все хлопают

Грибы, ягоды искать – эмитация сбора ягод, грибов.

Их в корзину собирала

И дорогу потеряла.

1,2,3 – все хлопают,

Ау, Маша, выходи – ладошки возле рта трубочкой.

3. Пальчиковый театр.

Рассказ воспитателя: Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

Показ сказки: «Репка».

Показывает 1 ребенок, другой ему помогает, подавать героев сказки.

Колобок предлагает угадать сказки по картинкам.

4. Маски – Шапочки.

Рассказ воспитателя об этом виде театра:

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции

Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств

Дети сами выбирают маску или шапочку, называют героя и из какой он сказки. После, все герои танцуют.

Заключительная часть:

Воспитатель: Возьмитесь за руки, друзья, и глубоко вдохните воздух,

И всем сейчас скажите громко:

“Клянусь театром дорожить,

Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным”.

Вывод: Ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театральной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного коммуникативного воздействия.

Зачем детям самим играть в спектаклях?

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.

Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.

Плоскостные спектакли

Трехлетние дети придут в восторг от настольного театра – бумажных или фанерных фигурок на подставках. Подобных персонажей окрашивают с двух сторон и передвигают по импровизированной сцене (столу) с помощью скольжения. Для создания волшебной атмосферы вам понадобятся декорации: облака и деревья, дома и ручьи, звери и птицы.

Подобные игры развивают воображение и фонематический слух, поскольку малыши с удовольствием озвучивают героев, придумывая каждому свой собственный голос и произношение. И это не обязательно люди и животные, озвучки требуют сказочные феи, деревья, солнце и ветер.

Познакомьте детей с еще одним вариантом настольной драматургии – конусным театром. Персонажей для спектакля вы сможете купить в книжном магазине (альбомы для вырезания) или скачать из Интернета. Все, что вам необходимо, – это вырезать геометрические фигурки и склеить между собой. Готовые куклы получаются объемными, а для яркости и красоты предложите крохе раскрасить их или приклеить блестящую бахрому.

Выход в свет

Конечно, кроме домашнего, есть и самый настоящий театр. И если вы хотите, чтобы привязанность к нему сохранилась на всю жизнь, необходимо позаботиться о первых встречах с профессиональной сценой, ведь детские впечатления – самые цепкие и живучие.

О чем нужно помнить:

Если ваше чадо с недоверием относится ко всему новому и неизвестному, заранее прочтите с ним сказку, спектакль по которой хотите посмотреть. Будет здорово, если вы полистаете книжки с разными иллюстрациями к одному произведению: так ребенок узнает, что на одно и то же можно смотреть по-разному, а спектакль добавит еще один взгляд на сюжет.
В постановке ожидается участие «страшных» персонажей, а ваш малыш не из храбрецов? Поговорите с ним о том, как можно разглядеть в страшном – смешное. В спектаклях для самых маленьких это обычно несуразные костюмы или грим, какие-то особенности поведения или интонаций Бабы-яги или злого волшебника.
Для активных и подвижных ребят лучше выбирать интерактивные спектакли – сегодня их очень много в театральных группах при развивающих центрах. Однако если ребенок стесняется и не хочет участвовать в общем действии, не нужно настаивать: позвольте ему быть наблюдателем столько, сколько потребуется.
Планируя посещение театра, позаботьтесь и о том, чтобы оно не нарушило привычный ритм дня. Если кроха спит днем, не стоит брать билеты на спектакль, начинающийся в обед – переутомление сведет на нет всю пользу от культпохода

Очень важно не совмещать театр с другими развлечениями и мероприятиями – это правило действует даже для детей младшего школьного возраста. Театр (даже если спектакль длится всего 15–20 минут) предоставляет ребенку столько информации, что ее надо пережить, «переварить»

И если к этому добавить еще и парк с аттракционами, поход в кафе или в гости, у малыша возникнет «перегруз».
Повышенная информационная и эмоциональная нагрузка (в театре ребенок встречается не только с самим спектаклем, но и с большим количеством посторонних людей, необходимостью по-другому себя вести и т. д., и т. п.), приводит к тому, что поход в театр часто заканчивается капризами и слезами. Будьте снисходительны к ребенку – представьте, сколько новых впечатлений на него обрушилось! Не сердитесь, а посочувствуйте и помогите ему с ними справиться: обнимите, успокойте, начните тихонько разговаривать о том, что он видел и что ему особенно запомнилось.

Театральные студии и их роль в развитии личности ребенка

Ребенок развивается как личность, когда осваивает взрослый мир доступным ему образом — в игре. Поэтому дети играют в дочки-матери, в профессии, поэтому повторяют в игре ситуации, увиденные или прожитые в реальной жизни. Игра позволяет взглянуть на мир с разных сторон, из разных ролей, примерить на себя и свое формирующееся мироощущение те или иные стороны конфликта или отношений.

Играя, ребенок формирует основы своего мировоззрения, определяется как член социума. Театр позволяет проживать роли «почти по-настоящему».

Дети на спектаклях реагируют на происходящее на сцене очень эмоционально, искренне. Они стремятся предупредить положительных героев об обмане или опасности, переживают, когда герой попадает в беду, ликуют, когда все заканчивается хорошо. В этот момент и происходит кристаллизация базовых этических понятий.

Еще более яркими становятся впечатления ребенка, если он сам принимает участие в игре.

Детям играть легко. Игра для ребенка — естественное состояние, не требующее напряжения, не знающее комплексов. Играя, дети раскрываются, творчески и эмоционально развиваются, совершенствуют коммуникативные навыки.

Дети, занимающиеся в театральных кружках, более дисциплинированны и ответственны. По сравнению с ровесниками у них лучше развита логика и речь, они более связно и образно мыслят, легко находят общий язык с людьми, более открыты для общения и обучения, отличаются целеустремленностью и инициативностью. Часто все это оказывается связано и с более высокой успеваемостью в школе, а в дальнейшем — и с успешным карьерным ростом.

Не лишайте ребенка радости общения с театром. Начать знакомиться с волшебством театрального искусства можно прямо сегодня — 27 марта, в День Театра.

Комментарий эксперта

Всеволод Гаврилов, Народный артист Республики Молдова, киноактер и актер Государственного русского драматического театра А.П. Чехова Республики Молдова

Мое глубокое убеждение состоит в том, что чем раньше дети войдут в волшебный мир театра, с 3-4-х лет, тем лучше будет для их разностороннего воспитания. Невозможно быть действительно развитым человеком, не понимая искусства и не разбираясь в нем. А театральное искусство — одно из мощнейших воспитательных средств, настоящая школа нравственности.

Многие мудрые руководители городов открывают кукольные и молодежные театры, тем самым подготавливая зрителей для посещения взрослого театра. Правилам поведения детей в театре должны обучать родители или воспитатели. Детские спектакли сродни карнавалу — красивые, яркие костюмы, декорации, музыка. На этих спектаклях дети учатся различать добро и зло. Вопрос о том, зачем в наше время нужен театр, вообще не должен стоять! Потому что кинематограф, к огромному сожалению, не воспитывает будущее поколение нашей Родины должным образом.

Комментарий эксперта

Дмитрий Коев, заслуженный артист Республики Молдова, режиссер Государственного русского драматического театра А.П. Чехова Республики Молдова

Несомненно, каждого ребенка нужно приобщать к культуре и искусству! Театр — это именно то место, в котором интерес проснется с первых минут, когда детские герои прочитанных сказок и любимые персонажи мультфильмов оживут на сцене. Часто в спектаклях проводится интерактив с детками, этот прием наиболее любим маленькими зрителями.

В наш «цифровой» век дети увлечены неодушевленными героями компьютерных игр. Игры, в свою очередь, носят отрицательный характер — драки, стрелялки, танки, покемоны и прочие. Когда в персонажах нет души, морали, они ничему не учат и не воспитывают. Не зря русские народные сказки веками передаются из поколения в поколение, неся добро и поучительные навыки. В театре дети и их родители получают редкую сегодня радость живого, доброго общения. Театр избавляет от одиночества, скуки и повседневной суеты.

Театр для младенца

Первые инсценировки можно устраивать и для шестимесячного грудничка. Безусловно, они будут очень простыми и продлятся не более двух минут. К примеру, косолапый мишка и ушастый зайка прогуляются по бортику детской постели, расскажут короткое стихотворение, весело споют песню или поздороваются с крохой, погладив его по голове. Младенец обязательно захочет дотянуться до игрушек и погладить их в ответ. Так и начинается знакомство с сюжетно-ролевой игрой и театральной деятельностью.

С годовалыми детьми попробуйте проигрывать привычные действия: укладывайте кукол и мягких зверей спать, одевайте их, купайте, приглашайте друг к другу в гости. Разыграйте с игрушками любимую детскую сказку – «Теремок», «Колобок». Не переживайте, если у вас недостает какого-либо персонажа. Его смело можно заменить другой куклой

В этом возрасте для деток важно само действие, а не точное соблюдение деталей.

Кукольные постановки

С пятилетним ребенком, который уже освоил сценический диалог и умеет придерживаться сюжетной линии, устройте дома настоящий кукольный театр. Приобретите перчаточные куклы (петрушки, бибабо) и ширму. Научите малыша, как управлять куклой-перчаткой: указательные пальцы отвечают за голову персонажей, а большие и средние – за руки.

Перчаточный герой уже действует, как настоящий человек: ссорится и мирится, плачет и радуется. Чем больше интонаций и эмоций вы и ваше чадо вложите в спектакль, тем интереснее он получится. Кроме того, кукольные театры помогут застенчивому и преодолеть свои страхи и рассказать от имени бойкой куклы стихотворение или рассказ.

Роль театра в жизни дошкольника

Первое знакомство с простыми видами театра малыш получает дома. Когда вы склоняетесь над колыбелькой крохи и озвучиваете игрушку – происходит чудо оживления персонажа вашей игры. Дети воспринимают героев таких игр как живых, дружат с ними, общаются.

Пальчиковые театры, различные петрушки, куклы-перчатки, ролевые игры являются подготовкой к знакомству с настоящим спектаклем на сцене в исполнении деятелей искусства. Дети, с которыми с раннего возраста разыгрывают разнообразные сюжеты при помощи игрушек, намного легче идут на контакт со сверстниками.

Уже с 2 летним ребенком можно начинать разыгрывать известные ему сюжеты, используя кроху в качестве актера. Предложите ему роль любимого персонажа и удивитесь, как быстро он преобразится, станет передавать характерные черты героя.

Что развивает театр у дошкольника

Театр играет важную роль в формировании полноценной личности. Среди наиболее ярких положительных сторон, развивающихся при помощи театральной деятельности и посещения спектаклей, можно выделить:

Коммуникацию. Дети, вовлеченные в процесс создания постановки, регулярно посещающие различные спектакли, на примере героев учатся общаться с людьми, видят пример решения разнообразных ситуаций и пользуются им при необходимости;
Самовоспитание. Благодаря эмоциональному переживанию сюжета ребенок ведет внутреннюю работу над своим характером. Видя несправедливость, зло, он говорит сам себе, что не будет так делать. Это происходит благодаря доступности поступающей информации;
Веру в добро. В детских историях всегда побеждает добро. Из любой сложной ситуации герой находит выход и в итоге все становится хорошо. Видя это, малыш понимает, что за собственное счастье нужно бороться. Вера в хороший финал переносится в реальную жизнь;
Умение распознать зло под маской добра. Наглядность образов позволяет донести до крохи, что не всегда внешний вид человека отвечает его внутреннему миру. Карапуз учится жить, руководствуясь собственными моральными качествами, не идя на поводу у ярких, но не всегда нравственных персонажей, оценивать поступки, а не внешний вид;
Сопереживание. Одной из важных эмоциональных черт, которую необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста, является эмпатия. Умение сопереживать, понимать человека рядом с собой не появляется просто так, его нужно воспитывать

Эмоциональное переживание, вызванное театром, позволяет воспитывать это важное чувство легко и быстро;
Кругозор. Через разнообразные постановки кроха узнает очень много новых вещей

От чувств и эмоций до особенностей культур разных стран;
Разговорная речь. Эмоциональный отклик на спектакль побуждает детей обсуждать увиденное, стремиться передать свои мысли и чувства.

Пользу от театральной деятельности, посещения разнообразных спектаклей сложно переоценить. Благодаря простому, но понятному ребенку языку театра взрослые имеют возможность воспитывать в детях все необходимые черты характера, формировать личность, способную комфортно существовать в социуме.

Для маленьких пальчиков

С раннего же возраста можно показывать ребенку и спектакли на пальчиках. В них все герои, сцена и сюжет расположены на… одной или двух руках. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает и общается, создавая ощущение того, что он – живой актер. Пальчиковые куклы можно купить или сделать самим. Самый простой способ – купить светлые садовые перчатки и нарисовать на каждом пальчике забавную узнаваемую мордашку, приделать к ней ушки или хвостик.

Покупные пальчиковые куколки бывают деревянные и тряпичные. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками

Можно встретить даже деревянного Змея Горыныча с тремя головами! Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому при выборе игрушки важно обратить внимание на его размер. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивать и, наоборот, не сдавливать слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано

Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

Первое посещение театра – советы родителям

Безусловно, кроме домашних представлений есть и самые настоящие спектакли. Если вы хотите, чтобы любовь к театру сохранилась у малыша на всю жизнь, позаботьтесь о первой встрече с профессиональной сценой

И в первую очередь, обращайте внимание на возраст малыша и его предпочтения. О чем еще необходимо помнить?

И напоследок, по возвращению домой не настаивайте на немедленном рассказе о просмотренной сказке. Дайте крохе отдохнуть. Как только он успокоится, предложите нарисовать декорации, вылепить из пластилина персонажей.

Помните, что у вашего ребенка все впереди, в том числе и посещение театра, необходимо только подождать. Не расстраивайтесь, если в первый раз из всего культпохода ему запомнится лишь буфет, а не сам спектакль. Следующие визиты обязательно останутся в детской памяти, а значит, есть вероятность, что малыш вырастет настоящим театралом.

Подготовка к посещению театра. Простые правила для культурного похода

Прежде чем отправится в театр стоит провести подготовительную работу с ребенком. Это необходимо для создания правильного настроя, обучения правилам поведения, избежания неприятных ситуаций.

Чтобы поход на спектакль был удачным, необходимо:

рассказать, куда вы идете. Поясните, что такое театр, какой он бывает, прочитайте сюжет постановки;
объясните правила поведения в театре, во время спектакля

Малыш должен понимать важность соблюдения общепринятых норм, чтобы вести себя правильно и не доставлять окружающим неудобств;
вспомните и расскажите крохе о своем первом визите в театр. Поделитесь своими приятными воспоминаниями и настройте карапуза на позитив;
при посещении оперы и балета поясните, чем эти виды отличаются от уже знакомых малышу

Обязательно ознакомьтесь с сюжетом;
создайте в доме атмосферу праздника и предвкушения чего-то волшебного. Подготовьте праздничную одежду.

Правила поведения в театре для ребенка

Перед выходом в театр напомните малышу правила поведения в театре. Среди них он должен помнить:

нужно выглядеть опрятно. В театр принято одевать праздничную классическую одежду

Предметы верхней одежды обязательно нужно сдать в гардероб;
важно приходить заранее и занять свое место до начала спектакля. Знание этого правила поможет вам преодолеть желание крохи зазеваться или задержаться где-нибудь по дороге;
по рядам в зале передвигаются лицом к сидящим, благодаря за возможность пройти;
во время спектакля нельзя шуметь, пользоваться телефоном, есть, передвигаться, громко обсуждать сюжет.

Если эти правила кроха запомнит в детстве, то во взрослой жизни всегда будет вести себя соответствующим образом.

Правила для родителей

Кроме общепринятых правил поведения взрослым нужно помнить некоторые особенности посещения детьми театра:

длительность выбранной постановки

Обратите внимание на время спектакля. Малыш не должен устать от просмотра

Для детей от 3 до 5 лет подойдут небольшие сюжеты по 30-40 мин, от 5 до 7 лет до полутора часов;
старайтесь брать билеты на места ближе к краю ряда, чтобы в любой момент можно было выйти и не помешать другим зрителям;
если во время спектакля крохе очень скучно, то не стоит его заставлять досматривать спектакль;
знакомство с классическими видами театрального искусства можно проводить порционно. Можно начинать с того, что привести не на начало спектакля, а к его окончанию. Пусть он посмотрит финал постановки и увидит, как зрители хлопают. Следующий раз можно привести ребенка на второе отделение и постепенно дойти до полного просмотра постановки;
не стоит пытаться научить понимать язык тела в балете. Этот вид театральной деятельности направлен на понимание на уровне чувств. Если ребенок будет смотреть балет, пользуясь своими ощущениями, и ему это понравится, то он навсегда полюбит его. В случае, если он будет пытаться понять суть движений, а не чувствовать музыку и танец, то вероятнее всего ему быстро надоест, и он устанет. Это приведет к отторжению этого вида театрального искусства;
первый поход в оперу требует объяснения того, что будет представлено. Расскажите ему, что это театр голосов, в котором сюжет рассказывается эмоциями и изменениями тембра и силы голоса. Основная эмоция возникает от того, что человек слушает, как сочетается человеческий голос и музыка, как они доносят образы, характеры персонажей. Лучшим вариантом для знакомства с оперой будут сказки «12 месяцев», «Снегурочка» и др. Обратите внимание на афишу выбранного оперного театра, там будет указан возраст.

Приобщение ребенка к театру − важная задача для взрослых. Не стоит ее перекладывать на плечи педагогов и воспитателей. Конечно, его поведут на спектакль с классом, но лучшим вариантом будет полноценное знакомство с этим видом деятельности вместе с близкими людьми, которые смогут пояснить все нюансы, донести необходимую информацию и обсудить все детали полученных эмоций. Знакомство с театром вместе с родителями позволяет привить любовь к театральной деятельности на всю жизнь.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Почему дети любят театр?

Большинство детей очень любят ходить в театр, воспринимают посещение спектакля как праздник, и долго потом переживают увиденное. Конечно, это относится не ко всем детям, исключения бывают, хотя и редко.

В возрасте от 2 до 11-12 лет малыш относится ко всему в жизни одинаково серьезно — или одинаково несерьезно. Как к игре. Игра для ребенка этого возраста — естественное продолжение жизни. Он не разделяет воображаемое, символическое и реальное. В игре ребенок живет, в игре развивается, постигает жизнь и формирует базовую систему ценностей. Все, впечатлившее его в реальной жизни, малыш потом проигрывает на разные лады в своих играх, и такое постепенное освоение ситуации позволяет ему выкристаллизовывать нравственные основы личности.

Театр — место, где царит игра, где обитают необыкновенные взрослые, готовые и способные играть с детьми и для детей. Персонажи сказок и книжек обретают в театре голос и плоть, выходят со страниц книжек или из мультиков на подмостки, с ними можно взаимодействовать. Как не полюбить чудесное место, где сказка становится почти реальностью?

Особенно нравятся детям интерактивные постановки, в которых зрители оказываются вовлечены в сценическое действо, в грандиозную Игру. По сравнению с ежедневной рутиной, когда у взрослых вечно не хватает времени не то чтобы поиграть со своим ребенком, но даже просто внимательно его выслушать, посещение театра, наполненного до самой крыши Игрой и Сказкой, превращается в драгоценный, долгожданный праздник.

В геометрической форме

Деткам старше 3–4 лет можно предложить настольно-плоскостной театр – картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Для такого театра необходимы декорации, ведь в ходе игры дети поначалу частенько увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы-яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в «магазинном» комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т. д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не всегда звери и люди: подарить свой собственный голос бывает необходимо и волшебным феям, и ветру, и дереву. Такая игра развивает у ребенка не только воображение, но и речь и голосовой диапазон.

Другой вариант «театра на столе» – это конусный театр. В любом книжном магазине можно найти альбомы «Сказка для вырезания». Для создания театральной сценки персонажей нужно вырезать и склеить. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты, представляют собой геометрические фигурки: голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т. п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в таких постановках обычно используются не более трех куколок. Конусный или «цилиндровый» театр можно сделать и самим, свернув трубочки из обычных листов картона и нарисовав на них лица или мордочки. Из картона можно сделать и декорации: лес, реку, домик, избушку на курьих ножках, замок и т. д.

Московский детский театр теней

Театр теней удивит своими оригинальными постановками не только детей, но и взрослых. Основан он был в далеком 1944 году. Изначально для постановок использовалась проекционная кукла, которая давала на экране исключительно черный силуэт. Но в конце 50-х годов постановщики начали внедрять в свою работу традиции китайского театра теней, благодаря чему художественные возможности значительно расширились.

Для малышей в репертуаре имеются такие спектакли, как «Айболит», «Котенок по имени Гав», «Дюймовочка», «У меня зазвонил телефон» и многие другие. Какие же постановки порадуют деток постарше? Вот некоторые из тех, что предназначены для театралов в возрасте от 5-6 лет: «Черная курица», «Ваня Датский», «Сдобная Лиза». Адрес театра теней для детей: Измайловский бульвар, дом 60/10.

Как родителям подготовить ребенка к посещению театра

Перед тем как идти в театр, обязательно нужно рассказать малышу о том, что это за место, зачем туда приходят люди, что в театре интересного. Расскажите ребенку, о чем будет спектакль, хорошо, если он будет основан на знакомой сказке или рассказе.

Выбирайте театр, в котором родители могут сидеть в зале вместе с детьми: это практикуется не во всех театрах. В некоторых детских театрах дети сидят на первых рядах, а родители — в задней части зрительного зала. В других — родители вообще не заходят в зал и ожидают малышей в фойе. Для первого знакомства с театром такие варианты не очень подходят, особенно в тех случаях, когда ребенок отличается застенчивостью, робостью.

Пугливого малыша может испугать Волк или Баба-Яга на сцене — ведь он воспринимает все всерьез, для него спектакль ничем не отличается от жизни. Поэтому первое время родителям лучше быть рядом, объяснять малышу происходящее, помогать ему освоиться.

Очень хорошо, если перед спектаклем родители постараются создать у малыша предвкушение праздника

Для этого важно сделать все: красиво причесать ребенка, нарядить в красивый костюм, взять сменные красивые туфельки.. Важно прийти в театр заранее — хотя бы за 30-40 минут

За это время малыш успеет привыкнуть к просторному, гулкому фойе, к толпе других детей, настроиться на прикосновение к сказке.

Важно прийти в театр заранее — хотя бы за 30-40 минут. За это время малыш успеет привыкнуть к просторному, гулкому фойе, к толпе других детей, настроиться на прикосновение к сказке.. Заранее нужно рассказать малышу о том, как нужно себя вести во время представления, чтобы не мешать другим детям и ничего не пропустить.

Заранее нужно рассказать малышу о том, как нужно себя вести во время представления, чтобы не мешать другим детям и ничего не пропустить.

После спектакля обязательно говорите с ребенком о том, что он увидел. Пусть малыш рассказывает о своих впечатлениях домочадцам и друзьям, можно даже разыграть увиденное дома, с куклами и другими членами семьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий