Как развивать ребенка в 9 месяцев

Уход за малышом в 9 месяцев

В этот возрастной период все гигиенические процедуры ребёнка и уход основываются на тех же действиях, которые проводились ранее от самого рождения до 9 месяцев. Сюда входят ежедневное умывание, подмывание, купание, массаж и гимнастика.

Впишите в график малыша и уход за ним, чтобы он был приучен к распорядку дня с детства.

Купание

Девятимесячный ребёнок с удовольствием проводит время в ванной, играя в игры. Для любителей поплескаться в воде можно находиться в ней до 30 минут. Вы можете использовать водные забавы для развития малыша, водные упражнения или занимая ребёнка мыльными пузырями, пеной, резиновыми зверушками.

Так как сидит ребёнок в 9 месяцев уже уверенно, можно купить для ванной специальный круг или стульчик. Они не только придают устойчивости, но и обеспечивают дополнительную безопасность.

Массаж

Малышу в 9 месяцев необходимо укреплять мышцы спины не только ползанием, но и с помощью массажа. Основные моменты:

  • длительность около 10 минут, делается, только если малыш спокоен и в хорошем настроении;
  • ребёнку помогает расслабиться негромкая спокойная музыка;
  • начинайте процедуру с мягких поглаживаний ладонями, проходя по всем частям тела крохи, массируйте плечи и руки до самых пальчиков, постепенно спускаясь ниже;
  • живот массируйте по часовой стрелке;
  • не затрагивайте позвоночник ни в коем случае, только по бокам;
  • массируйте отдельно каждый пальчик и ладошки ребёнка;
  • в завершение используйте почти невесомые похлопывания.

Массаж лучше всего делать перед ночным сном.

Гимнастика

Зарядка с гимнастическими процедурами, наоборот, хороша утром после ночного пробуждения, до того как малыш позавтракает. Для общего укрепления здоровья на этом месяце достаточно 10 минут.

Разминайте предплечья и мышцы рук ребёнка, лежащего на спине, сгибая его руки в суставах, делая ими круговые движения, подъёмы и скрещивания рук на груди. Разминайте ноги, поочерёдно сгибая их в коленях, имитируя ходьбу и езду на велосипеде. Поворачивайте малыша со спины на живот и обратно, приподымайте и выполняйте присаживания с поддержкой.

Рацион питания 9-месячного крохи

В первый год жизни дети активно развиваются, тратят большое количество энергии. Для восполнения сил им нужно правильное питание. Детей девяти месяцев еще кормят грудью. В материнском молоке содержатся полезные витамины и минералы.

Но данных веществ для ребенка этого возраста недостаточно. Основным источником энергии и необходимых элементов являются продукты общего потребления

Родителям важно понимать, что пищеварительная система малыша еще не функционирует должным образом

Поэтому усвоить грубую пищу организм не способен

Важно грамотно подходить к разработке меню, приготовлению блюд

Рацион детей 9 месяцев обычно включает такие продукты:

  • фруктовые и овощные пюре (из свеклы, яблок, зеленого горошка, капусты, моркови, брюквы, тыквы, слив);
  • натуральные соки;
  • листья салата, зеленый лук, укроп, петрушка;
  • каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая, ячневая);
  • сливочное и растительное масло (в небольшом количестве улучшают пищеварение и укрепляют иммунитет);
  • кисломолочные продукты (кефир, творог);
  • мясные блюда из курицы, индейки, телятины;
  • рыба (морские сорта полезны для умственного развития за счет содержания йода);
  • яйца.

Фруктовое пюре

Готовить еду ребенку 9 месяцев стоит на пару, путем тушения, варки. Магазинные полуфабрикаты и сладкие напитки давать малышу строго запрещено. Груднички в этом возрасте питаются пять раз в сутки. Интервал между приемами пищи составляет 4 часа.

Кормление по графику обеспечивает максимальное усвоение полезных веществ, исключает переедание или недоедание, предупреждает проблемы с пищеварительной системой. Примерный режим питания для детей 9 месяцев приведен ниже в таблице.

ВремяОсобенности приема пищи
6:00Употребление материнского молока либо адаптированной смеси после пробуждения
10:00Полноценный завтрак. Включает в себя плотные и сытные блюда в виде каш. Особенно полезен завтрак, приготовленный из гречневой крупы
14:00Обед. Отличается разнообразием. В это время рекомендовано давать овощные и мясные блюда (рагу, фрикадельки)
18:00Легкий ужин. Тяжелая пища может спровоцировать боли в животе, нарушение сна. Разрешается давать малышу небольшое количество творога, кефир, фруктовое пюре
22:00Поздний ужин. Представлен грудным молоком либо адаптированной смесью

Также специалисты дают следующие рекомендации:

для развития жевательных рефлексов стоит меньше давать пюреобразных блюд

Продукты лучше отваривать, а потом разминать вилкой;
важно давать ребенку только свежие блюда;
при введении в рацион нового продукта нужно проводить тест на аллергию;
если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то заставлять его не стоит. Можно предложить этот продукт через 1-2 недели;
не стоит злоупотреблять сахаром;
полезно приобщать ребенка к семейной трапезе

Это поспособствует хорошему аппетиту.

Физическое развитие

В течение 9-го месяца дети в среднем тяжелеют на 500 г и подрастают на 2 см. В итоге вес составляет 7,5-10,5 кг, а рост – 67-76 см. Зубов к девяти месяцам обычно 4 – по 2 верхних и нижних резца, однако меньшее их количество не означает отставания в развитии. В сутки 9-месячные детишки спят примерно 15 часов: 10-11 ночью и 2 раза по 2-2,5 часа днем. Ночью они просыпаются все реже, могут уйти ночные кормления. Чем активнее малыш проводит день и спокойнее вечер, тем лучше он спит ночью. Вечером ежедневно купайте ребенка – не только для гигиены, но и для сброса дневного напряжения. Подушка до года не нужна.

На 9-м месяце малыши начинают ползать – сначала по пластунски, затем на четвереньках, быстро осваивая активное ползание в разных направлениях. Маленький непоседа не любит отвлекаться от активного познания мира, поэтому иногда его приходится буквально ловить, чтобы накормить, сменить подгузник или одеть на прогулку.

В этом возрасте карапузы уже влезают на подушки и возвышения, зачастую встают на колени и на ножки, придерживаясь за опору, стоят и даже пытаются прыгать, ухватившись за прутья кроватки. Малыши готовятся к освоению навыка ходьбы – они уже могут стоять с поддержкой за одну руку, переступать ножками при удерживании под мышки, идти приставным шагом вдоль опоры. Если ваш кроха еще не научился этим движениям – не расстраивайтесь и не подгоняйте его: ребенок встанет и пойдет, когда дозреет и физически, и психологически.

Детки осваивают щипковый захват мелких предметов указательным и большим пальцами, находят и подают игрушки или другие известные им предметы, достают и перекладывают вещи между ящиками и коробками, начинают повторять увиденные движения: хлопать ладошками, махать ручкой на прощанье.

Крохи становятся очень активными и мобильными, поэтому одна из главных задач родителей – обезопасить жилище и предоставить крохе возможность и простор для движения: убрать из пределов досягаемости мелкие и острые предметы, закрыть провода и поставить заглушки на розетки, опустить днище кроватки. Не оставляйте одного в детском стульчике, особенно без ремней безопасности – шустрый кроха может расшатать «трон» и выпасть.

Как играть с малышом?

Огромное значение имеют правильно подобранные развивающие игры. Девятимесячная кроха активнейшим образом познает мир и интересуется всем на свете. Поэтому можно предложить своему чаду развивающие игры с участием как знакомых ему, так и еще незнакомых животных, птиц и насекомых. Когда кроха усвоит эту информацию, можно предложить ему развивающие игры на тему быта. Сегодня в продаже есть замечательные “говорящие” развивающие игры, благодаря которым малютка быстрее и качественнее усваивает информацию.

Не менее полезны игры-экскурсии. Можно не просто выгуливать малыша, но каждый раз превращать прогулку в увлекательные игры на свежем воздухе. Ребенку будет очень интересно вживую увидеть то, с чем он познакомился дома.

Очень полезны игры, развивающие мелкую моторику. Девятимесячная кроха очень любит играть с желудями, пуговицами и камешками

Важно помнить, что такие игры могут быть небезопасными для малыша. Он может с легкостью засунуть заинтересовавший его мелкий предмет в рот или в нос

Какие игрушки можно предлагать малютке? Детские игрушки должны быть разнообразными по своей фактуре, цвету и форме. Девятимесячная кроха любит не только ощупывать незнакомые предметы, но и бросать их, а также рвать на части.

Особое внимание стоит обратить на такие замечательные игрушки, как пирамидки и стаканчики. Какие именно должны быть стаканчики? В первую очередь эти игрушки должны обладать резными и гладкими краями

Кроме того, они должны быть разных цветов.

Девятимесячных ребятишек завораживают матрешки. Эти трогательные игрушки являются настоящим пособием для развития мышления, памяти и внимания. При помощи этой игрушки кроха разбирает целое на несколько частей и учится вкладывать один предмет в другой.

https://youtube.com/watch?v=vV0wq-q16EE

Огромное значение имеют игрушки, способствующие развитию творческого мышления

Поэтому родители должны обратить свое внимание на такие игрушки, как кубики

И мальчикам, и девочкам можно подарить движущиеся игрушки

Не стоит обходить вниманием и музыкальные игрушки. С их помощью можно развить у крохи музыкальный слух

Игры с подручными средствами

Не каждый родитель может покупать своему чаду много дорогих игрушек. Хорошо, что это совсем не обязательно! Увлечь и развить ребенка до года вполне можно при помощи привычных подручных средств, которые есть в каждом доме. Особенно увлеченно дети играют с маминой бижутерией. Малыш может внимательно рассмотреть каждый предмет из шкатулки, потрогать его, а затем попытаться надеть на себя или взрослого. Особенно хороши в этом плане бусы и браслеты. Следите внимательно за ходом игры, чтоб малыш не разорвал бусы и не проглотил мелкую деталь.

Очень интересна игра под названием «Уборка».

Рассыпьте на пол катушки от ниток, клубки и другие предметы и покажите малышу, как можно их собирать в тазик. Он с удовольствием станет повторять действия за взрослым. Это приучит его к порядку и разовьет физические данные.

Когда вы готовите обед, малыш может занять себя изучением посуды. Так интересно слушать, как ложка гремит об бока кастрюли!

Развитие зрения и слуха

Любопытство – не порок. Но очень опасное занятие, если вам 9 месяцев. Именно в этом возрасте достигают своего пика развития и зрение, и слух. Малыш видит все. Различает цвета, оттенки, формы, текстуры «на глаз». Малейшие детали картинок теперь видны ему и очень интересны. Более того, развивается понятие «ближе-дальше». Карапуз более-менее точно определяет, какой предмет ближе к нему, и насколько ближе, чем его любимая красная машинка, которая лежит у кофейного дивана.

Слух у малыша пока еще острый – ваш шепот в соседней комнате он отличит от шипения сковородки. Развитие слуха и «юность» слухового аппарата малыша позволяют ему слышать и различать очень многие звуки. Резкие и внезапные звуки заслуживают особенного внимания – на них кроха обязательно обернется.

Кроме того, что ребенок слышит ваш голос как никогда хорошо, сейчас активно формируются и развиваются такие его способности, как распознавание речи и слов. Многие дети уже активно реагируют на произнесенное имя, двигаются к тому, кто позвал. Ухо и мозг учатся различать не только громкость, но и интонацию, тембр голоса. В 9 месяцев крошка понимает, когда вы сердитесь, когда расстроены, когда рады и когда спокойны, исключительно по интонации. Он не только чувствует ваши эмоции. Сейчас он именно слышит их в вашем голосе.

Частые проблемы

Разобравшись с тем, что должен уметь делать ребёнок в возрасте 9 месяцев, не упускайте из виду и признаки проблем, которые со временем перерастают в довольно серьёзные. Рассмотрим самые распространённые из них.

Отказ пробовать новую пищу. Принуждать малыша есть ни в коем случае нельзя, но и оттягивать с прикормом тоже. Поэтому экспериментируйте с разными видами продуктов и предлагайте их тогда, когда ребёнок проголодается. Причиной капризов также может быть излишне высокая температура воздуха.

Боязнь чужих людей. Эта реакция считается нормальной для малышей в 9 месяцев, они могут отворачиваться от незнакомцев и плакать, прятаться и тянуться к маме.

Повышенная температура и боль при прорезывании зубов. Эту проблему помогают решить специальные медицинские охлаждающие гели и жаропонижающие препараты. Проконсультируйтесь с вашим доктором заранее, чтобы небыло необходимости искать аптеку среди ночи.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 9 месяцев

Речь девятимесячного крохи так же как и раньше развивается стремительно. Он повторяет слоги, связывая их в короткие слова, ассоциируемые у него с объектами или людьми. В этом возрасте дети зачастую говорят свои первые слова.

Малыш может менять интонацию во время общения с родителями. Он знает свое имя и оживленно отвечает на его, поворачивая голову, радуясь и улыбаясь. В девять месяцев эмоциональный фон у крохи становится определенным. Когда его смешат он смеется и радуется, а когда ругают – обижается, злится или плачет.

Карапуз может указывать пальцем на те предметы, о которых ему говорят родители. Он просит, чтобы его поднесли к шкафу или холодильнику, чтобы он мог достать оттуда интересующую его вещь. Также он может попросить достать игрушку из кармана, если увидит, что родители ее туда положили. Ребенок может подходить или подползать к взрослым, если те его позовут, а также брать указанные им предметы. Выполнение таких простых просьб для девятимесячного малыша уже не является сложностью, как раньше.

Кроха практически освоил такие жесты, как «да» и «нет». Он помогает маме одевать себя, просовывая голову в горловину, руки в рукава, а ноги в штанины. Сам снимает носки, ползунки и шапку.

Малыш держит чашку двумя руками и пьет из нее, еду берет двумя пальцами. При игре в прятки, понимает, где находится взрослый, даже если не видит его. Он может обнаружить маму или папу по шорохам или голосу.

Пока большинство игрушек малыш использует не по назначению. Ему нравится ударять их друг об друга, вкладывать одну в другую, бросать и смотреть на то, как они падают.

Сон и режим дня

Ребенок на 10-м месяце жизни спит ночью по 10-11 часов. У некоторых детей наблюдается беспокойный ночной сон, прерывающийся плачем и движением по кровати. Такое поведение говорит об избыточности информации, поступающей в головной мозг в течение дня, но считается нормой. Постепенно малыш адаптируется к увеличившимся возможностям познания мира и станет спать крепче.

Дневной сон может быть однократным длительным (3-4 часа) или 2-х разовым по 1,5-2 часа. Если вы придерживаетесь режима, то к привычному времени малыш начинает проявлять признаки усталости: трет глазки, зевает. Дети, не преученые к режиму, могут варьировать количество дневного сна, ведя себя более беспокойно, проявляя желание заснуть через плач и капризы.

Чтобы ночной и дневной сон малыша были крепкими, рекомендуется соблюдать некоторые условия:

  • Температура в комнате должна быть не выше 22 градусов.
  • Влажность не ниже 50% и не выше 75%.
  • Комната проветренной, чистой.
  • Малыш хорошо поиграл и устал.
  • Свет в комнате приглушен.

Возросшая активность ребенка не дает ему во время сна оставаться на одном месте. 9-ти месячные дети часто раскрываются и перемещаются по кроватке. Чтобы кроха не замерз, а вам не приходилось постоянно проверять накрыт ли он одеялом, старайтесь одеть на малыша на ночь удобную пижаму и неплотные носочки.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Период отличается большей самостоятельностью и любопытством, желанием исследовать все вокруг и узнавать больше. Поэтому главное в чем нуждается девятимесячный ребенок – развитие. Ему можно предлагать новые игрушки и более интересные занятия, помогая приобрести новые навыки. Чтобы он быстрее научился ползать, можно попробовать:

  1. Попеременно подставлять руки для опоры ног.
  2. Подкладывать из одеяла под грудь и понемногу подталкивать вперед.
  3. Соорудить домик с тоннелем, в котором разложены любимые игрушки.

Игры с ребенком в 9 месяцев

  1. Кубики. Из них можно складывать башни и другие конструкции. Полностью повторить эти действия у детей не всегда получается, но наблюдают за родителями они с внимательно.
  2. Сундук сокровищ. В коробочку нужно сложить небольшие предметы с разной фактурой – куски ткани, картона, губки, крышки от бутылки. Малыш в 9 месяцев, развитие которого включает формирование хватательных функций, будет с удовольствием перебирать их.
  3. Игры в ванной. Во время купания можно научить переливать воду из стакана в стакан.
  4. Телефон. Сначала мама имитирует разговор по телефону, а потом предлагает повторить за ней.
  5. Рисование. Для этого используются пальчиковые краски. Ребенку может понравиться возиться с соленым тестом. Из него можно слепить лепешку, закатать мелкие предметы, а затем предложить достать их.

Игрушки для детей в 9 месяцев

Полезно развитие мелкой моторики, но если давать вещицы, которые можно засунуть в нос или проглотить, то время взаимодействия с ними нужно отслеживать. Подходят следующие игрушки для ребенка в 9 месяцев:

  • книжки с толстыми картонными или мягкими страницами;
  • камешки;
  • музыкальные приборы с кнопками;
  • пластиковые бутылки с крупой;
  • приспособления с прорезями;
  • веревки, за которые будет удобно тянуть;
  • мячи;
  • игрушки с застежками на липучке.

Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам

Познавательное развитие

Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:

1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;

2. снимает предметы с опоры: кольца – со стержня в горизонтальной плоскости; втулки – со шнура, шары – с лент в горизонтальной плоскости;

3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;

4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые – прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку – например, в кольцо, – и т.д.)

Социальное развитие

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

1. адекватно реагирует на мимику взрослого, возгласы одобрения или порицания;

2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;

3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;

4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;

При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.
В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Речевое развитие

Понимание речи:

1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.

2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.

4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д.

Активная речь

5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;

6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

Моторное развитие

Развитие общих движений

1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.

2. Стоит при поддержке за руки.

3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.

5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.

Развитие действий руки

1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).

2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.

3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.

4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.

Навыки

1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.

2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Веселые игры

Ребенку в 9 месяцев игры, позволяющие повеселиться, помогут отвлечься от капризов. Это могут быть:

  1. Прятки. Не забудьте обнять и поцеловать ребенка, когда его найдете.
  2. Съем-съем. Мама или папа пытаются «откусить» кусок от сладкого сына или дочки. Ребенок в это время весело хохочет.
  3. Веселые топотушки. Потанцуйте с ребенком под зажигательную музыку.
  4. Щекотка. Вымойте кисточку от пудры и с веселыми прибаутками пощекочите нос, уши, живот ребенка. Разрешите ему проделать это с вами.
  5. Скачем на лошадке. Посадите дочь или сына на колени и, приговаривая, имитируйте скачки на лошади. Постепенно увеличивайте темп.

Дети любят повеселиться, поэтому любое действие можно сопровождать прибаутками и шутками.

Обычный день

Каждый новый день с ребенком десяти месяцев наполнен интересными моментами. Организация определенного режима дня с учетом особенностей развития и биоритмов ребенка важна для нервной системы крохи. У каждого ребенка распорядок дня будет своим, но для понимания, как строить режим, мы предлагаем пример дня с малышом в 10 месяцев:

6:30

Пробуждение.

Первое кормление, включающее в зависимости от типа вскармливания либо грудное молоко, либо смесь.

7:00

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

9:00

Гимнастика.

10:00

Второе кормление, в которое малышу дают кашу, фруктовое пюре, сливочное масло и желток.

11:00

Прогулка, часть времени которой занимает первый сон ребенка на свежем воздухе.

14:00

Третье кормление, в которое обычно ребенку дают овощи в виде пюре или супа, мясо (дважды в неделю его заменяют рыбой), растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

14:30

Период бодрствования с развивающими играми.

16:00

Прогулка, во время которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

18:00

Четвертое кормление, во время которого детям дают фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

18:30

Период бодрствования со спокойными играми.

21:30

Купание.

22:00

Пятое кормление, в которое ребенок в зависимости от вскармливания получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне 4-6 раз, а детки на искусственном вскармливании обычно не просыпаются для кормлений.

Техника безопасности

Возросшая активность карапуза требует от родителей повышенного внимания к вопросам безопасности. Рекомендуется:

  • Убрать все мелкие, бьющиеся, хрупкие вещи из доступа ребенка. Не оставляйте монеты на видном месте;
  • Закрыть все розетки заглушками, провода спрятать за мебель или под ковры;
  • Химические, ядовитые, лекарственные средства убрать в недоступные места. Недопустимо хранение порошка и других моющих средств в непосредственном доступе ребенка, даже в закрытом виде;
  • Острые, режущие и колющие предметы должны быть недоступны малышу;
  • Объясните карапузу значение слов «горячо», «опасно», «нельзя»;
  • Не ставьте на край стола или плиты горячие кастрюлю, чашку, тарелку;
  • Следите за тем, чтобы электроприборы были выключены из сети, а розетка была закрыта;
  • В домах с газовым оборудованием не забывайте перекрывать газ, следите, чтобы кроха не трогал вентили;
  • Установите на двери ограничители, чтобы малыш не прищемил себе пальчики;
  • Накройте острые твердые углы мебели плотной тканью;
  • В период активного освоения малышом навыка ходьбы старайтесь предусмотреть место возможного падения и подстелить плед или другой мягкий предмет;
  • Уберите или закрепите легко опрокидываемые стулья, подвижную мебель.

Дети не чувствуют опасности, они просто играют, изучая окружающий мир известными способами. Постарайтесь предугадать потенциально опасные ситуации и обезопасить своего карапуза.

Уход за малышом

Для активного развития крохи необходимо правильно организовать уход за ним.

Гигиена

Гигиена ребёнка основывается на тех же процедурах, что проводились в предыдущие месяцы: утреннее умывание, подмывание после смены подгузника, ежедневное вечернее купание. А также малыша следует умывать после еды и мыть ему руки после прогулки.

Чистка зубов

Малыши к этому времени часто уже обладают четырьмя зубками. Обычно, если пища ребёнка здорова, чистить их нет необходимости. Но некоторые родители желают заботиться о ротовой полости своего крохи чуть ли не с рождения. Для этого существуют специальные щёточки и пасты. Если на молочных зубах ребёнка есть выраженный налёт, нужно обратиться к детскому стоматологу или педиатру.

Для ухода за первыми зубами малыша существуют специальные зубные пасты и щётки

Стрижка ногтей

Ногти у малышей нужно стричь по мере их отрастания. Педиатры советуют проводить эту процедуру раз в 5–7 дней. Нельзя использовать взрослые маникюрные ножницы, так как ими можно поранить ребёнка. Лучше приобрести детский маникюрный набор.

Если малыш не любит стричь ногти, нужно отвлечь его от этой процедуры: рассказать сказку, спеть песню. Постричь ребёнку ногти можно и тогда, когда он уснёт.

Ногти у малышей нужно стричь по мере их отрастания

Стрижка волос

Большинство деток к девяти месяцам ещё не нуждаются в стрижке волос. Но бывает, что уже к этому возрасту у крохи пышная шевелюра, которая мешает ему. В этом случае можно аккуратно подстричь концы волос ножницами, пока малыш будет чем-то увлечён. Не рекомендуется стричь ребёнка машинкой «под ноль», так как это может повредить структуру пушковых волос. В итоге такая процедура может повлиять на высоту линии роста волос.

К девяти месяцам малыш ещё не нуждается в стрижке волос

Питание

Грудное молоко всё так же необходимо для нормального развития крохи, поэтому оснований для прекращения грудного вскармливания нет. К этому возрасту основные продукты прикорма уже введены и остаётся лишь расширять рацион малыша новыми блюдами.

На десятом месяце жизни малышу можно давать для жевания кусочки твёрдого яблока

На десятом месяце жизни также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твёрдого яблока, моркови, сушки. А также в 9 месяцев можно начинать учить ребёнка пользоваться ложкой. Но если кроха будет пытаться брать еду пальчиками — не нужно отказывать ему в удовольствии.

Режим дня 9-месячного ребёнка

Режим дня ребёнка в 9 месяцев практически не отличается от режима восьмимесячного малыша. Некоторые изменения возможны лишь в рационе, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса. Периодичность сна неизменна. Нормой считается сон общей продолжительностью до 14 часов в сутки.

Примерный распорядок дня:

  • 7.00 — подъём, умывание, кормление;
  • 8.30 — 10.00 — сон;
  • 10.00 — 12.00 — кормление, прогулка;
  • 12.00 — 14.00 — сон;
  • 14.00 — 16.00 — кормление, игры;
  • 16.00 — 18.00 — сон;
  • 18.00 — 21.00 — кормление, прогулка, купание;
  • 21.00 — 7.00 — сон;
  • 23.00 — последнее кормление.

Общая продолжительность сна 9 месячного ребёнка — 14 часов

Какие навыки доступны ребенку этого возраста

К моменту 1 года и 9 месяцев малышу доступно уже весьма многое, он может:

  1. сам залезть на стул или диван, преодолеть невысокое препятствие иного рода, подниматься по лестнице держась за перила;

  2. есть самостоятельно как густую, так и жидкую пищу, используя ложку, прилагая усилия к тому, чтобы она попадала в рот без потерь «по дороге»;

  3. легко может снять одежду (иногда там, где этого делать не нужно), расстегивает замок «молнии» и пуговицы, способен надеть головной убор, справится со штанами, может обуться;

  4. уже может научиться использовать горшок и сообщать о своей нужде определенными словами или иным способом;

  5. собирает пирамидку, различает форму предметов, способен подобрать нужную форму к отверстию сортера, построить башенку или стену из кубиков;

  6. определить размер предметов, например, показать самый маленький и самый большой мячик, так же может различать цвета, найти два одинаковых по цвету предмета;

  7. способен усвоить знание о месте хранения игрушек и других вещей, может по просьбе взрослого убрать вещи на свои места;

  8. начинает проявлять первые признаки самостоятельности и защиты «собственных границ», выражая недовольство при попытках оказать ему помощь в том, что он намеревался сделать сам

Катаем машинку

Родители мальчика, скорее всего и так первым делом купили малышу машинку и научили возить ее по полу. Но вот девочкам везет меньше, часто им совсем не покупают машинки, просто потому, что так не принято. Также как и не принято покупать мальчикам кукол. Но малышу нужно познавать мир через самые разные предметы, учиться пользоваться ими. До трех лет нет необходимости делать существенных половых различий в воспитании мальчика и девочки. Если вы будет следовать всем предрассудкам, вы просто лишите ребенка какой-то частицы опыта. Катание машинки – еще один способ взаимодействия с предметом, который будет полезно освоить малышу для всестороннего развития.

***

У своей дочери слегка изменившееся отношение к игрушкам я заметила ровно в 9 месяцев. Если раньше пирамидка интересовала ее исключительно с точки зрения «погрызть колечки», то в 9 месяцев она, только увидев пирамидку, начинала ее разбирать, снимая поочередно кольцо за кольцом, небольшие игрушки, лежащие в коробочке, тоже непременно нужно было достать. Стоило мне только начать что-нибудь складывать, дочь обязательно все разбирала обратно. Спустя месяц такого «разбирания» появился и долгожданный интерес к созидательной деятельности – она стала нанизывать колечки на стержень, складывать предметы в тару, строить свои первые башни из кубиков (по 2-3 кубика).

На этом прощаюсь! И не забудьте посмотреть продолжение этой статьи

Также рекомендую посмотреть

Волосы и ногти

Волосы продолжают изменяться и у некоторых детей уже полностью затянулись залысины, образовавшиеся в первые месяцы жизни. От индивидуальных особенностей ребенка зависит внешний вид и цвет волос. Некоторые дети уже сейчас радуют родителей хорошей прической, требующей ежедневного тщательного ухода, у других – волосы все еще тонкие и редкие. На 10-м месяце жизни еще рано судить о структуре и качестве будущих волос. Часто бывает так, что после года редкие волосы начинают активно расти и приобретать пышную форму.

Мыть волосы с шампунем следует не чаще 1 раза в неделю средством, подходящим для младенцев. Ежедневно после сна хорошо расчесывать волосы специальной щеткой для массажа волосяных луковиц, стимуляции роста волос.

Ногти карапуза на 10-м месяце жизни становятся крепкими. Скорость их роста требует еженедельного обрезания выступающих частей ногтевой пластины. Маникюр для младенца старайтесь делать прямой без закругления, используя специальные ножницы для детей с закругленными концами.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
  • маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
  • одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий