Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Причины отсутствия контактности

Специалисты выделяют три основные причины, которые влияют на снижение или полное отсутствие коммуникативных навыков у детей:

  • социокультурные факторы — современное общество не требует от детей высокоразвитых навыков коммуникации, действует правило «каждый сам за себя»;
  • внутрисемейные — родители, охваченные динамичным темпом жизни, мало общаются с детьми, сами редко активно коммуницируют, не демонстрируют пример навыков общения;

внутриличностные психологические проблемы — тревожность, заниженная самооценка, страхи.

Как показывает опыт педагогов Coral Family, часто детям не хватает знаний и опыта, алгоритма действий выстраивания коммуникативных связей. Ребенок хочет общаться со сверстниками, но не знает, как наладить контакт, как познакомиться и как взаимодействовать. Типичная ситуация, когда малыш активно контактирует со взрослыми людьми, не проявляет дефицита навыков общения, но в компании сверстников «теряется». Дети с раннего возраста должны общаться в «своем» кругу, начиная с игровых площадок у дома и заканчивая специальными игровыми комнатами.

Ситуативная слепота

Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).

Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.

Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.

На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию

Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза. В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).

Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию

«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения. Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Из опыта работы по созданию социального проекта

Мы разработали проект «Накормите зимних птиц».

Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.

Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.

Задачи:

Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.

Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.

Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.

С помощью проекта:

  1. Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
  2. Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
  3. Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.

Вербальное и невербальное общение: зачем оно нужно

Что же человеку еще нужно кроме еды и воды? Общение. Если длительное время человек находиться в одиночестве, у него начинается изменение сознания. Можно с уверенностью утверждать, что общение полезно для человека и в целом для общества.

Общение мы осуществляем вербальными и невербальными средствами. С помощью вербального общения мы передаем информацию от одного человека к другому при помощи слов и выражений. Невербальное общение — это мимика, жесты, а также громкость, тембр и скорость речи говорящего человека,  паузы во время разговора, проявление эмоций, зрительный контакт и выражение лица.

Для того, чтобы состоялся процесс общения, необходимо, чтобы состоялся как минимум диалог между двумя людьми, один из которых будет выдавать информацию (говорить, рассказывать), а другой — принимать (слушать).

Какие плюсы приносит развитое общение рассказывает следующее видео:

https://youtube.com/watch?v=pvatSVWaykM%3F

Например, зачем вы читаете данную статью?  Наверное, чтобы получить новую информацию, новый опыт, чтобы затем изменить свою жизнь? Или с другой целью. Или просто читаете…

Обязательно прочтите весь курс, так как эта информация будет вам полезна. Каждый из вас из нашего курса вынесет что-то свое.

Средства коммуникации

Выделяют несколько средств коммуникации. Разделить их можно на две большие группы – вербальные и невербальные.

Вербальные средства коммуникации представлены словами и выражениями, то есть речью. Речь является одним из важнейших методов коммуникации. Речевая деятельность представлена не только говорением и слушанием, но также письмом и чтением, то есть умением зафиксировать информацию на бумаге и воспринимать зафиксированные таким способом данные.

Невербальные средства коммуникации характеризуются интонацией, мимикой, жестами, взглядом, картинками, фотографиями, различными предметами. С точки зрения психологии именно невербальные методы коммуникации, которые называют также неречевыми, крайне важны. Доказано, что люди больше доверяют невербальным знакам общения, чем словам, так как они более информативны и правдивы.

Навыки коммуникативной деятельности

Во время проектной работы формируются следующие навыки коммуникативной деятельности:

  • Навыки сотрудничества (ребенок учится коллективно планировать, взаимодействовать с участниками процесса, оказывает взаимопомощь, учится находить и устранять чужие ошибки);
  • Навыки коммуникации (ребенок учится организовывать свои действия со взрослыми и взаимодействовать с ними, учится формулировать правильно вопросы, учится вести диалог, активно участвует в дискуссиях, отстаивает свои точки зрения и ищет компромиссное решение);
  • Навыки презентации (ребенок развивает способность к выступлению, учится правильно строить монологическую речь, уверенно держаться в окружении других, учится отвечать на неожиданные вопросы без подготовки).

Также очень важно и то, что во время проектной деятельности дети проявляют чувство коллективизма, испытывают общую радость. Ведь ученики начальной школы испытывают потребность в положительных эмоциональных ощущениях от появляющихся у них умений, они используют их активно в своей учебной деятельности, что рождает у них переживания радости и положительно окрашивает учебный процесс. Чтобы выполнить проект, ребенку нужно обладать определенными знаниями и умениями

Если же он совсем ничего не может сделать без поддержки от взрослых, то нельзя давать ему такую работу в качестве проекта. Поэтому подобная деятельность имеет жесткое правило: ребенок должен быть способен действовать самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи более опытного

Чтобы выполнить проект, ребенку нужно обладать определенными знаниями и умениями. Если же он совсем ничего не может сделать без поддержки от взрослых, то нельзя давать ему такую работу в качестве проекта. Поэтому подобная деятельность имеет жесткое правило: ребенок должен быть способен действовать самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи более опытного.

Например, если ребенок не имеет определенного уровня знаний об изучаемом проекте, то у него должен быть доступ к источнику знаний, изложенных в доступной форме. Например, это может быть библиотека или интернет. Благодаря работе с источниками, дети учатся получать нужные им знания и использовать их на практике непосредственно в проектной деятельности.

Именно в этом и заключается смысл организации проектной деятельности: навыки и знания, которые приобретаются осознанно во время работы над решением проблемы, имеющей личностное значение, очень легко и прочно закрепляются в сознании ученика. Эти знания переходят из теоретических знаний в практический опыт и легко переносятся на разные виды деятельности в пределах школьного обучения или в повседневной жизни.

Важное направление в развитии коммуникативных навыков – это организация проектов, имеющих социальную значимость

У детей должно быть регулярное общение со сверстниками

Даже если родители очень грамотно выстраивают общение с ребенком, в семье царит гармония и взаимопонимание, взрослые не заменят общения со сверстниками

Ребенку важно уметь адаптироваться к коллективу с равными себе по возрасту и жизненному опыту.. Кроме того, родители всегда немного предвзяты, они заинтересованы в эмоциональном благополучии сына или дочери, следовательно, не всегда объективны

Сверстники же учат реальному общению. Часто они не только не добры, но и жестоки, и человек рано или поздно столкнется со всеми красками жизни. Чем раньше ребенок научится давать отпор, находить компромиссы, заводить дружбу, тем лучше для него.

Кроме того, родители всегда немного предвзяты, они заинтересованы в эмоциональном благополучии сына или дочери, следовательно, не всегда объективны. Сверстники же учат реальному общению. Часто они не только не добры, но и жестоки, и человек рано или поздно столкнется со всеми красками жизни. Чем раньше ребенок научится давать отпор, находить компромиссы, заводить дружбу, тем лучше для него.

В возрасте до трех лет малышам достаточно общения во время прогулок, посещения игровых комнат или гостей в сопровождении взрослого. Но уже с детсадовского возраста ему становится недостаточно игр с близкими дома, у него появляются первые друзья, с которыми ему интереснее проводить время.

В школьные годы он проводит с ними время вне уроков или дружит с кем-то из класса. И это не просто праздное времяпрепровождение, как может показаться взрослым. Это опыт, развитие коммуникативных навыков, а также общение, без которого не может жить человек.

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов – угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами

Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями

Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей – выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Задачи коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста

Коммуникативное воспитание дошкольников является многогранным процессом. Следует выделить несколько основных его задач:

  • усвоить нормы и ценности общества, в том числе моральные и нравственные;
  • развить общение и взаимодействие ребенка и его сверстников, взрослых людей;
  • сформировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
  • развить социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • сформировать уважение и осознание принадлежности к своей семье, обществу;
  • создать позитивную установку к труду и творчеству;
  • заложить основы безопасного поведения в обществе, быту;
  • подготовить к совместной деятельности со сверстниками.

При формировании коммуникативных навыков в любом возрасте важно выполнение следующих задач:

  • легкая установка контактов и способность их поддерживать;
  • произведение нужного впечатления на оппонента;
  • умение объяснять свою позицию;
  • способность отстаивать свое мнение.

Книги по развитию коммуникативных навыков

Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми. Другие полезные книги по развитию навыков общения:

«Как разговаривать с кем угодно» М. Роудс

У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка
Автор уделяет большое внимание по преодолению всех этих психологических барьеров в себе.
«Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» М
Гоулстон

Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
«Секреты общения. Магия слов» Дж. Борг. Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой

Важно начать отслеживать свою речь и подбирать правильные слова для общения. В книге много практических упражнений.
«Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С

Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
«Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии

Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С. Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
«Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.

 

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
  2. Содержание сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Игры для дошколят 5-6 лет

Коммуникативные игры учат взаимодействию, правилам общения, способам действовать в мире.

Их можно разделить на следующие типы:

Раскрепощающие

Они позволяют справиться с зажатостью.

  • «Море волнуется». Ведущий произносит стишок: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Пока звучат слова, дети двигаются в свободном порядке по площадке. На последнем слове участники игры замирают в причудливых позах. Ведущий старается рассмешить игроков и вынудить их пошевелиться.
  • «Дракон»: игроки встают в линию и берут друг друга за плечи — становятся драконом. «Голова» должна догнать «хвост» и коснуться его. Когда «голова»поймала «хвост», она встает на его место. Играют пока все участники не побывает в роли «хвоста» и «головы».

Игры на вербальное взаимодействие

«Испорченный телефон», «Цепочка слов». Ведущий придумывает цепочки из слов (одно, два, три слова, постепенно увеличивая их количество), а тот, на кого он укажет, должен повторить все слова в правильном порядке.

Игры на невербальное взаимодействие

«Крокодил». Ведущий загадывает слово одному из участников, а тот должен показать его остальным при помощи мимики и жестов, не используя звуков и слов.

Игры на взаимодействие

«Сиамские близнецы». Дети разбиваются на пары, им связывают вместе по одной руке. Свободными руками они должны нарисовать определенный предмет.

Игры на различение эмоций

Участники показывают эмоции мимикой или рисунками. «Доброе животное»: Ведущий тихо и загадочно говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно огромное, доброе животное. Послушайте, как оно дышит! Теперь давайте подышим вместе! Вдох — шаг вперед, Выдох — шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только животное дышит, так же ровно и четко стучит его огромное доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Давайте возьмем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Сюжетно-ролевые игры

Игроки учатся следовать правилам, договариваться.

Можно сделать вывод, что важно развивать навыки общения у дошкольников. Это задача как семьи, так и детского сада

Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками

Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками.

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
Спокойно реагировать на конфликты;
Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.. Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры

Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Способы развития коммуникативных навыков взрослых

Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.

К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:

Проявление инициативы

Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.

Активное слушание

Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.

Позитивное мышление

Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления

Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения

Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.

Тренировки

Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.

Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:

Формируем коммуникативные способности в игре

Развитие коммуникативных навыков у ребенка – это процесс, который включает активное взаимодействие между ребятишками.

Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность.

Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?

1. Игры-драматизации

Они идеально подходят для совершенствования коммуникативных умений у детей.

Устраивайте дома театрализованные представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают – сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером».

Привлекайте к действу и других детей, ведь вместе гораздо интереснее покорять сцену!

2. Ролевые игры

Недаром педагоги считают умение принимать сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста.

Ребенок, надевая разные «маски», учится оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками.

Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери», «сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.

3. Игры по правилам

Эти упражнения учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, результат, игровые правила.

Наверняка вы замечали, что малыши не любят проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде единомышленников.

4. Пластические этюды

Застенчивые и замкнутые дети часто скованы в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения на жестикуляцию и мимику.

Расскажите, что общение происходит не только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся, хмуримся).

Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами.

Некоторые читатели могут поинтересоваться, а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействовать с большим числом собеседников.

Безусловно, переступать через индивидуальные особенности своего чада нельзя, но помогать выстраивать отношения с окружающим миром чрезвычайно важно.

Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий