Развитие ребенка в 1 год

Возможные проблемы у ребенка в 1 год

Рассмотрим три самых распространенных проблемы, о которых некоторые родители упоминают при достижении их ребенком годовалого возраста. Также определим, являются ли эти особенности действительно проблемами.

Ребенок совсем не говорит

Согласно многочисленным данным ВОЗ и таблицам, размещенным в интернете, годовалый малыш должен выговаривать несколько слов. В последнее время все чаще родители беспокоятся о том, что их чадо так и не произнес первые «лепетные» слова к 12 месяцам

Обратите внимание, что по американским меркам, об этом не стоит волноваться до 2,5 лет, и многие успешно пользуются этим правилом, не мучая ни себя, ни малютку. Имеется повод для беспокойства, если у дитя отсутствует речь в три года

Почему ребенок не говорит в обозначенные сроки – в год? У всех детей присутствуют индивидуальные особенности речевого аппарата. Один ребенок может заговорить в год, а другой в два, и уже в течение нескольких он способен даже обогнать сверстников в количестве выученных слов и фраз.

Также обращается внимание на условия, в которых растет чадо. Взрослые либо провоцируют, либо тормозят речевое развитие

Обычно проблема не имеет отношения к нарушениям здоровья, поэтому даже не думайте о каких-либо медикаментах, если кроха не говорит в годик.

Также позднее речевое развитие может быть связано с тем, что постепенно исчезла культура пестования малютки, которые столетиями проводили бабушки и прабабушки во многих семьях. Нередко родные не ведут никаких бесед с маленькими детьми, заявляя, что «они еще не умеют разговаривать» – естественно это не способствует активному развитию речи.

Малыш не начал ходить

Одно из наиболее значимых достижений карапуза к первому дню рождения – самостоятельная ходьба. Большая часть детей осваивает навыки ходьбы к этому возрасту, некоторые даже бегают, но это правило нельзя назвать безусловным. Есть ли повод для волнений?

Вспомните, в каком возрасте крохе покорились прочие навыки – ползание, сидение, переворачивание. Если прочие способности формировались позже, чем у сверстников, то и к ходьбе это тоже будет иметь отношение.

Определите, есть ли у малыша предпосылки к тому, чтобы начать ходить. Способен ли он сам становиться у опоры, шагать вдоль нее или за руку. Умеет и регулярно тренируется это делать – значит, беспокоиться не нужно.

Ребенок не начал ходить на горшок

Многие мамочки убеждены, что если малыш в год не садиться на горшок, то это значит, что время упущено, и он отстает в развитии. Обычно первыми начинают причитать бабушки и дедушки, которые растили детей, не имея одноразовых подгузников. Такое приучение к горшку молодым мамам даже не снилось, поэтому они не торопятся с отказом от подгузников, и правильно поступают!

Не стоит принимать за пример истории о восьмимесячных детях, которых высаживают на горшок. Они это делают, не потому, что действительно хотят, а из-за выработанного рефлекса. Если он сидит 20 минут на горшке и слушает «пись-пись», то естественно вскоре он «сделает дело». Но это не значит, что он захотел или попросился – родители просто пытаются поймать момент. В 90%случаев такие дети к 1,5 года начинают показывать характер, и им надоедает ходить в туалет по указке – ребенок начинает протестовать, писать в штаны.

Просто дождитесь созревания его нервной системы, когда он будет в состоянии соединить цепочку: хочу писать, говорю маме, иду к горшку, снимаю штаны и делаю свои дела. Годовалый ребенок на это попросту не способен. Его можно лишь «знакомить» с горшком, объясняя его суть. Ругань и наказания ребенка, не стремящегося на горшок в этом возрасте недопустимы. Практически все дети начинают управляться с горшком к трем годам.

Важные моменты

При развитии у ребенка навыка держать предметы нужно учитывать несколько рекомендаций:

Для первых занятий подбирать игрушки с длинной ручкой, примерно 15 см, потом он сможет брать мелкие предметы. Расцветка должна быть яркой, подойдет зеленый, красный, оранжевый. До полугода не вкладывать в руки тяжелые предметы, т. к. малыш может ударить себя по голове;
Использовать игрушки разных цветов, форм, выбирать погремушки с необычным наполнителем, а также музыкальные. Нужно разрешать малышу щупать предметы с разнообразной фактурой. Новые тактильные ощущения развивают мелкую моторику, постепенно формируют предпочтения;
Нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, это травмоопасно;
Лучше подбирать время, когда все потребности удовлетворены. В хорошем настроении грудничок будет охотнее принимать и держать погремушку;
Все упражнения нужно выполнять поочередно для обеих ручек. Иначе формируется навык левши или правши. Подносимую вещь ребенок берет ближней рукой: так удобнее и быстрее. Если упустить этот момент, движение становится привычкой после регулярных повторений. В последующем малыш просто в силу навыка хватает предмет определенной рукой с любой стороны;
Обязательно нужно хвалить ребенка, если он взял игрушку

Это важно психологически, позволяет ребенку радоваться успехам и является хорошим стимулом для дальнейших усилий;
Следить за чистотой игрушек. Младенцы все пробуют на вкус, особенно при прорезывании зубов

Ругать их нельзя и бесполезно, но необходимо обеспечить безопасность;
Регулярно заниматься с ребенком или просить кого-нибудь из родных, чтобы он обучал его. Дети теряют интерес при выпадении игрушки из руки. Если взрослый повторно дает вещь, ребенок с удовольствием продолжает занятие.

Развитие у малышей индивидуально, некоторые с интересом берут и рассматривают предметы раньше 12 недель, чаще навык формируется позже. Если и в четыре месяца младенец плохо держит игрушку, нельзя паниковать и считать это отклонением. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, времени, уделяемое родными для игр и обучения, положительную роль играет грудное вскармливание.

О подозрениях необходимо сообщить врачу во время осмотра. Если с реакциями, зрением и нервной системой малыша все в порядке, нужно просто подождать, постепенно он научится тянуться и хватать погремушку. Иногда дети отказываются брать в ручки вещи, которые им не нравятся, нужно пробовать погремушки разного цвета и формы.

Полезная информация

Когда в семье появляется младенец, у новоиспеченных родителей возникает множество вопросов. Кого-то волнуют —рефлексы новорожденных—, а некоторые родители активно ждут момент, когда малыш начнет держать голову. Есть те, кто переживают о зрении новорожденного и пытаются найти информацию о том, когда грудничок начинает видеть. Вы можете ознакомиться еще и с этой информацией.

Какие развивающие занятия для детей от 1 года вы использовали для своего крохи? Чем вашему ребенку нравилось играться в этом возрасте? Будем рады, если вы поделитесь своими интересными и веселыми историями, а также полезными и практическими советами. А еще не забывайте оставлять комментарии о прочитанной статье.

Детские ходунки безопасны?

Детские ходунки – серьезная угроза безопасности для вашего любимого человека. Почему так рискованно? Ребенок в ходунках может упасть с лестницы или скатиться об острые края. Он может обжечься, прикоснувшись к горячей духовке или ручке кастрюли – находясь в ходунках, ребенку легче схватить вещи, которые, по вашему мнению, были вне досягаемости.

А поскольку малыш в ходунках может пройти более трех футов за секунду, даже пристальное наблюдение не гарантирует, что ребенок останется в безопасности. Фактически, большинство травм ходунков случается, когда взрослые находятся поблизости, но просто не могут поймать своих милашек, когда они свистят навстречу вреду.

Из-за большого количества травм, вызванных ходунками, в 1997 году были введены определенные стандарты безопасности. Производители начали делать ходунки шире, чтобы им было труднее проходить через большинство дверей. Ходунки также получили тормоза, которые автоматически срабатывают, когда одно колесо опускается ниже, чем три других – например, когда ходунок начинает скатываться с вершины ступеньки.

Но даже с этими изменениями детские ходунки по-прежнему представляют собой серьезный риск. Вот почему  академия педиатрии призвала запретить этот тип оборудования. Более того, призывает родителей выбросить любые ходунки, которые у них уже есть. Вместо этого выберите стационарную игровую приставку.

Мимика и речь

Есть различные мнения специалистов. Кто-то утверждает, что малыш в таком возрасте знает порядка 40 слов, некоторые специалисты придерживаются мнения, что 20-30. Однако можно утверждать следующее: словарный запас и речь в 1 годик зависит от того, насколько активно происходила подготовка речевого аппарата с самого рождения. Чем больше с малышом общались с самого рождения, тем его пассивный словарный запас будет более обогащенным. Уже сейчас он понимает, что речь – это средство общения и начинает ею пользоваться.

Малыш также активно пользуется мимикой лица и с удовольствием повторяет выражения лиц мамы, папы или других хорошо знакомых людей. На развитие речи влияет слух: ребенок в 1 год слышит и запоминает, но если со слухом есть проблемы, они возникают и с развитием речи, поэтому родителям необходимо внимательно наблюдать за своим крохой.

Психическое развитие ребенка в 1 год

На психическое развитие годовасика влияет его умение общаться, понимать других и передавать свои мысли. Это влияет на его понимание своей роли в семье, умении играть. Малыш начинает обладать информацией и пользоваться этим.

Как все это происходит:

  • Кроха понимает 1-3 десятка слов.
  • Знает названия предметов, с которыми постоянно имеет дело.
  • Может назвать предметы, но не четко, неточно. Однако, кроха уже понимает, что у них есть «имена».
  • Малыш с удовольствием общается с другими детками. Но так как маленький пытается установить свои правила, такое общение без конфликтов не проходит.
  • Карапуз знает, как его любят. И начинает манипулировать членами семьи. При этом, малыш понимает, с кем как «общаться»: с кем можно баловаться, а с кем такой номер не пройдет.
  • Годовасик любит музыку и, как правило, реагирует на нее: пританцовывает, подпевает.
  • У малыша развивается долговременная память.
  • Можно наблюдать, как кроха проявляет характер: сердится, настаивает на своем.
  • Карапуз старается стать более самостоятельным. А еще он начинает сравнивать, как делает взрослый, и как – он.

Нередко родители отмечают, как за один год их ребенок сильно изменился. Он не просто научился ходить/говорить, он начинает «командовать» и пытаться помыкать взрослыми и другими детьми.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев

Приближаясь к возрасту двух лет, ребёнок продолжает самовыражаться всеми доступными ему методами. Многие дети любят кусаться в попытках доказать свою правоту. Так же они делают это, когда их мучает интерес, связанный с последствиями и реакциями со стороны других взрослых или детей на их действия. Дело в том, что дети в таком возрасте ещё не совсем умеют решать сои проблемы и самоутверждаться другими методами. Тем не менее, они очень эгоцентричные создания, и им это просто необходимо. Кусаясь, хватаясь за волосы, щепаясь, провоцируя драку – они просто доказывают свою правоту. Кроме того, учитывая, что малыши не обладают другими, более цивилизованными формами общения, и не совсем понимают, что подобными действиями способны причинить боль, как на физическом, так и эмоциональном уровне, они совершают подобные действия без зазрения совести, а так же могут драться и хохотать одновременно. Не стоит беспокоиться, что кроха обязательно вырастит в злого ребёнка. Вы должны учить его решать конфликты при помощи общения, мощного словарного запаса и более уравновешенного состояния. К возрасту 3 лет ребёнок должен перерасти этот бурный период. 

Поведение ребенка 1 года и 9 месяцев в основном спокойное, уравновешенное. Он радостно настроен, постоянно интересуется окружающим. Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия. Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.

При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения. Скучает при расставании с мамой. Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним. Напряжен в незнакомой обстановке.

Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза. Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными “высказываниями”, мимикой

Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками. Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.

Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.

Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, сказку.

Малыш стремится помогать взрослым по дому. Копирует их поведение: «готовит» в детской посудке, «читает» книги, копирует.

Очень любит рассматривать картинки. Показывает на картинках все, что его просят показать: собаку, домик, самолет, дерево и пр. пока не все. С интересом смотрит мультфильмы. Способен возвести из кубиков сложную конструкцию; количество задействованных кубиков — больше пяти.

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)

Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.

Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

  • ;
  •  (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Возим каталку;

Чистим вареное яичко;

Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

Учимся расстегивать липучки, молнии;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)Уже знакомые игры:

Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;

Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Составляем кубики друг на друга;

Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Играем с сенсорными коробками;

Нормы речевого развития детей в 1 год 9 месяцев

Понимание речи:

  1. Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: “Где?”, “Кто это?”, “Что это?”, “Что делает?”.
  2. Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
  3. Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь:Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

В возрасте 1 год 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается речь: накапливаются слова, ребенок может произнести почти любое слово (по-своему), к концу этого периода появляются настоящие предложения, фразовая речь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в возрасте 1 год 9 месяцев

Поведение спокойное, уравновешенное.
Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
Скучает при расставании с мамой.
Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
Напряжен в незнакомой обстановке.
Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными “высказываниями”, мимикой.
Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

Как создать развивающую среду?

Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков  у детей лежит подражание.

Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить

внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д

Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Помощь родителей

Время от времени годовалого ребенка нужно носить на руках. Развитие малыша в двенадцать месяцев так же как и раньше, направлено на совершенствование речевых навыков и мелкой моторики, поэтому необходимо продолжать развивать эти функции.

Развитие прямохождения

Самым главным навыком, приобретаемым малышом на данный момент, является ходьба

Как бы родителям ни хотелось, чтобы их чадо начало быстрее делать первые шаги, крайне важно учитывать его готовность к ним

Если малыш уже освоил навык ползания и передвигается на четвереньках без каких-либо проблем, то необходимо сделать все, чтобы подтолкнуть его к прямохождению, однако отучать его ползать не следует. Чтобы научить кроху ходить, нужно развешивать его любимые игрушки на доступной для него высоте. Как только родители будут замечать, что малыш встает на ноги и тянет руку за игрушками, их нужно переносить немного дальше от карапуза, чтобы он проделывал несколько шагов, прежде, чем их достать.

Не нужно торопить ребенка и сразу ждать от него ошеломительных результатов. Его опорно-двигательная система будет постепенно привыкать к нагрузкам. Расстояние между игрушками и ребенком нужно увеличивать постепенно. Когда он сможет самостоятельно шагать от опоры до опоры, ему будет необходимо сделать несколько таких целей с любимыми игрушками, к которым он сможет идти. На пути малыша обязательно должны встречаться опорные предметы, такие как кресло, стул, кроватка и прочие.

Стимуляция первых шагов ребенка

Зачастую дети боятся сделать первый шаг, так как не уверены в своих силах и очень боятся потерять равновесие и упасть. Чтобы уравновесить тело карапуза ему можно дать в руки несколько игрушек, затем следует отойти на пару шагов назад и попросить ребенка принести подвешенную игрушку. Малышу будет достаточно подобной мотивации и он начнет делать свои первые шаги, чтобы выполнить просьбу родителей.

Во время прогулок с малышом на свежем воздухе, необходимо обращать его внимание на других детей, которые уже самостоятельно шагают. Чужой пример может также замотивировать карапуза на собственные подвиги

Хотя ходунки и позволяют быстрее развить навык хождения, часто их использовать не рекомендуется, так как они могут стать причиной неправильно сформированной осанки. Вместо них, лучше применять вожжи или игрушки-каталки. Поддерживать ребенка во время ходьбы нужно не за подмышки, а за кисти или предплечья. Когда малыш научится делать первые самостоятельные шаги, его можно держать сзади за капюшон для подстраховки. С этого момента нужно стараться меньше пользоваться коляской, давая возможность карапузу развивать полученный навык.

Не нужно переживать по поводу того, что малыш падает. Падения являются важным фактором в процессе обучения прямохождению. Не следует бежать к ребенку сразу после того, как он упал, необходимо дать ему возможность самостоятельно подняться. Помогать ему нужно только тогда, когда он не может подняться сам, плачет или сильно ушибся. Если есть возможность прогулок по траве, песку или земле, то необходимо разрешать ребенку гулять босиком. Это очень полезно.

Обувь для годовалого ребенка

Если малыш осваивает навыки прямохождения на жестком полу, то на него нужно надевать специальную детскую обувь. Это необходимо потому, что во время ходьбы в ступне происходит напряжение определенных мышечных групп, однако только в том случае, если ребенок ходит по земле, камням или песку. При хождении по полу, детская ступня будет либо расслабленной, либо напряженной только наполовину, что приведет к искривлению голеностопа и нарушениям походки. Первая обувь малыша должна быть непросто модной, удобной и нарядной, а ортопедически правильной. Лучше всего приобретать ботинки на шнурках с высоким задником. Таким образом, детский голеностоп будет зафиксирован, а небольшой устойчивый каблук на ботинках, позволит избежать плоскостопия. Ботинки не нужно надевать все время, достаточно их носить, только тогда, когда ребенок ходит.

Игры с годовалым малышом

С ребенком необходимо продолжать играть в игру с наличием сюжета. Все что было увидено малышом во время прогулки на свежем воздухе, можно обыграть в домашних условиях, используя игрушки. Это могут быть проезжающие автомобили, гуляющие по двору животные или КАМАЗ выгружающий щебень на придомовую территорию. Все это можно воссоздать для малыша в игровой форме.

Также можно устраивать для крохи сказки в форме спектаклей, используя для этого матрешек или пальчиковых кукол, специально созданных для этих целей.

Для чего нужна таблица?

Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.

Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми

Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений

Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.

Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.

Что вы можете сделать, чтобы помочь малышу пройти через этот кризис?

  • Относитесь к первым проявлениям независимости с уважением и пониманием.
  • Предоставьте малышу свободу делать то, что он хочет и уже умеет.
  • Помогайте ребенку, только когда он сам вас об этом попросит.
  • Найдите разумный баланс в отказах и уступках ребенку: он нащупывает границы дозволенного, а вы эти границы определяете.
  • Обойдитесь без назойливых советов, если малыш знает, как справиться с задачей.
  • Указывайте на ошибку доброжелательно и так, чтобы ребенок сам ее увидел.
  • Используйте позитивную форму замечаний (избегайте частицы «не»).

Помните, что кризис независимости — это свидетельство нормального для этого возраста стремления подрастающего человека отделиться от взрослого. Более того, этот этап просто необходим для психологического созревания малыша как независимой личности. Если вы все делаете правильно, ребенок учится адекватно формулировать свои запросы и отстаивать их цивилизованными способами.

Удачи вам и терпения. И здоровья вам и вашему малышу!

Физическое развитие: крупная и мелкая моторика

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Тело малыша: новые этапы развития

В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.

  • Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
  • Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
  • Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
  • Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
  • Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.

Питание годовалого ребенка

О продуктах питания мы уже говорили. Но стоит поговорить про режим питания и приблизительное меню.

Режим

Режим питания малыша в каждой семье устанавливается свой. Но, если планируете через год-два отдать кроху в садик, стоит составить расписание питания максимально приближенное к детсадовскому.

  • Завтрак: 8.30-9.00
  • Обед: 12.30-13.00
  • Полдник: 16.30-17.00
  • Ужин: 19.00-19.30

Меню

Давать грудное молоко 1 или 2 раза в день, как советуют специалисты, решать вам. Но желательно это сделать утром и/или на ночь.

Примерное меню для годовасиков

Завтрак:

  • Каша (200гр)
  • Чай с молоком (70гр)
  • Белый хлеб (10гр);
  • Сливочное масло (5гр)

Обед:

  • Суп (70гр)
  • Картофельное пюре (100гр)
  • Тефтели (50гр)
  • Компот (70гр)
  • Белый хлеб (10гр)

Полдник:

  • Печеное яблочко (или тыква) (100гр)
  • Чай (100гр)
  • Печенье (15)

Ужин:

  • Вареное яйцо (50гр)
  • Кисель (100гр)
  • Сырники (100)
  • Печенье (15гр)

Конечно, это очень приблизительное меню, скорее всего. Это – база, на основе которой можно составить свое меню для малышонка.

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов

А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление»

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Физические навыки

Физическое развитие в полтора года проходит стремительно: малыш крепнет, осваивает новые навыки, демонстрирует способность лучше владеть своим телом и контролировать движения.

Полуторагодовалый ребёнок должен уметь:

  • уверенно стоять на ногах;
  • хорошо ходить и пытаться бегать;
  • перемещаться, обходя либо перешагивая предметы;
  • уверенно идти, удерживая что-то в руках;
  • садиться на стульчик и вставать с него без поддержки;
  • забираться на диван (кресло, стул) и самостоятельно слезать с него;
  • подниматься по небольшим ступенькам и спускаться с них (держась за перила, за руку взрослого либо самостоятельно);
  • играть с мячом: бросать его вверх или вниз, пинать ногами;
  • приседать и спокойно подниматься с корточек;
  • наклоняться вперед за предметом, брать его с пола;
  • вставать на носочки, пытаясь достать до чего-то;
  • менять направления движения;
  • поворачиваться в разные стороны.

Важно! В полтора года ребёнок всё ещё может оставаться немного неуклюжим и падать. Это абсолютно нормально и не должно быть поводом для беспокойства.

Безопасность в ванне

Купание извивающегося ребенка в 1 год, в ванне может вызвать стресс. Для того, кто только начинает открывать для себя свою подвижность, неинтересно сидеть … даже в ванной.

К счастью, старшие дети могут быть упорно шалят, но все еще легко отвлекается. Так что продолжайте отвлекаться. В ванне спойте особенную веселую может даже глупую песню для купания, надуйте ребенку пузыри, чтобы он лопнул, выплескивал, наполняйте и опорожняйте чашки, плавайте и топите корабли или макайте тележку.

Работайте также быстро – если ваш малыш действительно не грязный, несколько быстрых движений тряпкой для мытья посуды должны выполнить работу с минимумом поворотов. Кстати, чем меньше внимания будет уделяться изгибам, тем лучше – улыбка или ругань будут усиливать поведение, которому вы пытаетесь препятствовать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий