Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу “нарисуй линию”, он достигает сразу трех целей:
– развивает мелкую моторику;
– готовит руку у письму;
– учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще – просто калякают на бумаге. Линии и точки – это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).
Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан, например такие:
Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.
Можно рисовать горизонтальные линии:
Вертикальные линии (искупай слонят):
Косые линии (помоги мишкам добраться до мамы):
Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.
Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:
Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
Домашняя песочница. Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч
Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч
Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
Плетение, вышивание, вязание. Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).
Рисование для детей
Практически все дети любят рисовать, так что такие упражнения придутся им по душе. Для детей дошкольного возраста отлично подойдут пальчиковые краски — такой вид творчества задействует сразу обе руки, что отлично сказывается на развитии головного мозга.
Школьникам уже можно предложить упражнения с карандашом. Для этого возраста отлично подойдут такие занятия, как обводка плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовывание недостающей половины картинки или рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Главное — избегать монотонности и придумывать занимательные истории для каждого задания. К примеру, можно подготовить специальные карточки, где у изображений будет отсутствовать контур, а ребенок должен будет этот контур восстановить. Также отлично развивают моторику лабиринты, которые ребенок должен “пройти” одной линией, не залезая за контур.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?
Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика
Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика
Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.
Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики
Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)
До 1 года: «вкладыши», «крышечки»
Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.
Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.
В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.
От 1 года: природные материалы
Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.
Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.
Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.
Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.
От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа
Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений
Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.
От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества
Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.
Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.
Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.
Развитие мелкой моторики в 5 лет
В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.
Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
Вот самые популярные из них:
С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.:
Сортируем прищепки по цвету:
Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить “червячков” в тарелочку к птичке используя прищепки):
Игры для детей 1 года до 3 лет
Период с 1 года до 3 лет является самым жадно познаваемым.Ребенок стремительно осваивает мир, пробует буквально все на зуб. Игра и еще раз игра – это единственная форма для общения и развития детей в дошкольном возрасте. Ваше взрослое занудствосделай то, веди себя правильно, и т.д.» ни к чему не приведет. Все через игру!!! Препятствием к этому может стать только ваша лень. Не ленитесь, играйте, и вы увидите чудесавашего игрового воспитания.
Пальчиковые игры никто не отменял
Наш хит-парад,по прежнему, возглавляют пальчиковые игры. Это универсальные игры, в которые можно играть весь дошкольный а то и начально-школьный период жизни ребенка (просто они немного усложняются).
Раз, два, три, четыре, пять – Вышли в садик погулять.Ходим – ходим мы по лугу,Там цветы растут по кругу.Лепесточков ровно пять,Можно взять и посчитать | Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их. |
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Поиграли – отдохните,Ваши пальчики встряхните.Сгибайте ваши пальчики,Совсем как ушки зайчики. | Расслабляем руки и встряхиваем их.Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. |
Стихотворение и все движения можно повторить.
Художник и скульптор
Рисование – на втором месте (это опять, по моему мнению и опыту, у вас может быть по другому. Напишите, потом обсудим).Сначала пробуйте ладошками и пальчиками. Отлично подойдут старые обои (есть, где разгуляться) и краски для рисования руками
Вот где веселье и раздолье(главное ковер не разукрасить).Потом учимся держать кисточку карандаш мелки и рисовать, рисовать, рисовать!!! Причем в начале карьеры вашего художника неважно что, главное, что бы работали пальчики и кисти. Ваша задача вдохновлять мастера. Лепка – однозначно любимое занятие практически всех детей.Материалы могут быть разнообразными: пластилин, специальная глина,Тесто(да,да)
Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит.Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия.
Творим , что хотим
Далее по списку популярных игр идут всякие вкладыши, крупная мозаика. Можно дома набрать крупных пуговиц, в крышке пластикового контейнера, которая легко открывается сделать прорезь по величине пуговиц. Ребенок складывает пуговички в копилку, потом высыпает, а затем опять складывает
Мои воспитанники за эту«копилочку» просто тряслись. Внимание! Пуговицы берите крупные, потому что, соблазн засунуть пуговицу в нос или ухо почему – то у детей очень велик.Можно просто смешать фасоль с рисом и попросить разложить их отдельно в разные емкости, а можно и вовсе завлечь малыша ролевыми играми. Например, взять разные фигурки домашних животных, слепить для них из пластилина тарелки и накормить каждого крупой.А еще замочки, задвижки, дома можно оборудовать министенд с выключателем,петельками с замком и.т.д
Ну и конечно, куда без прищепок
Этот подручный материал любят не только сами дети, но и родители с педагогами. Во-первых, прищепки у всех есть дома,во-вторых, стоят они копейки, в-третьих, они могут увлечь ребенка надолго и с пользой.С помощью прищепок можно отрабатывать навыки конструирования и учить цвета. Для этого нужно сделать заготовки с картона, например, вырезать желтый круг, который в последствие станет солнышком с лучиками-прищепками, или же туловище ёжика, которому предстоит нацепить иголки-прищепки и т.д. Кроме того, можно вырезать из картона 4 геометрических фигуры разных цветов, и попросить ребенка на каждую из них одеть прищепки такого же цвета.
Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко
Упражнения для головы, рук и плечевого пояса
- Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
- Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
- Движения головой по кругу.
- Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
- Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
- Соединение рук перед грудью и за спиной.
- Поднимание и опускание плеч.
- Выполнение движений плечами и руками по кругу.
Упражнения для туловища
- Повороты туловища в левую и правую стороны.
- Наклоны вперед.
- В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
- Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
- Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
- Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
- Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
- Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.
Прочтений: 57649
о детях до года, о детях от 1 до 3 лет, физиология Другие статьи автора
Особый случай: а как же левши?
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?
Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.
Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!
Ссылки на источники:
Finemotorcontrol. MedlinePlus Medical Encyclopedia. Ссылка: https://medlineplus.gov/ency/article/002364.htm
The Growing Child: Newborn. Johns Hopkins Medicine. Ссылка: https://www.hopkinsmedicine.org/health/wellness-and-prevention/the-growing-child-newborn
Fine Motor Skills Development for Babies 7 — 12 Months. Day2DayParenting. Ссылка: https://day2dayparenting.com/fine-motor-skills-development-babies-7-12-months/
Amanda Morin. Understanding a Child’s Dominant Hand. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/hand-dominance-what-is-a-dominant-hand-620856
Filippos Vlachos, Artemis Papadimitriou &FotiniBonoti.An investigation of age and gender differences in preschool children’s specific motor skills. European Psychomotricity Journal, 2014; 6; 1, 12-21. Ссылка: https://www.researchgate.net/profile/Filippos_Vlachos/publication/260115220_An_investigation_of_age_and_gender_differences_in_preschool_children’s_specific_motor_skills/links/555465cb08aeaaff3bf1bcea/An-investigation-of-age-and-gender-differences-in-preschool-childrens-specific-motor-skills.pdf
Harriet G. Williams, Karin A. Pfeiffer, Jennifer R. O’Neill, Marsha Dowda, Kerry L. McIver, William H. Brown, and Russell R. Pate. Motor Skill Performance and Physical Activity in Preschool Children. Obesity (2008) 16, 1421–1426. Ссылка: https://www.sc.edu/study/colleges_schools/public_health/research/research_centers/usc_cparg/documents/pdf/champs/motor_skill_performance.pdf
О.С. Жукова, В.П. Балобанова. Школа раннего развития. Мать и дитя. Стр. 226. Издательский дом «Нева», Санкт-Петербург — Москва, 2006. Ссылка: https://books.google.com/books?id=zH0mU-mjo88C&pg=PT226
Størvold GV, Aarethun K, Bratberg GH. Age for onset of walking and prewalking strategies. Early Hum Dev. 2013 Sep;89(9):655-9. Ссылка: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23701748
Развитие в первые 3 месяца
Развитию мелкой моторики у детей 1 года можно посвящать занятия с самых первых дней. Чем скорей вы начнете взаимодействовать с малышом и учить его брать в ручки предметы, тем раньше он сможет перейти к манипуляциям с некрупными объектами.
В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.
Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;
аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;
полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;
мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.
Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.
Графические задания
Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.
Контуры
На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.
Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.
Дождик
На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.
Волны
Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде
Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).
Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.
Узорная штриховка
На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.
Дорисуй рисунок
Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:
- дорисуй клетку тигренку;
- дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
- дорисуй бабочку и т.д.
Соедини точки
Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.
Развивай глазомер
В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.
- помоги зайчику попрыгать по кочкам;
- попади мячом в корзину;
- помоги восстановить волейбольную сетку;
- порази цель в тире.
- Рисуй с нажимом
- В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
- заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
- заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
- заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.
Повторение рисунка по клеточкам
Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.
Графические диктанты
На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.