Этапы развития новорожденного малыша по неделям после родов

Основные этапы развития грудничков до года

Груднички развиваются поэтапно. С каждым месяцем происходят определенные изменения во внешности, появляются новые умения, способности. Процесс взросления, приобретения навыков у каждого малыша проходит по-своему.

Педиатры отмечают, что дети разного пола имеют некоторые отличия в развитии.

Несмотря на то что каждый ребенок индивидуален, прослеживаются такие закономерности:

  • масса тела и рост девочек меньше, чем у мальчиков. Так, длина тела новорожденных представительниц женского пола составляет примерно 49,5 см, а мужского – 50,4 см. Вес девочек равен 2,8-3,8 кг, мальчиков – 3-4 кг;
  • в физическом и психическом развитии, мальчики отстают от девочек примерно на 2-3 недели;
  • хоть лица слабого пола рождаются более миниатюрными, костный скелет у них формируется раньше.

Выделяют такие основные направления развития грудничков до года:

  • физическое. Предполагает увеличение веса, роста, укрепление мускулатуры, внешние изменения;
  • когнитивное. Заключается в формировании у малыша способности к размышлению и аргументированным действиям;
  • языковое. Предполагает становление осознанной речи. Вначале ребенок издает различные звуки, потом пытается повторять слова и интонацию взрослых. Со временем у малыша формируется определенный словарный запас, он начинает выражать свои мысли при помощи осознанной речи;
  • двигательное и сенсорное. Заключается в том, что младенец учится ходить, познавать мир;
  • эмоциональное и социальное. Состоит в развитии способностей выражать эмоции, умений общаться со взрослыми и детьми.

Родителям важно учитывать особенности и способности малыша и стимулировать его всестороннее развитие.

Вредные привычки в этом возрасте

В возрасте до года у ребенка начинают формироваться первые привычки, которые могут быть как положительными, так и отрицательными

Важно не пропустить момент, когда ребенок начинает постоянно совершать одно и то же отрицательное действие и помочь ему избавиться от него.. В качестве примера можно привести постоянное сосание пальца

Этим жестом ребенок пытается удовлетворить свой сосательный рефлекс или успокоить чувство тревоги. Другой вариант — это покусывание губ или внутренней поверхности щек. Обе эти привычки могут приводить к формированию неправильного прикуса и постоянной травматизации. Соответственно, чем скорее вы отучите ребенка, тем лучше.

В качестве примера можно привести постоянное сосание пальца. Этим жестом ребенок пытается удовлетворить свой сосательный рефлекс или успокоить чувство тревоги. Другой вариант — это покусывание губ или внутренней поверхности щек. Обе эти привычки могут приводить к формированию неправильного прикуса и постоянной травматизации. Соответственно, чем скорее вы отучите ребенка, тем лучше.

Дети в таком возрасте могут выработать привычку привлекать внимание окружающих с помощью битья или агрессии. Это может говорить о том, что ребенок недостаточно понимает, что перед ним взрослый человек, который дает ему любовь и заботу

Стоит попытаться лучше наладить контакт с малышом.

Постоянный сон в родительской кровати. Если на первых порах это может иметь место, то с возрастом могут появляться проблемы. Хорошим способом решения является постепенное приучение малыша к своему спальному месту с удлинением времени его ночного сна в своей кроватке.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность. Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Особенности процедуры после выписки

Водные процедуры важны не только для поддержания гигиены, но и для эмоционального удовольствия ребенка, а также для поддержания его иммунитета.

Польза от купания:

  • очищение кожи;
  • успокаивание малыша;
  • закаливание;
  • тренировка терморегуляции;
  • познание окружающего мира;
  • приятные эмоции.

Первое купание ребенка будет немного отличаться от последующих температурой воды и продолжительностью.

На какой день после выписки можно искупать?

Существует два мнения на счет купания после выписки:

  1. Купать ребенка надо начинать не раньше, чем заживет пупочная ранка. Обычно это происходит на вторую неделю жизни. До этого поддерживать гигиену надо с помощью влажных салфеток или полотенца.
  2. Принимать водную процедуру впервые можно на 5 день после рождения, то есть на второй день нахождения ребенка дома после выписки. В этом случае купать ребенка надо в небольшой ванночке в кипяченой воде. Это поможет избежать попадания инфекции в пупочную рану.

Если роды прошли с осложнением, то дату первого купания надо уточнить у педиатра.

Отложить купание на день придется в случае, если перед выпиской ребенку сделали прививку.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский считает, что купание для грудничка необходимо не только для поддержания гигиены, но и для того, чтобы сделать его здоровым. Приучать к воде следует с первых дней жизни, ведь правильно организованное купание поможет ребенку и его родителям крепко спать всю ночь.

Важно грамотно организовать процесс. Для увеличения положительного эффекта перед водными процедурами не лишним будет сделать легкий массаж и гимнастику

Чем раньше ребенок переместится из детской ванночки во взрослую – тем лучше. Доктор Комаровский считает, что время ежедневного купания следует постепенно увеличивать до получаса.

Предлагаем посмотреть видео о мнении известного педиатра Комаровского:

Когда лучше начинать дома?

Приучать малыша к водным процедурам лучше в одно и то же время, а именно вечером, перед последним кормлением. Это поможет ребенку успокоиться и настроиться на продолжительный ночной сон.

Некоторых детей процедура купания может наоборот бодрить. В таком случае мыть лучше в утренние часы.

Купание должно происходить до кормления либо спустя 45 минут после него.

Строгой привязки в зависимости от режима кормления для первого купания нет. Грудное молоко усваивается быстро, поэтому начинать водные процедуры можно практически сразу после того, как малыш поест.

Сколько по времени должно длиться?

Первое знакомство малыша с водой может длиться как 3-4 минуты, так и 10-15. Все зависит от настроения и самочувствия ребенка. Если купание вызвало слезы и беспокойное поведение, время нужно сократить. А если новорожденный чувствует себя хорошо, улыбается и проявляет интерес к процессу, процедура может длиться дольше.

В будущем купание сможет занимать 30-40 минут, но для первого раза достаточно и 15. Вода в ванночке не должна успеть остыть к концу процедуры.

Что для этого нужно?

Первое купание займет больше времени, чем последующие и готовиться к нему надо более тщательно. Следует заранее подготовить следующие принадлежности:

  • Термометр. Первое купание ребенка должно происходить при температуре 36 градусов. Во время процедуры вода не должна остыть. Заранее надо убедиться, что термометр показывает правильные данные, ведь погрешность даже в один градус может негативно сказаться на самочувствии ребенка.
  • Мочалка. Кожа ребенка еще очень нежная, поэтому используется либо специальная мочалка для новорожденных, либо мягкая тряпочка. Если родители боятся вызвать раздражение, во время мытья можно использовать ладонь или ватный шарик.
  • Мыло, шампунь или гель. Для первого купания специальные средства для мытья можно не использовать либо брать обычное детское мыло.
    Специалисты не рекомендуют использовать ненатуральные средства по уходу для первого мытья новорожденного.
  • Полотенце. Так же, как и мочалка оно должно быть мягким и не травмировать кожу малыша. Лучше если полотенце будет новое, предварительно постиранное без использования порошка.
  • Кувшин. В первый раз не стоит погружать ребенка в воду с головой, поэтому, для обмывания удобно использовать кувшин с носиком.
  • Гигиенические принадлежности. Сразу после купания надо очистить уши ребенка от попавшей туда воды и обработать пупочную ранку. Для этого используют ватные палочки, перекись водорода или зеленку для обработки пупка, крем и т.д.
  • Чистая пижама. После процедуры ребенка надо будет переодеть в чистый комплект одежды.

В помещении для купания должны находиться часы, чтобы родители могли следить за продолжительностью процедуры.

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых,
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол,
  • делает первые шаги, держа маму за руку.

Четвёртая неделя

К четвёртой неделе жизни младенец заметно меняется: уходит послеродовой отёк, проявляются черты лица, взгляд становится более сфокусированным.

Голова младенца все ещё не до конца округлилась, на ней можно заметить «живые» роднички, которые поначалу пугают многих родителей. Во время родов они помогли крошке появиться на свет, а сейчас эти уязвимые места детской головки лучше прикрыть тоненькой шапочкой даже в отсутствие сквозняков.

Окрепшие мышцы позволяют ребёнку все дольше удерживать головку лёжа на животе.

В первый месяц гипертонус мышц у детей не считается отклонением, т. к. созревающий мозг новорождённого не в состоянии регулировать работу мышечной системы.

За этот нелёгкий период ребёнок заметно набрал в весе – от 600 до 1000 гр и подрос на 4 см. Это усреднённые нормы по календарю развития, многие малыши их с лихвой обгоняют.

Но особым достижением является проявление «комплекса оживления». Теперь он узнаёт родные лица и осмысленно улыбается в ответ.

Что может грудничок 1 месяца:

  • активно двигать ножками и ручками;
  • выражать эмоции радостным или недовольным криком;
  • узнавать маму по запаху и голосу;
  • в положении лёжа приподнимать голову.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

К 6 месяцам большинство малышей уже легко умеют переворачиваться на обе стороны, и со спины на животик. А некоторые, наиболее шустрые, начинают вставать на четвереньки и медленно передвигаться, переставляя ручки или немного подползать, пытаясь достать игрушку. Это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает учиться ползать. Еще смешно, иногда, даже задом наперед, как бы отталкиваясь……А начинает подползать малыш даже не столько от того, что укрепил свою спинку, ручки и ножки, а потому, что он созрел умственно! Малыш уже созрел для того, чтобы думать и двигаться вперед, осваивать пространство. Сегодня малыш пополз, а завтра попытается сесть, освободит свои ручки для игры, а потом и пойдет….. Ползание стимулирует и развивает кроху физически, оно укрепляет спинку малыша. Лучше, когда ползание будет предшествовать сидению, потому что это благоприятно скажется на развитии позвоночника и внутренних органов. Предоставьте своему непоседе простор для исследования мира! Пусть он ползает по квартире, но обязательно обеспечьте ему безопасность.Новые впечатления очень радуют малыша и способствуют его развитию. Научившись ползать, ребенок очень быстро развивает в этом такое мастерство и достигает таких темпов, что можно с уверенностью сказать: спокойные времена для родителей миновали!
Ребенок в 6 месяцев уже свободно и легко берет игрушки из разных положений, играет ими , перекладывает игрушки из руки в руку.
Малыш научился владеть своим тельцем, он может теперь наклоняться справо налево и наоборот – при этом он переносит всю тяжесть в соответствующую сторону. Кроха уже может удержать в каждой руке по игрушке. В это время он учится управлять одновременно двумя руками. Не упустите моменты этого бурного роста, стимулируйте малыша для его интеллектуального развития, подпитывайте его ум первыми развивающими игрушками. В этом возрасте малыши очень любят всевозможные баночки и коробочки – открывать и закрывать их, вкладывать или вынимать предметы. Играйте с ним и одновременно читайте стишки. Так малыш будет учиться сам сопровождать ваши стихи различными модуляциями голоса, изменяя силу звука. Он будет радоваться, когда в ответ почувствует одобрительную реакцию родителей!
К 6 месяцам кроха уже узнает свое имя. Он очень радуется, если к нему обращаются, оборачивается в сторону взрослого человека.
Если раньше малыш любил, когда с ним разговаривают, то теперь он стремится принять участие в активном разговоре. У него появляются первые слоги, которые он старается произнести за взрослым. Это первый сознательный лепет. Он понимает обращенную к нему речь: ищет взглядом называемый предмет (Где лампа? Где стол?), или человека (папу или маму), смотрит внимательно на говорящего
Теперь ваш кроха уже узнает близких по голосам из соседней комнаты. Папа приходит с работы, а он радуется и восторженно ликует на руках! К чужим, наоборот, он относится теперь очень настороженно. Малыш может долго и внимательно рассматривать незнакомца, а потом или улыбнуться, или расплакаться. Это уже не 3-4 месячный несмышленыш!
6-месячный кроха слушает музыку, он подпевает, воркует. Малыш может смеяться, он уже воспринимает музыку эмоционально и выразительно.
В 6 месяцев малыш может огорчаться, если ему что-то не удается, или радоваться, если он овладевает каким-либо предметом

Он осознанно обижается, если у него отнимают игрушку или не обращают на него внимание.
Понаблюдайте, как в 6 месяцев ваш кроха умеет хорошо кушать. Он уже уверенно открывает ротик и ест с ложки

Некоторые малыши к этому возрасту начинают хорошо пить из чашки. С этого возраста ваш малютка может уже принимать участие в ваших семейных обедах. Так он набирается опыта общения в семье.

Важные моменты

При развитии у ребенка навыка держать предметы нужно учитывать несколько рекомендаций:

Для первых занятий подбирать игрушки с длинной ручкой, примерно 15 см, потом он сможет брать мелкие предметы. Расцветка должна быть яркой, подойдет зеленый, красный, оранжевый. До полугода не вкладывать в руки тяжелые предметы, т. к. малыш может ударить себя по голове;
Использовать игрушки разных цветов, форм, выбирать погремушки с необычным наполнителем, а также музыкальные. Нужно разрешать малышу щупать предметы с разнообразной фактурой. Новые тактильные ощущения развивают мелкую моторику, постепенно формируют предпочтения;
Нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, это травмоопасно;
Лучше подбирать время, когда все потребности удовлетворены. В хорошем настроении грудничок будет охотнее принимать и держать погремушку;
Все упражнения нужно выполнять поочередно для обеих ручек. Иначе формируется навык левши или правши. Подносимую вещь ребенок берет ближней рукой: так удобнее и быстрее. Если упустить этот момент, движение становится привычкой после регулярных повторений. В последующем малыш просто в силу навыка хватает предмет определенной рукой с любой стороны;
Обязательно нужно хвалить ребенка, если он взял игрушку

Это важно психологически, позволяет ребенку радоваться успехам и является хорошим стимулом для дальнейших усилий;
Следить за чистотой игрушек. Младенцы все пробуют на вкус, особенно при прорезывании зубов

Ругать их нельзя и бесполезно, но необходимо обеспечить безопасность;
Регулярно заниматься с ребенком или просить кого-нибудь из родных, чтобы он обучал его. Дети теряют интерес при выпадении игрушки из руки. Если взрослый повторно дает вещь, ребенок с удовольствием продолжает занятие.

Развитие у малышей индивидуально, некоторые с интересом берут и рассматривают предметы раньше 12 недель, чаще навык формируется позже. Если и в четыре месяца младенец плохо держит игрушку, нельзя паниковать и считать это отклонением. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, времени, уделяемое родными для игр и обучения, положительную роль играет грудное вскармливание.

О подозрениях необходимо сообщить врачу во время осмотра. Если с реакциями, зрением и нервной системой малыша все в порядке, нужно просто подождать, постепенно он научится тянуться и хватать погремушку. Иногда дети отказываются брать в ручки вещи, которые им не нравятся, нужно пробовать погремушки разного цвета и формы.

Календарь скачков развития у детей до года

Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:

Неделя жизни ребенкаПредполагаемое поведение грудничка в этот период
1 – 4Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
51-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
6Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
7Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
8 – 92-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
10Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
11Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
123-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
13Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
14Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
15 – 194-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
20Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
21Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
22Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
23 – 26Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
27 – 30Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
31Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
32 – 33Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
34 – 376-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
38Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
39Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
40 – 41Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
42 – 467-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
47 – 48Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
49Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
50Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
51 – 558-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.

При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства. Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом

Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий